DOI 10.54220finis.1991-0525.2022.74.1.004 Максименко В.А.,
ассистент кафедры мировой экономики и международных отношений РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ESG
JEL classification: H57
Аннотация
Цель исследования. Сформировать представление о системе государственных закупок, а также изучить возможности и направления совершенствования существующего механизма исполнения государственного заказа с учетом принципов ESG.
Структура/методология/подход. Проведен анализ финансовых институтов системы управления государственных закупок в Российской Федерации, а также определено приоритетное направление развития и совершенствования системы государственного заказа России.
Результаты. В результате исследования из системы государственных закупок выделено такое перспективное направление, как система государственных зеленых закупок. Кроме того, выявлено, что изученность и нормативное описание такого рода закупок находится на начальном уровне, что существенно затрудняет их реализацию. Таким образом, результатом исследования может послужить обоснование необходимости доработки и внедрения такого механизма, как зеленые закупки.
Практические последствия. Выводы теоретического характера, полученные в ходе исследования, научные обобщения и вытекающие из них рекомендации прикладного характера, получившие обоснование в данном исследовании, могут быть исполь-
зованы при разработке комплекса мероприятий, направленных на поддержание и обеспечение эффективности государственной закупочной деятельности.
Оригинальность /значение исследования. На основе проведенного исследования выявлены особенности и уточнено понятие государственных зеленых закупок.
В результате анализа зарубежного и отечественного опыта были систематизированы проблемы, сдерживающие развитие системы государственных зеленых закупок. Обоснованы основные экологические критерии отбора участников торгов и предпринята попытка разработки авторской методики оценки конкуренции государственных зеленых закупок.
Ключевые слова: государственный заказ, система государственных закупок, государственные зеленые закупки, принципы ESG.
V.A. Maksimenko
IMPROVING THE FINANCIAL INSTITUTIONS OF THE PUBLIC PROCUREMENT MANAGEMENT SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION BASED ON ESG PRINCIPLES
Annotation
To form an idea of the public procurement system, as well as to explore the possibilities and directions of improving the existing mechanism for the execution of the state order.
An analysis of the financial institutions of the public procurement management system in the Russian Federation was carried out, and a priority direction for the development and improvement of the Russian state order system was identified.
As a result of the research, such a promising direction as the system of state green procurement has been identified from the public procurement system. In addition, it was revealed that the study and regulatory description of such purchases is at an initial level, which significantly complicates their implementation. Thus, the result of the study can serve as a justification for the need to finalize and implement such a mechanism as green procurement.
The theoretical conclusions obtained in the course of the study, scientific generalizations and the resulting recommendations of an applied nature, which have been substantiated in this study, can be used in the development of a set of measures aimed at maintaining and ensuring the effectiveness of public procurement activities.
On the basis of the conducted research, the features are identified and the concept of state «green» procurement is clarified.
As a result of the analysis of foreign and domestic experience, the problems hindering the development of the public «green» procurement system were systematized. The main environmental criteria for the selection of bidders are substantiated and an attempt is made to develop an author's methodology for assessing the competition of public green procurement.
Keywords: state order, public procurement system, state green procurement, ESG principles.
Введение
Система государственных закупок глобально вошла в систему функционирования государственных институтов России. Можно сказать, что приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд практически невозможно без использования инструментов и механизмов, присущих государственной системе закупок. В результате в экономике система государственных закупок является связующим звеном между производителями и государством и служит механизмом обеспечения потребностей государства и перераспределения финансовых ресурсов для развития экологии, социальной сферы и прочих социально значимых направлений.
