DOI : 10.25586ZRNU.HET.21.06.R13 УДК 378
Н.М. Симеонова,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Особенности обучения аудированию студентов экономического вуза
В условиях глобализации и расширения международных контактов основной задачей экономического вуза является подготовка всесторонне развитого специалиста. Это обусловливает рост требований к уровню подготовки специалистов в экономическом вузе (по специальностям «корпоративные финансы», «оценка бизнеса в цифровой экономике», «государственные и муниципальные финансы», «финансы и банки» и др.). Большую роль в этом играет обучение иностранным языкам, так как в современной глобальной образовательной среде иностранный язык -это не только средство решения профессиональных задач специалиста, но и способ реализации его личности. В современной практике преподавания иностранных языков основной акцент делается на развитие коммуникативной компетенции обучающихся наряду с развитием навыков понимания и перевода текстов по специальности. Аудирование является неотъемлемой частью учебного процесса, так как без сформированных умений правильной интерпретации речи собеседника невозможно провести эффективные деловые переговоры.
В методической литературе недостаточно широко освещена проблема обучения студентов экономического вуза аудированию иноязычного общения, соответственно
Аудирование — неотъемлемая составляющая обучения иностранным языкам
разработка модели, позволяющей усовершенствовать процесс развития аудитивных навыков, представляется актуальной.
Целью нашего исследования является создание модели обучения аудированию студентов экономического вуза на основе проблемных заданий.
Объектом исследования является процесс обучения студентов экономического вуза аудированию аудио-и видеоматериалов на иностранном языке.
Предмет исследования - умения и навыки аудирования материалов по экономической тематике,
их содержание и средства формирования.
Научная новизна исследования заключается в том, что предложена многоуровневая модель обучения аудированию студентов экономических вузов на основе поэтапного решения проблемных заданий, нацеленная на одновременное развитие профессиональной и коммуникативной иноязычной компетенций будущего экономиста.
Проблеме формирования аудитивных умений и навыков студентов вузов посвящены работы таких современных ученых, как А.В. Гав-рилова, Я.В. Зудова, Е.М. Колесо-
© Симеонова Н.М., 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ
СИМЕОНОВА НАТАЛИЯ МИТКОВА Российская Федерация, Москва
старший преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Сфера научных интересов: обучение студентов иностранному языку в условиях неязыкового вуза. Автор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected].
NATALIA M. SIMEONOVA Moscow, Russian Federation
Senior Lecturer at the Financial University under the Government of the Russian Federation. Research interests: teaching students a foreign language in a non-linguistic university. Author of more than 20 published scientific papers. E-mail address: [email protected].
Рассматривается проблема формирования аудитивных навыков у студентов экономического профиля. Проведен анализ современных научных работ, посвященных вопросам обучения аудированию в условиях неязыкового вуза. Выделены основные аудитивные умения, которые необходимо совершенствовать в процессе развития профессиональной и коммуникативной иноязычной компетенций специалиста. Представлена модель обучения аудированию студентов экономического вуза на основе проблемных заданий, состоящая из целевого, теоретического, технологического и оценочного блоков. Приведены примеры упражнений, разработанных с целью развития аудитивных навыков. Особое внимание уделено критериям оценки и педагогическим условиям обеспечения эффективного обучения студентов аудированию. Сделан вывод о том, что представленная методика развития аудитивных умений может быть использована не только на аудиторных и внеаудиторных занятиях со специалистами экономического профиля, но и в других неязыковых вузах.
Ключевые слова: иностранный язык, аудирование, аудитивные навыки, модель, экономический вуз, неязыковой вуз.
The article deals with the problem of formation of listening skills in students of an economic department. The analysis of modern scientific works devoted to the issues of teaching listening in a non-linguistic university is carried out. The author identifies the most important listening skills that need to be improved in the process of developing professional and communicative foreign-language competencies of a specialist. The article presents a model of teaching listening to students of an economic university on the basis of problem tasks, consisting of target, theoretical, technological and evaluation blocks. The author gives examples of exercises designed to develop listening skills. Special attention is paid to the evaluation criteria and pedagogical conditions for ensuring effective training of students in listening. The author comes to the conclusion that the presented methodology for the development of listening skills can be used not only in classroom and extracurricular classes with specialists in economics, but also in other non-linguistic universities.
Keywords: foreign language, listening, listening skills, model, economic university, non-linguistic university.
ва, Е.В. Каптурова, Е.Ю. Малуш-ко, Д.Л. Морозов, Д.В. Поздняк, К.В. Синькевич, С.В. Тимина, В.А. Цыбанева, И.В. Щукина и др.
