Коннова Е. В.
Национальный институт бизнеса1
Совершенствование экономического механизма формирования и развития рынка сельскохозяйственной техники
Аннотация: В статье рассматриваются причины, сдерживающие развитие рынка сельхозмашиностроения в условиях глобализации рынка. Рассмотрены мероприятия по повышению доли отечественной продукции предприятий сельскохозяйственного машиностроения на внутреннем рынке и предложены мероприятия по совершенствование экономического механизма формирования и развития рынка сельскохозяйственной техники.
Ключевые слова: рынок, сельскохозяйственное машиностроение, конкурентоспособность, ВВП, рентабельность, продовольственная безопасность, кредит, инвестиции, экспорт, импорт, комплексны подход, государственная помощь.
Сельскохозяйственное машиностроение - один из важнейших секторов агропромышленного комплекса, благодаря продукции которого в РФ функционирует рынок отечественных сельскохозяйственных товаров, что в свою очередь является основой для продовольственной безопасности страны. По этой причине сельскохозяйственное машиностроение должно активно поддерживаться государством как наиболее приоритетный аспект экономической реформы проводимой Правительством РФ, особенно в рамках программы импортозамещения и повышения продовольственной безопасности.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в период серьезных кризисов резко возрастает роль государственного регулирования экономики. Рынок не в состоянии решать многие вопросы экономического развития
Необходимость государственного регулирования вызвана прежде всего решением проблемы обеспечения АПК материально-технической базой отечественного производства. Высокая степень самообеспеченности отечественными производственными силами труда позволит стране реально быть независимыми от других государств.
Государственное регулирование должно предусматривать использовании следующих основных рычагов: ценообразование (установление защитных гарантированных цен; кредитование (предоставление льгот по кредитам, поддержка процентов по ссудам на материально-технические ресурсы); формирование бюджета (прямое бюджетное финансирование, прямые дотации, льготный лизинг, гранты, субсидирование); налогообложение (освобождение от части налогов, дифференциация налоговых ставок); оптимизация внешнеэкономических, отношений (протекционизм).
Саморегулирование должно основываться на регулировании по вопросам:
1 Коннова Е. В. - аспирантка АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
ценообразование, формирование договорных отношении, регулирование внутрипроизводственных отношений, оплаты труда, планирования объемов производства, определения направленности инвестиций, активизации инновационных процессов. Саморегулирование должно происходить посредством членства в профессиональных организациях, совершенствования внутренних стандартов, системы профессиональных знаний: профессиональная подготовка, опыт работы, кодекса этики.
Министерством сельского хозяйства РФ была разработана и утверждена в 2012 году Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы, цель которой в том числе оказание государственной поддержки АПК в соответствие с международными требованиями в условиях ВТО.
В рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы был определен портфель мероприятий по обеспечению технического и технологического обновления парка сельхозмашин, технической и технологической модернизации сельхозпроизводителя. Программой предусматривалось поступление к сельхозпроизводителям 176 тыс. энергонасыщенных и ресурсосберегающих тракторов, а фактически было приобретено 100,3 тыс. тракторов (57% плана). Планировалось обеспечить сельхозпроизводителей 55,4 тыс. зерноуборочными и 17 тыс. кормоуборочнми комбайнами. Фактически было приобретено 35,2 тыс. зерноуборочных (64%) и 10,1 тыс. кормоуборочных (59%) комбайнов.
Выполнение плана на 50% и более не плохой показатель, но это недостаточно для восстановления отрасли. Эти шаги позволили увеличить коэффициент обновления парка в 2 раза. Так коэффициент обновления парка тракторов достигнут 3,1 (планировали 7,9), зерноуборочных комбайнов - 5 (планировали 10,2), кормоуборочных комбайнов 5,4 (планировали 12,1). Основная причина не достижения плановых показателей заключена в недостаточном финансировании. Объем инвестиций был представлен только на половину от запланированного. Техническая модернизация на 50% была проведена. Вопрос повышения доходности сельхозпроизводителей остался не решенным.
На основе итогов реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг была разработана Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг в рамках которой имеется подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Цель данной подпрограммы заключается в стимулировании реализации производителями сельхозтехники.
В 2013 году, при утверждении программы, планировалось, что за период до 2020 года будет реализовано 127,9 тыс. тракторов и 52,8 тыс. комбайнов.
В 2013-2015 году по причине значимого снижения темпов роста ВВП происходили задержки в выдаче субсидий из федерального и региональных бюджетов. В основном по этой причине спрос на сельскохозяйственную технику сократился в среднем на 20%, и как следствие сократилось производство сельхозтехники, в частности производство тракторов снизилось на 45%, зерноуборочных комбайнов — на 10%.
Наглядно демонстрирует ситуацию на рынке диаграмма № 1 «Приобретение новой техники агропроизводителями».
