Научная статья на тему 'Совершеннолетние дети и родительская семья: вместе или отдельно?'

Совершеннолетние дети и родительская семья: вместе или отдельно? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Палилова Ирина

The article is focused on the problem of separation of young people aged 18-25 who don't have their own families from their parental families, both from the positions of the children themselves and their real or potential parents. The results of the research conducted indicate that while there is a pronounced trend of the young people at the age of 18-25 for separation from their parental families, however, the prevailing Russian pattern is the one where "children" stay in parental family until their marriage not only for economic reasons. Social and psychological motivation is no less significant in this context.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Separation of Independent Children from Their Parental Families

The article is focused on the problem of separation of young people aged 18-25 who don't have their own families from their parental families, both from the positions of the children themselves and their real or potential parents. The results of the research conducted indicate that while there is a pronounced trend of the young people at the age of 18-25 for separation from their parental families, however, the prevailing Russian pattern is the one where "children" stay in parental family until their marriage not only for economic reasons. Social and psychological motivation is no less significant in this context.

Текст научной работы на тему «Совершеннолетние дети и родительская семья: вместе или отдельно?»

Совершеннолетние дети и родительская семья: вместе или отдельно?

Общепринятые для российской действительности границы понятия "молодежь" колеблются в интервале от 15 до 29 лет. Естественно, целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи разграничивается на определенные временные этапы. Условно: подростки — до 18 лет, молодежь — 18-24 года, "молодые взрослые" — 25—29 лет. В данном случае рассматривается возрастная группа 18—25 лет, которая включает в себя тех, кто родился в конце 1970-х — начале 1980-х годов и чье формирование приходится на время экономических реформ 1990-х готов, в течение которого государственная и социальная системы приобрели качественно новые черты.

Данные исследования "Мониторинг" (ВЦИОМ), объединенного за два года (2001-2002), свидетельствуют о том, что число молодых людей в возрасте 18—24 лет (в некоторых случаях 18—25 лет), не состоящих в браке и живущих совместно с родителями или же с бабушками и дедушками, превышает число тех, кто не состоит в браке и живет отдельно, более, чем в пять раз (58 против 11%), причем среди юношей и девушек соотношения различны (для юношей — 66 и 10%, среди девушек — 50 и 11%).

Эту особенность именно российского общества наиболее ярко можно увидеть при сравнении с обществом европейским. Журнал "Фокус" приводит таблицу, где указан средний возраст, в котором половина "выросших детей" покидает родительский дом.

В ходе массового исследования респондентам было предложено ответить на вопросы о том, должны ли, по их мнению, дети в возрасте от 18 до 25 лет, не состоящие в браке, жить отдельно от родителей и, соответственно, выбрать альтернативы дальнейшей аргументации — почему да или почему нет.

При составлении анкеты для выяснения установок респондентов относительно отделения детей от родительской семьи каждая из групп аргументов "за" и "против" рассматривались через систему трех мотивов-факторов: социального, экономического и психологического.

Социальный мотив, который раскрывается как принадлежность к определенной группе,

получение статуса и возможности его повышения, престиж, в позитивной интерпретации (при установке на отделение) рассматривается как обретение детьми самостоятельности (принятие решений, организация быта).

В процессе социализации молодежи происходит постепенное замещение родителей группой ровесников, т.е. источники образцов социализации переносятся из семьи в другую референтную группу. Молодежь стремится к обретению независимости, самостоятельности, которые могли бы способствовать получению нового статуса на пути к престижу в кругу своих знакомых. Для системы ожидания родителей этот компонент является значимым.

Противоположная точка зрения (консервативная или попечительская) состоит, напротив, в переборе различных аргументов против "отделения", сводящихся к тому, что "ребенок не может самостоятельно обходиться в быту", или к выражению разного рода родительских страхов перед тем, что "ребенок не сможет успешно находить себе друзей", партнеров, "пойдет по неправильному пути".

Психологический мотив. Включает два аспекта: при установке на отделение — уменьшение числа межпоколенческих конфликтов, т.е. согласованность внутренних установок Я-концеп-ции, а вместе с тем большая лояльность детей по отношению к родителям: уважительное отношение к их советам, проявление заботы и любви.

Таблица

ВОЗРАСТ ОТДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

(ЧИСЛО лет)

Страна Женщины Мужчины

Италия 27,1 29,7

Испания 26,6 28,4

Ирландия 25,2 26,3

Бельгия 23,8 25,8

Германия 21,6 24,8

Франция 22,2 24,1

Великобритания 21,2 23,5

Дания 20,3 21,4

Источник: Но1е1 Мата // Яосиэ. 2002. N 50. Б. 164.

