Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудитивные навыки / активное прослушивание / коммуникация / профессиональный рост / стратегии / проблемы понимания / listening skills / active listening / communication / personal growth / professional development / strategies / challenges

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ю. Обухова

В статье рассматривается важность развития навыков эффективного аудирования и их влияние на профессиональный и личностный рост студентов бакалавриата в процессе изучения иностранного языка в финансово-экономическом вузе. Анализируются необходимость и преимущества совершенствования данных навыков, а также различные стратегии по развитию аудитивных способностей студентов. В данном исследовании также рассматриваются возможные трудности, с которыми сталкиваются студенты при восприятии информации на слух, и даются рекомендации по их преодолению. Актуальность работы состоит в проведении внимательного анализа как потребностей студентов, так и трудностей, возникающих при формировании навыков аудирования. На основе обзора соответствующей литературы в статье представлен синтез теории и практического опыта, подчеркивающих значимость развития аудитивных навыков студентов и необходимость постоянной фокусировки внимания на этом аспекте при изучении иностранного языка в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING STUDENTS’ LISTENING SKILLS IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH

The article discusses the importance of developing effective listening skills and their impact on the professional and personal growth of undergraduate students in the process of learning a foreign language in a financial university. It also analyzes the necessity and benefits of improving these skills and different strategies for developing students’ listening abilities. The study also examines the possible difficulties that students encounter in listening comprehension and gives recommendations on how to overcome them. The relevance of the article lies in careful analyses of both the needs of students and the difficulties they face in developing their listening skills. Based on a review of the relevant literature, the article presents a synthesis of theory and practical experience that emphasize the importance of developing students’ listening skills and the need for constant focus on this aspect in learning a foreign language in a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 378

Obukhova LYu, Senior Lecturer, Department of English Language for Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: LYObukhova@fa.ru

IMPROVING STUDENTS' LISTENING SKILLS IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH. The article discusses the importance of developing effective listening skills and their impact on the professional and personal growth of undergraduate students in the process of learning a foreign language in a financial university. It also analyzes the necessity and benefits of improving these skills and different strategies for developing students' listening abilities. The study also examines the possible difficulties that students encounter in listening comprehension and gives recommendations on how to overcome them. The relevance of the article lies in careful analyses of both the needs of students and the difficulties they face in developing their listening skills. Based on a review of the relevant literature, the article presents a synthesis of theory and practical experience that emphasize the importance of developing students' listening skills and the need for constant focus on this aspect in learning a foreign language in a non-linguistic university.

Key words: listening skills, active listening, communication, personal growth, professional development, strategies, challenges

Л.Ю. Обухова, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: LYObukhova@fa.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается важность развития навыков эффективного аудирования и их влияние на профессиональный и личностный рост студентов бакалавриата в процессе изучения иностранного языка в финансово-экономическом вузе. Анализируются необходимость и преимущества совершенствования данных навыков, а также различные стратегии по развитию аудитивных способностей студентов. В данном исследовании также рассматриваются возможные трудности, с которыми сталкиваются студенты при восприятии информации на слух, и даются рекомендации по их преодолению. Актуальность работы состоит в проведении внимательного анализа как потребностей студентов, так и трудностей, возникающих при формировании навыков аудирования. На основе обзора соответствующей литературы в статье представлен синтез теории и практического опыта, подчеркивающих значимость развития аудитивных навыков студентов и необходимость постоянной фокусировки внимания на этом аспекте при изучении иностранного языка в неязыковом вузе.

Ключевые слова: аудитивные навыки, активное прослушивание, коммуникация, профессиональный рост, стратегии, проблемы понимания

Совершенствование аудитивных навыков является очень важной задачей, значение которой часто недооценивается. Главная причина этого в том, что в неязыковые вузы поступает много студентов, которые не сдавали ЕГЭ по иностранному языку, поэтому они испытывают большие трудности при восприятии речи носителей язык на слух, чувствуют себя некомфортно на занятиях. Не во всех средних общеобразовательных школах уделяется должное внимание аспекту аудирования, правильному произношению, ударению, интонации, что часто является причиной непонимания студентами на слух даже простых слов, которые они знают. Не говоря уже о числах, процентах и графиках.

