УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
Правовое регулирование защиты животных и растений
Наталия Олеговна ВЕДЫШЕВА,
доцент кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Правовое обеспечение ветеринарной безопасности в условиях современных рисков и угроз1
Аннотация. В статье показаны основные риски и угрозы биологического, ветеринарного характера, влияющие на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в целом и продовольственной безопасности в частности. Автором исследуется содержание нормативных правовых документов в сфере обеспечения продовольственной, биологической, экологической, ветеринарной безопасности. Отражена деятельность Всемирной организации по охране здоровья животных, Международного эпизоотического бюро, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Особое внимание уделено федеральным государственным системам в сфере обеспечения ветеринарной безопасности: «Меркурий» (ветеринарная сертификация), «Аргус» (оценка эпизоотического благополучия страны), «Веста» (централизованный контроль за работой лабораторий), «Цербер» (реестры предприятий с уровнем компартмента, предприятий, аттестованных на экспорт продукции в страны Таможенного союза и не входящих в ТС, и др.), «Сирано» (пресечение фактов оборота потенциально-небезопасных, не соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям) и др. Ключевые слова: ветеринарная безопасность, биологическая безопасность, продовольственная безопасность, риски и угрозы, ветеринарные правила, федеральный государственный ветеринарный надзор, информационные системы.
DOI: 10.17803/2311-5998.2022.93.5.124-134
© Н. О. Ведышева, 2022
1 Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
УНИВЕРСИТЕТА Правовое обеспечение ветеринарной безопасности
имени O.E. Кугафина(МГЮА) В условиях современных рисков И угроз
NATALIA O. VEDYSHEVA, Assistant professor of the Ecological and Natural Resources Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law), Associate Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Legal support of veterinary safety in the face of modern risks and threats Abstract. The article shows the main risks and threats of a biological, veterinary nature that affect the national security of the Russian Federation in general, and food security in particular. The author examines the content of regulatory legal documents in the field of ensuring food, biological, environmental, veterinary safety. The activities of the World Organization for Animal Health, the International Epizootic Bureau, the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance are reflected. Particular attention is paid to the federal state systems in the field of veterinary safety: "Mercury" (veterinary certification), "Argus" (assessment of the country's epizootic well-being), "Vesta" (centralized control over the work of laboratories), "Cerberus" (registries of enterprises with a compartment level, enterprises certified for the export of products to the countries of the Customs Union and not included in the CU, etc.), "Cyrano" (suppression of the facts of circulation of potentially unsafe products that do not meet veterinary and sanitary requirements), etc. Keywords: veterinary safety, biological safety, food safety, risks and threats, veterinary regulations, federal state veterinary supervision, information systems.
В
етеринарная безопасность в широком понимании связана со многими □
видами национальной безопасности: экологической, продовольственной, а
'биологической. Легальное определение в законодательстве отсутствует, однако исходя из современного понимания безопасности под ветеринарной безопасностью можно понимать состояние защищенности национальных интересов, е объективно значимых потребностей личности, общества и государства, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Обеспечение экологической, биологической, продовольственной, ветеринар- и§
ной безопасности на современном этапе сопряжено с рисками и угрозами, перечисленными во многих документах стратегического планирования Российской Федерации2. Так, например, среди рисков и угроз, снижающих продовольственную ы з
x а
2 См.: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопас- ри
ности Российской Федерации» ; Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Страте-
>
пз:
гии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» ; Указ тений
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
безопасность, выделяют экономические риски; технологические риски; климатические и агроэкологические угрозы; внешнеполитические риски; социальные угрозы, обусловленные снижением привлекательности сельского образа жизни. Отдельно выделены ветеринарные и фитосанитарные риски, связанные с возникновением и распространением ранее не регистрировавшихся на территории Российской Федерации массовых заразных болезней животных, а также с распространением болезней и вредителей растений; санитарно-эпидемиологические угрозы, связанные с возникновением и распространением инфекционных и неинфекционных заболеваний населения вследствие нарушения обязательных требований к обеспечению безопасности и качества продукции на всех стадиях ее оборота на потребительском рынке.
В сельском хозяйстве можно многоаспектно рассматривать обеспечение биологической безопасности: через правовое регулирование использования ГМО и внедрения новых биотехнологий, через правовое обеспечение безопасности обращения с биологическими отходами и размещения скотомогильников и др.3
Достижения в области генной инженерии и в области биотехнологий, с одной стороны, могут способствовать обеспечению населения продовольствием, с другой — создать угрозы преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями генотипа и фенотипа организма человека, животных, растений.
