Научная статья на тему 'Оценка влияния старения флота и модернизаций на общую пассажировместимость речных круизных пассажирских судов'

Оценка влияния старения флота и модернизаций на общую пассажировместимость речных круизных пассажирских судов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY-NC
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧНОЙ КРУИЗ / РЕЧНОЕ КРУИЗНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО / ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ / УТИЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНВЕРСИЯ / ПРОГНОЗ / АНАЛИЗ / RIVER CRUISE / RIVER-GOING CRUISE SHIP / PASSENGER CAPACITY / SCRAPPING / UPGRADE / RETROFIT / FORECAST / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Егоров Александр Геннадьевич

Объект и цель научной работы. Объект пассажирские каюты речных круизных пассажирских судов. Цель определение влияния старения флота и модернизаций на пассажировместимость речных круизных пассажирских судов. Материалы и методы. При выполнении работы использовались база данных Морского Инженерного Бюро, круизных компаний, регистровые книги классификационных обществ, исходные чертежи базовых проектов речных круизных пассажирских судов, чертежи модернизированных судов. Применялись методы теории и проектирования корабля, анализа и статистики. Основные результаты. Выполнена оценка пассажировместимости с прогнозом на среднесрочную перспективу до 2030 г. Заключение. Определены действующие речные круизные пассажирские суда, проанализированы основные характеристики и проектные решения, которые закладывались в проектах модернизации и конверсии. Выполненное в работе исследование показало, что общая пассажировместимость судов снизится до 11 631 человека (на 52,72 %) к 2030 г., не считая возможного уменьшения пассажировместимости за счет будущих модернизационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Егоров Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fleet aging and upgrade effects upon overall passenger capacity of river-going cruise ships

Object and purpose of research. This paper investigates passenger cabins of river-going cruise ships to determine the effects of fleet aging and upgrade upon passenger capacity of river-going fleet. Materials and methods. This study relied on the databases Marine Engineering Bureau and various cruise companies, as well as on register books of classification societies, initial drawings of basic river-going cruise ships and their upgraded versions. The research was performed as per common methods of ship theory, ship design and statistics. Main results. The study yielded current estimates and mid-term (until 2030) forecast for passenger capacity of Russian river-going cruise fleet. Conclusion. The study identified river-going cruise ships currently in service, as well as investigated their main characteristics and design solutions behind their upgrades and retrofits. This work shows that by 2030 total passenger capacity of river-going fleet will decrease to 11,631 persons, i.e. by 52.72 %, and that not taking into account possible decline in passenger capacity due to future upgrade projects.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния старения флота и модернизаций на общую пассажировместимость речных круизных пассажирских судов»

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-149-153 УДК 629.553:656.053.431

А.Г. Егоров

Морское Инженерное Бюро - СПб, Санкт-Петербург, Россия

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СТАРЕНИЯ ФЛОТА И МОДЕРНИЗАЦИЙ НА ОБЩУЮ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ РЕЧНЫХ КРУИЗНЫХ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ

Объект и цель научной работы. Объект - пассажирские каюты речных круизных пассажирских судов. Цель -определение влияния старения флота и модернизаций на пассажировместимость речных круизных пассажирских судов. Материалы и методы. При выполнении работы использовались база данных Морского Инженерного Бюро, круизных компаний, регистровые книги классификационных обществ, исходные чертежи базовых проектов речных круизных пассажирских судов, чертежи модернизированных судов. Применялись методы теории и проектирования корабля, анализа и статистики.

Основные результаты. Выполнена оценка пассажировместимости с прогнозом на среднесрочную перспективу до 2030 г.

Заключение. Определены действующие речные круизные пассажирские суда, проанализированы основные характеристики и проектные решения, которые закладывались в проектах модернизации и конверсии. Выполненное в работе исследование показало, что общая пассажировместимость судов снизится до 11 631 человека (на 52,72 %) к 2030 г., не считая возможного уменьшения пассажировместимости за счет будущих модернизационных работ.

