Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Пенсионная системы / Пенсионный фонд РФ / цифровизация / социальные услуги / технологические платформы / Pension systems / Pension Fund of the Russian Federation / digitalization / social services / technology platforms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова И.П., Музаев М.З.

Обоснована целесообразность внедрения цифровых технологий в деятельности пенсионной системы, рассмотрены достоинства и недостатки использования информационных технологий в социальной сфере. Предложено описание основных цифровых платформ Пенсионного Фонда РФ, реализация которых позволит повысить адресность и персонализацию страховых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE PENSION FUND

The expediency of the introduction of digital technologies in the activities of the pension system, the advantages and disadvantages of the use of information technologies in the social sphere. The description of the main digital platforms of the Pension Fund of the Russian Federation, the implementation of which will improve the targeting and personalization of insurance services.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА

Денисова И.П.,

(доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический

университет (РИНХ) ") Музаев М.З.

(кандидат экономических наук, заместитель начальника управления Пенсионного фонда России в Ачхой-Мартановском районе Чеченской республики)

IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE PENSION FUND

Denisova I.P.,

(doctor of economics, professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Rostov State Economic University (RINH) ")

Muzaev M.Z.

(Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Pension Fund of Russia in Achkhoi-Martanovsky district of the Chechen Republic)

Аннотация

Обоснована целесообразность внедрения цифровых технологий в деятельности пенсионной системы, рассмотрены достоинства и недостатки использования информационных технологий в социальной сфере. Предложено описание основных цифровых платформ Пенсионного Фонда РФ, реализация которых позволит повысить адресность и персонализацию страховых услуг.

Abstract

The expediency of the introduction of digital technologies in the activities of the pension system, the advantages and disadvantages of the use of information technologies in the social sphere. The description of the main digital platforms of the Pension Fund of the Russian Federation, the implementation of which will improve the targeting and personalization of insurance services.

Ключевые слова: Pension systems, Pension Fund of the Russian Federation, digitalization, social services, technology platforms.

Keywords: Пенсионная системы, Пенсионный фонд РФ, цифровизация, социальные услуги, технологические платформы.

Технологии и новые источники данных кардинально меняют нашу экономику и общество, а также обещают трансформировать пенсионную систему. Цифровизация меняет роль пенсионного страхования от чистой защиты от рисков к прогнозированию и предотвращению рисков.

Новые возможности, открываемые аналитикой больших данных и другими цифровыми технологиями, могут позволить реализовать принцип адресности и индивидуализации в защите от социальных рисков.

Цифровая платформа Пенсионного фонда России аккумулирует цифровые социальные сервисы. С одной стороны, она должна понизить транзакци-онные расходы ведомства, а с другой - обеспечить активное развитие цифровизации отечественной экономики.

На федеральном уровне существует множество государственных информационных систем (ГИС), требующих интеграции, среди них автоматизированная информационная система (АИС) «Регистры получателей услуг», АИС ПФР, федеральный реестр инвалидов, единая интегрированная информационная система «Соцстрах», ГИС обязательного медицинского страхования и др. Частично роль интеграции ведомственных систем

возложена на единую ГИС социального обеспечения, но она не позволяет объединять работу различных организаций и граждан, т. е. не может быть цифровой платформой.

«Принятые в Российской Федерации к 2017 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики» [1]

Цифровая платформа социального обеспечения позволит реально оценивать уровень качества жизни пожилого или нуждающегося в помощи человека, учитывая не только его заработок, но и семейное положение, наличие у него дополнительного медицинского страхования и участие в негосударственной корпоративной пенсионной системе, наличие или отсутствие у него льгот, инвалидности и т. п. Сегодня финансовая поддержка часто оказывается исходя из слишком упрощенной, не всегда проверенной информации, и в результате ее получателями не всегда становятся те, кто в ней действительно нуждается, - ей не хватает адресности. Более того, такую поддержку подчас не получают нуждающиеся граждане, которые стесняются доказывать свою нужду. Цифровая платформа как раз и должна стать инструментом адресной помощи.

