Научная статья УДК 008:316.42.
DOI: 10.20323/1813-145X-2024-2-137-237 EDN: YKIZXP
Сотворение гения места (становление Кацкой летописи) Екатерина Дмитриевна Невзорова
Ассистент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1254-7858
Аннотация. Статья посвящена анализу кацкого феномена и осмыслению роли гения места в нем. Рассмотрена теоретическая база термина, в частности - интерпретации, предложенные А. В. Крейцер, П. В. Вайлем, В. Л. Алексеевой, Д. Н. Замятиным, И. О. Саюновым.
В данной статье мы опираемся на интерпретацию, предложенную Д. Н. Замятиным: гений места - человек, превративший абстрактное географическое название в значимое, обладающее смыслами пространство, наделенное особыми, воспринимаемыми как специфические, в совокупности только ему присущими характеристиками.
Для деревни Мартыново Ярославской области гений места - Сергей Темняткин - школьный учитель, а впоследствии - краевед и писатель. В статье описан его жизненный путь, предпосылки к появлению «кацкого проекта», основными компонентами которого станут газета краеведов «Кацкая летопись», одноименный клуб, состоящий из энтузиастов-соратников Темняткина и Этнографический музей кацкарей. За основу принята идея о том, что кацкари - русские люди, имеющие, однако, свои особенности в обычаях, языке, фольклоре. Проанализированы инструменты сохранения культурного наследия деревни. Осмыслен возрастающий интерес к самобытности русской деревни в контексте процессов урбанизации.
В данной представлена история возникновения Этнографического музея кацкарей, расположенного в центральной деревне Кацкого стана. Описан путь его развития, роль гения места в его становлении: музей начинался как экспозиция в местной библиотеке, но сейчас - это комплекс крестьянских изб конца XIX-начала XX столетий.
Ключевые слова: гений места; хранитель; Кацкий стан; этнографический музей; деревня; крестьяне; кацкари; Ярославская область; Мартыново
Для цитирования: Невзорова Е. Д. Сотворение гения места (становление Кацкой летописи) // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 237-245. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-237. https://elibrary.ru/YKIZXP
Original article
Creation of the genius of the place ( formation of the Katskaya chronicle) Ekaterina D. Nevzorova
Assistant at department of journalism and media communications, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1254-7858
Abstract. The article is devoted to the analysis of the Katsk phenomenon and the understanding of the role of the genius of the place in it. The theoretical base of the term is considered, in particular, the interpretations proposed by A. V. Kreitser, P. V Vail, V. L. Alekseeva, D. N. Zamyatin, I. O. Sayunov.
In this article, we rely on the interpretation proposed by D. N. Zamyatin: the genius of a place is a person who has turned an abstract geographical name into a significant, meaningful space, endowed with special, perceived as specific, together only inherent characteristics.
For the village of Martynovo, Yaroslavl Region, the genius of the place - Sergei Temnyatkin - is a school teacher, and later - a local historian and writer. The article describes his life path, the prerequisites for emergence of the «Katsk project», the main components of which will be the newspaper of local historians «Katskaya Letopis», the club of the
© Невзорова Е. Д., 2024
same name, consisting of enthusiastic associates of Temnyatkin and the Ethnographic Museum of Katskars. The basis is the idea that the Katskars are Russian people who, however, have their own characteristics in customs, language, folklore. Are analyzed tools for preserving the cultural heritage of the village. The growing interest in the originality of the Russian village in the context of urbanization processes is comprehended.
In this article, the analysis focuses on one of its most striking aspects - the Ethnographic Museum of the Katskars, located in the central village of Katsky stan. The history of the museum, the path of its development, the role of the genius of the place in its formation are described: the museum started as an exposition in the local library, but now it is a complex of peasant huts of the late XIX-early XX centuries.
Key words: genius loci; curator; Katsky stan; ethnographic museum; village; peasants; katskari; Yaroslavl region; Martynovo
For citation: Nevzorova E. D. Creation of the genius of the place ( formation of the Katskaya chronicle). Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (2): 237-245. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-237. https://elibrary.ru/YKIZXP
Введение
В современном мире одна из ключевых тенденций, сопровождающих глобализацию - урбанизация. Малые населенные пункты утрачивают свою роль, современные процессы сосредотачиваются в городах, отток населения из малых населенных пунктов только увеличивается. В этих условиях все более острой становится проблема сохранения наследия традиционной культуры, сформированной в деревнях и селах.
Люди, покидающие свои «родовые поместья», часто оставляют не только сами дома, но и в неизменном виде - внутреннее убранство, предметы быта, нетронутыми остаются интерьеры. Сергей Темняткин - учитель из деревни Мартыново Ярославской области, превратил ветхие избы в этнографический музей, а брошенные предметы - в его экспонаты. Собранные об истории родного края сведения легли в основу газеты краеведов, а увлеченные энтузиасты объединились в клуб, посвященный сохранению наследия Кац-кой волости (историческое название территории, расположенной в Мышкинском, Угличском и частично Некоузском районах Ярославской области [Кацкая летопись, 2011]).
Исследование посвящено осмыслению кацко-го феномена и роли гения места в нем - Сергея Темняткина. Благодаря ему Мартыново стало «загадочным миром кацкарей», где не только жив деревенский быт, но и есть свои особенности - традиции, обычаи, мифы и язык. Это представление о месте сделало его уникальным и привлекло туристов, а сам Темняткин стал краеведом, писателем и гением места.