40,00 35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00
2006 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Диаграмма 1. Приобретение новой техники агропроизводителями
Конечно, государство предпринимало меры по сохранению рынка и в 2000х годах наблюдалось постепенное его восстановление, однако эта тенденция была нарушена в 2012 году в связи со вступлением России в ВТО. Требования ВТО оказало существенное влияние на российский агропромышленный комплекс: ведение бизнеса в отрасли усложнились, сократилось прямое субсидирование отрасли.
В условиях системного кризиса экономики России аграрный сектор оказался в тяжелейшем положении. Доля продукции сельхозмашиностроения в ВВП составляет менее 1%, при том, что сельхозмашиностроение это основополагающий элемент продовольственной и национальной безопасности нашей страны. Помимо этого отечественное сельхозмашиностроение с каждым годом на 10—12% теряет свои позиции на рынке.
Негативными факторами, по причине которых программа не смогла быть реализована на должном уровне, выступили: недостаточный объем финансирования, низкая инвестиционная активность, низкий уровень рентабельности производителей агромашин и высокая их закредитованность.
В настоящее время, под давлением внешнеэкономических факторов, достижение запланированных показателей остается под большим вопросом.
Приобретение новой техники агропроизводителями, тыс. шт.
Для достижение плановых показателей по реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года предлагается реализовать следующие среднесрочные мероприятия:
1. Стимулирование спроса на все виды сельскохозяйственных машин посредством финансовой и организационной поддержки.
2. Стимулирование Российского экспорта сельскохозяйственной техники путем создания благоприятных финансовых и организационных условий.
3. Стимулирование использования производителями сельскохозяйственной техники высокотехнологичного оборудования, инновационных материалов, увеличения инвестиций в НИОКР для создание конкурентоспособных отечественных моделей, отвечающих современным требованиям безопасности труда и эксплуатации.
4. Достичь уровень локализации производства сельхозмашин и комплектующих 70% и более.
6. Мотивировать повышение профессионального уровня инженерных кадров и рабочих специальностей как для всего агропромышленного комплекса, так и для сельскохозяйственного машиностроения.
Введение санкций по отношению к России, мировой финансовый кризис оказало негативное влияние на состояние Российской экономики. 2016 год не порадовал нас бурным ростом ВВП. Имело место сокращение государственных расходов. Под влияние санкций попал банковский сектор, что сказалось на его сужении. Отечественные кредитные организации не могут привлекать средства на зарубежных финансовых рынках, в следствии чего сельхозпроизводители не имеют возможности привлекать более дешевые кредиты на длительный срок. В санкционные списки попали Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, а также Банк Москвы: http://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/351.
Нет оснований надеяться на бурный рост ВВП в 2017-2018 гг. В связи с чем, основная задача всех хозяйствующих субъектов заключается в поиске альтернативных источников, независимых от федерального и региональных бюджетов, для повышения рентабельности и эффективности, повышение оборачиваемости капитала, источников инвестиций, оптимизации бизнес-процессов. При этом проведенные исследования и анализ текущего состояния и тенденции сельскохозяйственного машиностроения в России убедительно свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие данной отрасли невозможно без активного участия государства.
Считаем, что устойчивое и сбалансированное эволюционирование сферы сельскохозяйственного машиностроения, как целостной системы может осуществляться с помощью ценовой, налоговой политики государства, финансово-кредитной, таможенно-тарифной и антимонопольной системами регулирования, страхования и маркетинга.
Для решения проблем совершенствования механизма хозяйствования и регулирования рынка сельскохозяйственной техники и оборудования, по мнению автора, необходимо:
1. дотировать из федерального (регионального) бюджета сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые приобрели новую высокопроизводительную и ресурсосберегающую технику и технологию отечественного производства.
2. Регулировать цены на основные виды материально-технических ресурсов.
3. Дотировать производство отдельных видов сельскохозяйственных машин и оборудования, в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
4. Отменить квоты на субсидирование. Согласно Постановлению Правительства №1432 «о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники» ранее были установлены квоты на общий объем субсидий, выделенные на регион. Квоты имели привязку к объему производства в конкретном регионе. Но спрос на сельхозмашины по регионам дифференцирован, что нарушает права остальных участников рынка, покупателей, производителей. По нашему мнению целесообразно отменить квоты. В таком случае распределение субсидий будет привязано к спросу на продукцию, что окажет стимулирующее воздействие на спрос, повысит уровень продаж.
5. Повысить объем финансирования стимулирующих спрос программ как минимум в 3 раза, поскольку не ожидается бурного роста экономики и роста объемов льготного кредитования.
6. Внедрять новые инструменты протекционистской политики: квотирование импорта сельхозтехники по странам, по производителям, по кодам ТН ВЭД. Повысить пошлины на ввоз комплектующих для сельхозмашин. Повысить пошлины на ввоз сельхозтехники, не имеющих аналогов в РФ, с целью активизации производства отечественной продукции с аналогичными характеристиками. Запретить ввоз сельхозтехники старше 7 лет и ранее бывших в эксплуатации. Повысить пошлины на ввоз бывших в эксплуатации сельхозтехники до 25%. Запретить лизинг импортной техники через все лизинговые компании, в том числе ОАО "Росагролизинг".