Учебная программа по английскому языку в Финансовом университете предусматривает включение в промежуточные формы контроля на 1 курсе заданий по аудированию в соответствии с пройденными вузовскими темами: «Доходы - расходы»; «Занятость»; «Экономическое неравенство» и т. д. Безусловно, без серьезной подготовки с такими заданиями студентам трудно справиться. Необходимы дополнительные упражнения по развитию аудитивных навыков, методические рекомендации как по аудиторной, так и самостоятельной работе по прослушиванию аудио- и просмотру видеоматериалов, участию в дискуссиях. Студенты начальных курсов активно привлекаются к работе студенческого клуба, презентациям, мастер-классам, которые проходят на английском языке. Они стремятся стать полноценными участниками этих мероприятий, тематика которых их интересует и мотивирует изучать будущую профессию и английский язык. Диапазон интересов и потребностей молодежи огромен. Практика показывает, что студенты хотят понимать лекции Нобелевских лауреатов, новости, освоить технику телефонного диалога, полноценно участвовать в дебатах на английском языке, им также нравятся шутки, песни, фильмы, то есть для них умение воспринимать информацию на слух является одним из основополагающих навыков общения, играющих решающую роль в личностном и профессиональном взаимодействии. Умение эффективно слушать не только способствует пониманию, но и формирует прочные взаимоотношения для эффективной работы в команде при подготовке к ролевым играм, групповым презентациям. Однако, несмотря на свою значимость, в образовательной и профессиональной среде навыкам аудирования уделяется меньше внимания, чем навыкам говорения или письма. По мнению Баркера Л. и Уотсона К., все мы годами обучались чтению, письму и устной речи, но мало у кого было больше недели на аудирование [1]. Известно, что в неязыковом вузе мы делаем упор на профессиональную составляющую, а не произношение или мелодию, где мы довольствуемся статусом «в пределах нормы».

Однако изучение соответствующей литературы и опора на практические подходы позволяют признать важность и сложность аудиоаспекта для студентов [2] и способствуют развитию навыков эффективного аудирования в процессе обучения иностранному языку.

Нужно отметить, что исследования подчеркивают значимость так называемого активного прослушивания (active listening - англ.) в межличностном общении. Активное прослушивание - это намеренный и целенаправленный процесс полного понимания и восприятия сообщения собеседника. Оно включает в себя развитие следующих умений: фокусировку внимания, интерпретацию вербальных и невербальных сигналов и предоставление релевантных ответов. Активное прослушивание подразумевает не только понимание и эмпатию, сопереживание

текущему эмоциональному состоянию другого человека, но и способствует точному восприятию и запоминанию информации [3].

Польза от развития навыков прослушивания многогранна. На личностном уровне это способствует укреплению взаимоотношений, повышая доверие, сочувствие и понимание. Это позволяет людям устанавливать более глубокие контакты с другими людьми и эффективно разрешать конфликты. В профессиональной сфере умение слушать необходимо для эффективной работы в команде и решения проблем. Владеющие данным навыком лучше понимают различные точки зрения, эффективно сотрудничают и принимают взвешенные решения.

Цель данного исследования - обосновать необходимость интенсивного обучения аудированию студентов финансового вуза на начальном этапе их подготовки по английскому языку. Проанализировать основные направления работы по данному аспекту и дать представление о стратегиях, которые могут способствовать развитию способностей к аудированию.

В проведенном исследовании были поставлены следующие задачи:

- проанализировать различные практические подходы, методики и приемы, которые могут быть полезными для совершенствования аудитивных навыков. Провести анализ и оценку с целью дальнейшего применения;

- показать приоритетность совершенствования аудитивных навыков для углубленного изучения английского языка в бакалавриате;

- определить возможности комплексного и поэтапного совершенствования аудитивных навыков в процессе проведения студенческих научных мероприятий в вузе;

- обсудить проблемы, возникающие при понимании речи на слух и способы их преодоления.

Научная новизна работы заключается в выявлении проблем при выполнении аудитивных заданий для определения возможностей преодоления барьеров с целью достижения понимания между слушателями и говорящими, а также расширения возможности учета индивидуальных особенностей студентов для развития данных навыков.

Научно-практическая значимость исследования заключается в:

- совершенствовании профессиональных навыков студентов посредством регулярной практики прослушивания аудиоматериалов и просмотра видеосюжетов по изучаемой финансово-экономической теме, так как без практики и регулярной работы над этим аспектом процесс профессиональной коммуникации на иностранном языке не представляется эффективным;

- интеграции основных компонентов содержания обучения и методов организации внеаудиторной работы для преодоления трудностей в развитии ауди-тивных навыков и получения синергетического эффекта.

