Научная статья на тему 'Совершенствование физического состояния студентов высших учебных заведений посредством занятий аквааэробикой'

Совершенствование физического состояния студентов высших учебных заведений посредством занятий аквааэробикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВААЭРОБИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АКВААЭРОБИКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арбузова Наталья Александровна

В статье затрагивается тема совершенствования физического состояния студентов, чьи будущие профессии связаны с умственным трудом, и ведущие малоподвижный образ жизни. Разработана программа занятий по аквааэробике, которая может быть использована в физкультурно-оздоровительных программах по физической культуре в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арбузова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование физического состояния студентов высших учебных заведений посредством занятий аквааэробикой»

УДК 378

Арбузова Наталья Александровна

старший преподаватель кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма aquafitness@rambler.ru Natalya A. Arbuzova

senior teacher of chair of the theory and technique of the sports and synchronized swimming, water aerobics, diving and water polo Russian state university of physical culture, sports, youth and tourism aquafitness@rambler.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ

АКВААЭРОБИКОЙ

Improvement of the physical condition of students of higher education institutions through water aerobics classes

Аннотация. В статье затрагивается тема совершенствования физического состояния студентов, чьи будущие профессии связанны с умственным трудом и ведущие малоподвижный образ жизни. Разработана программа занятий по аквааэробике, которая может быть использована в физкультурно-оздоровительных программах по физической культуре в высших учебных заведениях.

Ключевые слова. аквааэробика для студентов, оздоровительная аквааэробика, специально медицинские группы.

Abstract. The article touches upon the improvement of the physical condition of students whose future profession are related to mental work and leading a sedentary lifestyle. A program in aqua aerobics classes , which can be used in sports and recreation programs for physical education in higher education institutions .

Keywords . water aerobics for students, improving water aerobics , especially medical groups .

Актуальность. Одной из основных проблем системы оздоровительной физической культуры является задача повышения двигательной активности студентов высших учебных заведений.

Самым эффективным средством повышения физической подготовленности молодого поколения может быть двигательная активность в водной среде. Водная среда и двигательная активность в ней способствуют активизации обменных процессов, совершенствованию систем терморегуляции, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению нервной,

пищеварительной систем, повышению умственной работоспособности, что очень важно для студентов высших учебных заведений.

Именно поэтому в настоящее время получает широкое признание такой вид физических упражнений, как аквааэробика.

Аквааэробика - это комплекс физических упражнений в воде, который проводится под музыку или без нее с использованием различного оборудования: доски для плавания, гибкие палки (Noodles), плавательные гантели, мячики для аквааэробики, гимнастические обручи и другое оборудование, предназначенное для занятий в воде.

Цель исследования: совершенствование методов и средств физической культуры, способствующих нормализации весоростовых показателей, улучшению работоспособности, увеличению силы, выносливости и гибкости у студентов высших учебных заведений.

Гипотеза исследования: предполагалось, что использование комплекса оздоровительных физических упражнений, основанного на применении аквааэробики, позволит оптимизировать двигательный режим, морфофункциональное состояние и работоспособность студентов высших учебных заведений.

Объект исследования: формы и средства оздоровительной физической культуры с преимущественным использованием водной среды на примере аквааэробики как средства коррекции фигуры студентов высших учебных заведений.

Предмет исследования: педагогически направленный процесс совершенствования физического состояния студентов посредством занятий аквааэробикой.

Проведенный анализ научной и методической литературы позволяет утверждать, что занятия аквааэробикой являются эффективным средством для коррекции фигуры студентов высших учебных заведений.

В данной работе были поставлены следующие задачи:

1. Дать анализ форм и средств оздоровительной физической культуры с применением упражнений в воде для улучшения морфофункционального состоянии студентов;

2. Разработать комплексы упражнений, методику и организацию проведения занятий аквааэробикой, с целью коррекции фигуры;

3. Дать оценку эффективности разработанной методики занятий аквааэробикой для студентов ВУЗов высших учебных заведений.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение литературных данных;

2. Педагогические наблюдения;

3. Антропометрические измерения;

4. Педагогический эксперимент.

Исследование проводилось во внеурочное время в течение семи месяцев (с октября 2005г. по май 2006 г.) на базе бассейна Физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) "Горка" г.Красногорска.

