Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
204
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / УЧЕБНОЕ АУДИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ АУДИРОВАНИЕ / ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ / АУДИТИВНЫЕ НАВЫКИ / LISTENING / GUIDED LISTENING / COMMUNICATIVE LISTENING / TYPE OF SPEECH ACTIVITY / SCOPE OF UNDERSTANDING / LISTENING SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медко Е.А.

В данной статье говорится о важности развития навыков аудирования при обучении студентов иностранному языку. Дается пояснение относительно различных видов аудирования, а также представлены способы контроля сформированности аудитивных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING LISTENING SKILLS AND MEANS OF THEIR CONTROL IN TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE

This article reveals the importance of developing listening skills when teaching students a foreign language. Different types of listening are commented and means of control of listening skills are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 378.147

Медко Е.А. старший преподаватель кафедра иностранных языков Российский Государственный Гидрометеорологический Университет Россия, г. Санкт-Петербург

РАЗВИТИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье говорится о важности развития навыков аудирования при обучении студентов иностранному языку. Дается пояснение относительно различных видов аудирования, а также представлены способы контроля сформированности аудитивных навыков.

Ключевые слова: аудирование, учебное аудирование, коммуникативное аудирование, вид речевой деятельности, уровень понимания, аудитивные навыки.

Medko E.A. senior teacher department of foreign languages Russian State Hydrometeorological University

Russia, Saint-Petersburg

DEVELOPING LISTENING SKILLS AND MEANS OF THEIR CONTROL IN TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE

Annotation: This article reveals the importance of developing listening skills when teaching students a foreign language. Different types of listening are commented and means of control of listening skills are presented.

Key words: listening, guided listening, communicative listening, type of speech activity, scope of understanding, listening skills.

С учётом современных требований и подходов к изучению иностранного языка, в основе подготовки студентов должен лежать принцип формирования навыков работы с аутентичным материалом (текстами из оригинальных источников). При обучении иностранному языку на первый план выходят такие виды речевой деятельности как чтение (работа с графическим текстом) и аудирование (работа с аудиотекстом).

Аудирование является рецептивным видом речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух [2, c. 91].

Основой внутреннего механизма аудирования являются следующие психические процессы:

- восприятие речи на слух (auditory perception) и узнавание (recognition, discrimination);

- внимание (concentration);

- предвосхищение или вероятностное прогнозирование (anticipation/ prediction/ forward inferencing);

- смысловая догадка (guessing/ inferring from context);

- сегментирование речевого потока и группировка (segmentation and grouping);

- информативный анализ на основе вычленения единиц смысловой информации;

- завершающий синтез, предполагающий интерпретацию воспринимаемого сообщения [5, c. 110].

Аудирование включает в себя следующие аудитивные навыки:

- слухо-произносительные навыки, то есть доведенную до автоматизма способность безошибочного, быстрого восприятия и узнавания фонетического кода;

- рецептивные лексико-грамматические навыки [5, c. 115-118].

Важным представляется различение коммуникативного аудирования как вида речевой деятельности и учебного аудирования [2, c. 102]. В процессе учебного аудирования происходит формирование речевого слуха и навыков узнавания лексико-грамматического материала и умений понимания и оценки прослушанного. Коммуникативное аудирование является целью обучения и представляет собой сложное речевое умение понимать речь на слух при её одноразовом воспроизведении.

Учебное аудирование (Guided listening) - выступает в качестве средства обучения, служит способом введения языкового материала, создания прочных слуховых образов языковых единиц, составляет предпосылку для овладения устной речью и развития коммуникативных умений аудирования.

Учебное аудирование допускает многократное прослушивание одного и того же материала. Повторное прослушивание обеспечивает более полное и точное понимание аудиотекста, а также лучшее запоминание его содержания и языковой формы, особенно в том случае, когда прослушанный текст используется для последующего пересказа или письменного изложения.

Особую роль в учебном аудировании играет снятие трудностей и распознавание опор, выполнение упражнений, направленных на совершенствование деятельности памяти, внутренней речи, прогнозирования [1, c. 20-22].

Коммуникативное аудирование (Communicative listening) - рецептивный вид речевой деятельности, нацеленный на восприятие и понимание устной речи на слух при её одноразовом прослушивании.

В зарубежной и отечественной методике принято выделять виды коммуникативного аудирования в зависимости от коммуникативной установки (учебного задания), ориентирующей на то, какой должна быть широта и глубина понимания.

