^КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ1
Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность2
Введение
Сегодняшние тенденции цифровой трансформации компаний, стремящихся к максимальной эффективности бизнеса в рамках производственной деятельности и взаимодействия с клиентами, связаны с внедрением ключевые технологий, таких как: облачные вычисления (СС), промышленный Интернет вещей (IIoT), искусственный интеллект (AI), дополненная и виртуальная реальность (AR and VR), цифровые двойники (DT) и др., трансформирующих традиционные промышленные операции, объединяя новейшие инновационные инструменты и процессы с внутриорганизационными экспертными знаниями, ускоряя сбор и анализ данных в целях оперативного управления состоянием активов и жизненными циклами операций. Цифровая трансформация промышленного сектора экономики предполагает новую индустриализацию экономики на основе повсеместного внедрения в промышленности инновационных технологий, основанных на сборе, анализе больших объемов данных, применении сетевых технологий управления, обеспечивающих удаленный доступ к производственным процессам и операциям, комплексной роботизации производственных операций, аддитивные технологии, интеллектуальные системы обработки данных и др.
Под влиянием цифровых технологий, сокращения производственного цикла и увеличения степени клиентоориентированности продукции возможна глобальная трансформация промышленного производства не только на национальном, но и на трансграничном уровне [1]. Однако основными компонентами российской цифровой экономики, обеспечивающей взаимодействие между ее участниками, сегодня являются сфера потребления - электронная торговля, государственное управление, экспортно-импортная деятельность. Российские
предприятия, сохранившие свою традиционную деятельность в постиндустриальном периоде, также внедряют информационные технологии, надеясь в перспективе на становление цифрового производства. Создание (участие) сетевых форм хозяйствования, взаимно влияющих на развитие друг друга, также на формирование динамичных межфирменных межгосударственных сетей, в рамках которых объединяются технологии, производственные процессы и услуги в настоящее время проблематично в связи с отсутствием таких сетей. Возможности подобной глобальной трансформации напрямую зависят как от особенностей корпоративной политики самих предприятий, так и от "решения фундаментальной задачи формирования промышленной политики сопредельных государств и регионов в условиях перехода к сверхиндустриальным укладам, цифровизации и сетевизации производства, обеспечению их устойчивого развития и экономической безопасности территорий" [2].
Открытие новых путей развития форм взаимодействия предприятий в условиях перехода на цифровые технологии требует изучения возможностей для их оптимального использования. В свою очередь, совершенствование форм взаимодействия между предприятиями, осуществляющими свою деятельность в контексте разных государств, регионов, социально-экономических условий, различий в законодательстве и проводимой экономической политики требует актуализации подходов к разработке политики межрегиональных и межнациональных связей.
Промышленная интеграционная
политика
Современное состояние российской экономики большинство ученых характеризуют как переходное к постиндустриальному обществу, которое, в свою очередь характеризуется глубокими структурными - снижением доли
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения исследований по проекту № 20-510-00002 Бел_а
2 Альберт Энштейн
промышленности ВВП страны на фоне роста в основном сферы услуг, обеспечивающей улучшение качества жизни населения, развития индустрии знаний, повышение культурного уровня развития общества и др. Сегодняшнее переходное положение российской экономики, характеризуемое технологической отсталостью российской промышленности, проявившейся в кризисные 90-е годы, а также особенностями российской промышленной политики последующих десятилетий ХХ-го века, не способствовало становлению значимого состояния третичного сектора в доле ВВП, характерного для США и других передовых стран западного мира. Наоборот, привело к деградации российского промышленного сектора при утрате компетенций производственного персонала и вследствие этого к замедленному росту ВВП, не дающему стимулов развития сферы услуг и всего третичного сектора экономики. Преобладающим сектором современной российской экономики, формирующим большую часть ВВП, является топливно-энергетический блок, что приводит к зависимости экономики от мировых колебаний цен и негативно сказывается на развитии наукоемких отраслей, таких как: машиностроение, авиастроение, производство вычислительной техники, оптических и электронных приборов, медицинская промышленность, биологическая и химическая и др.
