The analysis of the range of electric devices with ABC analysis use Afanaseva O. , Yakovleva A. (Russian Federation)
Анализ ассортимента электроприборов с использованием ABC-анализа Афанасьева О. А. , Яковлева А. В. (Российская Федерация)
1 .Афанасьева Ольга Алексеевна / Afanaseva Olga - магистрант,
2.Яковлева Антонина Васильевна / Yakovleva Antonina - кандидат экономических наук, доцент, кафедра региональной экономики и предпринимательства,
Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары
Аннотация: приводятся аргументы, доказывающие необходимость проведения комплексного анализа ассортимента продукции. Раскрывается суть АВС-анализа. Исследуется прибыльность товаров. На основании данных делаются выводы и формируются предложения по оптимизации ассортимента.
Abstract: the arguments proving need of carrying out the complex analysis of the product range are adduced. The ABC analysis essence reveals. The profitability of the products investigated. On the basis of data conclusions are drawn and offers on optimization of the range are formed.
Ключевые слова: АВС-анализ, ассортиментный ряд, объём продаж, прибыль, электроприборы.
Keywords: ABC analysis, assortment row, sales volume, profit, elektropribor.
Анализ результатов деятельности предприятия проводится с целью выявления проблем и поиска путей их решения. Ассортимент компании представлен множеством позиций, притом каждая состоит из нескольких разновидностей одного и того же товара, различающихся по цветовым, функциональным и другим признакам. В то же время производство и реализация далеко не всех видов продукции является рентабельным и приносит прибыль предприятию. Для правильной расстановки приоритетов между товарами и принятия решения об исключении из ассортиментного ряда той или иной продукции, проводится комплексный анализ продаж. К числу таких методов относится АВС-анализ.
ABC-анализ - это универсальный в своём роде инструмент, позволяющий анализировать данные по продажам, дебиторскую задолженность, а также выявить целевую аудиторию и сформировать ассортимент наиболее востребованной продукции. Данный метод активно используется отделами продаж, финансов и закупок на предприятии.
Повышение эффективности ассортиментной политики и увеличение объема продаж зависят от правильной оценки прибыльности каждой номенклатурной единицы, отсутствия «залеживающихся товаров» и товаров, затраты на которые не окупаются. Ассортиментный ряд обычно анализируется по двум характеристикам: объем продаж и получаемая прибыль. АВС-анализ основывается на принципе Парето, согласно которому всего 20 % ассортимента товаров приносят 80 % общего дохода. При проведении АВС-анализа весь товарный потенциал предприятия разбивается на группы: А - наиболее ценные, 20 % ассортимента, 80 % продаж; В - товары среднего звена, 30 % ассортимента, 15 % продаж; С - наименее ликвидные, 50 % ассортимента, 5 % продаж. Часто добавляют еще одну группу - D , в которую входят совершенно неликвидные товары или которые продаются в убыток. Также допускается варьирование процентов для групп [1].
Торговые компании управляют своим ассортиментом по результатам АВС-анализа. К примеру, расширяется количество и ассортимент товаров и услуг, приносящих не менее 80 % оборота, при этом снимаются с производства позиции, приносящие меньше 5 % дохода. Исходя из показаний анализа, проводимого продукт-менеджерами, составляется список самых актуальных товаров (услуг), которые заранее заказываются. Параллельно избавляются от неликвидной продукции.
Процедура АВС-анализа проста и позволяет оперативно выявить ликвидные и убыточные пункты из списка. Поэтому рекомендуется проводить АВС-анализ не реже одного раза в месяц и использовать данные как минимум за последние 6 месяцев. Это позволит наблюдать за тенденциями продаж, отслеживать спрос на товары и услуги.
Если же менеджеры будут пренебрегать АВС-анализом или проводить его реже рекомендуемых сроков, то рискуют упустить перемены в трендах и не смогут оперативно заказать товар, пользующийся повышенным спросом в грядущем сезоне, или же произведут заказ в недостаточном объёме.
