Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЭКИПАЖАМ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЭКИПАЖАМ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЭКИПАЖА ПАССАЖИРСКОГО РЕЧНОГО СУДНА / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЭКИПАЖАМ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косаговская И. И., Комарова Е. В.

Для анализа системы организации медицинской помощи на внутреннем водном транспорте изучена нормативная правовая база по данной проблеме с конца 1980-х годов по настоящее время. Проведены поиск и анализ доступной литературы по проблемам организации и оказания медицинской помощи экипажам пассажирского речного транспорта в период навигации и вне нее. Оценка заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью экипажа речного круизного судна во время навигации проводилась на основании данных журнала амбулаторного приема экипажа речного круизного транспорта.Цель исследования - анализ системы организации оказания медицинской помощи экипажам пассажирских судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации и изучение заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью экипажа речного круизного судна во время навигации.Нормативная правовая база системы оказания медицинской помощи экипажам водного речного транспорта во время навигации и на берегу и системы подготовки и трудоустройства судовых медиков требует существенной доработки. В среднем за навигацию на одного члена экипажа приходится 1,5 первичного обращения за медицинской помощью, повторные обращения составили 48% всех обращений экипажа. Наибольшее число (74%) обращений приходится на рядовой состав. В структуре причин обращаемости экипажа за медицинской помощью стоят травмы (22%), болезни органов дыхания (18%), болезни костно-мышечной системы (11%).Система оказания медицинской помощи экипажам водного пассажирского транспорта Российской Федерации нуждается в серьезном совершенствовании. Структура заболеваемости экипажа пассажирского речного судна по данным обращаемости за медицинской помощью во время навигации (преобладание травм, болезней органов дыхания, болезней костно-мышечной системы) определяется неблагоприятными факторами профессиональной деятельности и диктует специфику подготовки судовых врачей. Необходимо доработать нормативно-правовую базу в вопросах регламентации медицинского обслуживания плавсостава в рейсовый и межрейсовый периоды, подготовки и трудоустройства кадров судовой медицины, разработки и утверждения унифицированных стандартов качества для организаций (учреждений), занимающихся медицинским обеспечением работников водного речного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косаговская И. И., Комарова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ORGANIZATION OF MEDICAL CARE OF CREWS OF PASSENGER SHIPS IN THE SYSTEM OF INNER WATER TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the study was to analyze organization of medical care of crews of passenger ships of inner water transport of the Russian Federation and to examine morbidity according to appeal for medical care of the crew during navigation.The analysis of organization of medical care in inner water transport covered the corresponding normative legal base of the late 1980s to present times. The search and analysis of available publications concerning issues of organization and provision of medical care to passenger river transport crews during and out of navigation was carried out. The estimation of morbidity statistics was implemented according data of medical log journal of out-patient reception of members of the crew of river cruise ship during navigation.The normative legal base of provision of medical care to crews of water river transport during navigation and on shore, and training and employment systems of ship physicians requires substantial revision. On average, 1.5 initial visits for medical assistance during navigation is for 1 crew members. The repeated visits accounted for significant proportion (48.0%) of all crew visits. The largest percentage of visits was related to rank-and-file staff (74.0%). In the structure of causes of visiting out-patient medical unit on board the first place is for injuries (22.0%), respiratory diseases follow (18.0%) and diseases of musculoskeletal system are third (11.0%).In the Russian Federation, the system of medical care support of the crews of water passenger transport requires a serious improvement. The structure of morbidity of the crew of a passenger river vessel during navigation (the prevalence of injuries, respiratory diseases, diseases of the musculoskeletal system) is determined by unfavorable factors of professional activity of sailors and dictates the specifics of training of ship physicians. It is necessary to work further the normative legal base regulating medical care of the crew during navigation and on the coast, training and employment of ship medical personnel, and developing and approval of unified quality standards for organizations (institutions) involved into medical support of inner water transport workers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЭКИПАЖАМ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(5)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-5-1201-1206 1201

Реформы здравоохранения

© КОСАГОВСКАЯ И. И., КОМАРОВА Е. В., 2021 УДК 614.2

Косаговская И. И., Комарова Е. В.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЭКИПАЖАМ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Высшая школа управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением, 109004, г. Москва

Для анализа системы организации медицинской помощи на внутреннем водном транспорте изучена нормативная правовая база по данной проблеме с конца 1980-х годов по настоящее время. Проведены поиск и анализ доступной литературы по проблемам организации и оказания медицинской помощи экипажам пассажирского речного транспорта в период навигации и вне нее. Оценка заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью экипажа речного круизного судна во время навигации проводилась на основании данных журнала амбулаторного приема экипажа речного круизного транспорта.

