Научная статья на тему 'Совершенствование форм и методов обучения сотрудников полиции'

Совершенствование форм и методов обучения сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1596
719
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / КЕЙС-МЕТОД / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЛИНИЯ ПРОФИЛИЗАЦИИ / ЛИНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / УЧЕБНЫЙ ПОЛИГОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манджиева Нина Артуровна

Совершенствование форм и методов обучения сотрудников полиции является актуальным вопросом, стоящим перед руководством МВД России. Автор статьи рассматривает специфику профессионального воспитания полицейских кадров Европы и отмечает необходимость применения данного метода для российской полиции. Также автор статьи выделяет совершенствование методов и форм обучения в аспекте «этических норм» будущего сотрудника полиции и использования ситуационно-средовых проектов в системе подготовки кадров МВД. По мнению автора, один из наиболее успешных методов: обустройство учебных полигонов. Каждый такой полигон воспроизводит конкретную обстановку, условия деятельности специалиста или будущего сотруднкиа полиции.ᅟ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манджиева Нина Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование форм и методов обучения сотрудников полиции»

УДК 34.096

Манджиева Нина Артуровна

адъюнкт.

Ростовский юридический институт МВД России [email protected]

Совершенствование форм

И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ полиции

Nina A. Mandzhieva

Adjunct.

Rostov Law Institute

of the Ministry of Interior of Russia

[email protected]

Improvement of forms and

METHODS OF POLICE TRAINING IN RUSSIA

Аннотация. Совершенствование форм и методов обучения сотрудников полиции является актуальным вопросом, стоящим перед руководством МВД России. Автор статьи рассматривает специфику профессионального воспитания полицейских кадров Европы и отмечает необходимость применения данного метода для российской полиции. Также автор статьи выделяет совершенствование методов и форм обучения в аспекте «этических норм» будущего сотрудника полиции и использования ситуаци-онно-средовых проектов в системе подготовки кадров МВД. По мнению автора, один из наиболее успешных методов: обустройство учебных полигонов. Каждый такой полигон воспроизводит конкретную обстановку, условия деятельности специалиста или будущего со-труднкиа полиции.

Ключевые слова: этические нормы, кейсметод, система дистанционного обучения, линия профилизации, линия социализации, учебный полигон.

Annotation. Improvement of forms and methods of police training is an important issue facing the leadership of the Ministry of Interior of Russia. The author of the article considers the specifics of the professional education of police personnel in Europe, and notes the necessity of application of this method to the Russian police. Also the author of the article highlights the improvement of the methods and forms of education in the aspect of «ethical standards» of the future police officers and the use of situational and environmental projects in the training system of the Ministry of Interior. According to the author, one of the most successful methods is the arrangement of the training grounds. Each such polygon reproduces the actual conditions activity of a specialist or future officers.

Keywords: ethical standards, case-method, distance learning system, line profiling, line socialization, training ground.

В современный период вопросы совершенствования форм и методов обучения сотрудников полиции требуют ответов в различных аспектах современного образования. Новые методы обучения сотрудников полиции всё более широко применяются в процессе организации учебно-воспитательной работы в учебных заведениях. Это связано с тем, что, несмотря на проводимые реформы, деятельность отечественной полиции не всегда отвечает всем предъявляемым к ней требованиям и нуждается в дальнейшем совершенствовании. На наш взгляд, определённые ориентиры в этом направлении можно разделить на совершенствование методов и форм обучения в аспекте «этических норм» будущего сотрудника полиции, применения зарубежных кейс-методов и использования ситуаци-онно-средовых проектов в системе подготовки кадров МВД.

Для начала отметим, что в ряде стран данная проблема связана с коренной реорганизацией полицейских служб, изменением их функций. Полиция превращается из государственной структуры, направленной строго на противодействие нарушению законов, в организацию, слу-

жащую населению в широком смысле, постоянно контактирующую с ним. Поэтому офицеры полиции нуждаются в глубоких этических знаниях и овладении прочными навыками этического поведения, чему в нашей образовательной среде не уделяется достаточного внимания [1].

