Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛИТИЗАЦИИ РЕЛИГИИ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛИТИЗАЦИИ РЕЛИГИИ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФРОНТАЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ГЕОПОЛИТИКА / СОЦИАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дехконова С., Абдумуталова Г.Ш.

В данной научной статье рассмотрены тенденция политизации религии, формы ее проявления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TENDENCY OF POLITICIZATION OF RELIGION AND THE FORM OF ITS MANIFESTATIONS IN THE CONTEMPORARY WORLD

This article deals with the tendency of politicization of religion, the form of its manifestation

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛИТИЗАЦИИ РЕЛИГИИ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 172

Дехконова С. преподаватель кафедра «Истории Узбекистана» Абдумуталова Г.Ш.

студент

Наманганский инженерно педагогический институт

Узбекистан, г. Наманган Dexqonova Surayyo teacher of department «History of Uzbekistan» Namangan Engineering Pedagogical Institute

Uzbekistan, Namangan city Abdumutalova Gulrux Shuxratjon qizi Namangan Engineering Pedagogical Institute

Uzbekistan, Namangan city ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛИТИЗАЦИИ РЕЛИГИИ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Аннотация: В данной научной статье рассмотрены тенденция политизации религии, формы ее проявления

Ключевые слова: конфронтация, религиоз, исследователь, геополитика, социал

THE TENDENCY OF POLITICIZATION OF RELIGION AND THE FORM OF ITS MANIFESTATIONS IN THE CONTEMPORARY WORLD Annotation: This article deals with the tendency of politicization of religion, the form of its manifestation

Key words: confrontation, religion, researcher, geopolitics, social После развала мировой социалистической системы блоковая конфронтация сменилась межнациональными, межэтническими и межконфессиональными войнами и конфликтами, причинами которых являются агрессивная нетерпимость и стремление к новым видам господства. Вместо старого идеологического пугала-коммунизма, был "создан" новый монстр - ислам, образ которого в массовом сознании все больше ассоциируется с бородатым террористом-фанатом. Сегодня исламофобия грозит захлестнуть весь мир.

Причиной последнего, по мнению некоторых специалистов, является, то, что ислам в настоящее время переживает период политического возрождения, подобный тому, который в свое время пережило христианство. В современном мире это выражается в появлении различных религиозно-политических доктрин. К ним, например, относится теория «исламского пути развития», сводящаяся к декларации о стремлении к миру, социальной справедливости, демократии, равноправию всех народов и наций, и признающая ислам в качестве краеугольной основы государственной идеологии.

Однако, как верно отметил Первый Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, процессы, протекающие в современном мире под флагом возрождения «истинного ислама и его ценностей», как правило, разнообразны и носят противоречивый характер. Являясь, по мнению большинства исследователей, наиболее политизированной мировой религией, ислам, в то же время представляет собой систему социально-политических, нравственно-культурных и экономических норм жизни верующего.

Другое дело - исламизм или политизированный ислам, ставящий целью построение государства, основанного на исламских принципах, сначала в одной стране, а затем и во всем мире.

Политизированному исламу свойственны антипатия к западным ценностям, повышенная политическая активность и бескомпромиссность в решении задач, готовность к применению насильственных методов доказательства своей правоты. В Алжире, Ливане и Египте исламисты открыто прибегают к насилию, чтобы заставить общество и власти принять их программу развития. Подобная ревностная забота о судьбах людей и общества, а также особая трактовка «истинного ислама» не проходят бесследно. В некоторых странах это привело к силовому насаждению мусульманских порядков и понимания канонов ислама, ущемлению прав религиозных и национальных меньшинств.

Однако основные цели религиозных радикалов заключаются вовсе не в «очищении ислама» или «восстановлении чистоты веры», а в дестабилизации общественно-политической ситуации в своих политических целях.

В большинстве случаев, активизация исламского фактора в современном мире совпадает с периодами укрепления государственной независимости и суверенитета молодых государств. Основные причины этого строго выделены первый Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым. Во-первых, крушение коммунистической идеологии и соответствующей системы безопасности. Во-вторых, рост национального самосознания, исторические и культурные корни которого связаны с религией. В-третьих, социально-экономические потрясения, которые происходят в период перехода от одной экономической системы хозяйствования к другой.

