Научная статья на тему 'Особенности компоновки пассажирского и служебного блоков на речных круизных пассажирских судах с учетом модернизаций и конверсий'

Особенности компоновки пассажирского и служебного блоков на речных круизных пассажирских судах с учетом модернизаций и конверсий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY-NC
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧНОЕ КРУИЗНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО / КОМФОРТАБЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНВЕРСИЯ / АНАЛИЗ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / RIVER-GOING CRUISE SHIP / COMFORT / UPGRADES / RETROFITS / ANALYSIS / REGULARITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Егоров Александр Геннадьевич

Объект и цель научной работы. Объект помещения речных круизных пассажирских судов. Цель определение влияния модернизаций и конверсий на распределение помещений речных круизных пассажирских судов. Материалы и методы. При выполнении работы использовались база данных Морского Инженерного бюро, правила классификационных обществ, исходные чертежи базовых проектов речных круизных пассажирских судов. Применялись методы теории и проектирования корабля, анализа и статистики. Основные результаты. Получены закономерности распределения для базовых проектов, модернизаций и конверсий речных круизных пассажирских судов. Заключение. Выполнен детальный анализ распределения площадей на базовых проектах речных круизных пассажирских судов, а также на модернизированных и конверсионных судах. Работы по модернизации и конверсии на таких судах проводятся, в первую очередь, для повышения комфортабельности круизов. При этом происходит перераспределение площадей по сравнению с базовыми проектами. Полученные зависимости позволят упростить начальные стадии проектирования, в том числе при выполнении проектных работ по модернизации и конверсии речных круизных пассажирских судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Егоров Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design peculiarities of passenger and crew modules on river-going cruise ships, taking into account upgrades and retrofits

Object and purpose of research. This paper investigates river-going passenger ship spaces to identify the effect of upgrades and conversions upon their distribution. Materials and methods. This study relied on Marine Engineering Bureau (MEB) database and the rules of classification societies, as well as on initial drawings of basic designs for river-going cruise ships. The study was performed as per common methods of ship theory, ship design and statistics. Main results. Distribution patterns of ship spaces were obtained for basic projects, upgrades, and retrofits of river-going cruise ships. Conclusion. This paper is a detailed analysis of ship space distribution for basic variants of river-going cruise ships, as well as for their upgraded and retrofitted versions. The main purpose of upgrades and retrofits for these ships is to make them more comfortable. However, post-upgrade / post-retrofit distribution of ship spaces becomes different than in basic designs. The findings of this study will simplify the initial stages of design, including those dealing with upgrades and retrofits of river-going cruise ships.

Текст научной работы на тему «Особенности компоновки пассажирского и служебного блоков на речных круизных пассажирских судах с учетом модернизаций и конверсий»

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1^4-154-163 УДК 629.553:629.5.04

А.Г. Егоров

Морское Инженерное Бюро - СПб, Санкт-Петербург, Россия

ОСОБЕННОСТИ КОМПОНОВКИ ПАССАЖИРСКОГО И СЛУЖЕБНОГО БЛОКОВ НА РЕЧНЫХ КРУИЗНЫХ ПАССАЖИРСКИХ СУДАХ С УЧЕТОМ МОДЕРНИЗАЦИЙ И КОНВЕРСИЙ

Объект и цель научной работы. Объект - помещения речных круизных пассажирских судов. Цель - определение влияния модернизаций и конверсий на распределение помещений речных круизных пассажирских судов. Материалы и методы. При выполнении работы использовались база данных Морского Инженерного бюро, правила классификационных обществ, исходные чертежи базовых проектов речных круизных пассажирских судов. Применялись методы теории и проектирования корабля, анализа и статистики.

Основные результаты. Получены закономерности распределения для базовых проектов, модернизаций и конверсий речных круизных пассажирских судов.

