Научная статья на тему 'Правовые механизмы цифровой промышленной кооперации'

Правовые механизмы цифровой промышленной кооперации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
правовой механизм цифровой промышленной кооперации / государственная информационная система промышленности / цифровые платформы / инвестиционные платформы / правовой механизм государственно-частного партнерства / правовой режим оборота данных / трансграничные доверенные сервисы. / legal regime of digital industrial cooperation / state information system of industry / digital platforms / investment platforms / legal mechanism of public-private partnership / legal regime of data circulation / cross-border trusted services.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловяненко Н. И.

В статье рассматривается правовой механизм, направленный на цифровые преобразования в сфере промышленной кооперации, в том числе, на переход к взаимодействию с использованием цифровых платформ. Важнейшим элементом правового механизма является сотрудничество между государством, частным сектором, научным сообществом и другими заинтересованными сторонами, а также система правовых конструкций, регулирующих государственно-частное партнерство; создание современных организационных форм в промышленности: кластеров, технологических альянсов, сетевых структур; оборот данных и трансграничных доверенных сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соловяненко Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MECHANISMS OF DIGITAL INDUSTRIAL COOPERATION

The article discusses the legal mechanism aimed at digital transformation in the field of industrial cooperation, including the transition to interaction with the use of digital platforms. The most important element of the legal mechanism is the cooperation between the state, the private sector, the scientific community and other stakeholders, as well as the system of legal structures governing public-private partnership; the creation of modern organizational forms in the industry: clusters, technological alliances, network structures; data circulation and cross-border trusted services.

Текст научной работы на тему «Правовые механизмы цифровой промышленной кооперации»

ECONOMICS / «C@yL©qyiym-J©yrMaL»#19î43),2©19

Соловяненко Н.И.

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского права

Института государства и права Российской академии наук DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10636 ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЦИФРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ КООПЕРАЦИИ

Solovyanenko Nina I.

Candidate of Legal Sciences, Senior Research Fellow of the Business Law Department, Institute of State

and Law, Russian Academy of Sciences

LEGAL MECHANISMS OF DIGITAL INDUSTRIAL COOPERATION Аннотация

В статье рассматривается правовой механизм, направленный на цифровые преобразования в сфере промышленной кооперации, в том числе, на переход к взаимодействию с использованием цифровых платформ. Важнейшим элементом правового механизма является сотрудничество между государством, частным сектором, научным сообществом и другими заинтересованными сторонами, а также система правовых конструкций, регулирующих государственно-частное партнерство; создание современных организационных форм в промышленности: кластеров, технологических альянсов, сетевых структур; оборот данных и трансграничных доверенных сервисов.

Abstract

The article discusses the legal mechanism aimed at digital transformation in the field of industrial cooperation, including the transition to interaction with the use of digital platforms. The most important element of the legal mechanism is the cooperation between the state, the private sector, the scientific community and other stakeholders, as well as the system of legal structures governing public-private partnership; the creation of modern organizational forms in the industry: clusters, technological alliances, network structures; data circulation and cross-border trusted services.

Ключевые слова: правовой механизм цифровой промышленной кооперации, государственная информационная система промышленности, цифровые платформы, инвестиционные платформы, правовой механизм государственно-частного партнерства, правовой режим оборота данных, трансграничные доверенные сервисы.

Key words: legal regime of digital industrial cooperation, state information system of industry, digital platforms, investment platforms, legal mechanism ofpublic-private partnership, legal regime of data circulation, cross-border trusted services.

Устойчивое развитие глобальной экономики тесно связано с усилением технологического потенциала промышленных секторов во всех странах; индустриализацией и инновациями; формированием качественной региональной и трансграничной инфраструктуры [2]. В Программе действий третьей Международной конференции по финансированию развития был обозначен механизм содействия развитию технологий, который основывается на многосторонней кооперации между государствами, гражданским обществом, частным сектором, научным сообществом и другими заинтересованными сторонами [3]. Важнейшим элементом названного механизма является использование информационно-коммуникационных, цифровых, технологий и управление знаниями, которое включает в себя создание, добычу, обработку, совместное использование и повторное использование знаний в различных отраслях промышленности.

