Научная статья на тему 'Обеспечение качества и безопасности продукции животноводства в рамках Таможенного союза (информация о технических регламентах)'

Обеспечение качества и безопасности продукции животноводства в рамках Таможенного союза (информация о технических регламентах) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
550
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / QUALITY AND SAFETY / ANIMAL PRODUCTS / CUSTOMS UNION / TECHNICAL REGULATIONS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Воронин Б.А., Донник И.М., Лоретц О.Г.

В настоящее время техническое регулирование в области продовольствия товаров осуществляется на основе технических регламентов Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия). Часть таможенных регламентов уже разработана, часть вступила в силу, а отдельные техрегламенты находятся в стадии разработки и межгосударственного согласования. В настоящей статье изложена информация о содержании Технического регламента (ТР ТС 021/2011) от 09.12.2011 г. «О безопасности пищевой продукции»; Технического регламента (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013 г. «О безопасности молока и молочной продукции»; Технического регламента (ТР ТС 034/2013) от 09.10.2013 г. «О безопасности мяса и мясной продукции» Все перечисленные виды продовольственной продукции напрямую связаны с соблюдением ветеринарно-санитарных правил и норм. Соблюдение норм этих техрегламентов гарантия качества и безопасности продукции животноводства. Внедрение указанных технических регламентов в агропромышленный комплекс Российской Федерации потребует от специалистов досконального знания всех норм, положений и требований техрегламентов, чтобы исключить ошибки и нарушения законодательства. В условиях развития агробизнеса в рамках Таможенного союза и Всемирной торговой организации соблюдение норм международного ветеринарного и фитосанитарного законодательства является гарантией успеха на мировом агропродовольственном рынке. Это касается и обеспечения продовольственной безопасности российского государства, особенно в части качества, биологической полноценности и безопасности сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSURANCE SAFETY OF LIVESTOCK PRODUCTION WITHIN THE CUSTOMS UNION (INFORMATION ON TECHNICAL REGULATIONS)

Nowadays the technical regulation in the field of food products is based on the technical regulations of the Customs Union (Belarus, Kazakhstan and Russia). The part of customs regulations is already developed, the part came into force, and separate technical regulations are still under development and interstate coordination. In the present paper provides information on the content of the Technical Regulations (TR TC 021/2011) from 09.12.2011 “On the safety of food products”, the Technical Regulations (TR TC 033/2013) from 09.10.2013 “On the safety of milk and dairy products”, the Technical Regulations (TR TC 034/2013) from 09.10.2013 “On the safety of meat and meat products”, all of these types of food products are directly related to compliance with veterinary and sanitary rules and norms. Compliance with these technical regulations is a guarantee of quality and safety of animal products. Implementation of these technical regulations in the agroindustrial complex of the Russian Federation will require a thorough knowledge of all professionals with law, regulations and requirements of technical regulations to eliminate errors and violations of the law. With the development of agribusiness in the Customs Union and the World Trade Organization compliance with international veterinary and phytosanitary legislation is a guarantee for success in the global agro-food market. This applies to the food security of the Russian state, especially in terms of quality, biological usefulness and safety of agricultural raw materials and food products.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества и безопасности продукции животноводства в рамках Таможенного союза (информация о технических регламентах)»

УДК 330.3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ)

Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, И. М. ДОННИК,

доктор биологических наук, профессор, академик Россельхозакадемии, ректор, О. Г. ЛОРЕТЦ,

кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

Ключевые слова: качество и безопасность, продукция животноводства, Таможенный союз, Технический регламент.