Как мы уже отметили, развитие аудитивных навыков не обходится без трудностей. При изучении английского языка очень часто упоминается проблема языкового барьера, когда подразумевается боязнь заговорить на иностранном языке. Однако мало кто упоминает о том, что существует и слуховой барьер, то есть плохое понимание речи на слух [2]. Каковы же причины возникновения этого препятствия и как его преодолеть?

Распространенность отвлекающих факторов в современную цифровую эпоху, таких как смартфоны и постоянные уведомления, является серьезным

препятствием для эффективного прослушивания. Наличие других шумовых эффектов - технических, таких как некачественная запись или бытовые шумы. Кроме того, личные предубеждения, предположения и культурные различия могут препятствовать умению искренне слушать и понимать других. Преодоление этих проблем требует самоанализа, внимательного отношения к себе и стремления к постоянному совершенствованию [3].

Существуют несколько способов улучшить восприятие речи на слух [2; 3].

При изучении иностранного языка очень легко попасть в ловушку, сконцентрировавшись исключительно на расширении словарного запаса и заучивании всех грамматических правил. Однако для подлинного овладения языком требуется гораздо больше. Даже если выучить наизусть целый словарь или учебник грамматики, это не приведет к свободному владению языком и не поможет использовать его в реальной жизни. Конечно, лексика и грамматика важны, но не менее важны и коммуникативные навыки, такие как чтение, письмо, говорение и аудирование, которые помогут использовать известные слова и правила для общения.

По сравнению с такими навыками, как чтение и письмо, аудирование может быть объективно сложнее, поскольку существует довольно много факторов, которые могут повлиять на понимание смысла. Рассмотрим некоторые факторы, затрудняющие восприятие речи на слух.

Скорость разговора. Если вы только начинаете говорить на изучаемом языке, то, скорее всего, сможете понять говорящего, если он будет говорить медленнее и четче. Если он будет говорить слишком быстро, то даже знакомые слова станут неузнаваемыми. Даже на более высоких уровнях владения языком, чем быстрее человек говорит, тем труднее понять, о чем идет речь. Поэтому, тем, кто говорит быстро, порекомендовать снизить темп или тщательнее структурировать свою речь, выделяя основные мысли.

Диалекты. В разных частях страны или мира люди говорят на одном и том же языке по-разному. Если некоторые диалекты довольно схожи, то другие могут сильно отличаться и представлять определенную трудность. Когда вы сталкиваетесь с незнакомым диалектом, понять его может быть непросто, даже если ваши знания языка достаточно высоки.

'Некорректные'звуки. Носители языка не всегда произносят слова так, как они представлены в словарях и учебниках: они используют сокращения и уменьшительные формы, а звуки меняются при соединении в речи.

Отсутствие практики. Как бы хорошо вы ни овладели другими языковыми навыками, без достаточной практики ваши навыки аудирования не улучшатся.

Плохая техника. Старая запись с дефектами, плохие наушники, ненадежное подключение к Интернету - все это может создать дополнительные трудности при восприятии речи на слух.

Все эти факторы необходимо учитывать и постараться минимизировать при прослушивании аудиоматериалов или личной коммуникации.

Особое место в освещении вопроса развития аудитивных навыков занимает Comprehensible Input (англ.) - "понимаемый входной материал". Это мощная теория обучения, разработанная лингвистом Стивеном Крашеном [4]. Крашен установил, что для изучения языка необходим материал (или «ввод»), который немного превосходит ваш текущий уровень. Идея этой теории заключается в том, что вы смотрите или слушаете «входной материал», где можете понять, что происходит, но можете пропускать некоторые слова. Крашен описывает это как материал, который находится на один уровень выше вашего понимания. Потребление контента, который немного сложнее вашего уровня, означает, что вы изучаете язык естественным образом, а не сознательно. Крашен также утверждает, что ваш «входной материал» должен быть не только понятным, но и интересным. Ведь если материал вам неинтересен, вы не будете уделять ему достаточного внимания и продвигаться вперед.

