Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ «ЗЕЛЕНЫХ» ЗАКУПОК НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ «ЗЕЛЕНЫХ» ЗАКУПОК НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ «ЗЕЛЕНЫЕ» ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самутина Марина Александровна

Статья посвящена исследованию эффективности конкурентных государственных «зеленых» закупок. Рассмотрены показатели эффективности «зеленых» закупок и осуществлен их анализ на основе данных из Единой информационной системы в сфере закупок за период с 2019 по 2021 гг. Анализ показал эффективность «зеленых» закупок: высокую долю их участников и заключенных и исполненных контрактов, а также низкую долю неисполненных обязательств по контрактам. На основе результатов проведенного исследования предлагается закрепление обязательного требования энергетической эффективности в извещении о закупке. Полученные результаты применимы для реформирования в сфере государственного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самутина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF COMPETITIVE «GREEN» PROCUREMENT BY EXAMPLE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT

This article is devoted to the effectiveness of competitive state «green» procurement. The article considers performance indicators, analyzes the effectiveness of «green» purchases based on data from the Unified Information System in the field of procurement for the period from 2019 to 2021. The analysis showed the effectiveness of «green» procurement: a high proportion of procurement participants and concluded, executed contracts; a low proportion of unfulfilled obligations under contracts. Based on the results of the study, it is proposed to consolidate the mandatory requirement of energy efficiency in the procurement notice. The results obtained are applicable in the state reform in the field of public procurement.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ «ЗЕЛЕНЫХ» ЗАКУПОК НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Зеленая экономика

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ «ЗЕЛЕНЫХ» ЗАКУПОК НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

М. А. САМУТИНА

Статья посвящена исследованию эффективности конкурентных государственных «зеленых» закупок. Рассмотрены показатели эффективности «<зеленых» закупок и осуществлен их анализ на основе данных из Единой информационной системы в сфере закупок за период с 2019 по 2021 гг. Анализ показал эффективность «зеленых» закупок: высокую долю их участников и заключенных и исполненных контрактов, а также низкую долю неисполненных обязательств по контрактам. На основе результатов проведенного исследования предлагается закрепление обязательного требования энергетической эффективности в извещении о закупке. Полученные результаты применимы для реформирования в сфере государственного заказа.

Ключевые слова, конкурентные «зеленые» закупки, контрактная система. JEL М1, С12, С83.

Введение

Сегодня в России широко обсуждается тема «зеленых» государственных закупок [3; 4] как действенный инструмент реализации целей устойчивого развития [6]. «Зеленые» закупки рассматриваются в научном сообществе как закупки с включением критерия экологической составляющей (экологическая маркировка, повторная переработка, рациональное энергопотребление, энергетическая эффективность и др.). Программа «зеленых» закупок реализована в международном праве, но в российском законодательстве она не разработана и отсутствуют критерии таких закупок. Между тем вопросы эффективности закупок рассматривались в научном сообществе с момента начала действия в стране контрактной системы ввиду актуальности темы освоения бюджетных средств посредством закупки товаров (работ, услуг).

Возникает вопрос: станет ли более низкой эффективность конкурентных закупок с включением в нее критериев экологичности? Целью настоящего исследования является осу-

ществление анализа конкурентных «зеленых» закупок в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) в указанном аспекте.

Контрактная система ориентирована на повышение конкуренции [10] и удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Эффективность закупок определяет рациональную реализацию бюджетных средств и принципов контрактной системы.

Методологической основой настоящей статьи послужили труды разных авторов, посвященные вопросам эффективности закупок, в которых исследовались ее ключевые показатели. В статье осуществлен их сравнительный анализ.

Так, Н.В. Нестерович считает, что в эффективности закупок особую роль играет повышение конкуренции [9]. Ф.И. Белозор заключает, что для достижения эффективности закупки необходим баланс экономии и конкуренции [2]. Т.В. Свищук и Г.Т. Гафурова в своем исследовании приходят к выводу, что для эффективного функционирования системы необходима внутренняя организация деятельно-

Самутина Марина Александровна, заместитель заведующего отделом правового обеспечения и кадровой политики Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (г. Вологда, Россия), e-mail: [email protected]

сти заказчика [11]. Т.В. Крамин, Р.А. Григорьев и М.В. Крамин предлагают методику оценки эффективности контрактной системы [8].

Научная новизна статьи заключается в анализе эффективности «зеленых» государственных закупок в ее региональном аспекте на основе выделенных автором показателей.

