СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРГУМЕНТАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
PERFECTION OF THE ARGUMENTATIVE CULTURE OF FUTURE TEACHERS
Савова M.P.
Доцент кафедры риторики и культуры речи ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук.
E-mail: mpgu-ritorikal@mail.ru
Смелкова З.С.
Профессор ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук.
E-mail: filologich@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития умения будущих педагогов создавать аргументативные тексты и вводить элементы аргументации в профессионально значимые тексты. Авторы соотносят этапы совершенствования культуры аргументации с ключевыми компетенциями и предлагают методику ее формирования с учетом специфики жанров речи учителя. Методика рассчитана на обучение бакалавров по всем профилям подготовки в рамках педагогического образования.
Savova M.R.
Associate Professor of the Department of Rhetoric and Culture of Speech of the Moscow State Pedagogical University, Candidate of Sciences (Education).
E-mail: mpgu-ritorika1@mail.ru
Smelkova Z.S.
Professor atthe Moscow State Pedagogical University, DoctorofSciences (Education). E-mail: filologich@yandex.ru
Annotation. The article examines the problems of developingthe abilities to create argumentative texts and introduce elements of argumentation into professionallysignificant texts in future teachers. Authors correlate stages of improvement of the culture of argument with key competences and propose a technique for its development, taking into accountthe specifics of a particular teacher’s genre of speech. The technique is aimed at training undergraduate students of all profiles within the frame of pedagogical education.
Ключевые слова: аргументативные тексты, аргументативные умения, педагогическая риторика, жанры речи учителя, общекультурные компетенции, компетентностный подход.
Keywords: argumentative texts, argumentative abilities, pedagogical rhetoric, genres ofspeech of the teacher, common cultural competences, competence-based approach.
С самого зарождения риторики совокупность способов и средств убеждения составляла сердцевину риторического мастерства, а значит, понималась как один из главных показателей культуры ритора. От того, в чем именно убеждал оратор, как это соотносилось с благом для слушателя или читателя, каковы были истинные мотивы говорящего, каким инструментарием он пользовался, как строил свое взаимодействие с аудиторией, - от всех этих компонентов зависела оценка уровня его речевой и общей культуры.
Аргументация занимает в риторике центральное место, поскольку аргументирующая речь используется не только как собственно убеждающая - ее элементы проникают и в эпидейктическую, и в информирующую речь. Аргументативные тексты применяются во всех сферах общения: например, обоснование является неотъемлемой частью различных этикетных жанров, научных работ и т.д. И, безусловно, аргументация широко используется в профессиональной речевой деятельности педагога.
Учитель прибегает к аргументации для того, чтобы, например, при объяснении материала доказать справедливость той или иной научной теории, обосновать оценку деятельности ученика, убедить учащихся в пользе знаний вообще или конкретных - в частности, убедить в своем профессионализме и т.д. Таким образом, все средства обучения, воспитания и развития предполагают явное или скрытое использование аргументатив-ных текстов или элементов аргументации.
Следовательно, педагогу необходимо обладать высоким уровнем аргументативной культуры, поскольку она во многом определяет общую речевую культуру и риторическое мастерство учителя как хорошо образованного человека, а также степень эффективности его профессиональной речи.
Понимание значимости аргументации для успешной профессиональной деятельности педагога нашло свое отражение в ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» - в ключевых общекультурных и общепрофессиональных компетенциях. Так, выпускник по окончании обучения должен обладать компетенциями, благодаря которым он:
- «способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6)» [1, http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/ fgos/5/20111207163943.pdf].
Приведенные компетенции являются ключевыми в речеведческом плане. Они взаи-модополняют друг друга, акцентируя внимание на различных слагаемых аргументативной культуры будущего учителя. Направления развития аргументативной культуры будущего педагога связаны как с формированием его общей культуры (в том числе и речевой), так и с освоением им базовых элементов аргументативной деятельности и навыков профессионально ориентированного использования аргументации в ситуациях педагогического общения.
Развитие общей речевой культуры будущих педагогов в аспекте совершенствования аргументативной культуры личности определяют не только такие традиционно выделяемые коммуникативные качества речи, как точность и логичность, которые реализуют
логический в своей основе подход к аргументации и служат для доказательства правоты говорящего или пишущего. В гораздо большей степени аргументативную культуру личности формируют этические и коммуникативные нормы и их соблюдение в речи [2]. Этими базовыми нормами регулируются ведущие параметры высказывания с точки зрения их соответствия всем особенностям ситуации общения, что подразумевает следование требованиям уместности речи в самом широком понимании.