В качестве испытуемых выступили студенты высших учебных заведений обучающихся по разным специальностям: «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Информационные технологии» и другие. В эксперименте приняли участие 32 студента.

Обследование осуществлялись до начала занятий аквааэробикой, через один, два, три, четыре, пять, шесть и семь месяцев после начала занятий.

Физические упражнения в воде проводились в бассейне с заливными бортами, с уровнем воды 1,10м. Температура воды составляла 26-28°С.

Все испытуемые проходили врачебный контроль и не имели противопоказаний к физкультурно-оздоровительным занятиям в бассейне.

Построение программы занятий аквааэробики осуществлялось в соответствии с общепринятыми методическими подходами и рекомендациями по проведению физических упражнений в воде.

В целом соблюдается традиционная форма занятий принятая в физическом воспитании:

1. Подготовительная часть: а) разминка.

2. Основная часть: а) ходьба и ее разновидности; б) бег, ее разновидность и различные упражнения; в) упражнения на развитие силы мышцы рук; г) упражнения на развитие силы мышц туловища; д) упражнения на развитие силы мышц ног; Причем, бег и ходьба в основном выполнялись с высоким подниманием коленей.

3. Заключительная часть: а) упражнения на развитие гибкости;

б) упражнения на расслабление.

Времени на различные части распределялись следующим образом: подготовительная - 7 минут, основная - 30 минут, заключительная часть - 8 минут от общего времени занятия.

Музыкальная фонограмма подбиралась с учетом интересов данного контингента, а также четкого совпадения темпо-ритмических характеристик музыки и движения.

Упражнения классифицировались по анатомическому признаку (на определенные группы мышц). По воздействию на развитие определенного качества (выносливость, сила, координация). По условию (месту) выполнения (на бортике, стоя на дне бассейна, у бортика, без опоры).

Использование принципа наглядности заключалось в непосредственном показе упражнения и жестикуляции. Так как: инструктор, в отличие от занимающихся, находится на бортике бассейна и из-за невозможности показа ряда упражнений вынужден прибегать к жестикуляции, дополняя словесным методом обучения, что широко используется в плавании.

Принцип систематичности проявлялся в регулярности занятий. Комплексы разрабатывались с учетом трехразовых занятий в неделю по 45 минут.

Нарастание нагрузок осуществлялось постепенно. Вначале проводилось обучение базовой техники, которая способствовала постепенной

адаптации к условиям водной среды. Упражнения выполнялись с маленькой амплитудой в медленном темпе, с небольшой площадью сопротивления (изменения положений пальцев рук: а) кисть сжата в кулак; б) пальцы сомкнуты и слегка согнуты; в) кисть прямая, пальцы сомкнуты). Затем, упражнения выполнялись в более быстром темпе и с большим количеством повторений и амплитудой и с большей площадью сопротивления. Далее следовали упражнения, которые улучшали координацию, развивали силу, гибкость, выносливость. Все эти упражнения выполнялись с изменением темпа и амплитуды, с изменением площади сопротивления (гибкий палки - Noodles).

В силу того, что в воде тело человека быстро остывает, поточный метод является наилучшим способом ведения занятия аквааэробикой. Температура воды 26-28°С определяется как прохладная.

Таким образом, высокая моторная плотность, обусловленная поточным способом выполнения упражнения, музыкальная ритмизация движений, позволяющие выполнять упражнения в высоком темпе и сопротивление воды, являлись основными факторами для улучшение физического состояния студентов высших учебных заведений.

В результате педагогического эксперимента была определена степень совершенствования физического состояния студентов в результате занятий с использованием элементов аквааэробики, что позволило оптимизировать двигательный режим, морфофункциональное состояние и работоспособность.

Наблюдалось улучшение физического самочувствия, настроения, удовлетворенностью прошедшим днем. Желание тренироваться на протяжении всего периода занятий оставалось на высоком уровне, как до, так и после каждого занятия.

Необходимо отметить, что в целом, характер реакции организма на занятиях аквааэробики оказался отличным. Можно предполагать, что предложенная нами методика проведения занятий аквааэробикой, является действительно эффективным средством коррекции фигуры по отношению к занимающимся с различным уровнем физической подготовленности.

