Научная статья на тему 'Совершенствование форм взаимодействия между предприятиями в контексте цифровой трансформации'

Совершенствование форм взаимодействия между предприятиями в контексте цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / INDUSTRIAL ENTERPRISES / MODERNIZATION / NETWORK INTERACTION / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

В статье проведен анализ формы сетевого экономического взаимодействия промышленных мероприятий и направлений их развития в контексте цифровой трансформации. Показывается что в условиях перехода к новой постиндустриальной экономике именно цифровизация станет «локомотивом» модернизации и развития отечественной промышленностиThe article analyzes the form of network economic interaction of industrial enterprises and the directions of their development in the context of digital transformation. It is shown that in the conditions of transition to a new post-industrial economy, digitalization will become the "locomotive" of modernization and development of the domestic industry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование форм взаимодействия между предприятиями в контексте цифровой трансформации»

^КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ1

Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность2

Введение

Сегодняшние тенденции цифровой трансформации компаний, стремящихся к максимальной эффективности бизнеса в рамках производственной деятельности и взаимодействия с клиентами, связаны с внедрением ключевые технологий, таких как: облачные вычисления (СС), промышленный Интернет вещей (IIoT), искусственный интеллект (AI), дополненная и виртуальная реальность (AR and VR), цифровые двойники (DT) и др., трансформирующих традиционные промышленные операции, объединяя новейшие инновационные инструменты и процессы с внутриорганизационными экспертными знаниями, ускоряя сбор и анализ данных в целях оперативного управления состоянием активов и жизненными циклами операций. Цифровая трансформация промышленного сектора экономики предполагает новую индустриализацию экономики на основе повсеместного внедрения в промышленности инновационных технологий, основанных на сборе, анализе больших объемов данных, применении сетевых технологий управления, обеспечивающих удаленный доступ к производственным процессам и операциям, комплексной роботизации производственных операций, аддитивные технологии, интеллектуальные системы обработки данных и др.

Под влиянием цифровых технологий, сокращения производственного цикла и увеличения степени клиентоориентированности продукции возможна глобальная трансформация промышленного производства не только на национальном, но и на трансграничном уровне [1]. Однако основными компонентами российской цифровой экономики, обеспечивающей взаимодействие между ее участниками, сегодня являются сфера потребления - электронная торговля, государственное управление, экспортно-импортная деятельность. Российские

предприятия, сохранившие свою традиционную деятельность в постиндустриальном периоде, также внедряют информационные технологии, надеясь в перспективе на становление цифрового производства. Создание (участие) сетевых форм хозяйствования, взаимно влияющих на развитие друг друга, также на формирование динамичных межфирменных межгосударственных сетей, в рамках которых объединяются технологии, производственные процессы и услуги в настоящее время проблематично в связи с отсутствием таких сетей. Возможности подобной глобальной трансформации напрямую зависят как от особенностей корпоративной политики самих предприятий, так и от "решения фундаментальной задачи формирования промышленной политики сопредельных государств и регионов в условиях перехода к сверхиндустриальным укладам, цифровизации и сетевизации производства, обеспечению их устойчивого развития и экономической безопасности территорий" [2].

Открытие новых путей развития форм взаимодействия предприятий в условиях перехода на цифровые технологии требует изучения возможностей для их оптимального использования. В свою очередь, совершенствование форм взаимодействия между предприятиями, осуществляющими свою деятельность в контексте разных государств, регионов, социально-экономических условий, различий в законодательстве и проводимой экономической политики требует актуализации подходов к разработке политики межрегиональных и межнациональных связей.

