Научная статья на тему 'Совершенствование экономической модели общества как условие развития способностей человека'

Совершенствование экономической модели общества как условие развития способностей человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трифонов Е. В.

Выбор модели экономического развития является особенностью современного момента. Действующая модель экономического развития имеет цель создания благополучия для абсолютного меньшинства нации, буквально, единиц собственников-монополистов. Настоятельным требованием становится формирование экономической модели, имеющей цель благополучия всех и каждого члена общества. В статье делается вывод, что демократизация отношений собственности, формирование демократической модели экономического развития – это необходимое и достаточное условие благополучия и совершенствования способностей каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономической модели общества как условие развития способностей человека»

2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. с англ./ Сост. Р.И. Капелюшников. -М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

© Трифонов Е.В.*

Норильский индустриальный институт, г. Норильск

Выбор модели экономического развития является особенностью современного момента. Действующая модель экономического развития имеет цель создания благополучия для абсолютного меньшинства нации, буквально, единиц собственников-монополистов. Настоятельным требованием становится формирование экономической модели, имеющей цель благополучия всех и каждого члена общества. В статье делается вывод, что демократизация отношений собственности, формирование демократической модели экономического развития - это необходимое и достаточное условие благополучия и совершенствования способностей каждого человека.

В условиях новейшей экономики основным экономическим ресурсом становятся инновационные способности человека. Для развития инновационных способностей каждого человека необходимы соответствующие экономические условия. На наш взгляд, такими условиями, раскрывающими безграничные способности каждого человека, являются демократизация отношений собственности, формирование демократической модели экономики, изменение экономической цели развития, направленной на создание условий благополучия и развития способностей каждого человека.

Целью исследования в статье является изучение влияния демократической модели экономики на совершенствование способностей человека. Для достижения цели исследования ставятся задачи: во-первых, показать необходимость демократизации экономики; во-вторых, определить основные концепции совершенствования человека; в-третьих, выяснить содержание нового качества жизни людей как современного этапа совершенствования способностей человека.

Необходимость демократизации экономики

Человечество достигло впечатляющих результатов в области научно-технического творчества. Оно стоит на пороге новых технических и технологических прорывов. Технические и технологические достижения современно-

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и финансов, кандидат экономических наук, доцент.

го общества внушают надежду на огромные возможности совершенствования человека, общества и государства. Существуют два основных взгляда на возможности модернизации экономики: технократический и гуманитарный.

Технократический подход предполагает, что условием совершенствования человеческого общества может быть единственно технический прогресс и совершенствование технологий. Технократы считают, что развитие технологий человеческой деятельности в разных отраслях экономики - необходимое и достаточное условие благоустройства общества, государства и каждого человека. Внутри технократического направления имеет место множество вариантов того, какие виды технического прогресса являются наиболее эффективными и желательными. Однако все варианты технократического подхода совершенствования человека имеют своим основанием абсолютизацию техники, технологии, управления, организации общественной деятельности. Действительно, технический прогресс и, в частности, нанотехнологии способны продвинуть человечество к новым достижениям и возможностям. Однако без совершенствования общественных отношений, которые качественно меняют положение отдельного человека, качественно изменяют самого человека, его внутренний мир, его отношение к самому себе и к окружающим, надежды только на технические и технологические усовершенствования могут оказаться опасными и даже гибельными для человечества. Без совершенствования общества, государства и самого человека только технический прогресс может породить человеконенавистника - питекантропа с атомной бомбой в кармане, которая может быть использована протии общества.

Существующие ныне общественные отношения, ценности современного общества неминуемо будут плодить множество камикадзе-террористов в постоянно возрастающих масштабах. Только технократические рецепты совершенствования общества, государства и человека по меньшей мере являются односторонними и недостаточными, а по большей мере - опасными и тупиковыми. Обязательным условием совершенствования общества, государства и человека является совершенствование всей системы общественных отношений, центральным содержанием которых является кардинальное изменение положения человека в обществе, формирование на этой основе творческой, гуманистически настроенной личности. Обязательным, важнейшим условием благоустройства общества является гуманитарный подход наряду с технократическим.

