I
SCIENCE TIME
I
30 ЛЕТ ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ РОССИИ: РОЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017-2030 ГОДЫ»
Вафин Эдуард Яфасович, ГУ Отделение ПФР по Республике Татарстан, г. Казань
E-mail: evafin0105@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития информационных технологий пенсионной системы. Рассмотрены основные информационные ресурсы и технологии, используемые Отделением ПФР по Республике Татарстан.
Ключевые слова: информационные технологии, пенсионная система, цифровое общество, государственные услуги.
В современном обществе результативность профессиональной работы отдельных людей, групп, организаций все в большей степени зависит от их информированности и возможности эффективно использовать имеющуюся информацию.
В постоянно обновляющемся потоке информации ориентироваться становится все труднее, а ее обработка не возможна без привлечения специальных технических средств.
Все это потребовало усиленного развития и использования информационных технологий. О чем говорит интерес на государственном уровне к этому вопросу.
В 2017 году Президентом РФ подписан указ об утверждении новой Стратегия, которая определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
Целью Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.
1 SCIENCE TIME 1
В документе подчеркивается, что для настоящего этапа развития страны характерно возникновение цифровой экономики, ключевыми факторами производства в которой являются данные, представленные в цифровом виде. Технологии обработки таких данных становятся главными способами повышения эффективности современной экономики.
Для решения проблем документ предлагает приоритетный сценарий развития информационного общества в России, который заключается в создании государством благоприятных условий для развития отечественных разработок в сфере 1Т. Российские компании должны создавать прорывные технологии, а государство - обеспечивать и защищать их интересы. В свою очередь, граждане должны быть осведомлены о преимуществах использования новых сервисов и товаров и иметь к ним недискриминационный доступ (то есть независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги).
Пенсионный фонд в области развития и применения информационных технологий всегда идет в ногу со временем.
Информационные ресурсы Пенсионного фонда формировались годами (десятилетиями) и на сегодняшний день характеризуются объемными базами данных, содержащими конфиденциальные данные об объектах, с которыми он работает, необходимостью оперативной обработки информации и территориальной разобщенностью объектов управления. Все это предъявляет особые требования к используемым средствам управления информационными ресурсами и, в частности, предполагает максимальную автоматизацию при работе с информационными потоками.
В целях формирования в системе ПФР единого информационного пространства и уменьшения времени проведения операций при работе с застрахованными лицами и страхователями во всех отделениях ПФР созданы региональные корпоративные сети передачи данных (КСПД). Проведена работа по объединению региональных КСПД в общероссийскую. Вся система обмена данными в рамках ПФР представлять единое информационное пространство.
Информационную основу пенсионной системы РФ составляет Автоматизированная Информационная система ПФР нового поколения (АИС ПФР-2). АИС ПФР-2 имеет свою архитектуру, утвержденную распоряжением Правления ПФР от 3 августа 2016 года 371р. В ее состав входят 27 подсистем, более 50 компонент и 60 модулей.
Сегодня Пенсионный фонд Российской Федерации, является одним из наиболее значимых социальных институтов страны, крупнейшей системой оказания государственных услуг и ключевым поставщиком информации в рамках межведомственного взаимодействия.
Вспомним немного историю. В Пенсионном фонде на протяжении двух десятилетий функционировала автоматизированная информационная система, состоящая из множества отдельных программно-технических комплексов.
1 SCIENCE TIME 1
Создание комплексов проводилось в различное время с использованием существующих технологий и платформ, многие из которых со временем морально и технически устарели. В связи с этим появилась необходимость создания автоматизированной информационной системы нового поколения, которая должна обеспечивать выполнение Пенсионным фондом возложенных задач по всем видам деятельности.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда в декабре 2012 года была утверждена «Концепция развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда на 2012-2016 годы».
Целью развития системы нового поколения является создание многоуровневого единого информационного пространства.
В рамках реализации концепции, за прошедшие годы разработаны единые стандарты, регламенты функционирования АИС, начат процесс перевода подсистем на единую технологическую платформу, осуществлена разработка новых подсистем.
Внедрение АИС осуществляется поэтапно. В данный момент развернуты компоненты пятого выпуска.
После полного ввода подсистем АИС ПФР-2 в промышленную эксплуатацию устаревшие подсистемы будут заархивированы и останутся только для просмотра информации.
АИС ПФР-2 представляет собой централизованную систему, размещенную на федеральном, региональном, а также на районном уровнях.
На региональном уровне находятся известные всем программно-технические комплексы такие как: программно-технический комплекс по назначению и выплате пенсии (ПТК НВП), ПТК клиентская служба, программно-технический комплекс системы персонифицированного учета (ПТК СПУ), региональный компонент по администрированию страховых взносов (РК АСВ) и другие комплексы, в которых ежедневно работают наши специалисты.
На федеральном уровне находятся функциональные подсистемы: Федеральная база данных пенсионеров, Федеральная компонента АСВ, Подсистема МСК, Подсистема СПУ, готовится к запуску Подсистема Управления средствами пенсионных накоплений (УСПН).
