Научная статья на тему 'Совершенствован ие системы обязательного государственного страхования военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации'

Совершенствован ие системы обязательного государственного страхования военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ЖИЗНЬ / ЗДОРОВЬЕ / ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЬ / INSURANCE / SERVICEMAN / LIFE / HEALTH / BENEFICIARY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Анатольевич Цыпкин, Павел Андреевич Деркач

В статье рассмотрены проблемы и направления их решения в вопросах обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрий Анатольевич Цыпкин, Павел Андреевич Деркач

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF MANDATORY STATE INSURANCE OF MILITARY SERVING FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the problems and directions of their solution in matters of mandatory state personal life and health insurance of military personnel.

Текст научной работы на тему «Совершенствован ие системы обязательного государственного страхования военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10309

совершенствование системы обязательного государственного страхования военнослужащих вооруженных сил

W W _ _

российской федерации

Юрий Анатольевич ЦЫПКИН, заведующий Павел Андреевич ДЕРКАЧ, лейтенант

кафедрой маркетинга Государственного юстиции, помощник военного прокурора

университета по землеустройству, Владивостокского гарнизона

доктор экономических наук, профессор E-mail: derkachpavel97@mail.ru E-mail: tsypkin@valnet.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и направления их решения в вопросах обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

Ключевые слова: страхование, военнослужащий, жизнь, здоровье, выгодоприобретатель.

Annotation. The article discusses the problems and directions of their solution in matters of mandatory state personal life and health insurance of military personnel. Keywords: insurance, serviceman, life, health, beneficiary.

Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ (с изм. и доп.) (далее — Федеральный закон о страховании военнослужащих), несмотря на предоставление военнослужащим Российской Федерации в страховой сфере ряда преимуществ, имеет существенные и принципиальные недостатки. Учитывая их, можно определить направления совершенствования правового регулирования.

Сравнивая основные критерии страховых выплат военнослужащим разных государств, можно отметить как положительные, так и отрицательные качества национальной системы страхования военнослужащих.

Положительным моментом обязательного государственного личного страхования военнослужащих Российской Федерации является то, что оно полностью осуществляется за счет средств федерального бюджета в отличие от иностранных систем, предполагающих ежемесячные взносы из денежного довольствия военнослужащих на формирование страхового фонда. В американской армии формально действует система государственного страхования военнослужащих, но при этом из денежного довольствия военнослужащего автоматически ежемесячно вычитается страховой взнос в размере 16,5 долл. Кроме того, обязательное государственное личное страхование Российской Федерации распространено не только на военнослужащих, но и на российских граждан, призванных на военные сборы.

Еще одним преимуществом российской системы является то, что срок наступления страхового случая для военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном личном страховании лиц действует в течение одного года после окончания военной службы, отчис-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

ления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступили вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, в отличие от 120 суток (четырех месяцев), предусмотренных для американских солдат в аналогичных условиях, или четырех месяцев — для военных наблюдателей ООН.

Федеральный закон о страховании военнослужащих также, помимо потери трудоспособности, нанесения ущерба здоровью или гибели, в отличие от аналогичного американского закона, к страховым случаям относит и досрочное увольнение с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (отчисление со сборов гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно), в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе или ограниченно годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (военных сборов)1.

Кроме того, Федеральный закон о страховании военнослужащих содержит ряд преимуществ и льгот в отношении военнослужащих по сравнению с «гражданским» законодательством Российской Федерации:

а) особенности освобождения страховщика от выплаты страховой суммы содержат обязательные условия, способствующие защите интересов застрахованных по обязательному государственному личному страхованию российских военнослужащих и выгодоприобретателей. Так, в отсутствие судебного решения, установившего соответствующий факт, имеющий юридическое значение при наступлении страхового случая (преюдициальность), отказ страховщика от выплаты страховой суммы будет незаконным и немотивированным;

б) для совершивших самоубийство военнослужащих и приравненных к ним лиц названный Закон ввел сокращенный (полгода) срок по отношению к предусмотренному ч. 3 ст. 963 ГК РФ двухгодичному периоду действия договора страхования, при котором страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы. Необходимо обеспечивать страховой защитой совершивших самоубийство военнослужащих с первого дня службы, а именно, с присвоения воинского

звания, а также исключить сокращенный срок равный шести месяцам.