Промышленная интеграционная

политика

Современное состояние российской экономики большинство ученых характеризуют как переходное к постиндустриальному обществу, которое, в свою очередь характеризуется глубокими структурными - снижением доли

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения исследований по проекту № 20-510-00002 Бел_а

2 Альберт Энштейн

промышленности ВВП страны на фоне роста в основном сферы услуг, обеспечивающей улучшение качества жизни населения, развития индустрии знаний, повышение культурного уровня развития общества и др. Сегодняшнее переходное положение российской экономики, характеризуемое технологической отсталостью российской промышленности, проявившейся в кризисные 90-е годы, а также особенностями российской промышленной политики последующих десятилетий ХХ-го века, не способствовало становлению значимого состояния третичного сектора в доле ВВП, характерного для США и других передовых стран западного мира. Наоборот, привело к деградации российского промышленного сектора при утрате компетенций производственного персонала и вследствие этого к замедленному росту ВВП, не дающему стимулов развития сферы услуг и всего третичного сектора экономики. Преобладающим сектором современной российской экономики, формирующим большую часть ВВП, является топливно-энергетический блок, что приводит к зависимости экономики от мировых колебаний цен и негативно сказывается на развитии наукоемких отраслей, таких как: машиностроение, авиастроение, производство вычислительной техники, оптических и электронных приборов, медицинская промышленность, биологическая и химическая и др.

В настоящее время доля наукоемкой продукции в объеме отечественных производств в 3 - 5 раз ниже, чем в США. Налицо глубокая технологическая отсталость и изношенность технико-технологической базы российской промышленности, требующие глубокой модернизации в целях повышения конкурентоспособности российской экономики. Как правило, речь идет о новой индустриализации - о формировании высокотехнологичного сектора экономики, характеризующегося высокой степенью автоматизации технологических процессов на базе внедрения электронных и информационно-коммуникационных средств управления, хранения и передачи информации. Несмотря на очевидную неизбежность развития и глубокой модернизации отечественных промышленных предприятий имеются системные трудности для ускоренной реализации этих процессов, связанные в основном с необходимостью существенного финансирования инновационных проектов. Не секрет, что большинством российских предприятий реального сектора экономики владеет частный капитал, цель которого - получение наибольшей прибыли. При этом инвестиционные затраты откладывают ее получение на длительные сроки. Имеются и ряд других существенных причин, тормозящих модернизационные процессы: технико-экономических, законодательных,

социально-психологических, организационно-управленческих и др.

Объявленная мировым сообществом концепция «Индустрия 4.0», или Четвертая промышленная революция предполагает эволюционный переход от простой цифровизации (третья промышленная революция) к гибридным, конвергентным технологиям (четвертая промышленная революция), характеризующимся трансформацией в цифровое производство. Предполагается создание сети управляемых интеллектуальными системами глобальных промышленных комплексов, объединяющих различные предприятия и выходящие на региональный, национальный и трансграничный уровни, в конечном итоге, объединяя их в глобальную сеть - "Интернет вещей и услуг".

Подобное сетевое взаимодействия между элементами техносферного происхождения, созданными самими машинами, с учетом собственного состояния и состояния окружающей среды в целом и с информационными системами в режиме реального времени, управляемое интеллектуальным системам приводят к смене "парадигмы" технологического развития, - к трансформации роли человека в промышленном производстве, оставляя за ним функции творческой деятельности.

Формы сетевого экономического взаимодействия предприятий на региональном уровне в настоящее время достаточно широко применяются в промышленно развитых регионах РФ. Как правило с точки зрения развития экономики региона целесообразно интеграционное взаимодействие как большого, так и малого предпринимательства, либо через партнерство (через горизонтальное взаимодействие), либо по вертикали - путем создания и управления ими малых предприятий - сателитов, интрапренеров, инкубаторов) [3].

Правовая основа интеграции промышленных предприятий заложена федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» [4]. Подробный анализ данного законодательного акта в области формирования региональных кластерных сетевых структур приведен в работе Шукиной Т.В. [5]. Рассматривая ситуацию с точки зрения публичного управления в сфере промышленной политики, места и роли государства в этом процессе автором работы [5] выделены основные субъекты, осуществляющие деятельность в сфере промышленности и институты государственных гарантий (рисунок 1).

Эффективность региональной интеграции промышленных предприятий подтверждается созданием промышленных кластеров на территории Липецкой области. Минпромтог России на конец 2019 г. зарегистрировал и поддерживает 41 промышленный кластер [6].