Россия в нормативных правовых документах стратегического планирования - «Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года»; «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы» - утвердила государственные научно-технологические приоритеты. В числе приоритетов

указаны информационно-коммуникационные технологии: сети связи нового поколения; большие данные; искусственный интеллект; облачные вычисления; интернет вещей и индустриальный интернет; робототехника и ряд других. В соответствии с национальной программой «Цифровая экономика РФ» формируются правовые условия для информационного взаимодействия участников производственной деятельности. Так, федеральным законом «О промышленной политике в РФ» предусмотрена государственная информационная система промышленности (ГИСП) в целях взаимодействия в едином информационном пространстве субъектов промышленной деятельности, а также федеральных и региональных органов власти. Создание и эксплуатация государственной информационной системы промышленности финансируются за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию государственных программ в области промышленной политики. К функциям ГИСП относится, в частности, «создание электронных сервисов кооперации промышленности; поддержки логистики; инвестиционной деятельности; управления интеллектуальной соб-

<<шушетим~^©и©мак>>#ш43)),2©1]9 / economics

ственностью, процессами организации научно-исследовательских и конструкторских работ». Информация, содержащаяся в ГИСП и размещаемая в открытом доступе, должна предоставляться безвозмездно. ГИСП взаимодействует с иными информационными системами - порядок взаимодействия устанавливает Правительство РФ.

Интеграционные объединения государств - ЕС и ЕАЭС, сформулировали стратегические программы цифровой трансформации традиционных отраслей экономики и перехода к цифровой форме кооперации.

Европейский союз в соответствии с программой «Цифровая повестка дня для Европы» («Digital Agenda for Europe» (DAE)) а 2016 году ввел в действие первую отраслевую инициативу цифрового единого рыночного пакета. Исходя из различных национальных инициатив по оцифровке промышленности, были подготовлены мероприятия по таким основным направлениям как использование инструментов политики; финансовая поддержка; координация, а также законодательные инициативы для стимулирования государственных и частных инвестиций во всех промышленных секторах; создание рамочных условий для цифровой промышленной революции [8].

В Евразийском экономическом союзе правовой механизм поддержки инновационных преобразований в промышленности и промышленной кооперации государств-членов ЕАЭС основан на положениях Договора о ЕАЭС от 29.05.2014г. В Договоре предусмотрено развитие инфраструктуры, а также технологических и информационных ресурсов для эффективного промышленного сотрудничества и углубления промышленной кооперации, прежде всего в сфере высокотехнологичных производств, проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В интересах промышленного сотрудничества государств-членов намечено использование общих информационных ресурсов, а также интегрированной информационной системы Союза. Государства-члены имеют равные права пользования интегрированной системой. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК, Комиссия) осуществляет право собственности в отношении интеграционного сегмента, соответствующих информационных ресурсов и систем.

«Протоколом об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках ЕАЭС» (Приложение № 3 к Договору) определено понятие трансграничного пространства доверия, правовая модель которого охватывает межгосударственный обмен данными и юридически значимыми электронными документами в рамках Союза. Трансграничное пространство доверия определяется как совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами-членами с целью обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами [6]. Требования к созданию и функционированию

трансграничного пространства доверия разрабатываются Комиссией во взаимодействии с уполномоченными органами государств-членов и утверждаются Комиссией. Так, «Правила электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли» утверждены решением Коллегии ЕЭК от 27 января 2015 года. Правовые, организационные и технические условия реализации трансграничного пространства доверия согласуются государствами-членами.

