Экономические системы. 2022. Том 15, № 3 (58). С. 183-196. Economic Systems. 2022;15(3(58)):183-196.
Научная статья УДК 338.2
DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-183-196
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕТЕРИНАРНЫХ СЛУЖБ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Ольга Анатольевна Лапшова1Н, Ольга Юрьевна Крамлих2, Людмила Тимофеевна Киященко3, Светлана Михайловна Сапожникова4
1 2 3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Смоленский филиал, Смоленск, Россия
4 Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9557-8275
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1412-666X
3 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9695-3804
4 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1167-1999
Аннотация. Ветеринария - важная отрасль в сфере агропромышленного комплекса (АПК). В современных условиях ветеринарная служба функционирует в новой парадигме увеличения платных услуг в рамках рыночной экономики и передачи значительной части контрольно-надзорной деятельности в специализированные структуры, что требует модернизации организационной структуры, функционала, создания устойчивой системы предпринимательства в сфере ветеринарии. В проводимом исследовании применялись методы анализа, синтеза, анализа источников, опросы и анкетирования, экономико-статистические методы. Осуществление исследований деятельности ветеринарных служб в регионе позволило выявить недостатки и проблемы в организации предоставления ветеринарных услуг Успешное решение этих проблем будет способствовать совершенствованию организации работы ветеринарных служб и повышению эффективности их деятельности, особенно в условиях импортозамещения.
Ключевые слова: ветеринария, управление, надзор, услуги, регулирование, продовольственная безопасность, импортозамещение
Для цитирования: Лапшова О.А., КрамлихО.Ю., Киященко Л.Т., Сапожникова С.М. Совершенствование деятельности ветеринарных служб в целях обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне // Экономические системы. 2022. Том 15, № 3 (58). С. 183-196. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-183-196.
© Лапшова О.А., Крамлих О.Ю., Киященко Л.Т., Сапожникова С.М., 2022
Original article
IMPROVING THE ACTIVITIES OF VETERINARY SERVICES IN ORDER TO ENSURE FOOD SECURITY AT THE REGIONAL LEVEL
Olga A. Lapshova1H, Olga Yu. Kramlikh2, Ludmila T. Kiyaschenko3, Svetlana M. Sapozhnikova4
1 2' 3 Financial University under the Government of the Russian Federation, Smolensk branch, Smolensk, Russia
4 Smolensk State University, Smolensk, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9557-8275
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1412-666X
3 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9695-3804
4 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1167-1999
Abstract. Veterinary medicine is an important industry in the field of agriculture. In modern conditions the veterinary service operates in a new paradigm of increasing paid services within the framework of a market economy and transferring a significant part of control and supervisory activities to specialized structures, which requires the modernization of the organizational structure, functionality, and the creation of a sustainable system of entrepreneurship in the field of veterinary medicine. The research used methods of analysis, synthesis, analysis of sources, surveys and questionnaires, economic and statistical methods. The implementation of research on the activities of veterinary services in the region makes it possible to identify shortcomings and problems in the organization of the provision of veterinary services, which contributes to the improvement of the agro-industrial complex and the improvement of the organization of the work of veterinary services, increasing the efficiency of their activities, especially in the context of import substitution.
Keywords: veterinary medicine, management, supervision, services, regulation, food security, import substitution
For citation: Lapshova O.A., Kramlikh O.Yu., Kiyaschenko L.T., Sapozhnikova S.M. Improving the activities of veterinary services in order to ensure food security at the regional level. Economic Systems. 2022;15(3(58)):183-196. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-183-196.
Введение
В условиях создания капиталистической системы в стране произошло кардинальное изменение деятельности ветеринарных служб, которые в советское время выполняли практически все функции по профилактике, лечению, выявлению заболеваний в животноводческой области страны. Эти службы имели квалифицированный персонал, высокий уровень финансирования, материально-технической базы, осуществляли контроль за качеством (с точки зрения ветеринарии) продуктов питания бесплатно, охватывая ветеринарным контролем все поголовье животных сельскохозяйственных предприятий и животных. Это позволяло оперативно реагировать на очаги заражения. В настоящее время
оказание ветеринарных услуг производится предпринимателями, а также частично государственными учреждениями, финансирование которых осуществляется по остаточному принципу, материально-техническая база устарела, финансирование лекарственных препаратов постоянно снижается, оплата труда сотрудников на местах находится на низком уровне [1, с. 56].