Рисунок 1

ДОЛЖНЫ ЛИ ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ 18-25 ЛЕТ, НЕ СОСТОЯЩИЕ ЕЩЕ В БРАКЕ, ЖИТЬ ОТДЕЛЬНО ИЛИ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ? (в % от общего числа опрошенных)

%

40 ------------------------------------------

Определенно Скорее Скорее Определенно Затруднились

вместе вместе отдельно отдельно ответить

Варианты ответа

При установке на неотделение — отчуждение в отношениях между родителями и детьми, нарушение эмоциональных контактов, т.е. внутренние противоречия и диссонансы.

Экономический, или материальный, мотив. При положительной установке на отделение — обретение материальной независимости детей и освобождение родителей от дополнительных расходов; при негативном значении отделения — лишение родителей материальной поддержки в тех случаях, когда заработная плата детей составляла основной источник материальных доходов семьи.

Чуть менее половины (41%) от общего числа опрошенных считают, что дети в возрасте от 18—25, не состоящие в браке, должны жить вместе с родителями, 52% придерживаются противоположного мнения, остальные (7%) затруднились ответить (рис. 1). Хотелось отметить, что степень определенности мнений респондентов равно-

значна и при согласии с тем, что дети должны отделяться, и с тем, что они должны продолжать жить в родительской семье: пятая часть опрошенных ответила "определено вместе" и ровно столько же — "определенно отдельно". Такое распределение ответов позволяет судить о "динамичности" установок респондентов.

Дальнейший вопрос задавался тем респондентам, которые считают, что дети в возрасте 18—25 лет, не состоящие в браке, должны жить отдельно. Перед ними ставилась задача выбрать аргументы в пользу этого утверждения (рис. 2).

Аргументы респондентов, по мнению которых дети не должны жить отдельно от родителей, приведены на рисунке 2.

При установке на отделение превалирующим является социальный мотив (необходимость самостоятельности и ответственности молодых за свои поступки и решения), он выражен у 64% опрошенных. Но и в установках "на неотделение" социальные мотивы опять-таки стоят на первом месте, хотя они свойственны чуть меньшему числу (53% опрошенных беспокоит неготовность детей к самостоятельной жизни, и еще 45% считают, что подобная свобода может повести их по "неправильному" пути).

Контекст экономических мотивов явно позитивный: для респондентов оказывается гораздо более важным по своим последствиям то, что отделение от родительской семьи способствует интенсивному развитию профессиональных навыков, вовлекает человека в трудовую жизнь, дает возможность самостоятельно зарабатывать, нежели перспектива лишения родителей экономической помощи детей.

Психологический мотив более сильно выражен у тех респондентов, по мнению которых дети должны жить отдельно от родителей.

Рисунок 2

ПОЧЕМУ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ РОДИТЕЛЕЙ? (в %)

%

70

60

50

40

30

20

Дети становятся Дети раньше Дети освобождаются Дети начинают Другое Затруднились

самостоятельными, становятся от жесткого контроля более внимательно ответить

приучаются отвечать независимыми, со стороны родителей, прислушиваться

за свои поступки включаясь что приводит к советам родителей

и принимать решения в трудовую жизнь к уменьшению Варианты ответа

конфликтов между ними

Рисунок 3

ПОЧЕМУ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ? (в %)

60

50

40

30

20

10

-45-

Дети не ГОТОВЫ к самостоятельной жизни, не имеют навыков организации собственного быта

Жизнь отдельно от родителей ослабляет родительский контроль, и дети могут пойти по "неправильному пути’’

19

Жизнь отдельно от родителей приводит к отчуждению в отношениях между детьми и родителями

Жизнь отдельно от родителей приводит к тому, что родители могут остаться без материальной помощи детей

Другое

Затруднились

ответить

Варианты ответа

В этом случае 10% считают, что дети более внимательно прислушиваются к советам родителей, а 20% — что территориальное разделение поколений приводит к уменьшению конфликтов. Негативное же последствие отделения — появление "отчужденности в отношениях между родителями и детьми" (19%).

Анализ социально-демографических характеристик респондентов позволяет описать взаимосвязи между установкой на отделение, обусловливающими ее мотивами и выделенными выше пятью переменными (полом, возрастом, образованием, размером населенного пункта, наличием у респондента детей в возрасте 18—25 лет).

Среди респондентов в возрасте 18—25 лет более половины (61%) признает то, что дети в данном возрасте должны жить отдельно от родителей.