Вместе с тем аргументирующая речь не случайно считается самым сложным видом речи. Трудности, связанные с ее созданием и реализацией, во многом определяются необходимостью найти наиболее адекватный задачам ритора и ситуации в целом баланс между логической и эмоциональной составляющими, между целями доказать и убедить, между логическим и риторическим подходом к аргументации. Ритор прежде всего решает задачи не столько создания аргументативного текста, сколько соблюдения этических и коммуникативных норм, которые становятся базовыми условиями эффективности всего высказывания.
Указанный аспект формирования культуры аргументации в еще большей степени актуален для речи учителя, поскольку именно аргументативная культура, а не только умение доказывать свою правоту определяет в сложных педагогических ситуациях позицию учителя и степень ее выраженности в речи. Педагог максимально ориентирует свою речь (ее содержание и средства выражения) на достижение понимания со стороны всех учеников, на конструктивное развитие ситуации в целом. Эти задачи существенно отличают речь педагога, использующего аргументацию, от речи представителей других профессий.
В то же время способность педагога аргументировать основывается на знаниях и умениях, необходимых каждому ритору, который овладевает аргументирующей речью. Этот комплекс умений во многом соотносится со спецификой построения аргументативного текста.
Как известно, аргументирующая речь состоит из тезиса, аргументов и иллюстраций к ним, расположенных в строгой последовательности, нарушение которой воспринимается как ошибка или намеренное использование «минус»-приема и оценивается соответствующим образом.
Следовательно, аргументативная культура каждого ритора в первую очередь состоит в способности создать и логически грамотно оформить (сформулировать) каждый компонент речи (тезис, аргументы и иллюстрации к ним, вывод), а затем выстроить эти структурные компоненты в единую систему, составляющую основу аргументативного текста.
В то же время задача доказать, и в еще большей степени - задача убедить, как правило, не решаются на первых двух этапах риторического канона (инвенция и диспозиция), требующего главным образом соблюдения логики.
Убеждение происходит не только с помощью логических, но и риторических аргументов, но во многом оно зависит от того компонента аргументативного текста, который в теории аргументации называют демонстрацией. Демонстрация представляет собой показ и усиление логических связей между всеми компонентами аргументативного текста. В нее входит обоснование тезиса (то есть пояснение, как именно понимает, в каком значении использует ритор основные понятия, введенные в тезис), элементы, связывающие аргумент и иллюстрации к нему, а также связки между всеми блоками аргументов и конкретизирующими их примерами.
Кроме того, в демонстрацию включают формулы усиления вывода, например: «теперь вы сами убедились, что моя точка зрения верна» и т.п. Все элементы демонстрации направлены на создание у слушателей или читателей ощущения единства и нечленимости всей системы аргументации, поэтому основной задачей демонстрации является не только придание связности тексту, но и подчеркивание тесных причинно-следственных связей между всеми его частями. Оговорим, что эта задача становится еще более значимой в случае различного рода нарушений логики, поскольку элементы демонстрации, пронизывая весь текст, маскируют логические огрехи ритора.
Целям усиления убедительности аргументативного высказывания служат и эмоции говорящего. Известно, что Аристотель хотя и называл последние «шумом», но признавал, что с помощью такого «шума» публика лучше воспринимает содержание речи.
Культура использования эмоций в аргументативном высказывании также обусловлена правильным балансом между логическими и эмоциональными составляющими, который определяется соблюдением этических и коммуникативных норм.
Таким образом, аргументативная культура представляет собой единство, которое образуют, как минимум, культура использования аргументации, культура создания каждого компонента аргументации и культура интегрирования отдельных компонентов в единое целое аргументативного высказывания.
Все описанные слагаемые культуры аргументации наиболее явно раскрываются в ходе разрешения разногласий, то есть в процессе спора или обсуждения в характерных жанрах: дискуссии, диспута, полемики, дебатов и прений. Именно поэтому одна из ведущих общекультурных компетенций (ОК-16) выступает в соответствующем списке как итоговая. Необходимо подчеркнуть, что обязательность высокого уровня аргументативной культуры педагога обусловлена еще и тем, что он должен не только уметь участвовать в дискуссии, но и организовывать и проводить ее, подводить ее итоги, анализировать и оценивать аргументирующие выступления учеников. Эти умения тем более значимы, что в настоящее время дискуссия рассматривается не только в качестве риторического жанра, но и как один из ведущих активных методов обучения по всем предметам. Следовательно, высокий уровень аргументативной культуры необходим всем будущим педагогам вне зависимости от профиля, по которому они получают образование.