Учитывая данные психологии о ступенчатом характере понимания, предлагается следующее деление:

1) уровень фрагментарного понимания;

2) уровень общего / глобального понимания;

3) уровень полного / детального понимания;

4) уровень критического понимания.

Поскольку уровень фрагментарного понимания свидетельствует о несформированности умения слушать, то упражнения, с помощью которых проверяется степень глубины, точности и полноты понимания, должны относится только к трем уровням (2-4), с их помощью может быть выявлена и фрагментарность понимания.

Для уровня общего понимания (Skim listening / Listening for gist) характерно, прежде всего, понимание темы как смыслового ядра текста, которое базируется на уяснении ключевых слов - смысловых опорных пунктов текста. Сформированность данного уровня проверяется путем:

- ответов на вопросы общего характера;

- тестов множественного выбора (multiple choice);

- передачи основного содержания на родном / иностранном языке;

- перечисления основных фактов в той последовательности, в которой они даны в тексте;

-составления плана в форме заголовков к смысловым кускам;

- выделения ключевых слов / реалий;

- определения типа текста и основной темы;

- соотнесение заголовка с содержанием текста [6, c. 232].

Уровень полного понимания (Listening for detailed comprehension) предполагает наличие умений совмещать слушание с несложной логико -смысловой деятельностью. На базе механизмов вероятностного прогнозирования и слуховой памяти в рамках полного понимания формируется умение восстанавливать пробелы в понимании. Путем выявления связей между предложениями и смысловыми кусками обеспечивается понимание формальной структуры аудиотекста и логики изложения.

Данный уровень предполагает понимание деталей и отдельных фактов, а также умение отделять главное от второстепенного, т.е. оценивать текст с точки зрения его значимости и информативности.

Сформированность умений полного понимания проверяется с помощью:

- ответов на вопросы, касающиеся общего содержания и отдельных деталей / фактов;

- составления развернутого плана;

- пересказа на иностранном языке с опорой на рисунки (схемы, ключевые слова или план);

- драматизации текста;

- составления резюме / оценки текста;

- невербальных способов проверки: составление схемы, таблицы;

- деления текста (cloze test) на смысловые куски и озаглавливания их;

- оценки поступков действующих лиц;

- заполнения пропусков.

Заполнение пропусков основывается на механизмах вероятностного прогнозирования. В зависимости от языковой подготовки учащихся и сложности текста может быть пропущено каждое третье (более трудный вариант) и каждое одиннадцатое-двенадцатое слово (лёгкий вариант) [1, c. 20-22].

Уровень критического понимания (Critical listening) связан, как следует из его названия, с оценкой аудиотекста, с интерпретацией содержания и смысловой обработкой воспринятой информации. Этот вид аудирования включает в себя способность отличить факты от мнений, оценить точку зрения автора (говорящего), делать умозаключения, понимать подтекст [2, c. 101].

Уровень критического понимания проверяется с помощью заданий проблемного характера. Например:

- составление рецензии, оценка прослушанного текста;

- составление аннотации, реферата;

- сравнение различных точек зрения;

- определение объективности суждений;

- обоснование согласия или несогласия с выводами автора;

- проведение интервью;

- организация бесед или дискуссий.

Можно выделить также аудирование с выборочным извлечением информации или «выяснительное» аудирование (Listening for partial comprehension / Selective listening) [3, c. 225]. Задача этого вида аудирования -вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное. Такой информацией могут быть важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры или конкретные данные: даты, числа, имена собственные и географические названия. Быстрое и безошибочное восприятие чисел и дат требует интенсивной, длительной тренировки, а понимание имен собственных и географических названий опирается на фоновые знания, представления о ситуации и участниках общения.

Использованные источники:

1. Елухина, Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1996. №5. - С. 20-22.

2. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц»; Cambridge University Press, 2001. - 224 c.

3. Кулиш, Л.Ю. Виды аудирования. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / Л.Ю. Кулиш. - М.: Русский язык, 1991. -С. 224-238.

4. Anderson, A. Listening / A. Anderson, T. Lynch. - Oxford: Oxford University Press, 1993. - 296 p.

5. Field, J. Skills and strategies: towards a new methodology for listening / J. Field // ELT Journal. - 1998. - P. 110-118.

6. Rost, M. Listening in Language Learning / M. Rost. - Longman, 1993. -385p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.