Цель исследования — анализ системы организации оказания медицинской помощи экипажам пассажирских судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации и изучение заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью экипажа речного круизного судна во время навигации. Нормативная правовая база системы оказания медицинской помощи экипажам водного речного транспорта во время навигации и на берегу и системы подготовки и трудоустройства судовых медиков требует существенной доработки. В среднем за навигацию на одного члена экипажа приходится 1,5 первичного обращения за медицинской помощью, повторные обращения составили 48% всех обращений экипажа. Наибольшее число (74%) обращений приходится на рядовой состав. В структуре причин обращаемости экипажа за медицинской помощью стоят травмы (22%), болезни органов дыхания (18%), болезни костно-мышечной системы (11%).

Система оказания медицинской помощи экипажам водного пассажирского транспорта Российской Федерации нуждается в серьезном совершенствовании. Структура заболеваемости экипажа пассажирского речного судна по данным обращаемости за медицинской помощью во время навигации (преобладание травм, болезней органов дыхания, болезней ко стно-мышечной системы) определяется неблагоприятными факторами профессиональной деятельности и диктует специфику подготовки судовых врачей. Необходимо доработать нормативно-правовую базу в вопросах регламентации медицинского обслуживания плавсостава в рейсовый и межрейсовый периоды, подготовки и трудоустройства кадров судовой медицины, разработки и утверждения унифицированных стандартов качества для организаций (учреждений), занимающихся медицинским обеспечением работников водного речного транспорта.

Ключевые слова: внутренний водный пассажирский транспорт; состояние здоровья экипажа пассажирского речного судна; организация медицинской помощи экипажам на внутреннем водном пассажирском транспорте.

Для цитирования: Косаговская И. И., Комарова Е. В. Проблемы организации медицинской помощи экипажам пассажирских судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(5):1201 —1206. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1201-1206

Для корреспонденции: Косаговская Ирина Игоревна, канд. мед. наук, доцент Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО ПМГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовский Университет), e-mail: kosagovskaya@yandex.ru

Kosagovskaya 1.1., Komarova E. V. THE PROBLEMS OF ORGANIZATION OF MEDICAL CARE OF CREWS OF PASSENGER SHIPS IN THE SYSTEM OF INNER WATER TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University" (Sechenov University) of Minzdrav of Russia, 119991, Moscow, Russia

The purpose of the study was to analyze organization of medical care of crews of passenger ships of inner water transport of the Russian Federation and to examine morbidity according to appeal for medical care of the crew during navigation. The analysis of organization of medical care in inner water transport covered the corresponding normative legal base of the late 1980s to present times. The search and analysis of available publications concerning issues of organization and provision of medical care to passenger river transport crews during and out of navigation was carried out. The estimation of morbidity statistics was implemented according data of medical log journal of out-patient reception of members of the crew of river cruise ship during navigation.

The normative legal base of provision of medical care to crews of water river transport during navigation and on shore, and training and employment systems of ship physicians requires substantial revision. On average, 1.5 initial visits for medical assistance during navigation is for 1 crew members. The repeated visits accounted for significant proportion (48.0%) of all crew visits. The largest percentage of visits was related to rank-and-file staff (74.0%). In the structure of causes of visiting out-patient medical unit on board the first place is for injuries (22.0%), respiratory diseases follow (18.0%) and diseases of musculoskeletal system are third (11.0%).