7. Ввести механизм предоставления государственных гарантий при экспорте, упростить экспортное кредитования сельхозтехники, снизить ставки на кредитование экспорта отечественной техники.
8. Софинансировать НИОКР, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию производства. Участие государство должно быть не менее 70%, так как именно от результата НИОКР, от кадрового потенциала, от качества производимой продукции зависят поступления в бюджет налогов и сборов, зависит потенциал сельского хозяйства, продовольственная безопасность страны.
9. Субсидирование приобретения сельхозтехники российского производства через производителя.
10. Предоставлять реструктуризацию по оплате долгов по налогам и сборам.
11. Предоставить преференции по налогам и субсидиям, грантам сель-
хозпроизводителям в парке которых не менее 60% отечественных машин.
Теория мультипликативного эффекта Джона Кейнса в данном случае актуальна, поскольку государственные инвестиции увеличивают платежеспособный спрос. Существует прямая взаимосвязь величины инвестиций и тенденции развития.
Не половинчатые меры, а последовательная государственная политика, направленная па поддержку интересов национальных производителей, позволит сельхозмашиностроению стать локомотивом для последующего развития агропромышленного комплекса России и других смежных отраслей экономики страны.
Политическая воля и желание государства участвовать в строительстве нового облика российского сельхозмашиностроения сохранит отрасль и позволит реализовать предлагаемые мероприятия. В противном случае, весь потенциал рынка (оценивается экспертами в сотни миллиардов рублей) будет отдан на откуп зарубежным производителям.
На сегодняшний день у российского сельскохозяйственного машиностроения имеется достаточный потенциал для развития, связанный с созданием новой конкурентоспособной техники.
Предложенные мероприятия позволят:
• ускорить ехническое переоснащение, обновление парка сельскохозяйственной техники;
• сократить затрат потребителей сельхозмашин на сервисное обслуживание, в связи с повышением качества машин и износостойкости;
• сократить сроки проведения полевых работ за счет использования высокопроизводительной техники;
• сократить потери урожая при его сборе.
Мировой и отечественный опыт демонстрирует прямую зависимость роста аграрного сектора от комплексной государственной поддержки отрасли. При этом важен не только размер помощи, но и эффективность ее использования.
Базой развития всей экономики выступает платежеспособный спрос, повышение которого наша основная задача в среднесрочной перспективе.
Список использованных источников и литературы
1. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года" // http:// www.soyuzagromash.info/documents/id192.
2.Шутьков А. А. Аграрная политика: социально-экономические проблемы // АПК: экономика, управление. - 2011. - N 5. - С. 3-9. - (Аграрная политика: проблемы и решения).
3. Миронова H.H. Формирование и использование производственного потенциала в АПК. М.: НИБ.2007.
4.Резниченко С.М. Государственная поддержка устойчивого развития аграрного сектора / С.М. Резниченко // Труды КубГАУ. Выпуск №1 (34), 2012.-С. 20-26.
5. Полухин А. Траектория развития рынка сельхозтехники стран-членов ЕАЭС. - 2015. - N 105. - С. 80-84. - (АПК: экономика, управление).
6.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"// "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1652,
7.Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.
8. Березинская О., Ведев А. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения //Вопросы экономики. 2015. № 1.
9. Федеральный закон от 20.04.2015 N 87-ФЗ "Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" // "Российская газета", N 85, 22.04.2015,
10. Фальцман В.К. Конкурентоспособность России на рынках большой Европы и мира. Колл. монография Института Европы РАН. М.: Весь мир, 2014.
11. Мамикоян М. Сильные компании увеличивают производство даже без субсидий // Бизнес России. 2014. № 12 (166).
12. Крылатых Э.Н., Мазлоев В.З. и др. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации. М.: Инфра-М, 2014.
Кузнецов В. И.
Национальный институт бизнеса1
Липов В. А.
Национальный институт бизнеса2 Коррупция - серьезная проблема современной России
Аннотация: Статья посвящена серьезной проблеме коррупции в России. Рассмотрены некоторые меры государства по ее пресечению. Особое внимание сейчас уделяется антикоррупционному воспитанию молодежи.
Ключевые слова : коррупция, Россия, хищения, уголовные дела.
Одной из серьезных проблем, стоящих перед современной Россией, является коррупция, которая пронизала все стороны нашей жизни.
Цифры и факты, приводимые российскими правоохранительными органами подтверждают это положение и наглядно демонстрирует системность коррупции в стране.
1 Кузнецов Виктор Иванович - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, зам. председателя приемной комиссии Национального института бизнеса.
2 Липов Василий Александрович - зав. отделом информационных технологий Национального института бизнеса.