УДК 338.24:061.
Т.К. Абдуллаева, З.М. Султалиева
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА КАК ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
T.K. Abdullaeva, Z.M. Sultalieva
DEVELOPMENT OF A SELF-ESTIMATION MODEL OF HIGH SCHOOL ACTIVITY AS BASES OF QUALITY EDUCATIONAL SERVICES MAINTENANCE
В работе представлен обзор используемых моделей самооценки, выявлены их преимущества и недостатки. Предложена собственная модель самооценки деятельности вуза, основанная на выделение функциональных зон и связей между ними.
Ключевые слова: система менеджмента качества, образовательные услуги, самооценка деятельности вуза.
In work the review of used models a self-appraisal is presented, their advantages and lacks are revealed. Own self-estimation model of the high school activity, based on allocation of functional zones and communications between them is offered.
Keywords: quality management system, educational services, a self-appraisal of high school activity.
В условиях модернизации системы высшего профессионального образования контроль за качеством образовательных услуг, предоставляемых вузами выходит на первый план. В результатах контроля заинтересованы все участники образовательного процесса: непосредственно вуз, все категории обучающихся, их родители, органы государственной власти, осуществляющие надзорные или регулирующие мероприятия. Результаты стандартных контрольных процедур, проводимых раз в 5 лет в виде аккредитации, не всегда отражает действенного положения дел в учреждении.
Современные требования к менеджменту вуза ставят во главу угла обеспечение качества образовательных услуг. Это достигается путем внедрения соответствующей системы управления качеством.
Образовательное учреждение должно основывать свою деятельность на принципах и стратегии обеспечения Всеобщего менеджмента качества и одним из инструментов данной системы является самооценка.
Самооценка - это процесс всесторонней оценки деятельности вуза по собственной инициативе, позволяющей получить информационную базу для последующего совершенствования деятельности.
Исследовав зарубежный и отечественный опыт внедрения системы менеджмента качества, можно констатировать, что на сегодняшний день существует достаточно большое число моделей, которые можно использовать для осуществления внутривузовского мониторинга, лежащего в основе проведения самооценки деятельности вуза.
Организация проведения процедуры самооценки должна быть основана на внедрение стандартов качества во все сферы деятельности вуза, включая систему управления вузом и всеми его процессами, и нормативное, финансовое и ресурсное обеспечение.
Самооценка позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности учреждения, а также спрогнозировать и определить конкретные результаты, которых данный вуз желает достичь.
А-
Среди преимуществ внедрения самооценки можно выделить:
- применение в качестве базы оценки единого комплекса критериев, позволяющих оценить деятельность вуза;
- систематичность контрольных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности вуза;
- получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;
-анализ и оценка процессов, нуждающихся в улучшении.
В международной и российской практике используются следующие модели самооценки, используемые в образовательных учреждениях: модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM); модель премии Правительства РФ в области качества; модель премии конкурса Министерства образования и науки РФ "Системы обеспечения качества подготовки специалистов"; бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group); модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды); модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU); модель национальной американской премии по качеству "Baldrige National Quality Award" в области образования; модель эталонного тестирования для Австралийских университетов и др.
Таблица 1. Анализ моделей оценки качества образования
Наименование модели Краткая характеристика
Модель Ассоциации университетов Нидерландов (УЗМи) В основе модели лежит идея разделения всей деятельности университета на три основных бизнес-процесса: • образовательная деятельность; • научные исследования; • услуги, предлагаемые для общества. Модель образована путем реструктуризации модели EFQM и формирования системы критериев, которые соответствующих структуре и основным процессам вуза.
Международные стандарты ИСО Построение системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО: 1) обеспечение минимального уровня качества; 2) обеспечение стабильности в области качества; 3) регламентация процессов, процедур; 4) возможность получения сертификата соотвествия; 5) регламентированная система документооборота и др.
