Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиция / инвестиционная деятельность / прогноз / перспектива / рынки товаров и услуг / рабочая сила / капитал / экономика / таможенно-тарифной сфере / технология / факторы / анализ / investment / investment activity / forecast / prospect / markets for goods and services / labor / capital / economy / customs and tariff sphere / technology / factors / analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.М. Тугoлбаева

В данной статье исследованы совершенствование государственного механизма содействия инвестиционной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Изучение показывает, что сфера малого и среднего бизнеса (МСБ) является важнейшей динамичной составной частью экономики Кыргызской Республики, которая более гибко реагирует на любые изменения в экономике. Развитие МСБ эффективно решает вопросы трудовой занятости населения и тем самым оказывает большое влияние на решение социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Д.М. Тугoлбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE STATE MECHANISM FOR PROMOTING INVESTMENT ACTIVITIES IN THE FIELD OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

This article examines the improvement of the state mechanism for promoting investment activities in the field of small and medium-sized businesses. The study shows that the sphere of small and medium-sized businesses (SMEs) is the most important dynamic component of the economy of the Kyrgyz Republic, which responds more flexibly to any changes in the economy. The development of SMEs effectively solves the issues of employment of the population and thereby has a great impact on solving social problems.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА

Д.М. Ту^лбаева, докторант

Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-178-183

Аннотация. В данной статье исследованы совершенствование государственного механизма содействия инвестиционной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Изучение показывает, что сфера малого и среднего бизнеса (МСБ) является важнейшей динамичной составной частью экономики Кыргызской Республики, которая более гибко реагирует на любые изменения в экономике. Развитие МСБ эффективно решает вопросы трудовой занятости населения и тем самым оказывает большое влияние на решение социальных проблем.

Ключевые слова: инвестиция, инвестиционная деятельность, прогноз, перспектива, рынки товаров и услуг, рабочая сила, капитал, экономика, таможенно-тарифной сфере, технология, факторы, анализ.

В последние годы в Кыргызской Республики проводятся ряд экономических реформ, направленных пополнение государственного бюджета, упорядочение и совершенствование налогооблагаемой базы в сфере предпринимательства, малого и среднего бизнеса, которые оказывают положительное влияние на формирование благоприятного бизнес-климата и бизнес-среды для привлечения инвестиций, и расширение внешнеторговых связей страны.

Изучение показывает, что сфера малого и среднего бизнеса (МСБ) является важнейшей динамичной составной частью экономики Кыргызской Республики, которая более гибко реагирует на любые изменения в экономике. Малый и средний бизнес стимулирует внутренний спрос, формирует конкурентную среду на внутреннем рынке и внедряет инновации быстрее, чем крупные компании. Развитие МСБ эффективно решает вопросы трудовой занятости населения и тем самым оказывает большое влияние на решение социальных проблем.

Малый и средний бизнес Кыргызстана, осуществляет свою деятельность и форми-

рует бизнес-среду в основном в отраслях сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, строительстве, туризме, розничной торговле, в гостиничном сервисе и ресторанном бизнесе, предоставляет торгово-логистические услуги, а также услуги в сфере финансов, посредничества и образования.

К малому и среднему бизнесу в Кыргызстане относятся субъекты с численностью наемных работников, не превышающих 200 человек. Анализ показывает, что по состоянию на 1 января 2022 года в Кыргызской Республики действуют 17,1 тыс. предприятий, из них 16,3 тыс. - малых предприятий и 0,8 тыс. - средних предприятий. Это говорит о том, что основную долю действующих предприятий составляют малые предприятия. Часть действующих предприятий или более 28%, осуществляли свою деятельность в оптовой и розничной торговле, по ремонту автомобилей и мотоциклов, 14,6% -промышленности и 12,2% -строительстве [1].

В таблице 1 приводится данные по действующим хозяйствующим субъектам по форме собственности [2].

Таблица 1. Действующие хозяйствующие субъекты по формам собственности на 1 января 2022 г.

Виды собственности Число хозяйствующих Субъектов, ед. В процентах к итогу

2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г.

Всего в т.ч.: 741 669 757 617 100 100

Государственная собственность 8 221 8 219 1,1 1,1

Муниципальная собственность 3 951 3 939 0,6 0,5

Частная собственность 729 287 745 203 98,3 98,4

Собственность других государств и межд. организаций. 210 256 0 0

Из таблицы 1 видно, что основную долю собственности хозяйствующих субъектов в Кыргызской Республике или 98,4% занимает частная собственность.