Вместе с тем программа импортозамещения предусматривает повышение поголовья скота и птицы, что требует пересмотра деятельности ветеринарных служб, контролирующих в основном перемещение животных и продуктов питания в страну, делая акцент на создание устойчивого фона по заболеваемости животных в стране [2, с. 51]. Это повлекло изменение в системе ветеринарии, связанное с разделением структуры на два подраздела, выполняющих функции контроля и собственно ветеринарного обслуживания животных [3, с. 71]. Активное развитие ветеринарии в Смоленской области получило в 2021 г, когда была создана ветеринарная бактериологическая лаборатория в составе ветеринарного отдела Бактериологического института.
В СССР основным направлением деятельности ветеринарных служб была защита животных от инфекционных болезней, решались проблемы профилактики болезней, лечения больных животных и ликвидации массовой заболеваемости. Система управления ветеринарией постоянно реорганизовывалась: создавалась Государственная инспекция по ветеринарии вместо Главного управления ветеринарии. Однако функции оставались прежние - контроль за деятельностью сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий в области животноводства, в том числе по безопасности продуктов питания. Затем было создано Управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, занимающееся оперативным управлением противоэпизоотическими мероприятиями, ветеринарно-санитарным надзором, охраной от внешнего заноса заразных болезней [4, с. 120].
Совершенствование функционирования ветеринарных служб, обеспечение их материально-технической базой, внедрение новых лечебно-профилактических препаратов, применение новаторских способов профилактики болезней животных, их лечения, повышение ответственности специалистов привели к значительному улучшению ветеринарного обслуживания, снижению заболеваемости, сохранности животных, практической ликвидации очагов заразных заболеваний [5, с. 120]. К этому времени ветеринарным обслуживанием (170 тыс. ветеринарных учреждений) в РСФСР было охвачено 60,5 млн голов крупного рогатого скота, 40,2 млн свиней. Согласно Ветеринарному уставу, ветеринарная помощь в СССР оказывалась бесплатно.
Однако уже в 1987 г. появились индивидуальные предприниматели и кооперативы, оказывающие платные ветеринарные услуги, которые при появлении случаев заразных болезней должны были сообщать об этом государственному ветеринарному учреждению. В ходе перестройки произошло существенное сокращение поголовья скота и птицы, разукрупнение сельскохозяйственных предприятий, уменьшение объемов государственного финансирования, что от-
разилось на сокращении штата ветеринарных работников и снижения их роли как важной составной части инфраструктуры функционирования сферы АПК [6, с. 61; 7, с. 14]. Ветеринарные службы перестали получать должное финансирование и материальное обеспечение, и их функции в регионах стали ограничены [8, с. 168-169]. Произошло переориентирование работы ветслужб на контроль за массовым завозом продуктов питания из-за рубежа. Была создана Государственная служба на государственной границе и транспорте по защите от некачественных в ветеринарном отношении продуктов питания. Однако борьба с завозом некачественной животноводческой продукции не увенчалась успехом и в 1990 г служба была реорганизована в зональные управления Госветнадзора на государственной границе РФ и транспорте для ветеринарного оформления импорта-экспорта животноводческих продовольственных товаров.
В 1993 г. был принят Закон РФ «О ветеринарии»1, где был определен круг функций ветеринарной службы: выполнение целевых программ по предупреждению и ликвидации особо опасных заболеваний животных и планов ветеринарного обслуживания, охрана от заноса заразных заболеваний животных из других стран, введение карантина, подготовка специалистов.
В рамках данного закона была создана Государственная ветеринарная служба РФ, в состав которой входят Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, управления ветеринарии в составе регионов, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды, лаборатории ветсанэкс-пертизы на рынках и другие структурные подразделения, функционал которых в настоящее время сосредоточен на непосредственном оказании ветеринарных услуг. При этом создаваемые в настоящее время на местах форматы ветеринарных служб, правила ветеринарного обслуживания племенного дела, применяемые меры в области ветеринарии зависят от наличия разных форм собственного сферы АПК в регионе, развития животноводства и территориальной расположенности (например, Смоленская область является приграничной) [9, с. 22-23].
