УДК 378.147 + 159.922
Т. В. СКРИПНИК,
к.пс.н., профессор кафедры общей психологии НОУ ВПО «ОмГА»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИЦИПИРУЮЩИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА ПО ИНТЕРПОЛЯЦИИ-ЭКСТРАПОЛЯЦИИ И РЕФЛЕКСИИ В АКТИВНЫХ ФОРМАХ ОБУЧАЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
CmambH «Совершенствование антиципирующих свойств личности студента-психолога: интерполяции-экстраполяции и рефлексии в активных формах обучающей деятельности» ставит проблему формирования профессионально важных качеств молодых специалистов в высшей школе. Умения планировать свою деятельность, предвидеть последствия своего поведения тренируются в коммуникативных формах обучения: деловых играх, тренингах, видеотренингах и дp.
Perfection of student-psychologist's anticipatory qualities by interpolationextrapolation and reflexion in active forms of instruction
The article «Perfection of student-psychologist's anticipatory qualities such as interpolation- extrapolation and reflexion in active forms of instruction» deals with the problem of forming their professionally important personal properties at high school. The ability to plan their activity, to forecast the results of their behavior are trained in communicative instruction: role plays, training, video training, etc.
Рассматриваемая нами проблема совершенствования профессионально важных качеств личности студента-психолога в виде антиципации (лат. предвосхищение) посредством интерполяции, экстраполяции и рефлексии в преподавании психологии в высшей школе, на наш взгляд, весьма и весьма актуальна.
Антиципация как процесс и способность человека предвосхитить возможный результат действия до его осуществления, а также возможности профессионального мышления психолога представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена, особенно значимы в творческой и научно-исследовательской деятельности.
Известно, что в условиях вуза, когда изучаются не основы наук, а сама наука в развитии, происходит взаимопроникновение научно-исследовательской работы преподавателя высшей школы и самостоятельной работы студентов, а также профессионализация в преподавании вузовских научных дисциплин выходит на первый план.
Современная наука среди активных методов обучения выделяет три группы методов, наиболее интересных для использования в повторительно-обобщающих занятиях: 1) программированного обучения; 2) проблемного обучения; 3) интерактивного (коммуникативного) обучения. Все они были задействованы в практике обучения в высшей школе как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.
Мы используем такие формы интерактивного (коммуникативного) обучения в методике преподавания психологии как деловая игра (или организационно-деятельностная игра - ОДИ), методы моделирования, разбор конкретных психолого-педагогических ситуаций в тренингах.
В обучающей деятельности будущих психологов они помогают в сближении теоретической подготовки студентов с практикой, перенос знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность. Этот процесс переноса знаний об одной группе
явлений на другую и обобщение явления в целом по его компонентам носит название экстраполяции (от лат. «сверх» и «изменяю»). Методом экстраполяции, например, решаются задачи применения знаний одной научной дисциплины в другой. Проблемные ситуации, разрешаемые в антиципирующем процессе методом интерполяции (от лат. «подставление»), допускают нахождение логически обоснованных промежуточных элементов, что означает истолкование, раскрытие смысла предвосхищаемых событий.
Для разрешения противоречия между учебной деятельностью и профессиональной, в частности, А.А. Вербицкий предлагает: «Для достижения целей формирования личности специалиста в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предметов и результатов» [2, с.50].
В системе образования большинство специалистов рассматривают деловую игру как шанс для изменений в поведении и как результат приобретения нового практического опыта.
Так, деловые игры как формы активного обучения начали применяться в производственных условиях для повышения квалификации советских руководящих работников еще в 30-е годы ХХ столетия. Однако принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Нам известно, что первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова для тренировки студентов вузов и руководителей фабрично-заводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также на ряде других предприятий и в вузах.
В русле затронутой проблемы работали такие известные российские ученые как А.А. Вербицкий, А.Л. Лифшиц, С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин, П.В. Баранов и другие.
В современной психологии проблематика исследований, влияющих и на педагогические поиски, сконцентрировалась вокруг двух ключевых направлений, которые в наибольшей мере определяют изменения, касающиеся категориального строя психологической и педагогической наук - это предметная деятельность и общение. Именно о совместной деятельности, диалогическом взаимодействии двух и более субъектов, т.е. о качественно более высоком уровне социальной активности говорили А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и другие «отцы-основатели».
В вузе, как правило, основные формы заданий имеют индивидуальный характер. В то время как в деловой игре карточки с заданиями выдаются как для индивидуального исполнения, так и для коллективных форм работы (решение обучающих кроссвордов, например, или принятие коллегиальных решений в дизайнерских и других творческих заданиях).
Именно деловая игра позволяет смоделировать социально-психологические феномены межличностных отношений в условиях развития массовых коммуникаций и учит адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.
Мы склонны к применению деловых игр в таких дисциплинах как «Психология маркетинга» и «Психология рекламы» на дневном обучении, на заочном отделении изучается предмет «Психология маркетинга и рекламы». Кстати, во многих источниках рекомендуется именно для студентов-заочников предусматривать деловые игры, дабы за короткие часы общения с преподавателем «здесь и сейчас» получить максимум информации и дать обратную связь.
В методике подготовки и проведения деловых игр значимое место имеет подготовительный этап деловой игры. Разработка ее начинается с определения темы и учебных целей [3, с. 11]. В теме должны быть отражены характер деятельности, состав организации (фирмы), моделируемой в игре, функциональные обязанности участников
игры и т.д.
