ГРИДИН Алексей Николаевич
Аспирант кафедры денежного обращения и кредита
Северо-Кавказский федеральный университет
355000, РФ, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 Контактный телефон: (962) 442-51-36 e-mail: [email protected]
Финансовая поддержка кредитования АПК Ставропольского края как условие развития отрасли
Отмечая сложное экономическое положение Ставропольского края, автор рассматривает антикризисные меры, принимаемые региональными органами власти: бюджетную поддержку кредитования агропромышленного сектора региона с целью пополнения оборотных средств сельхозтоваропроизводителей в период сезонных работ, привлечение в отрасль инвестиционных ресурсов для обеспечения ее экономического роста. Анализируются изменения, внесенные в федеральные нормативные акты, регулирующие финансово-кредитный механизм взаимодействия государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предложены меры по совершенствованию банковского кредитования на основе консолидации мелких сельхозпроизводителей с целью создания конкурентоспособной отрасли страны.
JEL classification: G31, G38
Ключевые слова: агропромышленный сектор; импортозамещение; государственная поддержка; субсидирование; кредитование; консолидация; конкурентоспособность.
Экономика Ставропольского края, как и российская в целом, переживает сложный период. Уровень экономики в 2015 г. по ряду показателей социально-экономического развития края заметно отстает от уровня соответствующего периода предыдущего года (табл. 1).
Таблица 1
Показатели социально-экономического развития Ставропольского края в январе-феврале 2015 г.
Я
Показатель Январь-февраль 2015 г., % к январю-февралю 2014 г.
Индекс промышленного производства* 95,8
Продукция сельского хозяйства* 99,1
Производство продукции животноводства*:
мяса 101
молока 99,1
яиц 93,7
Объем работ по виду деятельности «Строительство»* 101,2
Объем услуг связи* 95,1
Объем оптовой торговли* 95,8
Объем розничной торговли* 87,2
Объем платных услуг населению* 99,1
Оборот общественного питания* 99,2
Окончание табл. 1
Показатель Январь-февраль 2015 г., % к январю-февралю 2014 г.
Объем доходов консолидированного бюджета Ставропольского края ** 62,9
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ставропольского края** 90,9
* По данным официального сайта Ставрополькрайстата. Режим доступа: gks.ru. ** По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета Ставропольского края за январь-февраль 2015 г. // Официальный сайт Министерства финансов Ставропольского края. Режим доступа: http://www.mfsk.ru/budget/otchet.
Для стабилизации положения в экономической и социальной сферах правительством Ставропольского края разработан антикризисный план. В текущем году органы исполнительной власти организуют постоянный мониторинг ситуации на товарных рынках и контроль за их состоянием, принимают меры, направленные на увеличение предложения отечественных товаров, обеспечение социальной, бюджетной стабильности и информационной открытости работы правительства края.
Предусмотрена дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета на меры по повышению занятости населения (102,1 млн р.), развитию импортозамещения (120,0 млн р.), поддержке экспортных контрактов (40,0 млн р.), выплате платежей по лизинговым операциям (138,0 млн р.). Особенно масштабным будет предоставление кредитов сельхозтоваропроизводителям по ставкам 2014 г. (предполагаемый объем кредитов 10 млрд р.)1. Субсидирование кредитования должно стать мощным инструментом укрепления финансовой устойчивости отрасли, активно пользующейся привлечением заемных средств из-за сезонного характера производства [1. С. 37; 3. С. 278].
Сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики Ставропольского края, поэтому поддержка ее устойчивости и стабильности обеспечит прирост ВРП, повышение занятости населения, насыщение агропродовольственного рынка продукцией собственного производства, пополнение бюджетной системы дополнительными поступлениями [4. С. 85].
Государственная поддержка сельского хозяйства в Ставропольском крае оказывается по широкому спектру направлений: субсидирование части затрат по уплате страховой премии, кредитов и займов; возмещение затрат в животноводстве, растениеводстве, мелиорации; гранты для малых форм хозяйствования; субсидии на техническое и технологическое перевооружение; решение социальных вопросов на селе [2. С. 446].