Возник симбиоз функционирования частной и государственной структур в области ветеринарии, решающих поставленные государством функции и задачи. В ветеринарии складываются тесные связи между государственными структурами управления (на уровне регионов, где имеются Управления ветеринарии), подведомственными ветеринарными службами, а также самостоятельными надзорными органами в области ветеринарии, которые в совокупности воздействуют на состояние региона и его безопасность в сфере ветеринарии.
На государственном уровне принимаются федеральные и областные целевые программы, формируются проекты деятельности ветеринарных служб. Особую значимость приобретают подготовка высокопрофессиональных специалистов в области ветеринарии, обновление кадрового состава молодыми специа-
1 О ветеринарии : Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4438 (дата обращения: 07.08.2022).
листами, что требует морального и материального стимулирования и повышения престижа профессии [10, с. 101].
Особенно усиливается работа всех ветеринарных структур в условиях надвигающегося мирового продовольственного кризиса, расширения использования различных новых препаратов, способствующих повышению продуктивности скота и птицы, появления и применения в животноводстве ранее не применяемых лекарственных препаратов, разведения экзотических животных и птиц, которые могут распространять болезни, с еще не наработанными методиками лечения [11, с. 146; 12, с. 10].
Необходимо учитывать, что распространяемая пандемия может легко смениться эпизоотией (вспышки заболеваний свиного и птичьего гриппа уже прошли по территории страны), а это может принести значительный ущерб сельскохозяйственному производству и продовольственной безопасности страны [13, с. 16]. В данных условиях следует экстренно заняться модернизацией материально-технического обеспечения и снабжения лекарственными препаратами ветеринарных учреждений [14, с. 134]. Особенно это значимо на уровне регионов, так как указанные проблемы затрагивают интересы местного населения и влияют на экономику территорий. Важно подчеркнуть, что успешное решение перечисленных проблем не может быть осуществлено без существенной помощи государства, так как в условиях кризиса без такой помощи ветеринарные службы не смогут самостоятельно выполнить поставленные задачи и ситуация может выйти из-под контроля [15, с. 106].
При этом необходимо изменить парадигму развития ветеринарии в стране и регионах, сделав акцент на применение современных 1Т-технологий контроля качества продуктов животного происхождения, отслеживание применяемых лекарственных препаратов и кормов, которые могут негативно отразиться на продуктах питания и здоровья населения. Важно также иметь узких специалистов по редким, особо опасным, экзотическим болезням животных и повышению качества племенной работы [16, с. 127].
Материалы и методы
Вопросы управления и организации работы в ветеринарии и роли государства в регулировании отрасли рассматриваются многими учеными. Методическая основа исследования базируется на системном обзоре публикаций ведущих аграрных специалистов-экономистов, результатах анализа ситуации российскими и иностранными учеными, отраженными в монографиях и статьях по проблемам состояния и развития ветеринарных служб в стране и мире, положениях современной нормативно-законодательной базы, регламентирующей функционирование ветеринарии и функционал ветеринарных служб в условиях глобализации экономики и расширения общественного разделения труда.
Основная часть
Ветеринария как инфраструктура сельскохозяйственного производства решает важные проблемы. В последнее время в России постоянно регистрируются особо опасные и социально-значимые болезни животных (рис. 1).
Грипп ПТИЦ
Бруцеллез
Рис. 1. Число случаев регистрации особо опасных и социально значимых болезней животных в РФ на 30 декабря 2021 г.
Источник: составлено авторами на основе данных [17].
Имелись очаги заражения по африканской чуме (АЧС) в 7 регионах, оспе коз и овец - в Ивановской области, гриппу птиц - в 6 регионах, ЗУД - в 3 регионах, бруцеллезу - в 6 регионах; в Смоленской области таких заболеваний не выявлено. При этом в Смоленской области в 2020 г. выявлено 54 случая заболеваемости бешенством, в 2021 г в первом полугодии - 16 случаев. В регионе полностью ликвидирован лейкоз (в Калужской области 30% поголовья заражено этим заболеванием), за что Главное управление ветеринарии Смоленской области награждено в конце 2020 г.