В настоящее время доля наукоемкой продукции в объеме отечественных производств в 3 - 5 раз ниже, чем в США. Налицо глубокая технологическая отсталость и изношенность технико-технологической базы российской промышленности, требующие глубокой модернизации в целях повышения конкурентоспособности российской экономики. Как правило, речь идет о новой индустриализации - о формировании высокотехнологичного сектора экономики, характеризующегося высокой степенью автоматизации технологических процессов на базе внедрения электронных и информационно-коммуникационных средств управления, хранения и передачи информации. Несмотря на очевидную неизбежность развития и глубокой модернизации отечественных промышленных предприятий имеются системные трудности для ускоренной реализации этих процессов, связанные в основном с необходимостью существенного финансирования инновационных проектов. Не секрет, что большинством российских предприятий реального сектора экономики владеет частный капитал, цель которого - получение наибольшей прибыли. При этом инвестиционные затраты откладывают ее получение на длительные сроки. Имеются и ряд других существенных причин, тормозящих модернизационные процессы: технико-экономических, законодательных,
социально-психологических, организационно-управленческих и др.
Объявленная мировым сообществом концепция «Индустрия 4.0», или Четвертая промышленная революция предполагает эволюционный переход от простой цифровизации (третья промышленная революция) к гибридным, конвергентным технологиям (четвертая промышленная революция), характеризующимся трансформацией в цифровое производство. Предполагается создание сети управляемых интеллектуальными системами глобальных промышленных комплексов, объединяющих различные предприятия и выходящие на региональный, национальный и трансграничный уровни, в конечном итоге, объединяя их в глобальную сеть - "Интернет вещей и услуг".
Подобное сетевое взаимодействия между элементами техносферного происхождения, созданными самими машинами, с учетом собственного состояния и состояния окружающей среды в целом и с информационными системами в режиме реального времени, управляемое интеллектуальным системам приводят к смене "парадигмы" технологического развития, - к трансформации роли человека в промышленном производстве, оставляя за ним функции творческой деятельности.
Формы сетевого экономического взаимодействия предприятий на региональном уровне в настоящее время достаточно широко применяются в промышленно развитых регионах РФ. Как правило с точки зрения развития экономики региона целесообразно интеграционное взаимодействие как большого, так и малого предпринимательства, либо через партнерство (через горизонтальное взаимодействие), либо по вертикали - путем создания и управления ими малых предприятий - сателитов, интрапренеров, инкубаторов) [3].
Правовая основа интеграции промышленных предприятий заложена федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» [4]. Подробный анализ данного законодательного акта в области формирования региональных кластерных сетевых структур приведен в работе Шукиной Т.В. [5]. Рассматривая ситуацию с точки зрения публичного управления в сфере промышленной политики, места и роли государства в этом процессе автором работы [5] выделены основные субъекты, осуществляющие деятельность в сфере промышленности и институты государственных гарантий (рисунок 1).
Эффективность региональной интеграции промышленных предприятий подтверждается созданием промышленных кластеров на территории Липецкой области. Минпромтог России на конец 2019 г. зарегистрировал и поддерживает 41 промышленный кластер [6].
Большинство промышленных кластеров расположены в следующих федеральных округах: Приволжский федеральный округ (14), Центральный федеральный округ (12), Северо-Западный федеральный округ (7). Лидерами по количеству кластеров являются: Республика Татарстан (3), Ульяновская область (3), Санкт-Петербург (3), Челябинская область (2), Калужская область (2), Пензенская область (2), Омская
Создавая институты государственных гарантий для предоставления участникам сети законодательной, финансовой, налоговой, имущественной и информационной поддержки, государство рассматривает региональные сети промышленных предприятий как инновационные проекты с участием государства, либо проекты совместной деятельности по производству инновационной продукции.