В настоящее время техническое регулирование в области продовольствия товаров осуществляется на основе технических регламентов Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия). Часть таможенных регламентов уже разработана, часть вступила в силу, а отдельные техрегламенты находятся в стадии разработки и межгосударственного согласования. В настоящей статье изложена информация о содержании Технического регламента (ТР ТС 021/2011) от 09.12.2011 г. «О безопасности пищевой продукции»; Технического регламента (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013 г. «О безопасности молока и молочной продукции»; Технического регламента (ТР ТС 034/2013) от 09.10.2013 г. «О безопасности мяса и мясной продукции» Все перечисленные виды продовольственной продукции напрямую связаны с соблюдением ветеринарно-санитарных правил и норм. Соблюдение норм этих техрегламентов — гарантия качества и безопасности продукции животноводства. Внедрение указанных технических регламентов в агропромышленный комплекс Российской Федерации потребует от специалистов досконального знания всех норм, положений и требований техрегламентов, чтобы исключить ошибки и нарушения законодательства. В условиях развития агробизнеса в рамках Таможенного союза и Всемирной торговой организации соблюдение норм международного ветеринарного и фи-тосанитарного законодательства является гарантией успеха на мировом агропродовольственном рынке. Это касается и обеспечения продовольственной безопасности российского государства, особенно в части качества, биологической полноценности и безопасности сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия.

QUALITY ASSURANCE SAFETY OF LIVESTOCK PRODUCTION WITHIN THE CUSTOMS UNION (INFORMATION ON TECHNICAL REGULATIONS)

B. A. VORONIN,

doctor of law, professor, head of department, I. M. DONNIK,

doctor of biological sciences, professor, academician of Russian academy of agricultural sciences, rector, O. G. LORETTS,

candidate of agricultural sciences, associate professor, Ural state agricultural university

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)

Keywords: quality and safety, animal products, the Customs Union, technical regulations.

Nowadays the technical regulation in the field of food products is based on the technical regulations of the Customs Union (Belarus, Kazakhstan and Russia). The part of customs regulations is already developed, the part came into force, and separate technical regulations are still under development and interstate coordination. In the present paper provides information on the content of the Technical Regulations (TR TC 021/2011) from 09.12.2011 "On the safety of food products", the Technical Regulations (TR TC 033/2013) from 09.10.2013 "On the safety of milk and dairy products", the Technical Regulations (TR TC 034/2013) from 09.10.2013 "On the safety of meat and meat products", all of these types of food products are directly related to compliance with veterinary and sanitary rules and norms. Compliance with these technical regulations is a guarantee of quality and safety of animal products. Implementation of these technical regulations in the agroindustrial complex of the Russian Federation will require a thorough knowledge of all professionals with law, regulations and requirements of technical regulations to eliminate errors and violations of the law. With the development of agribusiness in the Customs Union and the World Trade Organization compliance with international veterinary and phytosanitary legislation is a guarantee for success in the global agro-food market. This applies to the food security of the Russian state, especially in terms of quality, biological usefulness and safety of agricultural raw materials and food products.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии.

Основываясь на Соглашении о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г., признавая целесообразность проведения единой политики в области ветеринарии, принимая во внимание правила и принципы Санитарного кодекса наземных животных и Санитарного кодекса водных животных Международного эпизоотического бюро, а также Соглашения о сотрудничестве в области ветеринарии государств-членов СНГ от 12 марта 1993 г.; Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, принятых по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 г. в г. Марракеш, в целях обеспечения охраны единой таможенной территории Таможенного союза (далее — таможенная территория Таможенного союза) от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-сани-тарным) требованиям, 11 декабря 2009 г. было принято Соглашение Таможенного союза по ветеринар-но-санитарным мерам.

18 июня 20010 г. принято решение Комиссии Таможенного союза № 317 «О применении ветеринар-но-санитарных мер в Таможенном союзе».

В соглашении от 11 декабря 2009 г. используются следующие понятия:

— «ветеринарный контроль (надзор)» — деятельность уполномоченных органов, направленная на предотвращение ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-сани-тарным) требованиям, а также предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства Таможенного союза и законодательства государств-сторон в области ветеринарии;

— «ветеринарно-санитарные меры» — обязательные для исполнения требования и процедуры, применяемые в целях предупреждения болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, в связи с возникающими рисками, в том числе в случае переноса или распространения их животными, с кормами, сырьем и продукцией животного происхождения, а также перевозящими их транспортными средствами, в пределах таможенной территории Таможенного союза;

— «уполномоченные органы» — государственные органы и учреждения государств Сторон, осуществляющие деятельность в области ветеринарии.

В Таможенном союзе уделяется серьезное внимание техническому регулированию.

Так, решением Комиссии Таможенного союза № 888 от 9 декабря 2011 г. утвержден Таможенный регламент Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции» действующий с 01.07.2013 г.