В настоящее время в стране произошло разделение работы ветеринарных служб на выполнение контрольно-надзорных полномочий и собственно оказание ветеринарных услуг. В результате была изменена организационная структура государственного управления в сфере ветеринарии на федеральном уровне. Контрольно-надзорные функции осуществляет Россельхознадзор, органами которого в 2011 г. проведено 24 134 контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 28 758 нарушений, взысканы штрафы на сумму более 176 млн руб. На уровне региона функции Россельхознадзора осуществляют Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (на территории Смоленской области эти функции выполняет Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям).
Вопросы оказания ветеринарных услуг находятся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в лице Департамента ветеринарии, функции которого (по оказанию ветеринарных услуг) на уровне территорий выполняют Главные управления ветеринарии, подчиняющиеся исполнительным
органам государственной власти региона в лице подразделений, занимающихся управлением сельскохозяйственным производством (в Смоленской области - Департамент сельского хозяйства и продовольствия). В системе ветеринарной и фитосанитарной безопасности важную роль играют и другие государственные службы (рис. 2).
Рис. 2. Общая схема взаимодействия государственных органов в системе ветеринарной и фитосанитарной безопасности Смоленской области
Источник: составлено авторами.
В Смоленской области, начиная с 01.01.2020, мероприятия по внутреннему ветеринарному надзору проводятся Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям. Причем количество внутренних проверок в регионе сначала выросло, а затем сократилось до прежнего, дореформенного уровня (рис. 3).
о о
2020 2021 Калужская область
Рис. 3. Число контрольно-надзорных ветеринарных мероприятий, проведенных Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, ед.
Источник: составлено авторами.
Полномочия Главного управления ветеринарии Смоленской области определены Постановлением Администрации Смоленской области № 3671, которые охватывают меры по защите от чрезвычайных ситуаций в животноводстве, учету скотомогильников, определения государственных заданий для подведомственных учреждений по оказанию ветеринарных услуг в рамках государственной политики в сфере ветеринарии. Кроме того, в его полномочия входит регистрация специалистов-предпринимателей в сфере ветеринарии, которые могут заниматься данной деятельностью. В регионах принимаются программы по созданию устойчивого ветеринарно-санитарного состояния на территориях, где определяются объем плановых диагностических мероприятий. Например, на территории Смоленской области в рамках областной программы «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Смоленской области» за период 2020-2022 гг.2 запланировано проведение диагностики особо опасных болезней и общих болезней для животных и человека - около 360 тыс. ед., вакцинаций животных - более 615 тыс. ед., лабораторных исследований - более 335 тыс. ед., ветеринарно-санитарных экспертиз сырья и продукции - более 730 тыс. ед. с общим финансированием из областного бюджета - более 361 447 тыс. руб.
1 Об утверждении Положения о Главном управлении ветеринарии Смоленской области : Постановление Администрации Смоленской области № 367. URL: https://docs.cntd.ru/ document/939005457 (дата обращения: 12.08.2022).
2 О внесении изменений в областную государственную программу «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Смоленской области» : Постановление Администрации Смоленской области от 26.12.2020 № 889. URL: https:// smolensk-gov.ru/doc/130992 (дата обращения: 12.08.2022).
В связи с развитием рыночных отношений подведомственным бюджетным учреждениям предоставлена возможность оказания и платных ветеринарных услуг. При этом государство определило сектор оказываемых бесплатных ветеринарных услуг, включая осеменение животных, а также предоставление лекарственных препаратов, финансируемых из федерального бюджета [18, с. 66-67].
Важным звеном ветеринарии региона выступает ОГБУВ «Государственная ветеринарная служба Смоленской области», которой в 2021 г. исполнилось 100 лет. Главное управление ветеринарии доводит до него плановые мероприятия в рамках государственного задания (табл. 1).
Таблица 1
Плановые мероприятия в рамках государственного задания на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 г. ОГБУВ «Государственная ветеринарная служба Смоленской области»
2021 г. 2022 г. 2023 г.