По состоянию на 1 января 2022 года наибольшую долю в деятельности субъектов бизнеса занимали: сельское хозяйство - 62,1%, оптовая и розничная торговля -16,6%, транспортная деятельность и хранение грузов - 5,7%, промышленность -2,4%. Кроме того, мы видим, что в 2022 году в сравнении с 2021 годом или всего за один год число хозяйствующих субъектов увеличилось на 15948 единиц.

Из всего количества хозяйствующих субъектов по состоянию на 1 января 2022 года доля малых и средних предприятий

составила 2,2% или 17050 единиц с численностью занятых в 92,9 тысяч человек.

Что касается валовой добавленной стоимости, произведенной предприятиями малого и среднего бизнеса, то ее объем по итогам 2021 года сложился в размере 309,5 млрд. сомов или ее удельный вес составил 42,8% к ВВП, что больше чем в 2020 году на 2,2 п.п. (рис. 1).

Объем промышленного производства, произведенный предприятиями малого и среднего бизнеса, в 2021 году составил 63,8 млрд. сомов, что составляет в общем его объеме 17,8%, в то время как в 2020 г. он составлял 13,3%, что говорит об увеличении экономической активности малого и среднего бизнеса [3].

Рис. 1. Удельный вес валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами МСП в

ВВП в 2021 году, в %

В 2021 году объем прямых иностранных инвестиций (без учета оттока), поступивших на развитие деятельности предприятий малого и среднего бизнеса составил 174,8 млн. долларов США и по сравнению с 2020 годом увеличился на 14,6%, в то время как по сравнению с 2017 годом их объем снизился 9,3%. В сравнении с 2020 годом увеличение объемов поступивших прямых иностранных инвестиций отмечалось в малые предприятия или в 1,6 раза. При этом в средние предприятия

объем поступивших иностранных инвестиций снизился на 16,5%.

Анализ показал, что увеличение объемов поступлений прямых иностранных инвестиций отмечалось на всех предприятиях, за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, строительства, финансового посредничества и страхования, профессиональной, научной и технической деятельности. В основном, прямые иностранные инвестиции (90,9%) привле-

кались в малые и средние предприятия города Бишкек, Джалал-Абадской и Чуйской областей [1].

В основном, предприятия малого и среднего бизнеса осуществляют свою деятельность, в сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские) хозяйства) и в 2019 г. ими было произведено продукции на 137,5 млрд. сомов, что на 7,4% больше, чем в 2018 г.

В структуре валового выпуска продукции малого и среднего бизнеса 97,8% приходится на продукцию, произведенную крестьянскими

(фермерскими) хозяйствами.

Необходимо отметить, что отрасль сельского хозяйства Кыргызстана характеризуется мелкотоварностью, где практически нет крупных производителей сельскохозяйственной продукции. Отсутствие специальных служб и знаний в сфере трансграничной торговли предопределяет возникновение проблем у мелких производителей при поставках продукции на внешние рынки, получении заказов на производство сельскохозяйственной продукции, торгово-логистических процедурах и операциях (маркировка упаковка, хранение и сертификация) и заключении договоров.

Только в последние годы, стали создавать предприятия законченного цикла, такие как торгово-логистический центр по переработке плодовой продукции в Соку-лукском районе, открытый в 2015 году, мясокомбинат «Рейна Кенч» с полной завершенной технологической цепочкой, открытый в г. Каракол в 2021 году, с производственной мощностью 500 голов мелкого рогатого скота и 100 голов крупного рогатого скота на убой в сутки, имеющий собственную сырьевую и семеноводческую базы, племенное хозяйство, переработку мяса и производство мясных изделий. Кроме того, мясокомбинат имеет лабораторию по определению качества мяса, открыта школа фермеров.

В целом, в 2021 году малыми и средними предприятиями (без крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей) получено 203,0 млрд. сомов валового дохода от реализации про-

дукции товаров, работ, услуг), а их доля в объеме выручки предприятий реального сектора экономики составила 32,1%.

В 2021 году по результатам деятельности малых и средних предприятий получен положительный сальдированный финансовый результат в размере 31,1 млрд. сомов, что стало наилучшим результатом за последние годы.