Большинство промышленных кластеров расположены в следующих федеральных округах: Приволжский федеральный округ (14), Центральный федеральный округ (12), Северо-Западный федеральный округ (7). Лидерами по количеству кластеров являются: Республика Татарстан (3), Ульяновская область (3), Санкт-Петербург (3), Челябинская область (2), Калужская область (2), Пензенская область (2), Омская

Создавая институты государственных гарантий для предоставления участникам сети законодательной, финансовой, налоговой, имущественной и информационной поддержки, государство рассматривает региональные сети промышленных предприятий как инновационные проекты с участием государства, либо проекты совместной деятельности по производству инновационной продукции.

Развитие сетевой модели взаимодействия предприятий предполагает глубокую циф-ровизацию, главным элементом которой в сетевой модели управления является информация, ее медийное, дипломатическое, экономическое и техническое обеспечение.

Международная кооперация

промышленных предприятий

Различают следующие формы международной кооперации: контрактное производство, стратегическое партнерство и субконтрактинг.

область (2), Воронежская область (2). Общее количество рабочих мест на предприятиях-участниках промышленных кластеров в 2018 году составило 93 314 ед., причем 56,45% из них составляет доля высокопроизводительных рабочих мест. Среди предприятий-участников промышленных кластеров более 200 предприятий малого и среднего бизнеса

Контрактная форма предполагает сотрудничество во временных рамках заключенных договоров, что не способствует обмену инновационными идеями и разработками, не имеет синерги-ческого эффекта за счет доступа к объединенным ресурсам. Стратегическое партнерство, характерное для крупных корпораций, обладает синергическим эффектом, однако имеет проблемы, связанные с сохранением и разделением прав интеллектуальной собственности между предприятиями-контракторами. Субконтрак-тинг, как способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором с минимально необходимыми собственными производственными мощностями, критически влияющими на качество продукции и суб-контракторами - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы и услуги является наиболее подходящей формой взаимодействия как крупных специализированных

организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки промышленности (с публичным элементом):

государственные фонды развития промышленности;

центры кластерного развития промышленности в субъектах Российской Федерации;

региональные консалтинговые центры и центры инжиниринга;

ассоциации промышленных предприятий субъектов Российской Федерации;

государственные корпорации (акционерные общества) развития в субъектах Российской Федерации

ассоциация промышленных кластеров;

ассоциация индустриальных парков России;

управляющие компании ОЭЗ -акционерные общества

отраслевые публичные субъекты, осуществляющие деятельность в сфере промышленности:

государственные корпорации;

Институты государственных гарантий:

- финансовой поддержки;

- информационно-консультационной поддержки;

- поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности;

- поддержки развития кадрового потенциала;

- поддержки внешнеэкономической деятельности

частно-публичные субъекты, осуществляющие деятельность в сфере промышленности:

индустриальные (промышленные) парки;

промышленные технопарки;

промышленные кластеры.

Рисунок 1 - Основные промышленные субъекты и институты государственных гарантий

промышленных предприятий так и их взаимодействия с малыми и средними формами бизнеса в целях повышения инновационности производства и достижения синергетического эффекта.

Международный опыт сотрудничества между промышленными предприятиями доказывает эффективность сетевого взаимодействия, как результата появления синергетического эффекта в доступе к новым ресурсам. Предприятия-партнеры могут использовать научные исследования и разработки друг друга, не опираясь полностью на собственные средства, более того, возможно наращивание научно-технического потенциала путем привлечения инвестиций и заказов на инновационные исследования партнеров [7]. Наибольшее распространение в отрасли машиностроения (автомобилестроение, станкостроение, авиастроение) также в производстве полимерных композиционных материалов, радиоэлектронной и электротехнической промышленности получила субконтрактация, позволяющая охватывать предприятия с различными формами управления, причем как крупные, так и среднего и малого бизнеса.