Многие российские и зарубежные учёные занимались изучением применения ABC-анализа в различных отраслях экономики. Е. А. Бузукова изучила ассортимент и стабильность продаж с помощью ABC-анализа и XYZ-анализа [3]. Т. А. Желада провела исследование ассортимента сервисных услуг в розничной торговле с применением ABC и XYZ-анализа [5]. АВС-анализ с целью управления товарным ассортиментом торгового предприятия применяли О. Л. Ксенофонтова, Н. А. Новосельская [6]. С. В. Ласковец, Р. В. Каптюхин, О. Н. Жидкова как средство совершенствования товарной политики компании использовали методы анализа ассортимента [7]. А. А. Наумов выделил проблемы классических методов анализа экономических систем [8]. Применяли ABC-анализ для исследования товарного портфеля А. И. Репичев [9], Д. С. Садриев, Р. Д. Садриев. Адаптацию методики ABC к анализу производственных процессов промышленных предприятий
провел А. В. Чуваев [10]. Р. И. Баженов, В. А. Векслер разработали конфигурацию для проведения различных анализов на базе платформы 1С: Предприятие и независимого приложения [2]. Зарубежные ученые также изучали применение ABC-анализа.
ОАО «Электроприбор» занимается изготовлением электроприборов, преимущественно работая под заказ. Ассортимент включает в себя около 5000 номенклатурных единиц. В качестве объекта изучения была выбрана одна номенклатурная группа, содержащая 30 наименований. Первичные данные для АВС-анализа были взяты из оборотно-сальдовой ведомости по счету 43 «Готовая продукция» за I квартал 2015 года, сформированной в программе 1С: бухгалтерия. Данный отчет показал остатки на начало и конец периода и обороты за выбранный промежуток времени в разрезе аналитики по номенклатурным единицам, входящим в группу «Щитовые стрелочные приборы».
Анализируя показатели сальдо на начало и конец периода по дебету, не вдаваясь в подробности выпуска и реализации каждой позиции, было замечено, что количество не проданных товаров на складах в денежном выражении увеличилось в 1,20 раза по сравнению с предыдущим периодом. Из этого можно сделать вывод, что существуют некоторые проблемы со сбытом продукции, для выявления которых требуется более глубокий анализ ассортимента.
Осмотр оборотно-сальдовой ведомости показал, что существуют позиции, которые в последний раз производились в прошлом году. В текущем периоде они не были реализованы и лишь занимали место на складе. Это негативно сказалось на объеме прибыли, так как их себестоимость не была покрыта.
Для более глубокого анализа ассортимента в качестве параметра была выбрана доля стоимости товаров в общей себестоимости.
Для проведения АВС-анализа относительно доли стоимости продукции в общей себестоимости, исследовалась себестоимость отгруженных товаров, т. е. использовались обороты по кредиту 43 счета. На основании этих данных была произведена отсортировка от самых максимальных реализаций в денежном выражении до самых минимальных. По результатам этого ранжирования товары разделили на группы А, В и С. Отчет по АВС-анализу представлен в таблице 1.
