Научная статья на тему 'Совершенствование экологического контроля (надзора) в Российской Федерации'

Совершенствование экологического контроля (надзора) в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ECOLOGICAL CONTROL / ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OBJECTS OF SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бучакова Марина Александровна

В статье исследуются вопросы, связанные с осуществлением экологического контроля (надзора) в Российской Федерации, являющегося важнейшим правовым механизмом в системе охраны окружающей среды. Анализируются недостатки, возникающие при его проведении, а также вносятся предложения, направленные на совершенствование данного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancement of Ecological Control in the Russian Federation

The article deals with the issues concerning ecological control in the Russian Federation that is the most important legal instrument in the system of environmental protection. The researcher estimates the disadvantages arising during ecological control and suggests the ways of improving this activity.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экологического контроля (надзора) в Российской Федерации»

19 Там же .

20 Там же .

21 Основы налогового права : учеб .-метод . пособие / под ред . С . Г Пепеляева . М ., 1995 . С . 23 .

22 Tixier G., Gest G. Manuel de droit fiscal . Paris, 1986 . P. 32 .

23 Худяков А. И., Бродский Г. М. Теория налогообложения . Алматы, 2002 . С . 16 .

24 Там же .

25 Братусь С. Н. Субъекты гражданского права . М ., 1950 . С . 8-21.

26 Орлов М. Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право . 2006.№ 2.

27 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 .07.2006 № 267-О. Доступ из справ . -правовой системы «Гарант» .

28 Журавлева О. О. К вопросу о правовой природе обязанности по уплате налогов и сборов (налоговой обязанности) : научные труды . Российская академия юридических наук . М . , 2003. Вып . 3 . Т. 3 . С . 442 .

УДК 349.6 © М. А. Бучакова, 2014

Совершенствование экологического контроля (надзора) в Российской Федерации

М. А.Бучакова

В статье исследуются вопросы, связанные с осуществлением экологического контроля (надзора) в Российской Федерации, являющегося важнейшим правовым механизмом в системе охраны окружающей среды. Анализируются недостатки, возникающие при его проведении, а также вносятся предложения, направленные на совершенствование данного вида деятельности.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологический контроль, объекты контрольно-надзорной деятельности.

На современном этапе развития Российской Федерации сохраняется неблагоприятная тенденция в области экологии, характеризующаяся повышенным антропогенным воздействием на окружающую среду, снижением качества жизни и ухудшением здоровья населения . Согласно официальным данным, общие объемы выбросов загрязняющих веществ на душу населения не уменьшаются . Практически во всех регионах прослеживается тенденция к ухудшению состояния почв и земель . В 138 городах Российской Федерации (57% городского населения) уровень загрязнения воздуха определяется как высокий и очень высокий . Только в девяти субъектах Российской Федерации высокий и очень высокий уровень загрязнения воздуха городов не зафиксирован 1 .

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. подчеркнута мысль о том, что для решения экологических проблем необходимо сформировать эффективную систему управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности 2 . Не вызывает сомнений, что действенная система управления охраной окружающей среды невозможна без активного применения такого механизма административно-

правового регулирования, как экологический контроль (надзор)

Экологический контроль — важнейшая правовая мера охраны окружающей среды, и она является функцией государственного управления и институтом права . Во многом от действенности экологического контроля зависит эффективность использования иных природоохранных механизмов, таких как экологическая экспертиза, плата за негативное воздействие на окружающую среду, учет объектов хозяйственной и иной деятельности, экологический мониторинг, экологическое нормирование, юридическая ответственность за совершение экологических правонарушений, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и др

Именно посредством экологического контроля выявляются нарушения экологического законодательства и осуществляется пресечение экологических правонарушений . Как справедливо отмечает М . М . Бринчук, экологический контроль в значительной мере предопределяет эффективность всего экологического права 3 . Однако, по мнению ученого, он относится к одним из наименее эффективных мер охраны окружающей среды 4 . Следует отметить, что и в настоящее время, спустя десятилетие после

приведенного вывода, ученые отмечают недостаточную эффективность экологического контроля. Это связано со многими причинами, в числе которых на первом месте — несовершенство законодательства, проявляющееся в непоследовательности при установлении круга уполномоченных субъектов и видов экологического контроля, в дублировании функции экологического контроля разными ведомствами, нечеткости в определении категориального аппарата контрольно-надзорной деятельности .

В связи с этим законодателем в последние годы был предпринят ряд мер, направленных на совершенствование правового регулирования в сфере применения экологического контроля . Это обусловлено тем, что оставался нерешенным вопрос относительно объектов экологического контроля (надзора), его видах, уровнях осуществления В частности, стоял вопрос о разграничении объектов, подлежащих федеральному либо региональному экологическому контролю и, соответственно, об определении полномочий федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ в этой сфере .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 53 были утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), которыми конкретизированы виды государственного экологического контроля, исходя из объектов контрольно-надзорной деятельности 5 . В дальнейшем в целях улучшения контрольно-надзорной деятельности Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» объекты, подлежащие экологическому контролю, были закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» 6 .