Создание механизма государственных закупок ставит своей целью переведение таких закупок в законную, прозрачную плоскость, обусловленную наличием набора единых требований ко всем участникам вне зависимости от их статуса, масштаба, наличия связей, финансов, репутации и т.д. И вся эта система должна отлаженно работать на удовле-
1 Устойчивые закупки. Рекомендации № 43. Минимальные общие критерии устойчивости процессов закупок для отбора поставщиков из числа микро-, малых
творение потребностей государственных (муниципальных) организаций. На современном этапе развития экономики в России разработана и успешно функционирует данная система, которая сформирована в последние десятилетия, однако при этом постоянно модернизируется и совершенствуется с целью эффективного обеспечения государственного заказа. Стремление к максимальной прозрачности и открытости системы закупок позволило создать единую информационную систему закупок, которая предоставляет доступ к размещенным государственным заказам. Это позволяет любым поставщикам и подрядчикам участвовать в государственных закупках. Единая информационная система также предусматривает постоянный мониторинг нарушений и контроль исполнения законодательства при осуществлении закупки как заказчиком, так и поставщиком. Контроль осуществляется абсолютно на всех этапах реализации государственного заказа, что позволяет своевременно предотвращать возможные нарушения. Еще одним полезным свойством, которым обладает существующая система, является то, что в ней имеются инструменты предоставления приоритета для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и преференций российским товарам, работам, услугам, что является одним из действенных инструментов экономической политики.
На данном этапе развития государственной системы закупок в результате ее совершенствования, а также на основе современных тенденций развития ориентирует движение инвестиций и инноваций к достижению более безопасных надежных и современных типов производства и потребления, что естественным образом оказывает положительное влияние на решение таких важных проблем, как загрязнение воздуха, почв и воды и гигиена труда и техники безопасности1.
Материалы и методы
Система государственных закупок в Российской Федерации - это сформированный механизм реализации государственных потребностей, имеющий в основе
и средних предприятий // ООН ЕЭК Женева, 2019 г.
https://uшce.oIgffleadmmЮAM/trade/PubИcatюns/ECE_T
RADE_451R_CF-Rec43.pdf
своей обширную законодательную, судебную и практическую базу, но нашей задачей будет являться изучить возможности и направления совершенствования данного инструмента.
Согласно официальным данным, государственные закупки являются одним из важнейших направлений деятельности государства и играют значительную роль в российской экономике. На протяжении 7 лет средний удельный вес государственных и корпоративных закупок в совокупном объеме номинального ВВП составил 28,5%, в 2020 году - 27%. В сферу государственных закупок вовлечено более 100 тыс. заказчиков и 400 тыс. поставщиков1.
Применение в экономике механизма государственных закупок существенно сокращает продолжительность финансово-экономических кризисов, а также способствует стабилизации как экономики государства, так и социальной сферы.
В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне закреплены два основных закона, регулирующих осуществление закупок для государственных нужд:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Существенное отличие заключается в том, что в одном закупки осуществляются государственными учреждениями, а во втором - организациями с участием государства не менее 50%. Виды и способы торгов предусмотрены одинаковые для всех участников торгов.
В отечественной экономической литературе существует достаточно большое
1 Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государ-
ственных и корпоративных закупок в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex. ru/view/10834017/? page=1&*=rgukih6hA0beC3YCqontQFDeHaZ7InVyb (дата обращения: 28.03.2022).
количество трактовок понятия «государственные закупки», что свидетельствует о развитии сферы и росте научного интереса к этой теме. Так, популярный термин «государственный заказ» имеет достаточно широкое применение, однако и в настоящее время в экономической литературе не сложилось единого понимания его экономического содержания. Понятие «государственный заказ» рассматривают неоднозначно. В
учебном пособии под редакцией В.А. Лари-
"2
оновой2 понятие «государственный заказ» рассмотрено как составная часть системы государственных закупок, которые, в свою очередь, являются источником удовлетворения государственных нужд. На практике определение «государственный заказ» используется и как объемное название всей системы государственных закупок, и в качестве названия одной конкретной закупки товаров, работ, услуг для нужд государственного органа или учреждения. Если же рассуждать более грамотно, то следует отметить, что государственный заказ может быть реализован разными способами, в том числе и государственной закупкой. Следовательно, можно сделать вывод, что термин «государственный заказ» не может быть узким понятием и ограничиваться только государственной закупкой.
Целесообразно для реализации целей данной статьи сформулировать свое определение государственного заказа. Так, государственный заказ - это документально обозначенная потребность государства или его структурной единицы, которая содержит описания количества и качества, необходимых в настоящий момент товаров, работ, услуг для решения текущих задач субъекта - обладателя указанной потребности (заказчика). Приобретение товаров, работ, услуг осуществляется через единую информационную систему путем размещения необходимой документации.
