Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ХОДЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ'

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ХОДЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович

В работе раскрываются назначение и психолого - педагогические особенности использования имитационных задач и испытаний индивидуальной готовности сотрудников полиции к силовому задержанию правонарушителей с применением огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечению личной безопасности в реальных условиях профессиональной деятельности. Рассматривается методика организации и проведения названных тренингов и испытаний в рамках комплексных практических занятий, направленных, через практику комплексной проверки и закрепления в смоделированных жестких условиях, на овладение сотрудниками средствами и способами целостной деятельности и поведения в любой оперативной обстановке. В статье представлен вариант информационно - методических материалов для моделирования и разыгрывания различных ситуаций для обучения с использованием междисциплинарного подхода к профессиональному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODELING TYPICAL SITUATIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY WITH THE USE OF SIMULATION TASKS IN THE COURSE OF COMPLEX PRACTICAL CLASSES

The paper reveals the purpose and psychological and pedagogical features of the use of simulation tasks and tests of individual readiness of police officers to forcibly detain offenders with the use of firearms, special means and physical force, including combat techniques of struggle, as well as to ensure personal safety in real conditions of professional activity. The article considers the methodology of organizing and conducting these trainings and tests in the framework of complex practical exercises aimed, through the practice of complex verification and consolidation in simulated harsh conditions, at mastering the means and methods of holistic activity and behavior in any operational environment. The article presents a variant of information and methodological materials for modeling and acting out various situations for training using an interdisciplinary approach to professional training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ХОДЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ХОДЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

FEATURES OF MODELING TYPICAL SITUATIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY WITH THE USE OF SIMULATION TASKS IN THE COURSE OF COMPLEX PRACTICAL CLASSES

Герасимов Игорь Викторович

кандидат педагогических наук, доцент заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gerasimov Igor Viktorovich Ph. D., associate professor deputy chief of the chair of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В работе раскрываются назначение и психолого-педагогические особенности использования имитационных задач и испытаний индивидуальной готовности сотрудников полиции к силовому задержанию правонарушителей с применением огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечению личной безопасности в реальных условиях профессиональной деятельности. Рассматривается методика организации и проведения названных тренингов и испытаний в рамках комплексных практических занятий, направленных, через практику комплексной проверки и закрепления в смоделированных жестких условиях, на овладение сотрудниками средствами и способами целостной деятельности и поведения в любой оперативной обстановке. В статье представлен вариант инфор-мационно-методических материалов для моделирования и разыгрывания различных ситуаций для обучения с использованием междисциплинарного подхода к профессиональному обучению.

Abstract. The paper reveals the purpose and psychological and pedagogical features of the use of simulation tasks and tests of individual readiness of police of-ficers to forcibly detain offenders with the use of firearms, special means and physi-cal force, including combat techniques of struggle, as well as to ensure personal safety in real conditions of professional activity. The article considers the methodol-ogy of organizing and conducting these trainings and tests in the framework of complex practical exercises aimed, through the practice of complex verification and consolidation in simulated harsh conditions, at mastering the means and methods of holistic activity and behavior in any operational environment. The article pre-sents a variant of information and methodological materials for modeling and act-ing out various situations for training using an interdisciplinary approach to profes-sional training.

Ключевые слова: типовые ситуации, моделирование, психологическое воздействие, алгоритм действий, профессиональная деятельность.

Keywords: typical situations, modeling, psychological impact, algorithm of ac-tions, professional activity.

Характеристика состояния преступности в России показывает, что деятельность сотрудников полиции связана с высокой опасностью для жизни и здоровья, работая в сложных конфликтных, а иногда и экстремальных ситуациях, сотрудники правоохранительных органов испытывают высокое нервное напряжение и психические нагрузки.

Так, в 2020 году в России погибли более 22 тысяч человек от преступных посягательств. Об этом говорится в статистических данных МВД Российской Федерации. В результате преступных посягательств погибли 22,7 тыс. человек, здоровью 35,6 тыс. человек причинен тяжкий вред. Всего, по данным МВД, в России произошло более 2 млн. преступлений, рост которых отмечен в 50 субъектах России, снижение - в 35 регионах страны.

Представленные показатели состояния преступности говорят о том, что только должная подготовленность сотрудников, раскрытие и развитие их потенциальных возможностей могут обеспечить успешность деятельности в экстремальных и опасных условиях, в том числе связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Нередки случаи, когда сотрудники полиции оказываются неготовыми к подобным ситуациям, и это, к большому сожалению, приводит порой к фатальным, необратимым последствиям.