Согласно данным новеллам установлены виды государственного экологического надзора с учетом необходимости охраны отдельно взятых природных ресурсов: государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации; государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации; государственный экологический надзор

в области охраны озера Байкал; федеральный государственный лесной надзор; федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; федеральный государственный охотничий надзор; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

Для разграничения контрольно-надзорных полномочий, осуществляемых различными уровнями публичной власти, постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» определен перечень таких объектов 7. Однако данный перечень не всегда позволяет однозначно ответить на вопрос, какому виду контрольно-надзорной деятельности подлежит конкретный объект Более того, некоторые объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю, оказались не включенными в утвержденные списки.

Кроме того, указанный перечень по отдельным объектам носит отсылочный характер к нормативным актам, закрепляющим контроль (надзор) в отношении конкретных природных ресурсов. Так, в частности, объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти, устанавливаются в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г № 394 Объекты, подлежащие государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти, определяются в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном надзоре». Установлены также объекты государственного контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 293 8.

Функция экологического контроля (надзора) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным приказом Мин-

Право и общество

51

природы России от 29 июня 2012 г. № 191 9. В настоящее время данным регламентом установлены сроки и последовательность административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росприрод-надзора и ее территориальных органов, с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями. При этом государственная функция по осуществлению федерального государственного экологического надзора реализуется Росприроднадзором на объектах хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности

Проблемой, возникающей при осуществлении экологического контроля (надзора), является недостаток кадров и финансирования контрольной деятельности. Государственные меры, направленные на совершенствование экологического контроля посредством определения перечня объектов контрольно-надзорной деятельности, привели к резкому увеличению общего количества подконтрольных объектов Так, общее количество подконтрольных объектов резко увеличилось и составляет в настоящее время свыше 1,5 тыс. объектов на одного инспектора . Вместе с тем в результате реформирования численность инспекторского состава Росприроднадзора в области охраны окружающей среды сократилась по сравнению с 2004 г. в 2,3 раза (с 2951 до 2130 человек) 10.

Государственный экологический контроль (надзор) должен проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 11 . Ограничения, предусмотренные данным законом, направлены на защиту интересов индивидуальных предпринимателей, юридических лиц при осуществлении государственного контроля, однако установленные требования к порядку проведения государственного экологического надзора в части оснований, сроков его проведения, периодичности не согласуются с природоохранным законодательством и конституционным правом на благоприятную окружающую среду В связи с этим необходимы изменения, направленные на снятие ограничений при проведении экологического контроля (надзора)

Разграничение контрольно-надзорной функции между различными уровнями публичной власти было заимствовано из опыта зарубежных государств Во многих из них действует принцип разграничения объектов экологического контроля по уровням публичной власти — контрольные органы функционируют на общегосударственном, региональном, муниципальном уровнях 12 .

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды При этом государственный экологический контроль является основным в системе уполномоченных контрольных органов и осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Федерации

Муниципальный экологический контроль выступал в качестве одной из функций органов местного самоуправления по охране окружающей среды Однако Федеральным законом от 24 июня 2008 г № 93-ФЗ «О внесении изменения в статью 64 Федерального закона „Об охране окружающей среды"» данный вид контроля был упразднен 13 . Полагаем, что упразднение муниципального экологического контроля негативно сказалось на системе экологического контроля, осуществляемого в Российской Федерации В связи с этим представляется целесообразным восстановление муниципального экологического контроля с установлением субъектов, объектов, предмета и полномочий данного вида экологического контроля Это позволит реализовать системный подход к контрольно-надзорной деятельности и повысить ее эффективность в экологической сфере

1 О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году : государственный доклад. URL: mnr.gov. ru (дата обращения: 11.02.2014) .

2 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Президентом РФ 30.04.2012. URL: mnr. gov. ru (дата обращения: 11 02 2014)

3 Бринчук М. М. Правовой механизм подготовки и принятия экологически значимых решений // Гос-во и право. 2000. № 9. С 42-44.

4 Там же .

5 Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) : постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 53 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 5, ст. 625. С 1679-1683.

6 Рос. газета . 2011. 25 июля ; Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Там же . 2002. 12 янв .

7 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009 № 14, ст 1668 С 4150-4151

8 Рос. газета. 2007. 28 июня ; Там же. 2006. 23 нояб. ; Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 20, ст 1885 С 5158-5163

9 Рос. газета . 2013. 23 янв .

10 URL: http://zmdosie. ru/actual/problemy/1328-aktualnye-voprosy-ekologicheskogo-kontroly (дата обращения: 11.02. 2014) .

11 Рос. газета . 2008. 30 дек.

12 Федеральный государственный экологический контроль : пособие для правоприменителей / под ред . С. А . Боголюбова. М. , 2005. С 6 .

13 Рос. газета. 2008. 28 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.