2 Контрактная система в сфере закупок: учеб. пособие / [М.А. Королева, Е.С. Кондюкова, Л.В. Дай-неко, М.Ф. Власова; под ред. В.А. Ларионовой] ; Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 164 с.: ил. Библиогр.: с. 155-163.
В нормативно-правовых актах, определяющих порядок организации и проведения госзакупок, принято частое использование термина «контрактная система». Таким образом, в настоящее время система государственных закупок в России представлена еще и контрактной системой.
Создание системы государственных закупок не началось в России с принятия вышеуказанных законов, делались попытки создать такой инструмент немного ранее. Так, в своем исследовании О.В. Ильина1 выделяет ряд важных отличий современной контрактной системы в России от ранее действующей системы госзакупок:
- госзакупки преобразованы в федеральную контрактную систему;
- обозначены приоритеты отечественных производителей;
Таблица 1 - Основные участники системы государственных закупок в Российской Федерации2
Тип участника Краткая характеристика
Покупатель или заказчик Осуществляет закупки за счет бюджетных средств, и его целью выступает приобретение товара надлежащего качества, по минимальной цене и в установленные сроки
Участники закупки Субъекты, намеревающиеся продать товар, соответствующий условиям покупателя. Участниками закупки могут выступать как юридические, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельности, и прошедшие регистрацию в специализированных электронных системах закупок. Целью участника закупки становится получение статуса поставщика
Поставщик Участник, с которым заключается государственный контракт по итогам процедуры государственной закупки. Целью любого поставщика является удовлетворение своих коммерческих интересов в получении прибыли
Уполномоченный орган Орган власти, организующий проведение торгов
Контролирующие органы Осуществляют контрольные мероприятия за действиями участников системы контрактных закупок
Эксперт и/или экспертная организация Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которое использует глубокие познания, образование и инструменты и выполняет свою работу на основе заключенного договора. В задачи таких лиц входит формирование и предоставление заказчику экспертного заключения по определенному договором объекту или работе. Существуют закрепленные законодательством товары и работы, при размещении государственного заказа на которые экспертное заключение необходимо
Информационные системы База данных, обеспечивающая накопление, систематизацию, хранение и доступ к сведениям о государственных закупках в соответствии с требованиями законодательства
- пересмотрены правила определения цен;
- создана Единая информационная система (ЕИС).
Очевидно, что термин «контрактная система» в российскую практику перешел из американского опыта. Современная российская система государственных закупок обладает схожими чертами с американской контрактной системой, в основе которой лежит конкуренция исполнителей закупок на открытых аукционах и конкурсах. Практически все поставки проходят через конкурентные соревнования. Исключение составляют военная отрасль и естественные монополии. Как любая система, система государственных закупок России включает совокупность основных участников.
1 Ильина О.В. Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования // Вестник
Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 6 (137). С. 133. 2 Составлен автором.
Объектом в системе государственных закупок выступает особый товар - государственная закупка. Особенная роль государственной закупки как товара заключается в следующем: является общественно значимым товаром, со специфическим свойством - удовлетворение нужд государства и общественных потребностей. Поскольку система государственных закупок в России находится в постоянном процессе совершенствования с целью соответствовать основным тенденциям развития как страны, так и мирового сообщества в целом, то, изучая основные направления развития, прежде всего необходимо указать тенденции развития цифровой среды в осуществлении государственных закупок, а также принципы, направленные на развитие ESG (environmental,
social and governance). Принципы ESG, как отмечает большинство авторов, предполагают принятие решений социальных проблем в гармонии с окружающим миром1.
Стандарты ESG направлены на внедрение практик ответственного экологического, социального и корпоративного поведения в политику компаний. Приоритет ESG позволяет инвестору более точно определять, какие компании необходимо финансировать на долгосрочную перспективу с учетом не только финансовых, но и нефинансовых факторов. Следовательно, развитие принципов ESG в направлении совершенствования управления финансовыми институтами государственными закупками окажет положительный эффект на экономику и безопасность страны в целом.