Этот Технический регламент содержит 40 статей и 10 приложений устанавливающих:

1) объекты технического регулирования;

2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования;

3) правила идентификации объектов технического регулирования;

4) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.

При применении настоящего технического регламента должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки, изделий и оборудования для производства пищевой продукции, контактирующим с пищевой продукцией, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.

Настоящий технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.

Технический регламент ТР ТС 021/2011 устанавливает требования и показатели по всем видам пищевой продукции, производимой из сельскохозяйственного сырья животного и растительного происхождения, а также мяса диких животных, водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, пчеловодства, грибов и других сырьевых продуктов.

Рассмотрим подробно требования к не перерабатываемому продовольственному (пищевому) сырью животного происхождения, изложенные в приложении № 5 к рассматриваемому Техническому регламенту.

Требования, предъявляемые к мясу и другому мясному сырью. Мясо и другое мясное сырье должны происходить от убоя здоровых животных, заготовленных в хозяйствах или административной территории в соответствии с регионализацией, официально свободных от болезней животных, в том числе:

а) для всех видов животных:

— ящура — в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— сибирской язвы — в течение последних 20 дней на территории хозяйства;

б) крупный рогатый скот:

— губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец — на территории страны, в соответствии с требованиями Кодекса МЭБ;

— чумы крупного рогатого скота, контагиозной плевропневмонии — в течение последних 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— туберкулеза, бруцеллеза — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства;

— лейкоза — в течение последних 12 месяцев в хозяйстве;

в) овцы и козы:

— губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец на территории страны, в соответствии с рекомендациями Кодекса МЭБ;

— блутанга — в течение последних 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— чумы мелких жвачных — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— чумы крупного рогатого скота — в течение последних 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— аденоматоза, меди-висны, артрита-энцефалита — в течение последних 36 месяцев на территории хозяйства;

— оспы овец и коз, туберкулеза, бруцеллеза — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства;

г) свиньи:

— африканской чумы свиней — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— везикулярной болезни свиней — в течение последних 24 месяца на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— классической чумы свиней — в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— болезнь Ауески — на территории страны, в соответствии с рекомендациями Кодекса МЭБ;

— энтеровирусного энцефаломиелита свиней (болезни Тешена) — в течение последних 6 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— трихинеллеза — в течение последних 3 месяцев на территории хозяйства;

— репродуктивно-респираторного синдрома свиней — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства;

К обращению допускаются:

— мясо и другое мясное сырье из говядины и баранины, произведенные от убоя животных, которые не получали корма животного происхождения, содержащих белки жвачных животных, за исключением веществ, рекомендованных Кодексом МЭБ;

К обращению не допускается мясо и другое мясное сырье, полученное от туш:

— имеющих при послеубойном осмотре изменения, характерные для ящура, чумы, анаэробных инфекций, туберкулеза, лейкоза и других заразных болезней, поражения гельминтами (цистицеркоз, трихинеллез, саркоспоридиоз, онхоцеркоз, эхино-коккоз и др.), а также при отравлениях различными веществами;

— подвергнутые дефростации в период хранения;

— имеющие признаки порчи;

— имеющие температуру в толще мышц бедра выше минус 8 градусов Цельсия для замороженного мяса, и выше плюс 4 градусов Цельсия — для охлажденного;

— с остатками внутренних органов, кровоизлияниями в тканях, не удаленными абсцессами, с личинками оводов, с зачисткой серозных оболочек и удаленными лимфоузлами, с механическими примесями, а также с несвойственными мясу цветом, запахом, привкусом (рыбы, лекарственных средств, трав и др.);

— содержащие средства консервирования;

— обсемененные сальмонеллами или возбудителями других бактериальных инфекций;

— обработанные красящими веществами.