По итогам 2014 г. финансовая помощь сельхозпроизводителям составила 5 413,3 млн р. (в том числе федеральный бюджет профинансировал 4 090,8 млн р. и бюджет Ставропольского края - 1 322,5 млн р.). Наиболее широко применялась поддержка по уплате процентных платежей по кредитам и займам, полученным сельхозтоваропроизводителями края. За прошедший год она составила 2 304,3 млн р. (около 43% общей суммы поддержки), в том числе федеральные средства - 1 792,7 млн р. и средства бюджета Ставропольского края - 511,6 млн р. Объем субсидируемых инвестиционных и краткосрочных кредитов (займов) в Ставропольском крае составил 36 408,7 млн р. (в 2013 г. - 32 150,1 млн р.)2.
1 План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ставропольского края в 2015 году // Официальный сайт губернатора Ставропольского края. Режим доступа: http://www.governor.stavkray.ru/docs/documents.
2 Меры государственной поддержки в министерстве сельского хозяйства Ставропольского края на 2014-2015 годы // Официальный сайт министерства сельского хозяйства Ставропольского края. Режим доступа: http://www.msbsk.ru/industry-information/state-support.
Все бюджетные меры обеспечения доступности заемных средств были нами сгруппированы по срочности привлечения кредитов (табл. 2).
Таблица 2
Объемы субсидирования процентной ставки по кредитам для АПК
Вид финансовой поддержки Перечислено получателям, млн р.
Всего в том числе за счет средств
федерального бюджета бюджета Ставропольского края
Субсидирование части ставки по кредитам на инвестиции в области растениеводства 585,1 443,5 141,6
Субсидирование части ставки по кредитам на инвестиции в области животноводства 1 191,2 956,2 235,0
Субсидирование части ставки по кредитам на инвестиции в области мясного скотоводства 1,0 0,7 0,3
Субсидирование части ставки по краткосрочным кредитам на животноводство 181,4 130,7 50,7
Субсидирование части ставки по краткосрочным кредитам в области растениеводства 270,9 196,5 74,4
Субсидирование части ставки по кредитам для малых форм хозяйствования 74,7 65,1 9,6
Итого 2 304,3 1 792,7 511,6
Очевидно, что основные суммы финансовой помощи были направлены на поддержание долгосрочных инвестиционных проектов - 1 777,3 млн р. по 464 кредитным договорам.
Как было установлено в ходе исследования рынка банковских услуг, во втором полугодии 2014 г. и первом квартале 2015 г. кредитная политика банковского сектора не способствовала росту деловой активности в сельском хозяйстве, поскольку была направлена на замещение рискованных направлений кредитования менее рискованными: расширялось кредитование крупных компаний и сокращалось кредитование малого бизнеса, торговли и сельского хозяйства. В результате уменьшился спрос на кредиты и сезонные агротехнические мероприятия оказались под угрозой срыва [5].
В сложившихся непростых условиях сельскохозяйственным товаропроизводителям Ставропольского края была оказана бюджетная поддержка в виде субсидирования процентных ставок, которые в конце 2014 г. в редких случаях предоставлялись ниже, чем под 20% годовых. Это снизило нагрузку на сельхозтоваропроизводителей в среднем на 14-15 процентных пунктов, или до 5% годовых. Принятые меры позволили сельхозпредприятиям завершить 11 инвестиционных проектов общей стоимостью более 5,5 млрд р., в том числе в области растениеводства - 7, животноводства - 3 и переработки сельхозпродукции - 1 проект1.
Из общей суммы процентных расходов наибольшие объемы средств составляют кредиты на развитие животноводства. И это не случайно. Согласно данным статистических наблюдений, в крае наметилась тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота (в 2014 г. 97,3% к 2013 г.), свиней (в 2014 г. 94,5% к 2013 г.), овец и коз (в 2014 г. 98,2% к 2013 г.), а также рабочих мест (в 2014 г. 96% к 2013 г.). Отмечались также низкие темпы модернизации и инноваций в животноводстве. Особенно заметно это было в молочном скотоводстве. Несмотря на то, что продукция молочной отрасли
1 Меры государственной поддержки в министерстве сельского хозяйства Ставропольского края на 2014-2015 годы // Официальный сайт министерства сельского хозяйства Ставропольского края. Режим доступа: http://www.mshsk.ru/industry-information/state-support.