Так, в европейских вузах, готовящих полицейских, этика рассматривается во взаимосвязи с остальными компонентами деятельности полицейской организации, включающей в себя и профессиональную подготовку кадров. Полицейская этика в европейских полицейских вузах включена в большинство курсов на всех этапах обучения: начальном, пролонгированном и в специализированном обучении. Данная дисциплина преподается на всех ступенях профессиональной подготовки полицейских: начальная

подготовка, дальнейшее обучение и обучение руководства и управления полицией.

Организационная структура обучения полицейской этике в европейских полицейских академиях и колледжах, как кажется на первый взгляд, складывается стихийно, в зависимости от ряда факторов, которые влияют на организацию обу-

184

чения этике и обуславливают то обстоятельство, какая именно организационная модель будет выбрана.

Отметим специфику современного этапа профессионального воспитания полицейских кадров Европы [2]:

• в содержании обучения полицейской этике особое внимание сейчас уделяется правам человека и сотрудничеству с рядом правозащитных организаций как европейских, так и международных;

• учитываются особенности работы полиции в

мультиэтническом обществе. Национальный

состав Европы стремительно меняется, и реальностью нынешнего дня становятся молодежные антиглобалистские и этнические движения. Полиции приходится работать в новых условиях мультиэтнического общества и протестных движений молодежи;

Поэтому при совершенствовании методов и форм обучения сотрудников полиции необходимо использовать зарубежный опыт при подготовке будущих и уже действующих сотрудников отечественной полиции. На наш взгляд, в таком контексте, меры по использованию зарубежного опыта могут предусматривать [3]:

• организацию планомерного, систематического и оперативного информирования руководства, профессорско-преподавательского и слушательского состава, научных работников, а также всех заинтересованных сотрудников органов внутренних дел о проведенных исследованиях или зарубежных педагогических достижениях;

• строгое использование сравнительно-педагогической методологии, комплекса методов и методик при изучении зарубежного опыта этического воспитания сотрудников полиции и оценки его качества;

• обязательное введение материалов о зарубежном опыте воспитания сотрудников полиции в систему подготовки и повышения квалификации, научно-педагогических кадров образовательных учреждений МВД.

Тем не менее, при внедрении зарубежного опыта нужен учет особенностей российского национального менталитета и отечественных педагогических традиций.

К следующим аспектам совершенствования можно отнести такие инновационные формы обучения, как компетентностные модели обучения, введение дистанционных образовательных технологий (технологии, осуществляющие обмен информации между преподавателем и обучающимся на расстоянии друг от друга); внедрение электронного обучения (обучения с использованием коммуникационных технологий); открытое образование (система организационных и информационных технологий, в которых построена открытая форма с целью обеспечения мобильности и эффективности пользования) [4].

Важное значение в качественном профессиональном обучении приобретают и различные формы семинарских занятий, которые организуются с включением «кейс-стадий», деловых и ролевых игр, семинаров-тренингов, так как они дают возможность обучить сотрудников полиции профессиональным навыкам, анализу конкретных ситуаций, решению задач и диагностике проблем.

Рассмотрим наиболее подробно метод кейс-стадий в практическом обучении высшего образования. Суть кейс-стадии состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при ее разрешении. При этом в кейсе отсутствует четко выраженный набор исходных данных, которые необходимо использовать для получения единственно правильного решения. (Кейс буквально означает «проблемная ситуация»). Вместо этого следует целиком осмыслить ситуацию, изложенную в кейсе, самому выявить проблему и вопросы, требующие разрешения. Таким образом, обеспечивается развитие самостоятельности и инициативности, умение ориентироваться в широком круге вопросов, связанных с различными аспектами профессиональной деятельности [5].

Кейс метод сегодня является наиболее сложной интерактивной технологией, который включает в себя и другие методы познания [5]:

1) моделирование (построение модели ситуаций);

2) игровые (деловые игры);

3) эвристические (мозговой штурм, мозговая атака) как поисковые, где I этап - генерирование идей, а II этап - анализ идей.

