Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / СТУДЕНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / UNIVERSITY / STUDENTS / MANAGEMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломченко Марина Александровна, Прохоров Руслан Александрович, Шевляков Александр Иванович

В статье рассказывается о совершенствовании эффективности управления учебного процесса по физическому воспитанию в Орловском государственном университет имени И. С. Тургенева. Представлена модель эффективности организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. В качестве одной из главных задач обучения по дисциплине «Физическая культура» участники исследования определили ориентацию студентов на постепенный переход от обязательных занятий, регламентированных учебной программой, к индивидуальным самостоятельным занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломченко Марина Александровна, Прохоров Руслан Александрович, Шевляков Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The article describes the improvement of the effectiveness of the management of the educational process in physical education at the Oryol state University named after I. S. Turgenev. A model of the effectiveness of the organization of the educational process in physical education in higher education is presented. As one of the main tasks of training in the discipline «Physical culture», the study participants identified the orientation of students to a gradual transition from compulsory classes regulated by the curriculum to individual independent classes.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 377.112.4

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Соломченко Марина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методика физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Solomchenko Marina Alexandrovna Ph.D., associate Professor department of theory and methods of physical culture and sports Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Прохоров Руслан Александрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Prokhorov Ruslan Alexandrovich Ph.D., associate Professor department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Шевляков Александр Иванович

преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия

Shevlyakov Alexander Ivanovich

teacher

department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассказывается о совершенствовании эффективности управления учебного процесса по физическому воспитанию в Орловском государственном университет имени И. С. Тургенева. Представлена модель эффективности организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. В качестве одной из главных задач обучения по дисциплине «Физическая культура» участники исследования определили ориентацию студентов на постепенный переход от обязательных заня-

тий, регламентированных учебной программой, к индивидуальным самостоятельным занятиям.

Abstract. The article describes the improvement of the effectiveness of the management of the educational process in physical education at the Oryol state University named after I. S. Turgenev. A model of the effectiveness of the organization of the educational process in physical education in higher education is presented. As one of the main tasks of training in the discipline «Physical culture», the study participants identified the orientation of students to a gradual transition from compulsory classes regulated by the curriculum to individual independent classes.

Ключевые слова: физическое воспитание, университет, студенты, управление, эффективность.

Keywords: physical education, University, students, management, efficiency.

В современных условиях физическое воспитание студентов является важным для социального и экономического развития российского общества. Проводимые занятия по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» помогают развивать у студенческой молодежи физические, биологические и личностные качества, которые необходимы для дальнейшей жизнедеятельности. Рабочие программы по данной дисциплине способствуют развитию мотивации к занятиям физкультурно-спортивной направленности, психофизической подготовленности и потребности к здоровому стилю жизни [1, 4].

Оценка эффективности организации системы по физическому воспитанию связана с влиянием многих факторов и поэтому решение этих вопросов в теории и методике физического воспитания требует комплексного подхода. На рис.1. показана прямая и обратная связь эффективной организации учебного процесса с влиянием отдельных факторов.

Как видно из модели, эффективность учебного процесса по физическому воспитанию состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, которые обуславливают и взаимно дополняют друг друга. Здесь необходимо также рассматривать ряд психологических факторов, которые помогут успешно функционировать в одной подсистеме, типа «преподаватель физического воспитания», «студент, занимающийся физической культурой». Таким образом, совершенствуется методика занятий, условия организации физкультурно-оздоровительной работы в целом, создаются определенные традиции в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе.

Использование таких подразделений как кабинет физической культуры, спортивный клуб в вузе в качестве объекта, удовлетворяющего потребности студентов, способствует повышению авторитета преподавателей физической культуры [3]. В данном случае, эффективная деятельность всех элементов организации, как системы, позволяет создавать и совершенствовать методику учебного процесса по физическому воспитанию с использованием современного и самодельного оборудования, инвентаря, тем самым, обеспечивая наиболее благоприятные условия для занятий физическим воспитанием.

Одним из главных принципов в работе преподавателя является повышение производительности учебного процесса, путем постановки индивидуальных целей

и задач перед студентом, адекватных планируемому результату и его возможностям. Важно в процессе формулирования целей занятия не прибегать к стереотипам.

Рис. 1. Модель эффективности организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузе

Процесс выработки решений на этой основе является не менее важным, чем сами решения. А принятые совместно преподавателем и студентом цели приобретают личностную значимость и мотивацию.

Для успешного проведения учебного процесса по физическому воспитанию необходимы постоянные обновления и перемены в его содержании, но с условием, что они способствуют повышению эффективности без возникновения дополнительных чрезмерных нагрузок на организм студента. При этом не исключается поиск новых подходов и направлений в управлении учебным процессом по физическому воспитанию (новые формы работы, различные виды спорта, нетрадиционные мето-

дики), более эффективных чем те, которыми пользовались ранее преподаватели по физическому воспитанию.

При совместных действиях, взаимоотношениях преподаватель и студент могут добиться многого, если работают вместе. Причем тесные отношения не должны быть эпизодическими, вызванные временным энтузиазмом, а являются постоянным критерием деятельности, как основной составляющей эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в вузе.

