Научная статья на тему 'Совершенствование господдержки аграрного сектора северных и арктических территорий'

Совершенствование господдержки аграрного сектора северных и арктических территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование господдержки аграрного сектора северных и арктических территорий»

В настоящее время (2015 г.) весь мясной скот в регионе чистопородный, племенной. Для ускоренного увеличения объемов производства говядины необходима организация товарных хозяйств, в т.ч. на основе получения помесного молодняка для откорма.

Мы считаем, что принятый минимальный вариант не соответствует потребностям населения округа в продукции скотоводства. Поэтому предлагаем оптимальный вариант в 300 тыс. голов. Данное поголовье позволит дополнительно получать 90 тыс. т высококачественной говядины и повысить обеспеченность этой продукцией до 10,2 кг на душу населения в год.

Для распространения мясного скота на северо-западе России имеются все необходимые условия:

- огромные массивы не использованных сельхозугодий;

- климатические условия способствуют получению высоких урожаев растительной массы;

- низкая занятость сельского населения;

- Имеется успешный опыт разведения мясного скота, как в СХО, так и в малых формах хозяйствования;

- достаточно племенного скота.

Для успешного развития мясного скотоводства в регионе необходимо на уровне государства обеспечить доступность земли (например, путем бесплатной аренды на 10 лет и последующей передаче в собственность арендатору, выполняющему обязательства по развитию производства) и льготные условия кредитования для малых хозяйств.

Источники

1. Смирнова М.Ф., Смирнова В.В. Распространение инноваций в мясном скотоводстве СевероЗападного региона России / Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета № 33. - СПб.: СПб ГАУ, 2013.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.petrostat gks.ru

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА СЕВЕРНЫХ И

АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Иванов В.А. д.э.н., гл. науч. сотр. Институт социально-экономических и энергетических проблем

Севера Коми НЦ УрО РАН

Плодотворная жизнь в условиях сурового климата возможна лишь при наличии полноценного питания. Отсутствие свежих продуктов питания действует здесь на человека угнетающе и резко снижает его трудоспособность. Цельное молоко, свежие овощи, мясо, рыба, диетические яйца как источник полноценного белка, витаминов, минеральных солей и других биологически активных веществ незаменимы в рациональном питании жителей Севера и Арктики. В местной продукции животноводства значительно больше, чем на юге и в центральных регионах страны полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Свежее и охлажденное мясо - источник витаминов. Производимые и потребляемые местные продукты питания, а также дикоросы (клюква, брусника, морошка, черника) являются одновременно и лекарственными препаратами.

В период рыночных реформ в северных и арктических территориях произошло разрушение материально- технической базы сельского хозяйства, резкое сокращение обрабатываемых земель, поголовья животных, численности работников, ухудшение их профессио-

нального уровня и качества жизни, падение производства всех видов аграрной продукции. Очень серьезно пострадало сельскохозяйственное производство сельской периферии. Тенденции, наблюдаемые в аграрном секторе, могут привести к его ликвидации и сокращению веками обжитых северных сельских территорий.

Игнорирование особого характера сельского хозяйства как специфической отрасли народного хозяйства, незначительные размеры господдержки аграрной сферы - основные причины системного кризиса северного села.

В экстремальных условиях Севера и Арктики, в отличие от южных и центральных районов страны, частный капитал, в силу низкой доходности аграрного производства, больших сроков окупаемости вложенных средств, неразвитости сельской инфраструктуры, не заинтересован вкладывать свои средства в сохранение и развитие сельского хозяйства. Здесь особенно велика роль государства в финансировании аграрной сферы.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» способствовало существенному росту финансовой поддержки

сельхозпредприятий. Объем субсидий сельскому хозяйству, Республики Коми за 20062014 гг. увеличился более чем в 1,7 раза. Господдержка аграрного сектора в основном осуществляется из регионального бюджета. Сейчас из бюджета Коми отрасли направляется 84% субсидий, из федерального - 14 и из местного - 2%. Прогнозная оценка доли субсидий, предусмотренная в Госпрограмме развития агропродовольственного сектора Республики Коми 2020 г., из республиканского бюджета увеличится до 91%, а из федерального и местных бюджетов уменьшится, соответственно, до 8 и 1%.