Заключение. Выполнен детальный анализ распределения площадей на базовых проектах речных круизных пассажирских судов, а также на модернизированных и конверсионных судах. Работы по модернизации и конверсии на таких судах проводятся, в первую очередь, для повышения комфортабельности круизов. При этом происходит перераспределение площадей по сравнению с базовыми проектами. Полученные зависимости позволят упростить начальные стадии проектирования, в том числе при выполнении проектных работ по модернизации и конверсии речных круизных пассажирских судов. Ключевые слова: речное круизное пассажирское судно, комфортабельность, модернизация, конверсия, анализ, закономерность.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-154-163 УДК 629.553:629.5.04

G. Egorov

Marine Engineering Bureau- St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

DESIGN PECULIARITIES OF PASSENGER

AND CREW MODULES ON RIVER-GOING CRUISE SHIPS,

TAKING INTO ACCOUNT UPGRADES AND RETROFITS

Object and purpose of research. This paper investigates river-going passenger ship spaces to identify the effect of upgrades and conversions upon their distribution.

Materials and methods. This study relied on Marine Engineering Bureau (MEB) database and the rules of classification societies, as well as on initial drawings of basic designs for river-going cruise ships. The study was performed as per common methods of ship theory, ship design and statistics.

Main results. Distribution patterns of ship spaces were obtained for basic projects, upgrades, and retrofits of river-going cruise ships.

Для цитирования: Егоров А.Г. Особенности компоновки пассажирского и служебного блоков на речных круизных пассажирских судах с учетом модернизаций и конверсий. Труды Крыловского государственного научнго центра. 2020; Специальный выпуск 1: 154-163.

For citations: Egorov G. Design peculiarities of passenger and crew modules on river-going cruise ships, taking into account upgrades and retrofits. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2020; Special Edition 1: 154-163 (in Russian).

154

Труды Крыловского государственного научного центра. Специальный выпуск 1, 2020

G. Egorov. Design peculiarities off passenger and crew/ modules on river-going cruise ships, taking into account upgrades and retrofits

Conclusion. This paper is a detailed analysis of ship space distribution for basic variants of river-going cruise ships, as well as for their upgraded and retrofitted versions. The main purpose of upgrades and retrofits for these ships is to make them more comfortable. However, post-upgrade / post-retrofit distribution of ship spaces becomes different than in basic designs. The findings of this study will simplify the initial stages of design, including those dealing with upgrades and retrofits of river-going cruise ships. Keywords: river-going cruise ship, comfort, upgrades, retrofits, analysis, regularity.

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Флот отечественных речных круизных пассажирских судов (РКПС) стареет, причем, как показывают исследования [1, 2], в первую очередь морально. В последние годы значительно повысились требования туристов к комфорту на борту, что отразилось на темпах и объемах модернизационных работ. За последние пять лет было модернизировано более 30 отечественных РКПС, из них 13 - существенно, с повышением уровня комфортабельности [3]. Тенденции на отечественном рынке вполне соответствуют европейскому рынку, где с 2013 г. происходит рост числа круизов, прежде всего за счет американских туристов [4]. Для европейского речного рынка в 2019 г. планировалось сдать в эксплуатацию 20 новых круизных судов; в 2018 г. было сдано 10 РКПС и три судна было существенно модернизировано, включая одно переоборудование из грузовой баржи [5].

Несмотря на увеличение количества модернизаций, еще не все работающие РКПС приведены в соответствие с современным пониманием круиза. Поэтому при разработке проектов модернизации, да и новых РКПС крайне важно иметь представление о реальной ситуации с пассажирскими каютами и общественными помещениями. Целью статьи является определение закономерностей изменения распределения площадей помещений РКПС в результате модернизаций и конверсий для оценки на начальных стадиях проектирования.

Любая модернизация или конверсия РКПС, при отсутствии проблем с техническим состоянием судна, проводится с целью повышения комфортабельности. На таких судах повышение комфортабельности и приведение к современным стандартам обслуживания [1, 6] достигается за счет уменьшения пассажировместимости, в отличие от морских круи-зных пассажирских судов и лайнеров, для которых в большинстве своем возможно изменение габаритных размерений [7, 8]. При этом также меняются распределение площадей и компоновка помещений.

Автором был выполнен соответствующий анализ изменения распределения площадей палуб (табл. 1-3).

В качестве объектов для исследования выбраны наиболее подходящие для модернизаций суда из первой (проекты 785, 26-37, 588, 305, 646, 860) и второй (проекты 301, 302, Q-040, Q-056, Q-065, 92-016) групп РКПС [9]. Изменение площадей и компоновки пассажирских кают наглядно представлено на рис. 1.