Гуманитарный подход благоустройства общества означает необходимость совершенствования всей системы общественных отношений. Поскольку система общественных отношений имеет в значительной степени иерархический характер, постольку необходимым и достаточным условием совершенствования общества, государства и человека является совершенствование экономических отношений и, прежде всего, совершенствование отношений собственности, как главного жизнеобеспечивающего условия творческой деятельности людей.

Собственность обеспечивает условия жизнедеятельности человека. Количество и качество благ, располагаемых индивидом, создает предпосылки его развития и совершенствования. Процесс развития и совершенствования человека создает материальную основу его самовыражения и самоопределения в обществе. Собственность определяет условия открытия и развития дарований и талантов человека, материального процветания и проявления огромных творческих способностей широких слоев населения.

Концепции совершенствования человека

Концепции оценки положения человека в обществе имеют методологическое значение. Причем речь идет о положении не абстрактного, не существующего человека, а о положении живого человека, реальной личности, конкретного индивида.

Имеют место две основные, противоположные концепции, характеризующие положение и роль человека в обществе.

Первая, господствующая концепция, определяет человека как существо глубоко порочное, состоящее из недостатков, неспособное и ограниченное, нуждающееся в контроле и управлении со стороны «достойных», лучших членов общества. Человек оценивается как тварное создание, вышедшее из грязи и судьба которого снова превратиться в прах. Главной заботой такого человека является удовлетворение своих материальных потребностей ради сохранения своего животного состояния. Подобный человек не в состоянии управлять ни собой, ни тем более ни обществом, ни государством. Господствующая концепция человека основана на признании того, что внутри человека нет предраспо-ложенностей к самосовершенствованию своей и окружающей природы. Считается, что только узкоэгоистический интерес способен побудить человека к активной производительной, эффективной деятельности.

Согласно этой концепции, человек нуждается в управителе, который единственно способен определить систему ценностей, целей и потребностей людей. Именно продвинутые, «избранные» среди людей, «ведущие» человеческого общества, достойны чести, славы, собственности, богатства и благополучия. Деление общества на достойных и недостойных людей - главный порок обустройства общества, основа господствующей на протяжении тысячелетий концепции, на которой построен современный мир людей. Это исходное методологическое положение, - краеугольный камень прошлых, настоящих и будущих бед человечества.

Противоположная концепция совершенно иначе оценивает любого конкретного человека, для которой человек - это венец природы, совокупность разнообразных дарований и талантов. Гуманисты от древнеегипетского жреца Гермеса Трисмегиста до Христа и от Христа до современных гуманистов считают человека высшей ценностью мира. Каждый человек - дитя Божье, образ и подобие Бога, наделенный всеми возможностями созидателя и творца. Человек способен не только раскрыть все тайны мира, природы и обще-

ства, но и стать созидателем, творцом «второй» природы. В человека заложены возможности, потенции бесконечного совершенствования.

Высшее назначение человека - в самосовершенствовании, в обнаружении, поддержании, проявлении и развитии «божией искры», заложенной в каждого. Творческие и созидательные задатки имеет каждый человек, и задачей каждого является обнаружить и реализовать эти возможности. Назначение человека - «найти себя», свой дар, свой талант и реализовать их на радость себе и окружающим людям. Человек появляется на свет, чтобы созидать, творить нечто новое. Главная цель и ценность человека заключается в поиске, в движении к совершенству.

В человека заложены огромные потенции совершенствования, поэтому целью и главной ценностью человеческого общества и отдельного человека является не убогая максимизация прибыли, а совершенствование, «обожествление» человека. Экономической целью является не максимизация прибыли единичных собственников, а раскрытие божественного дара, заложенного в каждого человека.