Цель цифровизации пенсионной системы заключается также в том, чтобы сделать социальные сервисы более персонализированными, учитывающими потребности конкретного человека и вовлечь в этот процесс самих граждан, бизнес и негосударственные организации. Сегодня многие работодатели развивают свои корпоративные пенсионные и страховые программы; на уровне муниципалитетов создаются различные досуговые центры для пенсионеров.

Цифровая платформа призвана организовать общество для создания человекоориентированной социальной среды. Цифровая платформа социального обеспечения также должна позволить сделать социальную сферу общим делом всего населения, а не только расходной статьей государства.

Среда, которая формируется в результате использования информационных технологий позволяет работать в онлайн режиме, непосредственно взаимодействовать со страхователями, оперативно обрабатывать и надежно хранить поступающие документы. Особым направлением деятельности в области цифровизации является создание и ведение Реестров различных категорий застрахованных. Реестры пенсионеров, реестр получателей материнского капитала позволяет оперативно и качественно вести персонифицированный учет.

Пенсионный фонд реализует два федеральных проекта: Федеральный реестр инвалидов (ФРИ) и Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Примером успешного внедрения цифровых технологий является реализация пилотного проекта по назначению пенсий инвалидам на основе данных ФРИ. В рамках проекта 82% пенсий назначено исходя из собственных сведений ПФР об инвалидах. Планируется использовать данные ФРИ при оказании услуг Федеральной налоговой службы по налоговым льготам для инвалидов.

В 2019 году в личном кабинете инвалида появится новый сервис подачи заявления о содействии служб занятости при поиске инвалидом работы. Также будет реализовано электронное заявление на выдачу знака «инвалид». Помимо этого, во ФРИ планируется добавить новую выборку сведений в разрезе муниципалитетов, что позволит службам занятости более эффективно реализовывать программы трудоустройства в отношении инвалидов.

Единая государственная информационная система социального обеспечения запущена в эксплуатацию с начала 2018 года. На данный момент она содержит информацию о 52,2 млн лицах и 100,6 млн назначенных им мер социальной защиты. Совокупные обязательства бюджетов всех уровней по выплатам, информация о которых отражена в ЕГИССО, составляет 783 млрд рублей. [2]

Пенсионный фонд России планирует использовать технологию блокчейн для отслеживания информации о трудовых договорах между работодателями и сотрудниками, чтобы уменьшить свои расходы на хранение и обслуживание большого объема данных.

Подготовлены предложения по объединению всех информационных систем ПФР в единую цифровую платформу. Также речь идет о введении смарт-контрактов. Этот новый вид договора заключаются в электронной форме и утверждаются цифровой подписью обеими сторонами. Для получения цифровой подписи гражданину необходимо обратиться в МФЦ или любой другой удостоверяющий центр ^иЬАЯи - и заплатить пару-тройку тысяч рублей).

ПФР аккумулирует данные о налоговых отчислениях и страховых взносах работодателей на своих серверах. В дальнейшем вся эта информация будет храниться с помощью распределенных баз данных ^иЬАЯи - на таких же серверах, но их станет больше). Технология блокчейн в данном случае позволяет однозначно зафиксировать все договоренности и необходимые документы, а возможность внести правки задним числом исключается.

Технология «блокчейн» позволяет внести в контракт/договор/документ изменение в одностороннем порядке. Любое изменение автоматически зафиксируется в компьютере второй/третьей/четвертой стороны по контракту.

Ни работодатель, ни работник не смогут самостоятельно внести в него изменения (подделать), так как внесение любой запятой отобразится в компьютере второй стороны и в компьютере надзорного органа.

Технология блокчейн совсем не нужна для подтверждения аутентичности контракта. Для этого достаточно защищенной шифрованием электронной подписи.[3]

Смарт-контракты в рамках Пенсионного фонда России могут быть использованы, они даже будут выгодны с точки зрения затрат этого самого пенсионного фонда, но при условии, что они все являются одинаковыми. Так как условие стандартизации заведомо невыполнимо в рамках трудовых контрактов всех работников, что автоматически означает невозможность защиты индивидуальных условий трудового договора, то использование блокчейна для защиты граждан от «нерадивых коммерсантов» почти невыполнимо.