1. В целом, начальный уровень физической подготовленности испытуемых соответствовал физическому состоянию студентов.

2. По исходному положению упражнения разделялись:

• у бортика;

• стоя на дне бассейна;

• в воде без опоры и без оборудования

• в воде с использованием оборудования (специальные пояса для аквааэробики, плавательные гибкие палки - Noodles, плавательные гантели).

Важное значение для реализации оздоровительного эффекта являлось доступность, адекватность используемых средств и методов функциональным возможностям занимающихся, (постепенность в переходе от одних - более легких, к другим - более трудным).

Средствами воспитания силы являлись упражнения отягощенные сопротивлением водной среды и весом частей тела, выступающих над поверхностью воды (не погруженных в воду).

Упражнения для увеличения подвижности в суставах выполнялись многократно, движения имели как фиксированный, так и пружинистый характер.

В виду физических свойств воды движения в суставах могут выполняться с большей амплитудой, чем на суше. Например, отведение ноги в сторону.

Развитие выносливости осуществлялось за счет длительного, непрерывного выполнения упражнений. Непрерывность обеспечивалась поточным способом выполнения упражнения.

Выводы. Применение разработанной программы занятий аквааэробикой оказало благоприятное воздействие на физическое состояние студентов высших учебных заведений, чьи будущие профессии связанны с умственным трудом и ведущие малоподвижный образ жизни, как умеющие, так и не умеющие плавать.

Разработанная нами программа занятий аквааэробикой базировалась на общепринятых методических подходах и рекомендациями по выполнению физических упражнений в воде. Основными средствами аквааэробикой являлись упражнения из плавания (начального этапа обучения) с использованием музыкального сопровождения, упражнения из ритмической гимнастики, упражнения из восточных единоборств и легкой атлетики. По исходному положению упражнения разделялись: а) у бортика; б) стоя на дне бассейна; в) в воде без опоры и без оборудования; г) в воде с использованием оборудования.

Наши занятия по аквааэробике оказали благоприятное воздействие на студентов, повысился уровень физической работоспособности: способствовало развитию силы и гибкости, уменьшению массы тела. А так же, повысились результаты успеваемости в высших учебных заведениях.

Применение разработанной нами программы по аквааэробике для студентов может быть использована для внедрения в основную программу физкультурно-оздоровительных занятий в высших учебных заведениях при наличии плавательного бассейна, особенно это важно для студентов специальной медицинской группы.

Литература

1. Гидроаэробика // Здоровье. -1997. - №3.- 41-42 с.

2. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений, т.2 / Под редакцией академии РАМН Б.И.Ткаченко. -С.-П.: Международный фонд истории наук, 1994.- 413 с.

3. Плавание: Учебник для институтов физической культуры / Под общей редакцией доктора педагогических наук профессора Н.Ж.Булгаковой. -М.: Физкультура и спорт, 1984- 286 с.

4. Селуянов В.Н., Мякиченко Е.Б., Сарсания С.К. Направление развития теории оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1994.- №5-6.- 26 с.

5. Федченко И.А., Федченко Н.Н. Значение плавания как вида физических упражнений: Методическая разработка для студентов и слушателей ФПКРГАФК/РГАФК. -М, 1994.-16 с.

literature

1. Aerobics // Health . -1997. - № 3 . - 41-42 s.

2 . Fundamentals of Human Physiology : A Textbook for higher education , Volume 2 / editedB.I.Tkachenko Academy of Medical Sciences . -S.-P. : International Fund for the history of science , 1994 . - 413 p.

3 . Swimming: Textbook for institutes ofphysical culture / Edited by doctor of pedagogical sciences professor N.Zh.Bulgakovoy . -M . : Physical Education and Sport, 1984 - 286p.

4 . Seluyanov VN Myakichenko EB, SK Sarsaniya Direction of development of the theory of improving physical training / / Theory and Practice of Physical Culture

. -1994. - № 5-6. - 26

5 . Mabuza IA, Mabuza NN Value as a form of swimming exercise : Methodological development for students and trainees RGAFK FPC / RGAFK. M -. 1994 . -16.

В ТЕКСТЕ ОТСУТСТВУЮТ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ, ХОТЯ В СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ОНИ ЕСТЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.