Научная статья на тему 'Совершенствование физического развития и физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста методом круговой тренировки'

Совершенствование физического развития и физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста методом круговой тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
319
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Светус О.В.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования методики развития основных физических качеств и повышение общей физической подготовленности у учащихся среднего школьного возраста на основе комплекса специально подобранных физических упражнений выполняемых методом круговой тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Светус О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование физического развития и физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста методом круговой тренировки»

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния. Занимайтесь спортом и будьте здоровы!

Список литературы:

1. Алиев М.Н., Аксенов В.П. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем. - Тула, 1999. - 189 с.

2. Ашмарин Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: учеб. пос., гл. IV - М., 2004. - С. 65-75.

3. Бальсевич В.К. Современные достижения спортивной науки. - М., 2004. - С. 3.

4. Верхошанский Ю.В. // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 8. - С. 21-28.

5. Детков Ю.Л., Платонова В.А., Зефирова Е.В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленым здоровьем. - СПб.: СПбГУИТМО, 2008. - 96 с.

6. Целевая программа развития детско-юношеского спорта в городе Уфе на 2010-2014 гг., утверждена на заседании Совета ГО г. Уфа, декабрь 2009.

7. Информационно-справочные материалы о развитии физической культуры и спорта в Республике Башкортостан за период 2010-2013 гг.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

© Светус О.В.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск

В статье рассматриваются вопросы совершенствования методики развития основных физических качеств и повышение общей физической подготовленности у учащихся среднего школьного возраста на основе комплекса специально подобранных физических упражнений выполняемых методом круговой тренировки.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, круговая тренировка, Президентские состязания.

* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания.

Многочисленные исследования состояния детей указывают на невысокие уровни развития их физических качеств, низкие данные физической работоспособности, из года в год все ухудшающееся показатели здоровья. Такое состояние является следствием воздействия всего комплекса социально-личностных отношений к процессу обучения в средней школе, которые сложились в последние годы, и прежде всего, со снижением общей двигательной активности учащихся. Исправление такой ситуации видится нам как в создании новых моделей построения учебного процесса со школьниками, так и широкого внедрения новых прогрессивных средств и форм организации процесса физического воспитания.

Цель нашего исследования заключалась в совершенствовании методики развития основных физических качеств и повышение общей физической подготовленности у учащихся среднего школьного возраста на основе комплекса специально подобранных физических упражнений выполняемых методом круговой тренировки.

Исходя из этого, мы предположили, что использование комплекса специально подобранных физических упражнений выполняемых методом круговой тренировки в сочетании с другими средствами позволит более успешно решить задачи по совершенствованию физического развития и физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой нами осуществлён педагогический эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 6 классов МГЛ отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В состав экспериментальной (ЭГ) и контрольной группы (КГ) вошло по 16 человек (8 мальчиков и 8 девочек). Эксперимент проводился в спортивном зале с октября по январь 2012 года и с марта по май 2013 года. Во время проведения эксперимента последовательно изучались следующие разделы учебной программы по дисциплине физическая культура: волейбол, гимнастика, баскетбол, легкая атлетика. Во время изучения раздела лыжная подготовка эксперимент не проводился, так как проведение эксперимента в сложных зимних условиях затруднительно. Контрольная группа обучалась по обычной программе.

Комплексы упражнений были составлены на основе работы И.А. Гуре-вич. Упражнения на станциях подбирались под изучаемый раздел программы таким образом, чтобы наряду с развитием физических качеств овладеть техникой изучаемых элементов того или иного вида спорта [1].

Время, планируемое на уроке для проведения круговой тренировки, определялось из расчета всего общего времени урока и колебалось от 10 до 15 мин. Круговая тренировка укладывалась в этот лимит времени при большой моторной плотности, что особенно важно на уроках физкультуры. В зависимости от задач урока круговая тренировка планировалась как в подготовительной, основной, так и в заключительной части урока.

Каждое упражнение воздействовало на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяло повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияло на развитие определенных двигательных качеств.

Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений давало возможность комплексного развития двигательных качеств и способствовало повышению общей работоспособности организма [2].

Учитывая периметр спортивного зала (54 метра), изучаемый раздел учебной программы, были составлены комплексы круговой тренировки. Каждый комплекс круговой тренировки включал 6 различных упражнений выполняемых на 6 станциях расположенных на расстоянии 9 метров друг от друга.

Учитывая то, что каждый комплекс состоял из 6 станций, экспериментальная группа была разделена на 4 подгруппы по 4 человека. Заранее (перед уроком) размечались места (станции) для выполнения упражнений. Последовательность прохождения станций устанавливалась по кругу, старались использовать все снаряды и подручный инвентарь, который был в зале. Каждой подгруппе указывалось место, где она начинала упражняться и в каком порядке должна была переходить от станции к станции.

Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливалась индивидуальная физическая нагрузка. Это делалось с помощью так называемого максимального теста (МТ). Максимальный тест определялся на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде начинали выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время - 30 сек., стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, делались паузы в пределах 2-3 минут для отдыха. Индивидуальная нагрузка составляла половину максимальных повторений.

На последующих уроках ученики выполняли каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах. Выполняя каждое упражнение комплекса (проходили один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30 сек.), стараясь как можно точнее исполнять каждое движение.

Для того чтобы организм учащихся не приспосабливался к систематически повторяемой нагрузке, необходимо было повышать ее, увеличивая дозировку упражнения.

Для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса использовали секундомер. Пульс подсчитывался до выполнения комплекса, сразу же после выполнения задания и затем еще через две минуты в течение 10 секунд (умножив цифру на 6, получали число ударов за одну минуту).

Подсчет пульса давал возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после вы-

полнения упражнений (по прохождению всего круга) превышал 180 ударов в минуту, рекомендовалось снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.

Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки давало возможность судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на уроках) позволяло делать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражалось в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивало четкий педагогический контроль и самоконтроль учеников за соответствующими реакциями организма.

Для того чтобы оценить результаты эксперимента все участники приняли участие во внутришкольных спортивно-оздоровительных состязаниях школьников России «Президентские состязания». Эти состязания проводятся во всех школах России в начале и в конце учебного года. В них могут принимать участие учащие отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В частности, 6-классники соревновались в беге на 30 м, 1000 м, челночном беге 3 * 10 м, прыжке в длину с места, подъем туловища за 30 сек, наклоне вперед, подтягивании на перекладине (м.), сгибании и разгибании рук в упоре лежа (д.).

Показанные результаты в каждом виде оценивались по очковой таблице. По сумме набранных очков были сделаны выводы о физических кондициях участников до и после эксперимента, табл. 1, табл. 2.

Таблица 1

«Президентские состязания» до эксперимента

Виды состязаний

).д(

й

ел е р

1000 м 8 о X Подтягивание (м.) Прыжок д/м м 0 Подъем туловища за 30 ( Наклон вперед оп у ш 1 р ю и г гза р и 10 и г О Сумма очков

ЭГ 270 200 137 400 700 450 310 34 2501

КГ 259 206 139 405 697 456 300 33 2495

Перед тем как провести анализ результатов эксперимента, мы считаем необходимым провести анализ видов «Президентских состязаний», так как

по показанным результатам в том или ином виде мы можем судить об уровне развития того или иного физического качества, либо комплексного качества (скоростная, силовая выносливость и т.д.). По показанным результатам в беге на 1000 м мы можем судить о физическом качестве выносливость; по результатам в беге на 30 м - о физическом качестве быстрота; наклон вперед сидя на полу - гибкость; челночный бег 3 х 10 м - ловкость; подтягивание на перекладине (мальчики), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки) - сила; подъем туловища за 30 сек из положения лежа - силовая выносливость; прыжок в длину с места - скоростная сила.

Таблица 2

«Президентские состязания» после эксперимента

Виды состязаний

1000 м 3 х 10 м Подтягивание (м.) Прыжок д/м м 0 Подъем туловища за 30 с Наклон вперед Сгиб. и разгиб. рук в упоре лежа (д.) Сумма очков

ЭГ 330 215 144 428 722 515 313 39 2706

КГ 265 208 139 409 704 464 307 34 2530

Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что на его протяжении, у контрольной и экспериментальных групп наблюдались определенные изменения в уровне физической подготовленности (Табл. 1, Табл. 2). Произошло увеличение показателей развития физических качеств как в экспериментальной, так и в контрольной группе, но в ЭГ это увеличение было значительнее. В беге на 1000 м произошло увеличение показателей в ЭГ на 60 очков, в КГ - на 6 оч. Челночный бег 3 х 10 м: ЭГ - 15 оч., КГ - 2 оч. Подтягивание на перекладине (мальчики): ЭГ - 7, КГ - 0. Прыжок в длину с места: ЭГ - 28, КГ - 4. Бег на 30 м: ЭГ - 22, КГ - 7. Подъем туловища за 30 сек: ЭГ -65, КГ - 8. Наклон вперед сидя на полу: ЭГ - 3, КГ - 7. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа: ЭГ - 5, КГ - 1. По сумме набранных очков в ЭГ увеличение показателей на 205, в КГ всего лишь на 35.

Таким образом, исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что применение комплекса специально подобранных физических упражнений выполняемых методом круговой тренировки на уроках физической культуры позволит более успешно решить задачи по совершенствова-

нию физического развития и физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.

Эффективность кругового метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.

Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм, гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.

Список литературы:

1. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - 2-е изд. - Мн.: Выш. Школа. - 1980. - 256 с.

2. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - К.: Здо-ров'я. - 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.