Обучение будущих педагогов не только аргументации как таковой, но и культуре ее использования включает в себя три основных направления:
- освоение студентом структуры аргументативного текста и понимание им особенностей и роли каждого компонента;
- свободное использование всех структурных компонентов аргументативного текста для создания убеждающей речи;
- освоение жанров дискуссии и дебатов как в качестве участников, так и в роли ведущих.
Рассмотрим, как на практике происходит совершенствование аргументативной культуры будущих педагогов.
Исследованию процесса создания аргументативного текста и формированию соответствующих умений посвящены многие работы по риторике и методике ее преподава-
ния, наиболее значимыми из которых мы считаем труды А.А. Волкова, Н.И. Махновской и А.К. Михальской. В работах каждого из них нашел отражение индивидуальный подход исследователя к изучению аргументирующей речи.
Наиболее полно и последовательно основные аспекты развития аргументативной культуры будущих педагогов представлены в программе дисциплины «Педагогическая риторика», разработанной под руководством Н.А. Ипполитовой на кафедре риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета.
Обучение бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, реализующего компетентностный подход.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в рабочую программу дисциплины «Педагогическая риторика» включены знания и умения, которые в совокупности обеспечивают формирование базовых компетенций, включая те, что указаны нами в данной статье.
Перечисленные в рабочей программе знания, необходимые для развития аргументативной культуры будущих учителей, условно можно разделить на те, которые являются основой для создания аргументирующей речи в любой сфере общения; те, которые отражают специфику профессиональной деятельности педагога, и те, которые реализуются в ситуации разрешения разногласий.
К теоретическим сведениям первой группы программа по «Педагогической риторике» относит следующие:
Понятие об аргументирующей речи. Функции и разновидности аргументирующей речи. Общая характеристика аргументирующей речи.
Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные).
Тезис, требования к формулировке тезиса. Тезис и антитезис. Ошибки в формулировке тезиса.
Убеждение как риторическая форма воздействующей речи.
Типология аргументов. Логические (рациональные) аргументы. Приемы и способы создания системы аргументов. Ошибки в использовании аргументов, уловки аргументации.
Специфика подготовки к аргументирующей речи. Устные жанры аргументирующей речи [3].
К теоретическим сведениям, характеризующим специфику речи педагога, можно отнести:
Аргументативность профессиональной педагогической речи. Типы аргументативных высказываний учителя, их задачи и функции. Рассуждение, доказательство, объяснение: цели и задачи использования, структура, способы создания, методика использования.
Роль аргументативных высказываний в организации познавательной деятельности школьников.
Оценка развернутого ответа ученика. Аргументативность оценочного высказывания, его структурные и смысловые компоненты [3].
К теоретическим сведениям, отражающим особенности аргументирующей речи в ситуациях разрешения разногласий, относятся следующие:
Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения.
Дискуссия как разновидность спора. Требования к формулировке темы дискуссии. Цели дискуссии. Типы дискуссии. Культура дискуссии.
Дебаты как разновидность обсуждения. Цели дебатов. Разновидности дебатов.
Речевое поведение ведущего. Требования к речевому поведению ведущего [3].
Все названные теоретические сведения в совокупности помогают будущему педагогу лучше понять природу аргументации и ситуаций, в которых она наиболее востребованна, а также наметить основные пути совершенствования умений доказывать и убеждать.
Умения, которые формируются у будущих педагогов в ходе изучения аргументирующей речи, направлены на развитие их способности владеть названными теоретическими понятиями, реализовывать соответствующие компоненты в своих высказываниях (в том числе и профессионально ориентированных), а также анализировать свою и чужую речь с позиций культуры аргументации.
Безусловно, на занятиях по педагогической риторике основное внимание уделяется реализации компетентностного подхода, а значит, развитию умения студентов применять усвоенные ими знания инструментального характера. Это позволяет рассматривать процесс создания убеждающей речи как аргументативную деятельность, а проблему развития культуры аргументации решать как проблему совершенствования культуры аргумен-тативной деятельности.
Таким образом, предлагаемая система совершенствования аргументативной культуры будущих педагогов направлена на освоение базовых компонентов культуры речевой деятельности, на развитие общекультурных компетенций и - с опорой на них - на формирование общепрофессиональных компетенций.
Список литературы:
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Минобрнауки РФ от 22 дек. 2009 № 788 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. - Режим доступа: http://fgosvpo.ru.
2. Русский язык и культура речи / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова; под ред. Н. А. Ипполитовой. - М.: Велби : Проспект, 2012. - 440 с.
3. Рабочая программа дисциплины «Педагогическая риторика» / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - (находится в печати).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 1