Д. Ю. Ноженко
СОВЕРШЕНСТВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ БЫТОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Статья посвящена управлению сферой бытового обслуживания населения в муниципальном образовании (городе, районе) в условиях складывающихся рыночных отношений.
Особое внимание обращено на механизмы регулирования данной сферой и возможные риски, которые связаны с процессом становления сферы бытового обслуживания.
Современный этап развития российского общества характеризуется коренными социально-экономическими трансформациями, которые в свою очередь привели к переустройству и изменению быта и бытовых отношений россиян. Если в ближайшее время сохранится позитивная динамика развития экономики и рост реальных доходов населения, то это приведет к увеличению потребления материальных благ и услуг. Развитие социально-экономических отношений в стране и регионах настоятельно требует обеспечения непрерывного роста материального благосостояния и культурного уровня населения, важное место в котором отведено улучшению качественных сторон сферы услуг вообще и бытовых услуг в частности.
Развитие бытового обслуживания населения в значительной мере влияет на возможность всестороннего формирования личности, оказывает активное воздействие на переустройство и «облагораживание» быта, экономию труда, увеличение и рациональное использование свободного времени, повышения вкусов и эстетических запросов населения, способствует повышению благосостояния населения, вовлечению в общественное производство дополнительных трудовых ресурсов, занятых малоэффективным трудом в домашнем хозяйстве.
Важно учитывать тот факт, что сфера услуг «работает на стыке экономики, техники, технологии, эстетики, психологии и искусства. Здесь коммерческие и экономические цели тесно переплетаются с социальными, идеологическими»1. Кроме того, на сферу услуг «падает большая нравственно-воспитательная нагрузка... Именно в сфере услуг люди вступают во взаимодействие и получают наглядное подтверждение доброжелательности или недоброжелательности отношений друг к другу, здесь проверяются позитивные и негативные стороны организации общественного труда, ответственное отношение к должностным обязанностям и профессиональному мастерству»2.
Таким образом, бытовое обслуживание населения, являясь важной отраслью социальной сферы, играет большую роль в поддержании жизнедеятельности человека, обеспечении достойного качества жизни, стабильности социума. Для России, в условиях демократии, выборности законодательных и исполнительных органов власти на главное место выходит критерий качества жизни населения как интегральный показатель деятельности властных структур. Работа предприятий и предпринимателей по оказанию услуг -это весьма серьезный компонент, влияющий на многие параметры, определяющие
уровень качества жизни. Кроме того, предприятия бытового обслуживания, работающие в рыночной среде, выполняют социальные функции, одновременно являясь поставщиком доходов для бюджета. Поэтому совершенно оправданным является включение муниципальными органами власти сферы бытовых услуг в стратегические и комплексные планы развития подведомственных территорий. При этом главная задача заключается не просто в удовлетворении потребительского спроса на бытовые услуги, а обеспечение населения качественными услугами на основе внедрения высоких технологий, достижение международного уровня обслуживания и системы защиты прав потребителя.
Теоретическое исследование специфики бытовых услуг напрямую сопряжено с выявлением природы услуги как таковой. Согласно К. Марксу, услуга представляет собой «ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности, что, однако, нисколько не отличает его, скажем, от какой-нибудь машины, например от часов». И далее он определял услугу как «полезное действие той или иной
3 л
стоимости, товара ли, продукта ли» . В таком понимании услуга выступает как реализация полезности любого объекта по отношению к данному объекту, и подобная, наиболее общая, трактовка понятия «услуга» применима к действию любой полезности. Причем эта трактовка в какой-то мере способствует более четкому раскрытию специфических характеристик указанного понятия, а также имеет определенное методологическое и методическое значение для правильного понимания сущностного содержания услуги. Необходимо заметить, что сам К. Маркс никогда не выделял из комплекса услуг специально бытовые услуги и, следовательно, не давал их определения. К. Маркс характеризовал услуги очень широко. Он включал сюда не только бытовые услуги, торговлю и т. д., но и рекреационные услуги, политику, функционирование армии и др.