Требования, предъявляемые к мясу птицы. Мясо

птицы должно происходить от убоя здоровой птицы из хозяйств и административной территории в соответствии с регионализацией, официально свободных от заразных болезней, в том числе:

а) гриппа, подлежащего в соответствии с Кодекса МЭБ обязательной декларации — в течение последних 6 месяцев;

б) других вирусов гриппа — в течение последних 3 месяцев в хозяйстве;

в) ньюкаслской болезни птиц — в течение последних 6 месяцев на территории страны, или административной территории в соответствии с регионализацией;

г) по орнитозу (пситтакозу) — куриные и индюшиные хозяйства — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства;

д) гусиные и утиные хозяйства — болезни Держи, вирусному гепатиту утят, чуме уток, орнитозу (пситтакозу) — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства;

е) птица поступает на убой из хозяйств, которые признаны благополучными по сальмонеллезу, в соответствии с требованиями Кодекса МЭБ;

К обращению не допускается мясо птицы:

— имеющей при послеубойном осмотре изменения, характерные для заразных болезней, поражения гельминтами, а также при отравлениях различными веществами;

— мясо непотрошеной и полупотрошеной птицы;

— недоброкачественное по органолептическим показателям;

— имеющей температуру в толще мышцы выше минус 12 градусов Цельсия для замороженной птицы (температура при хранении должна быть минус 18 градусов Цельсия);

— содержащее средства консервирования;

— обсемененное сальмонеллами на поверхности тушек, в толще мышц или тканях органов;

— обработанное красящими и пахучими веществами, ионизирующим облучением или ультрафиолетовыми лучами;

— имеющее темную пигментацию (кроме индеек и цесарок);

— мясо, имеющее признаки порчи;

— полученное от убоя птицы, которая подвергалась воздействию натуральных или синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатиче-ских препаратов, антибиотиков, пестицидов и других медикаментозных средств, введенных перед убоем позднее сроков, рекомендованных инструкциями по их применению.

Требования, предъявляемые к конине. Конина должна происходить от животных, заготовленных в хозяйствах, официально свободных от болезней животных, в том числе:

— африканской чумы лошадей — в течение последних 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— инфекционной анемии — в течение последних 3 месяцев на территории хозяйства;

— сапа — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— эпизоотического лимфангоита — в течение последних 2 месяцев на территории хозяйства

— сибирской язвы — в течение 20 дней на территории хозяйства.

К обращению не допускается мясо:

— имеющее при послеубойном осмотре изменения, характерные для заразных болезней, поражения гельминтами, а также при отравлениях различными веществами;

— с остатками внутренних органов, кровоизлияниями в тканях, не удаленными абсцессами, с личинками оводов, с зачисткой серозных оболочек и удаленными лимфоузлами, с механическими примесями, а также с несвойственными мясу запахом и привкусом;

— имеющее температуру в толще мышц бедра выше минус 8 градусов Цельсия для замороженного мяса, и выше плюс 4 градусов Цельсия — для охлажденного;

— обсемененная сальмонеллами и возбудителями других бактериальных инфекций;

— обработанная красящими веществами, ионизирующим облучением или ультрафиолетовыми лучами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— полученная от убоя животных, которые подвергались воздействию натуральных или синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреоста-тических препаратов, антибиотиков, пестицидов и других медикаментозных средств, введенных перед убоем позднее сроков, рекомендованных инструкциями по их применению.

Требования, предъявляемые к мясу домашних кроликов. Мясо должно происходить от убоя здоровых кроликов из хозяйств и (или) административной территории в соответствии с регионализацией, официально свободных от заразных болезней, в том числе:

— миксоматоза, туляремии, пастереллеза, листе-риоза — в течение последних 6 месяцев в хозяйстве;

— геморрагической болезни кроликов — в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства;

К обращению не допускается мясо кроликов:

— имеющее при послеубойном осмотре изменения, характерные для заразных болезней, поражения гельминтами, а также при отравлениях различными веществами;

— недоброкачественное по органолептическим показателям;

— содержащее консерванты;

— обсемененное сальмонеллами на поверхности тушек, толще мышц или тканях органов;

— обработанное красящими и пахучими веществами, ионизирующим излучением или ультрафиолетовыми лучами;

— имеющее темную пигментацию;

— подвергнутое дефростации в период хранения;

— имеющее температуру в толще мышцы выше минус 12 градусов Цельсия для замороженного мяса кроликов (температура при хранении должна быть минус 18 градусов Цельсия);

— полученные от убоя кроликов, которые подвергались воздействию натуральных или синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатиче-ских препаратов, антибиотиков, пестицидов и других медикаментозных средств, введенных перед убоем позднее сроков, рекомендованных инструкциями по их применению.