4) дискуссия - обмен взглядов по проблеме и пути ее решения. При этом дискуссия как метод занимает центральное место в анализе проблемных ситуаций. Участники должны обладать зрелостью мышления, самостоятельностью суждений, необходимой компетентностью в этой сфере деятельности, о которой идет речь.

Таким образом, в описании кейса заключена некая проблема, которую предлагается выявить и подробно изучить обучаемым, а затем они должны в какой-либо форме предложить ее решение. Работа над кейсом дает возможность мыслить самостоятельно и практиковать свои творческие (креативные) способности. Обучаемые могут проверить свое умение решать проблемы и принимать решения, а также научиться аргументировать и отстаивать свою позицию.

Решая вопросы совершенствования системы обучения сотрудников полиции, можно сделать упор на активное использование инновационных образовательных и информационных технологий. Такой системой в образовательном процессе становится система дистанционного обучения (СДОТ). Она позволяет почти вдвое сократить расходы на подготовку кадров, повысить практическую направленность обучения, обеспечить

185

непрерывность повышения квалификации сотрудников без отрыва от службы. В настоящее время с помощью ЕИТКС ОВД в СДОТ работают 42 ОВД, 1 УВДТ, 35 образовательных учреждений и их подразделений, 50 центров профподготовки [6]. В реалиях перехода к информационному сетевому обществу этот вид коммуникации занимает важнейшее место в обеспечении информационного обмена знаниями, что оказывает существенное влияние на расширение возможностей общественных взаимодействий и взаимосвязей.

Что касается совершенствования методов обучения как интерактивной среды, то возможен ситуационносредовой подход. При этом более высокое качество образования обеспечивается проектированием образовательных систем. Это проектирование обеспечивает целостную природу развития личности в образовании, так как опирается на психологические механизмы естественного взаимодействия человека с его окружением и предполагает непосредственное участие самой формирующейся личности в проектировании своего образования, своей индивидуальной образовательной траектории [7].

Процедура проектирования образовательных систем на основании ситуационно-средового подхода принципиально отличается от традиционного проектирования научных знаний и не идеальная модель личности с заранее заданными свойствами, а жизненная практика, культура и личность другого человека.

Итак, концепция ситуационно-средового подхода к проектированию образования, помимо установления соответствия между ситуационным циклом развития личности сотрудника полиции в конкретной образовательной среде и контекстуально-преобразующей (средообразующей) деятельностью педагога, предполагает также одновременное проектирование двух линий образовательных сред, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения [8].

Линия профилизации, отвечая национальной потребности в фундаментальном, конкурентоспособном образовании, предусматривает последовательную смену следующих контекстов [8]:

1) интеллектуальный;

2) деятельностный;

3) авторский.

Линия социализации, отвечая глобальной потребности сохранения и распространения культуросообразного образа жизни людей, выстраивает контексты в следующей последовательности [8]:

1) диалогический;

2) этико-эстетический;

3) социальный.

Каким образом можно на практике проектировать обсуждаемые контексты? Один из наиболее

наглядных вариантов - эобустройство учебных полигонов. Каждый такой полигон воспроизводит конкретную обстановку, условия деятельности специалиста или будущего сотрудника полиции. Для того, чтобы с помощью учебных полигонов можно было формировать те или иные компетенции, они должны отвечать следующим критериям [9]:

- один и тот же полигон должен включать в

себя «зоны ближайшего развития» для обучающихся различных уровней подготовки, для этого полигон следует формировать на модульной основе (предусматривать отдельные модули для «креативных», «анализирующих», «действую-

щих» и «наблюдающих»);

- полигонов для формирования одного устойчивого навыка (т.е. умения, доведенного до автоматизма) должно быть несколько (несколько полигонов «квартира», несколько полигонов «офис» и т.д.), и времени для выработки навыка должно отводиться, как минимум, в 10 раз больше, чем для освоения умения (как знания о способе действия);