В настоящее время под услугой понимается «работа (совокупность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость»4, и услуга представляет собой отношение общественного труда в форме его нетоварного обмена и в качестве непосредственно полезного процесса трудовой деятельности физического или юридического лица.
В узком аспекте услуги, оказываемые предприятиями бытового обслуживания, дифференцируют на три группы:
- услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей (пошив одежды, обуви, вязание трикотажных изделий, изготовление мебели и пр.);
- услуги, связанные с восстановлением ранее созданных потребительных стоимостей (всякого рода ремонты одежды, обуви, мебели, бытовой техники, жилищ, химическая чистка одежды и др.);
- услуги личного характера, направленные непосредственно на человека или на окружающие его условия и в предметах потребления не фиксируемые (услуги парикмахерских, бань, душевых, прокат предметов культурно-бытового назначения и домашнего обихода и т. п.)5.
По функциональному признаку параметры, определяющие качество обслуживания, разделяют на три группы: показатели качества исполнения работы, организации обслуживания и культуры обслуживания6.
Кроме того, предприятия бытового обслуживания не только оказывают населению услуги, но и непосредственно реализуют их в индивидуальном порядке без посредничества торгующих организаций. Бытовые услуги в официальных изданиях относят к обобщающему показателю «платные услуги населению», который был зафиксирован и введен Комплексной программой развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 19862000 годы в Советском Союзе . Статистический учет ведется только по платным услугам. Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется денежной суммой, уплаченной непосредственно гражданами, которым оказана услуга, и предприятиями (организациями) в виде доплаты или полной оплаты оказанных их работникам услуг.
Подобный «платный подход» в понимании специфики бытовых услуг сохранился и в новом проекте Федерального закона «О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации». В данном документе в целях единообразия
правоприменения в сфере бытового обслуживания населения используются следующие основные термины и определения8:
1) бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическими лицами (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
2) бытовое обслуживание населения - вид предпринимательской деятельности по выполнению работ для удовлетворения бытовых или других личных потребностей покупателя по договору бытового подряда;
3) услуга потребительского назначения (услуга) - результат
непосредственного взаимодействия продавца (исполнителя) и покупателя (потребителя), а также собственной деятельности продавца (исполнителя) по удовлетворению потребности покупателя (потребителя) при купле-продаже товаров, производстве, реализации и организации потребления продукции,
бытовом обслуживании населения;
4) предприятия бытового обслуживания - сервисные организации,
деятельность которых направлена на удовлетворение спроса населения на бытовые услуги (мастерские, ателье, приемные пункты, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотографии и др.);
5) рынок товаров и услуг потребительского назначения (потребительский рынок) - сложившаяся на основе разделения труда сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями для использования покупателями в процессе удовлетворения их личных потребностей.
По нашему мнению, чисто экономический подход в трактовке бытовых услуг необходимо дополнить и социологической интерпретацией. Под сферой бытовых услуг мы будем понимать совокупность отраслей производственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Качество, разнообразие ассортимента, финансовая и территориальная доступность бытовых услуг являются важными факторами стабилизации общественных отношений. Таким образом, сфера бытовых услуг занимает одно из важных мест в системе социального управления, от эффективного развития которой во многом зависит снижение социальной напряженности и повышение качества жизни населения.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) и в соответствии с технологическими особенностями все виды бытовых услуг распределены по группам. Каждая группа делится на подгруппы, которые в свою очередь делятся на виды деятельности по целевому или функциональному назначению. Согласно ОКУН, к бытовым услугам относятся: ремонт и пошив обуви; ремонт и пошив одежды, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; изготовление и ремонт мебели; химическая чистка и крашение; услуги прачечных; ремонт и строительство жилья и других построек; автосервис; услуги фотоателье, фото и кинолабораторий; услуги бань и душевых; услуги парикмахерских; услуги по прокату; ритуальные услуги; прочие услуги непроизводственного характера.
В таблице 1 приведена динамика платных услуг населению за последние шесть лет, зафиксированная Госкомстатом Российской Федерации.
