Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПЛАВСОСТАВА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПЛАВСОСТАВА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Т.В. Васильева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПЛАВСОСТАВА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА»

УДК 613.155.3:6781-02-07

А. Г. Актоненков, Г. А. Васильев, В. В. Налетов, Е. А. Пархомова

ВЛИЯНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА НА РЕЗУЛЬТАТЫ САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ленинградский технологический институт

Й гигиенической регламентации полимерных материалов актуальным является установление общих закономерностей влияния основных эксплуатационных факторов на характер и интенсивность газовыделений из них. В настоящее время в этом отношении в основном изучено влияние пониженной и повышенной температуры, кратности воздухообмена, насыщенности материалом помещений, времени выдержки и др.

Вместе с тем практически открытым остается вопрос о влиянии на характер и уровни газовыделений из синтетических материалов относительной влажности воздуха. Следует отметить, что этот фактор имеет особое значение применительно к условиям эксплуатации материалов на судах. Данные по изучению климатических условий основных районов плавания [4, 5] и параметров микроклимата в обитаемых помещениях судов [1] свидетельствуют о существенных колебаниях относительной влажности воздуха [3].

Цель настоящего исследования состояла в определении влияния относительной влажности воздуха, изменяющейся в широких пределах (от Э до 100%) при постоянной температуре, равной 40 °С, на газовыделения из полиэфирных стеклопластиков.

Образцы стеклопластика помещали в стеклянную термостатированную камеру и обеспечивали в ней однократ-

Влияние относительной влажности воздуха на газовыделения из полимерных стеклопластиков

Концентрация, мг/м'

Относитель- стеклопластик А стеклопластик В

ная влаж-

ность возду-

ха, % гипернэ фенол толуол гипернз фенол толуол

3 0,1 0,02 0,06 0,28 0,09 0,13

20 0,26 0,09 0,14 0,40 0,15 0,16

40 0,37 0,14 0,16 1,00 0,32 0,33

60 0,56 0,16 0,18 1,50 0,41 0,43

80 1,20 0,31 0,34 2,53 0,94 0,98

100 2,15 0,87 0,96 4,08 1,50 1,64

ный воздухообмен. С помощью осушки или увлажнения поступающего в камеру воздуха изменяли его относительную влажность. Анализ воздуха проводили хромато-графическим методом [2].

Результаты исследования изменения концентраций гидроперекиси изопропилбензола (гипернза), толуола, фенола представлены е таблице. Анализ данных свидетельствует о наличии прямой связи между относительной влажностью воздуха и интенсивностью газовыделения. Увеличение миграции летучих веществ при повышении относительной влажности было обнаружено нами и при исследовании других материалов на основе полиэфирных смол.

По-видимому, водяные пары, проникая в поры стеклопластика, вызывают гидролиз связующего компонента, что приводит к повышению концентрации летучих веществ в материале и, следовательно, к усилению миграции их в окружающую среду.

Механизм действия относительной влажности воздуха на миграцию летучих веществ из полимерных материалов различных классов может различаться, однако влияние этого фактора на гигиеническую характеристику материала необходимо учитывать всегда.

Для установления более общих закономерностей необходимо продолжение исследований полимерных материалов разной структуры и химической основы.

Литература

1. Белинин Н. К-, Волынский Г. И. // Судостроение. — 1975. — 7, —С. 34—47.

2. Котов Г. Н., Евгтратов А. А., Туболкин А. Ф., Гинак А. И. // Гиг. и сан. — 1982. — № 5. — С. 57—58.

3. Налетов В. В. Исследование зависимости газовыделений из синтетических материалов от вида испытании для гигиенической оценки воздушной среды обитаемых помещений судов: Дис.... канд. биол. наук. —Л., 1978.

4. Boguslawski №. // Zarys Higieny tropikalnej. — Warsa-wa, 1962. — P. 45—52.

5. Goethe H. // Fragen der Schiffkahrmedirin: Vortrage aus dem Internationalen Simposium. — Heiligendamm, 1963.— P. 20.

Поступила 10.03.88

УДК 613.68:613.62-084.3

Т. В. Васильева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПЛАВСОСТАВА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА

НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Москва

В экономическом развитии области высоких широт страны важная роль отводится морякам Северного морского пароходства, занимающего ведущее место по объему перевозок народнохозяйственных грузов в Заполярье.

Во время рейсов на организм плавсостава действует комплекс природных, технических и социальных факторов [5]. При выполнении трудовых процессов на Крайнем Севере большое значение приобретают также и климатические факторы: резкие перепады барометрического давления, низкие температуры окружающего воздуха, высокая относительная влажность его, значительные колебания гео-

магнитной активности, выраженная сезонная фотопсрио-дичность [1, 3].