Таблица 1. Отчет по АВС-анализу
№ Товары Выручка, тыс. руб. Выручка, доля, % Выручка, доля нараст., % Группы
1 М42300 13200 17,2 17,2 А
2 Э42700 12000 15,7 32,9 А
3 М4264М 10200 13,3 46,2 А
4 Э42702 9000 11,7 57,9 А
5 Ц42300 6600 8,6 66,5 А
6 Ц42302 6000 7,8 74,3 А
7 Э42704 3300 4,3 78,7 А
8 М4272 1800 3,5 82,2 В
9 Э42703 2100 2,7 84,9 В
10 М42301 1800 2,3 87,3 В
11 М42303 1500 2,0 89,2 В
12 М42304 1200 1,6 90,8 В
13 М42305 900 1,2 92,0 В
14 М42301 600 0,8 92,7 В
15 М4265М 600 0,8 93,5 В
16 М42412 450 0,6 94,1 В
17 Ц42304 420 0,5 94,7 В
18 Ц42308 390 0,5 95,2 С
19 М42306 360 0,5 95,6 С
20 М4247 330 0,4 96,1 С
21 М4248 315 0,4 96,3 С
22 М42248 300 0,4 96,9 С
23 М42200 300 0,4 97,3 С
24 М42201 300 0,4 97,7 С
25 М42243 300 0,4 98,0 С
26 М42607 300 0,4 98,4 С
27 М42608 300 0,4 98,8 С
28 М4276 300 0,4 99,2 С
29 М4279 300 0,4 99,6 С
30 М42301.19 300 0,4 100 С
76665,00 100 %
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
1. Группа А содержит 7 наименований, что составляет около 23 % от общего количества номенклатурных единиц исследуемого ассортимента. Однако доля выручки (по себестоимости) на данную группу составляет 78,7 % в общем объеме продаж.
2. Группа В включает в себя 10 наименований, что составляет 33 % от общего количества позиций ассортиментного ряда. Доля выручки (по себестоимости) на данную группу приходится 16 % от общего объема продаж.
3. Группа С обеспечивает самый маленький процент объема продаж, состоит всего из 13 наименований, 4 номенклатурные позиции залежались на складе с прошлого года и сняты с производства в текущем периоде.
На основании этих выводов можно сформулировать следующие предложения по оптимизации исследуемой номенклатурной группы:
1. Поиск новых заказчиков для товаров, находящихся в группе В, с целью увеличения объемов продаж.
2. Производство товаров, находящихся в группе А не под заказ, а с целью формирования определенного резерва на складе, чтобы удовлетворять потребности покупателей в этих товарах в максимально короткие сроки.
3. Производство товаров, состоящих в группе С исключительно под заказ, чтобы избежать неоправданного накопления остатков продукции на складах.
4. Реализация товаров, залежавшихся на складе, по сниженным ценам, с целью освобождения складских помещений и увеличения общего объема продаж.
Таким образом, можно сказать, что данный анализ позволяет обеспечить информационную базу для улучшения товарных предложений. Для того чтобы принять решение по оптимизации ассортимента в компании, следует подробно изучить номенклатурную группу. Но не стоит пытаться увеличить показатели по множеству различных направлений сразу. Следует повышать эффективность постепенно, выделяя приоритетные перспективы развития и ориентируя маркетинговые идеи и методы их воплощения на них.
Литература
1. ABC-анализ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.center-yf.ru/data/Marketologu/ABC-аиаИ7.рЬр_(дата обращения: 18.05.2015).
2. Баженов Р. И., Векслер В. А. Анализ потребительских корзин в 1С: Предприятие на примере АВС-анализа. // Информатизация и связь. 2013. № 5. С. 117-123.
3. Бузукова Е. А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа. // Управление продажами. 2010. № 3. С. 166-185.
4. Вострокнутов А. Е., Сапсай А. Д., Нестерова Г. Н. Анализ ассортимента торговых организаций потребительской кооперации Краснодарского края. // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 4. С. 21-26.
5. Желада Т. А. Анализ ассортимента сервисных услуг в организациях розничной торговли с помощью ABC и XYZ-анализа. // Економiчний форум. 2013. № 1. С. 422-427.
6. Ксенофонтова О. Л., Новосельская Н. А. АВС-XYZ - анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия. // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. № 2 (34). С. 70-76.
7. Ласковец С. В., Каптюхин Р. В., Жидкова О. Н. Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 141-145.
8. Наумов А. А. Использование метода детализации финансовых потоков в задачах оценивания эффективности проектов. // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013, № 48 (186). С. 35-41.
9. Репичев А. И. Анализ товарного портфеля сельскохозяйственного предприятия. // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 3. С. 59-64.
10. Чуваев А. В. Адаптация методики ABC к анализу производственных процессов промышленных предприятий. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 4 (36). С. 94-96.