Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ABC-XYZ АНАЛИЗА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ABC-XYZ АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколова К.К., Баженов Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ABC-XYZ АНАЛИЗА»

работе [2] предлагается следующий механизм реализации таких корректировок на основе адаптивного подхода (рис.2).

Предлагаемый адаптивный алгоритм реализации программных мероприятий областных целевых программ позволит обеспечить требуемый уровень продовольственной безопасности аграрного сектора региона.

Использованные источники:

1. Донскова О.А. Аграрный сектор региона в контексте продовольственной безопасности / О.А. Донскова // Вестник Университета (Государственный университет управления) - 2011. - №18. - С. 149-152.

2. Донскова О.А. Региональное агропроизводство в системе агропродовольственной безопасности (статья) / О.А. Донскова // Экономика сельского хозяйства России - 2011. - №11. - С. 83-86.

3. Донскова О.А. Продовольственная безопасность зернового производства региона Волгоградской области / О.А. Донскова // Научный журнал «Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса». - 2011. -Вып. 16. - С. 101-103.

4. Метелёв С.Е. Менеджмент экономической безопасности. Учебное пособие. - Омск: Типография ИП Долгов Р.Н., 2006. - 220 с.

Соколова К. К.

студент Баженов Р. И.

зав.кафедрой информатики и вычислительной техники Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема

Россия, г. Биробиджан СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ABC-XYZ АНАЛИЗА Уже давно анализы ABC и XYZ имеют широкое применение в современном мире. Их используют для сортировки товарных позиций по параметрам, отвечающим объему спроса и реализации товара. Любая погрешность при моделировании объема реализации продукции является весомым фактором, в момент проведения управленческой деятельности по товарному ассортименту.

Над задачами внедрения ABC-XYZ-анализа во всевозможные отрасли экономики работали как отечественные, так и иностранные учёные. А.И. Коников и Г.А. Коников исследовали применение анализа ABC-XYZ в логистике, маркетинге и других областях экономики [1]. Ю.Н. Кулакова и А.Б. Кулаков разработали комплекс рекомендаций по формированию стратегии управления запасами на основе матрицы ABC*XYZ [2]. В своей статье рассмотрели один из возможных подходов к выделению приоритетных направлении развития промышленности при помощи анализа ABC и XYZ О.Н. Кондрашина и Л.В. Бабкин [3]. А. Духанин исследовал

современные методы оптимизации затрат: АВС-анализ, ХУ7-анализ, стоимостной анализ [4]. Разработала методику комплексной оценки инновационного потенциала на основе АВС-ХУ7-анализа Т.А. Железова [5]. Рассмотрением ранжирования программных продуктов для строительной отрасли с применением анализа АВС-ХУ7 занимался Коников А.И. [6]. Над рассмотрением всевозможных приложений АВС-ХУ7-анализа работали Р.И.Баженов и др.[7-18]. Также, немало труда в изучение АВС-ХУ7-анализа внесли и иностранные учёные [19-20].

Совмещенный АВС-ХУ7-анализ - это наиболее точный способ, который позволяет нам классифицировать товарный ассортимент предприятия по степени его значимости. Процесс проведения анализа наглядно показывает рейтинг самых продаваемых товаров, удовлетворяющих потребностям покупателей. Это необходимо любой фирме, учитывающей желания и предпочтения своих потребителей.

Удачное применение АВС-ХУ7-анализа позволяет выявить наиболее важные элементы объема продаж фирмы, а также исключить использование нерентабельных ресурсов.

Использование АВС-ХУ7-анализа даёт возможность определить главные задачи функционирования предприятия. Основываясь на методику анализа, фирма может устранить недочёты и избежать провалов в своей деятельности.

Проведём АВС-ХУ7-анализ для товаров строительного назначения. Все данные о товарном ассортименте были предоставлены нам фирмой г.Биробиджана ООО ПМК «Биробиджанводстрой».

Коротко опишем методы анализирования.

АВС-анализ позволяет вычислить ассортимент товаров, квалифицировать известность продуктов по отмеченным аспектам и найти ту группу, которая более эффективна в реализации продукции. В основе анализа лежит правило Парето. Исходя из него следует, что 20% номенклатурных позиций составляет 80% выгоды, а другие 80 % ассортиментных позиций не более чем 20% выгоды.