Методология исследования
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные вопросам культурологиче-238
ского осмысления гения места. В интерпретации Д. Н. Замятина гений места понимается как творец, чья жизнь или биография, работа или произведения связаны с определенным местом и могут служить существенной частью образа места [Замятин, 2007, с. 104].
П. В. Вайлем выделены особенности определения облика, связанного с гением места, и описана субъективная многослойность явления [Вайль, 2010]. В. Л. Алексеева описывает несколько типов гениев места, в данном случае интерес для нас представляет тип «общий предок»: прославленный уроженец места, который играет значимую роль в жизни своей родины [Алексеева, 2015, с. 88]. Гений места может быть не только у города, но и отдельных его частей, как описывает А. В. Крейцер [Крейцер, 2016, с. 88].
В качестве эмпирического материала выступили следующие источники: издание «Кацкая летопись» (общий охват выпусков более 30 лет [Кацкая летопись]), книга С. Темняткина «Моя кацкая Русь» [Темняткин, 2003], серия книг «Я покону кацкого» (я из кацкого рода) [Я поко-ну...2009], книги других авторов, в том числе непосредственных участников «кацкого проекта», материалы из архива автора статьи, интернет-ресурсы, посвященные теме исследования.
Результаты исследования
Культурно-антропологический аспект Деревня Мартыново в Ярославской области в последние три десятилетия на слуху у краеведов, исследователей родного края и, конечно, у туристов. До начала 1990-х никто, кроме местных жителей не знал как это - бахорить по-кацкие (говорить на кацком языке). Известность деревня Мартыново приобрела неслучайно: местные особенности в музейную культуру преоб-
разовал Сергей Темняткин - краевед, писатель и сельский учитель [Суслов, 2012].
Он родился 5 февраля 1972 года в деревне Хороброво Мышкинского района Ярославской области. В 1991 году закончил Угличское педагогическое училище и стал учителем русского языка и литературы в Мартыновской школе. Идеи, которые возникли у него в первые годы работы, легли в основу первой ласточки «кацкого проекта» в 1992 году - газеты «Кацкая летопись», которая позже стала журналом. Спустя некоторое время у Темняткина появились соратники, и их число с каждым годом только множилось. Так началась история изучения сегодняшних кацкарей.
Говорят они о себе так: «Кацкари - это русские люди, имеющие, однако, свои особенности в обычаях, языке, фольклоре» [Официальный..., 2024]. За прошедшие годы версий было много: субэтнос в составе русских, субэтническая группа, этническая русская общность, малая этническая общность и т. д. 64 деревни, расположенные на исторической территории, которая называлась Кацкой волостью, а ныне - это части Мышкин-ского, Угличского и частично Некоузского района - вот где обитают кацкари. Кацкари не только уникальны, они - деревенские жители, которые сохранили до наших дней традиционный для местности уклад жизни почти в неизменном виде, а еще - традиции, обычаи, мифы, легенды и прочие черты, присущие глубинке «из прошлого». Все, что создавалось веками их предками, осталось как бы «законсервированным» в этой местности.
Благодаря работе Темняткина только за первое десятилетие с начала возникновения «кацко-го проекта» в маленькой деревне появилась газета краеведов «Кацкая летопись», одноименный клуб для желающих присоединиться к инициативе, несколько учебников «Я покону кацкого!» (я из рода кацкарей), начали проходить ежегодные Кацкие краеведческие чтения, наконец, 29 мая 2000 года открылся Этнографический музей кацкарей [Этнографический., 2024]. Николай Румянцев, сотрудник музея, вспоминал период его создания так: «Идею Темняткина поддержали местные жители. Правда, не были уверены, что это, кроме как им, ещё кому-то надо. Музей, как и полагается, создавался в первую очередь для собирания и хранения культурных ценностей» [Савичева, 2024]. С 2000 года начнется его официальная работа.
В 2001 году краеведческая работа Сергея Темняткина была отмечена областной премией за достижения в области культуры им. И. А. Тихомирова [Юрьев, 2024]. А в 2003 году труды, собранные за 10 лет работы, он оформил в книгу, где не только описал, кто такие кацкари, но и поделился воспоминаниями о деревенском детстве, рассказал о житейских ситуациях, которые происходили в Кацком стане с окружающими его людьми, описал поверья, поделился своими наблюдениями и рассуждениями. Книга получила название «Моя кацкая Русь: Люди, предания, обычаи, верования западных земель Ярославского края», серия «Земля Ярославская».
В 2004 году он стал лауреатом премии «Серебряный голубь» [Маланина, 2024] в номинации «Литература и искусство», учредителем которой выступает Российская государственная библиотека; лауреатом премии Международного благотворительного фонда имени Дмитрия Лихачева «За подвижничество» [Фонд., 2024].
Под руководством Сергея Темняткина Музей кацкарей 2019 году выпустил книгу «Первый фестиваль коменничаний» (сборник материалов), она посвящена народному театру кацкрей. А с 2020 года - еще 4 книги под названием «Я покону кацкого! Этнографические заметки» [Я покону., 2011]. Первая книга - о кацкарях, жителях бассейна Кадки, протекающей на западе Ярославской области. Во второй книге ключевой стала тема деревенского детства. В третьей - переход из мира детства в мир взрослых. В четвертой - кацкари XX-го века, наблюдения автора, воспоминания старожилов, документы и фотографии.