Развитие сетевой модели взаимодействия предприятий предполагает глубокую циф-ровизацию, главным элементом которой в сетевой модели управления является информация, ее медийное, дипломатическое, экономическое и техническое обеспечение.
Международная кооперация
промышленных предприятий
Различают следующие формы международной кооперации: контрактное производство, стратегическое партнерство и субконтрактинг.
область (2), Воронежская область (2). Общее количество рабочих мест на предприятиях-участниках промышленных кластеров в 2018 году составило 93 314 ед., причем 56,45% из них составляет доля высокопроизводительных рабочих мест. Среди предприятий-участников промышленных кластеров более 200 предприятий малого и среднего бизнеса
Контрактная форма предполагает сотрудничество во временных рамках заключенных договоров, что не способствует обмену инновационными идеями и разработками, не имеет синерги-ческого эффекта за счет доступа к объединенным ресурсам. Стратегическое партнерство, характерное для крупных корпораций, обладает синергическим эффектом, однако имеет проблемы, связанные с сохранением и разделением прав интеллектуальной собственности между предприятиями-контракторами. Субконтрак-тинг, как способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором с минимально необходимыми собственными производственными мощностями, критически влияющими на качество продукции и суб-контракторами - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы и услуги является наиболее подходящей формой взаимодействия как крупных специализированных
организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки промышленности (с публичным элементом):
государственные фонды развития промышленности;
центры кластерного развития промышленности в субъектах Российской Федерации;
региональные консалтинговые центры и центры инжиниринга;
ассоциации промышленных предприятий субъектов Российской Федерации;
государственные корпорации (акционерные общества) развития в субъектах Российской Федерации
ассоциация промышленных кластеров;
ассоциация индустриальных парков России;
управляющие компании ОЭЗ -акционерные общества
отраслевые публичные субъекты, осуществляющие деятельность в сфере промышленности:
государственные корпорации;
Институты государственных гарантий:
- финансовой поддержки;
- информационно-консультационной поддержки;
- поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности;
- поддержки развития кадрового потенциала;
- поддержки внешнеэкономической деятельности
частно-публичные субъекты, осуществляющие деятельность в сфере промышленности:
индустриальные (промышленные) парки;
промышленные технопарки;
промышленные кластеры.
Рисунок 1 - Основные промышленные субъекты и институты государственных гарантий
промышленных предприятий так и их взаимодействия с малыми и средними формами бизнеса в целях повышения инновационности производства и достижения синергетического эффекта.
Международный опыт сотрудничества между промышленными предприятиями доказывает эффективность сетевого взаимодействия, как результата появления синергетического эффекта в доступе к новым ресурсам. Предприятия-партнеры могут использовать научные исследования и разработки друг друга, не опираясь полностью на собственные средства, более того, возможно наращивание научно-технического потенциала путем привлечения инвестиций и заказов на инновационные исследования партнеров [7]. Наибольшее распространение в отрасли машиностроения (автомобилестроение, станкостроение, авиастроение) также в производстве полимерных композиционных материалов, радиоэлектронной и электротехнической промышленности получила субконтрактация, позволяющая охватывать предприятия с различными формами управления, причем как крупные, так и среднего и малого бизнеса.
Для объединения усилий региональных центров субконтрактации, направленных на решение задач развития предпринимательства в промышленности, в Российской Федерации в 2004 году создана общероссийская организация - некоммерческое партнерство «Национальное Партнерство развития субконтрактации». Основная задача промышленной политики партнерства - развитие международных и межрегиональных кооперационных связей малых и крупных предприятий, поддержка малого и среднего производственного и инновационного бизнеса в регионах России и зарубежных странах. Решения этой задачи партнерство проводит совместно с Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО3), а также Евразийским экономическим сообществом, при поддержке которых создаются новые национальные и региональные центры субконтрактации.
