Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса - основа демократизации собственности'

Развитие малого и среднего бизнеса - основа демократизации собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / РЕМЕСЛЕННОЕ ИСКУССТВО / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PRIVATE PROPERTY / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ / DEMOCRATIZATION OF PROPERTY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / HANDICRAFT ART

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонов Евгений Васильевич

Автор проводит идею о том, что распространение малого и среднего бизнеса формирует класс массового собственника. Малый предприниматель это и труженик, и собственник. Развитие малого и среднего бизнеса является важнейшим направлением демократизации отношений собственности и качественного улучшения положения человека в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Small and Medium-Sized Businesses Is the Basis of Democratic Ownership

The writer draws on the idea that the proliferation of small and medium businesses forms the class of mass owners. A businessman in a small business is a hard worker and an owner. Development of small and medium-sized businesses is the major direction of democratization of the ownership relation and improving the quality of the position of an individual in the society.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса - основа демократизации собственности»

развитие малого

и среднего бизнеса - основа демократизации

собственности

Трифонов Евгений Васильевич

доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Норильский индустриальный институт nfatet@mail.ru

_Аннотация

Автор проводит идею о том, что распространение малого и среднего бизнеса формирует класс массового собственника. Малый предприниматель - это и труженик, и собственник Развитие малого и среднего бизнеса является важнейшим направлением демократизации отношений собственности и качественного улучшения положения человека в обществе.

Ключевые слова: малый бизнес, ремесленное искусство, частная собственность, демократизация собственности, государственная поддержка

Демократизация отношений собственности преследует цель разбудить вулкан народного творчества, для чего необходимо изменить экономическое, политическое и правовое положение отдельного человека. Первым шагом на этом пути является демократизация отношений собственности, то есть распространение собственности на капитал до каждого члена общества. Частная собственность каждого человека - это его свобода, независимость и самодостаточность. Это условие проявления дарований и талантов каждого. Это первый шаг глубоких общественных преобразований в целях раскрепощения человека. Частная собственность, распространенная на непосредственных тружеников - это гарантия от деградации, это условие поддержания созидательных, творческих начал в развитии государства и общества. В условиях демократизации собственности появ-

ляется и поддерживается в обществе культ созидания и творчества, а главным героем становится не спекулянт, а действительный, реальный созидатель и творец, производящий все новые и новые идеи совершенствования общества и общественных отношений, а также идей внедрения технических, технологических, организационных и управленческих нововведений.

В целях совершенствования человека, общества и государства настоятельной становится необходимость демократизации отношений собственности. Распространение и развитие малого и среднего бизнеса - это процесс демократизации частной собственности.

Соединение собственности, труда и управления в малом бизнесе

Под малым предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная, творческая, рисковая деятельность реальных экономических субъектов, направленная на удовлетворение общественных потребностей и получение дохода в виде нормальной прибыли.

В этом определении можно выделить, как минимум, три отличия малого предпринимательства от крупного:

- во-первых, субъектом малого предпринимательства при любой организационно-правовой форме бизнеса является реальный субъект, конкретный индивид. В крупном бизнесе субъект предпринимательства прикрыт правовой формой юридического лица;

- во-вторых, малый бизнес прямо и непосредственно связан с потребителями, поэтому деятельность малого предпринимателя прямо и непосредственно направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей конкретного потребителя. Крупный бизнес удовлетворяет потребности людей во вторую очередь, поскольку на первом плане интересов крупного бизнеса стоит максимизация прибыли;

- в-третьих, предприниматель малого бизнеса находится среди множества себе подобных, поэтому вынужден вступать в конкурентную среду и получать нормальную прибыль. Крупный предприниматель находится в преимущественно

частная собственность каждого человека -это его свобода, независимость и самодостаточность