Рискам и угрозам биологического характера в сельском хозяйстве, влияющим на эпизоотическое и ветеринарное благополучие, в последнее время уделяется пристальное внимание. Это связано в первую очередь с увеличением вспышек заболеваний среди сельскохозяйственных животных, птиц, пчел по всему миру. В настоящее время Всемирная организация здравоохранения животных (Международное эпизоотическое бюро) составляет в соответствии с санитарными и фитосанитарными правилами Всемирной торговой организации единый перечень болезней, классифицируя их как специфические опасности и придавая всем болезням одинаковую степень важности в международной торговле4, а также
Президента РФ от 11.03.2019 № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» ; Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» и др. // СПС «КонсультантПлюс».
3 См.: Жаворонкова Н. Г., Агафонов В. Б. Теоретико-правовые проблемы обеспечения биологической безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 4. С. 187—195 ; Жаворонкова Н. Г., Агафонов В. Б. Экологическая, биологическая, социальная безопасность: организационно-правовой аспект // Lex russica. 2020. № 7 (164). С. 43—49 ; Ведышева Н. О. Правовой аспект обеспечения биологической безопасности на современном этапе // Правовые основы биоэкономики и биобезопасности : монография / отв. ред. А. А. Мохов, О. В. Сушкова. М. : Проспект, 2020. С. 28—33.
4 Критерии для рассмотрения вопроса о включении заболевания в единый перечень или исключении из него были утверждены в 2004г., в 2006г. вступил в силу новый перечень болезней, по которому страны должны представлять соответствующую информацию в
УНИВЕРСИТЕТА Правовое обеспечение ветеринарной безопасности
имени O.E. Кутафина(МГЮА) в условиях современных рисков и угроз
представляет ежегодно сводную информацию о состоянии здоровья животных во всем мире.
Например, только за период с 26.03.2022 по 01.04.2022 во Всемирную организацию охраны здоровья животных поступили сообщения о регистрации 366 очагов особо опасных болезней из 32 стран мира5. О случаях высокопатогенного гриппа птиц заявили Албания (4), Бельгия (2), Болгария (1), Германия (39), Греция (1), Великобритания (11), Ирландия (1), Испания (5), Румыния (1), Финляндия (2), Франция (135), Швеция (2), Непал (5), Тайвань (5), Филиппины (4), Южная Корея (21), Япония (1), ЮАР (2) и Канада (3). Африканскую чуму свиней продолжают регистрировать в Венгрии (16), Италии (6), Латвии (20), Румынии (14), Северной Македонии (1), Таиланде (2), Южной Корее (15), Замбии (2) и ЮАР (6). В Российской Федерации на 5 мая 2022 г. зарегистрировано 22 неблагополучных района по АЧС-пунктам, 7 вспышек гриппа птиц, 11 неблагополучных пунктов по заразному узелковому дерматиту КРС6.
По результатам анализа надзорной деятельности Россельхознадзора можно выделить ряд причин, способствующих распространению данных заболеваний: отсутствие объективного учета животных, особенно в ЛПХ и КФХ; сокрытие информации о падеже животных; несоблюдение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и незаконное захоронение трупов животных на свалках; отсутствие единого реестра скотомогильников, большая часть которых не поставлена на кадастровый учет, наличие бесхозяйных скотомогильников, находящихся в свободном доступе граждан, сельскохозяйственных и диких животных; несвоевременное введение ограничений на перемещение свиней и свиноводческой продукции; непринятие мер по недопущению распространения АЧС в дикой фауне и др.
В соответствии с международным законодательством и требованиями технических регламентов Евразийского экономического союза в Российской Федерации создана Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии (ФГИС), основными целями которой являются обеспечение просле-живаемости подконтрольных товаров, оформление разрешений на их ввоз — вы- □
воз — транзит, оформление и выдача ветеринарных сопроводительных докумен- а
тов, регистрация данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы и др.
В настоящее время во ФГИС (ВетИс) входит 13 информационных систем: «Цербер» — учет контрольно-надзорной деятельности, «Ирена» — учет кор- е
мов и кормовых добавок, «Веста» — учет лабораторных исследований, «Меркурий» — электронная сертификация и др. Современные информационные системы позволяют улучшить защиту территорий от проникновения заразных болезней, гарантировать потребителям безопасную и качественную пищевую продукцию, проследить всю цепочку производства и перемещения сельскохозяйственного и§
сырья и продуктов его переработки до точки реализации.