Таблица 1
Структура платных услуг населению (в процентах к итогу)
2001 2002 2003 2004 2005 2006
% Млрд. руб.
Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 100 2798,4
в том числе:
бытовые 12,2 11,7 10,7 10,5 10,0 9,9 276,1
транспортные 26,6 24,2 22,9 22,2 21,4 21,3 596,2
услуги связи 12,1 14,8 16,7 17,6 18,4 18,7 522,8
жилищные 3,7 4,3 4,5 4,8 5,3 5,3 148,8
коммунальные 15,1 16,1 17,3 17,4 18,7 18,4 515,8
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 3,0 3,0 2,9 2,9 2,6 2,6 72,4
услуги культуры 1,9 2,0 2,3 2,5 2,3 2,4 66,1
туристские 1,5 1,4 1,3 1,3 1,5 1,5 42,5
услуги физической культуры и спорта 0,4 0,4 0,4 0,5 0,7 0,5 15,0
медицинские 4,7 4,9 4,8 4,9 4,8 4,8 135,3
санаторно- оздоровительные 2,5 2,1 1,8 1,7 1,6 1,5 42,2
ветеринарные 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 5,5
услуги правового 4,8 3,9 3,2 2,7 2,3 2,5 70,5
характера
услуги системы образования 6,9 6,7 6,7 6,8 6,7 6,8 189,0
прочие платные услуги 4,3 4,2 4,2 4,0 3,5 3,6 100,2
Как видно из приведенных данных, бытовые услуги занимают четвертое место в общей структуре платных услуг населению (на конец 2006 года), уступая первенство только транспортным, коммунальным услугам и услугам связи. При этом необходимо отметить ежегодное снижение объема платных бытовых услуг в общей структуре. По сравнению с 2001 годом уменьшение платных бытовых услуг в конце 2006 года составило 2,3 процента.
Формирование системы бытового обслуживания населения в нашей стране как самостоятельной отрасли народного хозяйства относится к началу 60-х годов, когда в стране были созданы органы управления отраслью в виде главных управлений бытового обслуживания населения при советах министров союзных республик. Несколько позже эти управления в союзных республиках были преобразованы в республиканские министерства бытового обслуживания населения9. В настоящее время деятельность предприятий бытового обслуживания населения регулируется на федеральном и муниципальном уровнях. В Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, это порождает проблему определения пределов законодательного регулирования порядка решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также пределов самостоятельности в их решении.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственной компетенции местного самоуправления отнесено 30 различных задач. К полномочиям органов муниципальной власти, связанных с организацией бытового обслуживания населения, относятся:
- разработка и реализация мер по организации и развитию бытового обслуживания населения на территории соответствующего муниципального образования;
- утверждение перечней (объема) гарантированных видов бытовых услуг первой необходимости, оказание которых осуществляется на территории соответствующего муниципального образования;
- установление льгот органам бытового обслуживания населения;
- установление дополнительных льгот в области бытового обслуживания населения отдельным категориям граждан за счет средств муниципального образования;
- выдача лицензий на территории данного муниципального образования на осуществление видов деятельности органам бытового обслуживания населения;
- организация деятельности по подготовке кадров в области бытового обслуживания населения;
- организация проведения научных исследований в области бытового обслуживания населения.
Ключевой задачей функционирования органов муниципального управления является то, что они «должны обеспечить удовлетворение основных
потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов»10.
С 1991 года органы местного самоуправления получили право на наличие собственных бюджетов и муниципальной собственности. Несмотря на то, что действующим законодательством за всеми муниципальными образованиями признаны равные права, формирование муниципальной собственности городов районного подчинения, районов в городах, поселков, сельских округов, иных муниципальных образований идет с большими трудностями.
Наличие собственных бюджетов и муниципальной собственности ставит перед органами местного самоуправления и качественно новые проблемы и задачи. Так при выработке управленческих и стратегических решений применительно к сфере бытового обслуживания необходимо применить SWOT-анализ ситуации в муниципальном образовании.