Также характерно изменение площадей и компоновки ресторанного комплекса (увеличение общей площади и количества ресторанов). Такие модернизации ресторанного комплекса характерны и для

302 проект Проект PV17 Проект PV12

Викинг Синеус Княжна Анастасия

305 проект Василий Чапаев

305 проект Волга Дрим

,1 м2

Г

1УЧ 8,4 м2

? С

1

V

Рис. 1. Изменение площадей и компоновки пассажирских кают на речных круизных пассажирских судах первой (проект 305) и второй групп (проект 302)

Fig. 1. Changes in the areas and plans of passenger cabins aboard river-going cruise ships of Group 1 (Project 305) and Group 2 (Project 302)

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

155

Таблица 1. Изменение распределения площадей палуб (первая группа судов, проекты 588, 305) СП Table 1. Changes in deck space distribution (Group 1, Projects 588, 305)

Проект 588 Проект 305

№ п/п Помещения Исходный проект 588 PV06 (конверсия проекта 588) «Русь Великая» (РЁГК.002-588) «И.А. Крылов» Исходный проект 305 «Сергей Образцов»

м2 % м2 % м2 % м2 % м2 % м2 %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

1 Пассажирские каюты 751 19,4 735 19,7 1095 26,9 906 22,4 508 16,5 532 17,3

2 Балконы пассажирских кают - - - - - - 55 1,4 - - - -

3 Рестораны 109 2,8 110 2,9 158 3,9 255 6,3 131 4,3 150 4,9

4 Бары, салоны, кинотеатры 243 6,3 245 6,5 118 2,9 158 3,9 172 5,6 172 5,6

5 Прочие общественные помещения 82 2,1 92 2,5 14 0,3 50 1,2 129 4,2 100 3,2

6 Коридоры 204 5,3 217 5,8 403 9,9 348 8,6 230 7,5 225 7,3

7 Вестибюли, лифты 199 5,1 157 4,2 108 2,7 111 2,7 186 6,0 186 6,0

8 Палубные галереи 872 22,5 901 24,1 965 23,7 974 24,1 627 20,4 627 20,4

9 Солярий - - 137 3,7 - - - - 150 4,9 150 4,9

10 Каюты экипажа 434 11,2 404 10,8 370 9,1 365 9,0 211 6,9 201 6,5

11 Общественные помещения (э) 35 0,9 56 1,5 49 1,2 49 1,2 28 0,9 28 0,9

12 Коридоры (э) 124 3,2 98 2,6 132 3,2 132 3,3 35 1,1 35 1,1

13 Машинные помещения 308 7,9 240 6,4 298 7,3 298 7,4 260 8,4 260 8,4

14 Кладовые 28 0,7 43 1,1 26 0,6 40 1,0 13 0,4 7 0,2

i >

О) ■ -1

T3 ■

<2 m

■c -i

i о

E ~0

X S

t; ■

3 О

I &

I £

X I

=1 Я

01 Q

n s

n s

N §

"C □

П О

5 1

s о

x a

n 5

ь =i

x ™

X n

" s -1

1 s

о

IS

3s S

P

Ы N

QJ Ф

J= o\

S I

sc о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s о

7=, C\

0 h

1 О CD Л (D О ■a cd о

За сг

тз сг

ь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

15 Вспомогательные 80 2,1 - - 16 0,4 16 0,4 12 0,4 22 0,7

16 Провизионные кладовые (п) 64 1,7 42 1,1 52 1,3 49 1,2 65 2,1 65 2,1

17 Провизионные кладовые (э) - - 8 0,2 - - - - 16 0,5 16 0,5

18 Помещения пищеблока (п) 94 2,4 66 1,8 100 2,5 54 1,3 70 2,3 70 2,3

19 Помещения пищеблока (э) 16 0,4 17 0,5 - - 16 0,4 16 0,5 16 0,5

20 Прачечные, гладильные (п) - - 11 0,3 - - - - - - - -

21 Прачечные, гладильные (э) 35 0,9 8 0,2 30 0,7 28 0,7 - - - -

22 Медицинские помещения 14 0,4 12 0,3 13 0,3 13 0,3 21 0,7 18 0,6

23 Посты управления 63 1,6 41 1,1 51 1,3 51 1,3 69 2,2 69 2,2

24 Якорно-швартовное устройство 97 2,5 43 1,2 52 1,3 52 1,3 121 3,9 121 3,9

25 Прочие 23 0,6 53 1,4 22 0,5 21 0,5 7 0,2 7 0,2

26 Общая площадь пассажирских кают 751 19,4 734,7 19,7 1095 26,9 961 23,8 508 16,5 532 17,3