Количество плановых мероприятий, ед. 72 556 70 165 73 096
Количество вакцинаций, ед. 256 438 247 988 258 348
Количество исследований, ед. 20 425 19 752 20 577
Проведение диагностических мероприятий на выезде, ед. 308 286 298 127 310 582
Проведение плановых лабораторных исследований (стационар), ед. 285 416 276 011 287 542
Проведение плановых профилактических вакцинаций на выезде, ед. 417 011 403 269 420 117
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы сырья и продукции животного происхождения на трихинеллёз, ед. 569 137 550 382 573 375
Источник: составлено авторами на основе данных [19].
За анализируемый период (первое полугодие 2021 г.) было осмотрено 1178,8 голов убойного скота и птицы, проведено 207 тыс. диагностик (109% от плана), 357 тыс. вакцинаций (106% от плана), 215 тыс. лабораторных исследований (115% от плана), более 294 тыс. ветеринарно-санитарных экспертиз сырья и продовольствия животного происхождения. Государственное задание было выполнено (рис. 4).
В ведении ветеринарных служб сохранилась часть контрольных функций, связанных с оценкой качества реализуемого мяса и прочей продукции животноводства на местах. Так, в 2020 г. было выявлено: незаразных заболеваний - 92,7 тыс. случаев (в 2018 г.-105,4, 2019 г - 90), инвазионных - 637 случаев (в 2018 г -305, 2019 г. - 204), предупреждено поступлений в розницу некачественной продукции в количестве 582,4 т (в 2018 г.- 257 т, 2019 г.- 874 т), из них направлено на утилизацию - 554,2 т (в 2018 г.- 182,4 т, 2019 г.- 276,9 т).
Рис. 4. Информация об осмотре голов убойных животных и проведении ветеринарно-санитарных экспертиз в Смоленской области
в первом полугодии 2021 г.
Источник: составлено авторами на основе данных [19].
Также ветеринарными службами проведено бесплатное искусственное осеменение коров и телок личного подсобного хозяйства граждан (в 2020 г. - более 1,5 тыс. хозяйств, 2,5 тыс. голов).
В настоящее время наблюдаются коммерциализация деятельности государственных бюджетных ветеринарных учреждений, усиление роли ветеринарных организаций в предоставлении платных ветеринарных услуг и выделение узкого сектора бесплатных услуг в соответствии с выполнением государственного задания, в том числе по контролю качества продуктов и животноводческого сырья [20, с. 397]. Основные контрольные функции переданы службам по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Заключение
В настоящее время ветеринарные службы имеют монопольное положение в системе ветеринарной инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Основой деятельности ветеринарных учреждений становится социальная задача (с некоторыми контрольными полномочиями по контролю качества продукции), обеспечивающая: ветеринарное благополучие, гарантии национальной безопасности, ветеринарную защиту поголовья стада в ЛПХ и сельскохозяйственных предприятиях, включая профилактику карантинных и особо опасных болезней.
Для ветеринарии особо значим территориальный фактор, так как разведение скота и птицы зависит от районирования размещения пород, видов скота и птицы, кормовых угодий. На территориях начинается конкуренция между бюджетными учреждениями, оказывающими все больший объем платных ветеринарных услуг и частными ветеринарными организациями (кроме профилактики
опасных заболеваний животных и птиц). В этих условиях необходимо государственное участие как регулятора, особенно в области ценообразования. Государство выступает активным игроком на рынке ветеринарных услуг, прежде всего перераспределяя бюджетные средства на финансирование государственных ветеринарных учреждений, определяя направления реформ, государственных программ в области ветеринарии, выбирая наилучшие инструменты управления ветеринарией на местном уровне, учитывая особенности конкретной территории и уровень развития животноводческой отрасли.
В соответствии с предложениями, которые дает Бюро международных эпи-зоотий, ветеринарные службы должны опираться на изучение рисков и предложения по их нейтрализации. При этом государственные ветеринарные структуры должны сконцентрировать свои усилия на мониторинге эпизоотической ситуации в регионе и борьбе с особо опасными болезнями животных и птиц, а непосредственные ветеринарные услуги должны перейти к частному бизнесу. По нашему мнению, практическая реализация указанных предложений негативно скажется на эффективности состояния животноводства и продовольственной безопасности на региональном уровне.