Участие промышленных предприятий Российской Федерации в субконтрактинге с зарубежными предприятиями ограничено производством автомобилей, авиационной и космической техники, а также нефтегазовой отраслью и строительными материалами. Причиной крайне низкого участия российских промышленных предприятий в субконтрактации с ведущими зарубежными компаниями, идущими на российский рынок (например: Ford, Bosch, Siemens, Electrolux и др.) является общее
3 Членами ЮНИДО на сегодняшний день являются 173 государства. Штаб-квартира находится в Вене.
6
технологическое отставание российской промышленности в целом от мирового уровня развития [8]. Российские предприятия не могут выполнить предъявляемые требования и обеспечить качественными комплектующими совместные производства.
В последние годы многие российские предприятия реального сектора экономики работают в условиях санкций со стороны западных партнеров, препятствующих международному сотрудничеству, причем в наиболее важных для российской экономики высокотехнологичных отраслях. Это с одной стороны стимулирует развитие отечественных инновационных производств, а с другой - заставляет выстраивать новые технологические цепочки и искать субконтрактеров среди крупных промышленных предприятий стран - партнеров СНГ и ЕАЭС, которые также испытывают объективную потребность в расширении и диверсификации круга субпоставщиков, в целях повышения эффективности ведения бизнеса.
Примером является сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в отдельных отраслях промышленности. В транспортной и строительной отраслях наиболее известные совместные интеграционные проекты России и Белоруссии , такие как российско-белорусский холдинг «Росбелавто», созданный на базе активов предприятий «КАМАЗ» и «МАЗ», а также профильная кооперации с белорусскими предприятиями: к ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Пеленг», ОАО «Интеграл» и ОАО «Гродно-Азот». В микроэлектронной промышленности, где кооперационные цепочки создания стоимости, сформировались еще в Советском Союзе. Несмотря на то, что российская и белорусская микроэлектроника существенно отстают в технологическом аспекте от мировых лидеров, в данном направлении сложилась относительно положительная динамика.
Следует понимать, что микроэлектроника и цифровая экономика являются неотъемлемыми элементами единой концепции в процессе трансформации в цифровую экономику. С одной стороны, цифровизация направлена на формирование конкурентноспособной устойчивой платформы для электронной промышленности, а с другой - продукция электронной промышленности необходима для цифровой трансформации промышленности и экономики в целом.
Новейшие разработки в информационной отрасли были представлены , на прошедшей международной выставке «Таможенная служба - 2016», главная разработка, показанная
Союзным государством, - Единая автоматизированная информационная система, позволяющая в режиме онлайн не только контролировать отправку и доставку грузов, но и отслеживать их перемещение на всем участке пути. Онлайн-коммуникации этой системы распространяются на все пять стран ЕАЭС.
Российская Федерация является основным торгово-экономическим партнером для Республики Беларусь. Доля РФ в товарообороте РБ со всеми странами мира стабильно составляет около 50%. Республика Беларусь находится на первой позиции по объему товарооборота РФ со странами СНГ и на четвертой позиции среди всех торговых партнеров России. Именно в российско-белорусском сотрудничестве ожидается прорыв в создании цифровых платформ промышленной кооперации и субконтрактации.
Как показывает международный опыт формирования промышленных сетевых структур, для эффективной реализации промышленной кооперации необходимо наличие детально разработанных и согласованных принципов, форматов и инструментов сетевого взаимодействия, как правило цифровых. Поэтому уровень реализации кооперации напрямую связан с уровнем цифровой трансформации экономического пространства.