In the Russian Federation, the system of medical care support of the crews of water passenger transport requires a serious improvement. The structure of morbidity of the crew of a passenger river vessel during navigation (the prevalence of injuries, respiratory diseases, diseases of the musculoskeletal system) is determined by unfavorable factors of professional activity of sailors and dictates the specifics of training of ship physicians. It is necessary to work further the normative legal base regulating medical care of the crew during navigation and on the coast, training and employment of ship medical personnel, and developing and approval of unified quality standards for organizations (institutions) involved into medical support of inner water transport workers.

Keywords: inner water passenger transport; health status; crew; organization of medical care on inner water passenger transport.

Health Care Reforms

For citation: Kosagovskaya 1.1., Komarova E. V. The problems of organization of medical care of crews of passenger ships in the system of inner water transport of the Russian Federation. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(5):1201 —1206 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1201-1206

For correspondence: Kosagovskaya 1.1., candidate of medical sciences, associate professor of the Higher School of Helth Care Management of the Institute of Leadership and Health Care Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University" of Minzdrav of Russia. e-mail: kosagovskaya@yandex.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 12.04.2021 Accepted 27.06.2021

Введение

Внутренний водный транспорт в Российской Федерации играет значимую роль в формировании экономики страны. В настоящее время Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. По данным Росмор-речфлота, общая протяженность внутренних водных путей составляет свыше 101 тыс. км. С экологической точки зрения водный транспорт является наиболее безопасным. Его доля в общем объеме загрязнения атмосферы транспортом составляет всего 2% [1].

Правительством Российской Федерации принята «Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» [2], в которой транспорт рассматривается не как обслуживающая отрасль, призванная выполнять перевозки всех грузов, предъявляемых народным хозяйством, а как отрасль, обеспечивающая экономический рост страны, повышение конкурентоспособности национальной экономики и улучшения жизни населения посредством доступа к безопасным и качественным транспортным услугам. Некоторые задачи данной стратегии относятся к социально значимым пассажирским перевозкам и ориентированы на пассажирский речной транспорт.

Объемы перевозок пассажиров на туристских маршрутах по внутренним водным путям составляют 300—400 тыс. человек в год. Средний срок службы судов пассажирского флота составляет 33 года, судов, используемых на туристских маршрутах, — 41 год [3].

Круизный туризм на внутреннем водном транспорте имеет широкое распространение в России, что обусловлено значительной протяженностью водных путей. Речные пассажирские перевозки осуществляются в 56 субъектах Российской Федерации. В некоторых регионах речной транспорт является основным, а на отдельных направлениях даже единственным видом пассажирского сообщения. Особенно это характерно для северных территорий, где протяженность автомобильных и железных дорог на 1 тыс. км2 площади в 8—10 раз меньше среднероссийских значений, а судоходных речных путей — в 1,5—2 раза больше [4].

Цель исследования — анализ системы организации оказания медицинской помощи экипажам пассажирских судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации и изучение заболеваемости

по данным обращаемости за медицинской помощью экипажа речного круизного судна во время навигации.

Материалы и методы

Система организации медицинской помощи на внутреннем водном транспорте изучалась на основе нормативной правовой базы по данной проблеме в период с конца 1980-х годов по настоящее время . Проведен поиск и анализ доступной литературы по проблемам организации и оказания медицинской помощи экипажам пассажирского речного транспорта в период навигации и вне ее. Оценка заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью экипажа речного круизного судна во время навигации проводилась на основании данных журнала амбулаторного приема экипажа речного круизного транспорта. Статистическая обработка данных проводилась с помощью статистического пакета программы Excel.

Результаты исследования

На развитие внутреннего водного транспорта направлены такие федеральные программы, как «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» [5], где перспективными направлениями развития круизного туризма в России предполагаются комбинированные речные и морские круизы, а также «Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» [2], в рамках которой наиболее перспективными направлениями определены обновление флота, развитие портовой инфраструктуры, повышение безопасности и экологичности на внутреннем водном транспорте, совершенствование в сфере кадрового обеспечения водного транспорта.