Практика функционирования малых и средних муниципальных образований демонстрирует стремительное «разбегание» по уровню социальноэкономического развития. Малые и средние муниципальные образования оказались менее адаптированными к изменениям внешней среды, чем крупные. Выявление данных особенностей требует специального исследования.
Данные социологического опроса 2006 года 195 руководящих работников предприятий сферы услуг дают следующую информацию о происходящих здесь процессах. Почти 56 % руководителей предприятий бытового обслуживания заявили, что объем предоставляемых услуг в последние годы уменьшился. Это объясняется тем, что в 90-е годы прошлого века изменение форм собственности и возможность вести самостоятельную хозяйственно-экономическую деятельность привели к тому, что многие предприятия бытового обслуживания стали дробиться на мелкие структурные подразделения. При этом руководители данных подразделений оказались не готовы работать в новых экономических условиях ввиду низкой культуры управления. Таким образом, потеря централизованного управления, прекращение дотаций на поддержку функционирования предприятий бытового обслуживания со стороны государства привели к сокращению сети предприятий и уменьшению видов бытовых услуг.
Факторами, сдерживающими развитие бытового обслуживания, являются многочисленные конфликты с потребителями (60,0 %). Главные причины конфликтов: недовольство потребителей качеством предоставляемых услуг (61 % руководителей честно указали на брак в работе возглавляемых ими предприятий); нарушения предприятиями службы быта установленных сроков выполнения заказов.
Во втором квартале 2007 года сотрудниками кафедры социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы (научный руководитель: профессор, доктор социологических наук
В. Г. Попов) было проведено социологическое исследование, раскрывающее проблемы функционирования сферы бытового обслуживания на муниципальном уровне11.
В рамках данного проекта проведен опрос 81 эксперта из числа руководителей и специалистов сферы бытового обслуживания г. Екатеринбурга.
По мнению экспертов, одной из главных проблем, тормозящих развитие бытового обслуживания, является неадекватность новым социальноэкономическим реалиям нормативно-правового базиса (плохие законы; высокие налоги; бюрократизм и волокита; отсутствие нового классификатора услуг).
Эксперты указывают также на то, что главным фактором совершенствования сферы бытового обслуживания населения, помимо законодательных и экономических аспектов, является всестороннее содействие местных органов управления (администрации города, районов, городской думы). Важным фактором также является деятельность предпринимателей и самих работников сферы бытового обслуживания, от инициативы и желания которых качественно предоставлять услуги во многом зависит нормальное функционирование данной отрасли12.
Примечания
1 Белова, З. Г. Методы планирования бытового обслуживания населения / З. Г. Белова, Т. И. Корягина, Н. М. Малей. - М. : Экономика, 1976. - С. 159.
2 Гарифуллина, Ф. С. Организация и планирование деятельности предприятий бытового обслуживания / Ф. С. Гарифуллина, Н. В. Гуков. - М. : Легпромбытиздат, 1989. - С. 256.
3 Зотов, В. Б. Муниципальное управление / В. Б. Зотов, З. М. Макашева. -М. : Юрист, 2002. - С. 348.
4 Индексы физического объема бытовых услуг населению [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/20-25.htm.
5 См.: Карнаухова, В. К. Сервисная деятельность: учеб. пособие / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская. - М. : ИКЦ «МарТ», 2006. - С. 256.
6 См.: Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы. - М. : б. и., 1985. - С. 142.
7 См.: Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 23.
8 См.: О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.antax.ru/articles/laws.htm.
9 См.: Общероссийский классификатор услуг населению. - М. :
Издательство стандартов, 2000. - С. 3-20.
10 Правдин, Д. И. Перестройка управления в сфере обслуживания / Д. И. Правдин // Управление непроизводственной сферой. - М. : Знание, 1988.
- С. 40-49.
11 Романович, Ж. А. Сервисная деятельность: учебник / Ж. А. Романович, С. Л. Калачев - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. -
С. 268.
12
Структура платных услуг населению [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/20-23.htm.