Научная статья на тему 'Совершенствование государственного регулирования субъектов коммерческой деятельности в Кыргызской Республике в рамках еаэс'

Совершенствование государственного регулирования субъектов коммерческой деятельности в Кыргызской Республике в рамках еаэс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / IMPROVEMENT OF STATE REGULATION / СУБЪЕКТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC COOPERATION / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION / ТИПИЗАЦИЯ / TYPIFICATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU) / THE SUBJECT OF COMMERCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулова Эркин Усеналиевна

В данной научной статье автором рассматривается совершенствование государственного регулирования субъектов коммерческой деятельности в Кыргызской Республике в рамках ЕАЭС. По мнению автора, государственное регулирование представляет собой многоплановый процесс, включающий издание законодательных положений и нормативных актов, исполнение их со стороны ответственных органов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного регулирования субъектов коммерческой деятельности в Кыргызской Республике в рамках еаэс»

На развитие ВЭД Чуйской области будут позитивно влиять следующие факторы:

- географическое положение и общая граница с Казахстаном, рынки которого в рамках ЕАЭС могут обеспечить рост экспортного потенциала области;

- членство республики в ВТО;

- дальнейшее углубление связей с международными экономическими организациями и др. Таким образом, предложенные направления совершенствования коммерческой

деятельности региона позволят улучшить все стороны взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества между Кыргызской Республикой и странами ЕАЭС.

Литература

1. Медэу А. А. Управление рискам глобализации: теория и практика. Алматы, 2007. С. 180.

2. Стратегия развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг. [Текст]: стат. сб. Б.: НацстаткомКырг. Респ., 2013. С. 3.

3. Материалы Чуйской областной администрации.

4. Таможенный союз: перспективы экономики ФМО КРСУ совместно с НИСИ Кырг. Респ. и Секретариатом Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кырг. Респ. [Текст]. Б., 2014.

5. Токсобаев Б. Т. Вопросы стабилизации экономики и реструктуризации промышленных предприятий. [Текст]: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Б. Т. Токсобаев. Б., 2006. 26 с.

Improvement of state regulation of business entities in the Kyrgyz Republic in the framework of the EAEU Ryspaeva N.

Совершенствование государственного регулирования субъектов коммерческой деятельности в Кыргызской Республике в рамках ЕАЭС

Рыспаева Н. С.

Рыспаева Нази Сыдыкбековна /Ryspaeva Nazi - старший преподаватель, экономический факультет, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной научной статье автором рассматривается совершенствование государственного регулирования субъектов коммерческой деятельности в Кыргызской Республике в рамках ЕАЭС. По мнению автора, государственное регулирование представляет собой многоплановый процесс, включающий издание законодательных положений и нормативных актов, исполнение их со стороны ответственных органов управления. Abstract: in this scientific article the author discusses the improvement of state regulation of business entities in the Kyrgyz Republic in the framework of the EAEU. According to the author, state regulation is a multidimensional process that includes the implementation of the legislative provisions and regulations exist, their enforcement by the responsible authorities.

Ключевые слова: совершенствование государственного регулирования, субъект коммерческой деятельности, экономическое сотрудничество, стандартизация, унификация, типизация, Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Keywords: improvement of state regulation, the subject of commercial activity, economic cooperation, standardization, unification, typification, the Eurasian economic Union (EEU).

УДК 338.4:338(575.2):658.1

В настоящее время в Кыргызстане продолжается развитие и внедрение смешанной экономической системы, предусматривающей совершенствование механизма рыночного саморегулирования и рационального использования мер государственного регулирования, развития предпринимательства и достижения стабильного развития экономики.

В то же время большинство предприятий, которые сегодня функционируют в Кыргызской Республике, являются убыточными. Финансово-хозяйственное состояние этих предприятий в основном неудовлетворительное, низкий технико-технологический уровень производства при высокой степени износа основных фондов, отсутствие нового управленческого опыта работы в

рыночных условиях и специалистов по менеджменту качества все это является тормозом стабильного функционирования предприятий.

В связи с этим, для реализации стратегических целей, стоящих перед страной, прежние способы хозяйствования недостаточны, нужны новые подходы.

Обеспечение функционирования предприятий в современных рыночных условиях связано с изысканием и использованием потенциальных возможностей производства. Предприятия постоянно должны адаптироваться к меняющимся экономическим условиям.

Углубление рыночных отношений тесно связана с развитием коммерческой деятельности, которая, являясь составной частью воспроизводственного процесса, соединяет производителей продукции с ее потребителями, осуществляет обменные операции на внутренних и внешних рынках и функционирует посредством коммерческих субъектов, имеющих свои правовые статусы и нормативные положения.