27 Общая площадь общественных помещений для пассажиров 1720,5 44,4 1884,8 50,5 1777 43,6 1906,8 47,2 1628,5 52,9 1613,5 52,4

28 Общая полезная площадь 2471,5 63,8 2619,5 70,2 2872 70,5 2867,8 71,0 2136,5 69,4 2145,5 69,7

29 Общая площадь служебных помещений 1403,5 36,2 1114,6 29,8 1200 29,5 1173,5 29,0 940,5 30,6 931,5 30,3

30 Общая площадь палуб 3875 100 3734 100 4072 100 4041 100 3077 100 3077 100

Примечание: (и) - помещения для нужд пассажиров; (э) - помещения для нужд экипажа.

Таблица 2. Изменение распределения площадей палуб (вторая группа судов, проекты 301, Q-065) Table 2. Changes in deck space distribution (Group 2, Projects 301, Q-065)

Проект 301 Проект Q-065

№ n/n Помещения Исходный проект 301 PV17 (модернизация проекта 301) «Княжна Виктория» (модернизация проекта 301) «Санкт-Петербург» (модернизация проекта 301 2019 г.) Исходный проект Q-065 PV08 (конверсия проекта Q-065) «Сергей Есенин» (модернизация проекта Q-065 2019 г.)

м2 % м2 % м2 % м2 % м2 % м2 % м2 %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 Пассажирские каюты 1445 20,7 1597 22,3 1472 20,6 1338 19,2 675 17,2 920 21,1 767 19,6

2 Балконы пассажирских кают - - 458 6,4 500 7,0 - - - - 290 6,7 27 0,7

3 Рестораны 231 3,3 359 5,0 476 6,7 231 3,3 114 2,9 446 10,2 138 3,5

4 Бары, салоны, кинотеатры 391 5,6 246 3,4 354 5,0 391 5,6 273 7,0 86 2,0 181 4,6

5 Прочие общественные помещения 42 0,6 41 0,6 206 2,9 42 0,6 28 0,7 25 0,6 28 0,7

6 Коридоры 331 4,7 317 4,4 219 3,1 302 4,3 110 2,8 104 2,4 106 2,7

7 Вестибюли, лифты 306 4,4 291 4,1 440 6,2 306 4,4 79 2,0 100 2,3 79 2,0

8 Палубные галереи 1161 16,7 803 11,2 650 9,1 1161 16,7 652 16,6 348 8,0 625 16,0

9 Солярий 356 5,1 250 3,5 151 2,1 356 5,1 234 6,0 446 10,2 234 6,0

10 Каюты экипажа 495 7,1 722 10,1 500 7,0 602 8,6 367 9,4 350 8,0 367 9,4

11 Общественные помещения (э) 101 1,4 101 1,4 114 1,6 101 1,4 38 1,0 38 0,9 38 1,0

12 Коридоры (э) 233 3,3 265 3,7 133 1,9 262 3,8 118 3,0 112 2,6 118 3,0

13 Машинные помещения 877 12,6 890 12,4 901 12,6 877 12,6 513 13,1 457 10,5 513 13,1

14 Кладовые 133 1,9 66 0,9 163 2,3 133 1,9 47 1,2 57 1,3 43 1,1

15 Вспомогательные 25 0,4 20 0,3 25 0,4 25 0,4 - - 5 0,1 - -

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

16 Провизионные кладовые (п) 95 1,4 95 1,3 95 1,3 95 1,4 66 1,7 66 1,5 66 1,7

17 Провизионные кладовые (э) 29 0,4 29 0,4 29 0,4 29 0,4 - - - - - -

18 Помещения пищеблока (п) 191 2,7 191 2,7 191 2,7 191 2,7 131 3,3 136 3,1 131 3,3