ти не
МЭБ. На 2022 г в список включено 117 болезней животных, инфекций и инвазий (круп- IJ3
ного рогатого скота, овец и коз, лошадей, свиней, птиц, пчел, рыб, моллюсков, ракообразных, земноводных). 5 URL: https://www.oie.int/ (дата обращения: 10.05.2022).
6
>
пе
URL: https://fsvps.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). тений
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В целях совершенствования системы правового регулирования в сфере защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, дальнейшей гармонизации с международными стандартами действующих на территории Российской Федерации санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитар-ных и фитосанитарных мер7 на территории России с 2010 г. проводится ком-партментализация свиноводческих предприятий8. Данная система применяется для обеспечения благоприятного эпизоотического статуса свиноводческих хозяйств различного типа и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации. Определение зоосанитарного статуса хозяйств производится на основе анализа рисков, связанных с распространением возбудителей заразных болезней животных, включая болезни, общие для человека и животных, и заразных болезней человека, для которого свиньи могут служить активным или пассивным переносчиком, и характеризует степень защищенности компартмента.
По результатам компартментализации хозяйство относится к следующим компартментам: Компартмент I — незащищенные от угроз хозяйства; Ком-партмент II — хозяйства низкого уровня защиты; Компартмент III — хозяйства среднего уровня защиты; Компартмент IV — хозяйства высокого уровня защиты. Отнесение хозяйства к компартментам II—IV осуществляется по результатам посещения должностными лицами территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору хозяйства. Хозяйства, не подавшие заявления, и до их посещения относятся к компартменту I.
Критерии компартментализации устанавливаются для хозяйств, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, отдельно — для осуществляющих убой, переработку и хранение.
Например, к компартменту I относятся хозяйства, осуществляющие деятельность по содержанию и разведению свиней, которые не отнесены к другим компартментам, или до их посещения.
К компартменту II относятся хозяйства, соответствующие следующим критериям: в хозяйства не завозятся и в течение 3 месяцев до посещения хозяйств не завозились свиньи из компартмента I (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей); хозяйства не связаны и в течение 3 месяцев до посещения хозяйств не были связаны с компартментом I технологически (транспорт, персонал, тара, ветеринарные специалисты и т.д.), за исключением поставки из данного хозяйства в хозяйства компартмента I свиней и генетического материала свиней; выгул свиней за пределами территории хозяйств не осуществляется; территория хозяйств огорожена способом, препятствующим
7 Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 761 (ред. от 04.09.2012) «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, вете-ринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами» // СПС «КонсултантПлюс».
8 Приказ Минсельхоза России от 23.07.2010 № 258 (ред. от 17.08.2020) «Об утверждении Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства» // СПС «КонсультантПлюс».
УНИВЕРСИТЕТА Правовое обеспечение ветеринарной безопасности
имени O.E. Кутафина(МГЮА) В условиях современных рисков И угроз
проникновению диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов); на территорию хозяйств не осуществляется вход посторонних лиц и въезд постороннего транспорта; хозяйства не используют в корм животным пищевые отходы.
К компартменту III относятся хозяйства, которые соответствуют вышеперечисленным критериям, а также дополнительным критериям. Например, в хозяйства не завозятся и в течение 6 месяцев до посещения хозяйств не завозились свиньи из компартментов I и II (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей); выгул свиней вне животноводческих помещений хозяйств не осуществляется; в радиусе 500 метров отсутствуют хозяйства, относящиеся к компартментам I и II; производственные строения хозяйств защищены от проникновения животных (включая птиц), атмосферных осадков и грунтовых вод; в корм животным хозяйств используются исключительно корма и кормовые добавки, подвергнутые стерилизующей обработке, термообработке (гранулированию); до посещения хозяйств среди поголовья хозяйств не было случаев возникновения заразных болезней свиней (в течение последних 12 месяцев не наблюдались АЧС, ящур и др.; в течение последних 6 месяцев — бруцеллез, трихинеллез и др.), в хозяйстве проводится идентификация животных.