Таблица 2 - Схема развития принципов государственных закупок при помощи интеграции ESG2
Принципы Критерии оценки Индикаторы ESG
Открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок Открытость и доступность Наличие четкого алгоритма организации Противодействие коррупции Публичные закупки Е - окружающая среда (ресурсы, выбросы, инновации) S - социальные факторы (общество, персонал) G - управление (корпоративная ответственность, акционеры, инвесторы)
Обеспечения конкуренции Динамика количества и структура участников, частота сделок Е - окружающая среда (ресурсы, выбросы, инновации) S - социальные факторы (общество, персонал) G - управление (корпоративная ответственность, акционеры, инвесторы)
Профессионализма заказчиков Количество жалоб Своевременность сделок Уровень недобросовестных участников Уровень подготовки участников Е - окружающая среда (ресурсы, выбросы, инновации) S - социальные факторы (общество, персонал) G - управление (корпоративная ответственность, акционеры, инвесторы)
Стимулирования инноваций Участие в инновациях Е - окружающая среда (ресурсы, выбросы, инновации) S - социальные факторы (общество, персонал) G - управление (корпоративная ответственность, акционеры, инвесторы)
Единства контрактной системы в сфере закупок Единые условия сделок Электронная публикация Е - окружающая среда (ресурсы, выбросы, инновации) S - социальные факторы (общество, персонал) G - управление (корпоративная ответственность, акционеры, инвесторы)
Ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд Общественная полезность Развитие системы контроля и оценки результата Е - окружающая среда (ресурсы, выбросы, инновации) S - социальные факторы (общество, персонал) G - управление (корпоративная ответственность, акционеры, инвесторы)
Эффективности осуществления закупок Абсолютная и относительная экономия бюджетных средств Е - окружающая среда (ресурсы, выбросы, инновации) S - социальные факторы (общество, персонал) G - управление (корпоративная ответственность, акционеры, инвесторы)
1 Данилов Ю.А., Пивоваров Д.А., Давыдов И.С. Рейтинговые оценки устойчивых финансов // Экономическое развитие России. Т. 28. № 4. Апрель 2021. С. 25-27.
2 Составлена авторами по данным положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 07.09.2021).
Включение дополнительных условий ESG в принципы реализации государственной контрактной системы, как свидетельствует мировой опыт, создает дополнительные преимущества для государства и общества.
Во-первых, мировой опыт оценки финансовой эффективности практически всегда показывает экономию бюджетных средств, основанную на жизненном цикле продукции. Во-вторых, дополнительные стимулы и условия для создания инновационной продукции, отвечающей большей конкуренции, способствуют росту социально-экологических эффектов - снижение отходов и вредных веществ. В-третьих, государственные зеленые закупки создают дополнительные условия вовлечения малого и среднего бизнеса в производство экопро-дуктов. В-четвертых, возрастает уровень грамотности и осведомленности об экопро-дукции, растет социальная ответственность и лояльность работников при выполнении своих обязанностей. В-пятых, наблюдаются качественные улучшения условий и безопасности труда.
Оценивая преимущества использования системы государственных закупок, нельзя отрицать влияние мирового прогресса на данный сектор государственного перераспределения финансов. А для поддержания актуальности необходимо решать задачи по созданию и внедрению широкого перечня инструментов, обеспечивающих полноценную автоматизацию государственных закупок, прозрачное ценообразование, упрощение процедур закупок и упорядочение полномочий органов контроля. Так, цифровые технологии в области государственных закупок при их грамотном внедрении открывают большие возможности для формирования деловой репутации поставщика при помощи технологий искусственного интеллекта.
Наряду с цифровизацией государственных закупок, направлением, требующим пристального изучения и скорейшего
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию.
внедрения, является концепция государственных зеленых закупок (ГЗЗ). Данная концепция появилась не так давно, и послужили ее возникновению результаты исследования устойчивого развития при условии сохранения окружающей среды. На фоне экологических проблем и возрастающей потребности сбережения остатков целостности окружающего нас мира развитие зеленых государственных закупок является в настоящее время приоритетным направлением. Инвестирование такого направления развития экономики может существенно ускорить его популяризацию. Для того чтобы привлечь инвесторов в производство экологичных товаров, работ, услуг, необходимо создать спрос на продукцию экологического класса. Ведущую роль здесь и может сыграть государство, которое через механизм государственного зеленого заказа создаст необходимый спрос. А единая информационная система послужит той самой площадкой для реализации таких жизненно необходимых проектов.