Критерии эффективности закупок

Эффективность в реализации закупочной деятельности прописана в Федеральном законе о контрактной системе1. Проанализировав нормативные правовые документы, такие как указанный Федеральный закон и Методологические рекомендации Коллегии Счетной палаты РФ от 21.03.2014 г. № 15 К(961)2, можно выделить следующие критерии эффективности закупок: планирование (количество и денежное соотношение), конкуренция (доля поданных и отклоненных заявок на закупку), экономия, объем вносимых изменений в закупку, исполнение контрактов со стороны заказчика и по-

ставщика (сроки поставки и оплаты). Немаловажным критерием является также соблюдение заказчиком нормативных правовых актов в сфере закупок.

Например, И.В. Щукина выделает четыре группы основных показателей эффективности закупочной деятельности: закупочный процесс, исполнение законодательства, исполнение обязательств по контракту, профессиональный аспект заказчика [13]. В научных трудах выделяют такой показатель эффективности «зеленых» закупок, как качество. И отмечают, что в «соотношении цены и качества приобретаемых товаров (работ, услуг)» такие закупки не смогут быть эффективными [12].

Для анализа закупочной деятельности автором выбраны следующие критерии эффективности «зеленых» закупок: экономия, доли поданных и отклоненных заявок, территориальная расположенность участников (победителей), исполнение обязательств по контрактам, штрафные санкции. Названные критерии

Соотношение сумм размещенных закупок и исполненных обязательств по конкурентным «зеленым» закупкам по СЗФО в разрезе субъектов за 2019-2021 гг., млн руб.

□ Сумма исполненных контрактов ■ Сумма заключенных контрактов ■ Начальная (максимальная) цена контрактов

Источник составлено автором по информации из ЕИС.

1 Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Методологические рекомендации Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21.03.2014 г. № 15 К(961) «По проведению аудита».

подчеркивают эффективность закупки - реализацию закупочного процесса с момента размещения извещения в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) до момента исполнения контракта, позволяя сделать вывод о влиянии критерия «зеленых» закупок на их эффективность.

Учитывая международный опыт «зеленых» закупок и отсутствие законодательного закрепления их критериев в России, нами были рассмотрены закупки с установлением требования энергетической эффективности. Данное требование заказчики вправе включать в закупку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 12213.

Были рассмотрены 198 конкурентных закупок (18 закупок по каждому субъекту РФ) на поставку компьютерной техники (многофункциональные устройства, мониторы, ноутбуки) по СЗФО с включением требования «энерге-

тическая эффективность». В основу исследования легли данные из открытой части ЕИС за период с 2019 по 2021 гг.

Рассматривая соотношение сумм размещенных закупок и исполненных обязательств по СЗФО (см. рисунок), можно выделить исполнение обязательств в денежном выражении в Вологодской, Мурманской, Новгородской областях. В целом по СЗФО показатель исполнения обязательств в денежном выражении составил 93,66%. Это хороший результат, так как исполнение обязательств по контракту поставщиком показывает, насколько эффективной была «зеленая» закупка и выполнены условия контракта.

Показатель экономии продемонстрировал, что в целом по СЗФО за 2019-2021 гг. экономия составила 15 804 580,75 руб. (9,9%). Данный результат свидетельствует о рациональном обосновании заказчиком начальной максимальной цены контракта. Российскими

Таблица 1

Сравнительная характеристика размещенных конкурентных «зеленых» закупок и исполнения контрактов по СЗФО в разрезе субъектов за 2019-2021 гг.

_ _ Количество Количество контрактов, шт. Количество

Субъект Российской - .

Федерации размещенных заключен- исполнен- не испол- расторгнутых штрафных

закупок, шт ных ных ненных (прекращенных) санкций, шт.

Республика Коми 18 17 16* 3

Архангельская область 18 17 16 - 1 1

Республика Карелия 18 16 16 4

Вологодская область 18 14 14 - - 3

Калининградская область 18 18 15** - 1 -

Ленинградская область 18 16 15** - - -

Мурманская область 18 16 16 2

Ненецкий автономный округ 18 18 17 - 1 3

Новгородская область 18 18 17 1 3

Псковская область 18 15 14** - - -

г. Санкт-Петербург 18 15 13** 1 - 1

Итого 198 180 169 2 3 20

* - Один контракт находится в стадии исполнения.

** - Данные по исполнению контрактов отсутствуют (не указаны заказчиком в ЕИС). Источник: составлено автором по информации из ЕИС.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд».

учеными [5; 7] выявлена зависимость уровня экономии конкурентных процедур от среднего числа допущенных к конкурсу заявок.