Материал для прослушивания, или «входной материал» является подходящим, если вы достаточно легко понимаете основную идею, но при этом встречаете много новых слов и выражений, но не настолько много, чтобы вас озадачить. Часто их значение можно понять просто из контекста. В настоящее время найти материалы, соответствующие вашему уровню владения языком, гораздо проще, чем раньше. Большинство материалов, которые можно найти в Интернете, например, подкасты или каналы на YouTube для изучающих язык, указывают, на какой уровень они рассчитаны. Это означает, что вы можете искать материалы для начинающих, среднего уровня или продвинутых слушателей. Если вы не уверены в том, на каком уровне находятся ваши навыки аудирования, вы можете найти в Интернете тесты на понимание речи на слух и пройти их.

Естественно, успех обучения зависит от выбора языка и различных индивидуальных факторов, но в любом случае достаточно большое количество изучающих признаются, что аудирование является для них одним из самых сложных аспектов изучения иностранного языка.

На финансовом факультете Финуниверситета было проведено исследование по оценке уровня навыков восприятия информации на английском языке на слух. Было опрошено 100 студентов начальных курсов. Результат показал, что:

- только 30% обучающихся не испытывают трудностей в этом аспекте работы и успешно справляются. Им достаточно 1 раз прослушать материал, чтобы понять содержание;

- 57% студентов лишь частично понимают смысл, в то время как с другими устными аспектами работы (чтение и перевод, монологическая и диалогическая речь) они справляются успешно;

- ксожалению, 13%студентоввообще не справляются с аудированием, они также испытывают трудности и с другими устными аспектами.

ОЦЕНКА НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА СЛУХ У СТУДЕНТОВ.

■ 30% Высокая L57% Хорошая/Удов. 13% Нсудонлсти.

Рис. 1. Финуниверситет, финансовый факультет, 2023

Исследование показывает, что студенты крайне нуждаются в регулярной практике аудирования. Она помогает им правильно произносить иностранные слова, что необходимо для точного понимания информации, снижает вероятность ошибок и неправильной интерпретации, так как неправильное произношение неизбежно приводит к тому, что собеседник неверно понимает смысл сказанного [5]. В то же время корректное воспроизведение слов повышает ясность общения в различных контекстах, таких как учебные задания, инструкции преподавателей или взаимодействие с одногруппниками. Таким образом, во время работы с аудиоматериалом постарайтесь уделить внимание своему произношению: копируйте и повторяйте вслед за диктором. Если вы научитесь произносить - научитесь узнавать это слово.

Для совершенствования навыков прослушания можно использовать различные практические подходы. Вот некоторые методы и приемы, которые могут быть полезными [6]:

- Практика аудирования. Регулярное выполнение упражнений может значительно улучшить навыки аудирования, т. к. работа с аудиоматериалами повышает концентрацию внимания и фокусировку на сообщении говорящего, активную обработку информации и соответствующую реакцию. Примерами упражнений на активное прослушание может также служить просмотр видео с выполнением задания на осознанное восприятие, на котором студент концентрирует свое внимание во время просмотра.

- Перефразирование и резюмирование - это эффективные приемы совершенствования навыков аудирования. Перефразирование подразумевает пересказ прослушанного сообщения своими словами, демонстрируя понимание и требуя уточнения.

- Резюмирование предполагает анализ и краткое изложение основных положений, о которых шла речь, что показывает точность понимания информации. Эти приемы позволяют не только закрепить понимание, но и дать понять говорящему, что его сообщение было услышано и понято.

- Рефлексивное слушание: предполагает самоанализ и оценку собственного поведения слушателя. Студент может найти время, чтобы поразмыслить над своими аудитивными навыками и попытаться осознать потенциальные проблемы, с которыми он сталкивается. При осознанном анализе человек может лучше понять свои недостатки и разработать стратегии их преодоления.

- Поиск обратной связи: активный поиск обратной связи от других людей может дать ценную информацию о навыках прослушивания. Студент может попросить друзей или наставников, которым он доверяет, дать оценку своим способностям к прослушиванию. Такая обратная связь поможет выявить области, требующие улучшения, и дать конкретные предложения по совершенствованию аудитивных навыков. Конструктивная критика и рекомендации со стороны других людей могут сыграть важную роль в развитии навыков эффективного слушания.

- Развитие эмпатии. Активное прослушивание позволяет лучше понять проблему, сопереживать и совместно разрешать конфликты. Развитие эмпатии предполагает понимание и разделение чувств и взглядов других людей. Такое понимание позволяет более внимательно слушать и отвечать на вопросы с сочувствием и сопереживанием. Когда человек слушает, он демонстрирует уважение к чужой точке зрения и создает безопасное пространство для открытого диалога. Это приводит к повышению ясности в общении.