Субсидии позволили избежать убыточности большинству сельхозпроизводителей. Если в 2005 г. уровень убыточности производства продукции в сельхозорганизациях Республики Коми составлял 5%, в 2006 г. достиг нулевой отметки, то в 2012 г. уровень рентабельности составил 13, в 2012 г. - 5, 2014 г. -4%. Без финансовой поддержки сельхозорга-низации северных и арктических территорий, за исключением, специализирующихся, на разведении оленей, добыче и переработке рыбы, получают многомиллионные убытки. Однако, даже с учетом субсидий, уровень рентабельности у большинства сельхозорганизаций останется крайне низким, а некоторые из них убыточны.

Анализ существующей финансовой поддержки аграрной сферы свидетельствует, о её существенных недостатках: размеры бюджетного финансирования не позволяют, не только развивать отрасль на инновационной основе, но и сдерживать падение производства; субсидии сельскому хозяйству не связаны с конечными целями и задачами его развитии; значительная доля господдержки достается высокорентабельным аграрным предприятиям.

Объемы бюджетной поддержки не учитывают вклад зоны Севера в производство биологически полноценных продуктов питания, специфику специализации сельского хозяйства, уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры. Для подъема рентабельности и увеличения инвестиционных возможностей аграрному производству необходимо увеличить объем прямой государственной поддержки в 3-4 раза. Ускорение модернизации отрасли и инфраструктуры сельской местности потребует выделения также государственных капитальных вложений.

Субсидии позволяют сельхозпроизводителям получать доходы дополнительно к выручке от реализации продукции, не влияя на рост цен на продовольствие. Без поддержки

доходов товаропроизводителей через субсидирование цен на производимую продукцию эффективность инвестиций будет крайне низкой, они могут даже не окупиться. Экономическая оценка инновационно-инвестиционных проектов по строительству молочных ферм на 100 и 200 коров с использованием новейших технологий при достижении высокой продуктивности коров (5500 кг) и соответствии принципам производства органической продукции показала следующее. При существующей достаточно неплохой господдержке инновационно-инвестиционной деятельности и доходов сельхозпроизводителей указанные проекты окупятся через 12,5 и 11,3 года при сроке предоставляемого кредит на 8 лет. Только при достижении объёмов господдержки, которые будут обеспечивать оптимальный уровень рентабельности (40-50%), окупаемость проектов составит 7,17,4 года и будет ниже периода предоставляемого кредита. Следовательно, инвестиционная привлекательность аграрного производства в зоне Севера может быть обеспечена за счет увеличения прямой финансовой поддержки.

Сейчас основные размеры финансовой поддержки выделяются крупным аграрным предприятиям, лучше обеспеченны ресурсами. Причем, поддержка не всегда пропорциональна производимым ими объемам аграрной продукции. Из общей суммы субсидий сельскому хозяйству Республики Коми сельхозпроизводителям периферийных районов в 2013 г. было направлено только 12% при их доле в объеме валовой аграрной продукции 18%. На технико-технологическую модернизацию товаропроизводителям этих районов выделено лишь 11% субсидий от общего объема финансовой поддержки по данному направлению. В то же время здесь основные производственные фонды в скотоводстве изношены на 70-80%.