По нашему мнению, обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц содержит и ряд существенных недостатков:

а) устанавливая перечень страховых случаев; Федеральный закон о страховании военнослужащих связывает их наступление только с фактом прохождения застрахованным лицом военной или иной, приравненной к ней государственной службы («общий случай»), не делая при этом различий в зависимости от обстоятельств причинения вреда жизни и здоровью; в частности, не учитывается, произошло ли событие непосредственно при исполнении служебных обязанностей застрахованным лицом («квалифицированный случай») или нет (во внеслужебное время, дома, при нахождении на отдыхе и т.п.), что, с нашей точки зрения, является необоснованным и несправедливым.

Как представляется, за основу необходимо брать случаи исполнения обязанностей военной службы, указанные в п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», устанавливая при этом для предусмотренных страховых случаев коэффициент выплаты, равный 1.

Во всех остальных случаях, за исключением указанных в ст. 10 Федерального закона о страховании военнослужащих, т.е. если такой случай:

■ наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

■ находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

■ является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или самоубийства застрахованного лица, когда страховщик освобождается от выплаты страховой суммы (коэффициент 0), необходимо устанавливать коэффициент выплаты 0,5.

При этом существующая «нестыковка» вышеуказанных положений ст. 10 Федерального закона о страховании военнослужащих с нормой п. 2 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определяющей условия и обстоятельства, когда законодатель не

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

считает действия (бездействие) военнослужащего исполнением обязанностей военной службы и, соответственно, лишает его права при причинении вреда жизни или здоровью на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктами 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», порождает в правоприменительной практике определенные казусы:

■ когда военнослужащий, получивший повреждение здоровья при самовольном нахождении вне расположения воинской части в виде тяжелого увечья и подлежащий досрочному увольнению с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие этого увечья, будет иметь право на получение установленной страховой выплаты; но не будет иметь право на получение единовременного пособия;

■ и наоборот, в случае самоубийства военнослужащего, находившегося на военной службе менее шести месяцев, члены его семьи имеет право на получение единовременного пособия, а страховая выплата им не полагается;

б) кроме того, по -нашему мнению, при выплате страхового возмещения необходимо учитывать и иные существенные обстоятельства наступления страхового случая.

Так, делая оговорку об осуществлении обязательного государственного страхования в период мобилизации, военного положения и в военное время на основе иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Федеральный закон о страховании военнослужащих не учитывает особенности военной службы в «особых» условиях: участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения, вооруженного конфликта; нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и т.п., когда в условиях повышенного риска возможно причинение вреда жизни и здоровью военнослужащего в отсутствие непосредственного причинителя вреда или невозможно его установление.

Как представляется, в таких случаях должны устанавливаться повышенные страховые выплаты. В пользу такой точки зрения свидетельствуют законодательные и нормативные акты, регулирующие служебную деятельность некоторых

категорий государственных служащих, в том числе и военнослужащих, предусматривающие более высокие страховые выплаты по обязательному государственному личному страхованию. При этом законодатель предусматривает такую выплату только при наступлении страхового случая в связи с их служебной деятельностью2.

Военная служба, наряду с государственной и правоохранительной службами, входит в систему государственной службы. Более того, законодатель относит ее к особому виду федеральной государственной службы «...непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним».

На наш взгляд, необходимо внесение соответствующих изменений, касающихся установления повышенных размеров страховых выплат (коэффициент 2) при причинении военнослужащим телесных повреждений или иного вреда здоровью, а также в случае их гибели в связи с их служебной деятельностью (исполнением обязанностей военной службы) в особых условиях3.