Ключевые слова: речной круиз, речное круизное пассажирское судно, пассажировместимость, утилизация, модернизация, конверсия, прогноз, анализ. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-149-153 УДК 629.553:656.053.431

A. Egorov

Marine Engineering Bureau-St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

FLEET AGING AND UPGRADE EFFECTS UPON OVERALL PASSENGER CAPACITY OF RIVER-GOING CRUISE SHIPS

Object and purpose of research. This paper investigates passenger cabins of river-going cruise ships to determine the effects of fleet aging and upgrade upon passenger capacity of river-going fleet.

Materials and methods. This study relied on the databases Marine Engineering Bureau and various cruise companies, as well as on register books of classification societies, initial drawings of basic river-going cruise ships and their upgraded versions. The research was performed as per common methods of ship theory, ship design and statistics.

Main results. The study yielded current estimates and mid-term (until 2030) forecast for passenger capacity of Russian river-going cruise fleet.

Для цитирования: Егоров А.Г. Оценка влияния старения флота и модернизаций на общую пассажировместимость речных круизных пассажирских судов. Труды Крыловского государственного научнго центра. 2020; Специальный выпуск 1: 149-153.

For citations: Egorov A. Fleet aging and upgrade effects upon overall passenger capacity of river-going cruise ships. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2020; Special Edition 1: 149-153 (in Russian).

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

149

А. Г. Егоров

Оценка влияния старения флота и модернизаций на общую пассажировместимость речных круизных пассажирских судов

Conclusion. The study identified river-going cruise ships currently in service, as well as investigated their main characteristics and design solutions behind their upgrades and retrofits. This work shows that by 2030 total passenger capacity of river-going fleet will decrease to 11,631 persons, i.e. by 52.72 %, and that not taking into account possible decline in passenger capacity due to future upgrade projects.

Keywords: river cruise, river-going cruise ship, passenger capacity, scrapping, upgrade, retrofit, forecast, analysis. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Рынок речных круизных перевозок, несмотря на кризисные явления начала XXI в., продолжает развиваться: строятся новые речные круизные пассажирские суда (РКПС), в том числе с использованием судов-доноров [1-3], переоборудуются и модернизируются старые [4], появляются новые взгляды на организацию круизов, новые маршруты. Такое развитие - вполне адекватная реакция рынка на спрос со стороны клиентов (растет платежеспособность, повышаются требования к качеству круиза, увеличивается спрос у иностранных туристов на круизы не только на классической линии Москва - Санкт-Петербург, но и, например, на частично морские линии с выходом в Каспийское море, на круизы по восточным рекам России).

Но далеко не все существующие РКПС переоборудованы и модернизированы в соответствии с современными понятиями о круизном судне. Кроме того, как показало исследование [5], не все проекты одинаково подходят для переоборудования, затраты могут достигать 30-50 % от стоимости нового судна, и, как следствие, происходит утилизация определенной части РКПС. При этом общая пассажировместимость отечественных РКПС продолжает снижаться за счет списания судов и уменьшения числа мест при повышении комфортабельности во время переоборудований.

При разработке проектов новых РКПС и модернизации существующих крайне важно иметь представление о реальной ситуации с фактической пассажировместимостью РКПС, поэтому настоящее исследование представляется актуальным и своевременным. Целью статьи является определение фактической пассажировместимости работающих РКПС с прогнозом до 2030 г.

Для решения поставленных задач были исследованы 113 РКПС, имеющих действующий класс РРР (на 2019 г.). Также были проанализированы два круизных судна проекта 301 «Викинг Синеус» и «Принцесса Днепра», работающие на Днепре, круизное судно проекта 1168 «Белая Русь», выполняющее круизы в Беларуси, два судна проекта ПКС-40 и судно проекта 1877 «Россия», которые не совершают круизы. Было выявлено, что все суда в той или иной степени были переоборудованы или модернизированы

(табл. 1). Под «сохранением философии» автор понимал такой тип модернизации, при которой сохранялся уровень комфортабельности; «существенная модернизация» означает повышение уровня комфортабельности судна. Установлено, что существенную модернизацию прошли 43 круизных пассажирских судна (38,7 % от всех работающих в навигацию 2019 г.). При этом на 12 круизных пассажирских судах (10,8 % от всех работающих) были установлены балконы на всех палубах, на девяти балконы установлены частично (для определенной категории номеров - чаще всего для кают класса «люкс»).