Реализация программы сохранения здоровья моряков в процессе трудовой деятельности — задача комплексная. В ней трудно выделить какое-либо звено или отдать предпочтение одному методу. Чрезвычайно важным, на наш взгляд, представляется выбор нозологических форм, требующих особого внимания при проведении профилактических мероприятий.

В структуре общей заболеваемости моряков наибольший удельный вес составляют болезни органов дыхания

(25%). Вместе с тем на уровень заболеваемости этими болезнями влияет главным образом климатический фактор. Меры профилактики заболеваний органов дыхания известны, причем данные заболевания весьма редко (1,3%) являются причиной отстранения моряков от работы. Диагностика и лечение заболеваний верхних дыхательных путей на борту судна, особенно если на нем есть судовой врач, также не представляют особых трудностей.

В то же время заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дающие значительно более низкие показатели обращаемости за медицинской помощью, являются основными причинами списания моряков с кораблей либо использования их в плавсоставе с большими ограничениями (62,3%).

На формирование группы болезней психогенной этиологии влияет множество факторов, но ведущее значение имеют неврогенные и социально-психологические [4]. Поскольку эти заболевания, как правило, формируются в течение ряда лет, причем на недиагиостируемый период приходится значительно больше времени, можно утверждать, что данные официальной статистики по этим группам болезней значительно занижены и не соответствуют истинному положению.

Внедрение в практику здравоохранения более совершенных методов диагностики позволяет выявлять самые ранние, скрыто протекающие формы заболеваний и доно-зологические нарушения функциональных систем организма. Своевременно начатые в отношении лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, комплексные лечебно-оздоровительные мероприятия в большом проценте случаев предупреждают формирование у моряков стойких хронических патологических процессов [2].

Однако утвержденные Минздравом СССР клинико-диагностические методы обследования плавсостава при проведении ежегодных медицинских осмотров позволяют диагностировать только сформировавшиеся .хронические заболевания, но не предвестники патологии. Об этом могут свидетельствовать результаты анализа данных периодических медицинских осмотров, показавшие, что ежегодно в

среднем из 71 обследованного моряка основных профессиональных групп 30 человек отстраняются от работы на флоте постоянно или имеют серьезные ограничения вследствие хронических заболеваний, диагноз которых установлен впервые.

Углубленное изучение заболеваемости плавсостава Северного бассейна, выполненное за период с 1980 по 1986 г. на основании специально разработанных анкет, позволивших учесть все случаи обращений за медицинской помощью в рейсовом и межрейсовом периодах, а также результаты периодических медицинских осмотров, показало, что общая заболеваемость моряков выше таковой взрослого берегового населения области. Показатели заболевае-сти соответственно равнялись 1437 и 1077 на 1000 человек. При этом у взрослого населения значительно ниже, чем у моряков, распространенность заболеваний психогенной этиологии.

Существующий профессиональный отбор способствует тому, что в плавсостав принимаются практически здоровые лица. Однако злияние на организм моряков специфических условии судовой среды, быстрой смены климатических поясов, особенностей трудовых процессов в период рейсов приводят к развитию у них хронических заболеваний, несовместимых с работой на флоте. К 40—49 годам большой процент лиц плавсостава, достигших наибольшего уровня профессиональной квалификации, списывается с флота с связи с развитием хронических заболеваний.

Анализ состояния здоровья моряков по данным заболеваемости, результатам углубленных медицинских осмотров, а также критическая оценка существующей системы медицинского обеспечения позволили обосновать комплекс социально-гигиенических мероприятий по охране здоровья с учетом специфики трудовой деятельности изученного контингента в структуре берег — море — берег.

В основу системы положен принцип профилактики, базирующийся на преемственности диспансерного наблюдения за моряками между береговыми лечебно-профнлакти-ческнмн учреждениями водного транспорта и судовыми медицинскими пунктами.

Схема организации диспансерного наблюдения за моряками в структуре берег—море—

берег

В системе нами выделено 4 основных звена, ответственных за организацию и проведение всех медицинских мероприятии, направленных на охрану здоровья моряков (см. схему).

Одно из ведущих мест в диспансеризации отводится медицинскому профессиональному отбору лиц для флота. Работа врачей комиссии плавсостава должна строиться по принципу выявлении функциональных изменений организма, скрыто протекающих и ранних форм заболевании. При этом учитываются профессиональная принадлежность плавсостава и связанные с трудовыми процессами неблагоприятные факторы, которые могут способствовать формированию хронической патологии.

Следующим звеном системы является цеховая служба. Врачи, работающие в центральных бассейновых больницах, осуществляют лечебные, профилактические мероприятия и диспансерное наблюдение за членами экипажей судов, прикрепленных к ним. Все сведения о вновь выявленных в ходе периодических медицинских осмотров изменениях в состоянии здоровья моряков передаются в цеховую службу, врачи которой разрабатывают индивидуальные программы по коррекции нарушенных функций.

