развитие малого
и среднего бизнеса - основа демократизации
собственности
Трифонов Евгений Васильевич
доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Норильский индустриальный институт nfatet@mail.ru
_Аннотация
Автор проводит идею о том, что распространение малого и среднего бизнеса формирует класс массового собственника. Малый предприниматель - это и труженик, и собственник Развитие малого и среднего бизнеса является важнейшим направлением демократизации отношений собственности и качественного улучшения положения человека в обществе.
Ключевые слова: малый бизнес, ремесленное искусство, частная собственность, демократизация собственности, государственная поддержка
Демократизация отношений собственности преследует цель разбудить вулкан народного творчества, для чего необходимо изменить экономическое, политическое и правовое положение отдельного человека. Первым шагом на этом пути является демократизация отношений собственности, то есть распространение собственности на капитал до каждого члена общества. Частная собственность каждого человека - это его свобода, независимость и самодостаточность. Это условие проявления дарований и талантов каждого. Это первый шаг глубоких общественных преобразований в целях раскрепощения человека. Частная собственность, распространенная на непосредственных тружеников - это гарантия от деградации, это условие поддержания созидательных, творческих начал в развитии государства и общества. В условиях демократизации собственности появ-
ляется и поддерживается в обществе культ созидания и творчества, а главным героем становится не спекулянт, а действительный, реальный созидатель и творец, производящий все новые и новые идеи совершенствования общества и общественных отношений, а также идей внедрения технических, технологических, организационных и управленческих нововведений.
В целях совершенствования человека, общества и государства настоятельной становится необходимость демократизации отношений собственности. Распространение и развитие малого и среднего бизнеса - это процесс демократизации частной собственности.
Соединение собственности, труда и управления в малом бизнесе
Под малым предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная, творческая, рисковая деятельность реальных экономических субъектов, направленная на удовлетворение общественных потребностей и получение дохода в виде нормальной прибыли.
В этом определении можно выделить, как минимум, три отличия малого предпринимательства от крупного:
- во-первых, субъектом малого предпринимательства при любой организационно-правовой форме бизнеса является реальный субъект, конкретный индивид. В крупном бизнесе субъект предпринимательства прикрыт правовой формой юридического лица;
- во-вторых, малый бизнес прямо и непосредственно связан с потребителями, поэтому деятельность малого предпринимателя прямо и непосредственно направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей конкретного потребителя. Крупный бизнес удовлетворяет потребности людей во вторую очередь, поскольку на первом плане интересов крупного бизнеса стоит максимизация прибыли;
- в-третьих, предприниматель малого бизнеса находится среди множества себе подобных, поэтому вынужден вступать в конкурентную среду и получать нормальную прибыль. Крупный предприниматель находится в преимущественно
частная собственность каждого человека -это его свобода, независимость и самодостаточность
ЕЕ
=
ЕЕ
частная
„собственность, распространенная г непосредственных
_тружеников -
это гарантия
от деградации, это овие поддержания озидательных, _творческих
начал в развитии
_государства
_и общества
монопольном положении, результатом чего является извлечение монопольно высокой прибыли. Малое предпринимательство представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников. Малый бизнес - это сфера приложения индивидуальных способностей человека, самореализации его личности. Главная черта малого бизнеса - соединение собственности, труда и управления, что дает одновременно преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса. Соединение собственности, труда и управления в малом бизнесе дает преимущества в конкурентоспособности:
1) упрощается и ускоряется процесс принятия управленческих решений, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросам потребителей, разрабатывать и осваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных;
2) малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля за работниками и менеджерами, что дает большую экономию на
кладных расходах;
малый бизнес благодаря непосредственному онтакту и взаимоконтролю членов малой груп-ы обеспечивает более высокую интенсивность и дисциплину труда [1, с.9].
Низкий уровень развития малого бизнеса в России
Экономический эффект развития малого бизнеса состоит в том, что малые и средние предприятия в развитых странах создают 50-60% валового внутреннего продукта. В сфере малого бизнеса осуществляется большая часть всех инвестиций (до 60%), бюджет получает значительную часть всех налогов (до 50%), в этой сфере занято 50-70% рабочей силы.
Уровень развития малого предпринимательства в России крайне низок. Количество малых и средних предприятий стабильно не растет, а колеблется в разные годы от 850 тыс. до 1 млн предприятий. Малые и средние предприятия в развитых странах создают более половины валового внутреннего продукта, в то время как в нашей стране
этот показатель составляет всего 11-12%. Доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики страны колеблется в разные годы в пределах 10-16%. Особенно печальная картина отраслевой структуры малых предприятий. Основная масса малых предприятий действует в основном в торговле и общественном питании - в иные годы более 50% предприятий. В структуре малого и среднего предпринимательства крайне низка доля инновационного бизнеса. Практически отсутствует малый бизнес, связанный с интеллектуальной собственностью, тогда как малый бизнес в развитых странах - крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший катализатор научно-технического прогресса. В России в начале XXI в. произошло уменьшение доли субъектов малого предпринимательства в научно-технической среде с 4,2% в 2001 г. до 1,4% в 2005 г. [2]. Экономическая и криминальная ситуация выталкивает малый бизнес в теневую экономику, что составляет от 30 до 50% реального оборота. Реальная численность персонала малых предприятий выше официальной примерно на 70%, реальная заработная плата выше официальной почти на 90%, оборот занижается примерно на 70%, примерно на 50% выше официальных данных действительная численность малых предприятий [3]. Современная налоговая система прямо ограничивает развитие малого и среднего бизнеса. Система налогообложения предприятий не учитывает особенностей малого бизнеса и не делает различий между бизнесом мелким и крупным1.
