Научная статья на тему 'Реформа полиции на современном этапе: «Кадры решают все!»'

Реформа полиции на современном этапе: «Кадры решают все!» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ПОЛИЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / POLICE REFORM / RULE OF LAW / HUMAN RESOURCES / THE EDUCATIONAL PROCESS / THE SOCIAL FUNCTIONS OF THE POLICE / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амельчаков И. Ф., Надежин Н. Н., Чесовская М. Г.

Статья посвящена актуальным проблемам профессиональной подготовки кадров в системе МВД России в контексте продолжающегося процесса реформирования полиции. На основе системного подхода к пониманию образовательного процесса делаются выводы о неразрывной связи гуманитарной и профессиональной составляющей в подготовке будущих сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амельчаков И. Ф., Надежин Н. Н., Чесовская М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police reform at this stage: «Personnel decide everything!»

The article addresses the pressing problems of vocational training in the Ministry of Interior of Russia in the context of the ongoing process of police reform. On the basis of a systematic approach to understanding the educational process, conclusions of the intimate connection of humanitarian and professional component in the training of future police officers.

Текст научной работы на тему «Реформа полиции на современном этапе: «Кадры решают все!»»

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ У ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

РЕФОРМА ПОЛИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!»

POLICE REFORM AT THIS STAGE: «PERSONNEL DECIDE

EVERYTHING!»

УДК 35.08

и.ф. АМЕЛЬЧАКОВ,

кандидат юридических наук, доцент;

Н.Н. НАДЕЖИН,

кандидат юридических наук, доцент;

М.Г. ЧЕСОВСКАЯ,

кандидат исторических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам профессиональной подготовки кадров в системе МВД России в контексте продолжающегося процесса реформирования полиции. На основе системного подхода к пониманию образовательного процесса делаются выводы о неразрывной связи гуманитарной и профессиональной составляющей в подготовке будущих сотрудников полиции.

Ключевые слова: реформа полиции, обеспечение правопорядка, кадровый потенциал, образовательный процесс, социальные функции полиции, социальное партнерство.

I.Ph. Amelchakov, the candidate of Jurisprudence, the assistant professor of the Chair of State and Legal Sciences, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

N.N. Nadezhin, PhD, Associate Professor, Head of Training Department, Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry (Bel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia);

M.G. Chesovskaya, Ph.D., Associate Professor, Head of the department of humanitarian and socio-economic disciplines, Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry (Bel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia)

Abstract: The article addresses the pressing problems of vocational training in the Ministry of Interior of Russia in the context of the ongoing process of police reform. On the basis of a systematic approach to understanding the educational process, conclusions of the intimate connection of humanitarian and professional component in the training of future police officers.

Keywords: police reform, rule of law, human resources, the educational process, the social functions of the police, social partnership.

Процесс реформирования системы органов внутренних дел является приоритетным направлением преобразовательной стратегии, реализуемой в России на современном этапе. Масштабность и глубина происходящих в стране изменений

определяется их системным характером, неминуемо затрагивающим все стороны жизни общества. Иными словами, достижение результата невозможно лишь в рамках одного направления, целенаправленные усилия должны носить целостный характер,

проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников овд

2012'2

учитывать быстро меняющиеся реалии, живо реагировать на те изменения, которые происходят в обществе.

Создание наиболее эффективной системы обеспечения правопорядка как основы жизнедеятельности людей находится в сфере ответственности власти, определяет её сущность и общесоциальное значение. Полицейские органы являются носителями этой властной функции, поэтому их работа напрямую ассоциируется у населения с качеством государственной власти, с её способностью соответствовать потребностям общественного развития, а приоритетным направлением деятельности является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств [1]. Именно поэтому в рамках идущей сегодня в России реформы полиции особое внимание уделяется профессиональной подготовке кадрового потенциала органов внутренних дел, способного грамотно решать поставленные задачи, адекватно реагировать на вызовы, подчас агрессивной социальной среды в режиме реального времени.

