УДК 378.146
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ ПО МОДЕЛЯМ ПРЕМИЙ И КОНКУРСОВ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
© 2009 г. Т. А. Салимова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск
В статье рассматривается содержание самооценки как одного из инструментов совершенствования деятельности организации, подчеркиваются ее преимущества и универсальность, возможность применения высшими учебными заведениями. Дана характеристика процесса самооценки деятельности вуза. Особое внимание уделено самооценке деятельности вуза по моделям международных, национальных и отраслевых конкурсов в области качества. Ключевые слова: самооценка, качество, модели самооценки, премии в области качества, улучшение.
Успешная работа любой организации в современных условиях неосуществима без постоянного совершенствования своей деятельности, нацеленной на повышение удовлетворенности потребителей. В то же время улучшение деятельности невозможно без периодического анализа достигнутого состояния, а также определения приоритетов дальнейшего развития. Данный анализ в современной практике управления качеством получил название самооценки.
ГОСТ Р ИСО 9004:2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» определяет самооценку как «всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества» [1]. Несмотря на наличие определения, отраженного в стандарте, до настоящего времени не существует подхода к определению сущности, механизма реализации, а также реакции организации на результаты самооценки. В целом можно выделить следующие взгляды на содержание рассматриваемой категории, сложившиеся в современной практике менеджмента качества:
1. Самооценка как сопоставительный анализ по сравнению с лучшими организациями, с какой-либо моделью или эталоном [2].
2. Самооценка как необходимый инструмент деятельности организации при участии в различных конкурсах в области качества (национальных, региональных, международных, отраслевых) [5]. В соответствии с этим подходом самооценка используется в случае участия организации в одном из существующих конкурсов в области качества и необходимость ее обусловлена требованиями, предъявляемыми к участникам.
3. Самооценка как метод диагностики состояния организации и перспектив ее дальнейшего развития [3]. С точки зрения сторонников данного подхода самооценка необходима для выявления сильных и слабых сторон деятельности организации; возможностей, которыми она обладает, и угроз, которые препятствуют реализации данных возможностей.
4. Самооценка как один из этапов совершенствования деятельности организации [ 1 ].
Обобщая приведенные подходы к пониманию сущности самооценки, определим ее как процесс выявления наиболее сильных сторон деятельности организации, являющихся ее конкурентными преимуществами, а также областей, требующих улучшений, осуществляемый на основе реализации положений философии TQM и определенных моделей совершенной организации в целях повышения результативности и эффективности реализуемой стратегии развития.
Одним из значимых преимуществ самооценки является универсальность данного метода, возможность его эффективного применения в
любой организации, независимо от сферы и видов ее деятельности. Не являются исключением и высшие учебные заведения. В настоящее время одной из тенденций обеспечения качества высшего образования является перенос акцентов с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на основе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки деятельности вузов на основе критериев одной из существующих моделей. Это ведет к тому, что ответственность за качество осуществляемой деятельности полностью возлагается на само образовательное учреждение, а также приводит к экономии ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы [6].
Еще одним преимуществом самооценки является возможность ее применения как в отношении деятельности организации в целом, так и для уровня структурных подразделений. Основные этапы проведения самооценки представлены в таблице.
Этапы проведения самооценки деятельности вуза
Этап Содержание этапа
1. Предварительный (подготовка к проведению самооценки) Принятие решения о проведении самооценки, назначение ответственного в вузе за её осуществление. Доведение данной информации до персонала Создание рабочей группы для проведения самооценки Выбор модели и методов самооценки Определение ответственных за проведение самооценки по различным критериям Обучение членов рабочей группы методам самооценки
2. Основной (непосредственно самооценка) Сбор и анализ данных по критериям выбранной модели Составление сводного отчета, рассмотрение и утверждение его руководством вуза
3. Заключительный (принятие и реализация решений по результатам самооценки) Рассмотрение результатов самооценки на ученом совете вуза Определение важнейших приоритетов улучшения деятельности Формирование плана мероприятий по совершенствованию приоритетных направлений работы Контроль за реализацией разработанного плана мероприятий
На предварительном этапе осуществляется подготовка к проведению самооценки. Принятие решения об использовании данного инструмента, как правило, обусловлено двумя основными причинами — началом в вузе работ по разработке и внедрению системы управления качеством, а также необходимостью мониторинга деятельности вуза за период, прошедший с момента проведения предыдущей самооценки. В связи с принятием такого решения назначается ответственный за реализацию данного процесса.
Самооценка деятельности вуза проводится, как правило, в соответствии с определенной моделью, выбранной в качестве эталона. На сегодняшний день существует достаточно большое количество разнообразных моделей самооценки, которые в зависимости
от сферы распространения можно подразделить на международные, национальные, региональные, отраслевые и организационные. Вузы активно применяют данные модели: во-первых, принимая участие в соответствующих конкурсах и, во-вторых, совершенствуя свою деятельность по результатам самооценки по выбранной модели.
