Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Анастасия Александровна

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу транспортной безопасности, включающей в себя целый комплекс проблем нормативно-правового, финансового, материально-технического, социального, информационного и научно-технического характера, которые своевременно не решались. Автор рассматривает понятие транспортной безопасности как составной части национальной безопасности и анализирует проводимую государством политику в транспортной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

8. Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ Об ипотеке (залоге недвижимости): (постатейный): с учетом новейших подзаконных актов / А.Н. Кайль, И.Ю. Оськина, А.А. Лупу. - М.: ЭлКниги, 2018. - 367 с.

9. Киндеева Е.А. Недвижимость: права и сделки: кадастровый учет и государственная регистрация прав / Е.А. Киндеева, М.Г. Пискунова. - М.: Юрайт, 2017. - 805 с.

УДК 338.47

DOI 10.21661/r-557599

Федорова А.А.

Научный руководитель: Антоновская Е.А.

Государственное регулирование транспортной деятельности

Аннотация

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу транспортной безопасности, включающей в себя целый комплекс проблем нормативно-правового, финансового, материально-технического, социального, информационного и научно-технического характера, которые своевременно не решались. Автор рассматривает понятие транспортной безопасности как составной части национальной безопасности и анализирует проводимую государством политику в транспортной системе.

I

Ключевые слова: государственное регулирование, транспортная система, транспортное обслуживание, транспортная стратегия РФ.

Транспортная деятельность затрагивает интересы практически всех граждан и юридических лиц, т.к. это связано с большой площадью нашего государства, а перевозка грузов и самих пассажиров необходима.

Правительство традиционно оказывает большое влияние на рынок грузо- и пассажироперевозок. В первую очередь оно отвечает за регулирование всего рынка в стране, обозначая «правила игры» для остальных участников, что в свою очередь осуществляется путем установления тарифов на эксплуатацию инфраструктуры общего пользования и принятия нормативных документов, касающихся транспортно-экспедиционной деятельности, международных конвенций о торговле, а также правил и требований по перевозке грузов [2].

Задачи регулирования транспортной деятельности отражены на рисунке 1.

В последнее время нормы законодательства в России подвержены различного рода категоричным изменениям. Изменения коснулись и закона «О естественных монополиях» №147-ФЗ, который регулирует деятельность российских компаний монополистов для достижения баланса интересов между потребителями и субъектами монополий. Сейчас нужно разобраться, что же понимается в качестве понятия естественной монополии в российской экономике [3].

Развитие транспорта в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральной целевой программой - Модернизация транспортной системы России. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) определил, что законодательство в области внутреннего водного транспорта РФ состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, КВВТ РФ, и иных федеральных законов, а также нормативно-правовых актов Президента РФ, правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

Государственное регулирование рынка железнодорожных перевозок в настоящее время осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и созданное при нем Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). Надзор за железнодорожным транспортом осуществляет отдельные управления, такие ка Госжелнадзор Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Желдороконтроль, который являются структурными подразделениями управлений железных дорог.

Государственная целевая программа - это законодательно закрепленный план действий органов государственной власти, предусматривает осуществление управленческой деятельности, направленной на достижение поставленных целей государственной политики в той или иной сфере общественной жизни [1].

Задачи Осн^ныеоперащигтранспортаыеобмвдпыорегушсровать б

регулирования &[цтереса* обпгествекнои боолкностн ^пеиженпа и транспортной иппоп«™«). отрасли

Во многих случаях транспорт является естественной монополией. что прсдставпаст соЁщ сдсряалшшзш фактор сгс РШПИЯ-

Чаяе всего транспорт сильно подвержен вдгадроггаай борьбе. Это везет к снижению работной платы работающих в отрасли.

Социальные -затраты транспорта очень велтгкп. в связи с мим их не скопим о ч-читьгеатъ и перераспределять Транспорт не может существовал!» оег таких элементов, как автомобильные дороги, стоянки н т.п. Это обусловливает дополнительное финансированы?.

Транспорт часто трепет Езлннодшспиа, что

предопределяет необходимость государственных соглашений.

Транспорт вместе с системой материально технического сн аоженш г евльн? является часть» инфраструктуры национальной ■эуюномпкп и одновременно сттсмупятсроы ее развития.