Также хотелось бы отразить совершенствование обязательного государственного страхования в рамках страховых отношений. Сущность этого подхода заключается в следующем:

Министерство обороны РФ на конкурсной основе выбирает несколько страховых компаний, готовых сотрудничать и осуществлять обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих.

Построенная на научной основе тарифная политика должна способствовать установлению равноправных, партнерских взаимоотношений между страхователями и страховщиком. Страховой тариф в обязательном порядке должен учитывать группы профессионального риска военнослужащих.

При наличии нескольких страхователей, заинтересованных в обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, создается единый страховой фонд, из которого производится выплата страхового обеспечения пострадавшим и выгодоприобретателям.

За счет расширения страхового поля по обязательному государственному страхованию и перераспределения риска между страхователями

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

имеется возможность для уменьшения величины страхового тарифа4.

Предлагаемый способ образования страхового фонда не исключает риска для страховой организации. Поскольку обязательное государственное страхование является качественно новым элементом в системе страхования, необходимо обратиться к опыту организации рискового страхования в зарубежных компаниях.

Считаем, что использование зарубежного опыта в организации рискового страхования приемлемо для разрешения рассматриваемой проблемы. В частности, для организации обязательного государственного страхования всех категорий государственных служащих возможно создание страхового пула из двух — трех надежных страховых компаний России.

На наш взгляд, аналогичные принципы равенства выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья должны быть установлены для всех категорий военнослужащих Российской Федерации. Величина этих выплат должна зависеть не только от вида наступившего страхового случая, но и от того, в каких условиях был причинен вред жизни и здоровью застрахованного, а именного, в мирное или военное время5.

Таким образом, в Федеральный закон о страховании военнослужащих необходимо, исходя из экономических, политических и т.п. предпосылок, ввести соответствующее «базовое» значение величины страховой выплаты, предусмотренной в случае гибели (смерти) военнослужащего, установленное или в твердой денежной сумме или в ином общероссийском эквиваленте (например, МРОТ (минимальный размер оплаты труда), предусмотренный в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ)6, с возможностью его изменения в законодательном порядке.

В свою очередь, размер страховых выплат по иным определенным в указанном Законе страховым случаям, с учетом предлагаемых коэффициентов, должен быть производным от этой «базовой» величины.

Например, возьмем за основу страховой выплаты в случае гибели налог.

Каждый военнослужащий за период прохождения службы платит налог государству в размере 13%, иными словами, НДФЛ (налог на доходы физических лиц)7.

Согласно статистике Росстата, рабочий период человека в среднем составляет 43 года8, а средняя заработная плата военнослужащих в

Вооруженных Силах Российской Федерации составляет 60 000 тыс. руб.9 в месяц, по данным Министерства обороны Российской Федерации.

Следовательно, если умножить среднюю заработную плату на количество месяцев в году, а потом на средний рабочий период, который равен 43 годам, получается сумма в размере 30 960 000 руб. От полученной суммы отнимаем 13% и получаем сумму в размере 4 024 800, и как было сказано выше, переводим данную сумму в твердый денежный эквивалент (МРОТ), т.е. делим 4 024 800 на 1 МРОТ, который в 2020 г. по России составляет 12 130 руб.10.

В итоге «базовой» величиной страховой выплаты в случае гибели военнослужащего является сумма в строгом эквиваленте, в размере 330 МРОТ. МРОТ — это сумма, которая ежегодно индексируется, а, следовательно, будет индексироваться страховая выплата, но 330 МРОТ будут неизменными.

Такой расчет страховой суммы позволяет вернуть родственникам (выгодоприобретателям) погибшего хотя бы то, что военнослужащий заплатил государству в течение жизни или мог заплатить. Предложенная выше сумма в 1,5 раза выше нынешней, что позволит семье при потере кормильца улучшить жилищные условия, обеспечить детей образованием и т.д.