Исполнение обязательств по контракту следует рассматривать не только в денежном, но и в количественном выражении, так же как и доли неисполненных и расторгнутых контрактов и долю штрафных санкций. (См. табл. 1.) Высокая доля исполненных контрактов была отмечена в Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия, а низкая - в Калининградской области. По СЗФО в целом доля исполненных обязательств составила 93,88%, доля расторгнутых (прекращенных) контрактов в заключенных контрактах - 1,66%, а доля штрафных санкций -11,11%.

Применение штрафных санкций указывает на проблемы у поставщика при исполнении контракта, например на нарушение сроков поставки товара. Но доля примененных штрафных санкций в отношении поставщиков по СЗФО за трехлетний период минимальна (0,11%). Учитывая низкую долю расторгнутых (прекращенных), неисполненных контрактов и штрафных санкций, мы приходим к выводу,

что поставщики готовы исполнять условия закупок с экологической составляющей.

Показатель эффективности закупки -доли поданных и отклоненных заявок -

является «важным фактором эффективности торгов» [1]. Высокая доля поданных заявок наблюдалась в Калининградской и Псковской областях, Республике Карелия, а низкая доля - в Архангельской и Вологодской областях. В целом по СЗФО среднее количество поданных заявок превысило три на одну закупку, что свидетельствует о конкуренции по закупкам и согласии участников на исполнение условий контракта по данным закупкам. Доля отклоненных заявок по СЗФО составила 19,30%, т.е. была отклонена каждая пятая заявка. (См. табл. 2.)

По территориальной расположенности участников анализ закупок показал, что большая часть участников (победителей) закупок участвует в закупках своего субъекта (71,11% заключенных контрактов). Критерий «территориальная расположенность поставщиков» не влияет на эффективность закупки, поскольку обязательства по контрактам исполняются в равном соотношении как ме-

Субъект Российской Количество поданных Количество отклоненных Среднее количество поданных

Федерации заявок, шт. заявок, шт. заявок на одну закупку, шт.

Республика Коми 46 9 2,5

Архангельская область 38 8 2,1

Республика Карелия 69 12 3,8

Вологодская область 43 10 2,3

Калининградская область 78 11 4,3

Ленинградская область 54 12 3,0

Мурманская область 68 9 3,7

Ненецкий автономный округ 45 6 2,5

Новгородская область 57 10 3,1

Псковская область 71 5 3,9

г. Санкт-Петербург 63 30 3,5

Итого 632 122 3,19

Источник: составлено автором по информации из ЕИС.

Таблица 2

Количество поданных и отклоненных заявок на конкурентную «зеленую» закупку по СЗФО в разрезе субъектов за 2019-2021 гг.

стными поставщиками, так и поставщиками других субъектов.

Заключение

1. В статье рассмотрены показатели эффективности «зеленых» закупок: экономия, доли поданных и отклоненных заявок, территориальная расположенность участников (победителей), исполнение обязательств по контрактам, штрафные санкции.

2. Анализ показал высокую эффективность конкурентных «зеленых» государственных закупок. Наша гипотеза о более низкой эффективности конкурентных закупок при включе-

нии в нее критериев экологичности не подтвердилась.

Полученные результаты не относятся ко всем конкурентным государственным закупкам, так как проведенное исследование охватывает определенные период и количество закупок в разрезе одного федерального округа.

3. На основе результатов проведенного исследования предлагается обязательное закрепление требования энергетической эффективности в извещении о закупках.

Полученные результаты применимы в государственном реформировании в сфере государственного заказа. ■

Литература

1. Бальсевич А.А., Подколзина Е.А. Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4(18). С. 563—585.

2. Белозор Ф.И. Закупки для государственных нужд: гармонизация добросовестной конкуренции и экономической эффективности // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки. 2021. № 1. С. 93-101. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-1-93-101

3. Беляева Е.А. Экологические государственные закупки как инструмент перехода прибрежных территорий к «зеленой» экономике // Финансовая экономика. 2018. № 4. С. 10-13.

4. Государственные «зеленые» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России / Анчишкина О.В., Грачева Ю.А., Исмаилов Р.А., Кузнецова Е.М., Птичников А.В., Хмелева Е.Н. М.: Всемирный фонд дикой природы, 2020. URL: https://wwf.ru/upload/iblock/6e5/ WWF_Green_net.pdf

5. Демакова Е.А. Оценка экономической эффективности размещения государственных заказов на закупки товаров // Экономическое возрождение России. 2011. № 4(30). С. 44-50.

6. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С.Н. Бобылева и Л.М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. URL: https://ac.gov.rU/files/publication/a/11068.pdf

7. Кашин Д.В., Шадрина Е.В. Эффективность механизма поддержки малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2019. № 1(18). С. 94-114. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2019.104

8. Крамин Т.В., Григорьев Р.А., Крамин М.В. К вопросу об оценке экономической эффективности госзакупок в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. № 4(11). С. 96-111. DOI: http:// dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.4.96-114

9. Нестерович Н.В. Эффективность государственных закупок - конкуренция // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. № 41. С. 8-15.