Господдержка
Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса - одно из серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности.
1 Это не совсем верно: в России для малого бизнеса предусмотрено немало льгот, в том числе несколько льготных налоговых режимов, самый распространенный из которых - упрощенная система налогообложения, применяемая в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ, а также упрощена процедура ведения бухгалтерского учета и проч. - Прим. ред.
малый бизнес - это сфера приложения индивидуальных способностей человека,
самореализации его личности
поддержка среднего и малого предприни-
_мательства
_должна стать
_государственным
_приоритетом
)
не
пве п
Современная банковская система способствует усилению монополизации экономики, а не развитию конкурентных начал. Современные банки кредитуют и финансируют преимущественно крупные и крупнейшие монополистические компании, а сектор малого бизнеса получает крохи кредитных ресурсов. Так, банковскими кредитами пользуются лишь 27,9% малых предприятий, хотя 70% из них испытывают дефицит денежных средств [4].
Наличие и доступность финансовых ресурсов -основа успешного развития среднего и малого предпринимательства. Основными источниками финансовых ресурсов малого бизнеса являются государство, банковская система, фондовый рынок, корпорации и население. Выделяемые российским государством бюджетные средства на поддержку малого предпринимательства просто мизерны, по сравнению с развитыми странами. Если в развитых странах на поддержку малого бизнеса государства выделяют десятки миллиардов долларов, то в России - несколько десятков миллионов рублей. оддержка среднего и малого предприниматель-ва должна стать государственным приоритетом. осударственная поддержка развития малого и среднего бизнеса может включать следующие меры:
- организация системы благоприятных правовых, экономических и административных условий деятельности малых и средних предприятий;
- использование части государственных инвестиционных ресурсов на развитие отраслей экономики, основу которых составляют или будут составлять субъекты малого и среднего бизнеса;
- перераспределение части сверхприбыли естественных монополий в пользу малых и средних предприятий путем тарифного регулирования;
- принятие на себя основной части кредитных рисков в сфере финансирования среднего и малого предпринимательства. Социальный эффект развития малого бизнеса выражается в повышении уровня и качества жизни населения, в сокращении численности беднейших слоев населения. Формирование среднего класса в результате развития малого
бизнеса положительно сказывается на состоянии социальных отношений в обществе. Средний класс оказывает прямое влияние на преодоление чрезмерной дифференциации доходов, является необходимой основой стабильного гражданского общества. Развитие малого и среднего бизнеса является наиболее массовым средством формирования класса собственников, поэтому относится к самому массовому средству демократизации частной собственности.
Ремесленное искусство -индивидуальная продукция на рынке
Огромным резервом развития индивидуальной экономики, повышения занятости самых разных слоев населения от молодежи до пенсионеров, повышения благосостояния населения является восстановление и распределение ремесленного искусства в стране. Ремесленное искусство
- это прежде всего индивидуальное, или семейное хозяйство с целью производства и поставки на рынок уникальной, индивидуализированной продукции. Ремесленная продукция отличается от продукции конвейерного производства индивидуальностью, оригинальностью, невоспроизводимостью, а потому будет востребована потребителем.
Современное ремесленное производство будет основано на высокопроизводительном оборудовании, поэтому ремесленная продукция отличается не только оригинальностью и уникальностью, но и высоким качеством, не уступающим по качеству исполнения заводским и фабричным образцам. Массовое распространение ремесленного производства в стране обеспечит значительный прирост продукции потребительского назначения, прирост занятости населения и получение значительных дополнительных доходов населения.
Распространение ремесленного производства становится средством массовой демократизации частной собственности, поскольку ремесленник
- это одновременно и собственник, и труженик. Массовое распространение ремесленного производства способно превратить массы трудящихся в собственников, которые своим трудом, на осно-
средний класс
оказывает
прямое влияние
на преодоление
чрезмерной
дифференциации
доходов, является
необходимой
основой стабильного
гражданского
общества
ве собственных средств производства производят уникальную продукцию, с высокими потребительскими свойствами. Массовое распространение ремесленного производства формирует в массовом масштабе индивидуальную частную трудовую собственность как самую демократическую форму собственности.
Литература
1. Зангеева С., Романова Е. Зарубежный опыт поддержки и развития малого и среднего бизнеса/ Инвестиции в России. - 2004. - №4.
2. Лебедева Л., Витер Н., Петрова Н. Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ / Консультант директора. - 2006. - №16.
3. Малое предпринимательство в кризисном обществе (круглый стол)//Социологические исследования, 1999. - №7.
4. Новиков В., Шереги Ф. Малое предприятие и банки: пути расходятся? // Российский экономический журнал. - 1999. - № 9/10.
Yevgeny V. Trifonov
Associate Professor, Department of Accounting and Finance, Norilsk Industrial Institute
Development of Small and Medium-Sized Businesses Is the Basis of Democratic Ownership
_Abstract
The writer draws on the idea that the proliferation of small and medium businesses forms the class of mass owners. A businessman in a small business is a hard worker and an owner. Development of small and medium-sized businesses is the major direction of democratization of the ownership relation and improving the quality of the position of an individual in the society.
Keywords: small business, handicraft art, private property, democratization of property, state support