Сергей Темняткин ушел из жизни 15 октября 2023 года, ему был 51 год. Свою жизнь он посвятил Кацкому стану. Большую ее часть провел в Мартыново, работал в основанном им музее. Во время переписи населения в графе «национальность» писал «кацкарь».
Человека, который смог создать такое представление территории, превратил абстрактное географическое название в значимое, обладающее смыслами пространство, наделенное особыми, воспринимаемыми как специфические, в совокупности только ему присущими характеристиками, называют гением места. Такое определение дает Д. Н. Замятин [Замятин, 2007, с. 104]. Для Мартыново, для Кацкого стана гений места - Сергей Темняткин.
За годы деятельности он преобразовал маленькую, никому не известную локацию в узна-
ваемое место. Теперь Мартыново - одна из самых известных живых деревень, и что важно - не восстановленная, а сохраненная. Здесь можно увидеть старинную крестьянскую застройку и деревенский быт. Но еще - это центр загадочного и самобытного Кацкого стана, где есть свой язык, фольклор, свои традиции и мифы. Подробно прочитать о них можно в Кацкой летописи, а познакомиться с их жизнью - в музее.
Теоретико-культурный аспект
Термин genius loci, то есть гений места, в первоначальном виде обозначал некий дух, который сопровождал людей творческих профессий. Впервые название встречается у Вергилия в «Энеиде»: «...вновь начинает обряд в честь отца Эней и не знает, Гений ли места ему иль Анхиза прислужник явился» [Вергилий, 2001]. В этом эпизоде Эней встречается со змеей - символом гения. Грамматик Сервий (IV в. н. э.), комментируя слова Вергилия, пишет: «Nullus enim locus sine genio est» (лат.: Ибо нет места без гения). Сам термин «гений» возник в Римской империи, римляне представляли его сверхъестественным существом, в качестве символа выступала змея. Существо представлялось в виде древнего хозяина обитаемого места [Саюнов, 2013, с. 101].
За время своего существования термин не раз переосмысливался. К примеру, в период творчества Пушкина возникает уже иной смысл: важной становится взаимосвязь творца и места, где его посетила муза. Воспитанники Царскосельского Лицея считали гением места А. С. Пушкина. В 1817 году пятеро воспитанников, заручившись согласием директора, возвели в парке лицея мраморную глыбу, с высеченной надписью genio loci.
А. В. Крейцер в статье «Александр Блок и «дух места» Аптекарского острова» пишет, что свой «genius loci» может быть не только у целого города, например Петербурга, но и у отдельных его частей. Для Блока таким местом, к примеру, становится Аптекарский остров в дельте Большой Невки [Крейцер, 2016, с. 88].
О многогранности, сложности и субъективности явления говорит П. В. Вайль в книге «Гений места». Он пишет, что облик городов определяется гением места, и представление об этом -сугубо субъективно. Эта субъективность является многослойной. Так, к примеру, Нью-Йорк Драйзера и Нью-Йорк О. Генри - города хоть и одной эпохи, однако не только разные, но и для каждого - особые [Вайль, 2010]. То же относится и к Ярославскому региону
Для Ярославля гений места, безусловно, Федор Григорьевич Волков - основатель русского национального театра, выдающийся русский театральный деятель и актер. Историческая и значимая фигура, которая играет ведущую роль в жизни Ярославля как родины русского театра. Как пишет М. Г. Ваняшова: «Он - неотъемлемая часть комплекса ярославской идентичности, чувства родины, сплоченного на почве театра ярославского сообщества. Здесь главенствует дух, а не буква. А далее в действие вступает сама история» [Ваняшова]. И далее вспоминает другого гения места в Ярославле: «Дух Федора Волкова незримо присутствовал в ярославском театре Мельгунова, где Дмитревский в 1786 году играл роль Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». Шляхетский корпус связывает фигуры Волкова, Сумарокова, Мельгунова и Дмитревского. Мельгунов был начальником корпуса в 1756 году, участвовал в становлении Русского театра» [Ваняшова].
Алексей Петрович Мельгунов, генерал-губернатор вновь основанного Ярославского наместничества с 1777 года, тоже может считаться гением места для Ярославля. Самыми известными страницами биографии стал театр Мельгу-нова и издававшийся при его непосредственном участии первый русский провинциальный журнал «Уединенный пошехонец».
Как пишет профессор Е. А. Ермолин в статье, посвященной Мельгунову: он переносил в Ярославль формы столичной культурной жизни: завел театр, типографию, журнал, гимназию и училище, приюты для старых и бездомных и систему помощи голодающим. Под его руководством проходила перепланировка центра города в духе классицизма [Ермолин, 2024]
В городе Мышкин на культурную жизнь краеведа Темняткина повлиял другой, не менее значимый для региона культурный деятель, гений места для своего города - Владимир Александрович Гречухин, журналист, писатель-краевед, публицист и общественник. В 1966 году он открыл в Мышкине первый народный этнографический музей.