Для объединения усилий региональных центров субконтрактации, направленных на решение задач развития предпринимательства в промышленности, в Российской Федерации в 2004 году создана общероссийская организация - некоммерческое партнерство «Национальное Партнерство развития субконтрактации». Основная задача промышленной политики партнерства - развитие международных и межрегиональных кооперационных связей малых и крупных предприятий, поддержка малого и среднего производственного и инновационного бизнеса в регионах России и зарубежных странах. Решения этой задачи партнерство проводит совместно с Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО3), а также Евразийским экономическим сообществом, при поддержке которых создаются новые национальные и региональные центры субконтрактации.

Участие промышленных предприятий Российской Федерации в субконтрактинге с зарубежными предприятиями ограничено производством автомобилей, авиационной и космической техники, а также нефтегазовой отраслью и строительными материалами. Причиной крайне низкого участия российских промышленных предприятий в субконтрактации с ведущими зарубежными компаниями, идущими на российский рынок (например: Ford, Bosch, Siemens, Electrolux и др.) является общее

3 Членами ЮНИДО на сегодняшний день являются 173 государства. Штаб-квартира находится в Вене.

6

технологическое отставание российской промышленности в целом от мирового уровня развития [8]. Российские предприятия не могут выполнить предъявляемые требования и обеспечить качественными комплектующими совместные производства.

В последние годы многие российские предприятия реального сектора экономики работают в условиях санкций со стороны западных партнеров, препятствующих международному сотрудничеству, причем в наиболее важных для российской экономики высокотехнологичных отраслях. Это с одной стороны стимулирует развитие отечественных инновационных производств, а с другой - заставляет выстраивать новые технологические цепочки и искать субконтрактеров среди крупных промышленных предприятий стран - партнеров СНГ и ЕАЭС, которые также испытывают объективную потребность в расширении и диверсификации круга субпоставщиков, в целях повышения эффективности ведения бизнеса.

Примером является сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в отдельных отраслях промышленности. В транспортной и строительной отраслях наиболее известные совместные интеграционные проекты России и Белоруссии , такие как российско-белорусский холдинг «Росбелавто», созданный на базе активов предприятий «КАМАЗ» и «МАЗ», а также профильная кооперации с белорусскими предприятиями: к ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Пеленг», ОАО «Интеграл» и ОАО «Гродно-Азот». В микроэлектронной промышленности, где кооперационные цепочки создания стоимости, сформировались еще в Советском Союзе. Несмотря на то, что российская и белорусская микроэлектроника существенно отстают в технологическом аспекте от мировых лидеров, в данном направлении сложилась относительно положительная динамика.

Следует понимать, что микроэлектроника и цифровая экономика являются неотъемлемыми элементами единой концепции в процессе трансформации в цифровую экономику. С одной стороны, цифровизация направлена на формирование конкурентноспособной устойчивой платформы для электронной промышленности, а с другой - продукция электронной промышленности необходима для цифровой трансформации промышленности и экономики в целом.

Новейшие разработки в информационной отрасли были представлены , на прошедшей международной выставке «Таможенная служба - 2016», главная разработка, показанная

Союзным государством, - Единая автоматизированная информационная система, позволяющая в режиме онлайн не только контролировать отправку и доставку грузов, но и отслеживать их перемещение на всем участке пути. Онлайн-коммуникации этой системы распространяются на все пять стран ЕАЭС.

Российская Федерация является основным торгово-экономическим партнером для Республики Беларусь. Доля РФ в товарообороте РБ со всеми странами мира стабильно составляет около 50%. Республика Беларусь находится на первой позиции по объему товарооборота РФ со странами СНГ и на четвертой позиции среди всех торговых партнеров России. Именно в российско-белорусском сотрудничестве ожидается прорыв в создании цифровых платформ промышленной кооперации и субконтрактации.

Как показывает международный опыт формирования промышленных сетевых структур, для эффективной реализации промышленной кооперации необходимо наличие детально разработанных и согласованных принципов, форматов и инструментов сетевого взаимодействия, как правило цифровых. Поэтому уровень реализации кооперации напрямую связан с уровнем цифровой трансформации экономического пространства.