21 декабря 2016 года Совет евразийской экономической комиссии принял решение № 143 «О Концепции создания евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации» [10], направленную на организацию наиболее эффективных форм промышленного сотрудничества производителей промышленной продукции государств - членов Евразийского экономического союза, которые позволят "достичь высокой эффективности производства, обеспечить конкурентоспособность промышленной продукции, сформировать сервисную промышленную среду, заложить основы цифровой трансформации промышленности, и определяет цели, задачи, порядок формирования и финансирования евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации." Среди задач сети, поставленных в целях реализации потенциала взаимовыгодного сотрудничества, задачи расширения промышленной кооперации путем вовлечения в производственный процесс большего числа предприятий промышленности включая малые и средние промышленные предприятия государств-членов в рамках функционирования евразийской сети субконтрактации с последующей интеграцией их в мировую экономическую систему.
В рамках формирования евразийской сети формируется и ведется единый реестр промышленных предприятий (контракторов и суб-контракторов), производится хранение и обработки больших данных, проводятся трансакций
что предполагает широкое внедрение передовых цифровых технологий (искусственный интеллект, блокчейн, цифровых двойников, интернет вещей и др.)
Цифровая трансформация
промышленных комплексов
Цифровая трансформация является магистральным направлением технологического развития промышленности. Современное промышленное производство использует цифровые и компьютерные технологии на всех стадиях разработки (включая исследования) и производства продукции - во всех аспектах своей работы. Практически все процессы, от непосредственного контроля и управления технологическим процессом до бизнес-планирования и документооборота, осуществляются в настоящее время с применением цифровых данных и цифровой инфраструктуры. Цифровая трансформация промышленных комплексов сегодня затрагивает не только бизнес, но и экономические и социальные институты, поэтому представляет собой национальную проблему, успешно решаемую многими странами, имеющими развитую экономику с высокотехнологическим укладом путем реализации национальные программ развития своих цифровых экономик. В последние годы Россия сделала значительные шаги к цифровой экономике, основанной на разработке цифровых технологий и использовании цифровой информации. Российская Федерация пытается в вопросе цифровизации общества занимать лидирующие позиции среди стран с развитой эконо-микой.[11]. В качестве приоритетных направлений цифровизации отечественных промышленных комплексов выделяются производство роботов и роботизация производственных процессов, разработка и создание интеллектуальных систем управления технологическими процессами и операциями, разработка датчиков и сенсоров с элементами искусственного интеллекта, внедрение аддитивных (аддитивно-субтрактив-ных) лазерных технологий и новых материалов для обеспечения цифровизации, формирование российских цифровых платформ для интеллектуальных сетевых систем управления промышленными предприятиями и комплексами. Предприятия, выпускающие высокотехнологичную продукцию приступили к разработке «цифровых двойников».
Российское высокотехнологичное производство традиционно базировалось на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Именно на развитие ОПК возлагается сегодня флагманская роль в цифровой трансформации промышленных комплексов. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 июня 2018 г. №364 и от 28 августа 2018 г. № 501 в г. Анапа Краснодарского края
создан и функционирует Военный инновационный технополис «Эра» Министерства обороны Российской Федерации. На базе технополиса создан Центр «компетенций «цифровых двойников». Целью центра является решение задач по выполнению научных проектов с применением суперкомпьютерных вычислений, цифрового проектирования и управления моделированием виртуальных испытаний «цифровых двойников» в интересах развития оборонно-промышленного комплекса и создания научно-технического задела.
Рассматривая эволюционный процесс цифровой трансформации экономики следует понимать, что цифровая экономика как самостоятельная сфера экономики существует лишь как некая виртуальная среда, дополняющая материальную - реальную экономику [12] , в целях повышения эффективность производства, качества и конкурентоспособности производства и продукции, взаимодействия участников процессов производства, а также взаимоотношения в сетевом пространстве в процессе экономической деятельности.
Нынешняя экономика Российской Федерации характеризуется с одной стороны высоким цифровым потенциалом, содержание которого составляют отечественные программные комплексы моделирования и управления реальными процессами в производстве, обществе и природных процессах, а с другой - невысоким технологическим уровнем промышленного производства, характерного для переходного процесса к постиндустриальному обществу, который в свою очередь не обладает стимулами развития промышленных комплексов, а направлен на развитие неидустриальной сферы экономики. Состояние экономики, характеризующееся наличием большого количества низкотехнологичных и экологически неблагополучных производств, отодвигают будущее всеобъемлющей цифровизации промышленности до момента перевооружения.
