Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения безопасности туристов на речных круизных судах как специализированных средствах размещения'

Проблемы обеспечения безопасности туристов на речных круизных судах как специализированных средствах размещения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
500
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СРЕДСТВАХ РАЗМЕЩЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА РЕЧНЫХ КРУИЗНЫХ СУДАХ / БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТОВ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / КРУИЗНОЕ СУДНО / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ СРЕДСТВО РАЗМЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хуснимарданова Гульнара Фаридовна

В статье приведены статистические данные по происшествиям на пассажирских речных круизных судах России. Рассмотрены подходы крупнейших круизных компаний по обеспечению безопасности пассажиров на круизных теплоходах как специализированных средствах размещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения безопасности туристов на речных круизных судах как специализированных средствах размещения»

УДК 379.857

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ НА РЕЧНЫХ КРУИЗНЫХ СУДАХ КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СРЕДСТВАХ РАЗМЕЩЕНИЯ

Г.Ф. Хуснимарданова1

Круизная компания «Инфофлот», 197345, СПб., Лыжный пер., д.2

В статье приведены статистические данные по происшествиям на пассажирских речных круизных судах России. Рассмотрены подходы крупнейших круизных компаний по обеспечению безопасности пассажиров на круизных теплоходах как специализированных средствах размещения.

Ключевые слова: безопасность на специализированных средствах размещения, безопасность на речных круизных судах, безопасность, безопасность туристов, обеспечение безопасности, круизное судно, специализированное средство размещения.

PROBLEMS OF SECURITY OF TOURISTS ON RIVER CRUISE SHIPS AS SPECIALIZED

MEANS OF ACCOMMODATION

G. F. Husnimardanova

Cruise company "Infoflot", 197345, SPb., Lyzhny Lane, 2

The article presents statistical data on incidents of passenger river cruise ships in Russia. The approaches of the largest cruise companies to ensure the safety of passengers on cruise ships as specialized accommodation facilities are considered.

Keywords: safety on specialized accommodation facilities, safety on river cruise ships, safety, safety of tourists, security provision, cruise ship, specialized accommodation facility.

В современных условиях вопросы обеспечения безопасности на специализированных средствах размещения (речных круизных судах), становятся как никогда актуальными. Участившиеся случаи катастроф и чрезвычайных ситуаций - определяют необходимость анализа существующих мер по обеспечению безопасности, а также выявление проблемных аспектов.

Безопасность туристской услуги - это отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте [1].

Специализированное средство размещения - это объект туристской индустрии, оказывающий услуги размещения и дополнительные услуги в соответствии с назначением, специализацией, профилем работы и направлением деятельности. Круизные суда, являющиеся объектами специализированных средств размещения, можно определить, как специально оборудованное судно, предоставляющее услуги по

размещению (проживанию), питанию туристов и услуг для активного отдыха [2].

Факторами, влияющими на безопасность туристов на речном круизном судне, являются:

- географические и природные особенности места пребывания туристов;

- культурную, социальную среду временного пребывания, особенности местной пищи, язык, культурные, религиозные и этнические традиции и т.д.;

- особенности видов туристских путешествий;

- уровень качества и безопасности оказываемых услуг;

- соблюдение туристами правил личной безопасности, в том числе законов, правил и традиций места временного пребывания, санитарно-эпидемиологических норм и правил специальных предписаний, указаний и инструкций органов власти, специализированных служб МЧС, сопровождающих гидов и инструкторов-проводников, а также использование средств индивидуальной защиты [3].

1 Хуснимарданова Гульнара Фаридовна - директор круиза теплохода «Карл Маркс»,тел.: +7 (911)-

116-58-56, е-mail: gulnarinka@yahoo.es

Г.Ф. Хуснимарданова

Несмотря на факторы, влияющие на безопасность туристов представленные выше, следует отметить и другой не менее важный аспект - состояние речного круизного флота.

На сегодняшний день российские кру-изные компании работают на двух-, трех- и че-тырехпалубных теплоходах, средний возраст которых превышает 50-55 лет. Среди наиболее комфортабельных теплоходов следует выделить круизные суда, проектов 301 и 302. Эти суда оборудованы комфортабельными каютами, предназначенными для одноместного, двухместного, трехместного и четырехместного размещения.

Конкурентная борьба за клиента между участниками речного круизного рынка дала мощный толчок процессу совершенствования сервиса для туристов. Повышение уровня качества отдыха проявляется в современном техническом оснащении судов, создании комфортных условий проезда. Однако, повысили ли безопасность усовершенствованный сервис и новый уровень качества услуг - этот момент определяет актуальность данного вопроса.

Переход к новой, современной концепции безопасности, предусматривающей применение сложной специальной техники, требует пересмотра тактических аспектов в работе различных служб, а также сохранение надлежащего состояния всех технических систем жизнеобеспечения на судне [4, с.24].

Согласно данным круизного информационного агентства «Cruise Inform» можно проанализировать статистику строительства речных круизных судов, представленную на рис. 1.

20 15 10 5

-18-

1515

11

И

10

. 4 45 5

13 4 4 П| 4 4 з 4

2 пдмди.жпд1^,

5 4 45 4 5

3 12

0 LIUL llllll llll.L | уу у, | у уу ууу ууу у у уу Vy

1953 1956 1959 191265-191976 1979 1982 1985 1988 1991

Рисунок 1 - Строительство речных круизных судов в период с 1953 по 1991 года

Из диаграммы видно, что наибольший рассвет в строительстве круизных теплоходов приходится послевоенный период конца 50-х начало 60-х годов. Всего за все время строительства на воду было спущено 169 речных туристских (двух, трех и четырехпалубных) теплохода. Из указанного количества до сегодняшних дней в рабочем состоянии на территории России остается около 35 - 40 % теплохо-

дов. За последние 26 лет не было спущено на воду ни одного нового теплохода.