У представителей возрастной группы 26—33 лет еще в большей степени выражена установка на отделение. Это та самая возрастная группа, представители которой, как уже говорилось, проходили процесс социализации в "перестроечные" годы, которые идентифицируют себя с "прогрессивным" поколением, наиболее адаптированным к переменам.

С увеличением возраста уменьшается число респондентов, считающих, что дети должны отделяться от родительской семьи. Среди представителей более старшего поколения, например, потенциальных или реальных родителей детей в возрасте 18—25 лет, т.е. в возрастных группах от 42—49 и 50—57 лет, половина отвечает, что дети должны жить отдельно от родительской семьи, чуть менее половины (40%), напротив, — вместе.

Обе установки у представителей возрастной группы 58—65 лет выражены в равной степени.

Среди пожилых людей (старше 66 лет) резко возрастает число тех, кто считает, что дети должны оставаться с родителями. С одной сто-

роны, в данном возрасте люди начинают наиболее остро нуждаться в опеке и помощи со стороны детей, а с другой — это поколение, особенно ценящее такие блага, как долг, семейная ответственность, в котором распространено отношение к детям как вкладу в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников.

Наиболее значим социальный мотив при выборе установки на отделение для людей в возрасте 40—50 лет, т.е. для категории родителей молодежи в возрасте 18-25 лет (78%). Можно утверждать, что ожидания родителей, направленные на обретение детьми самостоятельности, независимости, превалируют над ориентацией самих детей. Однако для этой возрастной группы, по сравнению с остальными, экономический мотив — включение в трудовую жизнь наименее значим (23%).

Для самих детей (молодежи в возрасте 18—25 лет) социальный мотив безусловно преобладает, он характерен для 60% опрошенных и сопряжен с мотивом экономическим (38%) и психологическим (20%).

При установке на "неотделение" для родителей опять-таки самым значимым является социальный мотив (неготовность детей к самостоятельной жизни — 60%, возможность выбора "неправильного пути" — 41%), тогда как остальные мотивы выражены в минимальной степени.

Для самих детей (группы 18—25 лет) особенно значимы такие объяснения, как "неготовность к самостоятельной организации быта" (45%) и "выбор неправильного пути" (24%). Кроме того, мотив психологической привязанности к родителям и возможное отчуждение в отношениях с ними для самих детей играет более важную роль, чем для их родителей.

Интересными также представляются суждения "молодых взрослых" (в возрасте 26—33 лет),

Рисунок 4

ПОЧЕМУ ВЫ БЫ СТАЛИ ЖИТЬ С РОДИТЕЛЯМИ ДАЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ СОБСТВЕННОЙ КВАРТИРЫ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ СНЯТЬ ИЛИ КУПИТЬ КВАРТИРУ?

Родители Мне необходима Было бы

Незачем,

Было бы Жить отдельно — Даже

Родители

нуждаются в постоянной опеке и заботе

постоянная

поддержка,

советы

родителей

не с кем поговорить, одиноко

нет никаких тяжело

проблем справляться

в совместной с домашними жизни делами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с родителями

это дополни- не задумывался были бы тельные о том, чтобы резко против, жить я бы не хотел(а) отдельно конфликтов с ними

расходы, которых можно бы избежать

Другое Затруднились

Варианты ответа

которых условно можно было бы назвать "старшими братьями" 18—25-летней молодежи. Для этой группы самый значимый социальный мотив — "альтернатива выбора неправильного пути" (55%).

В ходе анализа установлен кажущийся парадоксальным факт: с одной стороны, выявлена очевидная установка на отделение, а с другой — тенденция к отделению выражена очень слабо. В действительности никакого парадокса нет — возможность отделения сдерживается отсутствием денег на приобретение или наем жилья, т.е. чисто экономическими обстоятельствами. Это подтверждает и распределение ответов на вопрос "Если бы у Вас в возрасте 18—25 лет была своя собственная квартира или материальная возможность купить или снять ее, а Вы не состояли бы в официально зарегистрированном браке, то остались бы Вы жить с родителями?"

Большинство респондентов ответили, что стали бы жить отдельно (83%, из них 68% — определенно отдельно), 13% остались бы вместе с родителями, а 4% затруднились ответить. "Определенно да" ответили чуть более половины респондентов, а еще пятая часть — "скорее да", что свидетельствует о неуверенности в выборе данной альтернативы и возможности изменения мнения под воздействием различного рода обстоятельств.

Поэтому внимание в исследовании сосредоточено на изучении и анализе влияния на процесс отделения детей от родительской семьи не только и не столько экономического фактора как безусловно значимого, сколько на изучении влияния других весьма важных факторов — социального, психологического и др.