С.В. Тимина полагает, что при обучении студентов аудированию преподаватели должны принимать во внимание специфику изучаемых основных дисциплин. По мнению исследователя, на первом этапе имеет смысл проводить работу по развитию речевого слуха обучающихся, а затем выполнять задания, направленные на совершенствование психологических механизмов аудирования наряду с наращиванием объема получаемой информации [5].
А.В. Гаврилова исследует способ совершенствования аудитивных навыков студентов неязыковых вузов с отключением зрительного канала восприятия, что, по ее мнению, улучшает восприятие иноязычной речи на слух, так как при
этом включаются компенсаторные возможности обучающихся [1].
Согласно И.В. Щукиной, обучение аудированию будет эффективным, если строить его на основе поэтапной подготовки и включения проблемных заданий, ориентируясь на коммуникативные навыки обучающихся. Кроме того, исследователь указывает на необходимость развития учебной самостоятельности и автономии студентов для усиления личной ответственности студентов в процессе работы [6].
К.В. Синькевич говорит о целесообразности создания коммуникативно-когнитивного пространства и развития речевой догадки для верной идентификации значимых с точки зрения специалиста образцов аудиодискурса. Автор подчеркивает, что необходимо опираться на опыт общения на родном языке, чтобы успешно решить комму-
никативные задачи в процессе общения на иностранном языке с деловыми партнерами [4].
Изучив опыт исследователей, к аудитивным умениям мы можем отнести следующие:
• понимание речевых стратегий и тактик собеседника;
• адекватная интерпретация лингвистических средств, используемых партнерами по коммуникации;
• прогнозирование собственной речевой стратегии исходя из ситуации общения;
• организация речевого поведения на основе услышанного;
• выбор соответствующих языковых средств коммуникативного взаимодействия;
• адаптация своего речевого поведения в процессе коммуникации.
Представленная нами модель обучения аудированию студен-
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА
тов экономических вузов состоит из четырех блоков: целевого, теоретического, технологического и оценочного (рис.). Целевой блок описывает цель формирования ау-дитивных умений; теоретический представлен подходами к обучению иноязычному аудированию будущих экономистов; технологический подразделяется на методы, средства, педагогические условия и характеризует непосредственно процесс обучения; оценочный включает критерии оценки аудитивных навыков. Результатом процесса обучения является формирование аудитивных умений у студентов экономического профиля.
Подготовительные упражнения до прослушивания должны включать задания на узнаваемость вока-буляра, так как предъявление лексических единиц до аудирования
значительно упрощает понимание экономического текста. Кроме того, необходимо повторить или объяснить грамматические конструкции, которые будут встречаться в прослушиваемом тексте. Рассмотрим примеры.
Пример 1. Match the words 1-5 with a-e to make collocations. Сопоставьте слова под номерами 1-5 с буквами a-e, чтобы получились словосочетания.
1) business a) capital
2) interest b) capitalist
3) register c) rate
4) venture d) plan
5) borrow e) a business
Пример 2. Complete the threats
and promises. Use the correct form of the verbs in brackets. Заполните пропуски в предложениях-угрозах и обещаниях. Используйте правильную ферму глаголов в скобках.
1) Unless you ... our invoice within five days, we ... legal action. (pay, take)
2) Our CFO ... you a cheque as soon as he ... from Canada. (send, return)
3) I ... our account after the bank ... our loan. (settle, confirm)
4) We ... your order if we ... your deposit within two weeks. (cancel, not receive)
5) I ... you that we all ... bills on time in future. (assure, pay)
Задания на выполнение в процессе предъявления аудиоматери-ала нацелены на формирование навыков подсознательного восприятия аудиотекста, умений по извлечению необходимых данных из прослушанного текста, а также формирование навыков работы с различными типами аудиотек-стов - монолог, диалог, новостной материал, научный доклад.
Целевой блок
Цель: формирование аудитивных умений студентов экономического вуза
_I_
Теоретический блок Подходы: компетентно стный, проблемно-деятельностный, коммуникативный,
_системный_
Принципы: проблемно ста, вариативности, интерактивно ста, мотивации, _новизны, системности_
I
Технологический блок
Методы 1. Коммуникативный 2. Интерактивный 3. Методы контроля Средства обучения 1. Аудиовизуальные средства 2. Комплекс упражнений и проблемных заданий Педагогические условия 1. Применение интерактивных технологий 2. Применение комплекса упражнений и проблемных заданий 3. Поэтапная система заданий 4. Формирование поло жительно й мо тив ации
Процесс обучения: Подготовительные упражнения — упражнения, предъявляемые во время прослушивания аудио- видеоматериалов —» упражнения после аудирования
1
Оценочный блок
Критерии оценки аудитивных умений:
а) способность адекватно интерпретировать коммуникативное намерение говорящего
б) понимание языков средств, применяемых участниками коммуникации
в) построение собственного речевого поведения исходя из услышанного_
Результат
Формирование аудитивных умений у студентов экономического профиля
Модель обучения аудированию студентов экономического вуза на основе проблемных заданий
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ_
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ
Не менее важно проводить аудирование в условиях, приближенных к реальному общению. Преподавателю имеет смысл предъявлять тексты, произносимые в разном темпе, а также выполнять упражнения после однократного предъявления. В условиях реального переговорного процесса участники имеют индивидуальный темп, акцент, говор и др., особенно если они являются представителями разных стран [3].