При этом анализе присутствует специальная ранжировка продуктов по их отдачи. Выделяют 3 группы товаров: А группа, В группа и С группа [21].

1) А группа является самой продуктивной в реализации товара. Именно продукция этой группы приносит предприятию не менее 80% выгоды.

2) В группа обеспечивает стабильность компании. От нее исходит 15% постоянной выгоды.

3) С группа является нерентабельной и малопродуктивной. Она обеспечивает лишь 5% выгоды.

ХУ7-анализ даёт возможность поделить продукцию данного предприятия по устойчивости реализации и динамике их использования. В

любой номенклатурной позиции коэффициента разновидности лежит методология этого исследования. Этот коэффициент показывает перемену расхода от среднего значения, выраженную в процентах. Принято выделять три категории:

1) Категория X. Она включает в себя продукты с отклонением в реализации от 5% до 15%. Данные продукты владеют фиксированным объемом расхода и наивысшей стадией прогнозируемости.

2) Категория Y. К ней относятся товары с отклонением в реализации от 15% до 50%. Они характерны временными изменениями и средней степенью их предсказуемости.

3) Категория Z. Отклонения реализации товаров этой группы от 50% и выше. Потребление продукции нестабильное и несистематическое, а также очень низкая степень предсказуемости.

Далее, следует осуществить соединение групп ABC и XYZ, в согласовании с названиями и провести исследование приобретённых групп.

Покажем применение данного метода. Отчет с информативной системы представляет продажи в квартал (табл. 1)

Таблица 1 - Начальные данные

№№ п/п Наименование 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

1 Товар 1 0,00 9 035 959,14 20 179 932,06 10 616 663,67

2 Товар 2 16 321 583,41 78 131,49 57 006,47 6 904 521,09

3 Товар 3 10 898 623,50 252 862,53 3 311 213,97 3 615 873,47

4 Товар 4 0,00 14 676 578,30 0,00 27 165,94

5 Товар 5 0,00 0,00 10 269 496,38 0,00

6 Товар 6 0,00 15 628,91 10 943,13 7 983 217,22

7 Товар 7 0,00 6 005 079,15 1 887 689,34 0,00

8 Товар 8 0,00 4 287 814,77 1 389 777,08 0,00

9 Товар 9 0,00 4 896 673,00 0,00 0,00

10 Товар 10 0,00 0,00 4 760 260,07 0,00

11 Товар 11 0,00 2 391 223,50 673 002,28 0,00

12 Товар 12 0,00 0,00 2 170 630,97 0,00

13 Товар 13 0,00 77 500,31 1 133 352,13 447 926,98

14 Товар 14 0,00 155 806,91 1 030 403,52 0,00

15 Товар 15 0,00 1 138 832,79 0,00 0,00

16 Товар 16 0,00 69 113,74 230 296,45 564 471,80

17 Товар 17 0,00 110 965,27 328 883,48 0,00

18 Товар 18 0,00 0,00 175 404,52 0,00

19 Товар 19 0,00 0,00 92 087,37 0,00

20 Товар 20 0,00 43 406,39 43 851,13 0,00

21 Товар 21 0,00 34 383,61 0,00 38 808,49

22 Товар 22 0,00 0,00 16 414,69 0,00

23 Товар 23 0,00 15 628,91 0,00 0,00

24 Товар 24 0,00 0,00 4 845,05 0,00

Итого 27 220 206,91 43 285 588,72 47 765 490,09 30 198 648,66

Далее следует найти общую сумму за четыре квартала и определить долю получаемого дохода от каждой единицы проданного товара (табл..2)

Таблица 2- Сортировка товара согласно группам А,В,С

№№ п/п Наименование Сумма выручки за 2014 год Доля выручки в обороте (%) Доля в обороте с накопительным итогом ABC