Эксплуатация речного транспорта сопряжена с определенными рисками для здоровья людей, находящихся в изолированных условиях и ограниченных в доступе к медицинской помощи. К неблагоприятным условиям труда работников речного транспорта можно отнести четыре группы факторов:

— организацию труда (вахтовый метод, ночные вахты, монотонность труда, ограничение подвижности во время судовождения);

— факторы судовой среды (вибрация, шум, наличие вредных газов и паров);

— социальное-психологические (длительное нахождение в условиях ограниченного по чис-

Реформы здравоохранения

ленности коллектива экипажа и замкнутого производственно-бытового пространства, ограниченность общения, высокая степень ответственности, дефицит времени на обдумывание и принятие решений при прохождении сложных участков реки);

— климатогеографические (неблагоприятные погодные и гидрометеорологические условия, сменяемость часовых поясов, что может приводить к снижению адаптивных возможностей организма).

Многочисленные гигиенические и психофизиологические исследования, проводимые на морских, речных и рыбопромысловых судах, показали, что условия труда на большинстве судов, согласно «Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р.2.2.-2006—05, характеризуются как вредные и опасные [6].

Таким образом, значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья работников речного пассажирского транспорта не вызывает сомнения и требует всестороннего рассмотрения и изучения.

Несмотря на то что изучению вопросов, касающихся медицинской помощи на водном транспорте, посвящена большая и обстоятельная работа группы специалистов ФМБА [7, 8], многие проблемы организации медицинской помощи работникам речного пассажирского транспорта остаются нерешенными, а состояние здоровья экипажа во время рейса — малоизученным.

Целью любой системы оказания медицинской помощи морякам и работникам водного транспорта является обеспечение безопасности мореплавания путем сохранения и укрепления здоровья плавсостава судов в рейсе и в межрейсовом периоде.

Анализ нормативной правовой базы, регламентирующей оказание медицинской помощи на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, обнаружил серьезные пробелы. В настоящее время не разработаны научно обоснованные пути решения существующих проблем в судовой медицине и нет четкого понимания перспектив развития государственной системы оказания медицинской помощи плавсоставу при нахождении работника в рейсе и на берегу [7, 8].

До 2012 г. документом, регламентирующим медицинское обеспечение работников морского, речного флота и рыбного хозяйства, являлся Приказ Министерства здравоохранения СССР от 06.09.1989 №511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства» [9]. На тот момент работники водного транспорта и рыбного хозяйства получали медицинскую помощь в 220 амбулаторно-поликлинических учреждениях и в стационарах на 25 тыс. коек, действовали 3,5 тыс. здравпунктов, из которых 3 тыс. находились на судах. В учреждениях работали более 10 тыс. врачей и 19 тыс. среднего медицинского персонала. Вместе с тем отмечалась нехватка судового медицинского персонала, в частно-

сти из-за режима работы на судах. Стоит сказать, что данный приказ утверждал «Положение о центральной бассейновой больнице на водном транспорте», «Положение о судовом враче», «Положение о комиссии по медицинскому освидетельствованию плавсостава», «Примерный перечень изделий медицинского назначения и медицинских препаратов для судов морского, речного, озерного, рыбопромыслового флотов и плавучих производственных объектов».

В 2012 г. данный приказ был отменен на основании Приказа Минздрава России от 07.11.2012 № 587 [10], но альтернативного документа издано не было. Кроме того, не урегулирован порядок проведения медицинских освидетельствований для лиц плавсостава. Существующий проект приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения медицинского осмотра лиц, поступающих на работу на морские суда, суда внутреннего плавания и суда смешанного (река-море) плавания, а также лиц, работающих на таких судах» от 27.04.2017 [11] не вступил в силу. В настоящее время проведением медицинских осмотров плавсостава занимаются в основном частные клиники. Деятельность таких центров ведется в отрыве от лечебно-профилактических учреждений, что в дальнейшем существенно затрудняет динамическое наблюдение за состоянием здоровья плавсостава, проведение анализа заболеваемости.

Кроме того, регулярные медицинские осмотры позволяют вовремя диагностировать и предупреждать профессиональные заболевания работников водного транспорта. Осмотр и допуск к работе должны осуществлять специализированные медицинские учреждения, ориентированные на специфику условий труда работников водного транспорта [12]. До недавнего времени в нашей стране существовала система, включавшая в себя судовых врачей, бассейновые больницы, профильные отделы в Минздраве России и Министерстве морского флота (ныне — Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации). В результате проведенных реформ с конца 1980-х — начала 1990-х и в начале 2000-х годов эта система прекратила существование, но ничего взамен создано не было [13].