Хотя в целом абсолютное большинство предпочли бы отделиться от родительской семьи, очевидно, что в разных социально-демографи-

ческих группах это было бы по-разному. С возрастом увеличивается число людей, которые в условиях данной гипотетической ситуации выбрали альтернативу остаться с родителями или же затруднились ответить на данный вопрос. Если около 90% молодежи (18—25 лет) предпочли бы в этом возрасте жить отдельно от родителей, то среди 60-летних таких было несколько меньше: 77% ответили, что в 18-25 лет ушли бы от родителей, имея для того материальные возможности, а среди более старшей возрастной группы еще меньше — 56%.

Среди тех причин, по которым представители разных возрастных групп не хотели бы отделяться от родителей при отсутствии экономических проблем, основной является невозможность оставить родителей без постоянной опеки, в которой они нуждаются. На втором месте — необходимость самого человека в постоянной помощи и поддержке со стороны родителей. На третьем месте — проблема одиночества (в лексике позиций шкалы — "одиноко, не с кем поговорить"). Остальные причины выражены в меньшей степени и определяются скорее внутрисемейной ситуацией респондентов. Так, в более молодом возрасте преобладающей причиной является необходимость в постоянной помощи и советах со стороны родителей, т.е. отсутствие самостоятельности в решении различного рода проблем, затем — проблема одиночества. В данном случае под проблемой одиночества подразумевается семейное положение человека, а как его следствие — внутренняя дисгармония, состояния тоски, грусти. В категории молодежи значимым аргументом является неумение самостоятельно организовать свой быт и справиться с домашними делами, а в возрастных группах 30—40 и 40-50 лет — "жить отдельно — дополнительные траты, которых можно было бы избежать".

С возрастом все более очевидной становится проблема невозможности оставить родителей, которые нуждаются в постоянной опеке и заботе. Представители старших возрастных групп в большей степени, нежели остальные, проецируют гипотетическую ситуацию не на себя в возрасте 18—25 лет, а на себя "сегодняшних". Это связано с тем, что на данный момент проблемы в отношениях с собственными родителями уже не актуальны, а проблемы сегодняшнего дня (плохое здоровье, материальное неблагополучие и др.) наиболее значимы и ощутимы. Вместе с тем у представителей этой группы наиболее явно выражены фамилистические установки.

В ответах мужчин и женщин различия не значительны, но все-таки заметны. Мужчины всех возрастных групп в большей степени, чем женщины, ориентированы на отделение от родителей. Хотя этот процесс у девушек начинается раньше, но с психологической точки зрения не заходит так далеко, как у юношей, т.е. девушки сохраняют или, по крайней мере, стремятся сохранить более тесную эмоциональную связь с родителями.

С повышением уровня образования увеличивается число респондентов, принимающих для себя альтернативу отделения: люди с уровнем образования ниже среднего (75%), со средним (85%) и с высшим образованием (88%) на вопрос о том, стали бы они жить отдельно от родителей в случае разрешения материальной проблемы, ответили положительно.

Москвичи и жители больших городов с большей долей уверенности, нежели россияне, живущие в других по размеру населенных пунктах, ответили, что отделились бы от родителей при имеющейся экономической возможности.

Массовые опросы по этой теме были дополнены проведением фокус-групп. В группе молодых людей в возрасте 18-25 лет оказалось, что большинство девушек и юношей на настоящий момент не готовы к отделению от родительской семьи. Для девушек отделение от родителей в основном связано с планируемым замужеством. В настоящий момент они не готовы к отделению, потому что большинство из них воспринимают отделение от родителей только в контексте создания своей собственной семьи, которую должен обеспечивать мужчина.

По мнению молодых людей, отделение от родительской семьи должно быть обосновано весомой причиной, отсутствие которой свидетельствует либо о полной внутренней гармонии человека и нежелании что-либо менять в своей жизни, либо о "природной лени", когда человек не хочет предпринимать какие-либо попытки отделиться от родителей, рискуя "поменять что-то конкретное, имеющееся, на неизвестное". Наличие важной и значимой причины для отделения создает предпосылки для реального поиска возможности осуществления самого отделения. Практически все юноши четко выражают мнение, что в данный момент не отделяются, поскольку "не видят в этом необходимости".

Таким образом, при выраженной тенденции к отделению молодежи в возрасте 18—25 лет от родительской семьи преобладающей для России, тем не менее, является модель, когда "дети" остаются в родительской семье до замужества/ женитьбы, причем не только в силу экономических причин. Не менее значимыми в данном контексте являются социальные и психологические факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.