Под руководством Гречухина за 55 лет своего существования он разросся в целый комплекс музеев: музей «Столицы лоцманов» (краеведческий музей), единственный в мире «Музей мыши», музей провинциального печатного и издательского дела, музей уникальной (старинной) техники «Мышкинский СамоходЪ», музей муш-кинского купечества «Махаев двор», музей кре-
стьянской архитектуры малых форм, музей во-дочника Петра Смирнова, Тютчевский дом.
Мышкинский народный музей стал центром притяжения молодежи. На примере Гречухина выросло новое поколение краеведов: Н. В. Лушин, О. Б. Корсаков, В. Г. Смирнов, был среди них и С. Н. Темняткин. Много лет своей жизни Гречухин посвятил газете «Волжские зори», именно приложением к ней выйдут первые номера «Кацкой летописи» [Гречухин, 2012]. Впоследствии и Темянткин откроет свой Этнографический музей, чем и привлечет наибольший интерес к кацкому феномену.
Официальная дата его возникновения - 29 мая 2000 года. Но на самом деле его история начинается чуть раньше, она описана в рубрике «Прогулки по музею» Кацкой летописи.
Решение об открытии музея возникло у Тем-няткина случайно, в апреле 1994-го. Он навещал родовые могилы на Нефедьевском кладбище, увидел заброшенную избу и обнаружил предметы крестьянского быта. Что возможно было унести - забрал [Этнографический музей].
Предметам нашли применение в Мартынове -библиотекарь Лидия Ивановна Чуракова устроила выставку. Так, например, оказалось, что на выставку попала «корч4га» - глиняный сосуд для варки пива или безалкогольной кулаги (мучная каша). Еще среди экспонатов оказалась «тайба» - сплетённая из щепы сумка и «патог» -посох. Читатели стали приносить из дома предметы деревенского быта для выставки. Лидия Ивановна, ее «хозяйка», для презентации каждого из предметов сочиняла свой стих. Например, такой:
«Шура Дорофеева Огород копала И в земле рассыпчатой Ключик отыскала...»
Сейчас этот самый ключ занимает почётное место в собрании Этнографического музея кац-карей: выяснилось, что предмет не моложе XVIII-го века. Сама «Шура», которая фигурирует в четверостишии - Александра Борисовна Дорофеева, директор Мартыновского Дома культуры.
Осенью 1994 года ученик Сергея Темняткина, восьмиклассник Паша Осокин, поделится, что в деревне Киндяково стоит еще одна изба без хозяев. Это оказалась старинная изба Никифоровых-Орловых, хозяева у нее все-таки были, но избу продавали. Все, что приглянется, разрешили забрать. Директор Мартыновской школы Татьяна Владимировна Воробьёва идею поддержала, для
музея она выделила бывшую школьную кухню, напротив учительской. За экспонатами отправилась вся школа. Вот как описывает эпизод Тем-няткин: «.Киндяково недалеко, в полутора-двух километрах. Впереди тракторист Александр Тарасов на «Беларусе» с телегой, позади ребята на велосипедах. Сначала долго-долго бродили по старинной избе, а потом передавали по цепочке в телегу всё, что показалось интересным: ткацкий стан, льняные вороба, сундуки, посуду, аптечные пузырьки, письма, документы. В Книге поступлений основного фонда Этнографического музея кацкарей из той избы значится 236 предметов. Некоторые из них нигде более не находились; например, «банки» (их ещё называли «гамаши») -железные калоши. В общем, после той «экспедиции» комнатка напортив учительской набилась вбиток - ни пройти, ни развернуться. Стало понятным, что музей в ней открыть не получится.» [Этнографический музей].
Таких эпизодов становилось все больше, как и вещей, собранных в брошенных избах. Помещение поможет найти Надежда Константиновна Монахова - глава Мартыновской сельской территории. И 27 декабря 1994 года музей откроется в местном доме культуры, в небольшой комнате на втором этаже. Официального названия у него все еще нет. Принцип подбора экспонатов, как пишет «Кацкая летопись», такой: «Россия наша, рассуждали мы, велика и неохватна, везде живут по-разному; пусть мы займёмся небольшой территорией, но будем знать её хорошо» [Этнографический музей]. В основном экскурсии вел сам Сергей Николаевич, но бывало, музей открывала и Лидия Ивановна Чуракова, библиотекарь. Стали вести дневник посещений, тогда музей посещало 400 человек в год, все местные. Приезжие появятся позже, с момента официального открытия музея [Этнографический музей].
Регионоведческий аспект
В 2000 году музей приобретет официальный статус. Одна из местных жительниц, Александра Ивановна Григорьева, которой было уже 87 лет, не могла самостоятельно обихаживать большую деревенскую избу 1910 года постройки [Музей., 2024] - ее стали продавать. Тогда и возникла идея - создать музей в этом доме. Финансовых средств на покупку не было, но к этому времени кацкари уже были известны в регионе. От лица инициативной группы они написали письмо губернатору Ярославской области - Анатолию Ивановичу Лисицыну, он и помог создать учреждение культуры. Документы подписали 29 марта, этот день стал для
кацкарей большим праздником.