Ветеринария в стране и регионе охватывает взаимоотношения государства -регулятора и корректора предоставляемых ветеринарных услуг - ветеринарных учреждений и служб, занимающихся ветеринарией для профилактики и лечения животных и птиц, контролирующих органов, занимающихся мониторингом, контрольно-надзорной деятельностью, личных подсобных хозяйств, юридических лиц, регистрирующих свое поголовье скота в единой информационной системе.
Происходит концентрация функций ветеринарных служб по выполнению государственных программ в рамках предоставляемых бюджетных финансовых ресурсов, в том числе субсидий. При этом повышение доли платных услуг создает более конкурентный рынок ветеринарных услуг, соединяя науку и практику в деятельности всех звеньев рынка, в том числе частных структур. Работа государственных ветеринарных структур и служб пока сохраняет независимость ветеринарного рынка, но поддержание Концепции ветеринарного обслуживания и обрушение предоставления ветеринарных услуг государственными ветеринарными службами в условиях глобализации может привести к непредвиденным рискам и повышению уровня заболеваемости и падежа животных, чем отличалась Россия в дореволюционный период. Отсюда необходимо активно заниматься модернизацией и механизацией производства сельскохозяйственного производства, совершенствовать проведение лабораторно-диагностических мероприятий, проводить своевременные вакцинации, лечение и профилактику заболеваний животных в целях обеспечения наивысшего уровня продовольственной безопасности страны.
Список источников
1. Анализ результатов эпизоотического мониторинга бешенства в Российской Федерации в 2020 году / М.С. Шишкина, Т.П. Лобова, В.В. Михайлова [и др.] // Аграрная наука. 2021. и^: https://www.vetpress.ru/jour/article/view/1722 (дата обращения: 12.08.2022).
2. Лаврова Е.В., КрамлихО.Ю., Ковалева С.В. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне // Научное обозрение. 2017. № 16. С. 50-53.
3. БектемироваА.К. Состояние ветеринарной отрасли в Кыргызской республике в период суверенитета: проблемы и перспективы // Известия вузов Кыргызстана. 2019. № 8. С. 70-74.
4. The value of laboratory monitoring of dangerous infectious diseases in the aspect of anti-epidemic protection in emergency situations of biological character / Е.В. Ланцов, А.В. Петров, С.В. Мощенко [и др.] // Infectology Journal. 2018. Vol. 10, Iss. 4. P. 116-123.
5. Ward Heidi M. Development and application of a veterinary survey to assess food animal veterinarian shortages : A collaboration between the University of Arkansas Cooperative Extension Service and the Arkansas Veterinary Board // Journal of Animal Science. 2019. Supplement. Vol. 97. Р 4-5.
6. КрамлихО.Ю. Государственное регулирование продовольственной безопасности региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 1. С. 61-63.
7. Белугин А.Ю., Белугина Т.А. Оценка национальной продовольственной безопасности при экспортной ориентации сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2021. № 3. С. 13-19.
8. Комарова К.А., Павлова А.В., Полянин А.В. Современное развитие ветеринарии на основе кластерного подхода // Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 168-175.
9. Пекуровский Д.А., Хлусова И.А., Концевая С.Ю. Государственное регулирование ветеринарных служб в Российской Федерации как отрасли АПК // Аграрная наука. 2021. № 347 (4). Р. 21-25.
10. TulobaevA., SalykovR., ChekirovK., AskarbekG. The history of formation and development of veterinary medicine in the kyrgyz republic // Вопросы истории. 2020. № 10-3. С. 100-108.
11. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства. Агрохолдинги России, тенденции и перспективы развития / В.Л. Борисова, Е.А. Сазонова, И.В. Сидоренкова [и др.] // Наука и бизнес: пути развития. 2021. № 11 (125). С. 146-147.
12. Ветеринарные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России / А.Н. Самуйленко, Л.А. Неминущая, Е.О. Литвинова [и др.] // Ветеринария. 2012. № 3. С. 9-12.