Международные модели — это модели, признанные в качестве приоритетных на международном уровне, активно применяемые в значительном количестве стран и являющиеся базой для разработки национальных моделей самооценки. Примером такой модели может служить модель совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM). По результатам опроса «Financial Times», данную модель применяют 60 % крупнейших компаний Евросоюза, в том числе Siemens, Bosch, Nokia, Volvo, TNT и многие другие признанные мировые лидеры. Образовательные учреждения также активно используют данную модель. Кроме того, модель совершенства EFQM является основой создания национальных моделей самооценки более чем для 20 стран Европы, в том числе и для России.
Национальные модели самооценки — это модели, признанные в качестве приоритетных в том или ином государстве и служащие основой для создания региональных, отраслевых и организационных моделей. Такой моделью в России является модель конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества. Премии Правительства РФ в области качества учреждены Постановлением Правительства РФ № 423 от 12 апреля 1996 года. Они присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. На протяжении всей истории данного конкурса вузы принимают в нем активное участие. Среди лауреатов конкурса: Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), Томский политехнический университет, Ставропольский государственный аграрный университет и Дальневосточный государственный университет. Наличие среди победителей конкурса вузов подчеркивает универсальность модели премии.
Региональные модели самооценки — это модели, которые активно применяются в том или ином регионе. Как правило, региональные модели самооценки базируются на соответствующих национальных моделях. Например, в США модели самооценки конкурсов отдельных штатов базируются на модели премии М. Болдриджа, а в России модели большинства региональных конкурсов в области качества базируются на модели конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества.
Отраслевые модели самооценки — это модели, разрабатываемые для предприятий и организаций
конкретных отраслей и секторов экономики. Начиная с 2001 года Министерством образования и науки РФ проводится конкурс «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». Данный конкурс учрежден с целью создания системы государственного и общественного стимулирования образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования к поиску современных методов управления и обеспечения качества подготовки выпускников.
Организационная модель самооценки деятельности вуза — модель, разрабатываемая для конкретного образовательного учреждения. Этот вид модели может:
а) базироваться на одной из перечисленной выше модели и / или быть идентичной ей;
б) представлять собой сочетание отдельных элементов перечисленных выше моделей. Например, модель самооценки Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», разработанная в 2003 году в рамках научно-методической программы Министерства образования РФ, представляет собой сочетание отдельных элементов: модели системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2001; модели совершенства EFQM; модели Премии Правительства РФ в области качества; модели конкурса Министерства образования и науки РФ; модели Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды); модели Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU); бельгийско-нидерландской модели (HBO Expert Group); модели национальной американской премии по качеству «Baldrige National Quality Award» в области образования; модели эталонного тестирования для австралийских университетов;
в) быть полностью разработан самой организацией с учетом специфики ее деятельности, масштабов и целей проведения самооценки.
Вуз при выборе той или иной модели самооценки, как правило, руководствуется целью ее проведения. Участвуя в том или ином конкурсе в области качества, вуз выбирает соответствующую конкурсную модель. Проводя неоднократно диагностику своей деятельности, вуз может применять организационную модель. Независимо от цели проведения самооценки, по нашему мнению, высшее учебное заведение может применять модель конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», которая приведена на рисунке [4].
Преимущества применения данной модели заключаются в следующем:
1. Универсальность, возможность использования как в диагностических целях, так и при участии в отраслевом конкурсе.
2. Модель основана на комплексном учете достоинств модели совершенства EFQM, модели Премии Правительства РФ в области качества и в то же время наиболее полно отражает специфику деятельности высшего учебного заведения. Это дает возможность вузу, попробовав «силы» в отраслевом конкурсе, принять участие как в национальном, так и в международном конкурсе в области качества.
3. Применение данной модели может являться одним из первых шагов на пути внедрения системы управления качеством, так как она учитывает основные положения МС ИСО 9001:2000 и принятой в 2008 году новой версии стандарта 9001.
4. Модель базируется на учете современных требований, предъявляемых вузу в условиях реализации положений Болонского процесса, так как в ней от-
Роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников
100 баллов (10 %)
Использование потенциала преподавателей, сотрудников и обучающихся 120 баллов(12 %)
Политика и стратегия в области качества подготовки выпускников
100 баллов (10 %)
Рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских)
Управление процессами обеспечения качества подготовки выпускников
130 баллов (13 %)
Удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучающихся работой и учебой 90 баллов (9 %)
Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников 120 баллов (12 %)
Влияние образовательного учреждения на общество 120 баллов (12 %)
Результаты, которых добилось образовательное учреждение в отношении запланированных целей повышения качества подготовки выпускников 120 баллов (12%)
возможности РЕЗУЛЬТАТЫ
550 БАЛЛОВ (55 %) 450 БАЛЛОВ (45 %)
Модель конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»
ражены и требования, изложенные в «Стандартах и Директивах гарантии качества высшего образования на территории Европы».