21 декабря 2016 года Совет евразийской экономической комиссии принял решение № 143 «О Концепции создания евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации» [10], направленную на организацию наиболее эффективных форм промышленного сотрудничества производителей промышленной продукции государств - членов Евразийского экономического союза, которые позволят "достичь высокой эффективности производства, обеспечить конкурентоспособность промышленной продукции, сформировать сервисную промышленную среду, заложить основы цифровой трансформации промышленности, и определяет цели, задачи, порядок формирования и финансирования евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации." Среди задач сети, поставленных в целях реализации потенциала взаимовыгодного сотрудничества, задачи расширения промышленной кооперации путем вовлечения в производственный процесс большего числа предприятий промышленности включая малые и средние промышленные предприятия государств-членов в рамках функционирования евразийской сети субконтрактации с последующей интеграцией их в мировую экономическую систему.

В рамках формирования евразийской сети формируется и ведется единый реестр промышленных предприятий (контракторов и суб-контракторов), производится хранение и обработки больших данных, проводятся трансакций

что предполагает широкое внедрение передовых цифровых технологий (искусственный интеллект, блокчейн, цифровых двойников, интернет вещей и др.)

Цифровая трансформация

промышленных комплексов

Цифровая трансформация является магистральным направлением технологического развития промышленности. Современное промышленное производство использует цифровые и компьютерные технологии на всех стадиях разработки (включая исследования) и производства продукции - во всех аспектах своей работы. Практически все процессы, от непосредственного контроля и управления технологическим процессом до бизнес-планирования и документооборота, осуществляются в настоящее время с применением цифровых данных и цифровой инфраструктуры. Цифровая трансформация промышленных комплексов сегодня затрагивает не только бизнес, но и экономические и социальные институты, поэтому представляет собой национальную проблему, успешно решаемую многими странами, имеющими развитую экономику с высокотехнологическим укладом путем реализации национальные программ развития своих цифровых экономик. В последние годы Россия сделала значительные шаги к цифровой экономике, основанной на разработке цифровых технологий и использовании цифровой информации. Российская Федерация пытается в вопросе цифровизации общества занимать лидирующие позиции среди стран с развитой эконо-микой.[11]. В качестве приоритетных направлений цифровизации отечественных промышленных комплексов выделяются производство роботов и роботизация производственных процессов, разработка и создание интеллектуальных систем управления технологическими процессами и операциями, разработка датчиков и сенсоров с элементами искусственного интеллекта, внедрение аддитивных (аддитивно-субтрактив-ных) лазерных технологий и новых материалов для обеспечения цифровизации, формирование российских цифровых платформ для интеллектуальных сетевых систем управления промышленными предприятиями и комплексами. Предприятия, выпускающие высокотехнологичную продукцию приступили к разработке «цифровых двойников».

Российское высокотехнологичное производство традиционно базировалось на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Именно на развитие ОПК возлагается сегодня флагманская роль в цифровой трансформации промышленных комплексов. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 июня 2018 г. №364 и от 28 августа 2018 г. № 501 в г. Анапа Краснодарского края

создан и функционирует Военный инновационный технополис «Эра» Министерства обороны Российской Федерации. На базе технополиса создан Центр «компетенций «цифровых двойников». Целью центра является решение задач по выполнению научных проектов с применением суперкомпьютерных вычислений, цифрового проектирования и управления моделированием виртуальных испытаний «цифровых двойников» в интересах развития оборонно-промышленного комплекса и создания научно-технического задела.

Рассматривая эволюционный процесс цифровой трансформации экономики следует понимать, что цифровая экономика как самостоятельная сфера экономики существует лишь как некая виртуальная среда, дополняющая материальную - реальную экономику [12] , в целях повышения эффективность производства, качества и конкурентоспособности производства и продукции, взаимодействия участников процессов производства, а также взаимоотношения в сетевом пространстве в процессе экономической деятельности.

