Научная статья на тему 'Концептуальные основы регулирования внутренних миграционных потоков Кыргызстана'

Концептуальные основы регулирования внутренних миграционных потоков Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ВНУТРЕННИЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / МИГРАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шейитов Кубанычбек Турсунбекович

Необходимость государственного регулирования миграционных потоков в целях оптимизации перераспределения трудовых ресурсов между регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы регулирования внутренних миграционных потоков Кыргызстана»

8. Переведено автором по данным Отчета по мировым инвестициям ЮНКТАД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2 017_еп / (дата обращения 20.04.2018).

9. Переведено автором по данным Отчета по мировым инвестициям ЮНКТАД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2 017_еп / (дата обращения 20.04.2018).

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ КЫРГЫЗСТАНА

Шейитов К.Т.

Шейитов Кубанычбек Турсунбекович - аспирант, Институт экономики и менеджмента Кыргызский государственный университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: необходимость государственного регулирования миграционных потоков в целях оптимизации перераспределения трудовых ресурсов между регионами. Ключевые слова: трудовая миграция, внутренние миграционные потоки, миграционная привлекательность регионов республики, государственное регулирование миграционных потоков.

УДК 314.72

Как показали наши исследования, миграционные процессы, происходящие за последний период в Кыргызстане, происходят под влиянием ряда факторов как отрицательных, так и положительных.

Отрицательными факторами являются, прежде всего, распад Советского Союза и разрушение экономических связей между республиками, экономическая и социальная нестабильность, ухудшение качества жизни населения, проявление национализма и межэтнические конфликты. Правда, проявление национализма и межэтнические конфликты после вхождения Кыргызстана в состав ЕАЭС практически прекратились.

К положительным факторам в Кыргызстане мы относим приобретение независимости, демократизацию страны, формирование рыночной экономики, реализация конституционного права свободы передвижения граждан, вхождение республики в международный рынок труда.

В результате в республике сформировались два миграционных потока - внешний и внутренний.

В условиях ЕАЭС оживление национальной экономики требует активного перераспределения населения и трудовых ресурсов, прежде всего, в пределах республики. Между тем, в последние годы миграционный поток внутри республики никак не способствует перераспределению населения по регионам страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Как отмечает в монографии профессор Асизбаев Р.Э. «... в южных регионах страны возник дефицит рабочей силы, тогда как в северных регионах их избыток»[1].

Очевидно, необходимо государственное управление внутренними миграционными потоками. В этих целях, нами предлагается новая Концепция миграционной политики, где основой должно стать обеспечение прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов. Прежняя Концепция была принята в 2004 году на период до 2010 года. Сроки реализации истекли, без особых успехов. Предлагаемая нами новая Концепция миграционной политики республики охватывает период до 2025 года.

Целью новой Концепции, как представляется, является обеспечение социально -экономических и законодательно-правовых условий для регулирования миграционных потоков, способствующих экономическому росту страны и реализации прав трудовых мигрантов.

По результатам наших исследований, базовыми предпосылками в Кыргызстане для разработки новой Концепции миграционной политики нами определяются следующие:

1. Масштабные потери производственно-экономического потенциала республики и социальная напряженность способствовали усилению в стране миграционных настроений.

2. Низкие темпы развития экономики страны, неизбежно, препятствуют развитию внутреннего рынка труда, что, в свою очередь, приводит к усилению внешней неорганизованный и нерегулируемый трудовой миграции населения республики.

3. Социальное и имущественное расслоение населения, растущая бедность, в особенности в сельской местности, стали, пожалуй, основным фактором роста стихийного миграционного потока в республике.

4. Стихийность внешних миграционных потоков, безосновательность межрегионального перераспределения населения привели к нарушениям и деформации социально-экономических основ территориальных образований, что никак не способствует перспективам гармоничного развития территорий республики.

5. Отсутствие целенаправленных аналитических и научных исследований, законодательно-правовых положений и миграционной идеологии затрудняют возможности выявления масштабов текущей трудовой миграции, проблем миграции, разработки и реализации государственных программ по эффективным решениям.

Как оказалось, определение перспектив развития трудовой миграции в регионах довольно сложная задача, поскольку передвижение населения является результатом множества факторов.

Мы рассмотрели три группы объективных факторов, действие которых на миграционные процессы проявилось за последний годы, и должны сохранить влияние в перспективе: экономические, политические и демографические факторы.