В Западной Европе и США активно начала развиваться концепция ведения бизнеса на принципах социально ответственного инвестирования (ESG-модель) с конца прошлого века. В России процессы устойчивого развития получили свое начало с 2010 г. В соответствии с Посланием Президента в 2021 году, в России поставлена задача перевода на новые экологические технологии всех организаций с высокой степенью риска для окружающей среды1.
Таким образом, включив экологические критерии и ограничения в требования в процедуры отбора участников системы государственных закупок, государство способно реализовать мощный механизм создания конкурентоспособной, инновационной продукции, отвечающей мировым тенденциям.
Рисунок 1 - Современное содержание понятия «устойчивое развитие»
В условиях российской действительности такое перенаправление развития закупок именно для государственных нужд может послужить двигателем позитивных изменений во всей экономике. Поскольку, поставив во главе угла производство экологичной продукции для нужд государства, производителям и поставщикам уже будет невыгодно возвращаться на прежние рельсы, что должно поспособствовать улучшению качеств продукции, а затем и жизни, а также даст дополнительный толчок развитию конкуренции в производстве эко-продуктов и товаров. Кроме того, государственные закупки экологической продукции меняют привычки потребления в обществе в сторону экологизации.
Учитывая, что Sustainable Public Procurement (SPP) сегодня рассматривается как лучшая практика государственных закупок, мероприятия SPP теперь можно найти по всему миру, решая вопросы, начиная от минимизации отходов и эффективности использования ресурсов для увеличения разнообразия и оказания поддержки микро-, малым и средним предприятиям.
Тема социально ответственного инвестирования получила широкую популярность в научных работах, посвященных устойчивому развитию, зеленым инвестициям и ESG-финансированию. Единого определения ESG в российской практике не существует, наиболее часто используется понятие ESG как модели бизнеса на принципах экологической социальной и управленческой ответственности.
Государственные закупки, в которых учитывается экологическая составляющая, принято называть государственными зелеными закупками.
Зелеными государственными закупками можно назвать процесс, при котором государственные органы стремятся закупать товары, работы и услуги со сниженным негативным воздействием на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла по сравнению с аналогичными товарами, работами и услугами, при производстве которых не учитывался экологический критерий. Проще говоря, зеленой будет и за-
купка товара с экологически чистым производством, и закупка товара с экологически чистыми параметрами эксплуатации1.
Выше приведено одно из определений зеленых государственных закупок, но в результате проведенной работы понятие государственных зеленых закупок можно сформулировать несколько иначе. Так, по мнению автора, государственные зеленые закупки - это процесс закупочной деятельности для реализации нужд государства или государственных структур, при осуществлении которого в качестве важнейших требований государственного заказчика при размещении задания являются цена, качество и экологическая характеристика закупаемых товаров, работ, услуг. То есть вопрос прибыльности и удовлетворения потребностей не превышает соблюдение экологических требований. Другими словами, учитываются интересы не только поставщика и покупателя, но и всего общества в целом.
Возможность реализации государственных закупок на ESG-принципах предусмотрена действующей законодательной базой (ФЗ-44, ФЗ-223). Сложились отдельные примеры использования экологических требований в закупаемой продукции, однако единый подход в формировании системы государственных закупок на ББО-принципах находится в стадии своего зарождения.
Экологическую компоненту невозможно определить на уровне законодательства в закупочных документах, так как именно заказчик определяет влияние на экологию в конкретной закупке. На данный момент популярным способом определения влияния на окружающую среду является экомаркировка товаров и услуг. Эко-маркировка - это своего рода сертификат, в котором указано, что товар является не обычным, а экологически чистым, или зеленым. Экомаркировка является самым очевидным и в то же время сложным крите-
рием товара. В настоящее время экомарки-ровка не используется в Федеральной контрактной системе. Подобные характеристики должны учитываться и отражаться в критериях отбора участников торгов. Появление ESG-принципов как дополнительного инструмента в выборе объекта инвестирования превращает ESG-фактор в мощный элемент конкурентной борьбы.