Нынешняя экономика Российской Федерации характеризуется с одной стороны высоким цифровым потенциалом, содержание которого составляют отечественные программные комплексы моделирования и управления реальными процессами в производстве, обществе и природных процессах, а с другой - невысоким технологическим уровнем промышленного производства, характерного для переходного процесса к постиндустриальному обществу, который в свою очередь не обладает стимулами развития промышленных комплексов, а направлен на развитие неидустриальной сферы экономики. Состояние экономики, характеризующееся наличием большого количества низкотехнологичных и экологически неблагополучных производств, отодвигают будущее всеобъемлющей цифровизации промышленности до момента перевооружения.

Сегодня для большинства российских политиков и экономистов очевиден тот факт, что необходимо восстановление доли обрабатывающей промышленности в ВВП страны. Это не означает отказа от иных перспективных направлений в целях реиндустриализации экономики, а означает переход к новой индустриализации -к перевооружению базовых отраслей на новой технологической платформе. Новая индустриализация сопряжена с зарождением четвертой глобальной промышленной революции, для которой цифровые технологии являются технологиями-интеграторами.

Главной задачей становления цифровой экономики является разработка и применение цифровых платформ, обеспечивающих информационную инфраструктуру, и представляющих

собой экосистему цифровых двойников производства, хранения и обработки данных, которая предполагает развертывания специального инструментария обработки данных и имитационного моделирования на их основе, замены физических экспериментов виртуальными и пр. Согласно Т. Айзенману, платформы включают в себя набор компонентов (оборудование, программное обеспечение и обслуживающие модули с заданной архитектурой) и правил (стандарты, протоколы, политики и контракты с правами и обязанностями), используемых во взаимодействии. Инструменты и структурные элементы платформы обеспечивают членов экосистемы возможностями создания мощных приложений, которые затем превращаются в выгоду для конечных пользователей [13]. В мире существует и развивается огромное количество цифровых платформенных решений для НИОКР разного функционала, разной степени сложности и разного уровня открытости Kaggle, Quantopian, Numerai, Science Exchange, twoXAR, Deepchem и пр.).

В настоящее время процесс цифровой трансформации экономического пространства находится на ранней стадии. Тем не менее по данным МсKinseyGlobalInstitute, ведущие промышленные предприятия показывают большую эксплуатационную готовность и производительность оборудования, меньшие эксплуатационные затраты и количество инцидентов в сравнении со средними значениями, обусловленные автоматизацией, внедрением цифровых технологий и связанных с ними бизнес-процессов.

На многих предприятиях промышленного комплекса уже в целом решена задача автоматизации управления технологическими процессами с использованием цифровых АСУТП, которые автоматизируют управление процессами по предопределенным алгоритмам, позволяют реализовывать оптимальные стратегии управления и автоматически выполнять последовательности операций (например, пуск и останов оборудования, или исполнение рецептур в многостадийных периодических процессах), в то время как задачи управления производством практически не автоматизированы. Например, такие задачи как подготовка и контроль выполнения производственных планов, задачи контроля состояния и эффективности промышленных активов и основного оборудования, вопросы безопасности и надежности оборудования, вопросы безопасности персонала, контроля эмиссий в окружающую среду и др. решаются за счет рутинной работы сотрудников предприятия, пусть даже с использованием различного независимого программного обеспечения.

По мере внедрения информационных технологий предприятия получают все большее

количество данных в цифровой форме. В конечном счете становится возможным создание полного описания предприятия в цифровом виде -цифровой копии (цифрового двойника)4. Процесс внедрения цифровых технологий для создания такой цифровой копии и называется цифро-визацией.

