УДК 378.016:811.1 ББК Ш12/18-9
DOI 10.26170/po19-04-12 ГРНТИ 14.35.09
Код ВАК: 13.00.02
Прокопьева Сардана Ивановна,
старший преподаватель, кафедра иностранных языков по техническим и естественным специальностям, Северовосточный федеральный университет им. М. К. Аммосова; 677013, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 48, к. 728; e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иноязычные аудитивные компетенции; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков в вузе; неязыковое вузы; студенты; иностранные языки; профессионально ориентированное обучение; аудирование; экспериментальная работа.
АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена вопросам развития иноязычной аудитивной компетенции студентов неязыкового вуза на примере Северо-восточного федерального университета в Республике Саха (Якутия). Обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов неязыкового вуза как в разговорном, так и в профессионально ориентированном контексте является одним из основополагающих факторов системы подготовки специалистов в неязыковом вузе в целях эффективного иноязычного коммуникативного взаимодействия.
Цель статьи заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей методики развития иноязычной аудитивной компетенции студентов технического вуза, реализация которой обеспечивает результативность развития аудитивной компетенции. Для решения данной проблемы автор предлагает применение таких методов обучения, как проектный, аудиовизуальный, презентации PowerPoint, объединенные по тематическому признаку, аудирование профессионально орентированных видеозаписей, упражнения, направленные на развитие ауди-тивных навыков, также использование творческих заданий в виде криптограммы, анаграммы, головоломок и кроссвордов для закрепления словарного запаса. Применение аудиовизуального метода автор объясняет исходя из гендерных и национальных особенностей студентов из числа коренных народов Якутии, так как учебный материал лучше осваивается с опорой на визуальный ряд. Студенты с интересом выполняют упражнения, направленные на иноязычное восприятие, сегментирование речевого потока.
В результате обучения у студентов пополняется лексический запас по изучаемому профилю подготовки, заметна разница в умении дифференцировать отдельные звуки, слова, смысловые синтагмы, отмечается готовность к восприятию иноязычной речи и формируется способность к пониманию детального, общего, смыслового содержания аудируемого сообщения в соответствии с целями обучения.
Prokopeva Sardana Ivanovna,
Senior Teacher, Department of Foreign Languages for Technical and Natural Sciences, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov's, Yakutsk, Russia.
DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE AUDITIVE COMPETENCE OF STUDENTS
OF A NON-LINQUISTIC UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA
(YAKUTIA))
KEYWORDS: foreign language competence competencies; methods of teaching foreign languages; methods of foreign languages in high school; non-linguistic universities; students; foreign languages; vocational education; listening; experimental work.
ABSTRACT. This article is devoted to the development of foreign language auditive competence of students of a non-linguistic university on the example of the North-Eastern Federal University in the Republic of Sakha (Yakutia). The teaching of foreign language auditive competence of students of a non-linguistic university in a conversational and professionally-oriented context is one of the fundamental factors of the system of training specialists in a non-linguistic university for the purposes of effective foreign-language communicative interaction.
The purpose of the article is searching of theoretical substantiation and understanding of effective ways of developing the foreign language auditive competence of students of a non-linguistic university, the implementation of which ensures the effectiveness of the development of auditive competence. To solve this problem, the author proposes the using of such teaching methods as project, audio-visual, PowerPoint presentations, combined by thematic basis, listening to professionally-oriented video recordings, exercises aimed at developing auditive skills, and using creative tasks in the form of a cryptogram , anagrams, puzzles and crossword puzzles to consolidate vocabulary. The author explains the using of the audio-visual method on the basis of the gender and national characteristics of students from among the indigenous peoples of Yakutat, since the educational material is better mastered based on the visual range. Students with interest perform exercises aimed at foreign language perception, segmentation of the speech flow.
As a result of the teaching, students have replenished the lexical reserve for the studied training profile, there is a noticeable difference in the ability to differentiate individual sounds, words, semantic syntagmas, readiness to perceive foreign language is noted, and an ability to understand the detailed, general, semantic content of the message being audited is formed in accordance with the objectives learning.
Модернизация отечественного образования и современные требования ФГОС ВО актуализируют вопросы иноязычной подготовки студентов в условиях высшей школы. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования указывают на необходимость освоения иностранного языка студентов неязыкового вуза, нацеленности курса иностранного языка на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников.
