Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзагоева М.Р., Ленц Е.С., Доева Д.Т.

В данной статье рассмотрены основные проблемы регионального финансово-бюджетного контроля. За основу исследования взята Контрольно-счетная палата РСО-Алания. Проведен анализ государственного финансового контроля. Выявлены проблемы и представлены пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ»

3. Каримов И.А. АллоЬ калбимизда юрагимизда. -Т.: Узбекистон, 1999.

4. «Виждон эркинлиги ва диний ташкилотлар тугрисида»ги Узбекистон Республикаси Конунининг янги таЬрири. -Т.: Адолат. 1998. -С.22.

5. 1998 йил 16 февраль куни Узбекистон Республикаси Ташки ишлар вазирлигида утказилган майаллий ва хорижий оммавий ахборот воситалари учун утказилган брифинг. УзА. // Халк сузи", 1998

6. Мунавваров З., Ъасанов А. Ислом: Ьанафийлик ва ваШобийлик. -Т.: МовароуннаЬр, 1998.

7. Ъуснидинов З. Ислом: мазЬаблар, окимлар, йуналишлар. -Т.: Комус, 2000.

8. Ёвкочев Ш.А. Политизация религии и проблема исламского экстремизма в современном Египте. Дисс.канд.полит.наук. -Т.: ТашГИВ. 2000.

9. Жданов Н.В. Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. -М.: Наука, 1989.

10.Игнатенко А. Халифы без халифата. -М.: Наука, 1988.

УДК 336.02

Дзагоева М.Р., доктор экономических наук

профессор

Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации (Финуниверситет) Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова

Ленц Е.С. студент 3 курса финансово-экономический факультет Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации (Финуниверситет)

Доева Д. Т. магистрант

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л.

Хетагурова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрены основные проблемы регионального финансово-бюджетного контроля. За основу исследования взята Контрольно-счетная палата РСО-Алания. Проведен анализ государственного финансового контроля. Выявлены проблемы и представлены пути их разрешения.

Ключевые слова: республиканский бюджет, финансово-бюджетный контроль, Контрольно-счетная палата, бюджетное законодательство.

Стильная и стабильная власть невозможна без контроля, дисциплины и ответственности. Финансовый контроль, является одним из этапов бюджетного процесса и важнейших функций управления, содействует

успешной реализации политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств бюджета.

Рассмотрим осуществления государственного финансового контроля за исполнением регионального бюджета на примере Контрольно-счётной палаты РСО-Алания.

В 2015 году в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, объем бюджетных средств, проверенных Контрольно-счетной палатой Республики Северная Осетия-Алания составил 13 542 184,6 тыс. руб. (2014 г. - 6 724 194,6 тыс. руб.), или в 2 раза больше, чем в 2014 г. Проверки охватывали период 2013-2015 годов.

16 000 000,0 14 000 000,0 12 000 000,0 10 000 000,0 8 000 000,0 6 000 000,0 4 000 000,0 2 000 000,0 0,0

тыс. руб.

В результате контрольной деятельности Палаты выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 705 666,1 тыс. руб. (2014 г. - 528 641,8 тыс. руб.). Это на 39,2 процента больше, чем в 2014 году, а от суммы проверенных средств объём выявленных нарушений составил 5,2 процента, в 2014 - 7,9 процентов.

800 000,0 700 000,0 600 000,0 500 000,0 400 000,0 300 000,0 200 000,0 100 000,0 0,0

547 801,0 528 641,8

2014 год

2013 год

705 666,1

тыс. руб.

2015 год

По всем выявленным фактам к нарушителям бюджетного законодательства принимаются меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации. По фактам нецелевого использования бюджетных средств составляется об административном правонарушении, и передаются на рассмотрение мировым судьям. Средства взысканных

штрафов поступают в региональный бюджет. Выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса давление об устранении нарушений в финансово-бюджетной дисциплине.

В 2015 году в РСО - Алания по представлениям Палаты меры дисциплинарной ответственности применены к 205 должностным лицам (2014 г. только 29), в число которых входят как главные бухгалтера организаций и контрактные управляющие, так и руководители, в основном общеобразовательных и дошкольных учреждений (объявлены выговоры и замечания, 5 человек уволены.).

Если рассматривать характер выявленных нарушений, то это нарушения, связанные с нецелевым использованием средств, завышением объёмов и стоимости выполненных работ, ведением бухгалтерского учета, использованием госимущества, нарушениями и недостатками, выявленными в сфере закупок для государственных нужд.

Так, нецелевое использование составило 24 475,9 тыс. руб. (2014 г. - 2 922,8 тыс. руб.).

Недополучение доходов бюджета - 19 533,9 тыс. руб. (2014 г. - 29 216,8 тыс. руб.).

Нарушения при предоставлении и использовании бюджетных средств - 122 127,6 тыс. руб. (2014 г. - 28 166,6 тыс. руб.).