Учитывая изношенность речного кру-изного флота, можно сделать предположение, что наиболее распространенными опасностями, которые связаны с речными круизными судами являются: пожар, затопление (крушение) судна, посадка судна на мель, столкновение судов, а также несчастные случаи на борту судна и ро-тавирусные инфекции.

Так, по данным круизного информационного агентства «Cruise inform» и информационного агентства России «ТАСС», в период с 2012 по 2017 года с участием пассажирских судов было зафиксировано не менее 30 происшествий: 7 из которых это возгорания на борту судна (например: теплоход «Сергей Образцов» (2017), теплоход «Короленко» (2017), теплоход «Князь Донской» (2017), прогулочный теплоход «Москва - 178» (2016), и др.) и 21 инцидент связанный со столкновением, потоплением и посадки судна на мель (теплоход «Илья Муромец» (2017), теплоход «А. Попов» (2017), теплоход «Очарованный странник» (2017), теплоход «Санкт-Петербург» (2017) и другое [5], [6].

Несмотря на то, что все эти происшествия связаны с техническим состоянием судов, профессионализмом экипажей, погодными условиями, так или иначе при возникновении данных ситуаций существует угроза жизни ни одной сотне пассажиров и их спасение, главным образом, зависит от слаженных и эффективных действий членов экипажа и спасательных служб, технического состояния используемых спасательных средств, подготовленности самих пассажиров к таким ситуациям.

Следует отметить, что в число данных происшествий не входят индивидуальные инциденты, связанные с травмами полученными туристами на борту судна, а это число исчисляется несколькими десятками ежегодно.

Современными мерами по обеспечению безопасности на речных круизных судах России являются установка камер видеонаблюдения в местах, регламентируемых Системой управления безопасности судов на внутреннем водном транспорте (в отдельных местах со звуковой записью), обеспечение (пока что некоторых) пассажирских речных портов страны системами досмотра багажа и пассажиров на наличие запрещенных к провозу предметов, минимум двукратная проверка документов, удостоверяющих личность. Обязательным элементом этих мер является проведение учебной тревоги при посадке, во время которой туристы получают практические навыки по безопасному

9

8

6

6

1

86

СПбГЭУ

Проблемы обеспечения безопасности туристов на речных круизных судах

пребыванию на судне, экскурсии в рулевую рубку, круглосуточное вещание «Канала безопасности» по внутрисудовому телевидению. Наличие памяток «Правила поведения в аварийных ситуациях» в каждой каюте и общественных помещениях, информационные встречи с членами экипажа, а также постоянное информационное сопровождение позволяют обеспечивать информационную безопасность при нахождении туриста на борту теплохода.

Меры санитарно-эпидемиологической безопасности, а также установка на круизных судах общественных диспенсеров с антисептическими средствами и позволяют минимизировать ротавирусные инфекции на круизных судах. Речные круизные суда России, в отличии от зарубежных, имеют на борту медицинского работника, оказывающего неотложную медицинскую помощь на борту теплохода.

Все суда проходят ежегодное освидетельствование на пригодность к работе и раз в 5 лет осуществляют внеочередной доковый ремонт и освидетельствование корпуса и движи-тельно-рулевого комплекса, что позволяет минимизировать риск нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения круиза.

Профессионализм и практические навыки командного состава экипажей судов ежегодно повышаются за счет обязательных курсов повышения квалификации, а подтверждение диплома (раз в 5 лет) позволяет минимизировать риски безопасности по части судовождения.

Все эти меры являются неотъемлемой частью работы ведущих круизных компаний России, таких как «Водоходъ», «Мостурфлот», «Инфофлот» и другие.

Основными документами, регламентирующие безопасность на речных круизных судах, являются Федеральный закон «О транспортной безопасности», «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», ГОСТ «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», а также ряд других нормативно-правовых актов, распоряжений Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта по различным аспектам безопасности.

Таким образом, проблема обеспечения безопасности речного круизного туризма требует в современных условиях системного под-

хода и дальнейшей специальной её теоретической и практической проработки.

Основными факторами, обеспечивающими безопасность пребывания гостей на речных круизных судах России как специализированных средствах размещения, являются: регулярное прохождение ремонта и освидетельствование технического состояния судов государственными службами; наличие всех необходимых разрешительных документов, как у судов, так и у членов экипажей; экипажи должны формироваться из дипломированных специалистов, имеющих опыт работы на судах и знающих специфику обслуживания клиентов, проживающих на судах; наличие на судах необходимых современных спасательных средств в должном количестве; полноценное и своевременное информирование туристов о действиях в случае нештатных ситуаций и правилах пользования спасательными средствами; четкая организация производственного процесса между бортовыми службами и персоналом, обслуживающим проживающих на специализированном средстве размещения.

Литература

1. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «О транспортной безопасности». [Электронный ресурс]: Режим доступа. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc

2. Воронцова Г.Г., Федоров Г.А. Организация производственных процессов на предприятиях туризма и индустрии гостеприимства: учеб. пособие /Г.Г. Воронцова, Г.А. Федоров. - СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013. - 257с.

3. ГОСТ Р 50644-2009. «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (дата введения - 1 июля 2010 г.). [Электронный ресурс]: Режим доступа. - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc

4. Воронцова Г.Г. Организация безопасности в гостинице. /Конспект лекций. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 95с.

5. Официальный сайт информационного агентства России «ТАСС». [Электронный ресурс]: Режим доступа. - http://tass.ru/

6. Официальный сайт круизного информационного портала «Cruise Inform» [Электронный ресурс]: Режим доступа. - http://cruiseinform.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.