Среди 150-ти жителей деревни нашлись люди, которые смогли стать профессиональными хранителями, экскурсоводами, администраторами. Постепенно был сформирован штат из трёх отделов: учёта и хранения, экскурсионного и административно-хозяйственного. Сотрудниками музея станут Анастасия Николаевна Бутусова, Александр Юрьевич Быков, Анастасия Владимировна Румянцева, Николай Викторович Румянцев и другие. Все сотрудники - местные. В основном это бывшие учителя и работники детского сада. Это связано с тем, что оба учреждения в населенном пункте были закрыты. Как ни парадоксально -в этом случае ситуация обернулась удачей и послужила развитию деревни.
Количество людей, причастных к работе музея, только множилось. Так, спустя время, в рубрике «Прогулки по музею» Кацкой летописи написали: «Мы как-то посчитали, что экономически к музею в Мартынове привязаны 229 человек из 15-ти населённых пунктов: внештатные экскурсоводы и аниматоры, ремесленники, поставщики сельхозпродукции, сезонные рабочие. Некоторые из них открывают собственные дела, и вот уже в Мартынове и его окрестностях появились гостевой дом Румянцевых, база отдыха «Лесной ручей», питомник ездовых собак хаски...» Так, у местных появляются новые рабочие места, новые способы заработка.
Количество деревенских построек, входящих в состав музея с 2000 года, тоже увеличилось. Сегодня это комплекс крестьянских изб конца XIX-начала XX столетий. По данным 2017 года, фонд Этнографического музея кацкарей включил в себя более 12 тысяч предметов. Для их хранения музей располагает отдельно стоящим фондохранилищем, для экспонирования - избой с хозяйственными постройками, школой грамоты, выставочным залом, расположенным в одной из изб, и парковой территорией. Мартыново становится полноценным туристическим пунктом. В последние годы в музей «примаскаливают» (приезжают) 20 тысяч человек в год [Голованов, 2024], интерес к месту только растет.
Туристы едут не просто в музей кацкарей, они едут посмотреть на «живую деревню». В 55-ти избах здесь проживает 70 человек, все коренные жители, ни одного дачника. До города не близко - до Углича - 60 км, до Мышкина - 39 км. На сайте Мышкинского муниципального района деревню называют «музеем под открытым небом», где можно увидеть неизменную старинную
крестьянскую застройку и деревенский быт: «В Мартынове все держат скотину, и в музее тоже есть подворье: лошади, овцы, гуси, индюки, курицы... А особенно хороша корова - приветливая, ласковая, словно взятая из кацкого мифа про Белую Корову - Солнце. Животных можно погладить, покормить с руки, сфотографировать. А в ответ корова Рыня всех оближет своим шершавым языком. О счастливом человеке ведь говорят: его корова облизала!» [Савичева].
О значимости живой деревни для туристов говорит Николай Румянцев, коренной кацкарь, один из сотрудников музея: «Кацкий стан -единственное, пожалуй, место во всей России, где ещё живёт почти уже угасшая крестьянская культура. И не просто живёт, а продолжает дальнейшее своё развитие! Ведь само Мартыново -это настоящая деревня, где нет ни одного дачника, все живут постоянно, работают и одновременно ведут своё личное хозяйство» [Савичева].
Музейные программы тоже рассказывают не просто о жизни кацкаря, а о жизни кацкаря-крестьянина. Экспонаты здесь не за стеклом, а на своих местах, от посетителей они не ограждены, что создает ощущение не искусственно созданного пространства, а настоящего обжитого дома. Гости могут составить полное представление о жизни жителей окрестности реки Кадка -осмотреть интерьеры, заглянуть на кухню, на крыльцо, в куть (угол в избе против устья русской печки), в горницу, на гандарею (сени), на повети (чердак), в подсенницу, на двор и одво-рицу (придомовая территория). Кацкие избы достаточно типичны для средней полосы России, но внутри наполнены местным колоритом [Этнографический музей].
Экспозиция музея состоит из привычных для быта крестьян предметов. Можно встретить рубеля (предмет домашнего обихода для выколачивания и глажения белья) и колотушки (деревянный молот или закруглённое полешко, с отёсанным для черена концом). На них изображены кацкие «поконницы» (от кацкого слова «по-кон» - род) - родовые знаки. Наталья Шалаева рассказывает: «У каждой крестьянской семьи существовала такая мета, а это мета - нашей семьи Лепёшкиных из Дьяконовки в виде полетав-ки (бабочки)» [Савичева]. В избе можно увидеть и кацкие вещи, к примеру, брать (льняную кац-кую уздечку) и громотуху (погремушку из бычьего пузыря).
В трапезной избе подают щи, томлёную картошку, топлёное масло и молоко, блины и пиро-
ги - все из русской печи. Только блины здесь называются «наивухи», а пироги - «прежонцы». В остальном блюда вполне обычные для деревенского жителя. Подают квашеную капусту и соленья собственного приготовления.
Кроме музея туристы могут посетить и другие локации. Фольклорный театр коменничаний разыгрывает около 400 представлений в год. Есть традиционные сюжеты, в повествование которых вплетаются последние события деревни. Повествование ведется на кацком диалекте. Существует специальная программа для детей - познавательная игра-викторина «Праской кацкарь!», основанная на особенностях кацкой жизни, и урок кацкого диалекта. После обучения дарят блокнот с прибайкёй (то есть стихотворением). Но больше детей привлекает подворье, где животных можно погладить и покормить: это овцы романовской породы, коровы, лошади, гуси, куры.