- полигон должен быть доступен обучающимся не только в часы занятий по расписанию, но и во время самоподготовки, причем самоподготовка на полигоне, хотя и может проходить по сценарию самих обучающихся, но в случае необходимости должна сопровождаться рекомендациями педагогов;

- полигон должен стать средством моделирования профессиональных ситуаций для проверки способности их компетентного разрешения на зачетах и экзаменах,

- во время обучения на полигонах следует делать видеозаписи, так как эти записи впоследствии могут использоваться как ценное средство аудиторного обучения: наблюдение за обучающимися, выявление и анализ допущенных ими ошибок -это тоже развивающий средовой контекст.

Подытоживая подчеркнем, что главное свойство средовых методов обучения, независимо от того, какими инструментальными средствами они создаются, их воздействие позволяет обучающемуся осознать и реализовать себя субъектом учения.

Таким образом, возможность совершенствования методов и форм обучения сотрудников полиции в результате применения различных технологий и моделей особенно важен в системе образования МВД, которое не должно копировать традиционные академические образовательные процессы, ориентированные в основном на теоретические знания. Профессиональную подготовку при этом целесообразно осуществлять в направлении «от деятельности - к знаниям», позволяющую встраивать определенные новые технологии обучения в образовательный процесс как результат коллективной рефлексии и проблематизации конкретных запросов обучающихся - сотрудников российской полиции.

186

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 05.02.2015 г.) // «Парламентская газета», № 7, 11-17.02.2011

2. Бабичев И.В. Акмеологические факторы развития профессионально-важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. С. 55.

3. Кудин В.А. Миссия выполнима (О Концепции стратегии развития университета на период до 2020 года) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2. С. 31.

4. Модернизация российского образования: тренды и перспективы. Книга 2 / Т.Д. Барышева и др.; отв. ред. АЛ. Киселев. Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. С. 227.

5. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федераци за 2013 год : сборник аналитических и информационных материалов. М. : ЦОКР МВД России, 2014 год. С.56-61.

6. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения // Высшее образование в России, 2007, № 3, С. 56.

7. Йоханссон М. Лицом к реальности / Мате Йо-ханссон, Йеспер Йенсон; пер. с англ. Ольги Ревы. М. : Ломоносов, 2009. С.167.

8. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию содержания профессиональной подготовки и оценке уровня компетентности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 1 (10). С. 71.

9. Ходякова Н.В. Комплексное обучение будущих следователей на основе междисциплинарных учебных ситуаций // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 4 (15). С. 44.

Literature:

1. Federal law of the Russian Federation of February 7, 2011. № 3-FZ «On police» (as amended on 05.02.2015) // Parliamentary newspaper. № 7, 1117.02.2011.

2. Babichev I.V. Acmeological factors in the development of professionally important qualities of operational law enforcement officers: diss. ... cand. of phicol. Sciences. M., 2011. P. 55.

3. Kudin V.A. Mission possible (About the Concept of the University's development strategy for the period till 2020) // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. 2010. № 2. P. 31.

4. Modernization of Russian education: trends and prospects. Book 2 / T.D. Barysheva et al.; resp. Ed. A.A. Kiselev. Krasnodar: ANO Centre for sociopolitical research «Premier», 2012. P. 227.

5. The status of personnel of bodies of Internal Affairs of the Russian Federation for 2013 : collection of analytical and information materials. M. : ZOCR MIR, 2014. P. 56-61.

6. Akhmetova D. Paradoxes of distance education // Higher education in Russia. 2007. № 3. P. 56.

7. Johansson M. Face to reality / Mats Johansson, Jesper M. Jensen; transl. from English. O. Reva. M. : Lomonosov, 2009. P. 167.

8. Khodyakova N.V. Situational-contextual approach to the design of the contents of professional training and assessment of competence // Bulletin of Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia. 2013. № 1(10). P. 71.

9. Khodyakova N. V. Comprehensive training of future investigators on the basis of interdisciplinary learning situations // Bulletin of Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia. 2010. № 4 (15). P. 44.

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.