В последнее время ведутся серьезные теоретические исследования в изучении сложного процесса аудирования, так как, по мнению ученых и методистов, аудирование является наиболее сложным видом речевой деятельности, особенно, что касается отношения профессионально ориентированного аудирования в условиях минимального количества аудиторного времени (А. В. Гаври-лова, Я. Н. Зудова, В. А. Яковлева, A. Anderson, G. Buck, J. Morley, N. Cowan и др.). В решение проблемы развития иноязычной аудитивной компетенции внесли вклад исследователи, в работах которых иноязычная аудитивная компетенция рассматривается как особая интегральная характеристика индивида, которая актуализируется в способности и готовности осуществлять ауди-тивную деятельность на иностранном языке для достижения коммуникативных целей, детерминированных практическими целями (Е. С. Каптурова, Е. Ю. Малушко, М. Ю. Новиков, В. А. Цыбанева и др.). Но всестороннее рассмотрение проблемы аудирования и значительное количество научных подходов по этому вопросу не в полной мере решают проблему аудирования студентов неязыкового вуза в профессионально ориентированном контексте.
Суммируя вышесказанное, под иноязычной аудитивной компетенцией (ИАК) мы понимаем готовность к восприятию иноязычной речи и способность к пониманию смыслового содержания аудируемого сообщения, в зависимости от цели обучения.
Целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности обучения иностранному языку на основе разработанной методики развития иноязычной аудитивной компетенции студентов неязыкового вуза. Всего в опытно-экспериментальной работе (далее — ОЭР) участвовало 202 студента Северо-восточного федерального университета по программе бакалавриата и специалитета Горного института по направлениям подготовки: 130400.65 «Открытые горные работы», «Шахтное подземное строительство», «Горные машины» и Физико-технического
института по направлениям: 140800.62 «Ядерная физика и технологии», 011800.62 «Радиофизика», 050100.62 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки: «Физика» и «Информатика»), 150700.62 «Машиностроение».
ОЭР предполагала реализацию начального, промежуточного и заключительного этапов развития иноязычной аудитивной компетенции студентов.
Начальный этап развития ИАК. Цель: подготовка студента к развитию ИАК. Задачи: провести входное тестирование для оценки уровня ИАК; развивать положительное отношение и мотивацию, интерес к изучению иностранного языка, постепенное насыщение курса «Иностранный язык» специально подготовленными заданиями на аудирование, текстами, уделяли 10% на развитие ИАК. Вид учебной деятельности: аудиторная (практическое занятие). Форма организации: коллективная, парная. Преимущественные методы обучения: МАСТАК-технология, тестирование, аудиовизуальный метод, подготовка презентаций в PowerPoint на семейно-бытовые темы (рис. 1). Результат: студенты характеризуются внешней мотивацией и формирующимся интересом к изучению иностранного языка, рост разговорного уровня владения иностранным языком, увеличение объема лексики до 1000 слов, перевод аудио- и видеоотрывков осуществляется с помощью преподавателя.
Промежуточный этап развития ИАК. Цель: приобретение общих аудитивных знаний и умений, развитие внимания, памяти. Задачи: расширить лексический состав языка, повысить уровень слуховых, грамматических навыков. Вид учебной деятельности: аудиторная (практические занятия), внеаудиторная: факультативный курс, внеаудиторные мероприятия кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям (олимпиады, дискуссии). Преимущественные методы обучения: проектный, аудиовизуальный методы, презентации PowerPoint на региональную тему (рис. 2). Результат: улучшение фонетических, лекси-ко-грамматических навыков, увеличение объема лексики до 2000 слов, дифференцирование отдельных слов, предложений; понимание общего смысла предложений, перевод аудио- и видеоотрывков осуществляется с помощью преподавателя.
Заключительный этап развития ИАК. Цель: профессионально ориентированная направленность учебной деятельности; развитие критического мышления; отработка аудитивных умений и навыков. Задачи: ввести профессионально-техническую темати-
© Прокопьева С. И., 2019
ку в курс дисциплины; постепенно увеличивать объем аудируемого материала. Вид учебной деятельности: аудиторная (практические занятия); внеаудиторная (участие в обменных студенческих программах). Форма организации: парная, индивидуальная. Преимущественные методы обучения: текущие задания, аудивизуальный, презента-
ции PowerPoint на профессиональную тему (рис. 3, 4). Результат: Студенты отличаются хорошей работоспособностью, объем лексики расширился до 3000 слов. Перевод осуществляется без помощи преподавателя. Значительное количество студентов отличаются полным пониманием материала.