13. БатухановА.Б. Ветеринария - 2021: проблемы, тенденции, перспективы : вебинар // Аграрная наука. 2021. № S4. С. 12-18.
14. Challenges Facing Rural Farm Animal Veterinary Enterprises in the UK / K. Adam, C. Henry, S. Baillie [et al.] // Exploring Rural Enterprise: New Perspectives on Research, Policy & Practice. Contemporary Issues in Entrepreneurship Research. 2014. Vol. 4. P. 133-149. URL: https://ezpro. fa.ru:2696/10.1108/S2040-724620140000004006 (дата обращения: 12.08.2022).
15. Challenges and opportunities in polymer technology applied to veterinary medicine / J.M. Bermudez, A.G. Cid, M.V. Ramirez-Rigo [et al.] // Journal of Veterinary Pharmacology & Therapeutics. 2014. Vol. 37. Iss. 2. P. 105-124.
16. McCreight R. Agricultural Security: Critical National Infrastructure We Cannot Ignore // Journal of Homeland Security & Emergency Management. 2022. Vol. 19, Iss. 1. P. 127-135.
17. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. URL: https:// rshn32.ru (дата обращения: 22.08.2022).
18. Nassar-Montoya F., Pereira-Bengoa V. Contributions of veterinary sciences to rural Colombia // Revista de Medicina Veterinaria. 2017. Iss. 34. Р 67-80.
19. Государственная ветеринарная служба Смоленской области. URL: http://vet-smolensk. ru (дата обращения: 12.08.2022).
20. Distribution of data in the public veterinary service: health and safety issues require context-sensitive systems / L. Contalbrigo, S. Borgo, G. Pozza [et al.] // BMC Vet Res. 2017. No. 13. Р. 397.
21. РейхертН.В., Сапожникова С.М. Роль региональных кластеров в системе импортоза-мещения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 2 (136). С. 45-52.
22. Сапожникова С.М., РейхертН.В. Условия реализации импортозамещения в сельскохозяйственном секторе экономики // Наука Красноярья. 2022. Т. 11, № 2-3. С. 27-37.
References
1. Shishkina M.S., Lobova T.P., Mikhailova V.V., Skvortsova A.N., Varentsova A.A. Analysis of the results of epizootic monitoring of rabies in the Russian Federation in 2020. Agrarnaya nauka = Agricultural science. 2021;(7/8):52-58. (In Russ.).
2. Lavrova E.V., Kramlikh O.Yu., Kovaleva S.V. Mechanisms of ensuring food security at the regional level. Nauchnoe obozrenie = Scientific review. 2017;(16):50-53. (In Russ.).
3. Bektemirova A.K. The state of the veterinary industry in the Kyrgyz Republic during the period of sovereignty: problems and prospects. Izvestiya VUZov Kyrgyzstana = News of universities of Kyrgyzstan. 2019;(8):70-74. URL: https://doi.org/10.26104/IVK.2019.45.557. (In Russ.).
4. Lantsov E.V., Petrov A.V., Moshchenko S.V., Kuzin A.A., Goncharov G.V., Kolosovskaya E.N. The importance of laboratory monitoring of especially dangerous infectious diseases in the aspect of antiepidemic protection in biological emergencies. Infectologicaljournal. 2018;10(4):116-123. (In Russ.).
5. Ward Heidi M. Development and application of a veterinary survey to assess food animal veterinarian shortages : A collaboration between the University of Arkansas Cooperative Extension Service and the Arkansas Veterinary Board. Journal of Animal Science. 2019;97:4-5.
6. Kramlikh O.Yu. State regulation of food security in the region. Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij = Economics of agricultural and processing enterprises. 2008;(1):61-63. (In Russ.).
7. Belugin A.Yu., Belugina T.A. Assessment of national food security in the export orientation of agriculture in Russia. APK: ekonomika i upravlenie = Agro-industrial complex: economics and management. 2021;(3):13-19. (In Russ.).
8. Komarova K.A., Pavlova A.V., Polyanin A.V. Modern development of veterinary medicine based on the cluster approach. Vestnik Akademii znanij = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020;5(40):168-175. (In Russ.).