Работы по модернизации и переоборудованию продолжаются. За последние пять лет было модернизировано 34 судна (32 в России плюс два днепровских судна проекта 301). Например, на рынок вышла швейцарская компания Thurgau Travel [6], для которой в межнавигационный период 2018-2019 гг. были модернизированы сразу два РКПС, в том числе теплоход «А.С. Попов» (Thurgau Karelia) - первое судно проекта 588 с балконами не только для кают класса «люкс». На обновленном судне 71 каюта площадью 14-16 м2 и 10 кают площадью 11-14 м2, при этом количество пассажиров сократилось с 339 до 162 человек (на 52,2 %). По внутренней классификации оператора судно имеет категорию 3+* (рис. 1). Второй - теплоход «Ремикс» (Remix) - судно проекта 305 для работы на линии Салехард - Новосибирск (река Обь) (рис. 2). На обновленном судне площадь кают составляет 10-60 м2, количество пассажиров сократилось с 311 до 53 человек (на 83 %). По внутренней классификации оператора судно имеет категорию 3*.

Помимо компании Thurgau Travel в межнавигационный период 2018-2019 гг. активно работали над повышением комфортабельности компании «Во-доходЪ» (т/х «Нижний Новгород» и т/х «Санкт-Петербург»), «Мостурфлот» (т/х «Сергей Есенин», т/х «А.С. Пушкин», т/х «Россия»), «Инфофлот» (т/х «Василий Чапаев», т/х «Северная сказка»), «До-нинтурфлот» (т/х «Игорь Стравинский») и «Белый лебедь» (т/х «Бородино», т/х «К.А. Тимирязев»).

Также автором выполнена средняя оценка влияния модернизации на пассажировместимость РКПС.

Таблица 1. Данные по модернизациям активных речных круизных пассажирских судов на навигацию 2019 г. Table 1. Upgrades of river-going cruise ships in service (2019 navigation)

Сохранение философии Существенная модернизация Модернизация в 2008-2013 гг. Модернизация в 2014-2019 гг.

Проект Без балконов Частично балконы Без балконов Частично балконы Балконы

301 7 1 7 0 3 3 8

92-016 6 0 0 0 1 1 0

302 10 3 4 0 6 6 8

Q-040 3 1 0 0 0 0 2

р-056 2 0 0 0 0 0 1

р-065 2 0 0 1 0 0 1

463 1 0 0 0 0 0 0

588/РЕГК (конверсия) 1 0 0 0 0 1 0

PV08 (конверсия) 0 0 0 0 1 1 0

26-37 7 0 4 0 0 3 1

305 8 0 3 0 0 1 3

588 12 0 8 3 1 3 7

646 4 0 1 0 0 0 1

PV09 - - - - - - -

ПКС-40 - - - - - - -

301 (Днепр) 0 0 1 0 1 0 2

Суммарно 63 5 28 4 13 19 34

Суммарно 63 5 27 4 12 19 32

без Днепра 68 43

Для этого все активные РКПС были собраны в две группы. Первая (суда проектов 26-37, 588, 305, 646) -это грузопассажирские и пассажирские суда для дальних линий, построенные с начала 50-х до середины

Автор фотографии Александр Конов

Рис. 1. Общий вид т/х «А.С. Попов» после модернизации 2018-2019 гг. [7]

Fig. 1. General view of A. S. Popov cruise vessel after modernization in 2018-2019 [7]

60-х гг. прошлого столетия. Вторая группа (проекты 301, 302, Q-040, Q-056, Q-065, 92-016) - суда, которые строились в 70-90-е гг., причем многие с учетом круизной функции [5]. При существенной модерни-

Автор фотографии Алексей Потелещенко

Рис. 2. Общий вид т/х «Ремикс» после модернизации 2018-2019 гг. [7] Fig. 2. General view of Remix cruise vessel after modernization 2018-2019 [7]

А.1". Егоров

Оценка влияния старения флота и модернизаций на общую пассажировместимость речных круизных пассажирских судов

зации РКПС первой группы пассажировместимость в среднем уменьшается на 52,3 %, при сохранении философии - на 32 %. При существенной модернизации РКПС второй группы - на 37 %, при сохранении философии - на 16,1 %.