Религиозное возрождение и активизация религиозного фактора в последние годы стали характерными и для государств СНГ. Среди них шесть республик - Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Кыргызстан и Азербайджан, в которых большинство населения традиционно является мусульманским. Для государств Центральной Азии ислам стал одним из основных факторов, воздействующих на их внутреннюю и внешнюю политики. Его влияние в этих государствах является одним из ключевых не только для развития региона, но и для общей расстановки геополитических сил на евразийском континенте.

Повышенный интерес к региону Центральной Азии вызван совокупностью геополитических и экономических причин. Он находится в зоне пристального внимания двух групп государств. К первой группе относятся: Иран, Пакистан, Египет и Саудовская Аравия. Усиление позиций ислама позволит этим странам оказывать свое влияние через религию, как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государств Центральной Азии.

Вторая группа включает участников «большой игры»: США, Россию, Китай, европейские страны, Израиль и Индию. Интересы этой группы намного серьезнее и носят далеко идущие планы. Они вызваны центральным географическим расположением региона и геостратегическими интересами примыкающих к нему субъектов международного права.

На стамбульском саммите глав государств—участников ОБСЕ, который состоялся 18-19 ноября 1999 года, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отметил, что центральноазиатские государства, и в частности Узбекистан, сталкивается с далеко идущими планами радикально настроенных центров по экспансии религиозного экстремизма и терроризма, попытками свернуть страны региона с избранного ими пути демократического, правового и светского пути развития.

В Центральной Азии процесс усиления исламского фактора и радикализации религии начался вследствие ослабления традиционных рычагов давления разваливающегося централизованного государства, а также прямого воздействия извне.

Основные факторы усиления ислама и его политизации в республике следует подразделять на внешние и внутренние.

Внешние факторы:

1) геополитический;

2) внешнеполитический;

3) религиозный;

4) военно-политический;

5) культурно-идеологический.

Внутренние факторы:

1) религиозно-идеологический;

2) экономический;

3) социальный;

4) психологический.

Анализ истории показывает, что активизация процесса политизации религии в той или иной стране приводит к различным формам нестабильности и качественному понижению порога предсказуемости событий. Это, в свою очередь, тормозит социально-экономическое развитие любой страны.

Использованные источники:

1. Конституция Республики Узбекистан, 8 декабря 1992 г. -Т.: Узбекистон.

2. Каримов И.А. Узбекистон XXI аср бусагасида: хавфсизликка таЬдид, баркарорлик шартлари ва тараккиёт кафолатлари. -Т.: Узбекистон, 1997.

3. Каримов И.А. АллоЬ калбимизда юрагимизда. -Т.: Узбекистон, 1999.

4. «Виждон эркинлиги ва диний ташкилотлар тугрисида»ги Узбекистон Республикаси Конунининг янги таЬрири. -Т.: Адолат. 1998. -С.22.

5. 1998 йил 16 февраль куни Узбекистон Республикаси Ташки ишлар вазирлигида утказилган майаллий ва хорижий оммавий ахборот воситалари учун утказилган брифинг. УзА. // Халк сузи", 1998

6. Мунавваров З., Ъасанов А. Ислом: Ьанафийлик ва ваШобийлик. -Т.: МовароуннаЬр, 1998.

7. Ъуснидинов З. Ислом: мазЬаблар, окимлар, йуналишлар. -Т.: Комус, 2000.

8. Ёвкочев Ш.А. Политизация религии и проблема исламского экстремизма в современном Египте. Дисс.канд.полит.наук. -Т.: ТашГИВ. 2000.

9. Жданов Н.В. Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. -М.: Наука, 1989.

10.Игнатенко А. Халифы без халифата. -М.: Наука, 1988.

УДК 336.02

Дзагоева М.Р., доктор экономических наук

профессор

Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации (Финуниверситет) Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова

Ленц Е.С. студент 3 курса финансово-экономический факультет Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации (Финуниверситет)

Доева Д. Т. магистрант

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л.

Хетагурова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрены основные проблемы регионального финансово-бюджетного контроля. За основу исследования взята Контрольно-счетная палата РСО-Алания. Проведен анализ государственного финансового контроля. Выявлены проблемы и представлены пути их разрешения.

Ключевые слова: республиканский бюджет, финансово-бюджетный контроль, Контрольно-счетная палата, бюджетное законодательство.

Стильная и стабильная власть невозможна без контроля, дисциплины и ответственности. Финансовый контроль, является одним из этапов бюджетного процесса и важнейших функций управления, содействует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.