Нарушения при использовании государственной собственности - 12 584,0 тыс. руб. (2014 г. - 6 779,4 тыс. руб.).

Нарушения правил бухгалтерского учета и отчетности - 9 307,4 тыс. руб. (2014 г. - 421 010,4 тыс. руб.).

Прочие нарушения - 517 637,3 тыс. рублей (2014 г. - 40 545,8 тыс.

руб.).

Можно проследить тенденцию изменения состава процента нарушений с 2014 по 2015 год. Если в 2014 году лидирующее положение занимали нарушения правил бухгалтерского учета и отчетности, то в 2015 эту позицию заняли прочие нарушения связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Опираясь на данные Палаты, руководители органов исполнительной власти республики и Парламент Республики Северная Осетия-Алания смогут потребовать от участников бюджетного процесса максимально полного достижения запланированных показателей при использовании выделенного им объема бюджетных средств, а также принять необходимые управленческие решения.

Процесс развития системы государственного финансового контроля в регионе сдерживает то, что на федеральном уровне по-прежнему не определены понятие внутреннего финансового контроля, форм, методов и объектов, а также отсутствует методика проведения контроля по определению эффективности расходования бюджетных средств. Возникает ряд проблем при квалификации нарушения и отнесение фактов расходование

бюджетных средств нецелевым или неэффективным расходам. Предусмотренные бюджетным законодательством меры принуждения не закрепленные за конкретными финансовыми нарушениями.

Также серьезной проблемой для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации является то, что у них нет полномочий по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства. Данное обстоятельство существенно влияет на эффективность проводимых контрольных мероприятий, т.к. не обеспечивает в полной мере принцип неотвратимости наказания.

Рассмотрим способы достижения наиболее эффективного осуществления контроля за исполнением государственного бюджета в РСО -Алания.

Наряду с законностью расходования бюджетных средств, оценка результативности и эффективности их использования должна быть в числе главных ориентиров работы Палаты. Палата должна стремиться делать существенно больший, чем это происходит в настоящее время, упор на выявление фактов именно неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств.

Очевидно, что работа в системе государственного контроля требует от сотрудников Палаты постоянного роста профессионализма и развития соответствующих аналитических способностей. Именно эти цели и задачи стоят перед ревизорами Палаты в начале каждого контрольного мероприятия.

Необходимо продолжать мониторинг исполнения всех государственных программ и социально - экономического состояния республики. Контроль за текущим исполнением бюджета потребует чётко скоординированных усилий не только с муниципальными КСО, но и с другими, в том числе федеральными, органами финансового контроля, работающими в республике.

Эффективность и контроль за расходованием бюджетных средств, а также поиск резервов пополнения доходов бюджета должны быть в числе приоритетов работы Палаты.

Использованные источники:

1. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Экономическая эффективность как основа формирования управленческих решений // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. Т. 20. № 2.1. С. 116-122.

2. Дзагоева М.Р., Березовская Н.Ю., Хаутова Д.А. Совершенствование процедур налогового контроля организаций финансового сектора (на примере коммерческих банков) // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79-1). С. 536-540.

3. Дзагоева М.Р., Гезимиев А.С. Налоговый контроль в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69-1). С. 181183.

4. Дзагоева М.Р., Кайтмазов В.А., Доева Д.Т. Оценка эффективности

организации налогового контроля // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 1076-1080.

5. Камбердиева С.С., Мирзабекова М.Ю. Макроэкономические показатели страны и их антикризисное регулирование // В сборнике: НАУКА И

ОБРАЗОВАНИЕ:_ПРОРЫВНЫЕ_ИННОВАЦИОННЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2016. С. 56-61.

6. Шелкунова Т.Г., Газаева К.С. Роль государственного финансового контроля в управлении экономикой регионов России // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. 2016. С. 89-93.

7. Dzagoeva M.R., Aguzarova F.S., Tokaeva S.K. Theoretical and practical aspects of deferred taxes in ifrs // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 3. С. 315-320.

УДК 339.1:336.1

Дикарева И. А. ст. преподаватель кафедра «Денежного обращения и кредита»

Пушкарёва Н.В. студент 4 курса

факультет «Государственное и муниципальное управление»

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ MAIN FUNCTIONS OF FINANCIAL MARKETS

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые функции финансовых рынков с точки зрения их значительного влияния на экономику государства. Опираясь на мнения авторитетных авторов анализируются классификации функций по различным признакам. Они группируются на общие и особенные. В совокупности основные функции финансовых рынков определяют их роль в экономике.

Аnnotation

The article examines the elements of financial markets from the point of view of their significant influence on the economies of states. Based on the opinions of authoritative authors, functions on various grounds are analyzed. They are divided into general and special. Together, their financial instruments determine their role in the economy.

Ключевые слова

Финансовый рынок, функции финансовых рынков, экономика государства, свободные денежные средства, капитал, финансовые активы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.