Научная статья на тему 'Разработка модели самооценки деятельности вуза как основы обеспечения качества образовательных услуг'

Разработка модели самооценки деятельности вуза как основы обеспечения качества образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / A SELF-APPRAISAL OF HIGH SCHOOL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Т.К., Султалиева З.М.

В работе представлен обзор используемых моделей самооценки, выявлены их преимущества и недостатки. Предложена собственная модель самооценки деятельности вуза, основанная на выделение функциональных зон и связей между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A SELF-ESTIMATION MODEL OF HIGH SCHOOL ACTIVITY AS BASES OF QUALITY EDUCATIONAL SERVICES MAINTENANCE

In work the review of used models a self-appraisal is presented, their advantages and lacks are revealed. Own self-estimation model of the high school activity, based on allocation of functional zones and communications between them is offered.

Текст научной работы на тему «Разработка модели самооценки деятельности вуза как основы обеспечения качества образовательных услуг»

УДК 338.24:061.

Т.К. Абдуллаева, З.М. Султалиева

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА КАК ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

T.K. Abdullaeva, Z.M. Sultalieva

DEVELOPMENT OF A SELF-ESTIMATION MODEL OF HIGH SCHOOL ACTIVITY AS BASES OF QUALITY EDUCATIONAL SERVICES MAINTENANCE

В работе представлен обзор используемых моделей самооценки, выявлены их преимущества и недостатки. Предложена собственная модель самооценки деятельности вуза, основанная на выделение функциональных зон и связей между ними.

Ключевые слова: система менеджмента качества, образовательные услуги, самооценка деятельности вуза.

In work the review of used models a self-appraisal is presented, their advantages and lacks are revealed. Own self-estimation model of the high school activity, based on allocation of functional zones and communications between them is offered.

Keywords: quality management system, educational services, a self-appraisal of high school activity.

В условиях модернизации системы высшего профессионального образования контроль за качеством образовательных услуг, предоставляемых вузами выходит на первый план. В результатах контроля заинтересованы все участники образовательного процесса: непосредственно вуз, все категории обучающихся, их родители, органы государственной власти, осуществляющие надзорные или регулирующие мероприятия. Результаты стандартных контрольных процедур, проводимых раз в 5 лет в виде аккредитации, не всегда отражает действенного положения дел в учреждении.

Современные требования к менеджменту вуза ставят во главу угла обеспечение качества образовательных услуг. Это достигается путем внедрения соответствующей системы управления качеством.

Образовательное учреждение должно основывать свою деятельность на принципах и стратегии обеспечения Всеобщего менеджмента качества и одним из инструментов данной системы является самооценка.

Самооценка - это процесс всесторонней оценки деятельности вуза по собственной инициативе, позволяющей получить информационную базу для последующего совершенствования деятельности.

Исследовав зарубежный и отечественный опыт внедрения системы менеджмента качества, можно констатировать, что на сегодняшний день существует достаточно большое число моделей, которые можно использовать для осуществления внутривузовского мониторинга, лежащего в основе проведения самооценки деятельности вуза.

Организация проведения процедуры самооценки должна быть основана на внедрение стандартов качества во все сферы деятельности вуза, включая систему управления вузом и всеми его процессами, и нормативное, финансовое и ресурсное обеспечение.

Самооценка позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности учреждения, а также спрогнозировать и определить конкретные результаты, которых данный вуз желает достичь.

А-

Среди преимуществ внедрения самооценки можно выделить:

- применение в качестве базы оценки единого комплекса критериев, позволяющих оценить деятельность вуза;

- систематичность контрольных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности вуза;

- получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;

-анализ и оценка процессов, нуждающихся в улучшении.

В международной и российской практике используются следующие модели самооценки, используемые в образовательных учреждениях: модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM); модель премии Правительства РФ в области качества; модель премии конкурса Министерства образования и науки РФ "Системы обеспечения качества подготовки специалистов"; бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group); модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды); модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU); модель национальной американской премии по качеству "Baldrige National Quality Award" в области образования; модель эталонного тестирования для Австралийских университетов и др.

Таблица 1. Анализ моделей оценки качества образования

Наименование модели Краткая характеристика

Модель Ассоциации университетов Нидерландов (УЗМи) В основе модели лежит идея разделения всей деятельности университета на три основных бизнес-процесса: • образовательная деятельность; • научные исследования; • услуги, предлагаемые для общества. Модель образована путем реструктуризации модели EFQM и формирования системы критериев, которые соответствующих структуре и основным процессам вуза.