В коммерческой деятельности важное значение имеет рыночное пространство, в пределах которой осуществляются обменные операции. Товарная структура рынков способы передвижения товаров и сбыта в определенное время.

В коммерческой деятельности имеет значение и территориальный разрез в виде административно-территориальных делений, которые имеют свой орган управления, экономический потенциал и закрепленный за ним природные, трудовые, материальные ресурсы. В этом же ряду находится торговля товарно-материальными ценностями на внутренних и внешних рынках также в пределах объединений стран или местностей типа ВТО, ЕАЭС и др.

Государственное регулирование субъектов коммерческой деятельности включает систему мер законного, исполнительного и контролирующего характера. Значимость государственного регулирования коммерческой деятельности возросла с глобализацией экономики и ростом внешнеторговых оборотов и внешнеэкономических связей, большая часть которых осуществляется через коммерческую деятельность. Глобализация предусматривает проникновение экономических порядков во все страны, которые в большей части включают общие правила. Это, например, стандартные решения выполнения единых или схожих экономических решений и т. д. [1].

Необходимость государственного регулирования и регулирования в рамках каждой международной организации продиктована выработкой единых правил, в особенности в вопросах экспорта и импорта. Такой порядок удобен для осуществления любых экономических операций, поскольку все стороны и участники будут ориентированы на выполнение единых правил, удобен и для научно-технического прогресса как в отдельно взятой стране, так и в глобальном масштабе. При этом проблемы стандартизации, унификации или типизации экономических процессов, по сути, схожи с развитием техники и технологии. В свое время, например, в машиностроении названные процессы «стандартизация, унификация, типизация» были мощным толчком научно-технического прогресса, достижения автоматизации, роботизации, механизации, особенности в производстве товаров и услуг.

Отсюда можно предположить, что экономическое развитие каждой страны во многом зависит от того, в какой мере она использует достижения и опыт международного характера, с одной стороны, а с другой - международные правила обогащаются за счет вклада каждой отдельно взятой страны. Чем больше стран будет включено в сотрудничество и взаимосвязано в торговых отношениях, тем устойчивее и стабильнее будет их экономическое развитие.

Развитие экспортоориентированных отраслей является надежной базой для пополнения государственного бюджета за счет налогообложения. В этой связи большое значение имеет заблаговременное определение не только производителей, но и потребителей продукции, в особенности в рамках ЕАЭС. Понятно, что между поставщиками и потребителями составляются долговременные договорные отношения, в которых предусматриваются все необходимые обязательства сторон. Главное, что такое сотрудничество позволяет найти узкие места и в гармонии работать в рамках ЕАЭС.

Поскольку Кыргызстан только недавно вступил в ЕАЭС, опыт взаимного сотрудничества невелик. В настоящее время только 15 промышленным предприятиям Кыргызской Республики предоставлено право беспрепятственно выходить на рынки ЕАЭС [2]. Из них для Чуйской области только семь предприятий.

Некоторые сведения об интеграции предприятий в ЕАЭС можно увидеть в табл. 1.1.

Предприятиям, претендующим на свободную реализацию своей продукции в рамках ЕАЭС, предстоит пройти жесткий отбор на предмет конкурентоспособности по широкому кругу критериев, исходя из требований ЕАЭС. При этом у предприятий аграрного сектора для нашей республики дополнительно возникли препятствия, связанные с сертификацией выращенной

продукции. Речь идет о ветеринарных лабораториях, определяющих качество плодоовощных, зерновых, технических и других культур.

Нам представляется, что в Чуйской области, так же как по республике в целом, имеется еще немало трудностей для полной гармонизации взаимодействий с предприятиями ЕАЭС. Это, прежде всего идентификация животных, создание лабораторных установок по мере возможности во всех восьми районах области или хотя бы в трех зонах области (условно: верхняя, средняя и нижняя).

Таблица 1.1. Предприятия Кыргызстана, имеющие право поставок продукции в страны ЕАЭС

№ п/п Наименование предприятия Вид производства Месторасположение предприятия

1. ОсОО «Ак-Сут» Переработка молока Чуйская область, Московский район

2. ОАО «Бишкек-Сут» Производство молочной продукции г. Бишкек

3. ОсОО «Умут и Ко» Производство молочной продукции Чуйская область, Иссык-Атинский район

4. ОсОО «Кант-Сут» Производство молочной продукции Чуйская область, г. Кант

5. ОсОО «Урсус» Производство молочной продукции Чуйская область, Московский район

6. ОсОО «Ак-Жалга» Производство молочной продукции Иссык-Кульская область, Джети-Огузский район

7. ОсОО «Артезиан» Производство молочной продукции Чуйская область, Сокулукский район

8. ОсОО «Шин-Лайн» Производство молочной продукции Чуйская область, Аламудунский район

