Научная статья на тему 'Изучение ассортимента товаров продуктового магазина посредством ABC-анализа'

Изучение ассортимента товаров продуктового магазина посредством ABC-анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2268
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
АBC-АНАЛИЗ / ПРОДУКТЫ / АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трухов Виктор Сергеевич, Баженов Руслан Иванович

В данной статье рассмотрено применение метода ABC-анализа, с помощью которого классифицируются ресурсы фирмы по степени их важности. Произведен ABC-анализ ассортимента товаров продуктового магазина. Сформулированы выводы об объемах закупок и последующей продажи тех или иных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трухов Виктор Сергеевич, Баженов Руслан Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение ассортимента товаров продуктового магазина посредством ABC-анализа»

-т

SCIENCE TIME

ИЗУЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ПРОДУКТОВОГО МАГАЗИНА ПОСРЕДСТВОМ АВС-АНАЛИЗА

Трухов Виктор Сергеевич, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан

E-mail: Truhov96_96@mail.ru

Баженов Руслан Иванович, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан

E-mail: r-i-bazhenov@yandex. ru

é

Аннотация. В данной статье рассмотрено применение метода ABC анализа, с помощью которого классифицируются ресурсы фирмы по степени их важности. Произведен ABC-анализ ассортимента товаров продуктового магазина. Сформулированы выводы об объемах закупок и последующей продажи тех или иных товаров.

Ключевые слова: АВС-анализ, продукты, анализ ассортимента.

ABC-анализ является универсальным инструментом, применяемым на предприятии. С его помощью анализируют информацию о продажах и дебиторскую задолженность, выявляют основную аудиторию, а также формируют ассортимент в разной степени востребованных товаров, брэндов и фирм-производителей.

АВС-анализ можно назвать методикой, которая базируется на принципе, созданном математиком Парето. Этот принцип дает возможность сгруппировать различные ресурсы предприятия по уровню их значимости для него. В соответствии с принципом Парето, всего 20% ассортимента товаров, представленных магазином, дают 80% общего дохода. Следственно, большую часть прибыли дают 20% клиентов, и 20% всех ресурсов предприятия основывают 80% качественного спроса. Из чего можно заключить, что контроль над этими самыми 20% позволяет предпринимателю осуществлять контроль 80% рынка.

Рассмотрением АВС-анализа занимались многие ученые. А.Ю. Рыманов и Т.В.Титова рассмотрели АВС-анализ в производстве сухих строительных смесей [1]. АВС-анализ и сезонную компоненту промышленного предприятия изучали

В.Т.Денисов и Е.С.Авдеева [2]. А.Д.Бурдин и А.В.Куликов применили АВС-анализ для исследования объемов реализации светлых нефтепродуктов на АЗС [3]. Рассмотрели АВС-анализ для решения инженерных задач планирования и прогнозирования Е.А.Рябухина и др. [4]. М.С.Демьяненко и Р.И.Найденова совершенствовали управление товарными запасами на основе АВС-анализа [5]. Систему для оптимизации запасов широкого ассортимента товаров показали А.В.Зыкина и Д.И.Куянов [6]. А.А.Наумов [7] рассмотрел проблемы некоторых классических методов анализа экономических систем и пути их разрешения. А.И.Репичев [8] показал методы анализа продуктового портфеля фирмы. Р.И.Баженов и др. применяли выделенный анализ в различных областях [9-18]. Зарубежные ученые рассмотрели АВС-анализ в своих исследованиях [19-20].

Представим АВС-анализ годовых продаж магазина. Организация, предоставившая данные о реализации ассортимента продукции, находится в п. Смидович Еврейской автономной области. В данной работе продукция товаров вся прописана. Ассортимент включает в себя 34 вида продукции (табл.1).

Кратко опишем АВС-анализ. Ассортимент обычно рассматривается по двум характеристикам: объем продаж и получаемая прибыль. АВС-анализ группирует продукцию в категории: категория А - товары, доля нарастающего итога которого близка к 0,8 (то есть 80%); категория В - товары, находящиеся выше позиции, где значение нарастающего итога будет приблизительно равно 0,95 (то есть 95%); категория С - остальные товары.

Таблица 1

Исходные данные

Наименование товара Количество, шт. Годовой объем реализации продукта, тыс. руб.

