Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Д.Г. Двоскин, А.В. Лашкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ»

(И. М. Кольтгсф), аммиак — по Несслеру (Г. Шарло), нитриты — по методу Грисса — Илосная (Г. Шарло), нитраты — спектрофотометрически, после реакции с толуолом (ВЬаиу и То^-пБЬепс1), сульфаты — турбидиметрически, после образования сульфата бария (ТоепшеБ и Вакау), сульфиды и сульфиты— колориметрически, на основе реакции с дифенилкарбазоном.

Результаты определения основных токсических ингредиентов сточных вод в картофеле, выращенном на опытных делянках, представлены в таблице. Из таблицы видно, что в процессе произрастания картофеля на почве, поливаемой сточными водами, содержащими все упомянутые выше токсические вещества, отмечено большее или меньшее (статистически достоверное) накопление нитритов, роданидов, аммиака и хлоридов.

Все органические ингредиенты, а также цианиды и сульфиды в картофеле отсутствуют. Отсутствие этих веществ может быть объяснено их разрушением в почве (а также и в самом растении) под воздействием различных факторов (микробиологических, физико-химических и др.).

ЛИТЕРАТУРА. Каплин В. Т., Фесенко Н. Г. Гиг. и сан., 1960, № 8, с. 60. — К о л ь т х о ф И. М., Стенгер В. А. Объемный анализ. М.—Л., 1952, т. 2, с. 318. — Лурье Ю. Ю., Рыбникова А. И. Химический анализ производственных сточных вод. М., 1966. — Манита М. Д. Гиг. и сан., 1961, № 5, с. 47. — Шарло Г. Методы аналитической химии. М., 1969, ч. 1. — Он же. Методы аналитической химии. М., 1969, ч. 2, с. 688. — Л а п о \у б к у Л. и., Л. ргаМ. СЬеш., 1910, Вс1 81, Б. 167. — Б е е Ь о I Ь Н., СЬет. ТесЬп., 1963, Ва 15, Б. 34. — Т о е п п I е б в., Вакау В., Апа!у1. СЬет., 1953, V. 25, р. 160.

Поступила 12/III 1973 г.

УДК 61 6-057:656.61-02:[в 13.63*678«7

Канд. мед. наук Г. Двоскин, А. В. Лашкина

ЗНАЧЕНИЕ ¡ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ

Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта, Москва

На современных судах отечественных и зарубежных построек можно насчитать до 20—30 видов полимерных материалов — конструкционных, тепло-, звуко-, гидроизоляционных, декоративно-отделочных, лакокрасочных, герметиков, мастик и др. Одновременно с увеличением насыщенности судовых помещений этими материалами возрастает потенциальная опасность влияния на плавсостав токсических веществ, выделяющихся из них в окружающую среду.

Экспериментальные исследования ряда авторов показали, что при действии различных токсических веществ, которые могут входить в состав полимерной композиции, отмечаются изменения иммунобиологической реактивности организма. Это подтвердило изучение некоторых полимерных материалов, предназначенных для судостроения, а также действие комплекса газовыделений на животных в условиях эксперимента на судах. Сцижение иммунобиологической рряктапнпгти дыряжяртгя гляу[м образом Ч показателей неспе-цифического иммунитета. В связи с этим можно предположить, что ослабление защитных сйл организма будет способствовав, росту общей заболеваемости.

Мы обследовали контингенты плавсостава судов нефтеналивного и сухогрузного флота Латвийского и Черноморского пароходств, что позволило получить широкую картину заболеваемости, в которой могли быть отражены и специфические условия, зависящие от перевозимого груза. В каждом пароходстве было выбрано по 2 группы судов. Из танкеров в эти группы вошло 7 судов типа «Казбек» и 8 судов типа «Бауска». В каждую группу сухогрузов вошло по 8 судов, одни из них типа «Ленинский комсомол» (контроль), другие типа «Бежица» (опыт).

При выборе судов учитывалась максимальная идентичность условий пребывания на них экипажей, в частности климато-географических районов плавания, длительности рейсов, перевозимых грузов. Один тип судов отличался от другого внутри флота в основном степенью насыщенности их полимерными материалами. Сравнительная характеристика судов по этому признаку дана в таблице.

Таким образом, имеются отличия не только по общей насыщенности полимерными материалами, но и по виду связующего. По нашим сведениям и данным Л. М. Шафрана с сотрудниками (бассейновая токсикологическая лаборатория Черноморско-Азовского вод-здравотдела), на судах типа «Бежица» в воздухе помещений обнаруживались газовыделения из полимерных материалов в концентрациях, превышающих предельно допустимые.