9. ОсОО «Эмилия» Производство молочной продукции Таласская область, Кара-Буринский район

10. ИП «Тууганбаев» Производство молочной продукции Таласская область, г. Талас

11. ЗАО «Талас-Сут» Производство молочной продукции Таласская область, г. Талас

12. ОсОО «Иссык-Куль Экспорт» Производство и переработка рыбы

13. ОсОО «Акылман» Производство и переработка рыбы г. Бишкек, СЭЗ

14. ОсОО «Риха» Производство мясных продуктов, прошедших термическую обработку Чуйская область, Аламудунский район

15. ОсОО «Сут-Булак» Производство молочной продукции Иссык-Кульская область, Тюпский район

В настоящее время Кыргызстан испытывает определенные трудности в интеграционных связях с ЕАЭС по ряду причин:

- неготовность республики к полномасштабным международным обменным операциям в области сельского хозяйства, промышленности и внешнеэкономическим связям;

- отсутствие ряда лабораторий по определению качественных характеристик сельскохозяйственной продукции;

- отсутствие четких положений по разрешению спорных и вновь возникающих проблем;

- разноуровневое социально-экономическое развитие регионов.

Все это приводит иногда к непониманию сути проблемы среди участников ЕАЭС.

Так, 9-10 августа 2016 г. в городе Сочи прошел Саммит стран ЕАЭС с участием глав правительства, где со стороны Кыргызстана были предъявлены претензии к представителям Казахстана, не пропускающего в порядке 300-500 тыс. тонн овощей и фруктов, мясной, молочной и другой продукции [3]. Несмотря на то, что по достигнутым соглашениям такие возвраты не должны были происходить. Кроме этого, на дорогах внутри Казахстана со стороны

правоохранительных органов предъявляются излишние претензии, как утверждают представители с кыргызской стороны, для получения взятки. На самом деле глубинные причины такого недобросовестного отношения союзников кроются в культуре взаимосвязей.

Нам представляется, что одной из причин претензий друг к другу в коммерческой деятельности является неразработанность методов регулирования внешнеэкономических связей между сторонами ЕАЭС. По отношению к Кыргызстану, к сожалению, отдельные претензии вполне оправданы, хотя такие случаи связаны с коррупцией, которая находится вне рамок закона. Дело в том, что Кыргызстан только налаживает и постепенно решает требования, предъявляемые ЕАЭС. По-видимому, требуется еще немало времени для беспрепятственной торговли. Поэтому самый лучший выход из положения - это неукоснительное выполнение предусмотренных в соглашениях требований, связанных с заботой о здоровье животных и растений, идентификацией животных и домашней птицы, созданием полноценных лабораторий и др.

Культура внешнеэкономических связей - дело не только ответственное, но и затрагивающее все стороны жизни людей, в том числе в историческом, географическом, этническом и других отношениях [4]. Высокого уровня взаимосвязи можно добиться терпением, взаимным пониманием сути проблемы, а главное, непременным желанием исправить положение. Кроме того, существует законодательно установленное положение о разрешении спорных моментов в исполнительных органах ЕАЭС (Евразийская экономическая комиссия) и на встречах глав правительств - высшем органе исполнительной власти ЕАЭС. Кроме этого, многое зависит от зрелости и остроты проблем и возможности их разрешения на совещаниях ЕАЭС.

Например, на вышеупомянутом саммите в городе Сочи достигнута договоренность о переходе на единые железнодорожные тарифы, о перспективах электроэнергии, перевозки грузов, о единстве прохождения товаров через границы таможенного союза и т.д. И как следует из наших наблюдений, с каждым разом количество проблем, которые необходимо решать в рамках ЕАЭС, неуклонно растет, и их решение все более становится квалифицированным и своевременным. Но при этом возникают новые проблемы.

ЕАЭС не есть единое экономическое пространство, где все происходит по единым правилам. ЕАЭС - это союз суверенных и независимых государств, которые решили сотрудничать ради достижения некоторой экономической выгоды. При правильной организации экономического сотрудничества будут, бесспорно, достигнуты экономические выгоды, представляющие интерес для союза. Но это вовсе не означает самостоятельности и суверенизации каждой страны, и в таких вопросах, как экономический обмен, это означает, что каждая страна по мере возможности должна приспосабливаться к выполнению принятых участниками соглашений и соблюдать правила, но в рамках данного союза каждое государство вправе внести изменения исходя из своих интересов, хотя, казалось бы, некоторые решения могут оказаться противоречивыми или трудно поддающимися соглашению. Поэтому, на наш взгляд, каждая страна должна вносить изменения в разумных пределах. Например, в августе 2016 г. Российская Федерация ввела ограничения, согласно которым трудовым мигрантам запрещается заниматься частным предпринимательством в сфере автотранспорта, в операциях с недвижимостью, трудоустраиваться в правоохранительных органах, школах и т. д. При этом области трудоустройства определяются территориальными администрациями областей и регионов в соответствии с их представлением о спросе на рабочую силу.