очень востребована, прибыльна, устойчиво рентабельна (до 30%), из 26 муниципальных районов края в 10 отмечено снижение поголовья молочного стада, а еще в 8 районах - полное отсутствие хозяйств коллективного сектора.
В связи с этим в планах развития агропромышленного комплекса Ставропольского края до 2020 г. приоритетной является разработка такой системы государственной поддержки производства продукции животноводства, которая способна стимулировать повышение эффективности производства. Это обусловило начало реализации в текущем году в пяти районах инвестиционных проектов с государственной поддержкой в молочном животноводстве сметной стоимостью более 5,8 млрд р. и общей производственной мощностью 99,8 тыс. т молока в год.
Негативные явления наблюдаются также в отдельных направлениях растениеводства. Так, если по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур в последние годы отмечен устойчивый рост (2012 г. - 4,8 млн т, 2013 г. - 6,9 млн т, 2014 г. - 8,6 млн т), то валовое производство плодов, винограда, картофеля и овощей снизилось на 4-15%. Это сказалось на самообеспечении потребностей жителей края картофелем и овощами, который сложился соответственно на уровне 85 и 90%. Объемы закупок картофеля, овощей за пределами края доходят до 25-30% объемов собственного производства.
Несмотря на рост объема валового сбора овощей защищенного грунта, ежегодно около 34% выращенной и собранной продукции тепличного овощеводства реализуется на территории Ставропольского края. Остальные 66% урожая поставляются в другие регионы РФ (Санкт-Петербург, Москва, Калуга, Нижний Новгород, Новосибирск). Таким образом, в Ставропольском крае в период межсезонья овощной продукции защищенного грунта собственного производства не хватает, что влечет за собой заполнение рынка края импортной овощной продукцией.
В связи с этим в крае запланированы мероприятия по импортозамещению: реализация 18 инвестиционных проектов по развитию растениеводства и тепличного овощеводства, переработке и логистическому обеспечению рынков продукции растениеводства. Это будут комплексы по выращиванию овощей, производству овощных культур, завод по производству семян сельскохозяйственных растений. Реализацию проектов поддержит государство. Бюджетное финансирование процентных расходов по инвестиционным кредитам составит 578,1 млн р. (федеральные средства - 449,8 млн р., средства регионального бюджета - 128,3 млн р.).
Согласно данным статистических наблюдений, основную часть валовой продукции животноводства и растениеводства края производят сельхозорганизации - до 60%, доля продукции личных подсобных хозяйств граждан составляет примерно 27% валового объема, крестьянских (фермерских) хозяйств - 13%. Вместе с тем основными производителями отдельных видов сельхозпродукции (причем наиболее трудоемких), таких как картофель, овощи, являются личные подсобные хозяйства и коллективные подсобные хозяйства. Так, в 2013-2014 гг. ими обеспечена поставка почти 90% картофеля и 80% овощной продукции. Эти же хозяйства являются основными производителями отдельных видов животноводческой продукции (см. рисунок).
Очевидно, государство должно поддерживать основных поставщиков указанных видов агропродовольственного рынка. Но, как следует из данных табл. 2, финансовая помощь по привлечению краткосрочных и долгосрочных кредитов малыми формами хозяйствования составляет только 3,3% общей суммы субсидирования кредитных займов. Вместе с тем указанные хозяйства по своей природе не имеют значительных объемов собственных оборотных средств и, в отличие от крупных предприятий, не обладают возможностями для привлечения эмиссионных ресурсов. Поэтому для обеспечения финансовой устойчивости им требуется беспрепятственное кредитование под краткосрочные и долгосрочные вложения. Однако коммерческие банки не заинтересованы работать с небольшими кредитами для малых предприятий [8]. Более того, как следует из
прогноза Центрального банка РФ, сделанного в Докладе о денежно-кредитной политике (март 2015 г.), при наблюдающемся сокращении спроса на кредиты и увеличении доли просроченной задолженности по ним можно ожидать ужесточения отбора заемщиков. Ужесточение коснется прежде всего средних и мелких сельхозпроизводителей [5].