Экономические факторы. По результатам наших исследований мы установили, в течение последних пяти лет среднемесячная заработная плата в регионах с самым высоким и самым низким уровнем показывет разрыв до 2-х раз, в сельской местности разрыв еще больше. Очевидно, регионы с наименьшим уровнем заработной платы (Ошская, Таласская, Баткенская и Нарынская области) являются поставщиками внутренних трудовых мигрантов, а регионы с высоким уровнем заработной платы (г. Бишкек, г. Ош, Чуйская область) остаются регионами притяжения мигрантов.

Вывод очевидный, сохраняющийся, тем более увеличивающийся разрыв в уровнях оплаты платы между регионами Кыргызстана дает основания предположить, экономический фактор сохранит свое значение в формировании миграционных потоков в регионах в ближайшей перспективе. Следовательно, без регулирования показателей оплаты труда в регионах, без устранения высокого разрыва в заработной плате устранить стихийный характер внутренних миграционных потоков населения не представляется возможным.

Демографические факторы. Для Баткенской, Нарынской, Иссык-кульской и Таласской областям наблюдается сокращение численности населения, вследствие отрицательного прироста населения, что уже сгодня проявляется в дефиците трудовых ресурсов в этих областях.

Сопоставление динамики коэффициентов рождаемости, смертности и естественного прироста населения рассматриваемых областей показывает, что и далее демографический дисбаланс между областями будет сохраняться и даже нарастать.

Политические факторы. На формирование в Кыргызстане внутренних, в меньшей степени, и внешних, в большей степени, потоков трудовых мигрантов большое влияние оказывает миграционная политика внутри ЕАЭС. Прежде всего, безвизовое пересечение границ, что не просто облегчает передвижения внутри экономического союза, но и создает принципиальное различие между потоками мигрантов республик ЕАЭС и дальнего зарубежья, создавая политические преференции для граждан республик союза.

Нами установлено, заключение республиками ЕАЭС двух соглашений «...о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» и «... о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих стран» способствовали созданию единого союзного рынка труда. Тем самым создается благоприятная политическая основа для развития миграционных связей и использования эффективных механизмов управления миграционными потоками в регионе республик ЕАЭС. При этом, оказывается, регионы республик, поставляющие трудовых мигрантов, испытывают дополнительный дефицит рабочей силы, что, в свою очередь, является дополнительным сдерживающим фактором экономического развития регионов Кыргызстана.

Таким образом, по состоянию миграционных потоков регионы Кыргызстана можно разделить на 4 типологических групп:

1. Группа наиболее привлекательные для мигрантов регионы. В эту группу вошли Чуйская и Ошская области, наиболее развитые в Кыргызской Республике. В этих регионах лучшие показатели доходов и благосостояния населения.

2. Группа наиболее миграционно мобильных регионов. Эту группу составляют Таласская и Нарынская области, с заниженным уровнем благосостояния населения, занятости и показателем ВРП.

3. Группа наименее привлекательные для трудовых мигрантов регионы. Эту группу образуют Иссык-Кульская область, с выраженной сезонностью занятости населения и высокой деловой активностью местного населения. В области в нетуристический сезон высокий показатель безработицы.

4. Группа регионов с низким уровнем внутренней миграционной привлекательности: Баткенская и Джалал-Абадская области. В Баткенской области наиболее низкий показатель занятости населения и продолжительности жизни. К тому же в регионе самый низкий процент экономически активного населения. Примерно такие же характеристики и в Джалал-Абадской области.

Таким образом, необходимость государственного регулирования миграционных потоков очевидна. Регулирование позволит создать условия для решения задачи по обеспечению национальной безопасности, будет способствовать устойчивому развитию экономики, соблюдению прав человека и повышению качества жизни населения в регионах страны.

Список литературы

1. АсизбаевР.Э. Трудовая миграция в регионах Кыргызстана. Бишкек, 2013. С. 89.

2. Акопян O.A. Особенности миграционной политики РФ. М., 2011.

3. Виноградова Е.В. Международная трудовая миграция Текст. / Е.В. Виноградова

// Мировая экономика и международные отношения, 1994. № 12. С. 110-116.

4. Госкомстат КР. Демографический ежегодник КР 2010-2015 гг.

5. Ефимов Ю.Г. Политическая миграциология: миграционные процессы в

контексте политологических проблем. М.: АНМИ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.