УДК 796.011.3 Б01: 10.24412/2305-8404-2022-3-27-33
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД МЕТОДОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Е.В. Насадюк
Рассмотрено преимущество использования метода моделирования ситуаций служебной деятельности сотрудников ОВД на занятиях по физической подготовке с целью повышения уровня их физической подготовленности. Предложен порядок организации и реализации метода моделирования ситуации служебной деятельности.
Ключевые слова: сотрудники ОВД, физическая подготовленность, моделирование.
IMPROVEMENT OF PHYSICAL Насадюк Евгений Валерьевич, старший пре-
TRAINING OF ATS STAFF BY подаватель, poliglot.76@mail.ru. Россия, Владивосток,
SIMULATION METHOD Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России
Nasadyuk E.V., senior lecturer, poliglot.76@
mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok „
branch of the Far Eastern Law Institute of the В настояЩее время сложившаяся
Ministry of Internal Affairs of Russia криминогенная обстановка в России
_ , + , . , , , , предъявляет высокие требования к
The advantage of using the method of model- f ^ f
ing the situations of official activities of police уровню профессионально-служебной
officers in physical training classes in order to подготовленности сотрудников органов increase their level of physical fitness is considered. The order of organization and imple- внутренних Дел. а также их физической mentation of the method of modeling the situ- подготовленности. Сотрудники ОВД при
ation of official activity is proposed. выполнении служебно-оперативных за-
Key words: police officers, physical fitness, дач наделены правами применения физи-modeling. ческой силы, огнестрельного оружия и
специальных средств, что предполагает большую ответственность в случае неправомерного применения физической силы.
На сегодняшний день многие авторы предлагают различные мето -дики, направленные на развитие физических качеств и боевых приемов борьбы сотрудников ОВД [1, 2].
В своих работах Д.В. Исайченко, А.А. Баландина, А.Е. Басатина отмечают, что для того, чтобы сотрудники ОВД могли эффективно осуществлять профессиональные обязанности в рамках служебной деятельности, требующей применения физической силы, необходима интеграция всех видов подготовки или дисциплин, способных в несколько раз повысить их эффективность [3-5].
Актуальность поиска и разработки активных методов и методик, способствующих повышению уровня физической подготовленности сотрудников ОВД, необходимого для решения задач, связанных с эффективным использованием физической силы при задержании правонарушителей, позволила определить ряд проблем:
1. Несоответствие между потребностью государства в квалифицированных сотрудников ОВД и реализующимся потенциалом образовательных организаций МВД России.
2. Недостаточный уровень разработанности методов учебно-педагогического процесса в системе МВД России, отвечающим возросшим необходимым требованиям к оптимальному уровню сформированности правомерных навыков применения физической силы в различных ситуациях профессионально-служебной деятельности.
3. Несоответствие требований практической деятельности к научно-методическому обеспечению учебно -тренировочного процесса, низкий уровень разработанности и учета особенностей практической деятельности в моделировании ситуаций применения физической силы при обучении сотрудников ОВД на занятиях по физической подготовке.
Цель данного исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность метода моделирования на занятиях по физиче -ской подготовке.
Задачи исследования: разработать основные этапы порядка организации моделирования ситуаций служебной деятельности; на основе ана -лиза выявить наиболее опасные ситуации применения физической силы сотрудников ОВД в служебной деятельности, а также значение активных методов обучения в моделировании ситуаций служебной деятельности.
Методика и организация исследования. Основные методы исследования при достижении поставленных задач: анализ служебной докумен -тации и результатов служебной деятельности, педагогическое наблюдение, тестирование.
Под «моделью» Д.В. Исайченко понимает форму научного исследования, обобщенный мысленный образ, отражающий основные структур -ные компоненты и функции воспроизводимого объекта [6].
Моделирование в педагогике - это процесс воспроизведения педагогических, психических явлений, характеристик воспроизводимых объектов, а также субъектов при помощи физических, логических или матема -тических моделей [7].
При моделировании различных ситуаций служебной деятельности использования сотрудниками ОВД физической силы необходимо, чтобы структура данных ситуаций включала следующие характеризующие компоненты:
- структуру самой ситуации, в которой сотрудник ОВД применяет физическую силу по отношению к правонарушителю;
- всевозможные сбивающие факторы, способствующие снижению качества предпринимаемых сотрудником ОВД действий по отношению к правонарушителю;
- варианты возможных действия правонарушителя и сотрудников
ОВД;
- итоги или результаты с одновременным разбором действий всех участвующих лиц в моделируемой ситуации.
Так как основными признаками модели является совокупность сис -темы объектов и знаков, которые способствуют воспроизведению некоторых свойств или качеств настоящего объекта, то необходимо использовать при моделировании наиболее часто встречающиеся случаи или обстоятельства, в которых сотрудник ОВД применяет физическую силу.
В таблице представлен порядок организации моделирования ситуа -ции служебной деятельности.