Такой порядок преследует интересы территории Российской Федерации. Это можно понять, поскольку каждая территория вправе поступать в соответствии со своими потребностями в рабочей силе и организовывать трудовую деятельность в соответствии с выгодами Российской Федерации.

Вместе с тем для трудовых мигрантов это не всегда удобно, так как администрации территорий могут в любой момент нарушить общепринятые в рамках ЕАЭС трудовые соглашения и по их усмотрению издать положение, противоречащее разумным представлениям. Например, под видом отсутствия необходимости, закрыть предприятия, где трудятся мигранты или депортировать их по поводу незначительных нарушений, не выдавать им положенную заработную плату, принуждать их к разного рода неблаговидным действиям и т. д. Нам представляется, что в порядке регулирования ЕАЭС трудовых отношений нельзя допускать произвола территориальных администраций.

Разумеется, меры по регулированию коммерческой деятельности в рамках государственной и ЕАЭС должны соответствующим образом состыковываться как для достижения общей цели, так и для улучшения определенного вида деятельности.

Отсюда можно сделать вывод о том, что для согласованного решения государственного регулирования коммерческой деятельности внутри страны и в рамках ЕАЭС необходимо

избегать декларативности, описательности принимаемых решений и направлять усилия на конкретные проектные решения, добиваясь их практического воплощения.

Следовательно, для современного этапа развития на первый план стратегического планирования выдвигаются: продуманность разработки проектов, квалифицированный анализ достигнутого уровня, разработка конкурентоспособных проектов и активное воплощение их в жизнь.

Литература

1. Абдымаликов К Экономика Кыргызстана [Текст]: учеб. / К. Абдымаликов. Б., 2007. 560 с.

2. Ажекбаров К А. Проблемы обеспечения экономической безопасности в условиях рыночных отношений [Текст]: автореф. дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05 / К. А. Ажекбаров. Б., 2009. 26 с.

3. Зеркальная таможенная статистика в Кыргызской Республике: аналитическое исследование. [Текст]. Б.: Прецедент, 2014. 80 с.

4. Оценка экономического эффекта присоединения Кыргызской Республики к Таможенному Союзу. [Текст], 2011. С. 16.

Memory effects in hereditary Keynesian model Tarasova V.1, Tarasov V.2 Эффекты памяти в эредитарной модели Кейнса Тарасова В. В.1, Тарасов В. Е.2

'Тарасова Валентина Васильевна / Tarasova Valentina — магистрант, Высшая школа бизнеса; 2Тарасов Василий Евгеньевич / Tarasov Vasily — доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д. В. Скобельцына Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в статье обсуждается обобщение модели Кейнса, учитывающее эффекты динамической памяти. Получены уточненные решения дифференциальных уравнений с производными нецелого порядка, описывающие динамику национального дохода при учете эффектов памяти в рамках эредитарной модели Кейнса. Построены новые графики зависимостей экономической динамики от эффектов памяти.

Abstract: the article discusses the generalization of Keynes's model, which takes into account the effects of dynamic memory. We obtain the corrected solutions of differential equations with derivatives of non-integral order, which describe the dynamics of the national income, taking into account memory effects in the framework of the hereditary Keynes model. We give new graphs, which describe the dependence of the economic dynamics from the memory effects.

Ключевые слова: модель Кейнса, модель экономического роста, эффекты памяти, эредитарность, производные нецелого порядка.

Keywords: Keynes model, economic growth model, memory effects, hereditarity, derivatives of noninteger order.

DOI: '0.20861/2304-2338-20'6-80-00'

Одной из наиболее известных моделей экономического роста является модель Кейнса, которая была предложена основателем современной макроэкономической теории Джоном Кейнсом [1]. Рассмотрим динамическую модель Кейнса с непрерывным временем [2, с. 95-98]. В этой модели используются следующие переменные, описывающие доходную и расходную части национальной экономики и являющиеся функциями времени: Y(t) - национальный доход, C(t) - потребление, I(t) - инвестиции, E(t) - государственные расходы (государственное потребление, независимые инвестиции, независимые расходы на капиталовложения). Уравнение баланса устанавливает равенство национального дохода сумме всех расходов

Y(t) = С (t) + I (t) + Е (t) . (1) В модели Кейнса общее потребление C(t) равно сумме внутреннего потребления некоторой части национального дохода и конечного потребления, независящего от дохода. В результате потребление и доход связываются линейным уравнением мультипликатора

С (t) = m(t)-Y(t) + b (t) , (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.