Медицинское обеспечение плавсостава — это комплекс медико-организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья, профилактику и лечение заболеваний и травм данного контингента [14].

Однако в нынешних условиях отсутствия полноценной системы медицинского обеспечения судовых команд невозможно получить полную объективную картину состояния здоровья плавсостава речного пассажирского транспорта, в том числе из-за отсутствия системы учета заболеваемости по данным обращаемости плавсостава за медицинской помощью в рейсовый и межрейсовый периоды [15].

Как было отмечено, ранее функции по охране здоровья плавсостава были закреплены за бассейно-

Health Care Reforms

выми больницами. В начале 2000-х годов бассейновые больницы были реорганизованы в медицинские центры и переданы в ведение ФМБА. Некоторые бассейновые больницы после присоединения прекратили самостоятельное существование [16]. По данным за 2014 г., в стране насчитываются 7 медицинских центров и Центральная медико-санитарная часть № 120, оказывающие медицинскую помощь членам российских экипажей, а также пассажирам и морякам, работающим на судах под флагом зарубежных государств [8].

За исключением некоторых организаций, врачи не являются кадровыми специалистами речного флота. Медицинские работники, как правило, состоят в штате медицинских учреждений и работают на судах по договору между своей организацией и судовладельцем. Договор обычно заключается на конкретный рейс [7]. Из этого следует, что система обеспечения медицинскими кадрами на речных пассажирских судах имеет серьезные проблемы. Первая — это текучесть кадров. Сезонность работы подразумевает трудоустройство на определенный срок. По завершении сезона навигации трудовые отношения расторгаются, работник вынужден трудоустраиваться на новое место, а через полгода, с началом новой навигации, устраиваться вновь, что создает для него определенные неудобства. Вторая проблема — частая сменяемость медицинским работником рабочих мест на судах за период навигации. Поскольку не каждый работник готов каждые полгода менять место работы, медработники устраиваются на определенный рейс, в период основного отпуска, что осложняет набор медицинского персонала на суда. Третья проблема — отсутствие стабильного штата медицинских работников приводит к нехватке медперсонала на судах.

На пассажирских судах вместимостью более 250 человек, согласно СанПиН 2.5.2-703—98 «Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания» [17], в штатном расписании должен быть предусмотрен медицинский работник с образованием не ниже среднего медицинского. Согласно положению приказа Минздрава СССР № 511, ныне утратившего силу, вести трудовую деятельность судовой врач должен был в штате отделения судового медицинского персонала, а при его отсутствии — в штате больницы, медико-санитарной части или поликлиники.

В настоящее время, согласно действующему приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки „Здравоохранение и медицинские науки"» [18], назначать на должность судового врача допускается лиц, имеющих образование по специальности общей врачебной практики, хирургии или терапии. Но в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование согласно приказу Минздрава России от 07.10.2015 № 700н [19], специальность по судовой медицине отсутствует.

Для оценки заболеваемости работников речного пассажирского транспорта за время навигации были изучены частота и причины обращений экипажа круизного судна за медицинской помощью на основании анализа данных журнала амбулаторного приема экипажа речного круизного транспорта во время навигации 2019 г.

Круизное судно представляет собой двухпалубный теплоход, пассажировместимость которого составляет 176 человек. Под экипажем теплохода подразумевается командный и рядовой состав, средняя численность которого — 52 человека. В командный состав входят капитан, старший помощник капитана, штурманы, рулевые, мотористы, механики, электромеханики, электрики, боцман, матросы. Рядовой состав — директора круиза, директора ресторана, администратор, судовой медик, проводники, повара, кухонные работники, посудомойщицы, официанты, сотрудники арт-бригады, прачки, охранники. В экипаже подавляющее большинство составляют мужчины и рядовой состав преобладает над командным (72 и 28% соответственно). Средний возраст экипажа — 45 лет.

К проблемам оказания медицинской помощи на борту следует отнести не только ограничение возможности диагностических мероприятий, но и отдаленность населенных пунктов и особенности судового хода, не позволяющие оперативно обеспечить больным специализированную медицинскую помощь.