Требования, предъявляемые к сырому молоку, полученному от крупного и мелкого рогатого скота и сырым сливкам. К обращению допускаются сырое молоко и сырые сливки, полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных, в том числе:

— ящура — в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— чумы крупного рогатого скота — в течение последних 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— чумы мелких жвачных — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— контагиозной плевропневмонии — в течение последних 24 месяцев на территории страны, или административной территории в соответствии с регионализацией;

— лейкоза — в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства;

— бруцеллеза крупного рогатого скота, туберкулеза, паратуберкулеза в течение последних 6 месяцев в хозяйстве;

— бруцеллеза овец и коз, туберкулеза МРС — в течение последних 6 месяцев в хозяйстве;

— оспы овец и коз — в течение последних 6 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией.

Требования, предъявляемые к мясу диких животных. Мясо должно происходить от убоя здоровых животных (пернатой дичи) и экзотических животных, которые обитали (содержались) в охотничьих угодьях или предприятиях по их выращиванию и официально свободных от заразных болезней животных в том числе:

а) для всех видов животных:

— бешенства — на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— сибирской язвы — в течение последних 20 дней на территории охотничьего угодья, хозяйства или иного места обитания;

б) для крупных жвачных парнокопытных:

— ящура — в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— контагиозной плевропневмонии крупного и мелкого рогатого скота в течение 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— чумы крупного рогатого скота контагиозной плевропневмонии — в течение последних 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— чумы мелких жвачных — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— геморрагической септицемии — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец на территории страны, в соответствии с требованиями Кодекса МЭБ;

— блутанга — в течение последних 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— заразного узелкового дерматита (бугорчатки) крупного рогатого скота — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— лихорадки долины Рифт — в течение последних 4 лет на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— паратуберкулеза — в течение последних 3 лет на территории хозяйства (предприятия по выращиванию), охотничьего угодья или иного места обитания;

— бруцеллеза, туберкулеза — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства (предприятия по выращиванию), охотничьего угодья или иного места обитания;

— лейкоза — в течение последних 12 месяцев в хозяйстве или охотничьем угодье, свободного от лейкоза;

в) для мелких жвачных парнокопытных:

— ящура — в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота и скрепи овец — на территории страны, в соответствии с требованиями Кодекса МЭБ;

— чумы крупного рогатого скота, чумы мелких жвачных — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— лихорадки долины Рифт — в течение последних 48 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— контагиозной плевропневмонии, блутанга — в течение 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— КУ-лихорадки — в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— паратуберкулеза, артрита-энцефалита — в течение последних 36 месяцев на территории хозяйства (предприятия по выращиванию), охотничьего угодия или иного места обитания;

— меди-висна — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— туберкулеза, бруцеллеза — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства (предприятия по выращиванию), охотничьего угодья или иного места обитания;

— оспы овец и коз — в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

г) для мелких нежвачных парнокопытных:

— африканской чумы свиней — на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— ящура — в течение последних 12 месяцев на территории такой страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— репродуктивно—респираторного синдрома свиней — в течение последних 12 месяцев на территории охотничьего угодья или иного места обитания;

— классической чумы свиней — в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— болезнь Ауески — на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— энтеровирусного энцефаломиелита свиней (болезни Тешена) — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией.

д) для непарнокопытных:

— ящура — в течение последних 12 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— инфекционной анемии, случной болезни, эпизоотического лимфангоита — в течение 12 месяцев на территории хозяйства (предприятия по выращиванию), охотничьего угодья или иного места обитания;

— сапа — в течение последних 36 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— инфекционных энцефаломиелитов лошадей всех типов, инфекционной анемии — в течение 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— случной болезни — в течение последних 24 месяцев на территории страны или административной территории в соответствии с регионализацией;

— эпизоотического лимфангоита — в течение последних 2 месяцев на территории хозяйства;

е) для кроликов и зайцев:

— миксоматоза, туляремии, пастереллеза, листе-риоза — в течение 6 месяцев на территории хозяйства (предприятия по выращиванию), охотничьего угодия или иного места обитания.