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. «О формировании цифровой повестки Евразийского экономического союза» установлены насущные для Союза задачи цифровой трансформации в условиях интеграции и усиления единого экономического пространства: ускоренный переход экономик государств-членов ЕАЭС к новому технологическому укладу; обеспечение устойчивого развития и качественного экономического роста; формирование новых отраслей и рынков сбыта; развитие трудовых ресурсов и создание инновационных рабочих мест. В среднесрочном стратегическом документе «Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года» дано определение цифрового пространства ЕАЭС, характерными признаками которого являются: интеграция цифровых процессов, средств цифрового взаимодействия, информационных ресурсов, а также цифровых инфраструктур, на основе правовых и организационных норм. Цифровая промышленная кооперация названа в числе приоритетных инициатив, осуществление которых планируется в рамках ЕАЭС в соответствии с цифровой повесткой.

В «Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС» и цифровой повестке заложена идея о том, что базовыми являются преобразования реального сектора экономики, которым в свою очередь подчиняются изменения в области инфраструктуры. Данная идея реализуется по следующим направлениям: отраслевая и кросс-отраслевая трансформация, цифровые преобразования общих рынков, интеграционных процессов, в том числе в отношении функционирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), развитие цифровых инфраструктур. «Трансформация отраслей промышленности и кросс-отраслевая трансформация являются стержнем цифровых преобразований в странах Союза. Суть цифровизации в промышленности заключается не столько в роботизации и автоматизации процессов управления, сколько в обеспечении сквозной связанности множества сфер деятельности, включающих в себя производственные процессы, системы и среду управления, а также регулирование, научные исследования, сбыт, маркетинг, утилизацию и т. д» [1]. «Основные направления» предусматривают поэтапное формирование совместной инновационной инфраструктуры, охватывающей Евразийскую сеть трансфера технологий, технологические платформы, кластеры, инжиниринговые центры.

ЕСОШМГСБ / <<ШЦШМУМ~^©УГМа1>#Ш43)),2©1]9

Совет Евразийской экономической комиссии 5 декабря 2018 года утвердил в форме рекомендаций «Концепцию создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств - членов Союза» [4].

Для цифровой трансформации промышленности и промышленного сотрудничества рекомендуется развитие: стандартизации; информационно-коммуникационной инфраструктуры (широкополосного интернета); информационной безопасности и защиты данных; средств и систем электронной идентификации и отслеживания элементов производственного процесса; киберфизических систем; технологий промышленного (индустриального) «интернета вещей»; цифровых технологий, усиливающих потенциал трансформации промышленности: 3D моделирования, облачных вычислений и облачных инфраструктур, блокчейн-техноло-гий (включая смарт-контракты), больших данных, дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, цифровых платформ; иных цифровых технологий в промышленности.

В названной Концепции цифровая трансформация промышленного сотрудничества трактуется как переход от традиционных форм взаимодействия хозяйствующих субъектов по вопросам разработки, производства и сервисного обслуживания промышленной продукции и оказания услуг в сфере промышленности к взаимодействию с использованием цифровых платформ. Цифровые многосторонние рынки, обозначаемые в правовых документах как электронные (цифровые) платформы, интегрируют различные категории участников деловой деятельности и обеспечивают их взаимодействие, в том числе юридическое.

В этой связи необходимо указать, что в России принят Федеральный закон от 2 августа 2019 г. «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». В силу закона инвестиционной платформой является информационная система в сети «Интернет», которая используется для заключения договоров инвестирования. Участники инвестиционной платформы - инвесторы, лица, привлекающие инвестиции, лица, которым предоставляется возможность приобрести или принять для учета утилитарные цифровые права, однако не являющиеся инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции. Доступ к системе предоставляется оператором инвестиционной платформы.

Нормативными документами ЕАЭС предусмотрена «евразийская цифровая платформа», представляющая собой совокупность средств, поддерживающих возможность использования цифровых процессов, ресурсов и сервисов в том числе в области промышленной кооперации, значительным количеством хозяйствующих субъектов и обеспечивающих возможность их "бесшовного" взаимодействия. Цифровая трансформация промышленности, а также промышленного сотрудничества осуществляется с использованием как евразийской

цифровой платформы, так и сервисов интегрированной информационной системы Союза во взаимодействии с евразийской сетью промышленной кооперации и субконтрактации, евразийской сетью трансфера технологий и евразийскими технологическими платформами. Намечено также провести интеграцию евразийской цифровой платформы с цифровыми платформами, реализующими задачи цифровой торговли, цифровой логистики и цифровых транспортных коридоров в Союзе.