Совместно со спортивным клубом Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева» научным студенческим обществом факультета физической культуры и спорта был разработан проект «Спортивно-ориентированная деятельность студентов вузов как фактор формирования здорового образа жизни» [3]. Известно, что любые качества человека формируются в соответствующей деятельности. Образовательная модель формирования ответственности за личное здоровье может быть представлена как поэтапный процесс освоения и выполнения физкультурной деятельности в целях сохранения и укрепления здоровья. Студентами проводилось проектирование содержания системы формирования ответственности за здоровье, которое основывается на поэтапном формировании компонентов этого личностно важного качества обучающихся. Участники группы (студенты научного студенческого общества) выступали перед аудиторией со своими выступлениями. Одним из важных требований к содержанию обучения будущих руководителей (в настоящее время студенты) является их готовность к реализации организационно-управленческих функций. Выполнение данных функций требует оптимального соотношения теоретических знаний системы управления и практических навыков работы с людьми, совершенствованию управленческого мышления. Это означает, что будущий руководитель должен уделять внимание как задаче, так и человеку, но имея при этом в виду и эффективность в различных условиях деятельности. Трехмерное управленческое мышление приводит студентов в будущем управлять по ситуации. В соответствии с ним лучший способ управления надо выбирать, исходя из сложившейся ситуации (например, один при подготовке профессиональных спортсменов, другой на занятиях с людьми, поддерживающими здоровый образ жизни).

В качестве одной из главных задач обучения по дисциплине «Физическая культура» спортивный клуб и научное студенческое общество определили ориентацию студентов на постепенный переход от обязательных занятий, регламентированных учебной программой, к индивидуальным самостоятельным занятиям. Были изучены приоритеты студентов при выборе спортивных секций. Это расширило сферу предоставляемых во внеучебное время услуг. Необходимо заметить, что в последнее годы под воздействием средств массовой информации интересы студентов претерпевают некоторые изменения. Несмотря на сохранение лидирующих позиций игровых видов спорта значительный интерес сегодня у студентов вызывают те секции, на которых решаются задачи коррекции фигуры. Этот факт подтверждает и изучение задач, которые хотели бы решать студенты в процессе занятий физической культурой.

С целью повышения эффективности работы спортивного клуба и поисков путей привлечения студентов к самостоятельным занятиям физической культурой было проведено исследование посещаемости платных и бесплатных спортивных секций, тренажерного зала и занятий различными видами спорта по интересам [2]. При анализе результатов посещения спортивно-оздоровительного комплекса университета во внеучебное время студентами различных факультетов получен ряд интересных данных.

Чаще всего спортивно-оздоровительный комплекс посещают студенты медицинского института (22,6 %) и института экономики и управления (20,9 %). Они отдают предпочтение самостоятельным занятиям в тренажерном зале, и больше всех его посещают студенты медицинского института (около 60%). Студенты-экономисты также останавливают свой выбор на бесплатных занятиях. Студенты института педагогики и психологии, социального факультета выбирают как платные (25 %), так и бесплатные (27%) групповые занятия. Младшие курсы всех факультетов выбирают занятия под руководством тренера, тогда как старшекурсники предпочитают планировать время занятий самостоятельно. Причины такого положения обусловлены как расписанием учебных занятий, так и графиком работы обучаемых.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо включить в содержание учебных и оздоровительных занятий те физические упражнения, которые бы кроме решения сугубо тренировочных задач направленно воздействовали на формирование внешнего вида, гармоничное развитие личности студента и готовили его к будущей профессиональной деятельности.

2. Расширить сферу предоставляемых в тренажерном зале услуг с ведением персонального тренинга, необходимого для формирования у занимающихся активности и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой.

3. Целесообразно чаще привлекать к самостоятельным занятиям студентов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и даже специально медицинской группе, не имеющих возможности в полном объеме заниматься физической культурой по государственной программе. Расширить для них спектр секционных услуг, связанный с реабилитацией и рекреацией оздоровительного характера.

Литература

1. Гришина, Ю. И. Физическая культура студента: учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. 283 с.

2. Рожнов А. А., Соломченко М. А., Белевский В. Н., Чистяков К. Е. Реализация процесса обучения волейболу студентов вузов в рамках предмета "Физическая культура" // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 6. С. 78-84.

3. Соломченко М. А., Лутошкина И. В., Максимов Д. А. Спортивный клуб как звено управления развитием сферы физической культуры и спорта в высшем учебном заведении // Автономия личности. 2020. № 3 (23). С. 74-80.

4. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. Москва : Гардарики, 2000. 448 с.

References

1. Grishina Yu. I. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of a student]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2019, 283 p.

2. Rozhnov A. A., Solomchenko M. A., Belevsky V. N., Chistyakov K. E. Realizatsiya protsessa obucheniya voleybolu studentov vuzov v ramkakh predmeta "Fizicheskaya kul'tura" [Implementation of the process of teaching volleyball to University students in the framework of the subject "Physical culture"]. Izvestiya Tula state University. Physical Culture. Sport - Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport, 2020, no. 6, pp. 78-84.

3. Solomchenko M. A., Lutoshkina I. V., Maksimov D. A. Sportivnyy klub kak zveno upravleniya razvitiem sfery fizicheskoy kul'tury i sporta v vysshem uchebnom zavedenii [Sports club as a link in managing the development of physical culture and sports in higher education]. Avtonomiya lichnosti - Autonomy of the individual, 2020, no. 3 (23), pp. 74-80.

4. Ilinich V. I. (ed.). Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of a student]. Moscow, Gardariki Publ., 2000, 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.