Хлеб серый (пшенично-ржаной) 12000 324000

Кофе «Максим» молотый 2200 198000

Кофе растворимый «Нескафе Голд» 20000 180100

Сахар-песок фасованный, кг. 3600 180000

Лапша «Доширак» 6800 170000

Чай «Ахмад» 2062 165000

Рис длинный фасованный, кг. 5300 160000

Лапша «Бизнес Ланч» 5200 151000

Кофе растворимый «Нескафе Классик» 2140 150000

Рис круглый фасованный, кг. 3600 126000

Батончик «Сникерс» 2561 115280

Мюсли 3350 100500

Чупа Чупс 4750 95000

продолжение таблицы 1

Киндер сюрприз 2275 91000

Шоколад «Альпен Голд» с орехами и изюмом 1390 90720

Кетчуп «Балтимор» 1487 89270

Шоколад «Российский» 1184 88800

Шоколад «Аленка» 1560 78000

Кетчуп «Болгарский» 1666 75000

Шоколадный напиток «Несквик» 2140 64400

Шоколад «Несквик» 2040 51000

Жевательная резинка «Орбит» 2181 48000

Шоколад «Нестле Классик» 882 45000

Батончик «МилкиУэй» 1677 40268

Жевательная резинка «Дирол» 2181 40000

Чай «Высокогорный» 312 37440

Инжир 1307 34000

Батончик «Твикс» 805 32200

Баунти молочный 533 24000

Батончик «Несквик» 923 21250

Чай индийский 571 20000

Шоколад «Воздушный» белый пористый 304 15200

Изюм 480 12000

Чай «Беседа» 360 10800

ИТОГО 3123228

Вычисляем долю дохода от реализации каждой позиции и долю с нарастающим итогом анализа ассортимента и разбиваем номенклатуру по группам. Разбиение на категории в соответствии с объемом продаж: А - 80%; В -15%, С - 5%. Полученные результаты приведем в табл.2.

Таблица 2

Разбиение продукции по группам ABC-анализа

Наименование товара Количество, шт. Годовой объем реализации продукта, тыс. рублей Доля, % Накопительный итог, % Группа

Хлеб серый (пшенично-ржаной) 12000 324000 10,37 10,37 A

Кофе «Максим» молотый 2200 198000 6,34 16,71 A

Кофе растворимый «Нескафе Голд» 20000 180100 5,77 22,48 A

продолжение таблицы 2

Сахар-песок фасованный, кг. 3600 180000 5,76 28,24 А

Лапша «Доширак» 6800 170000 5,44 33,69 А

Чай «Ахмад» 2062 165000 5,28 38,97 А

Рис длинный фасованный, кг. 5300 160000 5,12 44,09 А

Лапша «Бизнес Ланч» 5200 151000 4,83 48,93 А

Кофе растворимый «Нескафе Классик» 2140 150000 4,80 53,73 А

Рис круглый фасованный, кг. 3600 126000 4,03 57,76 А

Батончик «Сникерс» 2561 115280 3,69 61,46 А

Мюсли 3350 100500 3,22 64,67 А

Чупа Чупс 4750 95000 3,04 67,71 А

Киндер сюрприз 2275 91000 2,91 70,63 А

Шоколад «Альпен Голд» с орехами и изюмом 1390 90720 2,90 73,53 А

Кетчуп «Балтимор» 1487 89270 2,86 76,39 А

Шоколад «Российский» 1184 88800 2,84 79,23 А

Шоколад «Аленка» 1560 78000 2,50 81,73 В

Кетчуп «Болгарский» 1666 75000 2,40 84,13 В

Шоколадный напиток «Несквик» 2140 64400 2,06 86,20 В

Шоколад «Несквик» 2040 51000 1,63 87,83 В

Жевательная резинка «Орбит» 2181 48000 1,54 89,36 В

Шоколад «Нестле Классик» 882 45000 1,44 90,81 В

Батончик «МилкиУэй» 1677 40268 1,29 92,10 В

Жевательная резинка «Дирол» 2181 40000 1,28 93,38 В

Чай «Высокогорный» 312 37440 1,20 94,57 В

Инжир 1307 34000 1,09 95,66 С

Батончик «Твикс» 805 32200 1,03 96,69 С

Баунти молочный 533 24000 0,77 97,46 С

Батончик «Несквик» 923 21250 0,68 98,14 С

Чай индийский 571 20000 0,64 98,78 С

Шоколад «Воздушный» белый пористый 304 15200 0,49 99,27 С

Изюм 480 12000 0,38 99,65 С

Чай «Беседа» 360 10800 0,35 100 С

ИТОГО 3123228

Проанализировав данные из табл.2, можно сделать вывод:

- группа A содержит 17 наименований продукции (Хлеб серый (пшенично-ржаной), Кофе «Максим» молотый, Кофе растворимый «Нескафе Голд», Сахар-песок фасованный, Лапша «Доширак», Чай «Ахмад», Рис длинный фасованный, Лапша «Бизнес Ланч», Кофе растворимый «Нескафе Классик», Рис круглый фасованный, Батончик «Сникерс», Мюсли, Чупа Чупс, Киндер сюрприз, Шоколад «Альпен Голд» с орехами и изюмом, Кетчуп «Балтимор», Шоколад «Российский»), что составляет 79,23% от общего числа рассматриваемой продукции;

- группа B содержит 9 наименование продукции (Шоколад «Аленка», Кетчуп «Болгарский», Шоколадный напиток «Несквик», Шоколад «Несквик», Жевательная резинка «Орбит», Шоколад «Нестле Классик», Батончик «Милки Уэй», Жевательная резинка «Дирол», Чай «Высокогорный»), что составляет 15,34% от общего числа рассматриваемой продукции;

- группа C содержит 8 наименования продукции (Инжир, Батончик «Твикс», Баунти молочный, Батончик «Несквик», Чай индийский, Шоколад «Воздушный» белый пористый, Изюм, Чай «Беседа»), что составляет 5,43% от общего числа рассматриваемой продукции.

