ИССЛЕДОВАНИЕ
Трифонов Е.В.1
1 Норильский индустриальный институт
Модели экономического и творческого человека
АННОТАЦИЯ:
В экономической науке и на практике господствует модель экономического человека. Максимальное удовлетворение потребностей при ограниченных и постоянно сокращающихся ресурсах предвещает ограниченные исторические рамки цивилизации. В статье отмечается, что обнаружение неиссякаемых экономических ресурсов общества -бесконечно развивающихся интеллектуальных способностей миллионов творческих людей - создает предпосылки оптимистического и процветающего будущего. В статье делается вывод, что появление творческих людей напрямую зависит от практической реализации теории системной демократизации отношений собственности. Материалы статьи могут быть полезны специалистам, занимающимся разработкой перспективных моделей социально-экономического развития страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономический человек, ограниченность ресурсов, творческий человек, неограниченность интеллектуальных ресурсов, демократизация собственности, системная демократизация собственности, демократическая цивилизация, культ творчества
JEL: J24, O15, O34
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Трифонов Е.В. Модели экономического и творческого человека // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 6. — С. 625-636. — doi: 10.18334/ce.10.6.35289
Трифонов Евгений Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Норильский индустриальный институт ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 13.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.06.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.6.35289
(с) Трифонов Е.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Модель экономического человека — это система общественно-экономических отношений, опосредующих, определяющих поведение и выбор человека в обществе. Эта модель порождает многочисленные противоречия, экономические и политические «провалы» общества. Необходима новая модель человека, которая преодолеет противоречия модели экономического человека. Такой моделью может быть модель творческого человека, который создает возможности оптимистического будущего и решение проблемы ограниченности экономических ресурсов на планете.
В статье ставятся следующие задачи исследования. Во-первых, приводятся аргументы исчерпания модели экономического человека. Во-вторых, дается обоснование перспективности модели творческого человека в экономике. В-третьих, приводятся доказательства демократизации отношений собственности как генерального условия становления модели творческого человека в экономике.
Модель экономического человека
Индивидуализм, рациональность и стремление максимизировать полезность (потребление) определяют признаки модели экономического человека.
Экономический человек как система общественных отношений появляется в условиях ограниченных ресурсов. Это субъект, озабоченный необходимостью рационального выбора с целью удовлетворения своих бесконечных потребностей. Это, прежде всего, эгоист, стремящийся удовлетворить свои потребности, независимо от уровня удовлетворения потребностей другими людьми. Несмотря на уровень удовлетворения потребностей в обществе, рациональный эгоист делает свой выбор по максимальному удовлетворению своих потребностей при ограниченных ресурсах общества. «Экономическое поведение есть максимизирующее поведение при наличии ограничений. Неоклассическая экономическая наука в целом есть не более чем расшифровка этого принципа... В классической экономической науке анализ в конечном счете возвращается к исходному пункту -максимизирующим действиям индивидов.» [1, с. 278].
Формула максимального удовлетворения потребностей в условиях ограниченных возможностей общества означает объявление экономической, социальной, политической и идеологической войны всех против всех. Если иметь в виду, что принцип максимального
удовлетворения потребностей в условиях ограниченных ресурсов есть формула поведения и выбора не всех, а только привилегированной части общества, то это означает объявление войны меньшинства в отношении большинства.
Приведенная формула в экономике выглядит как стремление собственников капитала максимизировать прибыль путем снижения издержек производства и обращения. Поскольку заработная плата является основным элементом издержек и в большей степени подвержена изменениям, постольку современная теория и практика рекомендуют, прежде всего, снижение заработной платы для достижения цели максимизации прибыли. Теория экономического человека культивирует социальные антагонизмы внутри страны и военные конфликты между народами. Теория экономического человека вызывает запредельное благополучие собственников капитала и запредельную деградацию остального населения. Деградация населения образует цивилизационный тупик современного общества, его возможный будущий распад и самоуничтожение.
Социально-экономическая природа экономического человека определяется ограниченностью производственных ресурсов, низкой производственной отдачей непосредственных работников, а также особенностями экономических и общественно-политических отношений на отдельных этапах исторического развития.
Следовательно, экономический человек — это субъект, стремящийся максимально удовлетворить свои потребности путем эффективного использования ограниченных экономических ресурсов. Приведенное определение экономического человека содержит принципиальные противоречия.