Правительство Кыргызской Республики предпринимает определенные меры по стимулированию предпринимательской деятельности, которые отмечены в государственных программах по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Важную роль в этом играют меры по устойчивому финансированию и совершенствование фискальной политики, в рамках которой разработана и принята новая редакция Налогового кодекса.

Новой редакцией Налогового Кодекса установлены основные подходы к введению общего налогового режима и упрощенной системы налогообложения на основе Единого налога. Кроме того, в рамках реформы фискальной политики в 2022 году правительством приняты следующие меры:

- снижены ставки налога с продаж с 2% до 1% для отечественных производителей;

- ставка Единого налога для швейной отрасли снижена на 0,25%;

- освобождены от уплаты НДС временно ввозимые отечественными организациями товары на таможенную территорию ЕАЭС в КР;

- освобождены от НДС проекты по производству и поставке электробусов;

- введен специальный налоговый режим на деятельность в сфере электронной коммерции в размере 2%;

- списывается 50% пени и санкций налогоплательщику при оплате основной суммы задолженности [4].

Одним из инструментов вывода национальной экономики из неформального сектора является автоматизация налоговых процедур путем внедрения контрольно-кассовых машин (ККМ), что позволит сократить различные формы налогового контроля и обеспечить защиту прав потребителей.

В 2022 году Министерством экономики и коммерции Кыргызской Республики запущен информационный портал государственных услуг для получения разрешительных документов в электронном формате необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, с помощью Международного торгового центра ООН в 2022 году Государственным предприятием «Центр Единого окна в сфере внешней торговли» при Министерстве экономики и коммерции КР в рамках проекта «Ready4TradeCentralAsia» запущен портал www.infotrade.kg для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сфере внешней торговли, позволяющий получить пошаговую инструкцию для экспорта кыргызстанской продукции на зарубежные рынки [5].

В целях, улучшения финансового доступа и повышения устойчивого финансирования сферы малого и среднего бизнеса реализуются государственные проекты по расширению доступа к финансовым ресурсам. Так, приняты следующие меры:

- уставной фонд Гарантийного фонда увеличен до 8 млрд сомов, что позволит увеличить количество выдаваемых гарантий предпринимателям [6];

- для кластерного развития агропромышленного комплекса страны из государственного бюджета выделены 9 млрд. сомов. В дальнейшем финансирование планируется довести до 26 млрд. сомов. Так, на сегодня запущены кластеры по мясу, молоку, овощам, фруктам, сахару, растительному маслу, картофелю, яйцам и зерну;

- ежегодно в Кыргызской Республике реализуется проект «Финансирование сельского хозяйства». В рамках данного проекта в 2021 году в сельскохозяйственную отрасль направлено 6,2 млрд. сомов. Всего за 2021 год получено кредитов 10392 сельскими товаропроизводителями республики на сумму 6,1 млрд. сом. В 2022 году проект «Финансирование сельского хозяйства - 10» увеличен на 5 млрд сомов [7];

- в рамках поддержки малого и среднего бизнеса в преодолении кризиса начата ре-

ализация проекта «Экстренная поддержка микро-, малых и средних предприятий» путем выдачи беспроцентных займов в общей сумме 100,0 млн. долларов США;

- на развитие секторов промышленности и туризма привлечены 80 млн. долларов США от Евразийского фонда стабилизации и развития;

- в целях поддержки женского предпринимательства «РСК» банком реализуется продукт «Айым кредит». За 2021 год банком выданы кредиты под 14% годовых в размере 204 млн сом.

- запускается механизм использования накопительного фонда Социального Фонда Кыргызской Республики в размере 32 млрд. сомов для реинвестирования в экономику;

- прорабатывается инструмент использования государственных запасов золота в качестве механизма, обеспечивающего привлечение иностранных инвестиций;

- внедрен механизм предоставления государственных гарантий системообразующим предприятиям.

Важную роль в развитии экономики страны осуществляют различные государственные финансово-кредитные Институты развития, которые помогают создать условия для притока частного капитала в приоритетные для государства сферы и проекты. Кроме того, образован Координационный совет по развитию институтов Кыргызской Республики для консолидации мер государственной поддержки и ресурсов институтов развития для реализации инвестиционных проектов, а также проектный офис, который будет осуществлять:

- разработку приоритетных инвестиционных проектов с последующим сопровождением для успешной реализации;

- комплексная подготовка и структурирование приоритетных инвестиционных проектов «под ключ».