Есть развлечения, в которых активно участвуют жители Мартыново - праздничные программы. На святки занимаются убанчиванием (украшением) ёлки - на ветки привязывают цветные вязки (лоскутки ткани) и гадают, способы у них свои. Зимой при хорошей погоде устраивают катание на лошадях. Масленицу кацка-ри тоже празднуют - сжигают еловое полохало (аналог чучела). Знакомые обычному русскому человеку развлечения, но на свой лад.
В лавке при музее продают кацкие сувениры -различную утварь и рукодельные мелочи. Можно купить и деревенские продукты - молоко, масло, мед, сборы трав. Здесь же можно купить деревенский журнал «Кацкая летопись».
На прощание гостям принято желать:
«Пусть к вам Белая Корова примаскалит!
И назыкаёт цельнеё голомено светляди, теп-ляди,
Щастья, именья
Иладих всевозможных!»
Чаще говорят короче: «Пусть к вам белая корова примаскалит». Белая корова - герой главного мифа кацкарей, она символизирует солнце, а пожелание встретить ее означает пожелание счастья и добра.
Заключение
Гений места - уникальное явление, благодаря которому географические локации обретают новые смыслы. Территория в Ярославской области, расположенная в Мышкинском, Угличском и частично Некоузском районах, спустя годы вновь обрела историческое название - Кацкая волость.
При схожих особенностях, к примеру, у поморов (самобытная этнографическая группа русского народа, проживающая на побережье Белого и Баренцева морей) или сицкарей (субэтническая группа русских, живущая в нижнем течении реки Сить), нигде ранее не возникло таких же проектов, отражающих характерные черты быта и культуры деревенского сообщества. Выпускаемая здесь «Кацкая летопись» - едва ли не единственное в России периодическое издание краеведческой тематики, которое выходит в деревне вот уже более 30-ти лет. В мировом опыте подобные явления сохранения культурных традиций описывают ряд авторов [Berner, 1967; Jansson, 2002; Hepp, 2012], однако, описанное явление не имеет точных аналогов.
Наличие гения места играет определяющую роль в формировании образа места, в его узнаваемости. Гений места для деревни Мартыново, для Кацкой волости или Кацкого стана - Сергей Темняткин. Именно благодаря ему географическая точка стала пространством, которое обрело новые смыслы. Сегодня Мартыново - одна из самых известных живых деревень и музей под открытым небом. В Этнографический музей кац-карей приезжает около 20 тысяч человек в год, чтобы посмотреть на жизнь кацкаря-крестьянина.
Справедливо, пожалуй, отметил сотрудник музея и один из соратников Сергея Темняткина -Николай Румняцев: «С нашей старостью придёт и старость деревни. И тогда в небытие может уйти и Мартыново, и уникальная культура кац-карей» [Савичева], что еще раз доказывает ключевую роль личности в сотворении образа места.
Библиографический список
1. Алексеева В. Л. Структура концепта «гений места» // Известия высших учебных заведений. Серия Гуманитарные науки. Иваново : Ивановский гос. химико-технологический у-тет, 2015. № 2 Т. 6. C. 88-91.
2. Вайль П. Гений места. Москва : CORPUS, 2010. 448 c.
3. Ваняшова М. Гений места. Историк театра Маргарита Ваняшова - о том, почему ярославцы не хотят объединяться с Александринкой. URL: https://iz.ru/872369/margarita-vaniashova/genii-mesta (дата обращения: 02.02.2024).
4. Вергилий. Энеида. Сервий. Комментарии к «Энеиде» / пер. Н. А. Федорова. Серия: Античное наследие. Москва : Лабиринт, 2001. 288 с.
5. Голованов В. Русский мир. URL: https://m.rusmir.media/2015/07/01/muzey (дата обращения: 12.01.2024).
6. Гречухин В. Кацкий «Акрополь» // Углече поле. Углич : МЕДИАРОСТ, 2012. № 14. С. 74-83.
7. Ермолин Е. А. Ярославский край. Мельгу-нов А. П. / Е. А. Ермолин, В. М. Марасанова. URL: http://www.yaroslavskiy-kray.com/402/melgunov-a-p.html (дата обращения: 02.02.2024).
8. Замятин Д. Н. Гений места и город: варианты взаимодействия / Д. Н. Замятин, Н. Ю. Замятина // Вестник Евразии. Москва : АНО «Образовательно -исследовательский и издательский центр "Вестник Евразии"», 2007. № 1. С. 62-87.
9. Замятин Д. Н. Гений места. Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 4. Москва : Ин-т Наследия, 2007. 270 с.
10. Кацкая летопись. URL: http://kl-21.narod.ru (дата обращения: 12.01.2024).
11. Кацкая летопись. Мартыново : Полиграфия, 2011. № 2 (158). 19 с.
12. Крейцер А. В. Александр Блок и «дух места» Аптекарского острова // «Гений места» в русском искусстве ХХ века : мат. Всероссийской науч. конф., посвященной 135-летию И. И. Машкова [10-11 ноября 2016 г.] : сб. науч. ст. Волгоград : Панорама, 2016. С. 88-95.