Порядок организации моделирования ситуации служебной деятельности
Основные этапы Действия сотрудников ОВД и правонарушителей
1. Организационный - сбор информации; - определение темы, цели и задач; - разработка сценария моделируемой ситуации с возможными действиями ее участников; - определение места проведения занятия и материального обеспечения (макеты пистолетов, ножей, палок, средств ограничения подвижности и др.); - наличие сбивающих факторов; - определение критериев оценивания действий со -трудников ОВД в моделируемой ситуации
2. Определение возможных действий в ситуации - разработка возможных вариантов действий сотрудников ОВД; - разработка порядка действий правонарушителя
3. Получение результатов - анализ действий сотрудников ОВД; - оформление и документирование ситуации; - оценка и подведение итогов ситуации
Результаты исследования и их обсуждение. Для того чтобы выявить часто встречающиеся случаи, требующие применения физической силы, был проведен анализ ситуаций по Приморскому краю, в которых сотрудники ОВД получали травмы или увечья в ситуациях физического противоборства с правонарушителями. Анализируя данные ситуации, можно сделать вывод, что сотрудники ОВД, вступая в ситуации физиче -ского противоборства с правонарушителями, получали травмы опасные для жизни и здоровья, и самое большое количество травм было получено в результате физического противоборства с невооруженным правонарушителем. В результате за 2020 год в данных ситуациях пострадало 39,5 % от общего количества сотрудников ОВД, получивших травмы.
Некоторые сотрудники ОВД получили травмы в ситуациях пресле -дования правонарушителя, преодолевая на своем пути различного рода препятствия, где 8,9 % также получили травмы.
Довольно часто сотрудникам ОВД в ситуациях физического контакта с правонарушителями приходится применять приемы освобождения от захватов и обхватов, где по причине неумелых действий травмы получили 7,3 %.
Очень опасными для сотрудников ОВД являются ситуации физического контакта против двух и более правонарушителей, в которых за исследуемый период травмы получили 14,8 %.
За 2020 год 4,2 % сотрудников ОВД получили травмы от действий правонарушителя вооруженного ножом. Данные случаи не являются частыми, но представляют серьезную опасность для жизни и здоровья сотрудников ОВД.
Подводя итог проведенному анализу, можно заключить, что наиболее частыми и опасными для жизни и здоровья сотрудников ОВД являются ситуации при выполнении защитных действий сотрудников ОВД от невоо -руженного правонарушителя, а также ситуации преследования правонарушителя и преодоления различного рода препятствий.
Сотрудники полиции ежедневно для задержания правонарушителей применяют боевые приемы борьбы, которые помимо физической силы используют в качестве оружия различные предметы.
Так, за 2020 год наиболее часто со стороны преступного контингента использовались палки (46 %), предметы мебели (32 %), бутылки (18 %), камни (4 %).
Проведенный анализ и статистика показывают проблемные моменты, которые необходимо учитывать при создании ситуаций, моделирующих применение сотрудниками ОВД физической силы, а также значи -мых в данных ситуациях боевых приемов борьбы.
Как показывает практика, сотрудники ОВД часто оказываются в си -туациях, когда необходимо оперативно применить физическую силу для того, чтобы разрешить сложившуюся опасную ситуацию и задержать лиц совершивших правонарушение [8].
Опасных ситуаций, в которых сотрудники ОВД должны быть немедленно готовы к применению физической силы, достаточно много. Например, следующие ситуации: когда на одежде лица, совершившего преступление, имеются следы крови или другие следы, говорящие о совершении им преступления; когда правонарушитель был застигнут на месте преступления; когда имеются лица, указывающие на лицо совершившее преступление; когда немедленное отражение нападения на сотрудников ОВД [9].
Для обучения сотрудников ОВД эффективным и законным способам применения физической силы с помощью моделирования ситуаций служебной деятельности нами предлагается использовать активные методы обучения, такие как деловая игра и кейс-метод.
Эффективность метода деловой игры в ситуациях моделирования обеспечивается разрешением ряда проблемных ситуаций:
1) разногласие между знаниями таких видов подготовки, как правовая, огневая, физическая, тактико-специальная;
2) несоответствие между усвоением знаний из разных видов подготовки в реальных ситуациях служебной деятельности с применением физической силы;
3) несоответствие замкнутости учебного процесса и способов решения задач в моделируемых ситуациях служебной деятельности.
Выводы. Использование в учебно-тренировочном процессе физической подготовки метода деловой игры способствует формированию и совершенствованию стабильных навыков применения физической силы.
В процессе использования деловой игры все участники разыгры -вают определенные роли, где используется метод конкретных ситуаций -кейс-метод. Результаты постоянного мониторинга практики применения сотрудниками ОВД физической силы должны учитываться при разработке моделируемых ситуаций служебной деятельности.