5. Использование модели содействует активному вовлечению персонала в процесс самооценки.
6. Результаты самооценки могут быть обработаны достаточно быстро и представлены в виде целостной картины, отражающей сильные стороны деятельности вуза, а также области для улучшений.
После выбора модели и определения ответственных за проведение самооценки по различным критериям, а также обучения членов рабочей группы методам самооценки, осуществляется переход к основному этапу рассматриваемого процесса — сбору и обработке данных по критериям выбранной модели.
Реальный эффект от проведения самооценки может быть получен лишь в том случае, когда ее результаты, интерпретированные надлежащим образом, используются для планирования улучшений в организации. В связи с этим особое значение имеет и заключительный этап самооценки. Роль данного этапа важна независимо от того, участвует вуз в отраслевом или ином конкурсе в области качества или использует его модель как диагностическую.
С целью доведения полученной и интерпретированной информации об итогах проведения самооценки до персонала вуза, как правило, проводится заседание ученого совета по рассмотрению полученных результатов.
Следующим шагом является определение приоритетов улучшений в деятельности вуза. В процессе самооценки выявляется большое число областей деятельности, в которых можно ввести улучшения, начиная с проблем, требующих стратегических решений, и заканчивая конкретными задачами, решаемыми в оперативном порядке. В связи с этим возникает необходимость определения тех направлений, развитие которых играет первостепенное значение в деятельности вуза. К важнейшим факторам, которые оказывают влияние на выбор таких направлений, могут быть отнесены: специфика деятельности вуза; состояние внешней среды (наличие конкурентов на рынке образовательных услуг, развитие партнерских отношений с работодателями и т. д.); цели совершенствования тех или иных направлений деятельности; имеющийся опыт деятельности по результатам предыдущей самооценки; ограниченность ресурсов.
На основе полученных результатов самооценки и анализа названных факторов определяются приоритетные направления развития вуза, которые являются основой для разработки целей и плана мероприятий по реализации этих направлений.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что качество высшего профессионального образования является проблемой, актуальной во все времена. Меняются внешние и внутренние условия развития образования, изменяется социально-экономическая
ситуация, в которой рассматривается данная проблема; привлекаются все новые и новые ресурсы для ее решения. Несмотря на это, актуальность вопросов обеспечения гарантии качества высшего профессионального образования возрастает с каждым годом. В условиях рыночных отношений решение этой проблемы возможно на комплексной основе, предполагающей применение разнообразных методов менеджмента качества, одним из которых является самооценка деятельности вуза на основе моделей премий и конкурсов в области качества.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. — М. : Изд-во стандартов, 2001. — 46 с.
2. Галеев В. И. Самооценка — метод совершенствования системы менеджмента качества / В. И. Галеев, Т. Ю. Дворук // Сертификация. — 2002. — № 1. — С. 20—22.
3. Конти Т. Самооценка в организациях / Т. Конти. — М. : РИА «Стандарты и качество», 1999. — 328 с.
4. Руководство для участников конкурса 2008 года «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». — М., 2008. - 32 с.
5. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям Премии Правительства РФ в области качества 2008 года : рекомендации для организаций участников 2008 года. - М. : ВНИИС, 2008. - 78 с.
6. Соболев В. С. Результаты пилотной апробации методики самооценки вуза на базе новой модели СМК / В. С. Соболев, С. А. Степанов, А. Ю. Щербаков, В. В. Азарьева // http://www.tqm.spb.ru
SELF-ASSESSMENT BASED ON THE MODELS OF QUALITY AWARDS AS A TOOL OF UNIVERSITY ACTIVITY IMPROVEMENT
Т. А. Salimova
Mordovia State University, Saransk
The paper investigates the self-assessment as one of the main methods of organization improvement. It s merits and universality are underlined as well as possibility of implementation in higher education institutions. The process of university performance self-assessment is characterized. The special attention is paid to various models of quality awards used by universities.
Key words: self- assessment, quality, models of self assessment, quality awards, improvement.
Контактная информация:
Салимова Татьяна Анатольевна — доктор экономических наук, профессор, зав.кафедрой управления качеством ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Адрес: 430005, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44
Тел. (88342) 29-07-81; 29 08 19
E-mail: tasalimova@yandex.ru
Статья поступила 06.05.2009 г.