13. Маланина И. Серебряный голубь - символ процветающей России. URL:
https://gudok.ru/newspaper/?ro=752774 (дата обращения: 12.01.2024).
14. Музеи Мышкина. Этнографический музей Кац-карей. URL: https://myshkinru.ru/Museums/katskarey.htm (дата обращения: 02.02.2024).
15. Музей кацкарей получит новое оборудование в рамках нацпроекта «Культура». 14.07.2022. // UGLICH-ONLINE. URL: https://uglich-online.ru/articles/ofitsialnaya-informatsiya/item/39315-muzej-katskarej-poluchit-novoe-oborudovanie-v-ramkakh-natsproekta-kultura.html (дата обращения: 12.01.2024).
16. Официальный сайт Мышкинского муниципального района. URL: http://myshkinmr.ru/rus/tur-deyatelnost/museums/katskari (дата обращения: 12.01.2024).
17. Савичева О. Загадочная страна кацкарей. В ярославской глубинке живёт необычный народ. URL: https://yar.aif.ru/culture/persona/zagadochnaya_strana_kac karey_v_yaroslavskoy_glubinke_zhivyot_neobychnyy_nar od (дата обращения: 02.02.2024).
18. Саюнов И. О. Топика реального пространства в стихотворениях А. Н. Яхонтова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. Псков : Псковский гос. у-тет, 2013. № 3. С. 100-110.
19. Суслов А. Главный хранитель кацкого мира. Углич : МЕДИАРОСТ, 2012. № 14. С. 2
20. Темняткин С. Н. Моя кацкая Русь: люди, предания, обычаи, верования западных земель Ярославского края. Ярославль : Издательство Александра Руткина, 2003. 192 с.
21. Темняткин Сергей Николаевич. Яркипедия. URL: https ://yarwiki.ru/article/2575/temnyatkin-sergej -nikolaevich (дата обращения: 02.02.2024).
22. Фонд имени Д. С. Лихачева. URL: http://www.lfond.spb.ru/prizes/asceticism/ (дата обращения: 12.01.2024).
23. Этнографический музей кацкарей. URL: http://katskari.ru/ (дата обращения: 12.01.2024).
24. Юрьев А. В. «Углече Поле» теперь бахорят по-кацки // Информационный портал Угличского муниципального района. URL: http://uglich.ru/news/culture/2012/11/07/news10570/ (дата обращения: 12.01.2024).
25. Я покону кацкого! Учебник по кацкой этнографии. Специальный выпуск журнала «Кацкая летопись». Мартыново : Этногафический музей кацкарей, 2009. № 4 (151).
26. Berger P. L., Luckmann. T. The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge. London: Doubleday. 1967.
27. Hepp A. Cultures of Mediatization. Cambridge: Polity. 2012.
28. Jansson A. The Mediatization of Consumption: Towards an Analytical Framework of Image Culture. Journal of Consumer Culture 2 (1): 5-31. 2002. DOI: https://doi.org/10.1177/146954050200200101
Reference list
1. Alekseeva V L. Struktura koncepta «genij mesta» = The structure of the concept of «genius of the place» // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Serija Gumanitarnye nauki. Ivanovo : Ivanovskij gos. himiko-tehnologicheskij u-tet, 2015. № 2 T. 6. C. 88-91.
2. Vajl' P. Genij mesta = Genius of the Place. Moskva : CORPUS, 2010. 448 c.
3. Vanjashova M. Genij mesta. Istorik teatra Margarita Vanjashova - o tom, pochemu jaroslavcy ne hotjat ob#edinjat'sja s Aleksandrinkoj = Genius of the place. Theater historian Margarita Vanyashova - about why Yaroslavl residents do not want to unite with Alexandrinka. URL: https://iz.ru/872369/margarita-vaniashova/genii-mesta (data obrashhenija: 02.02.2024).
4. Vergilij. Jeneida. Servij. Kommentarii k «Jeneide» = Aeneid. Servius. Comments on «Aeneid» / per. N. A. Fedorova. Serija: Antichnoe nasledie. Moskva : Labirint, 2001. 288 s.
5. Golovanov V. Russkij mir = Russian world. URL: https://m.rusmir.media/2015/07/01/muzey (data obrashhenija: 12.01.2024).
6. Grechuhin V Kackij «Akropol'» = Katsky «Acropolis» // Ugleche pole. Uglich : MEDIAROST, 2012. № 14. S. 74-83.
7. Ermolin E. A. Jaroslavskij kraj. Mel'gunov A. P. = Yaroslavl region. Melgunov A. P. / E. A. Ermolin, V M. Marasanova. URL: http://www.yaroslavskiy-kray.com/402/melgunov-a-p.html (data obrashhenija: 02.02.2024).
8. Zamjatin D. N. Genij mesta i gorod: varianty vzaimodejstvija = Genius of place and city: options for inter-
action / D. N. Zamjatin, N. Ju. Zamjatina // Vestnik Evrazii. Moskva : ANO «Obrazovatel'no-issledovatel'skij i izdatel'skij centr "Vestnik Evrazii", 2007. № 1. S. 62-87.
9. Zamjatin D. N. Genij mesta. Materialy k slovarju gumanitarnoj geografii = Genius of the place. Materials for the dictionary of humanitarian geography // Gumanitarnaja geografja: Nauchnyj i kul'turno-prosvetitel'skij al'manah. Vyp. 4. Moskva : In-t Nasledija, 2007. 270 s.