По сравнению с другими методами обучения, использование таких активных методов, как деловая игра и кейс-метод в ситуациях моделирования служебной деятельности, способствует более эффективному и ре -зультативному обучению сотрудников ОВД правомерному применению физической силы с применением боевых приемов борьбы, специальных средств в отношении правонарушителя.
Список литературы
1. Ченчиковский А.Д. Развитие физических качеств сотрудников ОВД России // Вопросы совершенствования физической, тактико-специальной и огневой подготовки сотрудников полиции к оперативно-служебной деятельности: сб. материалов науч.-техн. конф. Волгоград: Изд-во ВА МВД России, 2021. С. 103-106.
2. Бордачев А.Ю. Совершенствования скоростно-силовых качеств у сотрудников органов внутренних дел России // Е^сю. 2020. № 10 (49). С.622-628.
3. Исайченко Д.В. Ситуационное моделирование при организации тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 2 (48). С.121-124.
4. Баландин А.А. Особенности использования ситуационного метода в физической подготовке сотрудников дорожно -патрульной службы ГИБДД МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2 (64). С. 128-132.
5. Басатин А.Е. О необходимости моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД на занятиях по тактико-специальной подготовке // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С.113-115.
6. Моделирование организации физической подготовки офицеров / С.А. Трапезников [и др.] // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2020. № 2. С. 76-80.
7. Долганова А.Ф. Понятия «модель», «моделирование», «учебное моделирование» в педагогике, философии и других науках // Актуальные проблемы агропромышленного комплекса: сб. тр. науч.-практ. конф. преп., студ., магистр. и аспир. Новосибирского гос. аграр. ун-та. Новосибирск: ИЦ «Золотой колос», 2017. С. 272-274.
8. Хажироков В.А. Пределы правомерности применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 138-141.
9. Башинская И.Г., Василенко Л.А. Применение физической силы сотрудниками полиции в контексте норм российского и международного права // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 2 (48). С. 59-64.
References
1. Chenchikovskij A.D. Razvitie fizicheskih kachestv sotrudnikov OVD Rossii [Development of physical qualities of police officers of Russia] // Issues of improving the physical, tactical-special and fire training of police officers for operational activities: sat. materials sci.-tech. conf. Volgograd: Publishing House of the VA Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. P. 103-106.
2. Bordachev A.Yu. Sovershenstvovaniya skorostno-silovyh kachestv u sotrudnikov organov vnutrennih del Rossii [Improving the speed-strength qualities of employees of the internal affairs bodies of Russia] // E-Scio. 2020. No. 10 (49). P. 622-628.
3. Isajchenko D.V. Situacionnoe modelirovanie pri organizacii taktiko-special'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del [Situational modeling in the organization of tactical and special training of employees of internal affairs bodies] // Vestnik Krasnodars-kogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.]. 2020. No. 2 (48). P. 121-124.
4. Balandin A.A. Osobennosti ispol'zovaniya situacionnogo metoda v fizicheskoj podgotovke sotrudnikov dorozhno-patrul'noj sluzhby GIBDD MVD Rossii [Features of using the situational method in the physical training of employees of the road patrol service of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik Kaliningradskogo filiala
Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2021. No. 2 (64). P. 128132.
5. Basatin A.E. O neobhodimosti modelirovaniya tipovyh situacij operativno-sluz-hebnoj deyatel'nosti sotrudnikov OVD na zanyatiyah po taktiko-special'noj podgotovke [On the need to model typical situations of operational and service activities of police officers in the classroom for special tactical training] // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo in-stituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova [Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov]. 2018. No. 3 (76). P. 113-115.
6. Modelirovanie organizacii fizicheskoj podgotovki oficerov [Modeling of the organization of physical training of officers] / S.A. Trapeznikov [et al.] // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Actual problems of physical and special training of power structures]. 2020. No. 2. P. 76-80.
7. Dolganova A.F. Ponyatiya «model'», «modelirovanie», «uchebnoe modelirovanie» v pedagogike, filosofii i drugih naukah [The concepts of "model", "modeling", "educational modeling" in pedagogy, philosophy and other sciences] // Actual problems of the agro-industrial complex: coll. tr. scientific-practical. conf. teacher, student, master and aspir. Novosibirsk state. agrarian university Novosibirsk: Information Center "Golden Ear", 2017. P. 272274.
8. Hazhirokov V.A. Predely pravomernosti primeneniya sotrudnikami policii fizicheskoj sily, special'nyh sredstv i ognestrel'nogo oruzhiya [The limits of the legality of the use of physical force, special means and firearms by police officers] // Probely v rossijskom za-konodatel'stve [Gaps in Russian legislation]. 2020. V. 13. No. 4. P. 138-141.
9. Bashinskaya I.G., Vasilenko L.A. Primenenie fizicheskoj sily sotrudnikami policii v kontekste norm rossijskogo i mezhdunarodnogo prava [The use of physical force by police officers in the context of the norms of Russian and international law] // Vestnik Krasnodars-kogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2020. No. 2 (48). P. 59-64.