К компартменту IV относятся хозяйства, соответствующие критериям отнесения к компартменту III, а также: в хозяйства не завозятся и в течение 12 месяцев до посещения хозяйств не завозились свиньи из компартментов I, II и III (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей); хозяйства не осуществляют выгул свиней; в радиусе 500 метров отсутствуют хозяйства, относящиеся к компартментам I — III; среди поголовья хозяйств в течение 2 лет, предшествующих посещению хозяйств, не было случаев возникновения саль-монеллеза, а также гемофилезного полисерозита и плевропневмонии и не было случаев выявления респираторного коронавируса, а также вируса гриппа свиней (исключая инфицирование свиней штаммами вируса гриппа A человека) и др.
На 01.05.2022 в системе «Цербер» содержится информация о 12 807 организациях (1 компартмент: содержание и разведение — 1 054, переработка — 947, хранение — 2 434, убой — 380; II уровень: содержание и разведение — 57, п
переработка — 19, хранение — 28, убой — 36; III уровень: содержание и раз- А
177)9. Отнесение хозяйств к конкретному компартменту будет влиять в том числе
ведение — 152, переработка — 829, хранение — 1 946, убой — 275; IV уровень: содержание и разведение — 944, переработка — 213, хранение — 411, убой —
□ m
на определение контрольных мероприятий при осуществлении риск-ориентиро- е
ванного контроля (надзора).
Ветеринарная безопасность на территории Российской Федерации обеспе- л
чивается также путем проведения мониторинговых исследований проб подконтрольной продукции и биологического материала от продуктивных животных на и§ остатки запрещенных и вредных веществ, имеющих анаболитическое действие, лекарственных средств и загрязнителей, а также на заразные и особо опасные болезни. Например, в апреле 2022 г. в рамках лабораторного мониторинга жи- ы з вотноводческой продукции белорусского производства, поступившей в Россию, выявлено 45 несоответствий ветеринарно-санитарным требованиям ЕАЭС. Этот
а т
пы
9 URL: https://fsvps.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2022). тений
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
показатель почти в три раза превышает число нарушений законодательства в январе — марте текущего года (16 выявлений).
Актуализирован порядок осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Россельхознадзор и его территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданное полномочие (в части госветнадзора)10, осуществляют государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, за соответствием ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, установленным нормативными документами:
— безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства);
— безопасности в ветеринарном отношении условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок;
— безопасности условий реализации на розничных рынках пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления;
— условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения, в том числе их использования на корм животных, или уничтожения;
— организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1097 «О федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)»11, объектами государственного надзора будут являться:
— товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»12;
— деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, предметом которой является разведение, выращивание, содержание, перемещение (в том числе перевозка и перегон), оборот, убой животных,
10 См.: Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 02.07.2021) «О ветеринарии» ; Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
11 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1097 «О федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)» (действие ограничено 01.09.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
12 См.: Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 (ред. от 02.12.2021) «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» // СПС «КонсультантПлюс».
ЕСТНИК Ведышева Н. ° «31
УНИВЕРСИТЕТА Правовое обеспечение ветеринарной безопасности
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина(МГЮА) в условиях современных рисков и угроз
производство, перемещение, переработка, хранение, реализация и (или) оборот подконтрольных товаров; — объекты, используемые контролируемыми лицами при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте, убое животных, производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте подконтрольных товаров. В отношении деятельности контролируемых лиц, осуществляющих полный цикл производства подконтрольных товаров (убой животных, производство, переработка подконтрольных товаров), оценка соблюдения обязательных требований в области ветеринарии осуществляется в рамках государственного надзора, а оценка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований — в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
В качестве предмета надзора определено соблюдение контролируемыми лицами требований, установленных техническими регламентами Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров); «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров); «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров); техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров).
При осуществлении государственного надзора применяется система оценки и управления рисками. Россельхознадзор (его территориальный орган) относит объекты государственного надзора, представляющие собой производственные объекты, к одной из категорий риска причинения вреда (чрезвычайно высокий, высокий, средний, умеренный и низкий) на основании сопоставления их характеристик в соответствии с установленными вышеуказанным постановлением □ Правительства РФ от 30.06.2021 № 1097 критериями. а
В зависимости от присвоенной категории риска установлена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, таких как мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый е осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Кроме того, органами государственного надзора могут проводиться профилактические мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит. и§
Например, за I квартал 2021 г. выявлено 1 107 случаев нарушений требований технических регламентов, в том числе 218 нарушений требований технических регламентов, повлекших причинение вреда либо создавших угрозу причинения ы з
вреда жизни или зя°ровью ф^н, имущеотву физики* или ю^ич^
ри
лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Наиболее часто встречаются такие нарушения технических регламентов, как отсутствие прослеживаемости пищевой Тений
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
продукции, необеспечение температурного режима при производстве пищевой продукции, неподдержание принципов ХАССП13.
Федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор) осуществляется и ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами отдельных федеральных органов исполнительной власти, подразделениями территориальных органов указанных федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов управления, а также их подведомственными организациями: на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел14, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации15, исполнения наказаний16, государственной охраны17 и в области обеспечения безопасности18, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации.
В пунктах пропуска через государственную границу федеральный государственный надзор осуществляет Федеральная таможенная служба. Согласно постановлению Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе...» ФТС осуществляет контроль (надзор) «за соблюдением в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, карантина растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в части компетенции
13 Доклад Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с обзором практики осуществления видов государственного контроля (надзора) с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований за I квартал 2021 года // URL: https://fsvps.gov.ru.
14 Приказ МВД России от 04.03.2022 № 153 «Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».
15 Приказ Росгвардии от 08.02.2022 № 20 «Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».
16 Приказ ФСИН России от 31.01.2022 № 46 «Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах уголовно-исполнительной системы» // СПС «КонсультантПлюс».
17 Приказ ФСО России от 14.09.2021 № 140 «Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
18 Приказ ФСБ России от 30.03.2022 № 133 «Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) на объектах органов федеральной службы безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».
УНИВЕРСИТЕТА Правовое обеспечение ветеринарной безопасности
имени O.E. Кутафина(МГЮА) в условиях современных рисков и угроз
таможенных органов, установленной законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации»19.
Законодательством установлены особенности ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток20. В частности, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивают межведомственное информационное взаимодействие с использованием электронных средств обработки и передачи данных в целях применения системы управления рисками при осуществлении санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фито-санитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» таможенные органы осуществляют санитарно-каран-тинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль (надзор) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска Арктической зоны в соответствии с порядками, утвержденными Правительством РФ, с законодательством РФ о ветеринарии, о карантине растений, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о качестве и безопасности пищевых продуктов, об охране окружающей среды и о животном мире.
Во исполнение указания Президента РФ от 30.09.2015 № Пр-2006 в целях обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации разработан и 19.04.2022 принят Государственной Думой в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии».
Изменения касаются маркировки и учета животных, определения зоонозного □
статуса объектов, на территории которых осуществляются содержание и разведе- а
ние животных, убой животных, производство, переработка, хранение подконтрольных товаров; осуществление переданных полномочий в области ветеринарии.
□ р
л и
финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС
Предложенные законопроектом изменения должны способствовать повышению
19 Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве
«КонсультантПлюс».
ш> □ i
20 Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1154 «О порядке осуществления
таможенными органами санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фито- тщ
санитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории р и
свободного порта Владивосток, и о внесении изменений в некоторые акты Правитель-
>
пе
ства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». тений
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
эффективности контроля над эпизоотической ситуацией как в отдельных субъектах Российской Федерации, так и на всей территории страны.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ведышева Н. О. Правовой аспект обеспечения биологической безопасности на современном этапе // Правовые основы биоэкономики и биобезопасности : монография / отв.ред. А. А. Мохов, О. В. Сушкова. — М. : Проспект, 2020. — С. 28—33.
2. Иксанов Р. А. Историко-правовой аспект обеспечения ветеринарной безопасности Российской Федерации // Вестник российского университета кооперации. — 2020. — № 4 (42). — С. 115—118.
3. Жаворонкова Н. Г., Агафонов В. Б. Теоретико-правовые проблемы обеспечения биологической безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 4. — С. 187—195.
4. Жаворонкова Н. Г., Агафонов В. Б. Экологическая, биологическая, социальная безопасность: организационно-правовой аспект // Lex russica. — 2020. — № 7 (164). — С. 43—49.
5. Правовое обеспечение экологической безопасности населения и территорий : учебное пособие / отв. ред. Ю. Г. Шпаковский, Н. О. Ведышева, О. А. Зиновьева. — М. : Проспект, 2022. — 168 с.
6. Устюкова В. В. Устойчивое развитие и ветеринарно-санитарные меры обеспечения биологической безопасности в России // Государство и право в XXI веке : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию юридического факультета Белорусского государственного университета. — Минск, 2021. — С. 301—305.