Сегодня для большинства российских политиков и экономистов очевиден тот факт, что необходимо восстановление доли обрабатывающей промышленности в ВВП страны. Это не означает отказа от иных перспективных направлений в целях реиндустриализации экономики, а означает переход к новой индустриализации -к перевооружению базовых отраслей на новой технологической платформе. Новая индустриализация сопряжена с зарождением четвертой глобальной промышленной революции, для которой цифровые технологии являются технологиями-интеграторами.
Главной задачей становления цифровой экономики является разработка и применение цифровых платформ, обеспечивающих информационную инфраструктуру, и представляющих
собой экосистему цифровых двойников производства, хранения и обработки данных, которая предполагает развертывания специального инструментария обработки данных и имитационного моделирования на их основе, замены физических экспериментов виртуальными и пр. Согласно Т. Айзенману, платформы включают в себя набор компонентов (оборудование, программное обеспечение и обслуживающие модули с заданной архитектурой) и правил (стандарты, протоколы, политики и контракты с правами и обязанностями), используемых во взаимодействии. Инструменты и структурные элементы платформы обеспечивают членов экосистемы возможностями создания мощных приложений, которые затем превращаются в выгоду для конечных пользователей [13]. В мире существует и развивается огромное количество цифровых платформенных решений для НИОКР разного функционала, разной степени сложности и разного уровня открытости Kaggle, Quantopian, Numerai, Science Exchange, twoXAR, Deepchem и пр.).
В настоящее время процесс цифровой трансформации экономического пространства находится на ранней стадии. Тем не менее по данным МсKinseyGlobalInstitute, ведущие промышленные предприятия показывают большую эксплуатационную готовность и производительность оборудования, меньшие эксплуатационные затраты и количество инцидентов в сравнении со средними значениями, обусловленные автоматизацией, внедрением цифровых технологий и связанных с ними бизнес-процессов.
На многих предприятиях промышленного комплекса уже в целом решена задача автоматизации управления технологическими процессами с использованием цифровых АСУТП, которые автоматизируют управление процессами по предопределенным алгоритмам, позволяют реализовывать оптимальные стратегии управления и автоматически выполнять последовательности операций (например, пуск и останов оборудования, или исполнение рецептур в многостадийных периодических процессах), в то время как задачи управления производством практически не автоматизированы. Например, такие задачи как подготовка и контроль выполнения производственных планов, задачи контроля состояния и эффективности промышленных активов и основного оборудования, вопросы безопасности и надежности оборудования, вопросы безопасности персонала, контроля эмиссий в окружающую среду и др. решаются за счет рутинной работы сотрудников предприятия, пусть даже с использованием различного независимого программного обеспечения.
По мере внедрения информационных технологий предприятия получают все большее
количество данных в цифровой форме. В конечном счете становится возможным создание полного описания предприятия в цифровом виде -цифровой копии (цифрового двойника)4. Процесс внедрения цифровых технологий для создания такой цифровой копии и называется цифро-визацией.
Некоторые аналитики пытаются построить дискретно-событийные модели цифровой трансформации промышленных комплексов, разделяя его на стадии и этапы рассматривая ее как поэтапный переход от внедрения компьютеров в выполнение широкого круга операций, ведение электронного документооборота, развития средств сетевой коммуникаций и последующий переход к промышленному Интернету вещей [14]. Однако, следует отметить, что вряд ли существует единый рецепт для промышленных предприятий, имеющих различный уровень оснащенности современными высокотехнологичными производствами. По-видимому, сначала потребуется организация исследований в области цифровой трансформации экономики, а затем появится возможность применять полученные результаты на практике для создания уникальных, конкурентных, эффективных отраслевых цифровых платформ. Идя по пути модернизации, многие предприятия разрабатывали собственные системы управления производствами и процессами. В целом во многих отраслях образовалась разрозненная «лоскутная» цифровая система трудно взаимно увязываемых в одну платформу информационных комплексов. Преодоление «наследственных болезней» подобной лоскутной информатизации прошлых лет и создание отраслевых цифровых платформ.