— вирусной геморрагической болезни кроликов — в течение последних 12 месяцев в хозяйстве;

ж) для пернатой дичи (птицы):

— гриппа птиц всех серотипов — в течение 6 месяцев на территории страны;

— ньюкаслской болезни птиц — в течение последних 12 месяцев на территории страны, административной территории в соответствии с регионализацией;

— оспы-дифтерита, орнитоза и аспергиллеза туберкулеза, чумы уток — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства (предприятия по выращиванию), охотничьего угодья или иного места обитания.

Мясо не должно иметь гематом, не удаленных абсцессов, личинок оводов, механических загрязнений, несвойственного мясу запаха и привкуса рыбы, лекарственных трав, средств и других.

Требования, предъявляемые к водным биологическим ресурсам и объектам аквакультуры. К обращению допускаются водные биологические ресурсы, извлеченные (добытые) из безопасных районов добычи (вылова) и объекты аквакультуры из хозяйств (предприятий), благополучных в ветеринарном отношении.

Улов водных биологических ресурсов и продукция аквакультуры (далее — рыбное сырье) должны быть исследованы на наличие паразитов, бактериальных и других инфекций.

При наличии живых паразитов и их личинок в пределах допустимых норм, рыбное сырье должна быть обезврежена существующими методами.

К обращению не допускается рыбное сырье:

— мороженое, имеющее температуру в толще продукта выше минус 18 градусов Цельсия;

— недоброкачественное по органолептическим показателям;

— подвергнутое дефростации в период хранения;

— ядовитых рыб семейств Tetraodontidae, МоН-dae, Diodontidae и Canthigasteridae;

— содержащее биотоксины, опасные для здоровья человека.

Продукция аквакультуры, выращенная в УЗВ, а также выловленная в водных объектах рыбохозяйственного значения должны пройти необходимую передержку.

Рыбное сырье не должно содержать натуральные или синтетические гормональные вещества, антибиотики, а продукция аквакультуры также генетически модифицированные источники.

Требования, предъявляемые к натуральному меду и продуктам пчеловодства. К обращению допускаются натуральный мед и продукты пчеловодства, полученные из хозяйств (пасек) и административной территории в соответствии с регионализацией, свободных от опасных заразных болезней сельскохозяйственных и домашних животных, а также: американского гнильца, европейского гнильца, нозематоза — в течение последних 3 месяцев на территории хозяйства.

К обращению не допускаются мед и продукты пчеловодства:

— имеющие измененные органолептические, физико-химические показатели;

— содержащие натуральные или синтетические эстрогенные гормональные вещества, тиреостатиче-ские препараты.

Не допускается наличие в натуральном меде и продуктах пчеловодства остатков таких лекарственных препаратов как хлорамфеникол, хлорфармазин, колхицин, дапсон, диметридазол, нитрофураны, ро-нидазол, а также кумафос — не более 100 мкг/кг и амитраз — не более 200 мкг/кг.

Не допускается в меде и продуктах пчеловодства содержание остатков других лекарственных препаратов, которые применялись для лечения и обработки пчел. Производитель должен указывать все пестициды, которые были использованы в ходе сбора меда и производства продуктов пчеловодства.

Требования, предъявляемые к яичному порошку, меланжу, альбумину. Яйцо, используемое для выработки яичного порошка, меланжа, альбумина должно происходить из хозяйств, свободных от заразных болезней животных, в том числе:

— гриппа, подлежащего в соответствии с Кодексом МЭБ обязательной декларации — в течение последних 6 месяцев;

— других вирусов гриппа — в течение последних 3 месяцев в хозяйстве;

— ньюкаслской болезни птиц — в течение последних 12 месяцев на территории страны, или административной территории в соответствии с регионализацией;

— орнитоза (пситтакоза), парамиксовирусной инфекции, инфекционному бронхиту кур, болезнь Гамборо, инфекционному ларинготрахеиту, инфекционному энцефаломиелиту — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства;

К обращению не допускаются яичный порошок, меланж, альбумин:

— имеющие измененные органолептические показатели;

— обсемененные сальмонеллами или возбудителями других бактериальных инфекций;

— обработанные химическими веществами, ионизирующим облучением или ультрафиолетовыми лучами.