Со вступлением страны в ВТО сельское хозяйство северных и арктических территорий, не преодолев кризисных явлений 1990-2000 гг., столкнется с новыми проблемами технико-техно-логического и социально-экономического развития отрасли. К рискам и угрозам следует отнести: снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий и хозяйств, что делает проблематичной модернизацию отраслей аграрного сектора; невыполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности России; банкротство сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств из-за низкой конкурентоспособности; сокращение рабочих мест и налоговых поступлений от агропродовольст-венного сектора; снижение доходов и уровня

жизни крестьян. В связи с этим особую значимость приобретает выработка комплекса мер по недопущению ухудшения социально-экономической ситуации агропромыслового хозяйства в новых условиях, прежде всего, снятия ограничений уровня поддержки по «желтой корзине». Снятие ограничений на поддержку сельского хозяйства Севера и Арктики позволит повысить рентабельность, заработную плату работников аграрного производства, обеспечить их занятость, увеличить инвестиционные возможности и ускорить модернизацию скотоводства и оленеводства.

Для скорейшего перевода аграрной экономики на новую технико-технологическую основу предлагается субсидирование ее не только из регионального, но и федерального бюджета. Из федерального бюджета целесообразно осуществлять господдержку на увеличение поголовья крупного рогатого скота и оленей, объемов говядины, оленины и молока; компенсировать часть стоимости приобретаемой современной техники и высокопроизводительного оборудования, минеральных удобрений, горючего, запасных частей, комбайнов, тарифы в размере 50% при транспортировке железнодорожным и водным транспортом материально-технических ресурсов; субсидировать процентные ставки по кредитам; выделять субсидии на ликвидацию бедности среди сельского населения. Потребуется также разработка и принятие федеральных целевых программ по развитию оленеводства и ликвидации бедности сельского населения.

На региональном уровне финансовую поддержу предстоит осуществлять по следующим направлениям.

1. Увеличение объема финансовых ресурсов для аграрного развития сельской периферии за счет перераспределения субсидий с сельхозорганизаций, осуществляющих самоокупаемость и самофинансирование.

2. Государственная поддержка хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, в форме предоставления в залог государственного имущества республики для обеспечения исполнения кредитных обязательств.

3. Господдержка в виде целевых грантов крестьянско-фермерским хозяйствам.

4. Поддержка малого предпринимательства, обеспечивающего рост занятости населения в отдаленных населенных пунктах сельской местности (развитие личных подсобных хозяйств, организация сбора и переработки дикоросов).

5. Предоставление субсидий на развитие рыбоводства.

6. Возмещение части затрат по кредитам.

Целесообразно также в условиях присоединения России к ВТО освободить крестьян от всех налогов, а также повысить роль долгосрочного кредита. Льготный кредит на строительство и модернизацию животноводческих помещений в условиях Севера и

Арктики следует предоставлять на 20-25 лет, на приобретение техники и оборудования -на 6-8 лет.

По-видимому, следует пересмотреть корпоративную политику ресурсных компаний и их стремление вывести непрофильные активы за баланс своего бизнеса. Подсобное сельское хозяйство внутри промышленных предприятий желательно восстановить, хотя бы в минимальных размерах, и финансировать его за счет прибыли добывающих компаний. Затраты из прибыли на создание аграрного производства необходимо освободить от налогов.

Проведенный анализ существующей поддержки аграрного производства позволяет предложить комплекс мер по ее совершенствованию применительно к северным и приарк-тическим территориям.

В условиях Севера и Арктики, в силу низкой доходности сельского хозяйства, больших сроков окупаемости вложенных средств, незаинтересованности частных инвесторов вкладывать капитал в его развитие, особенно велика роль государства, как организатора, координатора и главного участника технико-технологического совершенствования отрасли и решения социальных проблем села.

Анализ существующей финансовой поддержки аграрной сферы северных и арктических территорий свидетельствует, что ее размеры не позволяют не только развивать отрасль на инновационной основе, но и сдерживать падение производства. Объемы бюджетной поддержки не учитывают вклад зоны Севера в производство биологически полноценных продуктов питания, специфику специализации сельского хозяйства, уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры. Основная тяжесть финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей ложится на региональный бюджет. Для подъема рентабельности и увеличения инвестиционных возможностей аграрному производству необходимо увеличить объем прямой государственной поддержки в 3-4 раза. Ускорение модернизации отрасли и инфраструктуры сельской мест-

ности потребует выделения также государственных капитальных вложений.