- Непрерывное обучение и приобретение знаний: активное прослушивание способствует непрерывному обучению и приобретению знаний. Активно слушая, люди становятся более восприимчивыми к новым идеям, точкам зрения и информации. Такая открытость к обучению расширяет их базу знаний и способствует личностному и профессиональному росту.

- Чтобы улучшить навыки прослушивания, необходимо минимизировать внешние отвлекающие факторы (выключить электронные устройства или найти тихую обстановку для разговора и т п.). Кроме того, следует признать наличие внутренних отвлекающих факторов, таких как личные мысли или предубеждения, и сознательно отбросить их во время слушания.

- Интерактивные мероприятия: студенческие клубы, конкурсы, конференции на иностранном языке, обсуждения презентаций (question Sanswer session - англ.) или ролевые игры, в которых особое значение имеет отработка активного вокабуляра и которые предполагают дискуссии, являются практическими упражнениями, направленными на развитие способностей к восприятию на слух. Они также включают и невербальное общение, которое помогает преодолению барьеров на пути к эффективной коммуникации.

- Командная работа - когда студент активно общается с членами своей команды, он получает полное представление о различных точках зрения и идеях. Такое понимание способствует эффективному сотрудничеству, улучшению решения проблем.

Итак, изучение иностранного языка в целом или совершенствование навыков восприятия речи на слух не требует особых подвигов или больших жертв. Основная идея заключается в том, что при достаточной и регулярной практике студенты будут прогрессировать. Однако некоторые методы более эффективны, чем другие, и помогут быстрее и результативнее улучшить понимание речи на слух [6].

- Подготовиться перед прослушиванием. Если студент не подготовился заранее, он готов к неудаче. Личное отношение обучающегося к аудиозаданию может повлиять на то, насколько хорошо он сможет понять услышанное. Не требуется понимать 100% услышанного. Основной целью должно быть понимание сути сказанного. Можно пропустить какие-то фразы, это не так уж важно, если он уловил основную мысль. Попытка понять каждое слово может стать очень напряженной, и, сосредоточившись на непонятном слове, студент, скорее всего, упустит многое из того, что было сказано. Полезной является и предварительная подготовка. Если есть возможность, рекомендуется потратить несколько минут на то, чтобы ознакомиться с тем, что вы собираетесь слушать. Какова тема, насколько вы с ней знакомы? Какое задание вы должны выполнить?

- Практика активного (осознанного) прослушивания. Активное аудирование - один из важнейших способов совершенствования навыков аудирования. Очень многие, изучающие язык, попадают в ловушку «пассивного аудирования»: они считают, что прослушивание чего-либо на изучаемом языке, например, радио, музыки или подкаста в фоновом режиме, пока они заняты чем-то другим, поможет им научиться и улучшить восприятие речи на слух.

На самом деле пассивное аудирование практически неэффективно, так как оно не мотивирует к обучению: нет цели - нет результата. Однако даже у пассивного прослушивания есть некоторые полюсы. Например, оно помогает привыкнуть к мелодии языка, уловить его ритм и интонацию. Нет ничего плохого в том, чтобы время от времени слушать что-то пассивно, если вы готовите или убираете, но оно никогда не поможет улучшить восприятие речи на слух так, как это может сделать только активное прослушивание, которое предполагает полную фокусировку на том, что вы слушаете, и интерес к тому, что слышите. В зависимости от ситуации уровень мотивации может быть разным, но активное прослушивание всегда эффективнее, чем пассивное. Активное прослушивание -это более эффективное использование времени, которое поможет гораздо быстрее улучшить понимание речи на слух. Приведем некоторые действия, которые рекомендуются.

- Выделять основные мысли.

- Выписывать полезные слова и фразы.

- Резюмировать прослушанное

- Выявлять свои недостатки, анализировать их и находить пути их устранения в будущем.

- Не злоупотреблять словарем. Поиск слова в нем может занять довольно много времени - это замедлит и прервет процесс прослушивания: все, что вы слушаете, «распадется на части», снизив ваш интерес и мотивацию. Делайте все возможное, чтобы понять незнакомые слова и фразы из контекста. Очень часто можно понять предложение или абзац, не переводя каждое слово. Если основная мысль фразы ясна, не следует терять времени на уточнения, нужно продолжать слушать.