Проведение комплекса предлагаемых мероприятий позволит:

во-первых, сэкономить государственные средства за счет снижения страхового тарифа;

во-вторых, повысить ответственность страховщика за качество оказываемых услуг, так как у страхователя остается возможность заключить договор с другим страховщиком на более выгодных условиях;

в-третъих, создать страховой пул для организации и проведения обязательного государственного страхования, что, в свою очередь, нарушит монополизм страховой компании в этой области страхования;

в-четвертых, наиболее высокая оценка жизни военнослужащего позволит родственникам (выгодоприобретателям) разрешить денежные вопросы семьи.

На основе изложенного следует вывод о том, что указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о несовершенстве системы обязательного государственного личного страхования военнослужащих Российской Федерации, что, несомненно, негативно сказывается как на стимулировании и мотивации их военной службы в условиях повышенного риска, в том числе

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

и в условиях боевых действий, так и на боеготовности воинских частей и подразделений в целом.

Анализ финансового механизма, условий и порядка проведения обязательно государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих позволяет выделить ряд проблем.

■ слабая нормативно-правовая база;

■ несоответствие обязательного государственного личного страхования военнослужащих каноническим принципам страхования;

■ отсутствие дифференцированного подхода к определению страхового тарифа и страховой премии;

■ слабая система контроля и планирования государственных расходов на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих.

Опыт проведения обязательного государственного страхования в Вооруженных Силах РФ позволяет проанализировать полученные результаты, причины допущенных ошибок, а также наметить пути его совершенствования с учетом экономических возможностей государства.

1 Лемехов A.A., Васильев C.B. Обязательное государственное страхование военнослужащих: Монография. Я.: ЯВФЭИ, 2006. С. 80

2 Страховая защита сложилась // Красная звезда. 2015. № 195. С. 36

3 Балакирева В.Ю. О некоторых подходах к оценке стоимости жизни в страховании // Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии. 2015. № 1. С. 71.

4 Военно-экономический анализ / Под ред. С.Ф. Вику-лова. М.: Воениздат, 2017. С. 120.

5 Колодина И. Человеческая жизнь стоит от 1 до 10 млн рублей: Минфин определил страховые выплаты // Рос. Бизнес-Газета. 2019. С. 29.

6 Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (послед. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

7 Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ СПС «Консультант Плюс»

8 https://www.gks.ru/ (Дата обращения: 08.04.2020)

9 https://www.mil.ru/ (Дата обращения: 02.04.2020)

10 http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60272.html/ (Дата обращения: 05.04.2020)

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ (с изм. и доп.) // http:// base.garant.ru/12111156/#ixzz6QSKnpWTy

2. Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 г. № ЗОб-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 45. С. 6336.

3. Статистические показатели и информация об отдельных субъектах страхового дела за период 2018 — 2019 гг. Материалы ЦБ РФ // https:// cbr.ru

4. Колодина И. Человеческая жизнь стоит от 1 до 10 млн рублей: Минфин определил страховые выплаты // Рос. Бизнес-Газета. 2019. 112 с.

5. Тодрик В. Пути развития обязательного страхования в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2015. № 1 // СПС «Консультант Плюс»

6. Харламова А. Некоторые вопросы квалификации мошенничества в сфере страхования // Уголовное право. 2017. № 6 // СПС «Консультант Плюс»

7. Холод Г. Обязательное государственное личное страхование жизни и здоровья российских военнослужащих: особенности и пути совершенствования // Военное право. 2009. Вып. № 3. С. 78.

8. ЦыпкинЮ.А. Человеческие ресурсы. Стратегия. Управление: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2018. С. 408.

9. Цыпкин Ю.А. Стоимость персональных данных — ключевой вопрос цифровой экономики // Моск. экономич. журнал. 2019. Вып. 9. С. 24.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.