Отбирая контингент плавающих на судах избранных нами типов, мы принимали во внимание определенные условия. Так, в обработку вошли только лица, не менее 2 лет находившиеся на судах. Из членов экипажей судов типа «Казбек» Латвийского пароходства

Насыщенность обитаемых помещений судов основными полимерными материалами (в м^/м3)

Тип судна Виды материалов Общая насыщенность

полисти-рольные поливинил-хлоридные фенолфор-мальдегидные меламино-вые полине-тилметак-рилат

«Казбек» 2,2 _ _ _ 2,2

«Ленинский ком- — 2,2 — — — 2,2

сомол»

«Бауска» 2,8 0,8 1,8 1,2 — 4,8—5,4

«Бежица» 0,5—1,3 1,2—1,7 1,7 3,4—4,7

в разработку вошло 89 человек, судов типа «Бауска» — 110, из судов типа «Ленинский комсомол» Черноморского пароходства — 350 человек, судов типа «Бежица» — 300.

Таким образом, в Латвийском пароходстве изучалась заболеваемость 25—30% общей численности плавсостава отобранной группы судов, в Черноморском бассейне— 75—80%. В обоих случаях количество .обследованных можно считать достаточным, чтобы говорить о репрезентативности полученных данных. "Характеристика контингентов в профессиональном аспекте показала, что численность машинной и палубной команд в контрольной и опытной группах в процентном отношении практически одинакова. Каких-либо отличий между ними по возрасту также не отмечалось.

Наряду с характеристикой общей заболеваемости по всем нозологическим формам дана характеристика заболеваемости по тем нозологическим формам, на появление которых влияние газовыделений из полимерных материалов могло сказаться в большей степени. К этим формам относятся болезни органов дыхания, кожи и подкожной клетчатки, нервной системы и органов чувств, периферической и вегетативной нервной системы (вегетодистония), психические расстройства и неврозы (головная боль, неврастения}^^/'

При изучении заболеваемости плавсостава Латвийского пароходства существенных различий в числе обращений за медицинской помощью во время рейса и в межрейсовом периоде не обнаружено. То же относится к числу дней временной утраты трудоспособности. При сопоставлении заболеваемости в зависимости от профессиональной принадлежности, различий в числе случаев первичных обращений к врачам членов машинной и палубной команд как внутри группы, так и между контрольной и опытной группой выявить не удалось. Отсутствие профессиональных различий позволило провести разработку данных заболеваемости всего контингента в целом. Полученные результаты свидетельствуют о том, что заболеваемость по общей обращаемости за медицинской помощью на судах опытной группы выше, чем на судах контрольной (соответственно 95,4 и 86,5 случая на 100 работающих; < = 3,2). При сравнении заболеваемости по названным выше 5 классам болезней оказалось, что на 100 работающих в опытной группе число обращений за медицинской помощью равнялось 64,2, а в контрольной группе — 56,2; разница 8 случаев на 100 работающих была статистически недостоверной. С нашей точки зрения, это объясняется сравнительно небольшим числом наблюдений и большой средней ошибкой разницы. Однако тенденция проявилась довольно отчетливо. Вместе с тем различия в заболеваемости вегетодистонией были статистически достоверными (15,5 и 6,7 на 100 работающих; / = 2,1). Количество болевших лиц в опытной и контрольной группах существенно не отличалось и составляло соответственно 80,7 и 70,7%. Часто болеющих среди плавсостава обеих групп не оказалось. В общей структуре заболеваемости обращает на себя внимание более высокий удельный вес заболеваний нервной системы и органов чувств в опытной группе (27 и 18,6%).

В результате анализа заболеваемости плавсостава на судах Черноморского пароходства установлено, что обращаемость за медицинской помощью в межрейсовый период плавсостава опытной и контрольной групп почти одинакова (соответственно 12 и 14 случаев на 100 работающих). Обращаемость к врачам в рейсе была выше в опытной группе (разница составила 17 — 2,3 случая на 100 работающих; I = 7,4), что позволило в дальнейшем сравнивать только «рейсовую» заболеваемость. Результаты разработки данных, касающихся 5 наиболее интересных с точки зрения изучаемого фактора классов болезней, с учетом принадлежности к машинной и палубной командам представляются в следующем виде. Заболеваемость членов машинной команды выше в опытной группе (разница составляет 10,47 — ± 4,9 случая; / = 2,1). Чаще обнаруживались в ней экземы и дерматиты (разница 4,6 ± — 2,28; < = 2). Кроме того, в контрольной группе не зарегистрировано случаев обращений за медицинской помощью по поводу неврастении. Большее число обращений за медицинской помощью зафиксировано в опытной группе по поводу головной боли и некоторых других заболеваний; различия между ними оказались недостоверными. Заболеваемость палубной команды также была выше в опытной группе (разница 8,25 4,1; / = 2), причем выявлено большее число случаев заболеваний бронхитами (разница 4,08 2,04; <=2) и острыми респираторными заболеваниями (разница 3,6^1,68; <=2,1). В опытной группе случаи неврастении составили 4,67 на 100 работающих, в контрольной группе этого заболевания не было. Большее количество обращений за медицинской помощью было в опытной группе по поводу кожных болезней. При сопоставлении данных опытной и контрольной групп в

4*

99

целом отмечена та же закономерность, т. е. заболеваемость оказалась выше в опытной группе (разница составила 11,2 ± 3,4 случая на 100 работающих; t = 3,3).