10. Новосельцева М.М. Государственное регулирование конкурентных отношений на региональном уровне // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 10-2 (68). С. 70-76. DOI: 10.24411/2411-04502020-10851

11. Свищук Т.В., Гафурова Г.Т. Оценка эффективности закупок государственного заказчика Республики Крым в условиях воссоединения с Российской Федерацией // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. № 2(11). С. 83-98. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.2.83-99

12. Шмелева М.В. Эффективная реализация горизонтальной политики в области государственных закупок // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 1(120). С. 159-165.

13. Щукина И.В. Методика оценки эффективности закупочной деятельности заказчиков в Севастополе // Федерализм. 2018. № 1(89). С. 231-239.

References

1. Balsevich A.A., Podkolzina E.A. Causes and consequences of low competition in public procurement in Russia // Economic Journal of the Higher School of Economics. 2014. No. 4(18). Pp. 563—585.

2. Belozor F.I. Procurement for state needs: harmonization of fair competition and economic efficiency // State and municipal administration: Scientific notes. 2021. No. 1. Pp. 93-101. DOI: 10.22394/2079-16902021-1-1-93-101

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Belyaeva E.A. Ecological public procurement as a tool for the transition of coastal territories to a «green» economy // Financial Economics. 2018. No. 4. Pp. 10-13.

4. State «green» procurement: experience of legal regulation and proposals for implementation in Russia / Anchishkina O.V., Gracheva Yu.A., Ismailov R.A., Kuznetsova E.M., Ptichnikov A.V., Khmeleva E.N. Moscow: World Wildlife Fund, 2020. URL: https://wwf.ru/upload/iblock/6e5/WWF_Green_net.pdf

5. Demakova E.A. Assessment of the economic efficiency of placing government orders for the purchase of goods // The Economic Revival of Russia. 2011. No. 4(30). Pp. 44-50.

6. Report on human development in the Russian Federation for 2016 / ed. by S.N. Bobylev and L.M. Grigoriev. Moscow: Analytical Center under the Government of the Russian Federation, 2016. URL: https://ac.gov.ru/ files/publication/a/11068.pdf

7. Kashin D.V., Shadrina E.V. Effectiveness of the mechanism for supporting small and medium-sized businesses in the public procurement system of the Russian Federation // Bulletin of St. Petersburg University. Management. 2019. No. 1(18). Pp. 94-114. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2019.104

8. Kramin T.V., Grigoriev R.A., Kramin M.V. On the issue of assessing the economic efficiency of public procurement in Russia // Actual Problems of Economics and Law. 2017. No. 4(11). Pp. 96-111. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017A96-114

9. Nesterovich N.V. Efficiency of public procurement - competition // State Order: Management, Placement, Provision. 2015. No. 41. Pp. 8-15.

10. Novoseltseva M.M. State regulation of competitive relations at the regional level // Economics and business: theory and practice. 2020. No. 10-2 (68). Pp. 70-76. DOI:10.24411/2411-0450-2020-10851

11. Svishchuk T.V., Gafurova G.T. Evaluation of procurement efficiency of the state customer of the Republic of Crimea in conditions of reunification with the Russian Federation // Actual problems of economics and law. 2017. No. 2(11). Pp. 83-98. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.2.83-99

12. Shmeleva M.V. Effective implementation of horizontal policy in the field of public procurement // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2018. No. 1(120). Pp. 159-165.

13. Shchukina I.V. Methodology for evaluating the effectiveness of procurement activities of customers in Sevastopol // Federalism. 2018. No. 1(89). Pp. 231-239.

Analysis of the Effectiveness of Competitive «Green» Procurement by Example North-Western Federal District

Marina A. Samutina - Deputy Head of the Department of Legal Support and Personnel Policy, Federal State Budgetary Institution of Science «Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences» (Vologda, Russia). E-mail: [email protected]

This article is devoted to the effectiveness of competitive state «green» procurement. The article considers performance indicators, analyzes the effectiveness of «green» purchases based on data from the Unified Information System in the field of procurement for the period from 2019 to 2021. The analysis showed the effectiveness of «green» procurement: a high proportion of procurement participants and concluded, executed contracts; a low proportion of unfulfilled obligations under contracts. Based on the results of the study, it is proposed to consolidate the mandatory requirement of energy efficiency in the procurement notice. The results obtained are applicable in the state reform in the field of public procurement.

Key words: competitive «green» procurement, contract system. JEL-codes: R11, C12, C83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.