19 Помещения пищеблока (э) 35 0,5 35 0,5 35 0,5 35 0,5 8 0,2 8 0,2 8 0,2

20 Прачечные, гладильные (п) 89 1,3 89 1,2 89 1,2 89 1,3 13 0,3 13 0,3 13 0,3

21 Прачечные, гладильные (э) - - - - - - - - - - - - - -

22 Медицинские помещения 32 0,5 32 0,4 57 0,8 32 0,5 17 0,4 17 0,4 17 0,4

23 Посты управления 72 1,0 72 1,0 85 1,2 72 1,0 57 1,5 43 1,0 57 1,5

24 Якорно-швартовное устройство 135 1,9 135 1,9 125 1,8 135 1,9 105 2,7 105 2,4 105 2,7

25 Прочие 164 2,4 55 0,8 130 1,8 164 2,4 273 7,0 189 4,3 257 6,6

26 Общая площадь пассажирских кают 1445 20,7 2055 28,7 1972 27,6 1338 19,2 675 17,2 1210,4 27,8 794 20,3

27 Общая площадь общественных помещений для пассажиров 2900 41,6 2334,5 32,6 2561 35,9 2871 41,2 1625,55 41,5 1648,7 37,8 1518,55 38,8

28 Общая полезная площадь 4345 62,3 4389,5 61,3 4533 63,5 4209 60,4 2300,55 58,8 2859,1 65,6 2312,55 59,1

29 Общая площадь служебных помещений 2624 37,7 2769,5 38,7 2607 36,5 2760 39,6 1614,75 41,2 1502,4 34,4 1602,75 40,9

30 Общая площадь палуб 6969 100% 7159 100% 7140 100 6969 100 3915 100 4362 100 3915 100

Таблица 3. Изменение распределения площадей палуб (вторая группа судов, проекты 302, 92-016) Table 3. Changes in deck space distribution (Group 2, Projects 302, 92-016)

Проект 302 Проект 92-016

№ п/п Помещения Исходный пр. 302 PV12 (модернизация с балконами) PV15 (модернизация) Русь Исходный пр. 92-016 Мстислав Ростропович (балконы) Сергей Куч- кин (модернизация)

м2 % м2 % м2 % м2 % м2 % м2 % м2 %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 Пассажирские каюты 1579 20,9 1687 21,8 1580 20,9 1431 19,0 1749 24,6 1919 25,8 1551 21,8

2 Балконы пассажирских кают - - 410 5,3 474 6,3 - - - - 498 6,7 - -

3 Рестораны 270 3,6 380 4,9 358 4,7 270 3,6 278 3,9 278 3,7 278 3,9

4 Бары, салоны, кинотеатры 353 4,7 584 7,5 310 4,1 353 4,7 328 4,6 333 4,5 328 4,6

5 Прочие общественные помещения 42 0,6 179 2,3 63 0,8 42 0,6 135 1,9 145 1,9 166 2,3

6 Коридоры 361 4,8 228 2,9 272 3,6 337 4,5 642 9,0 668 9,0 642 9,0

7 Вестибюли, лифты 304 4,0 455 5,9 369 4,9 304 4,0 155 2,2 155 2,1 155 2,2

8 Палубные галереи 1304 17,3 863 11,1 912 12,1 1304 17,3 1380 19,4 800 10,7 1380 19,4

9 Солярий 278 3,7 213 2,8 178 2,4 278 3,7 200 2,8 280 3,8 200 2,8

10 Каюты экипажа 567 7,5 425 5,5 619 8,2 714 9,5 460 6,5 554 7,4 657 9,2

11 Общественные помещения (э) 135 1,8 129 1,7 129 1,7 135 1,8 106 1,5 106 1,4 106 1,5

12 Коридоры (э) 277 3,7 276 3,6 298 3,9 302 4,0 186 2,6 195 2,6 186 2,6

13 Машинные помещения 1106 14,6 1015 13,1 1106 14,6 1106 14,6 597 8,4 597 8,0 597 8,4