1 Товар 1 39 832 554,87 26,83% 26,83% А

2 Товар 2 23 361 242,46 15,73% 42,56% А

3 Товар 3 18 078 573,47 12,18% 54,74% А

4 Товар 4 14 703 744,24 9,90% 64,64% А

5 Товар 5 10 269 496,38 6,92% 71,56% А

6 Товар 6 8 009 789,26 5,39% 76,96% А

7 Товар 7 7 892 768,49 5,32% 82,27% В

8 Товар 8 5 677 591,85 3,82% 86,10% В

9 Товар 9 4 896 673,00 3,30% 89,39% В

10 Товар 10 4 760 260,07 3,21% 92,60% В

11 Товар 11 3 064 225,78 2,06% 94,66% В

12 Товар 12 2 170 630,97 1,46% 96,13% С

13 Товар 13 1 658 779,42 1,12% 97,24% С

14 Товар 14 1 186 210,43 0,80% 98,04% С

15 Товар 15 1 138 832,79 0,77% 98,81% С

16 Товар 16 863 881,99 0,58% 99,39% С

17 Товар 17 439 848,75 0,30% 99,69% С

18 Товар 18 175 404,52 0,12% 99,81% С

19 Товар 19 92 087,37 0,06% 99,87% С

20 Товар 20 87 257,52 0,06% 99,93% С

21 Товар 21 73 192,10 0,05% 99,98% С

22 Товар 22 16 414,69 0,01% 99,99% С

23 Товар 23 15 628,91 0,01% 100,00% С

24 Товар 24 4 845,05 0,00% 100,00% С

Итого 148 469 934,38 100,00%

С целью того, чтобы осуществить систематизацию продукции предприятия согласно их реализации и изменений в мониторинге их потребления, необходимо в периоде 4 кварталов сортировать их на группы

х,у,ъ

Исходя из этого, нам нужно определить среднюю сумму за четыре квартала, процентный коэффициент вариации. Далее создаём три группы товарного ассортимента: X (наиболее стабилизированная продукция), У (товары с сезонными переменами, склонные к колебаниям), Ъ (низко прогнозируемые товары, наименее стабильны) (табл.3).

Таблица 3 - Сортировка продукции согласно категориям Х,У,Ъ

№№ п/п Наименование Среднее значение Вариация XYZ

1 Товар 1 9 958 138,72 0,72 Z

2 Товар 2 5 840 310,62 1,14 Z

3 Товар 3 4 519 643,37 0,87 Z

4 Товар 4 3 675 936,06 1,73 Z

5 Товар 5 2 567 374,10 1,73 Z

6 Товар 6 2 002 447,32 1,72 Z

7 Товар 7 1 973 192,12 1,24 Z

8 Товар 8 1 419 397,96 1,23 Z

9 Товар 9 1 224 168,25 1,73 Z

10 Товар 10 1 190 065,02 1,73 Z

11 Товар 11 766 056,45 1,28 Z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Товар 12 542 657,74 1,73 Z

13 Товар 13 414 694,86 1,08 Z

14 Товар 14 296 552,61 1,44 Z

15 Товар 15 284 708,20 1,73 Z

16 Товар 16 215 970,50 1,01 Z

17 Товар 17 109 962,19 1,22 Z

18 Товар 18 43 851,13 1,73 Z

19 Товар 19 23 021,84 1,73 Z

20 Товар 20 21 814,38 1,00 Z

21 Товар 21 18 298,03 1,00 Z

22 Товар 22 4 103,67 1,73 Z

23 Товар 23 3 907,23 1,73 Z

24 Товар 24 1 211,26 1,73 Z

Проведённое исследование дало возможность определить наиболее эффективные и наименее выгодные для предприятия наборы товаров. Исходя из наших результатов, мы видим, что отсутствуют товары группы X и У. А значит, можно сделать выводы о том, что предприятие не владеет продукцией с наиболее стабильной реализацией. Следовательно,

ассортимент товаров фирмы изучен не в полном объеме. Из полученных данных, видно, что в организации имеют место быть товары категории Ъ. Они относятся к наименее прибыльным и малоэффективным продуктам предприятия. Руководству организации необходимо проявлять особое внимание к товарному набору этой категории.

Все товары входят в группу Ъ (100%).