Результаты разработки данных о заболеваемости с временной утратой трудоспособности следующие. В целом число дней с временной утратой трудоспособности на 100 работающих составило в опытной группе 27,3, в контрольной 10,5. Различия равнялись 17,2± 2=3,04 и оказались статистически достоверными (/=5,6). При рассмотрении полученных материалов в профессиональном отношении выявилось преобладание временной утраты трудоспособности у машинной команды опытной группы (34) по сравнению с палубной (20,7). При сравнении данных опытной и контрольной групп разница числа дней временной утраты трудоспособности в машинной команде составила 27,3=^4,1 (¿=6,6), а в палубной— 5,6^2 (/=2,8). Кроме того, средняя длительность случая временной нетрудоспособности членов машинной команды опытной группы была почти в 2V2 раза больше, что свидетельствует о большей тяжести его.

При сопоставлении числа лиц, обращавшихся за медицинской помощью, в сравниваемых группах выяснилось, что из 300 лиц опытной группы болел 161 человек (или 53,7%), а в море— 142 человека (или 47,3%). В контрольной группе из 350 человек обращались за медицинской помощью 179 (или 59%), из них в море— 155 человек (или 44%).

Следовательно, каких-либо существенных различий по этому показателю выявить не удалось.

Процент часто болеющих в опытной и контрольной группах равнялся соответственно 21,1 и 15 всех болевших в каждой из них. Различия были статистически недостоверными, хотя и указывали на наличие определенной тенденции.

Существенных различий в структуре заболеваемости и удельном весе болезней не установлено.

Выводы

1. На судах с большей насыщенностью полимерными материалами заболеваемость плавсостава оказалась выше, чем на судах, где эти материалы использовались в меньшем количестве.

2. Основные различия выявились в заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью в рейсе. Статистически достоверные различия в заболеваемости на судах Черноморского пароходства при обследовании больших контингентов подтверждают, что обнаруженные аналогичные тенденции на судах Латвийского пароходства не являются случайными.

3. Проявились различия в заболеваемости в основном теми болезнями, возникновению и развитию которых может способствовать влияние газовыделений из полимерных материалов. Число дней заболеваний с временной утартой трудоспособности на 100 работающих оказалось большим у плавсостава опытной группы; при этом отмечалось значительное превышение средней продолжительности 1 случая временной нетрудоспособности.

Поступила 5/1X 1973 г.

УДК 613.481:614.8711(99)

Канд. мед. наук В. Ф. Гаршенин

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСТЮМА С ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ В УСЛОВИЯХ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ АНТАРКТИДЫ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

В период 17-й советской антарктической экспедиции нами на станции Беллинсгаузен было проведено гигиеническое исследование комплекта одежды с электроподогревом типа «пингвин», который разработан Институтом проблем материаловедения АН УССР и служит дополнением к одежде, выдаваемой полярникам. В районе станции Беллинсгаузен — климат прибрежной зоны Антарктиды с незначительными морозами (минимальная температура —27% сильными ветрами (до 40 м/с и более) и повышенной влажностью.

Комплект рассчитан для выполнения наружных работ при температуре окружающей среды до —30 —40° и ветре. В состав комплекта входят куртка-жилет и тапочки, между слоями которых проложены электронагреваемые элементы; они могут питаться любым источником энергии с напряжением 12 В и мощностью не менее 50 Вт. Комплект весит 1 кг. Он надевается на нижнее белье, при этом необходимо обеспечить как можно более плотное прилегание нагревательных элементов к поверхности тела. Поверх комплекта надевается обычная одежда, которую носят полярники.

Проведено гигиеническое исследование комплекта «пингвин» в сочетании с различными комбинациями обычной климатической одежды и при типичных для прибрежных антарктических станций метеорологических условиях — температуре воздуха —15,4 —19,8°, влажности 72—80%, ветре 16—20 м/с, снеге и метели.

В комплект одежды № 1 входили нижнее белье, шерстяной костюм, комплект «пингвин», костюм КАЭ (верхняя курта и брюки из верблюжьей шерсти), вес комплекта 9,2 кг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.