Требования, предъявляемые к яйцу. Яйцо должно происходить из хозяйств, свободных от заразных болезней животных и птиц, в том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— гриппа, подлежащего в соответствии с Кодексом МЭБ обязательной декларации — в течение последних 6 месяцев;

— других вирусов гриппа — в течение последних 3 месяцев в хозяйстве;

— ньюкаслской болезни птиц — в течение последних 12 месяцев на территории страны, или административной территории в соответствии с регионализацией;

— орнитоза (пситтакоза), парамиксовирусной инфекции, инфекционному бронхиту кур, болезнь Гамборо, инфекционному ларинготрахеиту, инфекционному энцефаломиелиту — в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства.

Технический регламент «О безопасности пищевой продукции» является комплексным интегрированным правовым актом Таможенного союза. Вместе с тем Советом Евразийской экономической комиссией принимаются и дифференцированные акты в виде отдельных технических регламентов.

Так, решением от 9 октября 2013 г. № 67 принят Технический регламент ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», вступающий в силу с 1 мая 2014 г.

Настоящий Технический регламент разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г.

Он устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.

Названный документ разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. С 1 мая 2014 г. также вступает в силу Таможенный регламент Таможенного союза (ТР ТС 034/2013), принятый Решением Совета Евразийско-экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 68 «О безопасности мяса и мясной продукции».

Данный регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Этот Технический регламент вызвал серьезные проблемы у российских сельскохозяйственных предпринимателей, как у юридических, так и у физических лиц. Дело в том, что согласно Техническому регламенту ТР ТС 034/2013 с 1 мая 2014 г. мясо сельскохозяйственных животных, забитых в подворных условиях больше не будет допускаться в продажу. Пропуск на рынок — исключительно промышленный забой. Только через сертифицированные убой-

ные площадки можно поставлять на рынки и в торговые сети мясо не только крупного рогатого скота, но и овец, коз, свиней и даже кроликов и домашней птицы.

Однако на сегодня скотобоен в муниципальных образованиях Свердловской области, да и в других субъектах Российской Федерации, крайне не достаточно или вообще нет. Поэтому владельцы скота и другой живности, если забили животное в домашних условиях, то употреблять мясо могут только сами.

Для владельцев личных подсобных хозяйств и небольших крестьянских (фермерских) хозяйств отсутствие убойных пунктов потребуют дополнительных расходов на транспортировку и оплату за оказание услуг скотобойни, что отразится на стоимости мяса и мясной продукции.

Внедрение технических регламентов в агропромышленный комплекс Российской Федерации потребует от специалистов досконального знания всех норм, положений и требований техрегламентов, чтобы исключить ошибки и нарушения законодательства.

Надо иметь в виду и то обстоятельство, что в условиях развития агробизнеса в рамках Таможенного союза и Всемирной торговой организации соблюдение норм международного ветеринарного и фито-санитарного законодательства является гарантией успеха на мировом агропродовольственном рынке.

Это касается и обеспечения продовольственной безопасности российского государства, особенно в части качества, биологической полноценности и безопасности сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия.

Литература

1. Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным нормам от 11.12.2009 г.

2. О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе : решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г.

3. О безопасности пищевой продукции : Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) от 09.12.2011 г.

4. О безопасности молока и молочной продукции : Технический регламент (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013 г.

5. О безопасности мяса и мясной продукции : Технический регламент (ТР ТС 034/2013) от 09.10.2013 г.

References

1. Customs Union Agreement on veterinary and sanitary standards on 11.12.2009.

2. On application of animal health measures in the Customs Union : Customs Union Commission Decision of 18.06.2010.

3. On the safety of food products : Technical Regulations of the Customs Union (CU TR 021/201) dated 09.12.2011.

4. On the safety of milk and dairy products : Technical Regulations (TR TC 033/2013) on 09.10.2013.

5. On the safety of meat and meat products : Technical Regulations (TR TC 034/2013) on 09.10.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.