Во-первых, если цель максимизирующего потребления является общественной целью, то максимальное потребление всех членов общества вступает в глубокое противоречие с ограниченностью ресурсов, а также низкой производительной деятельностью работников.
Во-вторых, если цель максимизирующего потребления относится к частной цели привилегированных слоев населения (а это так и есть, хотя нигде внимание на этом не акцентируется), то в обществе имеет место противоречие между сверхпотреблением богатых и прямым недопотреблением бедных слоев населения.
В-третьих, общество разъедает противоречие между необходимостью экономического роста и его ограничениями в
результате исчерпания ресурсов и деградацией основной массы населения.
Экономический человек не вечен, и возможности иной модели человека не отрицает В.С. Автономов, который является ведущим специалистом в области экономических моделей человека. «...Экономическая теория, особенно макроэкономическая, в принципе, может быть построена на основе другой поведенческой гипотезы помимо максимизации полезности.» [2, с. 18].
Однако теория экономического человека не только существует, но и господствует в современной системе экономических наук. Вместе с тем надвигающийся кризис цивилизации делает востребованным новую теорию поведения и выбора людей в новых общественных условиях. «В разных экономических системах Человек качественно различен по своему социально-экономическому бытию. Соответственно, принципиально различны цели и мотивы деятельности, социально-экономические нормы поведения человека и, следовательно, социально-экономическая природа этого актора» [3, с. 237]. Модель творческого человека отражает появление неограниченного экономического ресурса общества - творческих способностей миллионов творческих людей.
Современная экономическая теория и практика считает человека только фактором производства и не видит возможности бесконечного совершенствования способностей миллионов как решающего и бесконечного ресурса развития экономики и общества. Более того, появление массового творческого человека предполагает демократическую систему общественных отношений, когда трудящийся человек становится объектом особого внимания, а общественно-экономические отношения прямо направлены на повышение материального благосостояния и духовное развитие каждого человека.
Модель творческого человека
Творческий человек - это центральная фигура демократической общественно-экономической системы. Это качественно новый человек, для которого высшей ценностью является потребность в самореализации или в творческой деятельности. Это человек, который продуцирует новые идеи и проекты развития техники, технологии и инновации во всех областях научной и практической деятельности. Это высокопроизводительный человек, он производит продукцию и услуги, многократно превышающие пожизненно потребляемые им блага.
Развитие творческих способностей каждого человека происходит по трем основным направлениям.
Во-первых, развитие творческих способностей предполагает многократное усиление памяти, а также поиск центров, управляющих в нашем мозгу творческими способностями и сверхспособностями.
Во-вторых, исследование психологических возможностей раскрытия талантов и способностей; формирование установки на творческую деятельность; преодоление психологических преград, тормозящих развитие творческих способностей.
В-третьих, создание благоприятных общественных условий развития творческих талантов на основе изменения общественного положения каждого человека.
Общество принимает на себя ответственность за развитие творческих способностей своих членов. Система образования призвана формировать креативное мышление учащихся. Креативное образование должно охватывать всю систему воспитания: от детских садов и учебных заведений до производственных предприятий и учреждений непроизводственной сферы. В структуре креативной экономики преобладают предприятия и учреждения творческого характера. Творчество становится основным инструментом, необходимым для освоения и расширения ресурсов. Творчество становится массовым явлением.
Творческие способности человека преимущественно определяются биологическими, психологическими и общественными предпосылками. Для развития творческих способностей необходимы генетические исследования и выявление генов, непосредственно определяющих творческие способности.
Психологические исследования творческих способностей человека заключаются в поисках способов расширения памяти, а также возможностей формирования целевых установок на творчество. Общественные исследования творческих способностей человека предусматривают определение социально-экономических и общественно-политических условий, благоприятствующих развитию способностей и сверхспособностей каждого человека.
Поскольку развитие способностей человека может иметь созидательный и разрушительный характер, необходимо коренное изменение мировоззрения людей, утверждение, распространение и превращение в деятельность идей мира, жизни, благоустройства и созидания общества счастливых людей.
Массовое воспроизводство творческих людей вызывает массовое распространение творческого труда в обществе. Экономика приобретает новые черты, связанные с преодолением ограниченности природных ресурсов. Творческий человек приходит на смену экономическому человеку. Неограниченный творческий ресурс человечества преобразует современную цивилизацию.