О £

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

14 Кладовые 96 1,3 66 0,9 99 1,3 96 1,3 118 1,7 118 1,6 118 1,7

15 Вспомогательные 37 0,5 24 0,3 24 0,3 37 0,5 107 1,5 107 1,4 77 1,1

16 Провизионные кладовые (п) 91 1,2 84 1,1 91 1,2 91 1,2 81 1,1 81 1,1 81 1,1

17 Провизионные кладовые (э) 10 0,1 10 0,1 10 0,1 10 0,1 11 0,2 11 0,1 11 0,2

18 Помещения пищеблока (п) 210 2,8 187 2,4 142 1,9 210 2,8 202 2,8 219 2,9 202 2,8

19 Помещения пищеблока (э) 38 0,5 38 0,5 38 0,5 38 0,5 31 0,4 31 0,4 31 0,4

20 Прачечные, гладильные (п) 45 0,6 38 0,5 45 0,6 45 0,6 26 0,4 26 0,3 26 0,4

21 Прачечные, гладильные (э) 17 0,2 17 0,2 17 0,2 17 0,2 10 0,1 10 0,1 10 0,1

22 Медицинские помещения 42 0,6 28 0,4 28 0,4 42 0,6 25 0,4 25 0,3 25 0,4

23 Посты управления 91 1,2 91 1,2 91 1,2 91 1,2 60 0,8 60 0,8 60 0,8

24 Якорно-швартовное устройство 152 2,0 146 1,9 152 2,0 152 2,0 177 2,5 177 2,4 177 2,5

25 Прочие 145 1,9 168 2,2 145 1,9 145 1,9 50 0,7 50 0,7 50 0,7

26 Общая площадь пассажирских кают 1579 20,9 2097 27,1 2054 27,2 1431 19,0 1749 24,6 2417 32,5 1551 21,8

27 Общая площадь общественных помещений для пассажиров 2984,5 39,5 2986 38,6 2534,5 33,6 2960,5 39,2 3143 44,2 2684 36,1 3174 44,6

28 Общая полезная площадь 4563,5 60,4 5083 65,7 4588,5 60,8 4391,5 58,2 4892 68,8 5101 68,5 4725 66,4

29 Общая площадь служебных помещений 2986,5 39,6 2658 34,3 2961,5 39,2 3158,5 41,8 2222 31,2 2342 31,5 2389 33,6

30 Общая площадь палуб 7550 100 7741 100 7550 100 7550 100 7114 100 7443 100 7114 100

А. Г. Егоров. Особенности компоновки пассажирского и служебного блокое на речных круизных пассажирских судах с учетом модернизаций и конеерсий

европейского речного круизного рынка. Например, один из лидеров сегмента - круизная компания Nicko Cruises - в последнее время в ущерб пассажи-ровместимости расширяет ресторанный комплекс, предлагая три различных ресторана на борту [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество всех палуб n на проектируемых или модернизируемых РКПС, включая палубы для размещения экипажа и служебных помещений, а также солнечную палубу, можно определять в зависимости от LB, м2 (где L и B - габаритная длина и ширина РКПС соответственно), следующим способом: три палубы (n = 3) при LB = 1100-1250 м2, четыре палубы (n = 4) при LB = 1250-1500 м2, пять палуб (n = 5) при LB = 1500-2350 м2 и шесть палуб (n = 6) при LB = 2350-2400 м2.

Для определения коэффициента утилизации общей площади палуб S . = S JLBn на РКПС (для

^^^ •> палуб палуб 4

всех судов - базовых и модернизированных) была получена зависимость S , = 3,5583^(LBnV018. Зави-

палуб

симости для средних значений площадей пассажирских кают Ss у базовых и модернизированных проектов приведены на рис. 2.

Значения удельной площади (отнесенной к ко-ленеству пассажиров) пассажирских кают SK для (базовых и модернизированные судов могут быыть определены! по зависимости

S ,м2

к'

2С Ю S

А L

А • • ■> .«л п •А

0,00 ЗЬХ + 0,739 ▲ ■

.•з • ••

ть оп

v = 0 001 lu ■-/ S 3 il __—1

ж ■ 1 1

у ■ е~

■ >0 к и

—е

♦ ▼ м р о,а 0С4х )-10," 83

S M2 палуб'

3000 4000

5000 -Сое

SK о 0,0069 •

( ■

палуб

V N

V пас

- 0,033 •

паеуб

лбТ

+1,8688, м6/чое.