Рис. 1. Пример презентации на тему «Моя семья»
Рис. 2. Пример презентация на тему «Праздники и обычаи коренных народов Республики Саха (Якутия)»
Большинство методистов отмечают необходимость практических упражнений для развития речевых, коммуникативных, аудитивных навыков. Упражнения могут быть языковыми, подготовительными, коммуникативными, творческими, тренировочными, речевыми. В нашей методической практике для развития иноязычной аудитивной компетенции мы применяем сочетание языковых и условно речевых упражнений. Языковые упражнения способствуют формированию грамматических и лексических навыков. Условно речевые упражнения обусловлены по
форме и содержанию на зрительные и слуховые опоры, так как они формируют фонетические, слухо-произносительные и лексические навыки. В зависимости от этапа и уровня подготовки обучающихся, объем аудируемого материала квалифицируется как «непродолжительный», «средний», «продолжительный», условно назовем их тексты А, В, С.
Далее мы приведем примеры разработанных нами практических упражнений к видеозаписям, направленных на развитие аудитивных умений и навыков для студентов Горного института.
How gold is produced
Piic. 4. Пример видеозаписи "How gold is produced''
I. Упражнения, направленные на понимание детального и фрагментарного аудируемого сообщения.
1. Запишите предложения на английском языке и переведите их на русский язык.
2. Прослушать отрезок текста с 0.150.27 и перевести прослушанные предложения на русский язык.
3. Прослушать отрезок текста с 03.5604.05 и перевести прослушанные предложения на русский язык.
4. Прослушать отрезок текста с 05.1905.24 и перевести прослушанные предложения на русский язык.
II. Упражнения, направленные на умение сегментировать речевой поток:
1. Расставьте знаки препинания и заглавные буквы. Запись с 03 мин. 02 сек. по 04 мин. 15 сек.
blast then the blast crew loads each hole with a blasting agent called ANFO or ammonium nitrate and fuel oil the blast Foreman clears the area sets up roadblocks to ensure worker safety starts the warning siren and calls fire in the hole the blast fractures thousands of tons of material hydraulic shovels and front — end loaders load the rock in the haul trucks these haul trucks hold about 240 tons of ore
that's 480 thousand pounds that's as heavy as 200 cars or is rock that contains a concentration of a valuable mineral in this case gold that can be mined at a profit
2. Найдите слова из пройденной лексики.
D F M A G P H O Z B
J J C E H I E D M A
F O H X D U I R I N
P R O C E S S I N G
A E L A P Y T L I H
U L E V O T S L G J
K C M A S R N I B K
X R Z T I E J N V W
H J Q E T B D G C P
OTBeTbi: processing, heist, excavate, mining, bang, hole, drilling, deposit, ore
Таким образом, содержание учебной деятельности по английскому языку в ходе аудиторной и внеаудиторной работы:
— способствует повышению мотивации и интереса, положительного отношения обучающихся к изучаемой дисциплине;
— формирует знания и умения в построении языковой структуры, фонетических и лексико-грамматических навыков для устранения трудностей в развитии иноязычной аудитивной компетенции;
— повышает навыки речевосприятия, умения сегментировать речевой поток и понимания информации на иностранном языке;
— развивает память, внимание, положительную самооценку будущих специалистов;
— учитывает индивидуальные особенности студентов из числа коренных народов Республики Саха (Якутия).
Подводя итог, можно констатировать о положительной динамике развития иноязычной аудитивной компетенции студентов неязыкового вуза. Диагностика результатов данных экспериментальной и контрольной групп после опытно-экспериментальной работы показала, что в экспериментальной группе на 31% сократилось количество студентов с критическим уровнем развития ИАК, чем в контрольной; с пороговым уровнем повысилось на 35,6% студентов и на 20,5% увеличилось число обучающихся с продуктивным уровнем развития ИАК. Иноязычная аудитивная компетенция выступает средством развития коммуникативных навыков, которые могут быть эффективно применимы как в семейно-бытовой, так и научно-технической сфере деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилова А. В. Обучение аудированию иноязычной речи в условиях неязыкового вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2006. — 23 с.
2. Зимняя И. А. Методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. — 2011. — № 3. — С. 73-78.
3. Зудова Я. В. Дидактические основы развития способностей студентов неязыкового вуза к аудированию иноязычной речи : дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2005. — 216 с.
4. Иванова О. Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Курск, 2005. — 31 с.
5. Каптурова Е. С. Педагогические условия формирования иноязычной аудитивной компетенции будущих лингвистов в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Орел, 2013. — 19 с.