В целях развития принципа преемственности медицинского обеспечения плавсостава целесообразно внедрение специальной карты динамического наблюдения за моряками в рейсе, апробированной нами в Северном бассейне. Ни один моряк, имеющий в анамнезе хроническое заболевание, не должен выпускаться в рейс без предварительного обследования цеховым врачом. Последний на основании данных осмотра обосновывает н заносит в указанную карту план лечебно-оздоровительных мероприятий, который выполняет судовой врач в отношении моряка, имеющего отклонения в состоянии здоровья. В рейсовый период за плавсоставом проводится динамическое наблюдение, контролируются режимы труда, питания. Все выполненные назначения отражаются в карте динамического наблюдения. По прибытии судна в порт приписки все сведения представляются в судовой отдел центральной бассейновой больницы в виде эпикризов, которые затем анализируются цеховым врачом.

В случае неблагоприятного течения болезни моряк по завершении рейса должен пройти дополнительное обследование, результаты которого служат основанием для определения последующей тактики ведения диспансерного больного и заключения о возможности использования его по судовой специальности с ограничениями или без ограничений, о необходимости стационарного, амбулаторного, санаторно-курортного лечения.

При выявлении у лиц плавсостава в течение рейса заболевания, по поводу которого он должен быть поставлен на диспансерный учет, судовой медицинский работник разрабатывает план наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятии. Все это находит отражение в карте динамического наблюдения. По окончании рейса эти сведения также передаются в цеховую службу и комиссию плавсостава.

Таким образом, следующим звеном системы медицинского обеспечения в структуре диспансеризации берег — море — берег является судовая медицинская служба. Однако проведение качественной лечебной и профилактической работы в рейсах невозможно без современного клинико-диагностического, физиотерапевтического оборудования

и медикаментов. Это обстоятельство вызвало необходимость подготовки нового перечня, находящегося на рассмотрении в Минздраве СССР.

Апробация предложений, включенных в новый перечень, на группе судов позволила в значительной степени расширить объем лечебно-профилактической помощи морякам, стоящим на диспансерном учете, а также тем лицам, у которых впервые диагностированы какие-либо отклонения ^ в состоянии здоровья во время рейсов. О медицинской эф- * фектнвностн данной работы может свидетельствовать тот факт, что в 1986 г. по сравнению с исходными данными 1981 г. в рейсовый период почти на 35 % снизилось число случаев обострений хронических заболевании в группе диспансерных больных, на 17 % сократилось число обращении за медицинской помощью в лечебные учреждения иностранных портов, на 41 % повысилось число случаев выявления у моряков скрыто протекающих заболеваний и донозологнческнх состояний.

Следующим звеном в системе охраны здоровья плавсостава является судовой отдел. Именно сюда стекаются все * сведения о заболеваемости плавсостава во время рейсов. , Важный раздел деятельности судового отдела — руковод- с ство медицинским персоналом судов, которое осуществляется фактически только в межрейсовый период. Изменить сложившееся положение можно путем внедрения современной системы учета на судах и передачи в базовый порт обработанной медицинской информации, оперативно отра- • жающей уровень состояния здоровья моряков во время нахождения их в море. Для этих целей разработана и апробирована АСУ «Океан», позволяющая иметь своевременную информацию о всех случаях заболеваний моряков и на основании данных принимать оптимальные решения по совершенствованию медицинского обеспечения плавсостава. В настоящее время проводится работа по использованию АСУ для сбора и обработки всей медицинской информации не только в рейсовый, но и в межренсовый период, а также для пополнения банка данных сведениями о заболеваниях, вновь выявленных во время медицинских осмотров, проводимых ежегодно комиссией плавсостава.

В порядке научного поиска предлагаемую организационную модель диспансеризации планируется использовать совместно с автоматизированной государственной информационной системой АГИС «Здоровье». В результате комплексного функционирования автоматизированных систем станет возможным в любой момент иметь необходимую медицинскую информацию, отражающую уровень состояния здоровья моряков, и с учетом ее разрабатывать комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия. ^

Литература

1. Бычихин Н. П., Орлов Г. А., Попов В. А. и др.// Здравоохр. Рос. Федерации. — 1983.—№ 7.— С. 7—10.

2. Бычихин Н. П., Васильева Т. В., Гаршенин В. Ф. и др. // Экспрес. информ. ВНИИМИ. — 1986. —№ 6. — С. 41.

3. Матусов А. Л. Условия жизни и состояние здоровья участников полярных экспедиций. — Л., 1979.

4. Мацевич Л. М. Охрана здоровья моряков. — М. 1986. 5 Сапов И. А., Новиков В С. Неспецифическне механизмы адаптации. — Л., 1984.

Поступила 2G.02.88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.