ЕЕ

=

ЕЕ

частная

„собственность, распространенная г непосредственных

_тружеников -

это гарантия

от деградации, это овие поддержания озидательных, _творческих

начал в развитии

_государства

_и общества

монопольном положении, результатом чего является извлечение монопольно высокой прибыли. Малое предпринимательство представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников. Малый бизнес - это сфера приложения индивидуальных способностей человека, самореализации его личности. Главная черта малого бизнеса - соединение собственности, труда и управления, что дает одновременно преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса. Соединение собственности, труда и управления в малом бизнесе дает преимущества в конкурентоспособности:

1) упрощается и ускоряется процесс принятия управленческих решений, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросам потребителей, разрабатывать и осваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных;

2) малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля за работниками и менеджерами, что дает большую экономию на

кладных расходах;

малый бизнес благодаря непосредственному онтакту и взаимоконтролю членов малой груп-ы обеспечивает более высокую интенсивность и дисциплину труда [1, с.9].

Низкий уровень развития малого бизнеса в России

Экономический эффект развития малого бизнеса состоит в том, что малые и средние предприятия в развитых странах создают 50-60% валового внутреннего продукта. В сфере малого бизнеса осуществляется большая часть всех инвестиций (до 60%), бюджет получает значительную часть всех налогов (до 50%), в этой сфере занято 50-70% рабочей силы.

Уровень развития малого предпринимательства в России крайне низок. Количество малых и средних предприятий стабильно не растет, а колеблется в разные годы от 850 тыс. до 1 млн предприятий. Малые и средние предприятия в развитых странах создают более половины валового внутреннего продукта, в то время как в нашей стране

этот показатель составляет всего 11-12%. Доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики страны колеблется в разные годы в пределах 10-16%. Особенно печальная картина отраслевой структуры малых предприятий. Основная масса малых предприятий действует в основном в торговле и общественном питании - в иные годы более 50% предприятий. В структуре малого и среднего предпринимательства крайне низка доля инновационного бизнеса. Практически отсутствует малый бизнес, связанный с интеллектуальной собственностью, тогда как малый бизнес в развитых странах - крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший катализатор научно-технического прогресса. В России в начале XXI в. произошло уменьшение доли субъектов малого предпринимательства в научно-технической среде с 4,2% в 2001 г. до 1,4% в 2005 г. [2]. Экономическая и криминальная ситуация выталкивает малый бизнес в теневую экономику, что составляет от 30 до 50% реального оборота. Реальная численность персонала малых предприятий выше официальной примерно на 70%, реальная заработная плата выше официальной почти на 90%, оборот занижается примерно на 70%, примерно на 50% выше официальных данных действительная численность малых предприятий [3]. Современная налоговая система прямо ограничивает развитие малого и среднего бизнеса. Система налогообложения предприятий не учитывает особенностей малого бизнеса и не делает различий между бизнесом мелким и крупным1.

Господдержка

Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса - одно из серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности.

1 Это не совсем верно: в России для малого бизнеса предусмотрено немало льгот, в том числе несколько льготных налоговых режимов, самый распространенный из которых - упрощенная система налогообложения, применяемая в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ, а также упрощена процедура ведения бухгалтерского учета и проч. - Прим. ред.

малый бизнес - это сфера приложения индивидуальных способностей человека,

самореализации его личности

поддержка среднего и малого предприни-

_мательства

_должна стать

_государственным

_приоритетом

)

не

пве п

Современная банковская система способствует усилению монополизации экономики, а не развитию конкурентных начал. Современные банки кредитуют и финансируют преимущественно крупные и крупнейшие монополистические компании, а сектор малого бизнеса получает крохи кредитных ресурсов. Так, банковскими кредитами пользуются лишь 27,9% малых предприятий, хотя 70% из них испытывают дефицит денежных средств [4].