За почти 30-летнию историю Белгородского юридического института МВД России был накоплен значительный опыт учебно-методической, воспитательной и научно-практической деятельности по профессиональной подготовке сотрудников территориальных органов. Сегодня в институте обучается более 2900 курсантов, слушателей и студентов из 30 регионов России. Институт функционирует как единый учебно-научный комплекс, структурно объединяющий управленческий аппарат, адъюнктуру, 4 факультета (факультет подготовки дознавателей, факультет правоохранительной деятельности, факультет заочного обучения и факультет повышения квалификации), 13 кафедр, подразделения служебно-боевой подготовки и вспомогательные подразделения. В соответствии с учебными планами обеспечивается подготовка кадров по целому ряду направлений деятельности (оперативно-разыскная, административно-правовая, предварительное следствие в ОВД) и профилям подготовки (оперуполномоченные УР, БЭП, участковые уполномоченные полиции, следователи, дознаватели).

Вместе с тем, как показал опыт последних лет, качество подготовки сотрудников полиции не исчерпывается только узко профессиональной, специальной подготовкой, формирующей навыки и умения, необходимые для решения конкретных задач. Деятельность

сотрудника полиции неразрывно связана с теми проблемами, с которыми сталкиваются люди в своей повседневности. Оказание помощи и поддержки населению в решении этих проблем предполагает выполнение полицейскими широкого спектра общесоциальных задач, повышает их гражданскую и профессиональную ответственность перед людьми.

Важнейшей составляющей профессиональной зрелости сотрудника полиции является его умение решать служебные задачи в тесном контакте с людьми, понимание насущных проблем, без решения которых обеспечение правопорядка и социальной стабильности в обществе невозможно. Важнейшей задачей современной полиции является курс на выстраивание модели социального партнерства с государственными и общественными структурами, с формирующимися институтами гражданского общества, с широкой общественностью.

Подобного рода задачи предъявляют более высокие требования к личности сотрудника полиции, к его человеческим и гражданским качествам, наличие которых должно стать основой для повышения уровня доверия населения к силовым структурам, для повышения авторитета полицейской службы, для создания позитивного образа полиции в обществе.

Формирующийся в ходе реформирования органов внутренних дел новый образ современного полицейского предъявляет и новые требования к подготовке специалистов в образовательных учреждениях системы Министерства внутренних дел России. Очевидно, что этот процесс должен носить системный, преемственный и целостный характер. В Белгородском юридическом институте МВД России выстраивается система научного сопровождения кадровой политики, при которой все её стадии: профессиональная ориентация молодёжи для службы в органах внутренних дел, подготовка специалистов в процессе обучения в институте и повышение квалификации сотрудников территориальных органов, - неразрывно связаны между собой.

Одной из проблем, с которыми приходится сталкиваться в реализации этого направления деятельности, является, на наш взгляд, понижение значимости общегуманитарных дисциплин, изучение которых призвано формировать мировоззренческие основы, устойчивую мотивацию профессиональной деятельности, открытую гражданскую позицию личности. Справедливости ради

201212

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

необходимо констатировать, что кризис общегуманитарного знания является объективной тенденцией мирового масштаба, характерной для всей системы образования. Вместе с тем, это в ещё большей степени предполагает формирование новых подходов, поиск иных форм и методов учебнометодической и воспитательной работы. В Белгородском юридическом институте МВД России этот недостаток восполняется комплексом факультативных занятий, объединенных Университетом культуры, в рамках которого курсанты знакомятся с основами эстетической культуры, искусствоведения, хореографии, этикета. С недавнего времени подобные программы стали реализовываться в рамках факультета повышения квалификации для сотрудников практических органов, и, судя по отзывам, останутся весьма востребованными и в будущем. С нового учебного года в рамках Университета культуры будет работать новое направления подготовки - связи с общественностью и

средствами массовой информации.

Профессорско-п реподавател ьски й состав, сотрудники института видят свою задачу в том, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляются сегодня обществом к сотрудникам полиции, к нашим выпускникам. В то же время, очевидно, что решение сложных проблем, стоящих перед нашей страной, в том числе и в охране правопорядка и законности в стране, невозможно без активного и заинтересованного участия самого общества. Поэтому мы вправе рассчитывать на понимание и помощь со стороны средств массовой информации, гражданского общества, всех его институтов. Создание системы безопасности и условий комфортной жизнедеятельности человека в обществе должно стать результатом совместных усилий полиции и общества, модели их конструктивного взаимодействия, основанного на взаимной гражданской ответственности и высоком уровне доверия друг к другу.

Литература

1. О полиции : Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

References

1. Federal Law “On Police” 07.02.2011 № 3-FZ // SPS Consultant Plus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.