При этом речевые сообщения на экономическую тематику следует предъявлять по мере нарастания трудности. Если языковая группа слабая, то необходимо начинать с текстового материала с неослож-ненной лексикой, четким произношением и небыстрым темпом речи. Когда студенты уже привыкнут к заданиям определенного типа, то условия предъявляемого аудиотекста можно усложнить (нечеткая речь, быстрый темп, телефонные помехи, фоновый шум и др.). Ниже приведены примеры заданий, предъявляемых во время прослушивания аудио- и видеоматериалов.
Пример 1. Emily, Sheryl and Tim are planning to open a sandwich bar called Bread 'n' butter. Listen to the meeting and underline the correct answers. Эмили, Шерли и Тим планируют открыть бар "Bread 'n' butter". Прослушайте встречу и подчеркните правильный ответ.
1) Bread 'n' butter will be in a residential/business/shopping area.
2) Tim and Sheryl disagree about how to make sandwiches/run the business/run the meeting.
3) Sheryl suggests changing the bread/the prices/the menu every
day.
4) Emily completely agrees/partially agrees/completely disagrees with Sheryl's idea.
5) Emily and Sheryl suggest inviting customers to bring/make/design their own sandwiches.
Пример 2. Listen to two people talking about cost-cutting and answer the questions for each case. Прослушай-
те двух людей, обсуждающих сокращение расходов, и ответьте на вопросы по каждому случаю.
1) What was the problem? 2) What measures did the company take? 3) What were the consequences for the speaker?
Пример 3. Helen and Chris from the APL acquisition team are talking about their next meeting. Listen to the conversation and take notes. Then write the agenda for the meeting. Хелен и Крис из компании APL обсуждают их следующую встречу. Прослушайте их разговор и запишите основные моменты и повестку дня.
При отборе материала для предъявления студентам экономических специальностей необходимо ориентироваться на такие критерии, как аутентичность, соответствие материалов профессиональной деятельности обучающихся и их уровню владения иностранным языком. Правильно подобранные аудиотексты неизменно повышают мотивацию будущего экономиста к обучению его специальности и изучению иностранного языка. В процессе работы с аудио- и видеоматериалами студенты овладевают не только определенными знаниями о системе иностранного языка, но и получают новую информацию в области профессиональной деятельности [2].
После предъявления аудиозаписи важным условием формирования аудитивных навыков является предъявление проблемных заданий в виде дискуссии, ролевой игры или решения кейса на основе прослушанного аудио- или видеотекста. Роль преподавателя иностранного языка заключается в том, чтобы привести студентов к осознанию наличия проблемы и важности ее решения. Данный вид деятельности способствует закреплению нового вокабуляра, изученного в процессе подготовительных упражнений и заданий, предъявляемых во время аудирования, стимулирует иноязычную познавательную активность и креа-
тивность, повышает самостоятельность и стимулирует интерес к исследовательской работе по своей специальности. Мы можем предложить следующие задания, предъявляемые после аудиозаписи.
Пример 1. With a partner, choose an example of an international business project (e.g. starting an online business, importing goods from another country, opening a franchise in your city, etc.). Follow the instructions below. Вместе с партнером выберите пример международного бизнес-проекта (например, открытие онлайн-бизнеса, импорт товаров из другой страны, открытие франшизы в вашем городе и др.). Следуйте приведенным ниже инструкциям.
1) Brainstorm the different tasks in your project.
2) Schedule your tasks in a logical order.
3) Decide which tasks you have already completed.
4) Present your chart to another group and answer their questions.
Пример 2. In small groups, role-play a meeting at Lasseter you have listened to. Discuss the three points on the agenda below. Take decisions. В небольших группах разыграйте встречу в Лассетере, которую вы прослушали. Обсудите три пункта повестки дня ниже. Примите соответствующие решения.
Agenda Lasseter Ltd.
1) Packaging costs: For decision: continue working with Packobox, or buy cheaper packaging and boxes from foreign suppliers in China or India?