Целью и высшей ценностью каждого отдельного человека является обнаружить в себе божественный дар, развить его до уровня совершенства на благо себя и окружающих людей. Найти себя, обнаружить себя, свои высшие божественные способности - не только благо, но и высшая ответственность самого индивида, родителей, общества и его организаций, занимающихся воспитанием, «выращиванием», раскрытием, закреплением и развитием его индивидуальных дарований и талантов.Если каждый человек достигнет совершенства в развитии своих дарований и талантов, то уровень и эффективность производства сделает экономические проблемы менее актуальными, чем в настоящее время. Не максимизация прибыли, а максимизация развития дарований и талантов каждого члена общества сделает мир экономически благополучным [2, с. 185].

Современный этап совершенствования способностей человека

Исходным и определяющим моментом в совершенствовании человека является изменение положения каждого индивида в обществе,что предполагает, прежде всего, распространение собственности на капитал среди всех членов общества, превращение каждого и в собственника, и в труженика.

Сегодняшнее состояние человека можно назвать критическим. По-моему мнению, главной причиной асоциального поведения части граждан является общее неустройство общества и государства. Оно связано с тем, что человек не является высшей ценностью данного сообщества. Человек есть только средство достижения максимального богатства для привилегированной части общества. Экономическое положение современного человека неустойчивое и несамодостаточное; социальное положение - подчиненное и зависимое; политическое положение человека характеризуется отсутствием самоиндентификации

большинства людей и отсутствием средств выражения и защиты их непосредственных интересов.

Необходимость общественных преобразований в нашей стране не вызывает сомнений. Началом общественных преобразований, которые бесконечны, являются преобразования отношений собственности. Изменение экономического, социального, политического и правового положения непосредственных созидателей материального и духовного богатства, является целью демократизации собственности.Демократизация собственности - это путь человека к вершинам духовного прозрения и просветления. Именно духовное совершенство человека станет условием полного использования потенциала, заложенного в человека. Духовно богатый, наполненный любовью к людям, человек становится источником всеобщего процветания и развития.

Демократизация собственности, становление гражданского общества и демократизация государства становятся условием формирования свободной, творческой личности граждан. Совершенствование условий общественной жизни непосредственно влияет на положение трудящегося человека. Все предшествующие исторические эпохи отличались стремлением построить рай на земле для избранных. Нынешняя стадия развития цивилизации вышла на рубеж необходимости освобождения каждого члена общества от отношений господства, подчинения, зависимости и эксплуатации. Практической потребностью становится обеспечение свободы, демократии и благоустройства для каждого члена общества.

Модернизация собственности, экономики, общества и государства окажется эффективной, если в результате будет достигнуто новое качество жизни населения. Под новым качеством жизни населения понимается создание общественных условий, имеющих цель развития способностей и сверхспособностей каждого человека. Модернизация общества получает осмысленность, если она изменит мировоззрение людей, а ценности жизни, мира и творчества станут смысложизненными ориентирами совершенствования и процветания человеческой цивилизации.

Основные проблемы общества связаны с самочувствием каждого человека, которое определяется экономическим, социальным, культурным, идеологическим, общественно-политическим положением человека в обществе. Особую актуальность приобретают мировоззренческие проблемы, проблемы ценностей, которые определяют качество поведения и выбора людей. Особенно востребованными становятся такие качества людей, как представление жизни как высшей ценности всего живого; стремление к социальному миру и сотрудничеству; желание творчества и созидания как условия жизни и благоустройства каждого члена общества.

Мировоззренческие ценности жизни, мира, творчества становятся смыс-ложизненными ориентирами совершенствования и процветания человеческой цивилизации. Изменение человека, качественное совершенствование его мировоззрения является предпосылкой и условием модернизации эко-

номики, общества и государства. Без качественного изменения мировоззрения человека техническая модернизация общества может получить отрицательный эффект, вплоть до уничтожения всего человечества.