Некоторые аналитики пытаются построить дискретно-событийные модели цифровой трансформации промышленных комплексов, разделяя его на стадии и этапы рассматривая ее как поэтапный переход от внедрения компьютеров в выполнение широкого круга операций, ведение электронного документооборота, развития средств сетевой коммуникаций и последующий переход к промышленному Интернету вещей [14]. Однако, следует отметить, что вряд ли существует единый рецепт для промышленных предприятий, имеющих различный уровень оснащенности современными высокотехнологичными производствами. По-видимому, сначала потребуется организация исследований в области цифровой трансформации экономики, а затем появится возможность применять полученные результаты на практике для создания уникальных, конкурентных, эффективных отраслевых цифровых платформ. Идя по пути модернизации, многие предприятия разрабатывали собственные системы управления производствами и процессами. В целом во многих отраслях образовалась разрозненная «лоскутная» цифровая система трудно взаимно увязываемых в одну платформу информационных комплексов. Преодоление «наследственных болезней» подобной лоскутной информатизации прошлых лет и создание отраслевых цифровых платформ.

В цифровой повестке ЕАЭС, отмечено, что «сегодня доля цифровой экономики к ВВП в странах ЕАЭС составляет более 2,8% или 85 млрд. долл. США. По предварительным оценкам, к 2025 году вклад цифровой экономики стран Союза в прирост ВВП должен составить 20% в год. На такой же объем должна вырасти эффективность экономических процессов за счет цифровой трансформации инфраструктур и систем управления.» [15] Однако практически весь эффект от цифровизации получен лишь в финансах и торговле, в некоторой степени также в сфере развлечения и медиа. Здесь есть даже множество примеров, когда предприятия малого бизнеса, используя цифровые решения, обеспечивают конкурентное преимущество. Например, в последние годы предприятия питания, которые научилась работать с клиентами в цифровых каналах - через мобильные приложения, вебсайт и социальные сети, имеет безусловное

4 цифровой двойник (ЦД, digital twin) понимается как виртуальный прототип реального физического объекта, группы изделий или процесса, в котором

преимущество перед конкурентами, обеспечивая доставку обедов на дом. Реализованы также проекты в некоторых отраслях, связанных с промышленностью, например оснащение транспортных средств системой ЭРА-ГЛОНАСС, электронный паспорт транспортного средства, базы данных лекарственных средств и др.. В сфере реального сектора экономики доля от цифровизации пока не ощущается. Здесь пока известны положительные примеры организации цифровых площадок торговли (интернет-магазинов) промышленной продукцией. Например, «Северсталь» успешно торгует сортовым прокатом через интернет-магазин, применяя при этом инструменты цифрового маркетинга.

Примеров реализации общих технологических цифровых платформ, системных и сквозных проектов в промышленности пока не наблюдается. По-видимому? требуется диверсификация сетевого взаимодействия промышленных комплексов, что наблюдается на примере становления крупных российских государственных корпораций, таких как Росатом, Ростех, и др. крупных предприятий промышленности.

Заключение

Цифровизация промышленного сектора экономики предполагает создание и распространение в промышленности целого ряда технологий, которые дают возможность удаленного доступа к производственному процессу и тем самым способствуют широкой интеграции предприятий к сетевому взаимодействию в различных формах его проявления как на национальном, так и трансграничном уровнях. Перспективы международного сотрудничества на ближайший период ограничены странами ЕАЭС. Наиболее перспективна цифровая трансформация трансграничных связей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, где сложились прочные производственные отношения между промышленными предприятиями и реализуются совместные производства.

Современное состояние российской экономики многие ученые необоснованно характеризуют как переходное к постиндустриальному обществу, где основную долю ВВП составляют услуги, что преуменьшает роль промышленности в обеспечении роста национального благосостояния. При этом превалирующая доля добывающей индустрии в ВВП Российской Федерации снижает значимость производственного сектора, что негативно сказывается на условиях устойчивого роста национальной экономики, в том числе на становлении сектора услуг.

осуществляется сбор и повторное использование цифровой информации об объекте

Переход к новой постиндустриальной экономике в России возможен только при условии глубокой модернизации отечественных промышленных предприятий - к деиндустриализации, на пути которой имеется ряд существенных причин, тормозящих модернизационные процессы: технико-экономических, законодательных, социально-психологических, организационно-управленческих и др. Новая индустриализация сопряжена с зарождением четвертой глобальной промышленной революции, для которой цифровые технологии являются технологиями-интеграторами.