В 2020 году при исполнении служебных обязанностей погибли 59 и ранено 3,5 тысячи сотрудников МВД.

Результаты изучения материалов уголовных дел погибших и раненых сотрудников показывают, что большое количество работников правоохранительных органов погибли и были ранены холодным оружием, при задержании правонарушителей, в ходе проведения обыска помещения, при попытке завладения оружием сотрудников.

Но больше всего сотрудников погибает и получает ранения из различных видов огнестрельного оружия при оказании правонарушителем вооруженного сопротивления, при вооруженном нападении на сотрудников, и при попытках завладеть оружием самих сотрудников [1].

В связи с тем, что отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих личную безопасность, становится одной из основных причин потерь среди личного состава, то тактически грамотные действия, кроме достижения целей профессиональной деятельности, будут способствовать обес-печению личной безопасности сотрудников органов внутренних дел [4].

Необходимо отметить, что применение мер государственного принуждения сотрудниками сопряжено с документальным оформлением указанных действий. Грамотно и полно изложенный в рапорте сотрудника ход действий до применения, в момент и после применения оружия, специальных средств или физической силы позволит избежать спорных вопросов, неверных интерпретаций и версий произошедших событий.

В качестве основного методического приема (средства) моделирования усло-вий и вариантов профессиональной деятельности при организации и проведении практических занятий с курсантами и слушателями образовательных организаций

МВД выступают:

- во-первых, те ситуации, которые предполагают необходимость выбора между вмешательством (с последующим разворачиванием необходимых правовых и иных процедур) и невмешательством в качестве сотрудника в разыгрываемую перед ним ситуацию, т. е. придают ей проблемно-познавательной характер;

- во-вторых, ситуации, которые предполагают необходимость выбора того или иного алгоритма действий и поступков и следование ему с точки зрения реали-зации принятых на основе правовой квалификации решений, т. е. придают той же ситуации одновременно и проблемно-деятельный характер.

Кроме того, исходя из анализа обстоятельств, в которых приходится действо-вать сотрудникам полиции, методика подготовки и проведения этого типа занятий предусматривает использование таких значимых условий и факторов, как расстояние между участниками, направление сближения (со спины, навстречу), скорость и вне-запность действий посягающих, отвлечение внимания и тому подобное [2].

В качестве вспомогательного методического приема моделирования используются средства, которые придают создаваемой обстановке внешние условия (признаки) реалистичности происходящего - неоднократное использование подрывов имитационных взрывных устройств (взрывпакеты), стрельба холостыми патронами, дозированное физическое и психологическое воздействие на обучающихся, дополнительные вводные преподавателей.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что для данной категории обучающихся необходимо предлагать и разыгрывать такие схемы игрового взаимодействия, задавать такие режимы развертывания событий и представления простейших вводных, которые бы наиболее отвечали предстоящим им задачам.

При таком методическом подходе, даже при повторе внешней фабулы событий, количество возможных ситуаций, предлагаемых на занятии, превосходит многие десятки, что исключает элемент «натаскивания» и действия по стереотипу.

В целом, анализ нескольких проведения подобных занятий показывает, что методически наиболее целесообразно предлагать каждому сотрудникам от 3 до 5 многоэпизодных ситуаций (событий). В рамках выбранной методики типы ситуаций необходимо предлагать в произвольном порядке [3].

Как показывает практика проведения подобных занятий, в среднем на каждую ситуацию тратится не более 1-1,5 минут. Таким образом, в среднем на группу из 2530 человек уходит 55-75 минут.

Порядок организации и проведения занятия.

По прибытии учебной группы к месту проведения занятий и доклада командира группы, преподаватели доводят до обучающихся цели и задачи занятия, а также меры безопасности и правила поведения на полигоне. Затем они делятся на подгруппы по 2-3 человека и приступают к первому этапу испытаний (экипируются, получают специальные средства, учебное оружие и т. д.).

После того, как старший первой подгруппы (из 2-3-х курсантов) докладывает о готовности, подается команда «ВПЕРЕД», что для «сотрудников ОВД» и имита-торов означает начало испытания. Затем на основе специальных приемов управле-ния игровым взаимодействием (сопутствующее инсценирование) и развитием типо-вых

событий профессиональной деятельности в напряженных ситуациях руководи-тель придает им характер «живых». Это, в частности, достигается, тем, что для снятия элементов натаскивания при неизменности типа ситуации они всякий раз заранее по указанию преподавателя и по ходу испытания разыгрываются имитато-рами с частичными изменениями в поведении и в действиях.