Так, к примеру, создана организация «Кыргызиндустрия» с уставным капиталом 1 млрд. сомов, основной целью которой является обеспечение модернизации промышленности и эффективного управления хозяйственными обществами с государственной долей участия.

Для развития туризма и улучшение состояние инфраструктуры в данном секторе учрежден «Фонд поддержки развития туризма в КР» с уставным капиталом 1 млрд. сомов.

Для содействия модернизации и развитию экономики страны, а также поддержки предпринимательства осуществляют активную кредитную деятельность такие межгосударственные фонды развития, как Российско-Кыргызский Фонд Развития, Узбекско-Кыргызский Фонд Развития, Венгерско-Кыргызский Фонд Развития, деятельность которых была рассмотрена в предыдущей главе.

Но на сегодняшний день остается еще много нерешенных проблем в сфере развития малого и среднего бизнеса, которые могут быть объединены в следующие группы:

Первое, недостаток доступа к финансовым ресурсам, в особенности у малых компаний. Банки в Кыргызстане доминируют в финансовом секторе, что не дает предприятиям МСБ альтернатив для диверсификации источников финансирования. Недостаточное предложение долгосрочных кредитов сдерживает развитие молодых предпринимателей и стартапов. Большинство кредитных линий для МСБ со стороны банков предлагается на период от 1 до 2 лет, и только незначительное количество - на срок до 5 лет. Кроме того, процедуры получения финансирования являются обременительными.

Второе - отсутствие долгосрочных, устойчивых целевых программ поддержки МСБ, что осложняется наличием институциональных проблем.

Третье, - проблемы с доступом к качественной инфраструктуре, включая транспортные и логистические коридоры, недостаток лабораторий по сертификации и стандартизации.

Таким образом можно констатировать, что наличие теневой экономики и коррупции в секторе малого и среднего бизнеса препятствуют внедрению инноваций и накоплению капитала, долгосрочному бизнес-планированию и доступу к финансовым ресурсам. В целом, в секторе МСБ отмечается ощутимая нехватка хорошо управляемых компаний среднего размера, которые были бы готовы к техническим, организационным и маркетинговым рискам и инновациям, связанным с диверсификацией производства при переходе на выпуск новой продукции. Недостаточно развито сотрудничество между компаниями, а также между компаниями и сетью научно-исследовательских институтов, слабо налажены международные связи. Анализ показал, что течение последнего десятилетия либеральная инвестиционная политика страны содействовала устойчивому притоку ПИИ, основная часть таких инвестиций шла в горнодобывающую отрасль или другие виды деятельности с низкими положительными вторичными эффектами для отечественного частного

сектора и расширения занятости. Библиографический список

1. Сборник. Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике, годовая публикация, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2017-2021.

- Б., 2020. - С. 11.

2. Нацстаткомитета КР раздел «Малый и средний бизнес». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.stat.kg (Дата обр. 18.11.2023 год).

3. Кыргызстан в цифрах, годовая публикация, 2022 год, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.

4. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 18 января 2022 года № 3.

5. ГП «Единое окно в сфере внешней торговли». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.infotrade.kg (Дата обр. 20.12.2023 год).

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gf.kg (Дата обр. 16.12.2023 год).

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gov.kg (Дата обр. 17.12.2023 год).

8. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/ (Дата обращение 20.11.2023 год).

9. Гомон И.В., Белопхова Н.В. Исследование таможенно-тарифного регулирования в международных экономических отношениях // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - №26 (4). - С. 66-71.

10. Жогличева В.В. Проблемы таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС // Инновационное развитие Российской экономики. IX Международная научно-практическая конференция. - 2016. - С. 177-179. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1economic.ru/lib/37803#authors. (Дата обр. 20.12.2023 год).

IMPROVING THE STATE MECHANISM FOR PROMOTING INVESTMENT ACTIVITIES IN THE FIELD OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

D.M. Tugolbayeva, PhD student

Kyrgyz Economic University named after M. Ryskulbekov (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article examines the improvement of the state mechanism for promoting investment activities in the field of small and medium-sized businesses. The study shows that the sphere of small and medium-sized businesses (SMEs) is the most important dynamic component of the economy of the Kyrgyz Republic, which responds more flexibly to any changes in the economy. The development of SMEs effectively solves the issues of employment of the population and thereby has a great impact on solving social problems.

Keywords: investment, investment activity, forecast, prospect, markets for goods and services, labor, capital, economy, customs and tariff sphere, technology, factors, analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.