В табл. 2 рассчитана общая пассажировместимость работающих в 2019 г. речных круизных пассажирских судов, определен средний возраст работающих судов, а также с использованием исследований [5] даны прогнозы пассажировместимости

на среднесрочную перспективу до 2030 г. (рис. 3). Как видно, общая пассажировместимость на 2019 г. составляет 24 602 человека. К 2030 г. прогнозируется ее уменьшение на 52,72 % до 11 631 человека, без учета вероятного снижения пассажировместимости за счет глубокой модернизации существующих круизных судов для повышения уровня комфортабельности в 2019-2030 гг. Также не учитываются возможные новые РКПС, которые будут заказаны и построены (либо переоборудованы из других типов судов) с 2020 г.

Таблица 2. Общая пассажировместимость речных круизных пассажирских судов и прогноз до 2030 г. Table 2. Total passenger capacity of river-going cruise ships and forecast until 2030

Фактические данные на навигацию 2019 г. Прогноз на 2025 г Прогноз на 2030 г.

Проект Количество судов в эксплуатации Средний возраст судов в эксплуатации Проектная пассажи-ровме-стимость Фактическая пассажи- ровме-стимость на 2019 г. Уменьшение пассажи-ровме- стимости, % Количество судов Прогноз пассажи- ровме-стимости Количество судов Прогноз пассажи- ровме-стимости

301 18 40,11 6480 4505 30,48 16 4004 10 2503

92-016 7 38,57 2800 2103 24,89 5 1502 2 601

302 23 32,26 7672 6001 21,78 22 5740 18 4696

Q-040 4 44,50 864 748 13,43 2 374 1 187

Q-056 2 40,50 500 360 28,00 2 360 2 360

Q-065 3 34,00 540 556 -2,96 3 556 3 556

463 1 46,00 124 98 20,97 0 0 0 0

588/ РЕГК.002 1 6,00 339 196 42,18 1 196 1 196

PV08 1 7,00 180 112 37,78 1 112 1 112

26-37 11 58,91 3432 2181 36,45 6 1190 1 198

305 11 57,18 3421 1686 50,72 2 307 0 0

588 24 61,13 8311 5054 39,19 12 2527 3 632

646 5 64,40 985 766 22,23 2 306 0 0

PV09 1 2,00 36 36 - 1 36 1 36

ПКС-40 1 8,00 200 200 - 1 200 1 200

301 (Днепр) 2 41,50 720 436 39,44 2 436 2 436

PV300 - - - - - 2 684 2 684

PV300VD - - - - - 1 310 1 310

ПКС-180 - - - - - 2 360 2 360

Суммарно без Днепра 113 46,28 35 884 24 602 31,44 81 18 764 49 11 631

Суммарная пассажиро-вместимость, чел

30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5000 0

_Суммарная пассажиро-

вместимость, чел

.„.Количество судов " " в эксплуатации

J_I_I_I_I_I_I_L

Количество судов в эксплуатации

120

100 80 60 40 20 0

Год

оо c^o^iNm^r^ чо 1> оо ^ ^(N(N(N(N(N(N (N (N (N iNmm 00000000000000 (N (NiNiNiNiNiNiN (N (N (N iNiNiN

Рис. 3. Прогноз общей пассажировместимости активных речных круизных пассажирских судов

Fig. 3. Overall passenger capacity estimate for current river-going fleet

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Сопс^юп

Выполненное исследование показало снижение общей пассажировместимости к 2030 г. Для сохранения понятия «речной круиз», и не только для иностранных туристов, рекомендуется на среднесрочную и долгосрочную перспективу строительство новых пассажирских судов, наиболее полно удовлетворяющих запросам рынка. Это могут быть круизные пассажирские суда для классических речных маршрутов в европейской части страны (PV300, PV500VB, Р^9, ПКС-180 и т.п.) и суда смешанного плавания для работы в прибрежных морях и на речных маршрутах, в том числе на Енисее, Лене, Оби и Амуре (PV300VD, PV11 и т.п.).