Международные стандарты ИСО Построение системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО: 1) обеспечение минимального уровня качества; 2) обеспечение стабильности в области качества; 3) регламентация процессов, процедур; 4) возможность получения сертификата соотвествия; 5) регламентированная система документооборота и др.

Модель делового совершенства EFQM (Европейского фонда управления качеством) Преимущества системы менеджмента качества, построенной с применением модели EFQM являются: 1) адекватное и своевременное реагирование вуза на изменения внешней среды; 2) определение новых достижений в области качества подготовки кадров, научно-исследовательской деятельности; 3) творческий подход к принятию управленческих решений; 4) выявление проблемного поля образовательного учреждения; 5) «ориентация на результаты», т.е. получение возможности оценки деятельности вуза через систему показателей и др.

Премия конкурса Минобразования России «Внутривузовские В модели нашли отражения принципиальные отличия вузовской деятельности: 1) с помощью критерия 7 оценивается степень удовлетворенности преподавателей, сотрудников и обучаемых;

1

системы обеспечения качества подготовки специалистов» 2) критерий 9 дает возможность оценить влияние вуза на общество и т.п.

Типовая модель качества образовательного учреждения («ЛЭТИ») Модель разработана Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» и является одним из лучших вариантов построения системы менеджмента качества (СМК) вуза. Авторский коллектив сосредоточил свои усилия на планировании процессной модели, разработке пакета рабочей документации, определил этапы внедрения и развития СМК вуза

На практике каждый вуз разрабатывает собственную методику проведения самооценки. Предлагаемая в данной работе модель основана на выделении функциональных сфер - зон самооценки, с учетом наличия причинно-следственных связей между ними (рис.1). Реализация политики основана на сформированной политике обеспечения качества образовательных услуг вуза, находящих свое отражение в миссии учреждения и его системе планов.

Рис.1. Модель самооценки деятельности вуза

Формат проведения самооценки определяет содержание, порядок, последовательность и структуру проведения самооценки и с этой точки зрения должен отвечать следующим требованиям:

- соответствовать целям самооценки и миссии вуза;

- исключать дублирование по функциональным зонам оценки;

- обеспечивать полноту и достоверность информации в соответствии с требованиями по критериям самооценки;

А-

- предоставлять четкие и конкретные результаты самооценки.

Политика обеспечения качества включает в себя гарантии высокого качества образовательных услуг, предоставляемых данным учебным заведением. Основой политики является миссия вуза, цели и задачи, находящими свое отражение в стратегии вуза.

Миссия определяет главную, генеральную цель, являющуюся отправной точкой, определяющей назначение и приоритеты развития вуза. Миссия вуза находит свою реализацию в системе планов, которые в последующем реализуются через организационную структуру по функциональным сферам деятельности. Они в свою очередь выступают в качестве объектов самооценки. Это объясняется достижением согласованности между миссией и теми механизмами, с помощью которых она реализуется.

Как уже было отмечено, миссия реализуется на основе системы планов: стратегических (перспективных, долгосрочных), среднесрочных и текущих. Они в последующем находят свою конкретизацию в планах работы вуза и его структурных подразделений. На данном этапе проверяется соответствие стратегии, выраженной в планах содержанию миссии, определяется степень влияния различных факторов окружающее среды, соответствие ресурсного обеспечения намеченным в планах мероприятиям и достижимость их результатов. Непосредственно контроль основывается на различных видах отчетности вуза и его подразделений.

Мониторинг результативности образовательной деятельности вуза основан на системе показателей, характеризующих текущее состояние подразделений вуза. В качестве критериев оценки выступают знания и навыки обучающихся, качество организации учебного процесса и т.д.

Следующий этап связан с выделением основных сфер деятельности вузов, входящими в состав самооценки. Ими являются образовательная, учебная, методическая, научно-исследовательская и воспитательная работа. Охарактеризуем их в виде таблицы.

Таблица 2. Анализ функциональных сфер деятельности вуза

Сфера Объект и сфера оценки Критерии оценка

деятельности

образовательная качество образовательных соответствие

деятельность (учебных) программ образовательных программ миссии, планам, приоритетам развития вуза, а также потребностям рынка.