6. Малушко Е. Ю. Методика формирования иноязычной профильной аудитивной компетенции магистрантов лингвистики : дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2013. — 229 с.
7. Новиков М. Ю. Обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов-лингвистов с использованием DVD (на материале современных французских художественных фильмов) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Пятигорск, 2007. — 20 с.
8. Прокопьева С. И. Иноязычная аудитивная компетенция как дидактическая категория обучения иностранному языку // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». — 2017. — Т. 19. — № 11. — С. 55-57.
9. Сергеева Н. Н. Иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности: модель и методика развития // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 6. — С. 147-150.
10. Цыбанева В. А. Модульное обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов-лингвистов: дис. ... канд. пед. наук. — Пятигорск, 2009. — 185 с.
11. Юсупова Л. Г. Развитие навыков устной речи на иностранном языке у студентов неязыковых вузов // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 1. — С. 84-92.
12. Яковлева В. А. Комплекс упражнений для обучения профессионально ориентированному аудированию: современное решение проблемы / / Педагогическое образование в России. — 2014. — № 6. — С. 151-153.
13. Anderson A. Listening. — Oxford : Oxford University Press, 1988. — 154 p.
14. Cowan N. Working memory capacity : essays in cognitive psychology. — New York : Taylor & Francis, 2005. — 258 p.
15. Brown G. Teaching the spoken language. — Cambridge : Cambridge University Press, 1983. — 162 p.
16. Buck G. Assessing listening. — Cambridge : Cambridge University Press, 2001. — 288 p.
REFERENCES
1. Gavrilova A. V. Obuchenie audirovaniyu inoyazychnoy rechi v usloviyakh neyazykovogo vuza : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — SPb., 2006. — 23 s.
2. Zimnyaya I. A. Metodika obucheniya angliyskomu yazyku / / Inostrannye yazyki v shkole. — 2011. — № 3. — S. 73-78.
3. Zudova Ya. V. Didakticheskie osnovy razvitiya sposobnostey studentov neyazykovogo vuza k audirovaniyu inoyazychnoy rechi : dis. ... kand. ped. nauk. — Ekaterinburg, 2005. — 216 s.
4. Ivanova O. Yu. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovykh fakul'tetakh vuzov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Kursk, 2005. — 31 s.
5. Kapturova E. S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya inoyazychnoy auditivnoy kompetentsii budush-chikh lingvistov v vuze : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Orel, 2013. — 19 s.
6. Malushko E. Yu. Metodika formirovaniya inoyazychnoy profil'noy auditivnoy kompetentsii magistrantov lingvistiki : dis. ... kand. ped. nauk. — Volgograd, 2013. — 229 s.
7. Novikov M. Yu. Obuchenie inoyazychnoy auditivnoy kompetentsii studentov-lingvistov s ispol'zovaniem DVD (na materiale sovremennykh frantsuzskikh khudozhestvennykh fil'mov) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Pyatigorsk, 2007. — 20 s.
nEflAromHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2019. № 4
95
8. Prokop'eva S. I. Inoyazychnaya auditivnaya kompetentsiya kak didakticheskaya kategoriya obucheniya inostrannomu yazyku // Elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». — 2017. — T. 19. — № 11. — S. 55-57.
9. Sergeeva N. N. Inoyazychnaya kommunikativnaya kompetentsiya v sfere professional'noy deyatel'nosti: model' i metodika razvitiya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2014. — № 6. — S. 147-150.
10. Tsybaneva V. A. Modul'noe obuchenie inoyazychnoy auditivnoy kompetentsii studentov-lingvistov: dis. ... kand. ped. nauk. — Pyatigorsk, 2009. — 185 s.
11. Yusupova L. G. Razvitie navykov ustnoy rechi na inostrannom yazyke u studentov neyazykovykh vuzov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2019. — № 1. — S. 84-92.
12. Yakovleva V. A. Kompleks uprazhneniy dlya obucheniya professional'no orientirovannomu audirovaniyu: sovremennoe reshenie problemy / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2014. — № 6. — S. 151-153.
13. Anderson A. Listening. — Oxford : Oxford University Press, 1988. — 154 p.
14. Cowan N. Working memory capacity : essays in cognitive psychology. — New York : Taylor & Francis, 2005. — 258 p. ....
15. Brown G. Teaching the spoken language. — Cambridge : Cambridge University Press, 1983. — 162 p.
16. Buck G. Assessing listening. — Cambridge : Cambridge University Press, 2001. — 288 p.