Экономическая ограниченность ресурсов преодолевается развитием неограниченных творческих способностей миллионов людей. Развивающийся экономический ресурс - интеллектуальные, творческие способности миллионов творческих людей — является бесконечным ресурсом развития. Появление творческих способностей миллионов означает изменение целей и ценностей, практически реализуемых в обществе. В отличие от индивидуальных целей экономического человека, появляется индивидуальная цель творческого человека.
Высшей потребностью творческого человека становится творческий процесс созидания новой техники и технологии, новых идей в материальном и духовном производстве. Целью экономического выбора творческого человека является создание инноваций для благоустройства и развития человека и общества.
Процесс массового создания инноваций на основе безграничных интеллектуальных ресурсов есть формула поведения и выбора миллионов творческих людей. Массовый творческий труд многократно повышает индивидуальную и общественную производительность труда. Общество оказывается способным эффективно решать задачи повышения материального благополучия и духовного развития всех членов общества.
В предыдущие эпохи творчество человека имело преимущественно производный и эволюционный характер. В настоящее время творчество приобретает самостоятельный и революционный характер. Как раньше человечество выжило благодаря творческой активности нарождающихся людей, так в настоящее время судьба цивилизации зависит от качественно нового уровня развития созидательных сил человечества. «.Главным продуктом любой творческой деятельности является сам творец, человеческий индивид, новое состояние его личности и связей с внешним миром. Самое главное и интересное в творчестве происходит не с вещами, не с операциями и не с абстрактными идеями, а с людьми. В конечном счете именно личность является в одинаковой степени и субъектом, и объектом творчества» [4, с. 72]. Творчество выражает главное ядро сущности
человека. «В широком смысле творчество - это переход небытия в бытие, внесение в мир нового, у которого не было прецедента существования или же для него не существуют правила создания» [5, с. 92].
Творчество - это изменение, но не любое изменение есть творчество. «Творчеством, во-первых, может считаться лишь созидание, а не разрушение и уничтожение; во-вторых, в творчестве создается ценность, а не просто какой-либо продукт, или некое изменение. Творец, самореализуясь, создает для других» [6, с. 38].
Объективные условия экономической жизни, переход от индустриальной к неоиндустриальной стадии развития усиливают потребность общества в творческих способностях людей. Инновационная экономика основана на глубоких качественных изменениях в техническом и технологическом состоянии общественного производства. Инновационная экономика невозможна без массового распространения творческой деятельности.
Современная действительность отличается тем, что создаются необходимые предпосылки перехода от экономического человека к творческому человеку. Творчество становится основным инструментом преобразования окружающего мира и приспособления его к потребностям людей. Творческие способности человека являются единственным практически неиссякаемым экономическим ресурсом развития общества.
Все названные изменения могут быть достигнуты только на основе системной демократизации отношений собственности. Системная демократизация отношений собственности действительно создает предпосылки прогрессивного развития всей совокупности общественных отношений.
Демократизация отношений собственности и творческий человек
Демократизация отношений собственности выражает отношения не присвоения-отчуждения, а отношения присвоения-наделения собственностью неограниченного числа членов общества. Демократизация отношений собственности есть процесс увеличения участия непосредственных работников и других членов общества в собственности. Демократизация отношений собственности есть институциональный процесс наделения правом собственности неограниченного числа членов общества.
Системная демократизация отношений собственности означает:
1. единство демократизации отношений собственности на средства производства и демократизации отношений собственности в экономической системе;
2. единство демократизации экономической собственности и демократизации юридической собственности, а также единство демократизации отношений собственности и демократизации совокупности общественных отношений.
Демократизация отношений собственности образует массовый социальный слой трудособственников, т.е. субъектов, одновременно являющихся и трудящимися, и собственниками - массовый средний класс. Происходит прямое и непосредственное соединение труда, управления и собственности на стороне массового социального слоя трудособственников. Формируется качественно новая система экономических отношений в интересах всех и каждого члена общества. Повышается эффективность экономического развития путем преодоления огромных потерь, связанных с милитаризацией, кризисами, инфляцией, безработицей, общим торможением развития экономики в результате слабого внутреннего спроса и слабого развития внутреннего рынка.
Собственность - это не только условие поддержания жизни каждого человека, но и условие обнаружения, развития и реализации способностей каждой личности. Демократизация отношений собственности - не самоцель, а средство образования нового качества жизни населения.