М.В. Терешина, А.П. Поддубный отмечают, что включение экологических критериев расширит перечень требований, выставляемых заказчиком к поставляемым товарам или оказываемым услугам. Экологические характеристики товара должны будут тогда прописываться в государственных контрактах, а также участвовать в процессе государственных закупок в целом. Таким образом, в процессе осуществления закупок будут прописываться не только традиционные критерии цены и качества, но и экологические показатели товаров и услуг и формирование системы, при которой предпочтение отдается государственным закупкам экопродукции2.
Основные государственные приоритеты России в охране окружающей среды и экологии отражаются в Стратегии экологической безопасности до 2025 г. В рамках стратегии был разработан и реализуется национальный проект «Экология». Во многих странах мира приоритет зеленой закупки признается обязательным условием. В отличие от опыта европейских стран, который предусматривает активное вовлечение механизмов государственных закупок в решение экологических проблем, в последние годы Россия активно проводит работу по созданию альтернативной модели устойчивого развития за счет вовлечения внебюджетных ресурсов в экологические проекты на базе банковской системы и ВЭБ.РФ.
Результаты
В результате изучения понятия «государственный заказ» в различных источни-
1 Казанцев Д.А., Казанцева А.Н. Экологизация закупок// Бюджет. 2020. № 8 (212). С. 88-91.
2 Терешина М.В., Поддубный А.П. Вопросы теории и методологии повышения эффективности государственных
закупок в контексте устойчивого развития // АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1 (14).
ках автором дано определение государственного заказа, которое соответствует решению задач настоящей статьи.
Основными направлениями в ходе написания статьи определена цифровизация государственной системы закупок, а также переориентация на преимущественные закупки экологичных товаров, работ и услуг.
В России уровень экологизации государственных закупок относительно западных стран низок. Связано это с недостаточной проработаностью законодательства, в частности с отсутствием единых критериев и информационной базы сопоставления продуктов и услуг.
Российские компании развиваются в направлении включения принципов ESG в свою деятельность, в ряде случаях плохо информированы о преимуществах ответственного инвестирования. Принцип социальной ответственности в инвестировании в РФ находится в первичной стадии своего становления. Продвижение данного вида инвестирования в России возможно при активной инициативе со стороны государства. Национальные российские особенности, исторически проявляющиеся в склонности к государственному перераспределению ресурсов за счет государственных расходов, обусловливают предпочтительную траекторию продвижения принципов ESG в бизнес компаний через государственное стимулирование системы государственных закупок.
Из всего вышеизложенного следует определить приоритетное направление развития системы государственных закупок, которое будет способствовать экологизации данной сферы. Прежде всего это разработка и внедрение системы национальных экомаркеров товаров, работ и услуг, которые будут понятны и доступны к использованию на всех уровнях государственных закупок и закупок в целом.
Обсуждение
Для реализации на практике системы государственного зеленого заказа необходимо проведение обширной работы, которая будет заключаться в разработке критериев и требований для внедрения их на всех этапах закупочного процесса. Нетрудно
представить, к каким положительным эффектам может привести использование системы государственных зеленых закупок, начиная от процесса экологичного производства без вредных выбросов, загрязнения окружающей среды и т.д. и продолжая экологичным потреблением, что повлечет оздоровление общества как в физическом, так и в духовном планах. Как правило, здоровое производство и потребление способствуют здоровому развитию экономики как отдельной страны, так и мира в целом. В перспективе можно рассуждать о прогрессивном развитии, на практике же экологические требования к закупаемой продукции не сформулированы и не имеют официального статуса, покупатели слабо ориентируются в экологической маркировке товаров, имеют место случаи использования неоправданных экологических заявлений в целях маркетингового продвижения продукции (гринвошинг). Как правило, для обычных потребителей критерий экологи-чености является более привлекательным, даже при условии того, что принадлежность к экопродукции конкретного товара весьма условна. По опросам граждан, около 80% потребителей выбирают товар, имеющий маркировку «эко». В России, как и в зарубежных странах, существует экомарки-ровка «Листок жизни» - система добровольной экологической сертификации товаров и услуг.
Многочисленные исследования в этой области отражают необходимость введения на законодательном уровне стандартных критериев экологичности закупок.