Из вышеперечисленных данных, можно сделать вывод, что 94,57% всей продукции стабильно продается.

В итоге данной работы необходимо сказать, что ABC-анализ позволяет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности;

- изучить ассортимент товаров, установить рейтинг продукции по указанным критериям и обнаружить ту часть ассортимента, которая обеспечивает наибольший эффект.

В результатах данного исследования, хотелось бы сказать, что руководству данного магазина необходимо изучить и скорректировать ассортимент товаров. Желательно снизить объемы закупок таких товаров, как Инжир, Батончик «Твикс», Баунти молочный, Чай индийский, Шоколад «Воздушный» белый пористый, Изюм, Чай «Беседа». Можно за место этих товаров ввести в ассортимент какую-либо новую продукцию.

Объем закупок таких товаров, как Хлеб серый (пшенично-ржаной), Кофе «Максим» молотый, Кофе растворимый «Нескафе Голд», Сахар-песок фасованный, Лапша «Доширак», Чай «Ахмад», Рис длинный фасованный, Лапша «Бизнес Ланч», Кофе растворимый «Нескафе Классик», Рис круглый фасованный, Батончик «Сникерс», Мюсли, Чупа Чупс, Киндер сюрприз, Шоколад «Альпен Голд» с орехами и изюмом, Кетчуп «Балтимор», Шоколад «Российский», лучше оставить неизменным.

Литература:

1. Рыманов А.Ю., Титова Т.В. ABC - анализ в производстве сухих строительных смесей // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. Т. 1. № 1 (23). С. 121-126.

2. Денисов В.Т., Авдеева Е.С. ABC-анализ и сезонная компонента промышленного предприятия // Российское предпринимательство. 2011. № 1-2. С. 104-109.

3. Бурдин А.Д., Куликов А.В. Применение логистического ABC-анализа для исследования объемов реализации светлых нефтепродуктов на АЗС // Научные труды SWorld. 2014. Т. 1. № 2. С. 59-62.

4. Рябухина Е.А., Певцова Т.А., Гущина О.А. Применение ABC-анализа для решения инженерных задач планирования и прогнозирования // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 11-1 (30). С. 19-22.

5. Демьяненко М.С., Найденова Р.И. Совершенствование управления товарными запасами на основе логистического подхода // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 3 (47). С. 328-336.

6. Зыкина А.В., Куянов Д.И. Система для оптимизации запасов широкого ассортимента товаров // Научные труды SWorld. 2013. Т. 4. № 3. С. 81-85.

7. Наумов А. А. О проблемах некоторых классических методов анализа экономических систем и путях их разрешения // Theoretical&Applied Science. 2013. № 12 (8). С. 112-114.

8. Репичев А.И. Методы анализа продуктового портфеля фирмы // Научная жизнь. 2010. № 3. С. 47-49.

9. Остроушко А.А., Баженов Р.И. Анализ ассортимента электротоваров с использованием ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 (37). С. 73-81.

10. Резниченко Н.В., Наумов А. А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента блюд кафе и системы закупок компонентов на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 14-24.

11. Бронштейн К.С., Наумов А. А., Баженов Р.И. Применение классического ABC -анализа для анализа ассортимента блюд кафе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 (38). С. 100-110.

12. Баженов Р.И., Векслер В. А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 //Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.

13. Жилкин С.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента товаров медицинского назначения на основе ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 103-110.

SCIENCE TIME

14. Наумов А.А., Наумова А.А., Баженов Р.И. О некоторых моделях и модификациях классического ABC-анализа // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-2 (44). С. 138-146.

15. Татаринова Е.Д., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента продажи товаров на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 (41). С. 112-122.

16. Перминова Н.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента обуви магазина «Велес» на основе АВС-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 (42). С. 68-80.

17. Черемисина И. А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента товаров продовольственного магазина на основе классического ABC-анализа // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-3 (47). С. 196-209.

18. Баженов Р.И., Пронина О.Ю. ABC-XYZ анализ прибыли и продаж ассортимента магазина трикотажа // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 120-129.

19. Ng W. L. A simple classifier for multiple criteria ABC analysis // European Journal of Operational Research. 2007. Т. 177. №. 1. С. 344-353.

20. Odanaka T., Tanaka T. On ABC analysis of multi-item inventory problem // Mathematical Modelling. 1987. Т. 8. С. 725-728.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.