Для скорейшего перехода аграрной экономики на новую технико-технологическую основу предлагается субсидирование ее не только из регионального, но и федерального бюджета. Из федерального бюджета целесообразно осуществлять господдержку на увеличе-

ние поголовья крупного рогатого скота и оленей, объемов говядины, оленины и молока, а также на ликвидацию бедности сельского населения. Потребуется снятие ограничений уровня поддержки сельского хозяйства по «желтой корзине».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОДУКЦИИ ОВОЩЕВОДСТВА Родина Т.Е., к.э.н., доц. Брянской государственной инженерно-технологической академии

Овощная продукция в совокупности продовольственных товаров занимает большое значение, уровень обеспеченности населения которой характеризует степень развития рынка овощей и продуктов их переработки. Особую группу в балансе продовольствия занимают овощи. Роль овощей в продовольственном обеспечении определяется значимостью их для здоровья, необходимостью удовлетворения потребности в витаминах и прочих полезных веществах.

Данные Института питания Академии медицинских наук России показывают, что рацион взрослого человека ежедневно должен составлять более 400 г овощей, или 128-164 кг в год. Фактически потребление их в стране почти в 2 раза меньше научно обоснованной нормы.

В решении задачи обеспечения населения региона продуктами питания важное место занимает овощеводство защищенного грунта, поскольку климатические условия Брянской области не позволяют получать овощи из открытого грунта круглогодично.

Согласно биологическим нормам, минимальная потребность во внесезонных овощах за счет собственного производства удовлетворяется лишь на 45 процентов. Поскольку техническое состояние и оснащение тепличных комбинатов области не обновлялось около 30 лет, каждый год затраты на производство тепличных овощей повышаются.

В настоящее время в Брянской области производится всего 5 кг овощей защищенного грунта в расчете на душу населения при норме потребления 13 кг. Недостаток овощей компенсируется дорогой импортной продукцией, недоступной для большинства населения, поэтому требуются решительные шаги со стороны местных товаропроизводителей для закрепления своих позиций в конкурентной борьбе за рынок сбыта.

Для обеспечения населения Брянской области свежей экологически чистой овощной

продукцией в соответствии с медицинскими нормами 13 кг/чел. в год необходимо производство овощной продукции в объеме около 16,0 тыс. тонн. Для достижения устойчивого экономического положения тепличных хозяйств необходимо добиваться производства продукции в объеме 25-30 млн. руб. с 1 га теплиц. Это возможно при урожайности свыше 50 кг/м2 и средней цене реализации 50-55 руб./кг.

Овощеводство в настоящее время является одним из низкорентабельных видов сельскохозяйственного производства в регионе. Снижение объемов производства здесь связано с уменьшением в регионе объемов производства тепличного овощеводства, недостаточной развитостью системы сбыта продукции, ее невысоким качеством, а также задержками во внедрении новых высокомеханизированных технологий производства из-за недостатка средств на инвестиции.

Основным сдерживающим фактором развития овощеводства в Брянской области является отсутствие овощехранилищ, что не позволяет в полном объеме сохранить выращенный урожай до весны. Кроме того, в течение года отмечается резкое колебание цен на овощную продукцию, притом, что в осенний период она является минимальной. На наш взгляд, строительство овощехранилищ позволит не только сохранить, но и поставлять круглогодично высококачественную продукцию для потребителей.

Сегодня монополистом на рынке овощей Брянской области является СПК агрофирма «Культура», площадь которого составляет 24 га зимних блочных теплиц. Каждый год в хозяйстве производится овощей около 13 тыс. т, в т.ч. овощей защищенного грунта - до 7 тыс. тонн. Кооператив держит 99% рынка среди сельскохозяйственных предприятий даже без учета междугородней реализации. На долю остальных сельскохозяйственных производителей приходится 1%. С учетом же междугородней реализации СПК получает 99% выручки от реализации овощной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.