10. Kackaja letopis' = Katskaya Letopis. URL: http://kl-21.narod.ru (data obrashhenija: 12.01.2024).
11. Kackaja letopis' = Katskaya Letopis. Martynovo : Poligrafija, 2011. № 2 (158). 19 s.
12. Krejcer A. V Aleksandr Blok i «duh mesta» Aptekarskogo ostrova = Alexander Blok and the «spirit of the place» of Aptekarsky Island // «Genij mesta» v russkom iskusstve HH veka : mat. Vserossijskoj nauch. konf., posvjashhennoj 135-letiju I. I. Mashkova [10-11 nojabrja 2016 g.] : sb. nauch. st. Volgograd : Panorama, 2016. S. 88-95.
13. Malanina I. Serebrjanyj golub' - simvol procvetajushhej Rossii = Silver dove - a symbol of prosperous Russia. URL: https://gudok.ru/newspaper/?ID=752774 (data obrashhenija: 12.01.2024).
14. Muzei Myshkina. Jetnograficheskij muzej Kackarej = Myshkin Museums. Katskarei Ethnographic Museum. URL: https://myshkinru.ru/Museums/katskarey.htm (data obrashhenija: 02.02.2024).
15. Muzej kackarej poluchit novoe oborudovanie v ramkah nacproekta «Kul'tura». 14.07.2022 = The Katskari Museum will receive new equipment within the framework of the «Culture» national project. 14.07.2022. URL: https://uglich-online.ru/articles/ofitsialnaya-informatsiya/item/3 9315-muzej -katskarej -poluchit-novoe-oborudovanie-v-ramkakh-natsproekta-kultura.html (data obrashhenija: 12.01.2024).
16. Oficial'nyj sajt Myshkinskogo municipal'nogo rajona = The official website of the Myshkinsky municipal district. URL: http://myshkinmr.ru/rus/tur-deyatelnost/museums/katskari (data obrashhenija: 12.01.2024).
17. Savicheva O. Zagadochnaja strana kackarej. Vjaroslavskoj glubinke zhivjot neobychnyj narod = Mysterious land of katskars. Unusual people live in the Yaroslavl outback. URL:
https://yar.aif.ru/culture/persona/zagadochnaya_strana_kacka rey_v_yaroslavskoy_glubinke_zhivyot_neobychnyy_narod (data obrashhenija: 02.02.2024).
18. Sajunov I. O. Topika real'nogo prostranstva v stihotvorenijah A. N. Jahontova = Topics of real space in poems by A. N. Yakhontov // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Social'no-gumanitarnye i psihologo-pedagogicheskie nauki. Pskov : Pskovskij gos. u-tet, 2013. № 3. S. 100-110.
19. Suslov A. Glavnyj hranitel' kackogo mira = Chief keeper of the Katz world. Uglich : MEDIAROST, 2012. № 14. S. 2
20. Temnjatkin S. N. Moja kackaja Rus': ljudi, predanija, obychai, verovanija zapadnyh zemel' Jaroslavskogo kraja = My Katskaya Russia: people, traditions, customs, beliefs of the western lands of the Yaroslavl Territory. Jaroslavl' : Izdatel'stvo Aleksandra Rutkina, 2003. 192 s.
21. Temnjatkin Sergej Nikolaevich. Jarkipedija = Temnyatkin Sergei Nikolaevich. Yarkipedia. URL: https://yarwiki.ru/article/2575/temnyatkin-sergej-nikolaevich (data obrashhenija: 02.02.2024).
22. Fond imeni D. S. Lihacheva = Foundation named after D. S. Likhachev. URL:
http ://www.lfond. spb. ru/prizes/asceticism/ (data
obrashhenija: 12.01.2024).
23. Jetnograficheskij muzej kackarej = Ethnographic Katskars Museum. URL: http://katskari.ru/ (data obrashhenija: 12.01.2024).
24. Jur'ev A. V «Ugleche Pole» teper' bahorjat po-kacki = «Ugleche Pole» now speak in katsky // Informacionnyj portal Uglichskogo municipal'nogo rajona URL: http://uglich.ru/news/culture/2012/11/07/news10570/ (data obrashhenija: 12.01.2024).
25. Ja pokonu kackogo! Uchebnik po kackoj jetnografii. Special'nyj vypusk zhurnala «Kackaja letopis'» = I am katsky! Textbook on Katsk ethnography. Special issue of Katskaya Letopis magazine. Martynovo : Jetnogaficheskij muzej kackarej, 2009. № 4 (151).
26. Berger P. L., Luckmann. T. The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge. London: Doubleday. 1967.
27. Hepp A. Cultures of Mediatization. Cambridge: Polity. 2012.
28. Jansson A. The Mediatization of Consumption: Towards an Analytical Framework of Image Culture. Journal of Consumer Culture 2 (1): 5-31. 2002. DOI: https://doi.org/10.1177/146954050200200101
Статья поступила в редакцию 23.01.2024; одобрена после рецензирования 25.02.2024; принята к публикации 28.03.2024.
The article was submitted 23.01.2024; approved after reviewing 25.02.2024; accepted for publication 28.03.2024.