2) Raw materials: For decision: continue buying 100% from Polyplasto, or reduce to 70% and buy 30% from a second supplier?
3) Deliveries: For decision: share more information to help our supplier, or avoid the risk of giving information to competitors?
Проблемные задания, работа над ролевыми играми и проектной деятельностью на основе прослушанного аудио- и видеоматериала способствуют активации мышления студента эко-
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА
номического вуза, мобилизации интеллектуальных способностей, пробуждению интереса к изучению иностранного языка, что усиливает иноязычную познавательную активность и коммуникативную компетенцию вне зависимости от знаний и уровня подготовки студентов.
Таким образом, разработка технологии обучения аудированию студентов в условиях экономическом вуза представляется своевременной, так как проведенное исследование позволило выявить новые пути решения данной проблемы. Перспективность исследования заключает-
ся в возможности использования представленной методики развития аудитивных умений, системы упражнений и проблемных заданий не только на аудиторных и внеаудиторных занятиях со специалистами экономического профиля, но и в других неязыковых вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилова А.В. Обучение аудированию иноязычной речи в условиях неязыкового вуза: на материале английского языка: автореферат дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 22 с.
2. Колесова Е.М. Современные исследования в области аудирования // Современные тенденции лингводидакти-ки и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. Вып. 3. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического ун-та, 2013. С. 29-31.
3. Морозов Д.Л. К вопросу о системе подготовительных упражнений для обучения аудированию // Актуальные проблемы коммуникации и культуры: междунар. сб. науч. тр. Вып. 5. Москва; Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического ун-та, 2007. С. 164-168.
4. Синькевич К.В. Методика развития умений аудирования в процессе формирования социолингвистической компетенции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 23 с.
5. Тимина С.В. Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2003. 24 с.
6. Щукина И.В. Автономия студентов как средство повышения эффективности обучения аудированию // Качество подготовки специалиста в вузе: теория и практика: Мат. региональной науч.-практ. конф. Волгоград: Перемена, 2005. С. 109-114.
REFERENCES
1. Gavrilova A.V. (2006) Obuchenie audirovaniyu inoyazychnoj rechi v usloviyah neyazykovogo vuza: na materiale anglijskogo yazyka [Teaching Listening to Foreign Language Speech in a Non-Linguistic University: on the Material of the English Language. Extended Abstract of Ph.D. Thesis]. Saint Petersburg. 22 p. (in Russian).
2. Kolesova E.M. (2013) Sovremennye issledovaniya v oblasti audirovaniya [Modern Research in the Field of Listening]. In: Sovremennye tendentsii lingvodidaktiki i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov: sb. nauch. tr. [Modern Trends in Linguodidactics and Methods of Teaching Foreign Languages: Collection of Scientific Papers], issue 3, Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publishing, pp. 29-31 (in Russian).
3. Morozov D.L. (2007) K voprosu o sisteme podgotovitel'nyh uprazhnenij dlya obucheniya audirovaniyu [On the Question of the System of Preparatory Exercises for Teaching Listening Skills]. In: Aktual'nye problemy kommunikatsii i kul'tury: mezhdunar. sb. nauch. tr. [Actual Problems of Communication and Culture: International Collection of Scientific Papers], issue 5, Moscow, Pyatigorsk, Pyatigorsk State Linguistic University Publishing, pp. 164-168 (in Russian).
4. Sin'kevich K.V. (2012) Metodika razvitiya umenij audirovaniya v processe formirovaniya sociolingvisticheskoj kompe-tentsii [Methods of Developing Listening Skills in the Process of Forming Sociolinguistic Competence. Extended Abstract of Ph.D. Thesis]. Moscow. 23 p. (in Russian).
5. Timina S.V. (2003) Metodika obucheniya inostrannyh studentov audirovaniyu na materiale yazyka special'nosti (na etape vvodno-predmetnogo kursa) [Methods of Teaching Listening to Foreign Students on the Material of the Language of the Specialty (at the Stage of the Introductory Subject Course). Extended Abstract of Ph.D. Thesis]. Nizhnij Novgorod. 24 p. (in Russian).
6. Shchukina I.V. (2005) Avtonomiya studentov kak sredstvo povysheniya effektivnosti obucheniya audirovaniyu [Student Autonomy as a Means of Improving the Effectiveness of Listening Skills]. In: Kachestvo podgotovki spetsialista v vuze: teoriya i praktika: Mat. regional'noj nauch.-prakt. konf. [The Quality of Specialist Training in Higher Education: Theory and Practice: Proceeding of Regional Scientific and Practical Conference]. Volgograd: Peremena Publishing, pp. 109-114 (in Russian).