Заключение
Таким образом, рассмотренное в данной статье направление совершенствования государственных закупок является достаточно болезненным в силу его не разработанности, отсутствия законодательно закрепленных понятий и требований, но с точки зрения дальнейшего развития жизни общества очень важным направлением для исследований и внедрения. Ввиду наличия в последнее время таких мировых тенденций, как экологическое перепрофилирование производства и потребления, экологич-ность в такой сфере государственного
функционирования, как государственный заказ, может и должно послужить для существенных подвижек дальнейшего развития экономики без отрыва от стабилизации и улучшения экологии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons (дата обращения: 07.09.2021).
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 (ред. от 28.11.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 07.09.2021).
3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
4. Streimikiene D., Kaftan V. Green finance and the economic threats during COVID-19 pandemic // Terra Economicus. 2021. - Т. 19. - № 2. - С. 105-113.
5. Анчишкина О.В. Контрактные основы российской экономики: сфера государственного, муниципального и регулируемого заказа // Вопросы экономики. -2017. - № 11. - С. 93-110.
6. Афанасьев М.В., Афанасьева Н.В., Кныш В.А. Государственные закупки в рыночной экономике / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004 - 244 с.
7. Глеба О.В., Ассеева М.А., Ратуш-няк Г.Я. Проблемы функционирования федеральной контрактной системы в России и возможные пути их решения // Аграрное и земельное право. - 2020. - № 11 (191). -С. 245-246.
8. Голикова В.В., Кузнецов Б.В. Стратегии поведения российских предприятий обрабатывающей промышленности в отношении импорта в условиях экономических
санкций // Вопросы экономики. - 2021. -№ 7. - С. 89-106.
9. Ильина О.В. Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -
2020. - № 6 (137). - С.133.
10. Институт общественных закупок в современной российской экономике: монография / Под ред. И.И. Смотрицкой, С.И. Черных. - М., 2016. - С. 23.
11. Клунко Н.С. Проблемы развития системы государственных и муниципальных электронных закупок лекарственных препаратов в системе цифровой экономики современной России // Экономика и управление. - 2020. - № 3. - С. 74.
12. Контрактная система в сфере закупок: учеб. пособие / [М.А. Королева, Е.С. Кондюкова, Л.В. Дайнеко, М.Ф. Власова ; под ред. В.А. Ларионовой] ; Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 164 с.: ил. - Библиогр.: с. 155-163.
13. Магомадова М.С., Коновалова К.Ю. Теоретические аспекты осуществления деятельности органов исполнительной власти в системе государственных закупок // Научные известия. - 2020. - № 18. - С. 30-32.
14. Маковлева Е.Е. Инструменты и методы противодействия недобросовестному исполнению государственного контракта // Экономическая политика. - 2018. -Т. 13. - № 3. - С. 62-81.
15. Мельников В.В., Карелин И.Н. государственные закупки как инструмент экономической политики [Электронный ресурс] // Journal of Institutional Studies. -
2021. - № 13 (2). - С. 100-115. - URL: www.hjournal.ru
16. Митьковская И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 10. - Ч. 2.
17. Островная М.В., Подколзина Е.А. Ограничения конкуренции на примере российских государственных закупок // Вопросы экономики. - 2018. - № 2. - С. 56-73.
18. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг
развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/ 10834017/?page=1&*=rgukih6hA0beC3YCq ontQFDeHaZ7InVyb
19. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография / Л.И. Юзвович, Н.Ю. Исакова, Ю.В. Истомина и др.; под ред. Л.И. Юзвович, Н.Ю.Исаковой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 233 с.
20. Тасалов Ф.А. Сравнительно-правовое исследование. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США. - М.: Проспект, 2014. - 211 с.
21. Хадисов М.-Р.Б. Роль государственных закупок в системе государственной безопасности региона // Экономическая безопасность. - 2021. - № 2. - С. 170.
22. Цветков Ю.А. Роль государственного заказа в экономике // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2019. -№ 20. - С. 60-66.
23. Яковлев А.А., Ткаченко А.В., Родионова Ю.Д. Причины заключения контрактов с заранее определенными поставщиками: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики. - 2018. -№ 10. - С. 90-105.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Federal Law № 44-FZ dated 05.04.2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" [Electronic resource]. - URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons (accessed 07.09.2021).
2. Federal Law № 223-FZ of 18.07.2011 (as amended on 28.11.2018) "On procurement of goods, works, services by certain types of legal entities" (with amendments and additions) [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons (accessed 07.09.2021).