Затем, если действия обучающихся по ходу учебно-игровой ситуации очевидны своей успешностью или не успешностью руководитель прерывает ее командой «СТОП!» или продолжает ее, дав необходимые указания.

Особое внимание, как при подготовке, так во время проведения занятия руководителю необходимо уделить обеспечению безопасности при обращении с бое-вым и учебным оружием, спецсредствами и при применении физической силы, в том числе боевых приемов борьбы. Перед выполнением очередного испытания, исполняющие роли сотрудников ОВД и имитаторов должны быть экипированы соответствующими средствами защиты (каска, защитный жилет, шлем для РБ с забралом, накладки, наколенники, налокотники).

Непосредственно перед началом прохождения испытания каждый игровой коллектив еще раз подробно инструктируется по мерам безопасности. Особенно внимательным необходимо быть при столкновении «сотрудников» и «правонарушителей». При малейшем опасении, что их действия переходят рамки имитации необходимо вмешаться - остановить или потребовать контролировать их.

Для обеспечения непрерывности визуального контроля за действиями обучающихся и одновременно своевременной фиксации всех замечаний, соответствую-щие пометки и оценки заносятся в протокол. Кроме того, ход игровых эпизодов крайне желательно фиксировать на видеокамеру.

После завершения испытаний в группе необходимо подвести краткие итоги и назвать оценки: провести небольшой разбор отдельных, наиболее характерных эпизодов.

Вариант комплексного ситуативного задания:

1. «Находясь в гражданской форме одежды с оружием Вы, проходя по пустырю, заметили как неизвестный извлек из кармана предмет похожий на оружие и направил его в сторону гражданина, услышав Ваш окрик посмотрел в Вашу сторону, затем, несмотря на повторный окрик, произвел два выстрела в его направлении, после чего гражданин упал, а стрелявший перевел оружие на вас. После начала стрельбы с Вашей стороны он, продолжая стрелять, начинает убегать вдоль забора, затем падает и лежит неподвижно. При приближении к нему Вы подвергаетесь неожиданному нападению второго вооруженного преступника».

Порядок выполнения комплексного ситуативного задания.

Обучающийся вслух зачитывает базовую вводную по ситуации. Затем выходит на рубеж открытия огня и в ответ на запрос руководителя о понимании и готовности докладывает «Такой- то, ситуацию и задание понял. К выполнению готов!»

По команде руководителя «СИТУАЦИЯ. ВПЕРЕД» курсант (слушатель), одновременно делая шаг влево (как бы уходя за укрытие «бетонный столб»), извлекает пистолет из кобуры, снимает его с предохранителя, досылает патрон в патронник, удерживая оружие в боевой изготовке, подает команду «Полиция, стой, стрелять

буду!», и тут же громко повторив команду «Полиция, брось оружие, буду стрелять!!!» производит три прицельных выстрела. По окончании стрельбы обучае-мый самостоятельно, но под контролем руководителя, выполняет действия, предусмотренные ко-мандами «Оружие к осмотру», «Осмотрено».

Проверив оружие, удерживая оружие в боевой изготовке, приближается к «пораженному». Во время сближения руководителем стрельбы подается вводная «Внимание! Противник слева (справа, сзади, прямо)». Поэтому, сигналу обучающийся должен быстро принять изготовку в указанном направлении, снять пистолет с предохранителя, взвести курок и произвести выстрел (щелчок). Контролируя обстановку, продолжает движение. На рубеже осмотра мишеней подает команду «Отбрось оружие!», «Руки в сторону!», «Ладони по-кажи!», «Руки за спину», «Лежать на месте, не двигаться!!»

После этого докладывает руководителю стрельбы «Согласно вводной произвел три выстрела. Неизвестный (в соответствии с количеством попаданий) - обезвре-жен, ранен, скован наручниками, осмотрен, ему оказана первая помощь, при осмотре места происшествия обнаружен пистолет ТТ, (скрылся). Второй нападавший - в зависимости от количества реальных попаданий - убит (3), ранен (1-2), скрылся» и по-лучает оценку за свои действия.

Выполнение задания оценивается качество комплексного проявления способности применять оружие с места со средней дистанции в сочетании с иными обеспечивающими действиями.