В среднем за навигацию на одного члена экипажа приходится 1,5 первичного обращения за медицинской помощью, повторные обращения составили 48% от всех обращений экипажа. Наибольшее число обращений приходится на рядовой состав (74%).

В структуре причин обращаемости экипажа за медицинской помощью на первом месте стоят травмы (22%), на втором — болезни органов дыхания (18%), далее следуют болезни костно-мышечной системы (11%). Такая структура обращаемости согласуется с данными других авторов [12, 13] и определяется неблагоприятными факторами условий работы экипажа речного пассажирского судна.

Заключение

Система оказания медицинской помощи экипажам водного пассажирского транспорта Российской Федерации нуждается в серьезном совершенствовании. Структура заболеваемости экипажа пассажирского речного судна по данным обращаемости за медицинской помощью во время навигации (преобладание травм, болезней органов дыхания, болезней костно-мышечной системы) определяется неблагоприятными факторами профессиональной деятельности моряков и диктует специфику подготовки судовых врачей. Необходимо доработать нормативно-правовую базу в вопросах регламентации медицинского обслуживания плавсостава, подготовки и трудоустройства кадров судовой медицины, разработать и утвердить в установленном порядке унифицированные стандарты качества оказания медицин-

Реформы здравоохранения

ской помощи для организаций (учреждений), занимающихся медицинским обеспечением работников водного речного транспорта.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Внутренние водные пути и защита окружающей среды. Европейская конференция министров транспорта.ЕСМТ. 2006. 105 с. Режим доступа: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/ docs/06waterenvru_0.pdf (дата обращения 28.06.2020).

2. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 327-р) . Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ YxvWxYkzMqwAsfBmAX6anAVViKnFgYwA.pdf (дата обращения 27.03.2020).

3. Конышев Е. В. Перспективы возрождения судоходства и развития речных круизов по реке Вятке. Advanced science. 2017;(3):587—94. Режим доступа: http://advanced-science.ru/ assets/mgr/docs/3(2017)/

%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%B D%D0%BE%D0%BC/konyshev-k-pechati.pdf (дата обращения 27.03.2020).

4. Кузьмичев И. К., Корнев А. Б., Малышкин А. Г. Региональная программа развития социальных пассажирских перевозок речным транспортом. Транспортное дело России. 2018;(2):94—6.

5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 2129-р). Режим доступа: https:// www.russiatourism.ru/upload/iblock/298/Стратегия%20разви-тия%20туризма%20на%20период%20до%202035%20года^ (дата обращения 27.03.2020).

6. Зайцев В. И., Виноградов С. А. Некоторые теоретические и практические аспекты изучения условий труда на флоте. Здоровье населения и среда обитания. 2014;251(2):13—5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-izucheniya-usloviy-truda-na-flote (дата обращения 25.03.2020).

7. Бумай О. К., Иванченко А. В., Абакумов А. А., Константинов Р. В., Сосюкин А. Е., Верведа А. Б. Подготовка нормативно-правовой базы системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов: анализ проблемы, предложения и перспективы. Медицина экстремальных ситуаций. 2017;59(1):65—77. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/podgotovka-normativno-pravovoy-bazy-sistemy-mediko-sanitarnogo-obsluzhivaniya-plavsostava-morskih-i-rechnyh-sudov-analiz-problemy (дата обращения 23.03.2020).

8. Иванченко А. В., Бумай О. К., Сосюкин А. Е., Константинов Р. В. Актуальные проблемы медицинского обслуживания плавсостава морского и речного флота РФ. Морской вестник. 2014;49(1):95—9.

9. Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства: приказ Минздрава СССР от 06.09.1989 № 511. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902359259 (дата обращения 07.04.2020).

10. О признании не действующим на территории Российской Федерации приказа Министерства здравоохранения СССР от 06.09.1989 №511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства»: приказ Минздрава СССР от 07.11.2012 № 587. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902379568 (дата обращения 30.06.2020).