Далее следует осуществить соединение товаров групп А,В,С и Х,У,Ъ. (табл.4)

Таблица 4 -Соединение товарных групп

№№ п/п Наименование ЛЕС XYZ

1 Товар 1 А Z АZ

2 Товар 2 А Z АZ

3 Товар 3 А Z АZ

4 Товар 4 А Z АZ

5 Товар 5 А Z АZ

6 Товар 6 А Z АZ

7 Товар 7 В Z ВZ

8 Товар 8 В Z ВZ

9 Товар 9 В Z ВZ

10 Товар 10 В Z ВZ

11 Товар 11 В Z ВZ

12 Товар 12 С Z СZ

13 Товар 13 С Z СZ

14 Товар 14 С Z СZ

15 Товар 15 С Z СZ

16 Товар 16 С Z СZ

17 Товар 17 С Z СZ

18 Товар 18 С Z СZ

19 Товар 19 С Z СZ

20 Товар 20 С Z СZ

21 Товар 21 С Z СZ

22 Товар 22 С Z СZ

23 Товар 23 С Z СZ

24 Товар 24 С Z СZ

Таблица 5 - Определение наиболее выгодных групп

Объем продаж Доля

Группа АZ 114 255 400,68 77%

Группа ВZ 26 291 519,19 18%

Группа СZ 7 923 014,51 5%

Итого 148 469 934,38 100%

Категории АЪ и ВЪ обеспечивают наиболее высокое товарообращение,

но нестабильны в своих продажах. CZ- товары обладают низкой стабильностью и низким товарообращением.

Таким образом, использование анализов ABC и XYZ помогает нам повысить часть рентабельной продукции и определить малоэффективную долю товарного ассортимента.

Исходя из анализа товарного ассортимента предприятия, руководству фирмы следует улучшить свою стратегию управления. Увеличить производство продукта, который будет наиболее рентабельный и продаваемый в данной отрасли. А также повысить квалификацию и навыки своего персонала.

Использованные источники:

1. Коников А.И., Коников Г.А. Расширение функциональных возможностей анализа ABC- XYZ// Логистика и управление целями поставок. 2014. №3. С. 54-57

2. Кулакова Ю.Н., Кулаков А.Б. Формирование стратегии управления производственными запасами предприятия на основе анализа матрицы ABC*XYZ// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 20. С. 2335

3. Кондрашина О.Н., Бабкин Л.В. Методы определения объектов и направлений промышленной политики// Труд и социальные отношения. 2014. №7. С. 77-89

4. Духанин А. Анализ современных методов оптимизации затрат организации как фактор финансовой устойчивости// Финансовая жизнь. 2014. №1. С. 92-96

5. Железова Т.А. Совершенствование управления товарными запасами организаций потребительской кооперации//Вестник сибирского университета потребительской кооперации. 2014. №1. С. 15-21

6. Коников А.И. Комбинированный метод ранжирования программных продуктов для управления строительством//Вестник самарского государственного экономического университета. 2014. №2. С. 50-53

7. Черемисина И.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента товаров продовольственного магазина на основе классического ABC-анализа // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-3 (47). С. 196-209.

8. Татаринова Е.Д., Баженов Р.И., Наумов А.А. Совершенствование ассортимента продажи товаров на основе ABC-XYZ-анализа// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 (41). С. 112-122.

9. Перминова Н.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента обуви магазина «Велес» на основе АВС-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 (42). С. 68-80.

10.Баженов Р.И., Пронина О.Ю. ABC-XYZ анализ прибыли и продаж ассортимента магазина трикотажа // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 120-

11.Бронштейн К.С., Наумов А.А., Баженов Р.И. Применение классического ABC-анализа для анализа ассортимента блюд кафе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 (38). С. 100-110.

12.Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.

13.Сизых А.Ф., Баженов Р.И. Разработка программной системы поиска ассоциативных правил на основе алгоритма apriori // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-1 (42). С. 52-59.

14.Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.

15.Жилкин С.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента товаров медицинского назначения на основе ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 103-110.

16.Наумов А.А., Наумова А.А., Баженов Р.И. О некоторых моделях и модификациях классического ABC-анализа // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-2 (44). С. 138-146

17.Резниченко Н.В., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента блюд кафе и системы закупок компонентов на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 14-24.

18.Остроушко А.А., Баженов Р.И. Анализ ассортимента электротоваров с использованием ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 (37). С. 73-81.

19.Clevert D. A. et al. Cost analysis in interventional radiology-A tool to optimize management costs //European journal of radiology. 2007. Т. 61. №. 1. С. 144-149.

20.Flores B. E., Clay Whybark D. Multiple criteria ABC analysis //International Journal of Operations & Production Management. 1986. Т. 6. №. 3. С. 38-46.

21.ABC-, XYZ-анализы ассортимента. URL: http: //www.znaytovar.ru/s/ABC -XYZanalizy-assortimenta.html (дата обращения: 20.06.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.