Определение цели игры, например, «Подбор персонала в рекламное агенство» требует распечатки профессиограмм таких специальностей как «Менеджер по рекламе», «Менеджер по персоналу», «Менеджер офиса», т.е. те специальности, где может найти применение практический психолог помимо своих прямых профессиональных обязанностей. Здесь следует сказать, что получение двух или нескольких специальностей повышает шанс трудоустройства молодого специалиста.
Целью игры мы определяем совершенствование антиципирующих свойств личности студента-психолога по интерполяции - экстраполяции и рефлексии в условиях ОДИ.
В ходе деловой игры заполняется протокол, где фиксируются баллы активности каждого члена команды. Рекомендуем создавать минимум две команды для соревновательного характера игры, в больших учебных группах возможно деление на три и четыре подгруппы. Также в протоколе предусматривается количество времени на выдаваемые задания для самостоятельного рассмотрения. Выбор ролей для моделирования функциональных обязанностей. Например, одной команде дается задание по профессиограмме, позаимствованной в службе занятости, предусматривающей слишком большой объем работы менеджера по рекламе, выделить в самостоятельную профессиограмму функциональные обязанности арт-директора рекламного агенства (междисциплинарные связи с «Психологией труда» плюс проблемный тип задания). Другой команде выдаются карточки с заданиями для уточнения знаний по маркетинговым исследованиям, в частности сегментация рынка на основе психологических факторов: возрасту, например, и гендерным особенностям потребителей. Анализируются методы стимулирования потребителей, принятых в маркетинге (по раздаточному материалу).
Информация по проведению презентаций, например, образовательных услуг для людей пенсионного возраста с предложением обучаться по специальности «Психолог» на базе непсихологического высшего образования.
Для наших игроков также как в сейлс промоушен (продвижении товаров, услуг) разрабатывается система рейтинговых баллов, которыми поощряются наиболее активные участники игры, принесшие своей команде дополнительные баллы в момент озвучивания принятых командой решений (предусматривается чуть меньшее количество времени по сравнению с обсуждением решений в команде). Выявляются лидеры в командах, им и поручаются функции арт-директора, у1р-менеджера при переходе к следующему этапу игры - рефлексии.
В русле психологического знания рефлексия рассматривается как психологический механизм самосознания, способность к анализу самого себя в процессе исполнения игровых ситуаций студентами - участниками игры. Наиболее ярко процесс рефлексии у будущих практических психологов отслеживается в другом виде интерактивного обучения - социально-психологическом тренинге.
Для каждого этапа деловой игры в отличие от тренинга может быть выбрана частная учебная цель, чтобы совокупные достижения этих целей обеспечили реализацию общей учебной цели деловой игры. Например, отслеживая групповую сплоченность в команде, стиль сотрудничества или соперничества при принятии управленческих решений, преподаватель получает ценную информацию, необходимую для дальнейшей педагогической деятельности и общения в данной учебной группе. Чтобы уровень дифференциации на подгруппы в учебной группе не получил негативной окраски, можно «пересортировать» обе команды на завершающем этапе игры на основе соционических типов (предварительно проведя необходимую процедуру тестирования) или по принципу эмоциональной привлекательности при подборе персонала.
В дальнейшем во время рефлексивного анализа можно подвести студентов к выводу: подбор персонала в коллектив на такой основе лучше проводить на научно обоснованных методах и личностной активности или личностных привязанностях? В целях сплочения
образовавшейся команды можно предложить заполнить кроссворды на время.
Таким образом, важны как разработка сценария игры, так и выбор заданий для конкретных проблемных ситуаций, обеспечение компьютером для фиксирования результатов обсуждения, например, создание профессиограммы арт-директора по предложенной форме: 1) Общая характеристика труда; 2) требования профессии к качеству подготовки; 3) требования профессии к личностным качествам; 4) диагностические методики профпригодности и т.д.
Понятно, что ОДИ следует проводить во время спаренных учебных занятий, предусматривающих не менее трех часов работы.
Делаем вывод, что учебное игровое моделирование в русле ОДИ решает ряд важных психолого-педагогических целей и задач:
создание у студентов целостного представления о профессиональной и коммуникативной компетентности, ее динамике и месте в реальной деятельности;
• приобретение на материалах, имитирующих профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе межличностного и межгруппового взаимодействия для коллективного принятия решений, осуществления сотрудничества;
• развитие профессионального практического мышления у будущих психологов в виде интерполяции - экстраполяции;
• формирование профессиональной мотивации и совершенствование антиципирующих свойств личности студента-психолога по предвидению последствий своих поступков и рефлексии своего поведения;
• закрепление знаний в сфере профессионального делового общения, формирование коммуникативной компетенции;
• выявление новых смыслов общения и результативного взаимодействия с деловыми партнерами, фирмами, организациями, что составляет содержание PR технологий.
Адаптированность молодого специалиста к новым социально-экономическим условиям с его стратификацией, с одной стороны, а с другой - необходимость учитывать социально-психологические феномены межличностных отношений в условиях постоянно развивающихся маркетинговых коммуникаций и в частности всеобъемлющей рекламной деятельности с ее психологическими формами воздействия решается в рамках образовательного процесса в вузе.
Библиографический список
1. Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности / П.В. Баранов, Б.В. Сазонов. - М., 1989. - 271 с.
2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в вузе / А.А. Вербицкий. - М., 1991.
3. Лифшиц, А. Л. Деловые игры в управлении / А.Л. Лифшиц. - Л., 1989.
4. Габрусевич, С. А. От деловой игры к профессиональному творчеству / С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин. - Минск, 1989. - 124 с.
Рецензент: Г. В. Косяков, д-р филол. наук, профессор