■начения удельных площадей общественных помещений +Т леп базовые. и модеинизированн+ix судов мо гут быть определены по зависимости

SI

SO о 0,306 •

палуб

+ 6,0933, м6/чее.

Значения удельных полезных (пассажирские каюты и общественные помещения) площадей SПол для ба-иовын и модернизированных судов могут быть определены по зависимости

Si., = 0,6225 • иСиМ: + о, 5468, м2/чел.

пол N

' пас

Было установлено, что для значений вышеприведенных удельных площадей характерны следующие значения отношений: S проекты РКПС), S „

А '7 палуб _____

с сохранением философии), (существенные модернизации и конверсии).

Анализ распределения площадей палуб (табл. 1-3) позволил получить также коэффициенты утилизации площадей пассажирских кают s = S /S и служеб-

JN = 9-22 м2/чел. (базовые

палуб пас v

7N__ = 22-35 м2/чел. (проекты S JN = 35-40 м2/чел.

палуб

7000 8000

^ Базовый ■ Сохранение А Существенная

философии модернизация/конверсия

Линейная Линейная Линейная (существенная

(базовый) (сохранение модернизация/конверсия) философии)

Рис. 2. Определение среднего значения площадей

пассажирских кают SR, м2

Fig. 2. Average area of passenger cabins S , m2

палуб

ных помещений s = S /S , , причем как для базовых,

сл сл палуб ^ А

так и для модернизированных проектов.

Коэффициент утилизации площадей пассажирских кают для базовых проектов sk = 0,0131^палуб)0,3175; для проектов с сохранением философии он может быть определен как sk = 0,0344^палуб)0'2166; для существенных модернизаций и конверсий - sk = 0,0162^палуб)0'3242.

Коэффициент утилизации служебных площадей для базовых проектов - s^ = 0,2078^палуб)0'0639; для проектов с сохранением философии - s = = 0,1825-^палуб)0'0758; для существенных модернизаций и конверсий - s = 0,0867YS J0 1573.

сл палуб

При модернизации или конверсии РКПС наблюдается увеличение количества экипажа и обслуживающего персонала на одного пассажира, что также является нормой при повышении уровня обслуживания. Среднее соотношение W /W для базовых проектов составляет 0,24, для проектов с сохранением философии (незначительная модернизация) работы РКПС - 0,38. Для существенных модернизаций соотношение равняется W /W = 0,51, что вполне соот-

А эк па ^ ^

ветствует современным представлениям о круизах.

Заключение

Conclusion

Проведен детальный анализ распределения площадей на базовых проектах РКПС, а также на модернизиро-

162

Труды Крыловского государственного научного центра. Специальный выпуск 1, 2020

G. Egorov. Design peculiarities of passenger and crew modules on river-going cruise ships, taking into ¡account: upgrades and retrofits

ванных и конверсионных судах. Работы по модернизации и конверсии на таких судах выполняются, в первую очередь, для повышения комфортабельности круизов. Поскольку часто невозможно изменять габаритные размерения на РКПС, единственным возможным вариантом остается уменьшение пассажировместимости. При этом происходит перераспределение площадей по сравнению с базовыми проектами: удельная площадь кают увеличивается с 2,0-4,5 до 9,0-12,0 м2/чел., удельная площадь общественных помещений - с 4,5-9,0 до 11,5-16,0 м2/чел. Количество экипажа и обслуживающего персонала на одного пассажира увеличивается до 0,51, что повышает уровень обслуживания на борту.

Зависимости, полученные при выполнении работы, упростят процесс проектирования на начальных стадиях, в том числе при проектных работах по модернизации и конверсии РКПС.

Библиографический список

1. Егоров А.Г. Речные круизные пассажирские суда: инновационные решения и их применимость при конверсии // Вестник ОНМУ 2018. Вып. 4(57). С. 23-52.

2. Егоров Г.В., Егоров А.Г. Исследование надежности и риска эксплуатации отечественных речных круиз-ных пассажирских судов // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. 2015. Вып. 38/39. С. 22-35.