В ЕАЭС начато внедрение программы «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», в котором участвуют все государства - члены ЕАЭС. Ключевыми задачами проекта являются: создание цифровой экосистемы для обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС, преодоление цифрового разрыва, активизация участия бизнеса в мероприятиях цифровой повестки, а также развитие благоприятной деловой среды [5].

Важным условием для цифровой трансформации промышленного сотрудничества является надежная юридическая база. В программе действий Международной конференции по финансированию развития отмечается, что для перехода к обеспечению устойчивого развития наряду с наращиванием научно-технического потенциала и преодолением цифрового разрыва необходимы также содействовать верховенству права на национальном и международном уровнях, укреплять нормативно-правовые основы и повышать их согласованность, уважать права собственности и договорную дисциплину. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) также выделила совокупность взаимосвязанных юридических факторов, наличие которых необходимо для мобилизации ресурсов бизнеса на цели экономического развития. Это признание прав собственности и соблюдение обязательств; правовая определенность ведения бизнеса внутри страны и за ее пределами, позволяющая снизить уровень риска и тран-закционные издержки, что в свою очередь стимулирует здание правовых режимов для новых возможностей в бизнесе [7].

Программы и проекты цифровой трансформации промышленности, а также промышленного сотрудничества проводятся в жизнь в контексте совершенствования права Союза, а также гармонизации законодательства государств-членов и конструирования сопоставимого правового регулирования в данной сфере. Так, например, использование правового механизма государственно-частного партнерства потребует новых и корректировки действующих нормативных правовых актов государств-членов, учитывающих цифровизацию управления промышленными предприятиями. Необходимой мерой является подготовка нормативных правовых актов государств-членов, регулирующих создание и государственную поддержку современных организационных форм в промышленности: кластеров, технологических аль-

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#19î43),2©19 / ECONOMICS

янсов, бизнес-партнерств, сетевых структур. Наращивание и использование общих агрегированных информационных ресурсов требует формирования благоприятной правовой среды для оборота данных при цифровой промышленной кооперации. На уровне законодательства Союза осуществляется разработка универсальной правовой конструкции трансграничного пространства доверия, предусмотренного Договором о ЕАЭС.

Вместе с тем учитываются национальные интересы и особенности регулирования секторов экономики каждого из государств-членов. Принимается во внимание степень развитости национальной экономики и рынка, а также технологическая специфика цифровой инфраструктуры. Кроме того, учитываются обязательства государств-членов по международным договорам с третьими странами.

Список Литературы

1. ЕАЭС создает цифровую экосреду. URL:https://www.eurasiancommission.org/ru/nae/new s/Pages/19-04-2018-v1.aspx.

2. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/a bout/development-agenda

3. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 27 июля 2015 года. Аддис-Абебская программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития.

URL : https ://www.un. org/ru/documents/decl_conv/con v_development.shtm.

4. Рекомендация Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. N 1 "О Концепции создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств - членов Союза". URL: http ://www. eurasiancommission. org/ru/act/prom_i_ag roprom/dep_prom/SiteAssets/Pere4en%20NPA%2008 -02-19.pdf; СПС Консультант. http ://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=INT&n=54336#06111712714265642

5. Решение Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 года N 2 «О реализации проекта "Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий» (с изменениями на 9 августа 2019 года). Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org.

6. Соловяненко Н.И. Законодательство об электронном документе как фактор актуализации правового пространства для инновационной (цифровой) экономики//Труды ИГП РАН. -2017. -Т. 12. -№ 3. С.162-175

7. ЮНСИТРАЛ. Цели в области устойчивого развития URL : https ://uncitral.un. org/ru/about/sdg.

8. Commission sets out path to digitise European industry. URL : https ://europa. eu/rapid/pressrelease IP-16-1407 en.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.