учебная Качество образовательного процесса Уровень успеваемости обучающихся, достижение компетенций

научно- качество научно- соответствие миссии

исследовательская исследовательской работы вуза целям финансового развития вуза и развитие профессорско-преподавательского состава в разрезе внешних связей вуза;

воспитательная Качество организации Количество и качество

воспитательной работы и мероприятий, их

развития студенческого соответствие планам вуза

самоуправления

—1- методическая качество деятельность степень методического

профессорско- обеспечения

преподавательского состава образовательного процесса

вуза по созданию вуза

методического обеспечения

образовательного процесса

Следующий этап самооценки посвящен опросу заинтересованных лиц. Укрупнено их можно разделить на внутренних (администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, студенты) и внешних (органы государственной власти, работодатели, родители обучающихся). Зачастую данные группы лиц сами выступают в качестве объектов самооценки, например, профессорско-преподавательский состав, студенты и работодатели. Именно они чаще всего привлекаются в качестве субъектов оценки при проведении опросов (анкетирование, интервьюировании). Степень их удовлетворенности результатами деятельности вуза, в том числе и качество образовательных услуг, определяет результаты самооценки.

Рассмотренные выше этапы самооценки невозможно осуществить без соответствующей системы обеспечения, включающей систему администрирования, нормативно-правовое, организационно-методическое и ресурсное обеспечение.

Система администрирования представлена действующей организационной структурой управления, системой распределения полномочий между уровнями управления, а также степенью ответственности тех или иных лиц за результаты деятельности вуза.

Нормативно-правовое обеспечение включает законодательную базу, регламентирующую вопросы сферы образования: федеральные законы, постановления и указы президента и правительства, а также внутренние обеспечение процессов вузов представленное локальными положениями, распоряжениями администрации вуза.

Организационно-методическое обеспечение включает в себя совокупность мер, направленных на организацию процессов вуза и их соответствующее методическое обеспечение.

Ресурсное обеспечение представлено совокупностью всех ресурсов, которыми обладает образовательное учреждение: материально-техническое, финансовое и информационное. Все они в той или иной мере позволяют обеспечить нормальные условия функционирования всех сфер деятельности вуза. Они также включены в показатели оценки качества образовательных услуг.

Завершающим и вместе с тем одним из ключевых аспектов проведения самооценки является конкретизация системы параметров и критериев. В качестве параметров самооценки выступает объект процедуры самооценки, а в качестве критерия -соответствие параметра самооценки стандарту качества. Они могут быть выражены как в количественных, так и качественных характеристик. Количественные характеризуют соответствие установленным стандартам качества, а качественные подразумевают характеристику параметров системы.

По завершению процедур самооценки происходит определение проблемных зон, требующих более пристального внимания и определение направлений совершенствования деятельности. На основании полученных данных строятся планы, реализация которых позволит повысить эффективность деятельности вуза и качество предоставляемых ими образовательных услуг.

В качестве условий обеспечивающих успешное внедрение предложенной модели самооценки является:

- поддержка высшим руководством процедур организации и проведения самооценки;

А-

- обучение персонала методики организации и проведения самооценки;

- создание системы распределения обязанностей и полномочий по организации и проведению самооценки;

- анализ и оценка результатов самооценки на различных уровнях управления;

- мониторинг изменений с момента проведения последней самооценки.

Самооценка независимо от выбранной модели будет эффективной лишь в том

случае, если целью ее проведения являются определенные улучшения в деятельности организации.

Успешная работа вуза в современных условиях неосуществима без постоянного совершенствования ее деятельности, нацеленной на повышение удовлетворенности потребителей. В то же время совершенствование невозможно без периодического анализа достигнутого состояния, а также определения приоритетов развития. Опираясь на результаты самооценки как "всестороннего оценивания, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества, можно наметить и реализовать дальнейшие шаги на пути к улучшениям. В современных условиях меняются взгляды и подходы к менеджменту, появляются новые методы и инструменты повышения его эффективности, однако применение такого инструмента, как самооценка, безусловно, дает мощный стимул для дальнейшего развития и совершенствования деятельности.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 45с.

2. Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством / Исследование существующих моделей систем качества образовательных учреждений / Отчет СПбГЭТУ "Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО". - Электронный ресурс. -Свободный доступ из сети Интернет. -http://www.quality.edu.ru/quality/sk/deskr/modeli/379/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.