11. Об утверждении Порядка проведения медицинского осмотра лиц, поступающих на работу на морские суда, суда внутреннего плавания и суда смешанного (река-море) плавания, а также лиц, работающих на таких судах: проект приказа Минздрава РФ по состоянию на 01.05.2017. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/420397354 (дата обращения 27.05.2020).

12. Денисова Е. С., Буторина Н. В. Исследование вредных производственных факторов на рабочих местах плавсостава. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016;8(14):495—8. Режим доступа: https://applied-research.ru/pdf/2016/8-4/10109.pdf (дата обращения 28.03.2020).

13. Поляков И. В., Буров В. В., Твердохлебов А. С., Желихов-ский С. Е. Медицинская помощь работникам водного транспорта: состояние дел и перспективы развития. Эксплуатация морского транспорта. 2007;50(4):40—6. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_9569281_11102425.pdf (дата обращения 10.03.2020).

14. Будиев А. Ю., Желиховский С. Е., Логунов К. В., Пукано-ва Л. В. Организация медицинского обеспечения плавсостава в первом морском порту России. Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. 2006;(4):231—3.

15. Иванченко А. В., Бумай О. К., Абакумов А. А., Шестеркин А. В. К развитию системы медицинского обслуживания плавсостава: Актуальные потребности в исследованиях и разработках. Медицина экстремальных ситуаций. 2018;(4):13—7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-razvitiyu-sistemy-meditsinskogo-obsluzhivaniya-plavsostava-aktualnye-potrebnosti-v-issledovaniyah-i-razrabotkah (дата обращения 27.03.2020).

16. О реорганизации государственного учреждения «Государственный медицинский Центр Министерства здравоохранения Российской Федерации»: приказ Минздрава от 24.10.2002 № 324: с изм. на 30.12.2002 г. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901832501 (дата обращения 30.03.2020).

17. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.5.2-703—98) Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания.: утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 30.04.1998 № 16. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200032259 (дата обращения 02.04.2010).

18. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием: приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420339191 (дата обращения 30.03.2020).

19. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование»: приказ Минздрава РФ от 07.10.2015 № 700н. Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71150136/ #ixzz6R2RFYF7R (дата обращения 30.03.2020).

Поступила 12.04.2021 Принята в печать 2706.2021

REFERENCES

1. Inland Waterways & Environmental Protection, European Conference of Ministers of Transport. ECMT. 2006. 105 p. Available at. https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/06wateren-vru_0.pdf (accessed 06.28.2020) (in Russian).

2. The development strategy of the inland water transport of the Russian Federation for the period until 2030 (approved. by order of the Government of the Russian Federation dated February 29, 2016 No. 327-p). Available at: http://static.government.ru/media/files/Yx-vWxYkzMqwAsfBmAX6anAVViKnFgYwA.pdf (accessed 03.27.2020) (in Russian).

3. Konyshev E. V. Prospects for the revival of shipping and the development of river cruises along the Vyatka river. Advanced Science. 2017;(3):587—94. Available at: http://advanced-science.ru/assets/ mgr/docs/3(2017)/

%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%B D%D0%BE%D0%BC/konyshev-k-pechati.pdf (accessed

03.27.2020) (in Russian).

4. Kuzmichev I. K., Kornev A. B., Malyshkin A. G. The regional program for the development of social passenger transportation by river transport. Transportnoye delo Rossii = Transport business of Russia. 2018;(2):94—6 (in Russian).

5. The development strategy of tourism in the Russian Federation for the period until 2035 (approved by order of the Government of the Russian Federation of September 20, 2019 No. 2129-r). Available at: https://www.russiatourism.ru/upload/iblock/298/Strategy%20de-velopment%20tourism%20on%20peri-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

od%20do%202035%20year.pdf (accessed 03.27.2020) (in Russian).

6. Zaytsev V. I., Vinogradov S. A. Some theoretical and practical aspects of the study of working conditions in the Navy. Zdorovye naseleniya i sreda obitaniya = Public health and habitat. 2014;251(2):13—5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ nekotorye-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-izucheniya-us-loviy-truda-na-flote (accessed 25.03.2020) (in Russian).