- Прослушивать второй раз. Когда вы слушаете что-то во второй раз, вы всегда улавливаете что-то новое и, как правило, понимаете больше: при первом прослушивании вы, вероятно, узнали контекст и основную идею, а при повторном прослушивании можете сосредоточиться на деталях.

- Слушать материал в соответствии со своим уровнем. Избегайте прослушивания материалов, которые либо слишком легки, либо слишком трудны. Нет ничего плохого в том, чтобы время от времени пользоваться более легкими материалами - для развлечения или для более стойкой практики. Однако если все

Библиографический список

материалы для аудирования будут слишком легкими для вашего уровня, ваши навыки аудирования не улучшатся. Если материал для аудирования настолько труден, что вы практически ничего не понимаете, то использование его для практики будет контрпродуктивным и не поможет вам улучшить восприятие речи на слух. Работа с такими материалами требует больших усилий. Это является верным способом демотивировать вас.

- Много слушать. Ни одно руководство по развитию навыков аудирования не будет полным без этого совета: чтобы улучшить восприятие иностранного языка на слух, необходимо много и регулярно заниматься аудированием.

- Слушать то, что нравится. Слушать то, что вам интересно и доставляет удовольствие, помогает сосредоточиться и мотивироваться, что в итоге способствует более успешному изучению языка. К счастью, в настоящее время нет недостатка в материалах, особенно если вы изучаете один из наиболее распространенных языков, например, английский, испанский или французский, поэтому вы можете позволить себе быть немного придирчивым.

- Создать подходящую обстановку. Сделайте все возможное, чтобы найти время и место, где вам не будут мешать, или отвлекающие факторы будут минимальны.

- Слушать и читать одновременно. Одновременное прослушивание и чтение одного и того же текста - отличное упражнение, которое может быть особенно полезным. Это помогает связать написание слов с их произношением, что особенно важно для языков, которые имеют большой разрыв между написанием и произношением. Если вы смотрите фильм или телепередачу, вы можете включить субтитры на изучаемом языке, чтобы лучше понять, о чем говорят герои.

- Общаться с носителями языка. Когда мы разговариваем с людьми, нам помогают понять их различные невербальные подсказки, такие как язык тела, жесты и мимика. Сначала общение с носителями языка будет сложным, это один из лучших способов улучшить восприятие речи на слух и повысить общий уровень владения языком, так что не стесняйтесь.

Совершенствование навыков аудирования не является чем-то невозможным. Следуя советам, приведенным в данной статье, можно усовершенствовать свои навыки аудирования и в итоге улучшить восприятие речи на слух.

Развитие аудитивных навыков также играет важную роль в построении прочных отношений в будущей профессиональной деятельности, особенно работе в международных компаниях, где практикуется общение на иностранном языке. Когда сотрудники компании внимательно выслушивают потребности, проблемы и отзывы клиентов, они могут применять к ним индивидуальный подход и эффективно решать проблемы. Понимание речи на слух способствует укреплению доверия, удовлетворенности и лояльности клиентов.

Модели обучения иностранному языку, уделяющие приоритетное внимание аудированию, выигрывают по нескольким направлениям. Они создают благоприятную среду, способствующую открытому общению и более активному участию студентов в учебном процессе, что, в свою очередь, приводит к повышению удовлетворенности обучающихся, творческому, инновационному подходу и успешному изучению иностранного языка.

В целом полученные результаты подчеркивают важность развития навыков эффективного прослушивания, что оказывает положительное влияние на личные отношения, работу в команде, способствует непрерывному обучению, уменьшает количество недопонимания и конфликтных ситуаций. Осознание ценности аудитивных навыков и активная работа над их совершенствованием позволяют молодым людям добиться положительных результатов как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

Между тем основная проблема заключаются в недостаточной языковой практике и необходимости пересматривать методы преподавания в плане использования информационных технологий.

В заключение следует отметить, что развитие аудитивных навыков улучшает коммуникацию и способствует развитию деловых и личных отношений, а также способствует развитию эмпатии, взаимопонимания и сплоченности коллектива. Осознание значимости аудитивных навыков и активная работа над их развитием позволяют студентам полностью раскрыть свой потенциал, создать нужные связи.