76,2
35,1
38,7
3,2 \45,1
20,6 26,2
Мясо
Молоко
Яйца
Шерсть
У77Л Хозяйства населения
■■ Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели I I Сельскохозяйственные организации
Структура производства продукции животноводства по категориям хозяйств в 2013 г., %
Принимая во внимание ситуацию в российской экономике и для сохранения достигнутого уровня кредитования сельхозотрасли, Правительство РФ изменило Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на погашение процентных ставок по кредитам. Согласно новой формуле, ставка возмещения при краткосрочном заимствовании за счет федерального бюджета составит 14,68%, при инвестиционном - 100% ставки рефинансирования Центрального банка РФ1. Однако вновь открывающиеся возможности привлечения банковских кредитов могут оказаться более доступны для крупных организаций, но не для крестьянских фермерских хозяйств и мелких хозяйств со слабым финансовым менеджментом. Получение кредитов для них становится вопросом выживания в условиях рынка. С подобной проблемой сталкиваются не только аграрии Ставрополья. Совершенствование механизма привлечения кредитов мелкими сельхозтоваропроизводителями актуально для всех регионов страны.
Полагаем, что в сложившихся условиях Правительству РФ необходимо уточнить Правила предоставления субсидий на возмещение расходов по погашению кредитных ставок в части выделения квот на субсидирование доли ставки по кредитам для крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме бюджетных ассигнований на указанные цели. Кроме того, следует установить виды кредитов для малых форм хозяйствования на селе и осуществлять возмещение процентных расходов по ним не по единой, как сейчас, ставке (14,68%), а по дифференцированным ставкам - от 13 до 16% годовых (для молодых фермеров 13-18%) в зависимости от вида кредитов. Сроки погашения необходимо также дифференцировать по экономическим зонам: 5-10 лет для хозяйств, расположенных в неблагоприятных природно-климатических зонах, 5-8 лет - в прочих районах. В ходе отбора получателей бюджетного возмещения считаем целесообразным устанавливать определенные критерии: по размеру хозяйства, уровню доходности, возрасту претендентов, их профессиональной подготовке и другим факторам.
1 О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: постановление правительства Ставропольского края от 27 января 2015 г. № 53.
Несомненно, для эффективного и конкурентоспособного развития аграрнопро-мышленного комплекса необходима государственная финансовая поддержка сельхозпредприятий [7. С. 5]. Совершенствование механизма субсидирования кредитования может стать мощным инструментом развития отрасли и обеспечения продовольственной независимости страны [6].
Источники
1. Анохина М. Е. Современная аграрная политика: результаты и пути решения проблем // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 7.
2. Гридин А. Н. Основные направления господдержки аграрного сектора Ставропольского края // Теория и практика модернизации хозяйственных укладов и экономических институтов периферийных регионов : материалы Междунар. науч. конф. (Ростов-на-Дону). Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013.
3. Манжосова И. Б. Особенности модернизации агропромышленного производства в России // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3 (15).
4. Михайлов В. В. Финансовое регулирование процессов в контексте устойчивого развития социально-экономических систем // Финансы. 2012. № 6.
5. Нуралиев С. У Продовольственный рынок России в новых экономических условиях: задачи и перспективы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 3.
6. Сёмин А. Н. К вопросу о понятиях «продовольственная независимость» и «продовольственная безопасность» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 6.
7. Сёмин А. Н., Михайлюк О. Н. Формы и приоритеты государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей // Агропродовольственная политика России. 2012. № 6.
8. Сенчагов В. К. В условиях мирового экономического кризиса. Режим доступа: Ьttp://finance-credit.news/voprosyi-ekonomicЬeskie-obscЬiie/usloviyaЬ-mirovogo-ekonom-icheskogo-krizisa.html.