3. Message of the President of the Russian Federation V. V. Putin to the Federal Assembly dated April 21, 2021 [Electronic resource]. - Access from the reference legal system "Garant".
4. Streimikiene D., Kaftan V. Green finance and the economic threats during COVID-19 pandemic // Terra Economicus. -2021. - T. 19. - № 2. - C. 105-113.
5. Anchishkina O.V. Contract bases of the Russian economy: the scope of the state, municipal and regulated order // Questions of Economics. - 2017. - № 11. - P. 93-110.
6. Afanasiev M. V. Public procurement in a market economy / M.V. Afanasiev, N.V. Afanasiev, V.A. KnyshSt. Petersburg State University of Economics and Finance. -St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg. state University of Economics and Finance, 2004 - 244 p.
7. Gleba O.V., Asseeva M.A., Ratu-shnyak G.Ya. Problems of the functioning of the federal contract system in Russia and possible solutions // Agrarian and land law. -
2020. - № 11 (191). - P. 245-246.
8. Golikova V.V., Kuznetsov B.V. Strategies for the behavior of Russian manufacturing enterprises in relation to imports under economic sanctions. Voprosy ekonomiki. -
2021. - № 7. - S. 89-106.
9. Ilyina O.V. Contract system in the field of procurement for state and municipal needs: issues of legal regulation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. - 2020. - № 6 (137). - P. 133.
10. The Institute of Public Procurement in the Modern Russian Economy: monograph / Ed. I.I. Smotritskaya, Chernykh S.I. - M., 2016. - P. 23.
11. Klunko N.S. Problems of development of the system of state and municipal electronic procurement of medicines in the digital economy of modern Russia // Economics and Management. - 2020 - № 3. - P. 74.
12. Contract system in the field of procurement: textbook / [M.A. Koroleva, E.S. Kondyukova, L.V. Daineko, M.F. Vlasova; ed. V.A. Larionova]; Ural Federal University. - Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2020. - 164 p.: ill. - Bibliography: p. 155-163.
13. Magomadova M.S., Konovalova K.Yu. Theoretical aspects of the activities of executive authorities in the public procurement system. // Scientific News -2020. - № 18. - P. 30-32.
14. Makovleva E.E. Tools and methods of countering unfair execution of a state contract // Economic policy. - 2018. - Vol. 13. -№ 3. - P. 62-81.
15. Melnikov V.V., Karelin I.N. Public procurement as an instrument of economic policy [Electronic resource] // Journal of Institutional Studies. - 2021. - № 13 (2). - C. 100115. - URL: www.hjournal.ru
16. Mitkovskaya I.V. The concept and essence of the contract system in the field of procurement // Modern scientific research and innovation. - 2014. - № 10. - Part 2.
17. Ostrovnaya M.V., Podkolzina E.A. Restrictions on competition on the example of Russian public procurement // Questions of Economics. - 2018. - № 2. - S. 56-73.
18. Report on the results of the expert-analytical event "Monitoring the development of the system of public and corporate procurement in the Russian Federation" [Electronic resource]. - URL: https://docviewer.yan-dex.ru/view/10834017/?page= 1&*=rgukih6h A0beC3YCqontQFDeHaZ7InVyb
19. Public procurement system: theoretical and practical aspects: monograph / L.I. Yuzvovich, N.Yu. Isakova, Yu.V. Istomina et al.; ed. L.I. Yuzvovich, N.Yu. Isakova. - Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2019. - 233 p.
20. Tasalov F.A. Comparative legal research. Contract system in the field of public procurement in Russia and the USA. - M.: Prospekt, 2014. - 211 p.
21. Khadisov M.-R.B. The role of public procurement in the system of state security of the region // Economic security. - 2021 -№ 2. - P. 170.
22. Tsvetkov Yu.A. The role of the state order in the economy // Actual problems and prospects for the development of the economy: Russian and foreign experience. - 2019. -№ 20. - P. 60-66.
23. Yakovlev A.A., Tkachenko A.V., Rodionova Yu.D. Reasons for concluding contracts with predetermined suppliers: results of an empirical study // Questions of Economics. - 2018. - № 10. - P. 90-105.