Транспорт, £ свяж с высоки»! тиффиинентои перевозимое™ производимых товаров, является отраслью, прогрессивно стнмупирующеП [[нотационные процессы. В евин с зши.1 условиях нсстаттлвной эт*оночичесжп обстановки нсо&соднм гантроль » уровней тарифов

Транспорт является центральный звеном при ликвидации чрезвычайны* ситуаций и играет важную роль в обеспечении обороноспособности страны

Рис. 1. Задачи регулирования транспортной деятельности

В новой транспортной стратегии РФ до 2035 года главной целью выступает обеспечение безопасности пассажиров, снижение травматизма и стремление к одному результату: ноль погибших. Что в свою очередь полностью соответствует достижению национальной цели по повышению продолжительности жизни. Основным инструментом решения задач в этой сфере выступает комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (далее - Программа).

В основу Программы заложены принципы и механизмы реализации ФЗ «О транспортной безопасности», опре-

делившего единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности.

Программа представляет собой ряд мероприятий, направленных на реализацию задач, которые создадут комплексную защиту транспортной инфраструктуры под средством оснащения их современными системами безопасности (приоритет отдается отечественным разработкам) для защиты транспортных объектов и транспортных средств.

Цели Транспортной стратегии отражены на рисунке 2.

Стоит отметить, что возможности государства повлиять на пассажирские перевозки сильно отличаются от воз-

Цели - формирование единоготранспортного пространств России на

ТрэнспортноН базе сбала пси роваиного оп еража ницего развития эффектив ной Стратегии транспортной инфраструктуре!;

- обеспечение доступности и качества транспортно-логистич ее кик услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развитии экономики стран61;

- обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населений в соответствии с социальными стандартами;

- интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны;

- повышение уровня безопасности транспортной системы;

- снижени? негативно го воздействия транспортной систрмь на окружающую среду.

Рис. 2. Цели Транспортной стратегии

*

можностей влиять на грузоперевозки, что вызвано дополнительной стандартизацией сферы грузовых перевозок, поскольку в соответствии с законодательством регулирование данного вида перевозок проводится без дополнительной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Тем не менее, общие условия перевозки грузов определены транспортными уставами, кодексами, и иными документами. Ключевым является Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в развитие которого утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом [4].

Итак, транспортная отрасль регламентирована большим количеством нормативно-правовых актов, законов, кодексов, инструкций, постановлений и прочих документов. Недостатком является отсутствие их единства (Воздушный кодекс, Водный кодекс и т. д.), например Транспортного кодекса (по аналогии с Налоговым кодексом),

который бы объединял все нормативные акты, регулирующие отрасль в целом, а не по видам транспорта.

Для эффективной государственной политики необходимо рациональное сочетание всех трех важных элементов: оценки, усиление влияния и регулирования. Таким образом, можно констатировать, что это сложный и длительный процесс, направленный на решение общественных проблем, достижение и реализация общественно значимых целей, развитие государства и его отраслей и сфер. Для этого исполнительная власть применяет правовые, экономические, административные и другие методы государственного управления исходя из ресурсного потенциала, в его распоряжении. Определена главная цель государственной политика в сфере транспортной сфере, снижение уровня травматизма и стремление к исключению случаев гибели на транспорте, в том числе от угроз террористического характера.

Литература

1. Дамдын О.С. Государственное регулирование транспортной деятельности // Молодой ученый. - 2020. -№12. - С. 193-197.

2. Евгений Дитрих представил проект новой транспортной стратегии РФ до 2035 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mintrans.gov.ru/press-center/news/9465 (дата обращения: 19.09.2022).

3. Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел заседание Совета по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. mintrans.gov.ru/press-center/news/4856 (дата обращения: 19.09.2022).

4. Серебрякова М.Ю. Анализ рынка транспортных услуг // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. ХЪ междунар. студ. науч.-практ. конф. - №3 (40) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/3(40).pdf. (дата обращения: 19.09.2022).

УДК 338.47

00! 10.21661/Г-557598

Федорова А.А.

Научный руководитель: Антоновская Е.А.

Совершенствование государственного регулирования транспортной системы в Республике Татарстан_

Аннотация

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу транспортной безопасности, включающей в себя целый комплекс проблем нормативно-правового, финансового, материально-технического, социального, информационного и научно-технического характера, которые своевременно не решались. Автор рассматривает понятие транспортной безопасности как составной части национальной безопасности и анализирует проводимую государством политику в транспортной системе.

I Ключевые слова: государственное регулирование, транспортная система, транспортное обслуживание, транспортная стратегия РФ.

В управлении транспорта, связи и дорожной деятельности Республики Татарстан важное место занимает установление факторов, влияющих на увеличение эффективности

транспортного обслуживания населения, а также выявление резервов [2, с. 16].

По результатам проведенных нами наблюдений рекомендуется классификация основных факторов, влия-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.