Развитие аудитивных навыков - это непрерывный процесс, требующий самоотдачи и постоянного совершенствования. Отношение к активному прослушиванию как к важнейшему навыку, формирующемуся на протяжении всей жизни, способствует созданию более взаимосвязанного и гармоничного мира, где слышны голоса разных людей, а взаимопонимание является приоритетом.

1. Баркер Л., Ватсон K. Слушайте внимательно: как улучшить отношения, снизить стресс и стать более продуктивным, используя активное прослушивание. St. Martin's Press, 2000.

2. Браун С., Смит Д. Активное прослушивание: Уровень: 3. Cambridge University Press, 2007. Available at: https://vk.com/wall405644159_280

3. Форд-Браун Лиза А. DKРуководство по публичным выступлениям. Pearson Higher Education, Limited, 2013. Available at: https://alternativepressreview.org/doc/dk-guide-to-public-speaking

4. Патрик P. Понятный ввод и теория Крашена. Cambridge University Press. Journal of Classics Teaching. 2019; № 20 (39): 37-44. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/334674110

5. Кобилова Н.Р Важность произношения в англоязычной коммуникации. Академические исследования в области педагогических наук. 2022; № 3 (6): 592-597.

6. Джеймс М. Шесть способов преодолеть барьеры восприятия речи на слух. Интервью. 2022. Available at: https://carreersupport.com/6-ways-to-overcome-listening-barriers/

References

1. Barker L., Vatson K. Slushajte vnimatel'no: kak uluchshit' otnosheniya, snizit' stress i stat' bolee produktivnym, ispol'zuya aktivnoe proslushivanie. St. Martin's Press, 2000.

2. Braun S., Smit D. Aktivnoe proslushivanie: Uroven': 3. Cambridge University Press, 2007. Available at: https://vk.com/wall405644159_280

3. Ford-Braun Liza A. DK Rukovodstvo po publichnym vystupleniyam. Pearson Higher Education, Limited, 2013. Available at: https://alternativepressreview.org/doc/dk-guide-to-public-speaking

4. Patrik P. Ponyatnyj vvod i teoriya Krashena. Cambridge University Press. Journal of Classics Teaching. 2019; № 20 (39): 37-44. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/334674110

5. Kobilova N.R. Vazhnost proiznosheniya v angloyazychnoj kommunikacii. Akademicheskie issledovaniya v oblasti pedagogicheskih nauk. 2022; № 3 (6): 592-597.

6. Dzhejms M. Shest' sposobov preodolet' bar'ery vospriyatiya rechi na sluh. Interv'yu. 2022. Available at: https://carreersupport.com/6-ways-to-overcome-listening-barriers/

Статья поступила в редакцию 06.01.24

УДК 378.14

Petrukhina A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Tyumen State Medical University (Tyumen, Russia), E-mail: kosivets@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shemyakina I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Academy of Communications n.a. Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: www.iri@mail.ru

ACADEMIC ADAPTATION OF FOREIGN MILITARY SERVICEMEN: AN INTERDISCIPLINARY APPROACH. The article deals with a problem of academic adaptation of foreign students studying in military universities of the Russian Federation. The article analyses linguistic and non-linguistic factors influencing the formation of academic adaptation in the educational space of a military university. Due to the different forms of organization of the educational process in the student's home country and Russia, when working with cadets from far abroad, the teacher should perform the role of a mentor who guides, informs, controls, organizes and stimulates the work of students. It is established that the interaction between the profile and language departments contributes to the improvement of the quality of educational and methodical support of the educational process and, as a consequence, helps to form future specialists' communicative competence in the educational and professional sphere.

Key words: academic (pedagogical) adaptation, interdisciplinary integration, communicative competence, educational space of military university, pedagogical cooperation

А.В. Петрухина, канд. филол. наук, доц., Тюменский государственный медицинский университет, г. Тюмень, E-mail: kosivets@mail.ru

И.Е. Шемякина, канд. пед. наук, доц., Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, г. Санкт-Петербург, E-mail: www.iri@mail.ru

АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

В статье рассматривается проблема академической адаптации иностранных студентов, обучающихся в военных вузах Российской Федерации (РФ). Анализируются языковые и неязыковые факторы, влияющие на формирование академической адаптации в образовательном пространстве военного вуза. В связи с разными формами организации учебного процесса в родной стране обучающегося и России при работе с курсантами из дальнего зарубежья преподаватель должен выполнять функцию наставника, который направляет, информирует, контролирует, организует и стимулирует работу обучающихся. Установлено, что взаимодействие профилирующих и языковых кафедр способствует повышению качества учебно-методического обеспечения образовательного процесса и, как следствие, помогает сформировать у будущих специалистов коммуникативную компетенцию в учебно-профессиональной сфере.