3. Егоров А.Г. Отечественные круизные пассажирские суда: состояние и прогноз // Материалы X междун. на-учно-техн. конф. «Инновации в судостроении и океано-технике». 2019. С. 104-106.

4. Cruise Industry News: 2020 European River Cruise Market. Special report. Edited by Oivind Mathisen. NY, September, 2019. 114 p.

5. Market Observation for inland navigation in Europe. Annual report 2019. Edited by the Secretariat of the Central Commission for Navigation on the Rhine. Strasbourg, September, 2019. 176 p.

6. PayneS. M. Designing Passenger Ships [Electron. resource]: Keynote lecture // Design and Operation of Passenger Ships: Proc. of International Conference. London: Royal Institution of Naval Architects, 2019. URL: https://www.rina.org.uk/ Passenger_Ships_2019.html (accessed: 21.01.2020).

7. Lloyd Werft in major NCL fleet lengthening programme // Shiprepair & Conversion Technology. London, UK: Royal Institute of Naval Architects. 2nd quarter 1998. P. 22-24.

8. Cruise Ship Repairs and Refits (Feature 3) // Shiprepair & Maintenance. London, UK: Royal Institute of Naval Architects. 1st quarter 2019. P. 28-35.

9. Егоров Г.В., Егоров А.Г. Анализ закономерностей списания речных круизных судов и прогноз состава речного флота с определением наиболее востребованных типов судов для конверсии и модернизации // Морской Вестник. 2019. № 1(69). С. 21-27.

References

1. Egorov A. River-going cruise ships: innovative solutions and their applicability in the retrofits // Vestnik ONMU,

2018. Vol. 4(57). P. 23-52 (in Russian).

2. Egorov G., Egorov A. Operational reliability and risks of Russian river-going passenger ships // RS Research Bulletin, 2015. Vol. 38/39. P. 22-35 (in Russian).

3. Egorov A. Russian cruise ships: state of the art and prospects // Transactions of the X International Science and Technology Conference «Innovations in shipbuilding and ocean engineering». 2019. P. 104-106 (in Russian).

4. Cruise Industry News: 2020 European River Cruise Market. Special report. Edited by Oivind Mathisen. NY, September, 2019. 114 p.

5. Market Observation for inland navigation in Europe. Annual report 2019. Edited by the Secretariat of the Central Commission for Navigation on the Rhine. Strasbourg, September, 2019. 176 p.

6. PayneS. M. Designing Passenger Ships [Electron. resource]: Keynote lecture // Design and Operation of Passenger Ships: Proc. of International Conference. London: Royal Institution of Naval Architects, 2019. URL: https://www.rina.org.uk/ Passenger_Ships_2019.html (accessed: 21.01.2020).

7. Lloyd Werft in major NCL fleet lengthening programme // Shiprepair & Conversion Technology. London, UK: Royal Institute of Naval Architects. 2nd quarter 1998. P. 22-24.

8. Cruise Ship Repairs and Refits (Feature 3) // Ship Repair & Maintenance. London, UK: Royal Institute of Naval Architects. 1st quarter 2019. P. 28-35.

9. Egorov G., Egorov A. Analysis of river-going cruise ship decomissionings and prediction of the river fleet composition with determination of the most popular types of vessels for upgrades and retrofits. Morskoy Vestnik,

2019. No. 1(69). P. 21-27 (in Russian).

Сведения об авторе

Егоров Александр Геннадьевич, к.т.н., старший научный сотрудник Морского Инженерного Бюро - СПб. Адрес: Санкт-Петербург, Россия, ул. Мира, 15/1, офис 76Н. Тел.: +7 (812) 233-64-03. E-mail: office@mebspb.com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author

Egorov, Alexander G., Cand. Sci., (Eng.) Senior Researcher, Marine Engineering Bureau (St. Petersburg). Address: office 76N, 15/1 Mira st., St. Petersburg, Russia, post code 197101. Tel.: +7 (812) 233-64-03. E-mail: office@mebspb.com.

Поступила / Received: 15.01.20 Принята в печать / Accepted: 07.02.20 © Егоров А.Г., 2020

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.