9. Pekurovsky D.A., Khlusova I.A., Kontsevaya S.Yu. State regulation of veterinary services in the Russian Federation as a branch of agriculture. Agrarnaya nauka = Agricultural science. 2021;347(4):21-25. (In Russ.).
10. Tulobaev A., Salykov R., Chekirov K., Askarbek G. History of the formation and development of veterinary medicine in the Kyrgyz Republic. Voprosy istorii = Questions of history. 2020;(10-3): 100-108. (In Russ.).
11. Borisova V.L., Sazonova E.A., Sidorenkova I.V., Shcherbakova S.A. Actual problems of agricultural development. Agricultural holdings of Russia, trends and prospects of development. Nauka i biznes: puti razvitiya = Science and business: ways of development. 2021;(11(125):146-147. (In Russ.).
12. Samuilenko A.N., Neminuschaya L.A., Litvinova E.O., Bondareva N.A., Grin S.A., Grin A.V., Bero I.L., Rudakova I.S., Kisch L.K., Shubina E.A. Veterinary aspects of food security Russia. Veterinariya = Veterinary medicine. 2012;(3):9-12. (In Russ.).
13. Batukhanov A.B. Webinar «Veterinary Medicine - 2021: Problems, Trends, Prospects». Agrarnaya nauka = Agricultural science. 2021;(S4):12-18. (In Russ.).
14. Adam K., Henry C., Baillie S., Rushton J. Challenges Facing Rural Farm Animal Veterinary Enterprises in the UK. Exploring Rural Enterprise: New Perspectives on Research, Policy & Practice. Contemporary Issues in Entrepreneurship Research. 2014;(4):133-149. URL: https://ezpro. fa.ru:2696/10.1108/S2040-724620140000004006.
15. Bermudez J.M., Sid A.G., Ramirez-Rigaud M.V., Quinteros D., Simonazzi A., Sanchez Bruni S., Palma S. Problems and possibilities of polymer technology used in veterinary medicine. Journal of Veterinary Pharmacology and Therapy. 2014;37(2):105-124.
16. McCreight R. Agricultural Security: Critical National Infrastructure We Cannot Ignore. Journal of Homeland Security & Emergency Management. 2022;19(1):127-135.
17. The State Veterinary Service of the Smolensk region. URL: http://vet-smolensk.ru. (In Russ.).
18. Nassar-Montoya F., Pereira-Bengoa V. Contribution to the development of veterinary medicine in rural Colombia. Contribution of veterinary sciences to rural development in Colombia. Contribution to the development of veterinary medicine in rural areas of Columbia. Review of veterinary medicine. 2017;(34):67-80.
19. State Veterinary Service of the Smolensk region. URL: http://vet-smolensk.ru. (In Russ.).
20. Contalbrigo L., Borgo S., Pozza G., etc. Dissemination of data in the State veterinary service: health and safety issues require context-dependent systems. BMC Vet Res. 2017;(13):397.
21. Reichert N.V., Sapozhnikova S.M. The role of regional clusters in the import substitution system. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional problems of economic transformation. 2022;(136):45-52. (In Russ.).
22. Sapozhnikova S.M., Reichert N.V. Conditions for the implementation of import substitution in the agricultural sector of the economy. Usloviya realizacii importozameshcheniya vsel'skohozyajstvennom sektore ekonomiki = Science of Krasnoyarsk. 2022;(11(2-3): 27-37. (In Russ.).
Информация об авторах
О.А. Лапшова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»;
О.Ю. Крамлих - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»;
Л.Т. Киященко - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»;
С.М. Сапожникова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика».
Information about the authors
O.A. Lapshova - Ph.D. in psychological sciences, associate professor, associate professor of the Department of economics and management;
O.Yu. Kramlikh - Ph.D. in economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of economics and management;
L.T. Kiyaschenko - Ph.D. in economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of economics and management;
S.M. Sapozhnikova - Ph.D. in economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of economics.
Статья поступила в редакцию 17.08.2022; одобрена после рецензирования 25.08.2022; принята к публикации 04.09.2022.
The article was submitted 17.08.2022; approved after reviewing 25.08.2022; accepted for publication 04.09.2022.