Наличие и доступность финансовых ресурсов -основа успешного развития среднего и малого предпринимательства. Основными источниками финансовых ресурсов малого бизнеса являются государство, банковская система, фондовый рынок, корпорации и население. Выделяемые российским государством бюджетные средства на поддержку малого предпринимательства просто мизерны, по сравнению с развитыми странами. Если в развитых странах на поддержку малого бизнеса государства выделяют десятки миллиардов долларов, то в России - несколько десятков миллионов рублей. оддержка среднего и малого предприниматель-ва должна стать государственным приоритетом. осударственная поддержка развития малого и среднего бизнеса может включать следующие меры:

- организация системы благоприятных правовых, экономических и административных условий деятельности малых и средних предприятий;

- использование части государственных инвестиционных ресурсов на развитие отраслей экономики, основу которых составляют или будут составлять субъекты малого и среднего бизнеса;

- перераспределение части сверхприбыли естественных монополий в пользу малых и средних предприятий путем тарифного регулирования;

- принятие на себя основной части кредитных рисков в сфере финансирования среднего и малого предпринимательства. Социальный эффект развития малого бизнеса выражается в повышении уровня и качества жизни населения, в сокращении численности беднейших слоев населения. Формирование среднего класса в результате развития малого

бизнеса положительно сказывается на состоянии социальных отношений в обществе. Средний класс оказывает прямое влияние на преодоление чрезмерной дифференциации доходов, является необходимой основой стабильного гражданского общества. Развитие малого и среднего бизнеса является наиболее массовым средством формирования класса собственников, поэтому относится к самому массовому средству демократизации частной собственности.

Ремесленное искусство -индивидуальная продукция на рынке

Огромным резервом развития индивидуальной экономики, повышения занятости самых разных слоев населения от молодежи до пенсионеров, повышения благосостояния населения является восстановление и распределение ремесленного искусства в стране. Ремесленное искусство

- это прежде всего индивидуальное, или семейное хозяйство с целью производства и поставки на рынок уникальной, индивидуализированной продукции. Ремесленная продукция отличается от продукции конвейерного производства индивидуальностью, оригинальностью, невоспроизводимостью, а потому будет востребована потребителем.

Современное ремесленное производство будет основано на высокопроизводительном оборудовании, поэтому ремесленная продукция отличается не только оригинальностью и уникальностью, но и высоким качеством, не уступающим по качеству исполнения заводским и фабричным образцам. Массовое распространение ремесленного производства в стране обеспечит значительный прирост продукции потребительского назначения, прирост занятости населения и получение значительных дополнительных доходов населения.

Распространение ремесленного производства становится средством массовой демократизации частной собственности, поскольку ремесленник

- это одновременно и собственник, и труженик. Массовое распространение ремесленного производства способно превратить массы трудящихся в собственников, которые своим трудом, на осно-

средний класс

оказывает

прямое влияние

на преодоление

чрезмерной

дифференциации

доходов, является

необходимой

основой стабильного

гражданского

общества

ве собственных средств производства производят уникальную продукцию, с высокими потребительскими свойствами. Массовое распространение ремесленного производства формирует в массовом масштабе индивидуальную частную трудовую собственность как самую демократическую форму собственности.

Литература

1. Зангеева С., Романова Е. Зарубежный опыт поддержки и развития малого и среднего бизнеса/ Инвестиции в России. - 2004. - №4.

2. Лебедева Л., Витер Н., Петрова Н. Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ / Консультант директора. - 2006. - №16.

3. Малое предпринимательство в кризисном обществе (круглый стол)//Социологические исследования, 1999. - №7.

4. Новиков В., Шереги Ф. Малое предприятие и банки: пути расходятся? // Российский экономический журнал. - 1999. - № 9/10.

Yevgeny V. Trifonov

Associate Professor, Department of Accounting and Finance, Norilsk Industrial Institute

Development of Small and Medium-Sized Businesses Is the Basis of Democratic Ownership

_Abstract

The writer draws on the idea that the proliferation of small and medium businesses forms the class of mass owners. A businessman in a small business is a hard worker and an owner. Development of small and medium-sized businesses is the major direction of democratization of the ownership relation and improving the quality of the position of an individual in the society.

Keywords: small business, handicraft art, private property, democratization of property, state support

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.