Новое качество жизни населения - это совокупность социально-экономических и общественно-политических отношений, обеспечивающих благосостояние и развитие способностей и сверхспособностей каждого человека. Условиями и этапами формирования нового качества жизни населения являются: демократизация отношений собственности - формирование демократической модели экономики и демократической экономической системы - демократизация социальной структуры общества, превращение трудособственников в гарантов и условие демократизации общества - развитие гражданского общества, общественная активность и общественное творчество граждан страны - демократизация государства, выполняющего волю и стремления социального большинства общества -образование демократической цивилизации, высшей ценностью которой становится совершенствование личности каждого человека.
Демократизация отношений собственности создает условия для оптимистического будущего человеческой цивилизации. В рамках демократической цивилизации противоречие между растущей численностью населения мира и ограниченностью ресурсов решается следующим образом. Во-первых, демократическая цивилизация, образуемая на основе единства демократической экономической системы и демократической политической надстройки, создает возможности обнаружения, развития и реализации многообразных способностей, дарований, талантов и гениальности неограниченного числа членов общества.
Появление креативного, духовно совершенного человека следствием своим образует высокоэффективную экономику. Это такая экономика, в которой каждый человек на основе творческих открытий предоставит обществу богатство, многократно превышающее сумму пожизненно потребляемых благ. Во-вторых, инновационный, креативный труд миллионов в условиях демократической цивилизации образует инновационный уклад, преодолевающий ограниченность ресурсов. Неограниченными ресурсами становятся интеллектуальные ресурсы миллионов творческих людей.
Демократический путь решения проблем жизнедеятельности людей заключается в коренном изменении общественного положения человека. Определяющими условиями коренного изменения положения человека в обществе и массового распространения творческих людей являются: системная демократизация отношений собственности или распространение собственности среди неограниченного числа членов общества; общественно-политические отношения, благоприятствующие развитию способностей и сверхспособностей людей; система воспитания и образования, формирующая высшие ценности мира, жизни, благополучия и творчества в жизнедеятельности каждого человека. Распространение массового творческого труда превращает проблему избыточного населения в фактор процветания общества, ограниченность экономических ресурсов теряет свою актуальность в результате безграничного развития творческих ресурсов, а низкая отдача современных работников уступает место многократно возросшей производительности индивидуального и общественного труда.
Высшей ценностью и целью общества системной демократизации отношений собственности становится человек. Экономической целью является не максимизация прибыли единичных собственников, а открытие и реализация способностей, дарований и талантов каждого
человека. Обнаружить и реализовать свои высшие способности - не только благо, но и высшая ответственность самого индивида, родителей, общества и его организаций, занимающихся воспитанием, «выращиванием» и реализацией индивидуальных дарований и талантов каждого человека.
Заключение
1. Модель экономического человека не решает, а обостряет проблему ограниченности ресурсов, создает пессимистические, а не оптимистические перспективы развития экономики и общества.
2. Модель творческого человека обнаруживает безграничные экономические ресурсы - интеллектуальные ресурсы миллионов творческих людей.
3. Переход от модели экономического человека к модели творческого человека предполагает коренное изменение положения человека в обществе на основе практической реализации системной демократизации отношений собственности.
ИСТОЧНИКИ:
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - 4-е изд. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 720
с.
2. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. - СПб: Экономическая
школа, 1998. - 229 с.
3. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Еще раз к вопросу о трактовке человека в марксистской
теории // Философия хозяйства. - 2014. - № 1. - С. 231-244.
4. Любутин К.Н., Коряковцев А.А. Антропология творчества сквозь призму марксистской
традиции // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2010. - Т. 73. - № 1. - С. 59-72.
5. Ильин В.В. Интеллект как творчество: энергия самоутверждения // Философия
хозяйства. - 2012. - № 2. - С. 86-93.
6. Самохвалова В.И. Творчество и энергии самоутверждения // Вопросы философии. -
2006. - № 5. - С. 34-46.
Evgeny V. Trifonov, Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Chair of Accounting and Finance, Norilsk Industrial Institute
Models of an economic and creative person
ABSTRACT
The model of an economic person is the leading one in the economic science and in real life. The maximum meeting of needs with limited and continuously decreasing resources predicts historical limits of the civilization. The article notes that discovery of the social inexhaustible resources, such as continuously developing intellectual abilities of millions of creative people, creates conditions for the optimistic and thriving future. The article draws the conclusion that emergence of creative people directly depends on the practical implementation of the theory for the system democratization of property relations. Materials of the article may be useful for the experts who develop prospect models of the country's social and economic development.
KEYWORDS: economic person, limited character of resources, creative person, limitless character of intellectual resources, democratization of property, system democratization of property, democratic civilization, creativity cult