Модель делового совершенства EFQM (Европейского фонда управления качеством) Преимущества системы менеджмента качества, построенной с применением модели EFQM являются: 1) адекватное и своевременное реагирование вуза на изменения внешней среды; 2) определение новых достижений в области качества подготовки кадров, научно-исследовательской деятельности; 3) творческий подход к принятию управленческих решений; 4) выявление проблемного поля образовательного учреждения; 5) «ориентация на результаты», т.е. получение возможности оценки деятельности вуза через систему показателей и др.
Премия конкурса Минобразования России «Внутривузовские В модели нашли отражения принципиальные отличия вузовской деятельности: 1) с помощью критерия 7 оценивается степень удовлетворенности преподавателей, сотрудников и обучаемых;
1
системы обеспечения качества подготовки специалистов» 2) критерий 9 дает возможность оценить влияние вуза на общество и т.п.
Типовая модель качества образовательного учреждения («ЛЭТИ») Модель разработана Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» и является одним из лучших вариантов построения системы менеджмента качества (СМК) вуза. Авторский коллектив сосредоточил свои усилия на планировании процессной модели, разработке пакета рабочей документации, определил этапы внедрения и развития СМК вуза
На практике каждый вуз разрабатывает собственную методику проведения самооценки. Предлагаемая в данной работе модель основана на выделении функциональных сфер - зон самооценки, с учетом наличия причинно-следственных связей между ними (рис.1). Реализация политики основана на сформированной политике обеспечения качества образовательных услуг вуза, находящих свое отражение в миссии учреждения и его системе планов.
Рис.1. Модель самооценки деятельности вуза
Формат проведения самооценки определяет содержание, порядок, последовательность и структуру проведения самооценки и с этой точки зрения должен отвечать следующим требованиям:
- соответствовать целям самооценки и миссии вуза;
- исключать дублирование по функциональным зонам оценки;
- обеспечивать полноту и достоверность информации в соответствии с требованиями по критериям самооценки;
А-
- предоставлять четкие и конкретные результаты самооценки.
Политика обеспечения качества включает в себя гарантии высокого качества образовательных услуг, предоставляемых данным учебным заведением. Основой политики является миссия вуза, цели и задачи, находящими свое отражение в стратегии вуза.
Миссия определяет главную, генеральную цель, являющуюся отправной точкой, определяющей назначение и приоритеты развития вуза. Миссия вуза находит свою реализацию в системе планов, которые в последующем реализуются через организационную структуру по функциональным сферам деятельности. Они в свою очередь выступают в качестве объектов самооценки. Это объясняется достижением согласованности между миссией и теми механизмами, с помощью которых она реализуется.
Как уже было отмечено, миссия реализуется на основе системы планов: стратегических (перспективных, долгосрочных), среднесрочных и текущих. Они в последующем находят свою конкретизацию в планах работы вуза и его структурных подразделений. На данном этапе проверяется соответствие стратегии, выраженной в планах содержанию миссии, определяется степень влияния различных факторов окружающее среды, соответствие ресурсного обеспечения намеченным в планах мероприятиям и достижимость их результатов. Непосредственно контроль основывается на различных видах отчетности вуза и его подразделений.
Мониторинг результативности образовательной деятельности вуза основан на системе показателей, характеризующих текущее состояние подразделений вуза. В качестве критериев оценки выступают знания и навыки обучающихся, качество организации учебного процесса и т.д.
Следующий этап связан с выделением основных сфер деятельности вузов, входящими в состав самооценки. Ими являются образовательная, учебная, методическая, научно-исследовательская и воспитательная работа. Охарактеризуем их в виде таблицы.
Таблица 2. Анализ функциональных сфер деятельности вуза
Сфера Объект и сфера оценки Критерии оценка
деятельности
образовательная качество образовательных соответствие
деятельность (учебных) программ образовательных программ миссии, планам, приоритетам развития вуза, а также потребностям рынка.