5. Егоров Г.В., Егоров А.Г. Анализ закономерностей списания речных круизных судов и прогноз состава речного флота с определением наиболее востребованных типов судов для конверсии и модернизации // Морской Вестник. 2019. № 1(69). С. 21-27.

6. Сайт компании Thurgau Travel [Электрон. ресурс]. URL: https://www.thurgautravel.ch/ (дата обращения: 09.01.2020).

7. Водный транспорт [Электрон. ресурс]. URL: https:// fleetphoto.ru/ (дата обращения: 09.01.2020).

References

1. Egorov G., Egorov A., Kalugin Ya. Practical realization of concepts for modern mixed-navigation cruise ships // Transactions of the X International Science and Technology Conference «Innovations in shipbuilding and ocean engineering». 2019. P. 106-109 (in Russian).

2. Egorov A. Design principles of river cruise ships using donor-vessels // Morskoy Vestnik, 2019. No. 3(71). P. 9-15 (in Russian).

3. Egorov A. Analysis of Russian experience in retrofitting river-going cruise ships / / Morskoy Vestnik. 2019. No. 2(70). P. 9-14 (in Russian).

4. Egorov A. River-going cruise ships: innovative solutions and their applicability in the retrofits // Morskoy Vestnik.

2018. Vol. 4(57). P. 23-52 (in Russian).

5. Egorov G., Egorov A. Analysis of the regularities of river-going cruise ship write-off and prediction of the river fleet composition with determination of the most popular types of vessels for upgrades and retrofits // Morskoy Vestnik,

2019. No. 1(69). P. 21-27 (in Russian).

6. The website of the company Thurgau Travel [Electron. resource]. URL: https://www.thurgautravel.ch/ (accessed: 09.01.2020) (in Russian).

7. Water transport [Electron. resource]. URL: https:// fleetphoto.ru/ (accessed: 09.01.2020) (in Russian).

Библиографический список

1. Егоров Г.В., Егоров А.Г., Калугин Я.В. Практическая реализация концептов современных круизных судов смешанного плавания // Материалы X междун. науч-но-техн. конф. «Инновации в судостроении и океано-технике». 2019. С. 106-109.

2. Егоров А.Г. Принципы проектирования речных круизных судов с использованием судов-доноров // Морской Вестник. 2019. № 3(71). С. 9-15.

3. Егоров А.Г. Анализ отечественного опыта переоборудования круизных пассажирских судов // Морской Вестник. 2019. № 2(70). С. 9-14.

4. Егоров А.Г. Речные круизные пассажирские суда: инновационные решения и их применимость при конверсии // Вестник ОНМУ 2018. Вып. 4(57). С. 23-52.

Сведения об авторе

Егоров Александр Геннадьевич, к.т.н., старший научный сотрудник Морского Инженерного Бюро - СПб. Адрес: 197101, Россия, Санкт-Петербург, ул. Мира, 15/1, офис 76Н. Тел.: +7 (812) 233-64-03. E-mail: office@mebspb.com.

About the author

Egorov, Alexander G., Cand. Sci., (Eng.) Senior Researcher, Marine Engineering Bureau (St. Petersburg). Address: office 76N, 15/1 Mira st., St. Petersburg, Russia, post code 197101. Tel.: +7 (812) 233-64-03. E-mail: office@mebspb.com.

Поступила / Received: 15.01.20 Принята в печать / Accepted: 07.02.20 © Егоров А.Г., 2020

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.