В цифровой повестке ЕАЭС, отмечено, что «сегодня доля цифровой экономики к ВВП в странах ЕАЭС составляет более 2,8% или 85 млрд. долл. США. По предварительным оценкам, к 2025 году вклад цифровой экономики стран Союза в прирост ВВП должен составить 20% в год. На такой же объем должна вырасти эффективность экономических процессов за счет цифровой трансформации инфраструктур и систем управления.» [15] Однако практически весь эффект от цифровизации получен лишь в финансах и торговле, в некоторой степени также в сфере развлечения и медиа. Здесь есть даже множество примеров, когда предприятия малого бизнеса, используя цифровые решения, обеспечивают конкурентное преимущество. Например, в последние годы предприятия питания, которые научилась работать с клиентами в цифровых каналах - через мобильные приложения, вебсайт и социальные сети, имеет безусловное
4 цифровой двойник (ЦД, digital twin) понимается как виртуальный прототип реального физического объекта, группы изделий или процесса, в котором
преимущество перед конкурентами, обеспечивая доставку обедов на дом. Реализованы также проекты в некоторых отраслях, связанных с промышленностью, например оснащение транспортных средств системой ЭРА-ГЛОНАСС, электронный паспорт транспортного средства, базы данных лекарственных средств и др.. В сфере реального сектора экономики доля от цифровизации пока не ощущается. Здесь пока известны положительные примеры организации цифровых площадок торговли (интернет-магазинов) промышленной продукцией. Например, «Северсталь» успешно торгует сортовым прокатом через интернет-магазин, применяя при этом инструменты цифрового маркетинга.
Примеров реализации общих технологических цифровых платформ, системных и сквозных проектов в промышленности пока не наблюдается. По-видимому? требуется диверсификация сетевого взаимодействия промышленных комплексов, что наблюдается на примере становления крупных российских государственных корпораций, таких как Росатом, Ростех, и др. крупных предприятий промышленности.
Заключение
Цифровизация промышленного сектора экономики предполагает создание и распространение в промышленности целого ряда технологий, которые дают возможность удаленного доступа к производственному процессу и тем самым способствуют широкой интеграции предприятий к сетевому взаимодействию в различных формах его проявления как на национальном, так и трансграничном уровнях. Перспективы международного сотрудничества на ближайший период ограничены странами ЕАЭС. Наиболее перспективна цифровая трансформация трансграничных связей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, где сложились прочные производственные отношения между промышленными предприятиями и реализуются совместные производства.
Современное состояние российской экономики многие ученые необоснованно характеризуют как переходное к постиндустриальному обществу, где основную долю ВВП составляют услуги, что преуменьшает роль промышленности в обеспечении роста национального благосостояния. При этом превалирующая доля добывающей индустрии в ВВП Российской Федерации снижает значимость производственного сектора, что негативно сказывается на условиях устойчивого роста национальной экономики, в том числе на становлении сектора услуг.
осуществляется сбор и повторное использование цифровой информации об объекте
Переход к новой постиндустриальной экономике в России возможен только при условии глубокой модернизации отечественных промышленных предприятий - к деиндустриализации, на пути которой имеется ряд существенных причин, тормозящих модернизационные процессы: технико-экономических, законодательных, социально-психологических, организационно-управленческих и др. Новая индустриализация сопряжена с зарождением четвертой глобальной промышленной революции, для которой цифровые технологии являются технологиями-интеграторами.