На федеральных базах данных выстраиваются технологии оказания государственных услуг Пенсионного фонда, электронных сервисов межведомственного взаимодействия с Федеральными и Региональными органами исполнительной власти и другими учреждениями.
К общесистемным компонентам АИС ПФР-2 относятся:
1. ВИО - система внутриведомственного информационного обмена, предназначенная для обмена информацией между компонентами АИС ПФР-2.
2. Подсистема «Внешнее взаимодействие», создана для обеспечения информационного взаимодействия Пенсионного фонда с гражданами, плательщиками страховых взносов и партнерами.
3. Единое хранилище документов - предназначено для хранения всех типов документов.
1 SCIENCE TIME 1
4. Подсистема НСИ - является системой нормативно справочной информации.
Сегодня Отделение по Республике Татарстан определено Пенсионным фондом России как регион производящий тестирование новых версий таких подсистем, как ПТК Клиентская служба, ПТК НВП, РС ПСБ и РК АСВ.
Программно-технические комплексы регионального уровня
взаимодействуют между собой и многочисленными подсистемами федерального уровня. Это означает, что работоспособность региональных программно-технических комплексов напрямую зависит от доступности федеральных компонент АИС ПФР-2.
Процесс внедрения новых программных комплексов, как правило, всегда сопровождается периодом адаптации, а при внедрении целой автоматизированной инфраструктуры процесс адаптации проходит еще более сложно и длительней.
В настоящее время ПФР активно используются Интернет-технологии для информирования населения о ходе реализации пенсионной реформы в РФ.
В 2004 году был открыт сайт ПФР, содержащий информационные разделы о задачах и структуре ПФР, пенсионном законодательстве, пенсионной реформе, хронике событий, публикациях в СМИ, международном опыте в сфере пенсионного обеспечения, управляющих компаниях, негосударственных пенсионных фондах, журнале «ПЕНСИЯ» и др.
В последнее время развивается предоставление государственных услуг населению в электронном виде. Информационные и телекоммуникационные технологии широко используются органами государственной власти в целях повышения качества оказания услуг населению.
Из личного кабинета гражданина, размещенного на сайте ПФР, можно подать заявление о назначении и доставке пенсии, заявление на выдачу сертификата на материнский капитал, на распоряжение средствами МСК и др. Чтобы воспользоваться этими сервисами необходимо иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА.
Отделение ПФР по Республике Татарстан зарегистрировано в качестве центра обслуживания ЕСИА, в обязанности которого входят функции по подтверждению, регистрации и восстановлению доступа к учетным записям граждан в ЕСИА.
Отделение являлось активным участником тестирования и опытной эксплуатации сервисов Личного кабинета гражданина по подаче различных видов заявлений, связанных с назначением и выплатой пенсии и иных социальных выплат, а так же заявлений на выдачу сертификата и распоряжению средствами МСК. В настоящее время все эти сервисы успешно переведены в промышленную эксплуатацию.
Внедрена программа по предварительной записи на прием к специалистам в удобное для граждан время и по предварительному заказу документов, которая способствует созданию условий для более организованного приема и упорядочиванию обращений населения в территориальные органы ПФР.
1 SCIENCE TIME 1
Предварительно записаться на прием/ заказать документы можно:
- по телефону;
- по сети Интернет.
Информация о телефонах предварительной записи и порядке записи на прием по Интернет размещена в клиентских службах Управлений ПФР.
Интернет-технологии прочно вошли в нашу жизнь. Но движение продолжается. С одной стороны развитие заключается в переходе или параллельном использовании мобильных приложений. Так существует мобильная версия Личного кабинет гражданина. А с другой - в создании межкорпоративных баз данных федерального уровня. Таких как ФРИ (Федеральный реестр инвалидов) и ЕГИССО (единая государственная информационная система социального обеспечения).
Это масштабные проекты с огромным количеством участников, которые позволяют интегрировать информацию из многочисленных источников: федеральных и местных органов власти, различных министерств и ведомств, оказывающих государственные услуги населению (ЕГИССО) и в том числе людям с ограниченными возможностями (ФРИ).
Задача реестра инвалидов и ЕГИССО - это создать модель «одного окна» для информирования гражданина о всех его льготах и возможностях по получению мер социальной поддержки со стороны государства. У каждого гражданина будет свой виртуальный личный кабинет, через который он сможет обращаться за той или иной федеральной или региональной услугой.
В свою очередь все ведомства будут поставщиками информации в системе и одновременно ее потреби-телями.
Оператором ЕГИССО и ФРИ назначен Пенсионный фонд России.
На сайте ПФР доступен «Личный кабинет Инвалида», где лица, зарегистрированные в ЕСИА могут получить полную информацию обо всех положенных им социальных выплатах и льготах, мерах социальной поддержки со стороны государства, средствах реабилитации и т.д.
Специалистами территориальных органов ПФР уже проводится назначение пенсий по инвалидности и ЕДВ на основании сведений ФГИС ФРИ.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 9.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 10.05.2017)
2. Ландабасо А.И. Европейская модель цифровизации экономики: опыт для России // Право и цифровая экономика. - 2018. - № 2. - С. 5-14.
3. Горелов Н.А., Литун В.В. Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности // Экономика труда. - 2018. - № 2. - С. 343-350.