По мере начинающейся цифровой трансформации в качестве приоритетных направлений цифровизации отечественных промышленных комплексов выделяются: разработка «цифровых двойников», производство роботов и роботизация производственных процессов, разработка и создание интеллектуальных систем управления технологическими процессами и операциями с элементами искусственного интеллекта, внедрение аддитивных (аддитивно-субтрактивных) лазерных технологий и новых материалов для обеспечения цифровизации, формирование российских цифровых платформ для интеллектуальных сетевых систем управления промышленными предприятиями и комплексами.

В настоящее время процесс цифровой трансформации экономического пространства находится на ранней стадии. На многих предприятиях промышленного комплекса уже в целом решена задача автоматизации управления технологическими процессами с использованием цифровых АСУТП, в то время как задачи управления производством практически не автоматизированы. Следующие шаги, по-видимому, следует сделать в организация исследований в области цифровой трансформации промышленного сектора экономики и далее в направлении применения полученных результатов на практике для создания уникальных, конкурентных, эффективных отраслевых цифровых платформ, поддерживающих технологию цифровых двойников, для отработки на их базе современных цифровых технологий управления процессами и производствами (нейронные сети, искусственный интеллект, блокчейн, квантовые технологии и др.).

Очевидно, что в нынешних условиях состояния российской промышленности именно цифровизация станет «локомотивом» развития отечественной промышленности.

Литература

1. Лепеш. Г.В. Модернизация промышленных комплексов индустриально развитых регионов Российской Федерации в контексте

неоиндустриализации.//Технико-технологические проблемы сервиса.- №3(49), -2019. С.3 - 8.

2. Реплика из статьи «Неоиндустриальная модель развития и её системный алгоритм./ Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз 3 (33) 2014» автора Губанова С. д. э. н., проф., гл. ред. журнала «Экономист»

3. Абрамов Р. А., Морозов И. В. Особенности сетевого взаимодействия региональных предприятий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Номер статьи: 3213. Дата публикации: 2012-1115 . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3213/

4. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Щукина Татьяна Владимировна Правовое регулирование промышленной политики, организации и деятельности промышленных кластеров, сетевое взаимодействие в области управления промышленностью и характеристика общественных сетей // Юридическая наука. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-promyshlennoy-politiki-organizatsii-i-deyatelnosti-promyshlennyh -klasterov-setevoe-vzaimodeystvie-v-oblasti (дата обращения: 12.05.2020).

6. Сводная статистическая информация геоинформационной системы по кластерам. URL: https:// www.gisip.ru/ (дата обращения 05.03.2020)

7. Adams J.D., Marcu M. R&D Sourcing, Joint Ventures and Innovation: A Multiple Indicators Approach. Cambridge: National Bureau of Economic Research, Inc. 2004. P. 6.

8. Христофорова Л.В., Красовская Е.А. Современная практика развития субконтракции: отечественный и зарубежный опыт // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 1. С. 108-113.

9. Мануилова П.В. Сотрудничество Российской Федерации и республики Беларусь в экономической сфере в рамках союзного государства./ Постсоветские исследования. Т.2. № 4 (2019), с 1202 - 1209

10. О Концепции создания евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации»/ URL: https://docs.cntd.ru>document/456037458, (дата обращения 15.03.2020)

11. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7

12. Лепеш Г.В. Экономика цифровая и реальная//Тех-нико-технологические проблемы сервиса. №4(42), -2017 г. С.3 - 6

13. Eisenmann, T. et al. Opening Platforms: How, When and Why?: URL: http // www.hbs.edu/faculty/Publica-tion%20Files/09-030.pdf. (дата обращения 05.03.2020)

14. Акбердина В.В. Трансформация промышленного комплекса России в условиях цифровизации эконо-мики./Изветия УрГЭУ. Том 19 - № 3 -2018. С 82 -97

15. Цифровая повестка ЕАЭС URL: http://www.tadviser.ru/ (дата обращения 05.03.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.