Цель: грудная фигура с кругами (мишень № 4) на щите, установленная на высоте уровня глаз, неподвижная.

Расстояние до цели: 25 м

Количество патронов: 3 шт.

Время на выполнение упражнения: не ограничено.

Положение для стрельбы: стоя.

Оценка: за качество стрельбы и обеспечивающих профессионализм применения оружия действий.

За стрельбу:

- «отлично» - 25 очков;

- «хорошо» - 21 очко;

- «удовлетворительно» - 18 очков.

За качество тактико-технических действий (соблюдение мер безопасности, качество команд, выдвижения к «противнику», реагирования на сигналы о появлении «противника»).

Анализ судебной практики и статистики потерь среди сотрудников полиции свидетельствуют, что на местах все заметнее становится отсутствие в арсенале средств и способов подготовки сотрудников ОВД таких технологий, которые бы позволяли осуществлять целостную отработку и проверку в условиях максимально приближаемых к реальным всей совокупности разделов индивидуальной готовности к решению профессиональных задач. Одной из наиболее сложных задач подготовки является методика обучения индивидуально-тактических способностей сотрудников к оценке обстановки и принятию обоснованных решений в кризисных

(напряженных социально-правовых, психологических, опасных) ситуациях [5].

Учитывая острую потребность специалистов на местах в изучении и творческом внедрении накопленного передового опыта использования таких современных и наиболее эффективных активных методов профессионального обучения и развития как интегрирующие (объединяющие) ситуативно-игровые тренинги, предлагаемые материалы могут представлять профессиональный интерес.

Литература

1. Баркалов С. Н. Актуальные аспекты подготовки сотрудников полиции к пресечению действий правонарушителя с огнестрельным оружием // Научный вестник Ор-ловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 96-99.

2. Герасимов И. В. Перспективы использования ситуационного моделирования в процессе занятий по физической подготовке // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы девят-надцатой всероссийской научно-методической конференции. Иркутск : ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2014. С. 261265.

3. Еремин Р. В. Модельные ситуации в процессе физической подготовки будущих сотрудников ГИБДД // Наука-2020. 2018. № 8 (24). С. 80-83.

4. Калашников А. Ф., Моськин С. А. О принципиальной модели учебно-профессиональной деятельности, ориентированной на формирование готовности сотрудников ОВД к обеспечению личной безопасности // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 80-84.

5. Кузнецов М. Б. Особенности применения педагогических технологий в конфликтных ситуациях на занятиях по физической подготовке с курсантами образова-тельных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 4 (77). С. 146-149.

References

1. Barkalov S. N. Aktual'nye aspekty podgotovki sotrudnikov policii k presecheniyu dejstvij pravonarushitelya s ognestrel'nym oruzhiem [Actual aspects of training police officers to suppress the actions of an offender with a firearm]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orlovsky Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2018, no. 1 (74), pp. 96-99.

2. Gerasimov I. V. Perspektivy ispol'zovaniya situacionnogo modelirovaniya v processe zanyatij po fizicheskoj podgotovke [Prospects for the use of situational modeling in the process of physical training]. Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: Sovremennye napravleniya i obra-zovatel'nye tekhnologii [Personnel training for power structures: modern trends and educational technologies. Materials of the ninth-eleventh All-Russian scientific and methodological conference]. Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2014, pp. 261-265. (In Russia).

3. Eremin R. V. Model'nye situacii v processe fizicheskoj podgotovki budushchih sotrudnikov GIBDD [Model situations in the process of physical training of future traffic police officers]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 8 (24), pp. 80-83.

4. Kalashnikov A. F., Mos'kin S. A. O principial'noj modeli uchebno-professional'noj deyatel'nosti, orientirovannoj na formirovanie gotovnosti sotrudnikov OVD k obespecheniyu lichnoj bezopasnosti [On the fundamental model of educational and professional activity focused on the formation of the readiness of police officers to ensure personal safety]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii: sbornik statej [Actual problems of the development of physical culture of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Collection of articles]. Orel, V. V. Lukyanov Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2018, pp. 80-84. (In Russia).

5. Kuznecov M. B. Osobennosti primeneniya pedagogicheskih tekhnologij v konfliktnyh situaciyah na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke s kursantami obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Features of the use of pedagogical technologies in conflict situations in physical training classes with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova -Scientific Bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2018, no. 4 (77), pp. 146-149. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.