По мере начинающейся цифровой трансформации в качестве приоритетных направлений цифровизации отечественных промышленных комплексов выделяются: разработка «цифровых двойников», производство роботов и роботизация производственных процессов, разработка и создание интеллектуальных систем управления технологическими процессами и операциями с элементами искусственного интеллекта, внедрение аддитивных (аддитивно-субтрактивных) лазерных технологий и новых материалов для обеспечения цифровизации, формирование российских цифровых платформ для интеллектуальных сетевых систем управления промышленными предприятиями и комплексами.
В настоящее время процесс цифровой трансформации экономического пространства находится на ранней стадии. На многих предприятиях промышленного комплекса уже в целом решена задача автоматизации управления технологическими процессами с использованием цифровых АСУТП, в то время как задачи управления производством практически не автоматизированы. Следующие шаги, по-видимому, следует сделать в организация исследований в области цифровой трансформации промышленного сектора экономики и далее в направлении применения полученных результатов на практике для создания уникальных, конкурентных, эффективных отраслевых цифровых платформ, поддерживающих технологию цифровых двойников, для отработки на их базе современных цифровых технологий управления процессами и производствами (нейронные сети, искусственный интеллект, блокчейн, квантовые технологии и др.).
Очевидно, что в нынешних условиях состояния российской промышленности именно цифровизация станет «локомотивом» развития отечественной промышленности.
Литература
1. Лепеш. Г.В. Модернизация промышленных комплексов индустриально развитых регионов Российской Федерации в контексте
неоиндустриализации.//Технико-технологические проблемы сервиса.- №3(49), -2019. С.3 - 8.
2. Реплика из статьи «Неоиндустриальная модель развития и её системный алгоритм./ Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз 3 (33) 2014» автора Губанова С. д. э. н., проф., гл. ред. журнала «Экономист»
3. Абрамов Р. А., Морозов И. В. Особенности сетевого взаимодействия региональных предприятий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Номер статьи: 3213. Дата публикации: 2012-1115 . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3213/
4. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ.
5. Щукина Татьяна Владимировна Правовое регулирование промышленной политики, организации и деятельности промышленных кластеров, сетевое взаимодействие в области управления промышленностью и характеристика общественных сетей // Юридическая наука. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-promyshlennoy-politiki-organizatsii-i-deyatelnosti-promyshlennyh -klasterov-setevoe-vzaimodeystvie-v-oblasti (дата обращения: 12.05.2020).
6. Сводная статистическая информация геоинформационной системы по кластерам. URL: https:// www.gisip.ru/ (дата обращения 05.03.2020)
7. Adams J.D., Marcu M. R&D Sourcing, Joint Ventures and Innovation: A Multiple Indicators Approach. Cambridge: National Bureau of Economic Research, Inc. 2004. P. 6.
8. Христофорова Л.В., Красовская Е.А. Современная практика развития субконтракции: отечественный и зарубежный опыт // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 1. С. 108-113.
9. Мануилова П.В. Сотрудничество Российской Федерации и республики Беларусь в экономической сфере в рамках союзного государства./ Постсоветские исследования. Т.2. № 4 (2019), с 1202 - 1209
10. О Концепции создания евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации»/ URL: https://docs.cntd.ru>document/456037458, (дата обращения 15.03.2020)
11. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7
12. Лепеш Г.В. Экономика цифровая и реальная//Тех-нико-технологические проблемы сервиса. №4(42), -2017 г. С.3 - 6
13. Eisenmann, T. et al. Opening Platforms: How, When and Why?: URL: http // www.hbs.edu/faculty/Publica-tion%20Files/09-030.pdf. (дата обращения 05.03.2020)
14. Акбердина В.В. Трансформация промышленного комплекса России в условиях цифровизации эконо-мики./Изветия УрГЭУ. Том 19 - № 3 -2018. С 82 -97
15. Цифровая повестка ЕАЭС URL: http://www.tadviser.ru/ (дата обращения 05.03.2020)