Чтобы изменить мировоззрение человека, необходимы усилия по изменению экономического и общественно-политического положения человека в обществе. Каждый человек из средства благоустройства меньшинства должен стать высшей целью общественного прогресса. Конечной целью демократизации отношений собственности является коренное изменение общественного положения человека - собственника и труженика. Определение доли собственности каждого члена общества уже меняет положение человека. Новый уровень доходов собственника и труженика превращает гражданина в основного собственника, он постепенно становится основным держателем финансовых ресурсов, его поведение и выбор становится основным фактором экономического развития. Экономическое поведение и выбор миллионов становится общественным выбором, производство и потребление оптимизируются, платежеспособный спрос населения становится гарантом устойчивого экономического развития.

Некоторые экономисты считают, что новое качество жизни - это стандартизация условий жизни [1, с. 40]. На самом деле, новое качество жизни представляет собой индивидуализацию условий жизни каждого члена общества. Индивидуализация условий жизни способствует созданию среды, раскрывающей и проявляющей индивидуальные таланты, способности и дарования людей. Качество жизни - это такие индивидуальные условия жизни, которые в наибольшей степени раскрывают индивидуальные способности каждого человека. Под качеством жизни следует понимать общественные условия, обеспечивающие совершенствование способностей, дарований и талантов каждого человека на земле.

В результате исследования можно сделать следующие выводы: во-первых, под демократической модернизацией экономики следует понимать изменение экономической системы в интересах всех и каждого члена общества; во-вторых, в оценке возможностей совершенствования человека существуют две противоположные концепции: на концепция отказывает возможности совершенствования человека, другая настаивает на необходимости и возможности совершенствования способностей каждого человека; в-третьих, характеристикой современного этапа совершенствования человека является новое качество жизни, под которым понимается демократизация экономических отношений, когда главной целью и ценностью обществ становится человек с его огромным, слабо используемым потенциалом совершенствования.

Список литературы:

1. Степченко Е.В. Уровень и качество жизни населения как факторы устойчивого развития России [Текст]: монография / Е.В. Степченко, В.П. Хрен-ков, В.Ю. Лапшин. - Тамбов, 2009.

2. Трифонов Е.В. Демократизация отношений собственности [Текст]: монография / Е.В. Трифонов. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012.

ДОМИНИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Шабуня М.Г.*

Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск

В статье рассматриваются основные причины доминирования интеллектуальных институтов в современной экономике, анализируются функции и условия возникновения институтов образования, науки и интеллектуальных корпораций.

Интеллектуальные институты возникают в экономике как крупные не планируемые продукты интеллектуальной деятельности. Индивид, в процессе творческой деятельности, реализовывает свои потребности сообща всевозможными способами. Найдя приемлемые образцы поведения, индивид превращает их в стандартизированные обычаи и привычки. В дальнейшем, эти шаблоны принимаются обществом и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Собирая, систематизируя и подтверждая практикой формирование интеллектуальных институтов, индивид может изменять и развивать их.

Основные причины возникновения и функции интеллектуальных институтов представлены в табл. 1.

Образование представляет собой интеллектуальный институт, имеющий структуру, основными элементами которой являются учебно-воспитательные учреждения, учебный процесс, наличие объективного статуса людей, социальных норм, стандартов поведения людей, оценка их деятельности и санкции. Определяя образование как институт, необходимо выделять два аспекта: структурный и функциональный. Их взаимодействие обуславливает развитие и самосохранение института.

В научной литературе существуют различные точки зрения относительно содержания функций института образования. Выделяются такие функции, как трансляция знаний и социального опыта от поколения к поколению, ценностно-ориентировочная функция, гуманистическая и адаптационная [1]. Дополняется этот список моральной функцией, и функцией политической. Исследователями рассматриваются функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и общества в целом.

* Преподаватель кафедры «Экономическая теория».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.