- 26 апреля 2019 года завершился проект по созданию Центра управления информационной безопасностью (ЦУИБ) для Пенсионного фонда РФ. Центр управления информационной безопасностью - централизованный комплекс сил и средств, предназначенный для предупреждения, выявления, реагирования, ликвидации последствий и расследования инцидентов информационной безопасности в информационной инфраструктуре ПФР. Основными целями ЦУИБ являются: прогнозирование, обнаружение и нейтрализация угроз безопасности информации;

- обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационных систем ПФР;

- обеспечение соответствия требованиям по безопасности информации;

повышение доверия к ПФР за счет повышения уровня защищенности информационных ресурсов ПФР.

Центр управления информационной безопасности обеспечивает решение задач инвентаризации активов ПФР; централизованного сбора и анализа данных обо всех инцидентах ИБ ПФР с последующей визуализацией аналитических материалов и формированием отчетности; принятия решений и реагирования на различные типы инцидентов информационной безопасности с целью минимизации ущерба для основной деятельности ПФР; анализа защищенности ПФР; повышения осведомленности пользователей, а также взаимодействия со сторонними центрами мониторинга ИБ.

ЦУИБ оперативно выявляет инциденты информационной безопасности Одно или несколько неожиданных или нежелательных событий в области ИБ, с которыми связана значительная вероятность компрометации процессов ПФР и создания угрозы информационной безопасности, и реагирует на них в информационной инфраструктуре ПФР. Внедренные процессы управления ИБ обеспечивают непрерывный рост уровня защищенности информационных систем и повышения культуры ИБ в целом.

Технологическая основа ЦУИБ построена на современных решениях:

- платформе управления инцидентами информационной безопасности (ЖР),

- системе сбора и корреляции событий безопасности (81БМ),

- системе инвентаризации ИТ-активов,

системе визуализации и отчетности.

- Чтобы обеспечить максимально эффективную защиту информационных систем ПФР, вся платформа была интегрирована с уже существующими в системе ИТ- и ИБ-решениями включая службу технической поддержки и систему инвентаризации ИТ-активов.

В рамках проекта были подключены сотни источников событий и метаданных о сетевых взаимодействиях из федеральных государственных информационных систем и 85 субъектов РФ.

Согласно закону № 48-ФЗ, начиная с 1 апреля 2019 г., в России отменили выдачу карточек

СНИЛС. Кроме того, для оперативного учета сведений о гражданах вся информация в ПФР будет передаваться напрямую от государственных и муниципальных органов, зарегистрироваться в системе учета Пенсионного фонда смогут иностранные граждане и лица без гражданства. Это позволит им получить доступ Личному кабинету, отслеживать в нем уплату работодателем страховых взносов, при получении государственных муниципальных услуг (оформлении льгот, пособий, выплат и т.д.) не нужно будет предоставлять какие-либо подтверждающие справки из Пенсионного фонда. Все организации смогут получить необходимые сведения напрямую в ПФР через систему межведомственного взаимодействия. [4]

Пенсионный фонд всегда нес ответственность за сохранность данных. Однако, существуют и недостатки оцифрованного общества. Для субъектов пенсионной системы: негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний внедрение цифровых технологий имеет ряд рисков: персональные данные, доступные страховщикам могут быть доступны и другим субъектам, что может повлиять на доверие клиентов.[5]

Список литературы

^Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р. Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации» www.consultant.ru

2. Пенсионный фонд России: цифровизация и предварительные итоги работы в 2018 го-^https ://www.pencioner. ru/

3. Информационные технологии в Пенсионном фонде РФ. Статья. http://www.tadviser.ru/index.php/

4. Федеральный закон от 01.04.2019 N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" www.consultant.ru

5. Insurance in the Digital Age A view on key implications for the economy and society Christian Schmidt, Director Digitalization research programme -The Geneva Association. ttps://www.genevaassocia-tion.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.