учебная Качество образовательного процесса Уровень успеваемости обучающихся, достижение компетенций
научно- качество научно- соответствие миссии
исследовательская исследовательской работы вуза целям финансового развития вуза и развитие профессорско-преподавательского состава в разрезе внешних связей вуза;
воспитательная Качество организации Количество и качество
воспитательной работы и мероприятий, их
развития студенческого соответствие планам вуза
самоуправления
—1- методическая качество деятельность степень методического
профессорско- обеспечения
преподавательского состава образовательного процесса
вуза по созданию вуза
методического обеспечения
образовательного процесса
Следующий этап самооценки посвящен опросу заинтересованных лиц. Укрупнено их можно разделить на внутренних (администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, студенты) и внешних (органы государственной власти, работодатели, родители обучающихся). Зачастую данные группы лиц сами выступают в качестве объектов самооценки, например, профессорско-преподавательский состав, студенты и работодатели. Именно они чаще всего привлекаются в качестве субъектов оценки при проведении опросов (анкетирование, интервьюировании). Степень их удовлетворенности результатами деятельности вуза, в том числе и качество образовательных услуг, определяет результаты самооценки.
Рассмотренные выше этапы самооценки невозможно осуществить без соответствующей системы обеспечения, включающей систему администрирования, нормативно-правовое, организационно-методическое и ресурсное обеспечение.
Система администрирования представлена действующей организационной структурой управления, системой распределения полномочий между уровнями управления, а также степенью ответственности тех или иных лиц за результаты деятельности вуза.
Нормативно-правовое обеспечение включает законодательную базу, регламентирующую вопросы сферы образования: федеральные законы, постановления и указы президента и правительства, а также внутренние обеспечение процессов вузов представленное локальными положениями, распоряжениями администрации вуза.
Организационно-методическое обеспечение включает в себя совокупность мер, направленных на организацию процессов вуза и их соответствующее методическое обеспечение.
Ресурсное обеспечение представлено совокупностью всех ресурсов, которыми обладает образовательное учреждение: материально-техническое, финансовое и информационное. Все они в той или иной мере позволяют обеспечить нормальные условия функционирования всех сфер деятельности вуза. Они также включены в показатели оценки качества образовательных услуг.
Завершающим и вместе с тем одним из ключевых аспектов проведения самооценки является конкретизация системы параметров и критериев. В качестве параметров самооценки выступает объект процедуры самооценки, а в качестве критерия -соответствие параметра самооценки стандарту качества. Они могут быть выражены как в количественных, так и качественных характеристик. Количественные характеризуют соответствие установленным стандартам качества, а качественные подразумевают характеристику параметров системы.
По завершению процедур самооценки происходит определение проблемных зон, требующих более пристального внимания и определение направлений совершенствования деятельности. На основании полученных данных строятся планы, реализация которых позволит повысить эффективность деятельности вуза и качество предоставляемых ими образовательных услуг.
В качестве условий обеспечивающих успешное внедрение предложенной модели самооценки является:
- поддержка высшим руководством процедур организации и проведения самооценки;
А-
- обучение персонала методики организации и проведения самооценки;
- создание системы распределения обязанностей и полномочий по организации и проведению самооценки;
- анализ и оценка результатов самооценки на различных уровнях управления;
- мониторинг изменений с момента проведения последней самооценки.
Самооценка независимо от выбранной модели будет эффективной лишь в том
случае, если целью ее проведения являются определенные улучшения в деятельности организации.
Успешная работа вуза в современных условиях неосуществима без постоянного совершенствования ее деятельности, нацеленной на повышение удовлетворенности потребителей. В то же время совершенствование невозможно без периодического анализа достигнутого состояния, а также определения приоритетов развития. Опираясь на результаты самооценки как "всестороннего оценивания, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества, можно наметить и реализовать дальнейшие шаги на пути к улучшениям. В современных условиях меняются взгляды и подходы к менеджменту, появляются новые методы и инструменты повышения его эффективности, однако применение такого инструмента, как самооценка, безусловно, дает мощный стимул для дальнейшего развития и совершенствования деятельности.
Библиографический список
1. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 45с.
2. Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством / Исследование существующих моделей систем качества образовательных учреждений / Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО". - Электронный ресурс. -Свободный доступ из сети Интернет. -http://www.quality.edu.ru/quality/sk/deskr/modeli/379/.