Ключевые слова: академическая (педагогическая) адаптация, междисциплинарная интеграция, коммуникативная компетенция, образовательное пространство военного вуза, педагогическое сотрудничество

В современном мире международное сотрудничество в области образования становится всё более востребованным, позволяющим повысить престиж университета, города, страны на международной арене. В настоящее время подготовка иностранных военных специалистов является одним из способов поддержания дружественных отношений РФ со странами дальнего и ближнего зарубежья. В российских военных вузах обучение иностранных военных специалистов (ИВС) ведется только на русском языке, начиная с подготовительного курса - этапа, когда происходит приспособление иностранных студентов к новой образовательной и социокультурной среде. Одной из составляющих педагогической адаптации иностранных студентов в российском вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции в профессионально ориентированной сфере, основы которой закладываются на занятиях по русскому языку.

Целью исследования является определение роли междисциплинарного подхода в процессе формирования академической адаптации в образовательном пространстве военного вуза. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: выявить лингвистические и экстралингвистические факторы образовательной среды в военном вузе; раскрыть значимость сотрудничества языковых и профилирующих кафедр в процессе освоения базовых и специальных дисциплин иностранными курсантами.

В качестве методов исследования мы использовали методику корпусного анализа текста с применением текстометра (https://textometr.ru/), позволяющего выделить ключевые слова, в том числе термины, и распределить их по уровню владения языком с целью последующей семантизации лексических единиц [1].

Научная новизна работы заключается в рассмотрении междисциплинарной интеграции как одного из способов академической адаптации иностранных обучающихся. Теоретическая значимость исследования состоит в определении специфики академической адаптации в военном вузе и влияния междисциплинарного подхода на формирование учебных и профессиональных навыков будущего военного специалиста. Практическая значимость работы определяется необходимостью создания учебных пособий по языку специальности на основе взаимодействия специальных и языковых кафедр военных учреждений.

В условиях увеличения количества иностранных граждан в российских вузах встаёт вопрос о качестве образовательного процесса, напрямую связанный

с академической адаптацией интернациональных групп, под которой вслед за А.И. Сурыгиным мы понимаем приспособление учащегося к новой педагогической системе. Анализ методической литературы позволяет выделить следующие компоненты академической адаптации: 1) собственно учебный - переход от одной ступени образования к другой (от среднего к высшему); 2) национально-культурный - приспособление к новой образовательной среде посредством неродного языка, являющегося выразителем национально-культурных традиций; 3) воспитательный - возможность социализации инофонов посредством организации внеучебных форм деятельности [2, с. 145; 3, с. 9]. Собственно учебный аспект академической адаптации иностранных студентов осложняется переездом в другую страну, характеризующуюся другими историческими, культурными, коммуникативными различиями. Тесное языковое общение иностранных обучающихся с носителями русской культуры, русского языка в рамках внеаудиторной работы способствует социально-культурной адаптации инофонов и формированию межкультурной компетенции - умению ценить историю и культуру других стран. Данные признаки академической адаптации характерны для образовательного пространства военного вуза, под которым мы понимаем создание системы условий (социальных, психологических, поведенческих), необходимых для эффективного взаимодействия преподавателя и обучающихся курсантов с целью формирования профессиональных качеств будущего военного специалиста.

Специфика образовательной среды высшего военного учебного заведения обусловлена как языковыми, так и экстралингвистическими факторами. К собственно лингвистическим факторам относится построение коммуникации в военно-профессиональной сфере на основе воинского устава, приказов и воинской присяги родному Отечеству, использование приказного языка старших по воинскому званию и обращений со стороны младших по званию. Экстралингвистические факторы, влияющие на формирование образовательного пространства военного вуза, включают организацию учебной и самостоятельной работы курсантов, учёт бытовых условий проживания курсантов, социокультурных и психофизиологических характеристик.

Образовательная деятельность в военном вузе осуществляется военным и гражданским персоналом на закрытой территории и состоит из организации учебной, воспитательной и развивающей работы. Учебный процесс иностранных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.