7. Bumai O. K., Ivanchenko A. V., Abakumov A. A., Konstanti-nov R. V., Sosyukin A. E., Verveda A. B. Preparation of the regula-

Health Care Reforms

tory framework for the medical care system for the crew of sea and river vessels: analysis of problems, suggestions and prospects. Med-itsina ekstremal'nykh situatsiy = Medicine of extreme situations. 2017;59(1):65—77. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ podgotovka-normativno-pravovoy-bazy-sistemy-mediko-sanitar-nogo-obsluzhivaniya-plavsostava-morskih-i-rechnyh-sudov-analiz-problemy (accessed 23.03.2020) (in Russian).

8. Ivanchenko A. V., Bumai O. K., Sosyukin A. E., Konstantinov R. V. Actual problems of medical care for the crew of the sea and river fleet of the Russian Federation. Morskoy vestnik = Sea messenger. 2014;1(49):95—9 (in Russian).

9. On improving the organization of health care for workers of the sea, river fleet and fisheries: order of the USSR Ministry of Health of September 6, 1989 No. 511: does not work on the territory of the Russian Federation on the basis of an order of the Ministry of Health of Russia of 07.11.2012 N 587. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/902359259 (accessed 07.04.2020) (in Russian).

10. About recognition of the order of the USSR Ministry of Health of September 6, 1989 N 511 «On improving the organization of medical and sanitary support for workers of the sea, river fleet and fisheries" as not valid on the territory of the Russian Federation: order of the USSR Ministry of Health of November 7, 2012 years N 587. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902379568 (accessed 30.06.2020) (in Russian).

11. On approval of the Procedure for conducting a medical examination of people entering work on sea vessels, inland vessels and mixed (river-sea) vessels, as well as persons working on such vessels: draft order of the Ministry of Health of the Russian Federation as on 05/01/2017. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 420397354 (accessed 05.27.2020) (in Russian).

12. Denisova E. S., Butorina N. V. The research of harmful production factors at the water transport employees' workplaces. Mezhdunarod-nyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy international Journal of Applied and Basic Research. 2016;8(14):495—8. Available at: https://applied-research.ru/pdf/2016/8-4/10109.pdf (accessed 03.28.2020) (in Russian).

13. Polyakov I. V., Burov V. V., Tverdokhlebov A. S., Zhelik-hovsky S. E. Medical assistance to water transport workers: state of affairs and development prospects. Ekspluatatsiya morskogo transporta = Operation of maritime transport. 2007;50(4):40—6 (in Russian).

14. Budiev A. Yu., Zhelikhovsky S. E., LogunovK. V., Pukanova L. V. Organization of medical support for the crew in the first seaport of Russia. Vestnik Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii im. 1.1. Mechnikova. 2006;(4):231—3 (in Russian).

15. Ivanchenko A. V., Bumai O. K., Abakumov A. A., Shesterkin A. V. To the development of a medical care system for the crew: Actual needs in research and development. Meditsina ekstremal'nykh situatsiy = Medicine of extreme situations. 2018;(4):13—7. Available at. https: //cyberleninka.ru/article/n/k-razvitiyu-sistemy-meditsinsko-go-obsluzhivaniya-plavsostava-aktualnye-potrebnosti-v-issledo-vaniyah-i-razrabotkah (accessed 03.27.2020) (in Russian).

16. On the reorganization of the state institution «State Medical Center of the Ministry of Health of the Russian Federation": order of the Ministry of Health of October 24, 2002 N 324: as amended on December 30, 2002. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 901832501 (accessed 30.03.2020) (in Russian).

17. Sanitary rules and norms: SanPiN 2.5.2-703—98 Vessels of inland and mixed (river-sea) navigation: approved. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated April 30, 1998 N 16. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200032259 (accessed 02.04.2010) (in Russian).

18. On approval of the Qualification requirements for medical and pharmaceutical workers with secondary medical and pharmaceutical education: order of the Ministry of Health of the Russian Federation of February 10, 2016 N 83n. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/420339191 (accessed 30.03.2020) (in Russian).

19. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation «On the nomenclature of specialties of specialists with higher medical and pharmaceutical education»: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of October 7, 2015 No. 700n. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71150136/fix-zz6R2RFYF7R (accessed 30.03.2020) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.